Теория
и исследования
Личность
в контексте культуры
Валерия Мухина
диалог субъектов
В ПОЛЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: АВТОР И ЕГО ЧИТАТЕЛь
Аннотация: Обсуждаются: значимость позиций автора и его читателя в диалогах - субъектов по поводу идей, теорий и тезауруса научной монографии; посредническая позиция автора между идеями Великого идеополя и научной элитой - читателями научных монографий; значение фундаментальных идей для приумножения общественной исторической силы.
Ключевые слова: идеи и тезаурус научных монографий; Великое иде-ополе общественного сознания; диалог субъектов в поле научного знания (автор - монография - читатель).
Annotation: Discussed: the significance of the positions of the author and his reader as the subjects in the dialogues about the ideas, theories and thesaurus of the scientific monograph; author's mediatory position between the ideas of the Great ideology field and scientific elite as a reader of the scientific monograph; the importance of the fundamental ideas for increasing social historical power.
Keywords: ideas and thesaurus of scientific monograph, Great ideology field of social consciousness, subjects' dialogue in the context of the scientific knowledge.
Умственный труд и нравственный подвиг всегда останутся лучшими строителями общества, самыми мощными двигателями человеческого развития
В.О. Ключевский
Нет ни первого, ни последнего слова и нет границ диалогическому контексту
М.М. Бахтин
Диалоги глубинно представляли агон - борьбу противоположных мнений
Расширение понятия «диалог»
Диалог (греч. diálogos - беседа) - с древних времен сложившийся жанр философии, состоящий в собеседовании или споре двух или более лиц. Вслед за предшественниками и учителями великий Сократ развивал и оттачивал свое словесное мастерство в изустных диалогах со своими учениками в поисках истины и подлинного знания. В дальнейшем диалог получил развитие у Платона («Диалог», «Кристон», «Федон», «Пир», «Филеб», «Федр», «Теэтет» и др.), у его современника Ксенофонта («Воспоминания», «Пир»), у Лукиана («Разговоры богов», «Разговоры гетер», «Разговоры в царстве мертвых») и др.
Теперь это были не только устные дебаты, но и книги - представляющие диалоги в зримых знаках языка и позволяющие перечитывать, переосмысливать зримое поле идей в соответствии с особенностями психических функций и уровнем культуры читателя.
Диалоги древних философов, писателей, поэтов глубинно представляли агон - борьбу противоположных мнений. Здесь в диалогах проявляется драматизм сталкивающихся идей. Л.Ф. Лосев писал о греческих диалогах, что в них «бывает внутренний драматизм борющихся идей, противоположных убеждений» [1].
Аристотель был творцом новой формы - научного дискуссионного диалога. Он же развивал новые постдиалогические формы.
Позднее диалог получил свое распространение в XVII-XVIII вв. во Франции (Б. Паскаль, Ф. Фенелон, Д. Дидро). Еще позднее диалог стал предметом изучения психолингвистики, психологии речи и других отраслей знаний. Сегодня диалог используется в качестве: композиционно-речевой формы высказывания; формообразующего принципа поиска сложных идей и др.
Особое значение в развитии понимания диалога приобрели труды М.М. Бахтина, который существенно расширил значения этого понятия.
М.М. Бахтин постоянно обсуждал сущностные особенности высказывания литературного героя в диалоге, позицию автора как «объемлющую реакцию» внутреннего, контекстного диалога [2]. При этом исследователь ввел расширительное понятие - «диалоги цельных людей», когда «ценностный центр лежит в обсуждаемых проблемах» [3].
Множество смыслов понятия «диалог»
Диалог - это особый тип смысловых отношений
М.М. Бахтин понятие «диалог» употреблял во многих смыслах. Прежде всего он имел в виду: 1 - речевой жанр (вслед за древнегреческими философами); 2 - вторичный жанр (философский, риторический, художественный диалоги); 3 - композиционно-речевую форму высказывания (беседа двух и более лиц); 4 - формообразующий принцип духа, некоторой противоположностью которого является монолог; 5 - всякое речевое общение и многое др. М.М. Бахтин настаивал на том, что диалогические отношения «совершенно невозможны без логических и предметно-смысловых отношений» [4].
Согласно М.М. Бахтину диалогические отношения являются персонологическими - «особого рода смысловыми отношениями» [5]. Это означало понимание диалога как субъект-субъектных отношений. Участниками этих отношений являются «я» и «другой». М.М. Бахтин обсуждал «понимание как диалог» [6], а диалог подразумевал как понимание. Кроме того: «Каждый диалог происходит как бы на фоне ответного понимания незримо присутствующего «третьего», стоящего над всеми участниками диалога... Указанный «третий» вовсе не является чем-то мистическим или метафизическим. -это конститутивный момент целого высказывания»* [7]. В диалоге всегда возникает проблема «двухголосого слова» и «понимания». Слово может ощущаться и восприниматься «как чужое», как «межиндивидуальное», как «ничейное» [8]. М.М. Бахтин выделил и объяснил «ненамеренную диалогичность», «нулевые диалогические отношения», «диалогические отношения согласия» и «отношения понимания» [9].
Из многотрудных поисков сущности диалога М.М. Бахтиным следует: диалогические отношения глубоко своеобразны, они не могут быть сведены ни к логическим, ни к лингвистическим, ни к психологическим или каким-либо другим отношениям. «Это - особый тип смысловых отношений» [10].
Диалог как особый тип смысловых отношений автора и читателя имеет свои особенности. Современный автор не обязан использовать диалог как жанр (как это было у древних философов). Современные научные монографии подразумевают диалог со своим читателем,
* Для меня присутствие «третьего» подразумевает глубинную социальную природу человека и его диалога: здесь подразумевается взаимодействие в триаде «я» - «другой» - «третий» как представитель культурных ценностей и идей, входящих в Великое идеополе общественного сознания.
имея в виду готовность читателя погружаться в обсуждаемые проблемы, постигать смыслы предлагаемых теорий через предлагаемый тезаурус.
Монография для читателя - средство для взаимного общения с автором.
Научная монография - научный труд ученого, посвященный изучению какой-либо значимой проблемы, она требует жажды познания и жажды честного изложения познанного. Монография требует специального подхода к ее созиданию ученым, особого понимания ее воплощения редактором и издателем. Монография требует целенаправленного поиска включенных в нее идей читателем, ориентированным на научно-исследовательскую деятельность.
Автор - предвосхититель и творец научного труда. Автор - безусловный посредник между идеями Великого идеополя общественного сознания и своими выношенными, продуманными и прочувствованными идеями, которые он формулирует и продвигает к акме - интеллектуально и духовно высшему уровню своего потенциала*. Здесь важен путь к акме, стремление к вершине своих возможностей. Когда мы говорим об акмеологии научного творчества, мы говорим о пути к акме в большей мере, чем о достижении вершины. За идеей достижения уже стоит идея окончания движения.
Автор постепенно вживается в свою работу над монографией, идентифицируясь со своими идеями и превращая свой труд в образ жизни. Возможные ипостаси Автор может быть представлен в трех ипостасях автора своей профессиональной сущности. Сформировавший-
ся ученый в качестве автора монографии всегда: 1 - личность, субъект созидания научного труда, ответственный за формирование сферы своего субъективного познания, свободный от стереотипов сложившихся в науке представлений и устоявшегося тезауруса; 2 - личность, стремящаяся к вершинам акме в своих устремлениях к истине; 3 - личность, принявшая за аксиому, что существуют выраженные триадные зависимости: монография - читатель - автор.
Триадные отношения - типичная форма связей, обуславливающих созидание и путь к акме. Эти отношения существенны для ученых, писателей, художников, режиссеров, актеров, композиторов, исполнителей и т.д., для всех творческих профессий, для всех видов
* Акме - греч. вершина, высшая степень. В качестве понятия акме использовалось уже Ксенофонтом и Платоном Афинскими.
Научная монография -посредник в диалоге автора и читателя
Автор, создавший научный труд, постепенно отчуждается от своего творения
Значение Великого идеополя для автора и читателя
творчества. Сущностная модель триадных отношений в связи с потребностью в продукте творческой деятельности: творец - предмет творчества - потребитель-сотворец творческого продукта. Потребитель-сотво-рец: читатель, зритель, слушатель и др. В конечном итоге читатель - субъект диалога, контекстам которого нет границ при условии глубокой умственной погруженности в постигаемый текст.
Постепенно творец отчуждается от своего творения.
Постепенно ученый отчуждается от своей включенности в созидаемую им монографию.
Ученый на время сбрасывает обороты активного проникновения в глубины познания, наполняет свой внутренний мир новыми впечатлениями, перевоплощает и трансформирует их и начинает выстраивать новые идеи и образы. Новые идеи он сообразует со своим новым опытом, новыми знаниями и новыми побуждениями к осмыслению иных проблем. Это не значит, однако, что автор отчуждается от прежних идей, если он находит их верными.
Идея создания научной монографии возникает у ученого исподволь, подобно прилогам: ей предшествует длительный, порой мучительный поиск проблемного поля исследования; по достижении неких результатов долговременного поиска ответов возникает потребность поделиться результатами многотрудной исследовательской деятельности с научным сообществом, с духовной элитой своего времени.
Единожды завладев умом ученого, идея создания научного труда начинает прорастать и оформляться в концепцию, вынашивается и вызревает на уровне структурных и содержательных составляющих будущего произведения. Эти уровни достигаются не последовательно, а постепенно, соотносясь друг с другом, прорастая обратимостью и выкристаллизовываясь в логические структуры и глубинные образно-знаковые тексты, нацеленные на ясное выражение содержания значимых идей. Путь к научной монографии-рукописи порой долог и мучителен.
Зарождение проблем исследования происходит благодаря вхождению в Великое идеополе общественного сознания, которое содержит не только сгущенные идеи, выверенные временем эталонные образы и нравственные ориентиры, но и разнообразные синкретические элементы образов, идей, домыслов, предчувствий и пр. человечества, рожденных в пространстве и времени истории. Сгущенные идеи Великого идеополя общественного сознания обладают синергетическим эффек-
Книга -это сочинение, обращенное к читателю в зримых знаках языка
Научная монография имеет свой читательский адрес
Научная монография имеет свою структурную, содержательную и жанровую специфику
том , они, самоорганизуясь в упорядоченные и мозаичные структуры, трансформируются и получают свое дальнейшее развитие в творчестве отдельного ученого, концептуально воплощаясь в книге.
Как писал еще И. Кант «книга - это сочинение, представляющее речь, обращенную кем-то к публике в зримых знаках языка» [11]. И сегодня это определение полностью отражает сущностные особенности гениального способа передачи мыслей, эмоций и знаний открытого человечеством еще в далекие тысячелетия - в зримых знаках языка.
Научная монография занимает особое место среди многообразного назначения и классификаций изданий, оформленных в виде книг.
Научная монография - уникальный результат трудоемкой, одухотворенной интеллектуально-творческой деятельности ученого. Монография является показателем уровня ориентированности автора на профессиональные достижения, свидетельствует об его интеллектуальном потенциале, подготовленности к синергети-ческому эффекту, сформированности ценностных приоритетов. Научная монография - особый вид издания, опосредствующий знания читателя, сферы Великого идеополя общественного сознания и новые идеи автора.
Научная монография - издание, имеющее свой особый читательский адрес: это представители научного сообщества, включенные в научно-исследовательскую деятельность (ученые, преподаватели, студенты, аспиранты, специалисты-практики); это интеллектуальная и духовная элита современников. Среди читателей можно выделить особую перспективную группу, обнаруживающую глубокую погруженность в сферу исследования и стремящихся достичь высокого уровня профессионального развития - уровня акме [12]. Научная монография для ее созидателя и ее читателя - условие духовного расцвета. Идеи, содержащиеся во многих монографиях, задействованных и воплощенных в отраслях знаний, заинтересованных в человеке как носителе духовного начала, поднимают каждого вникающего в их глубинную суть и побуждают продвигаться к вершинам познания. Как писал еще Платон, у стремящегося к акме «зрение рассудка становится острым» [13].
* Синергетический эффект - эффект междисциплинарных связей, образующих новый уровень знаний и дающих возможность развития познания и развития среды для новых идей.
Научная монография - это издание, имеющее свою структурную, содержательную и жанровую специфику, свои идеи и сверхидеи. Научная монография должна представлять собой качественное издание, обогащающее познавательную и интеллектуальную сферу читателя, дающее ему возможность вести полноценный диалог с автором как в поле текста самой монографии, так и в поле справочно-библиографического аппарата. Научная монография должна содействовать развитию интеллектуального потенциала своего читателя, подводить его к уровню аттракции множества идей и прояснению собственного знания до гипотез и моделей в собственном научном проблемном поле.
Научная элита Читатели серьезных научных монографий могут
быть, безусловно, причислены к научной элите, зрение рассудка которой становится острым. Однако нельзя забывать, что читатель читателю - рознь.
В деятельность по созданию научной монографии, по совершенствованию ее структурно-содержательных составляющих, по постижению идей и сверхидей произведения ученый обычно включен личностно.
Творческая деятельность по созданию научной монографии требует от ученого следования значимым для него самого, для профессионалов, для человечества ценностным ориентирам. В научной монографии должны быть представлены: принципиально новые для научного сообщества и заинтересованного читателя концептуальные положения, идеи и теоретические обобщения; идеи и теоретические положения должны соответствовать насущным ожиданиям научного и мирового сообщества. Ученый, работая над созданием монографии, стремится: соединить свои идеи с историческими предтечами; показать обратимость связей своих идей и гипотез со сферой Великого поля общественного сознания; построить структурно и рационально логику своей монографии таким образом, чтобы профессиональный читатель прочувствовал и открыл для себя сверхидею, заложенную в плоть всего текста; организовать информационно-содержательный массив монографии в визуально-логическую структуру, включающую традиционно закрепленные в книжной культуре составляющие аппарата издания (библиографический список; указатели: именной, предметный, тематический).
Уникальность Уникальность монографии, безусловно, обусловле-
научной монографии на: личностью ученого, создающего свой научный труд в отрасли, в рамках которой он осуществляет свою деятельность; уровнем владения ученым специальной
Субъект нового научного поля
Познавательная, интеллектуальная и лингвистическая маргинальность
письменной речью - языком научной литературы; принципиальной новизной формируемых и развиваемых идей, подготавливающих сознание к синергетическому эффекту как самого автора, так и его читателей.
Уникальность научной монографии состоит в том, что она напрямую не предназначена любому читающему человеку; она и не предназначена всем представителям научного сообщества, работающим в сфере конкретной отрасли науки. Научная монография выступает как субъект нового научного поля с новыми идеями и сверхидеями, доступными для понимания и творческого осмысления специалистами в соответствующей области знаний и не доступными в неадаптированном виде подавляющему большинству научного сообщества.
В отношении доступности сложной для непосредственного восприятия научной и философской классики, входящей в Великое идеополе общественного сознания, а также в отношении новых научных монографий следует указать на типичные реакции на их содержание многих и многих представителей научного сообщества: невозможность сходу вникнуть в суть идей монографии, недопонимание самого научного текста, недостаточная способность к рефлексии на содержание текста и особенности собственного понимания идей и сверхидей монографии и т.п.
Еще И. Кант писал о рефлексии как о сознании отношения представлений к способностям познания [14]. Многие читатели монографии проявляют невысокий уровень рефлексивных реакций. Такие реакции могут быть названы познавательной, интеллектуальной и лингвистической маргинальностью*. При этом наблюдается слабая рефлексия на свои возможности в научной деятельности. Эту рефлексию вслед за И. Кантом можно определять как трансцендентальную рефлексию, когда единство мысли обусловлено многими представлениями [15].
Для углубленного постижения содержания научной монографии - логики ее построения, глубинной сущности ее идей - у читателя должна быть базовая подготовка к ориентации в отрасли знаний, к которой можно отнести конкретную научную монографию. Читатель должен быть достаточно подготовленным к пониманию обсуждаемых проблем, к пониманию научного тезауру-
* В психологию личности я ввожу расширительное значение понятия «маргинальность», вынося его за пределы значений несформированных социальных идентичностей.
са и сензитивен к стилю изложения автора монографии. Читатель должен обладать высоким уровнем знания языка, на котором он хочет постичь идеи монографии.
Указание на маргинальные реакции потенциального читателя научной монографии не означает уничижения читающего образованного специалиста, а лишь указывает на особенности нашего восприятия новых или непростых известных уже текстов. Сам автор монографии, погружаясь в тексты и идеи своих предшественников, безусловно, в той или иной мере может испытывать состояние познавательной, интеллектуальной и лингвистической маргинальности, которую в долготерпеливом труде постепенно или инсайтно преодолевает. Автор в сфере Авторская деятельность ученого - специфическая
научного творчества сфера научного творчества, требующая качественного, созидательного, профессионального и личностного подхода, требующая трудолюбия и научной скромности. Авторская работа ученого: раскрывает его творческий потенциал, личностные особенности; продвигает его к уровню острого зрения рассудка; ставит его в собственной самооценке в ряд многих равных, добросовестных исследователей, которые трудятся ради истины, понимая при этом, что само по себе стремление к познанию еще не обеспечивает безусловное открытие объективной истины.
Автор научной монографии тогда успешен в своем труде, когда он сензитивен к историческому времени и социокультурному контексту периода, в который создается произведение. Стремление автора к подлинному поиску истины должно характеризовать его не только как профессионала, но и как нравственную личность, нацеленную на чистое познание. Стремление к истине -нравственная основа познания. Автор-созидатель научной монографии выступает как личность, ориентированная на духовное развитие и достижение уровня акме в профессиональной деятельности [16].
Одно из важнейших качеств ученого - ответственность, тесно связанная с уровнем его духовно-этического развития, с уровнем его ориентированности на достижение высоких результатов в профессиональной деятельности. Ответственность, моральный контекст научного исследования связаны со следующими аспектами: с мотивацией прихода в науку; выбором области исследования и темы научной работы; выбором адекватных методов исследования и толерантных, нравственных способов взаимодействия с испытуемыми. При этом важным является ценностный подход к познанию.
Успешный автор сензитивен к историческому времени
Деятельность по созданию монографии многомерна
Автор-ученый и его читатель в постижении глубины истины
Понимание научного текста его читателем
Деятельность по созданию научной монографии многомерна, требует от автора личностной позиции, ориентации на профессиональные ценности и высокий уровень профессионального развития. Интеграция деятельности профессионалов разных областей на уровне акме [16, 17] создает основу для высокопродуктивного личностного взаимодействия ученого и читателя.
Ученый в определенных жизненных обстоятельствах принимает науку как смысл жизни, как самоцель, как тотальность самой жизни, как для-себя-бытие. Ученый подчас, работая над своей монографией, проживает полифонию идей, образов и мыслей как путь к собственному интеллектуальному, духовному и личностному акме.
Компетентность, вхождение в Великое идеополе, обеспечивают условия развития интеллектуального потенциала и подготавливают синергетический эффект.
Ученый может реально достичь глубинного познания, если все его психические, интеллектуальные и духовные способности сосредоточены на разрабатываемых им проблемах, если он стремится к акме.
Читатель, постигая ценностный смысл обсуждаемых проблем и стремясь к пониманию сущностных основ текста монографии, равноправно и самостоятельно может постигать смысловые отношения авторского текста.
Нельзя не согласиться с М.М. Бахтиным в его мнении о том, что «в сфере речевой встает проблема своего и чужого языка» [18]. Понимание чужого текста, преодоление особенностей своего и чужого стиля мышления, своего и чужого научного тезауруса приводят к глубинному научному диалогу. Здесь необходимы готовность и способность к пониманию и превращению чужого в «свое-чужое». Читатель должен быть готовым вступать в сложные отношения с автором: понимаемый текст и понимающий субъект требуют развитых интеллектуальных рефлексивных способностей читателя и глубинной его заинтересованности в изучаемой монографии.
Читатель тогда вступит в отношения диалога со своим автором, когда будет свободно развивать свое понимание текста, исходя из степени своей погруженности в Великое идеополе общественного сознания, исходя из возникающих в сознании в процессе изучения монографии прило-гов, смыслов и значений, не только сопряженных со смыслами и значениями, структурирующими монографию, но и выходящими за пределы предлагаемых текстов.
Читатель, работая над избранной монографией, может не только постигать общие смыслы проблемного поля текстов, не только уяснять сгущенные идеи авто-
Отдельный человек как элемент исторического процесса
ра, но и переживать полифонию возникающих собственных идей, образов и мыслей. Читатель как субъект диалога может продвигаться к собственному интеллектуальному, духовному и личностному акме.
Полагаю, надо отдать должное В.О. Ключевскому как историку и методологу науки. Следует не забывать о том, что отдельный человек включен не только в современный ему социум, но он является и элементом исторического процесса. Именно исторический процесс определяет условия и успехи человеческого общежития, жизнь человека в его развитии и результатах. О.В. Ключевский называл общество исторической силой: «люди живут вместе и в этой совместной жизни оказывают влияние друг на друга» [19].
В контексте утвердившихся в науке идей я считаю правомерным утверждать следующее. Особое влияние люди оказывают друг на друга через продукт всей истории человечества - Великое идеополе общественного сознания, а также через новые развивающиеся идеи.
Идеи осваиваются через диалоги: в обыденном и специальном общении людей; в процессе слушания тематических лекционных курсов; в процессе самостоятельного изучения научных и философских монографий и произведений искусства. Для развития личности в контексте профессии следует учитывать условия, побуждающие к образованию и поиску истины через постижение логики развиваемых в монографии мыслей и через диалоговую позицию читателя по отношению к автору монографии.
1. Лосев Л.Ф., Тахо-Годи АА. Платон. Аристотель. -3-е изд., испр. и доп. - М.: Молодая Гвардия, 2005. -С. 92, 94, 106.
2. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности / М.М. Бахтин. Собр. соч. Т. 1. Философская эстетика 1920-х годов. - М.: Изд-во Русские словари. Языки славянской культуры, 2003. - С. 84.
3. Там же. - С. 100.
4. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: 1972. - С. 314.
5. Бахтин М.М. 1961 год. Заметки / М.М. Бахтин. Собр. соч. Т. 5. Работы 1940-х годов - начала 1960-х годов. - М.: Изд-во Русские словари, 1997. - С. 329.
6. Там же. - С. 330.
7. Там же. - С. 338.
8. Там же. - С. 330-332, 656.
9. Там же. - С. 335-336.
10. Там же. - С. 335.
11. Кант И. Религия в пределах только разума. Собр. соч. в 8 т. Т. 6. - М.: ЧОРО, 1994. - С. 314.
12. Мухина В. Научная монография: Созидание и путь к акме (Рефлексии ученого на работу над научной монографией) // Развитие личности. 2008. № 2. - С. 25.
13. Платон. Пир: пер. с древнегреч. Собр. соч. в 4 т. Т. 2. - М.: Мысль, 1993. - С. 129.
14. Кант И. Критика чистого разума: пер. с нем. -М.: Мысль, 1999. - С. 325.
15. Кант И. Там же. - С. 317-319.
16. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). - Екатеринбург: ИнтелФлай, 2007. - С. 445; Мухина В.С. Научная монография: Созидание и путь к акме (Рефлексии ученого на работу над научной монографией) // Развитие личности. 2008. № 2. - С. 20-28.
17. Мухина В. С., Хвостов А. А Акмеология научного творчества. Инновационная образовательная программа МПГУ (для аспирантов). - М.: МПГУ, 2008. С. 23.
18. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук / М.М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. - С. 371.
19. Ключевский В.О. Курс русской истории в 9 т. Т. I. Часть 1. - М.: Мысль, 1987. - С. 34, 39.