Научная статья на тему 'Научная монография: созидание и путь к акме (рефлексия ученого на работу над научной монографией)'

Научная монография: созидание и путь к акме (рефлексия ученого на работу над научной монографией) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
669
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Развитие личности
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научная монография: созидание и путь к акме (рефлексия ученого на работу над научной монографией)»

Светлана Сапожникова

НАУЧНАЯ МОНОГРАФИЯ: СОЗИДАНИЕ И СОТВОРЧЕСТВО

(Рефлексия редактора на взаимодействие автора, издателя, читателя)

Великое идеополе общественного сознания - предтеча взаимодействия в триаде «автор -книга - читатель»

Научная монография - издание, требующее специального подхода к созиданию произведения автором-ученым, особого понимания его воплощения издателем и целенаправленного поиска включенных в негоЬ идей читателем, ориентированным на научно-исследовательскую деятельность.

Идея создания научной монографии возникает у ученого не враз: ей предшествует длительный, порой мучительный поиск проблемного поля, нуждающегося в объективном освещении, возникновение потребности поделиться результатами исследовательской деятельности с научным сообществом. Однако, единожды завладев умом ученого, идея создания научного труда начинает постепенно прорастать, оформляться в концепцию, вызревать сначала

Научная монография - особый вид изданий

на уровне содержательных, а затем структурных составляющих будущего произведения. Путь к научной монографии-рукописи порой долог и не прост.

Читатель, ориентированный на выбор научной монографии, движим другими мотивами - обогатить собственный научно-исследовательский опыт, узнать об идеях и подходах, позволяющих глубже проникнуть в предмет своего изучения, быть активным участником научного сообщества, ориентирующимся в тенденциях развития интересующей научной области и сопряженных научных областей.

Для издателя научная монография - специфический вид изданий, который требует особых временных, интеллектуальных, финансовых затрат. Кроме того, научная монография - это книга, которая бытует на книжном рынке более продолжительный период, по сравнению с художественными, справочными, учебными, научно-популярными изданиями.

Издатель, взявший на себя ответственность по воплощению произведения ученого в структурно-содержательный, художественно-полиграфический объект материальной и духовной культуры, должен иметь внутреннюю позицию по отношению к данному виду изданий, обладать необходимыми качествами: широкой эрудицией, пониманием историко-социальной значимости развития науки и продвижения ее идей в виде книг, нацеленностью на духовный поиск, личностный, профессиональный рост.

Зарождение взаимодействия между автором, издателем и читателем происходит в контексте Великого идеопо-ля общественного сознания, которое «содержит не только сгущенные идеи, выверенные временем эталонные образы и нравственные ориентиры, но и разнообразные синкретические элементы образов, идей, домыслов, предчувствий и пр. человечества, рожденных в пространстве и времени истории» [1]. Сгущенные идеи Великого идеополя общественного сознания трансформируются и получают свое дальнейшее развитие в деятельности автора, издателя и читателя, концептуально воплощаясь в книге.

Научная монография занимает особое место среди многообразного назначения и классификаций изданий.

Научная монография - уникальный результат интеллектуально-творческой деятельности автора-ученого. Монография является показателем высокого уровня ориентированности автора на профессиональное развитие, свидетельствует о сформированности у него ценностных приоритетов и следования им.

Научная монография - издание, имеющее свой особый читательский адрес: это представители научного сообще-

Ориентиры созидательной деятельности ученого

ства, включенные в научно-исследовательскую деятельность (ученые, студенты, аспиранты, специалисты-практики). Среди них можно выделить группу читателей, обнаруживающих глубокую погруженность в сферу исследования и стремящихся достичь высокого уровня профессионального развития - акме (В.С. Мухина) [2]. Такие читатели могут быть причислены к научной элите [3].

Научная монография - это издание, имеющее свою структурную, содержательную и жанровую специфику. Чтобы диалог автора-ученого и заинтересованного читателя состоялся, требуется серьезная работа со стороны издательского редактора. Задача редактора - постичь идеи и сверхидеи (В.С. Мухина) произведения автора-ученого, проследить логику научного изложения, устранить структурно-содержательные недочеты. Высокий уровень профессионального мастерства позволяет редактору организовать создание справочно-поискового и справочно-библиог-рафического аппарата издания, что требует специальных профессиональных знаний и глубокой личностной включенности в работу над научным произведением. Результат этой деятельности - качественное издание, позволяющее продуктивно работать с материалом монографии.

В деятельность по созданию научной монографии, по совершенствованию ее структурно-содержательных составляющих, по постижению идей и сверхидей произведения автор и редактор включены личностно.

Творческая научная деятельность по созданию монографии требует от автора-ученого следования значимым ценностным ориентирам. В научной монографии должны быть представлены: новые для научного сообщества и заинтересованного читателя концептуальные положения, идеи и теоретические обобщения, соответствующие насущным ожиданиям научного и мирового сообщества.

Автор-ученый, работая над созданием монографии, стремится организовать информационно-содержательный массив монографии в визуально-логическую структуру, включающую традиционно закрепленные в книжной культуре составляющие аппарата издания (библиографический список; указатели: именной, предметный, тематический).

Уникальность произведения обусловлена личностью автора-ученого, создающего свой научный труд в определенной отрасли науки, в рамках которой он осуществляет свою деятельность, а также уровнем владения им научной письменной речью.

Авторская деятельность ученого - специфическая сфера научного творчества. Автора движим стремлением вынести на обсуждение научного сообщества значи-

мые идеи, потребностью в отстаивании исследовательской позиции, желанием получить отклики других ученых, настойчивостью в следовании своему замыслу, последовательностью в авторской работе над рукописью. Работа ученого над научной монографией раскрывает его творческий потенциал, обнаруживает уникальные личностные особенности.

Автор научной монографии должен быть сензитивен к историческому времени и социокультурному контексту периода, в который создается произведение. Стремление автора должно характеризовать его не только как профессионала, но и как нравственную личность, нацеленную на открытие истины и готовую бороться за нее. В этом случае автор-созидатель научной монографии выступает как личность, ориентированная на духовное развитие и достижение уровня акме в профессиональной деятельности [4].

В процессе работы над произведением автор-ученый актуализирует сформированные в среде научного сообщества знания (научная методология исследования; общенаучные знания, профессиональные знания; знания проблем, разрабатываемых в пределах данной системы наук; знание современных методов исследования; широкая эрудиция и др.), умения (творческая работа; постановка задач; выдвижение гипотезы; обобщение на основе недостаточного числа признаков; выделение главного, существенного в любом вопросе, критическая оценка результатов исследований; системное, комплексное мышление; самостоятельное, нестандартное мышление; четкое, логичное и доказательное формулирование своих мыслей, выводов, предложений; умение работать в коллективе и с коллективом - социальная коммуникабельность; относительно быстрое осваивание новых направлений исследований и др.) и навыки (работа с библиографией, литературное оформление и подготовка научного труда для работ над ним издателя-редактора и др.).

Одно из важнейших качеств автора-ученого - ответственность, тесно связанная с уровнем духовно-этического развития исследователя, с уровнем его ориентированности на достижение высоких результатов в профессиональной деятельности [5]. Ответственность, моральный контекст научного исследования связаны со следующими аспектами: с мотивацией прихода в науку; выбором области исследования и темы научной работы; выбором методов исследования и средств проверки полученных данных. При этом важным является то, «как конкретно сочетаются истинно-объективное свойство знания и отношение субъекта при его получении, то есть ценностный подход к познанию» [6].

Ориентиры в деятельности издателя

Ориентиры

читателя-

исследователя

Процесс воплощения произведения автора в книгу как объект материальной и духовной культуры осуществляется издателем и редактором. Издатель и редактор стремятся прозреть замысел автора-созидателя, постичь идеи и сверхидеи его произведения посредством актуализации своего интеллектуального, духовного, личностного потенциала, а также благодаря сензитивности к идеям Великого идеополя общественного сознания, найти адекватный способ структурно-содержательного, художественного и полиграфического воплощения произведения, ориентируясь на читательский адрес.

С точки зрения издателя, читательская аудитория научных монографий, будучи заинтересованной в научно-исследовательском поиске, высоко мотивированной на обнаружение идей, способствующих глубокому постижению собственного предмета исследования, нацелена на продуктивную работу с книгой. Именно поэтому издатель, сензитивный к потребностям читателя-специалиста, стремится создать качественное издание, условие для эффективной работы с книгой. Качество издания научной монографии определяется не только структурно-содержательными характеристиками высокого уровня, но и художественно-полиграфическим оформлением. Издатель, чуткий к настроениям и возможностям читательской аудитории, облекает произведение в такую форму, которая соответствует ожиданию читателя: от ориентации на стандартное оформление научного издания до создания ин-терьерных серий, которые отличаются высокохудожественным обликом.

Издатель заботится о читателе, создавая серии книг и тем самым помогая найти научные монографии, идеи которых востребованы читателем, а также предлагая комплексное освещение темы, заявленной в названии книжной серии. Научная серия подразумевает наличие концептуального подхода к содержанию произведений, авторитетности авторов, а также наличие единого художественного оформления, которое не только облегчает поиск книги читателем в магазине (виртуальном или реальном), но и стимулирует собрать всю коллекцию изданий, входящих в серию.

Предпочтения читателя-исследователя обусловлены феноменологией читательского выбора научных монографий, в том числе спецификой научно-исследовательской деятельности читателя, его личностными особенностями, культурой научного чтения, уровнем ориентированности на саморазвитие в профессиональной сфере.

Читатель научной монографии, являясь представителем научного сообщества, заинтересован в творческом ос-

Идентификация-отчуждение как механизмы творческого взаимодействия автора и издателя

мыслении идей научной монографии. Полагаем, что определяющим для понимания специфики читательской деятельности является понятие культуры научного чтения.

Культура научного чтения включает способность читателя-исследователя к самостоятельному осознанному выбору тематики чтения, обусловленному его индивидуальными и личностными особенностями, уровнем образованности, эрудиции, ценностными профессиональными и жизненными ориентациями, пониманием специфики исследовательской деятельности, владением научным тезаурусом, сформированным литературным вкусом, инструментами оценки вклада автора научного произведения в мировую науку.

Культура научного чтения подразумевает способность читателя декодировать язык научной монографии, ориентироваться в системе справочно-поискового и справочно-библиографического аппарата научного издания и в системе библиографических пособий и библиотечных каталогов.

Кроме того, культура научного чтения определяется умением читателя анализировать, критически оценивать, адекватно и продуктивно использовать теоретические идеи и воззрения авторов научных монографий в собственной научно-исследовательской деятельности.

Чем выше уровень культуры научного чтения читателя-исследователя, тем более продуктивными оказываются для него идеи научной монографии.

Для читателя-исследователя книга выступает не только как продукт творческой деятельности ученых и специалистов, но и как предмет потребления. Поэтому чем богаче предшествующий жизненный и научно-исследовательский опыт, тем большее влияние оказывает он на выбор решения, обогащая чтение, расширяя систему ожидания специалиста, развивая его ориентацию в литературе и умение видеть то, что стоит за текстом [7].

Понятие «издатель» шире, чем понятие «редактор» и включает весь комплекс процессов, направленных на воплощение произведения в художественно-полиграфический конструкт. Непосредственная деятельность редактора связана в первую очередь со структурно-содержательными составляющими издания, в то же время она включает постановку задачи по техническому и художественному оформлению.

В процессе работы над научной монографией между автором и редактором, редактором и издателем (главный редактор, специалисты по техническому и художественному оформлению издания и др.), автором и издателем возникают диалоги, дискуссии, нацеленные на поиск оптимального способа представления произведения автора-

Уровень акме -основа высокопродуктивного личностного взаимодействия автора, издателя и читателя

ученого читательской аудитории. Следует понимать, что особенность деятельности издателя заключается в работе и с автором, и с текстом.

Работа издателя с автором имеет свою специфику: есть авторы, сензитивные к идеям издателя, и есть отчужденные от деятельности издателя. Издатель и редактор также могут быть в разной степени сензитивны к идеям автора. Взаимная сензитивность автора и издателя к идеям, возникающим в период работы над научной монографией, порой предопределяет характер взаимоотношений между ними и может повлиять на качество издания.

Процесс авторско-издательских взаимоотношений сопровождается периодами идентификации автора и редактора, достигающих высокого уровня сотворческой работы над текстом: «В сплоченной социокультурной группе ее члены эмоционально идентифицированы, в сфере ценностных ори-ентаций наблюдается единство; совместная деятельность соединяет членов группы в чистой "радости общения" и в радости совместной деятельности» [8].

Периоды идентификации могут сменяться периодами отчуждения друг от друга автора и редактора (автора и издателя, редактора и издателя), что объясняется разными взглядами на многие аспекты работы над научной монографией (обсуждение идей, литературная правка, оформление и др.).

Идентификация и отчуждение - необходимые для творческой деятельности механизмы, способствующие созданию качественной научной монографии, отвечающей самым высоким запросам читателя-исследователя. Идентификация-отчуждение «действуют как исключительная способность человека проникать в суть явления, другого человека или другого существа — себе подобного и не подобного себе. Только отождествившись с другим и выйдя за его пределы посредством обособления от него, мы становимся способными к действительному познанию и проникновению в некоторую сущность этого другого» [9].

Деятельность по созданию научной монографии многомерна, требует от каждого участника - и автора, и издателя, и читателя - личностной позиции, ориентации на профессиональные ценности и высокий уровень профессионального развития.

Интеграция деятельности профессионалов разных областей на уровне акме создает основу для высокопродуктивного личностного взаимодействия автора, издателя и читателя.

Путь к акме является потенциалом развития автора и редактора и служит мотивом для развития акме читателя.

1. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность. (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). - Екатеринбург, 2007. - С. 39.

2. Мухина В.С., Хвостов АА. Акмеология научного творчества: Инновационная образовательная программа МПГУ (для аспирантов). - М.: МПГУ, 2008. - 11 с. (На правах рукописи).

3. Там же. - С. 23.

4. Там же. - С. 25.

5. Там же. - С. 26.

6. Лазар МГ. Этика науки: Философско-социологические аспекты соотношения науки и морали / Под ред. И.А. Майзе-ля. - Л.: ЛГУ, 1985. - 126 с. - С. 92-93.

7. Рокицкая Э.Е. Изучение условий и ситуаций чтения как подход к соотнесению особенностей информационных потребностей специалистов и технической литературы // Проблемы дифференциации читателей и психологии чтения: Сб. науч. тр. - Л.: ЛГИК им. Н.К. Крупской, 1980. -174 с. - С. 106-118. - С. 114.

8. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность. (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). - Екатеринбург, 2007. - С. 445.

9. Там же. - С. 451.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.