Научная статья на тему 'НАУЧНАЯ ПРОГРАММА ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА В СОЦИОЛОГИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

НАУЧНАЯ ПРОГРАММА ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА В СОЦИОЛОГИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
42
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПАРАДИГМА / Э.ДЮРКГЕЙМ / ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бариева А. А.

Рассмотрены достоинства и недостатки научно-исследовательской программы классической социологии Эмиля Дюркгейма. Ее применении к медицинской социологии. Утверждается, что данная исследовательская программа может служить вполне адекватной теоретико-методологической основой исследований в области социологии медицины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SCIENTIFIC PROGRAM OF EMILE DURKHEIM IN SOCIOLOGY OF HEALTH

The advantages and disadvantages of research programme of classical sociology Emile Durkheim. In its application to medical sociology. it is alleged, that the research program could serve as a perfectly adequate theoretical-methodological Foundation of research in the sociology of medicine.

Текст научной работы на тему «НАУЧНАЯ ПРОГРАММА ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА В СОЦИОЛОГИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

международной научно-практической конференции памяти профессора Б.Х. Жерукова. 2013. С. 452-453.

Бариева А. А., к.соц.н.

ассистент

кафедра профессионального обучения, педагогики и социологии Казанский Государственный Архитектурно-Строительный

Университет

НАУЧНАЯ ПРОГРАММА ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА В СОЦИОЛОГИИ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Рассмотрены достоинства и недостатки научно-исследовательской программы классической социологии Эмиля Дюркгейма. Ее применении к медицинской социологии. Утверждается, что данная исследовательская программа может служить вполне адекватной теоретико-методологической основой исследований в области социологии медицины.

Ключевые слова: медицинская социология, научно-исследовательская парадигма, Э.Дюркгейм, организация здравоохранения, социальные факты.

A.A. BARIEVA

Ph.d., Assistant Professor of professional education, pedagogy and sociology, Kazan State University of architecture and civil engineering

THE SCIENTIFIC PROGRAM OF EMILE DURKHEIM IN SOCIOLOGY OF HEALTH

The advantages and disadvantages of research programme of classical sociology Emile Durkheim. In its application to medical sociology. it is alleged, that the research program could serve as a perfectly adequate theoretical-methodological Foundation of research in the sociology of medicine.

Keywords: medical sociology, research paradigm, e. Durkheim, Health Organization, social facts.

Классиками социологии 19 века принято считать трех западноевропейских мыслителей - К. Маркса, Э. Дюркгейма и М. Вебера. Выработанные этими социологами исследовательские программы представляют собой основной концептуальный каркас классической социологии. Они находятся в достаточно сложных отношениях друг к другу, часто оперируя, плохо соизмеримыми, друг с другом понятиями.Эти проблемы, а также многие другие, делают необходимым обращение к работам немарксистских классиков социологии 19 века в поисках ответов на современные вопросы.

Первым в этом списке стоит основатель французской социологической школы Эмиль Дюркгейм (1858 - 1917). Но сам Дюркгейм не оставил

специальных работ, посвященных применению основных положений его социологии к проблемам социальной медицины и организации здравоохранения. В то же время работы его учеников содержат ряд спорных и противоречащих друг другу выводов [1], [2]. Поэтому необходимо обратиться к изложению тех основных положений его исследовательской программы, которые имеют непосредственное отношение к проблемам социальной медицины (и социологии здравоохранения).

Согласно широко распространенной точке зрения, Дюркгейм был отцом позитивистской и функционалистской социологии [3], [4]. Так ли это? - Прежде всего, тезис о том, что Эмиль Дюркгейм был «позитивистом» в социологии, не выдерживает критики. В гносеологии позитивизм сводится к требованию редукции (сведения) всего научного знания к «твердым фактам», к непосредственным индуктивным обобщениям «протокольных предложений наблюдений». В аналитической философии только такое теоретическое положение считается научно осмысленным, которое прямо вытекает из "опыта". Позитивистская онтология хорошо выражена в виттгенштейновском взгляде на мир как на совокупность "атомарных фактов". («Мир есть все то, что имеет место»).

Действительно, основатель французской социологии не без основания требовал «рассматривать социальные факты как вещи» [5]. Но для Дюркгейма «социальный факт» вовсе не сводился к простым показаниям органов чувств или протокольным данным опыта. Основной предмет социологического исследования - социальный факт - это нормы, ценности, образцы поведения, существующие в обществе относительно самостоятельно от индивидов.

Более того, для Дюркгейма "социальный факт" реален, но не дан в непосредственном опыте. Так, в своей классической работе "Самоубийство"[6]. Дюркгейм пытается объяснить корреляции между данными суицидальной статистики и данными по социальным ассоциациям при помощи социальных фактов, образованных балансом сил коллективной социальной жизни: эгоизмом, альтруизмом, фатализмом и аномией.

Аналогично, Дюркгейм употребляет функционалистскую терминологию в смыслах, значительно отличающихся от работ Толкотта Парсонса и Роберта Мертона. В то время как Т. Парсонс ищет отношения между наблюдаемыми частями социальных систем, Дюркгейм работает в сфере реальности, находящейся вне обычного опыта. Его онтология ближе к платоновскому реализму, чем к англо-американскому номинализму. Вся методология Дюркгейма исходит из того, что общество является чем-то большим, чем простая арифметическая сумма составляющих его частей [7].

Далее, несмотря на то, что в тандеме "индивид-общество" Дюркгейм исходит из первичности социального, это не означает растворения индивида в обществе. Напротив, одна из «сквозных» тем его социологии - постоянное взаимодействие индивида и общества. Для Дюркгейма предмет социологии -особая сфера реальности - социальная реальность, не сводимая ни к

протокольным предложениям опыта, ни к предельно абстрактным категориям гегелевской «феноменологии духа». Именно для обоснования этого нетривиального положения Дюркгеймом и написан его признанный шедевр - книга «Самоубийство». Говоря более привычным для нас языком, предмет социологии Э.Дюркгейма - это общественное сознание и сложная диалектика его взаимоотношений с сознанием индивидуальным. Это коллективное сознание присутствует в человеке, в индивиде, но в качестве его стороны, аспекта. Оно может быть и "внешним" по отношению к нему, иногда выступая в качестве враждебной и даже несущей смерть или распад силы. В этом плане одним из наиболее интересных и плодотворных применений его социологии, связанных с работой учеников Дюркгейма -Герца и др. - является проблема «умирания и смерти», и, в более общем случае, проблема «социального восприятия смерти». Именно эта проблема является своеобразной лакмусовой бумажкой, наглядно высвечивающей радикальные отличия дюркгеймовской социологии от позитивистского и функционалистского направлений.

Далее, в своем последнем шедевре - в "Элементарных Формах Религиозной Жизни" - Дюркгейм убедительно демонстрирует, что такие фундаментальные формы человеческого восприятия как «пространство» и «время» не выражают ни природы вещей (как у Локка), ни природы воспринимающих их умов (как в априоризме Канта). Они являются закономерными продуктами коллективной социальной жизни. Они меняются только по мере необратимых изменений ее форм. В соответствии с изменением этих форм можно также рассматривать то, как изменяются формы восприятия здоровья, болезни и медицины вообще.

Другой сферой приложения социологии к медицине Э.Дюркгейма является проблематика социальных причин болезней. Данная парадигма предполагает рассмотрение взаимоотношений между обществом и болезнями посредством соответствующего использования абстрактных таких теоретических объектов, которые способны выявить структуры, генерирующие социальные явления. Причины заболеваний, подобных стрессу, находятся в определенных «моральных силах» или "токах", протекающих в общественном сознании. С одной стороны, эти силы усваиваются индивидами, но с другой - остаются внешними для них.

Использованные источники:

1. La Capra D.Emile Durkheim.University of Chicago Press, 1985.

2. Lukes S.Emile Durkheim: his Life and Work.Harmondsworth:Penguin, 1973

3. Дюркгейм Эмиль. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон. - 1995.

4. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. М., Мысль.-1994.

5. Эмиль Дюркгейм . О разделении общественного труда..М.,Канон.-1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.