Научная статья на тему 'Научная литература и распространение знания в XVI веке: философско-методологический анализ'

Научная литература и распространение знания в XVI веке: философско-методологический анализ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
253
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗРОЖДЕНИЕ / НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА / ГУМАНИЗМ / МЕДИЦИНА / НОВЫЙ ЖАНР / RENAISSANCE / SCIENTIFIC LITERATURE / HUMANISM / MEDICINE / NEW GENRE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Струговщикова У. С.

Рассматривается научная литература XVI века, имевшая важное значение для передачи научных идей ученым разных областей, а также образованным людям, что было возможно благодаря особым формам литературных жанров научной поэзии и научно-популярной прозы. Также выделяется рост внимания к национальным языкам как лучшему способу выражения научной мысли и их важность в популяризации научных идей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific literature and knowledge dissemination in XVI century: philosophical and methodological analysis

The article is devoted to the scientific literature of XVI century that had great importance for scientific ideas transmission to different spheres scientists and literate people. That was possible according to specific forms of literary genres scientific poetry and popular-science prose. The article also pays attention to the growth of national languages usage as the best way of scientific ideas expression and as a popularizer of scientific ideas.

Текст научной работы на тему «Научная литература и распространение знания в XVI веке: философско-методологический анализ»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 3. С. 85-86.

УДК 141.3; 304

У.С. Струговщикова

НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЗНАНИЯ В XVI ВЕКЕ:

ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Рассматривается научная литература XVI века, имевшая важное значение для передачи научных идей ученым разных областей, а также образованным людям, что было возможно благодаря особым формам литературных жанров - научной поэзии и научно-популярной прозы. Также выделяется рост внимания к национальным языкам как лучшему способу выражения научной мысли и их важность в популяризации научных идей.

Ключевые слова: Возрождение, научная литература, гуманизм, медицина, новый жанр.

Эпоха Возрождения характеризуется мировыми изменениями, когда культура стала насыщаться различиями: появлением новых текстов и предметов, изучением языков, расширением кругозора. Все нововведения культура отлично ассимилировала, накапливая различия, не отбрасывая старое знание, а переосмысливая его. Освобождение университетов от прямого религиозного управления и контроля, реформа системы образования приводят к перегруппировке интеллектуальных кругов и всплеску творческого производства идей. Возникнув в Италии, гуманизм приобретает новые черты на севере Европы, явно и неявно изменяя мировоззрение социума и научные идеи; ученые переносят гуманистические методы исследования в свои области. Одними из феноменов, позволяющих судить о влиянии гуманистического знания на развитие научных идей, являются коммуникативные практики, о чем свидетельствуют дошедшие до нас письма, научные тексты, новые учебные программы и учебники, научно-популярная литература, включая научную поэзию.

Обновление научной литературы было спровоцировано «открытием» старых текстов, появившихся в Европе: новые фрагменты из Гиппократа, переводившиеся с греческого на латынь; астрономические и космологические поэмы Лукреция и Манилия, обнаруженные около 1417 г. О великих открытиях времени пишут поэмы и стихи - в период до 1500 г. были опубликованы 53 алхимические поэмы, 32 о диете, медицине, травни-честве и 8 по астрологии (поэмы, которые до нас дошли) [1].

В Англии (впрочем, как и в континентальной Европе) в XVI и XVII вв. литература и наука идут параллельно друг другу, и мы можем проследить их влияние друг на друга и на интеллектуальную среду в целом. Англию называют «купеческим островом», где растет средний класс, количество читающих, а также число рвущихся к приключениям и жаждущих изменений людей. Англия готова щедро платить за изобретения и любые инновации, способствующие престижу и процветанию. Стимул к научным открытиям связан с возможностью применить новейшие разработки в военном деле, морских предприятиях, улучшить средства коммуникаций.

Несмотря на то что книгопечатание появилось в Англии в 1475 г., печатные научные труды привозились с континента, за счет чего наблюдается рост интереса к чтению и к научным исследованиям.

В письмах, хрониках и трактатах находим подтверждение того, что англичане с большим интересом следили за континентальными исследованиями. К началу XVII в. это привело к взаимодействию с иностранными учеными, где Галилей называет Гильберта й дтапАтззгшо рШоворНо и

© У. С. Струговщикова, 2014

86

У. С. Струговщикова

заявляет, что «его чудесная концепция (о том, что Земля является большим магнитом) для него - предмет восхваления, восхищения и зависти» [2, р. 96].

Литература как профессия признавалась таким занятием, которому человек мог посвятить себя полностью, но, за исключением математиков, для большинства ученых она была увлечением. Медицина в XVI в. признавалась одной из наиболее важных областей знания, поскольку концентрировалась на разных аспектах природы, что отвечало интересам ученых, занимающихся ею. Многие практикующие врачи, а также люди, имеющие медицинское образование, пишут различные труды. В некоторых случаях медицинская квалификация способствовала карьерному росту в области, не связанной с преподаванием медицины или ее практикой: Габриэль Нодэ (1600-1653), библиотекарь, редактор и член кружка французских интеллектуалов, изучал медицину в университете Парижа, получил медицинскую степень в Падуе и занял почетную должность королевского врача, не практикуя, но собирая библиотеку по заказу Мазарини. Хотя зачастую трактаты по естественнонаучным предметам были связаны с профессией врача: профессор медицины

Андреа Баччи написал трактат о реке Тибр (1558), где описал его предрасположенность к наводнениям, историю о том, как древние пытались контролировать разливы, а также пригодность для питья этой воды, что, как считал автор, было тесно связано с общим состоянием здоровья в Риме.

Медицина была вторым (после алхимии) культивируемым предметом среди поэтов, пишущих на национальных языках. Более того, некоторые врачи и большинство алхимиков предпочитали стих прозе, так как его достоинства соответствовали важности изучаемого предмета. Для алхимии было важно, что стихотворная форма позволяла использовать акростих, анаграммы и другие линг-

вистические приемы, позволявшие скрыть тайный смысл от непосвященного читателя.

Интересно, что самой популярной поэмой этого периода была «Сто пунктов в пользу земледелия» (1557), вышедшая из-под пера Томаса Туссера. За несколько лет после первой публикации этот мануал в стихах был расширен до «500 пунктов» и выдержал 16 изданий к 1600 г. [3]. Сам автор подчеркивал, что его труд не является практическим руководством к действию, однако в это время активно развиваются химия и минералогия, где, помимо прочего, обсуждается применение минеральных веществ в земледелии с целью повышения урожайности.

Итак, новые открытия требовали новых форм литературного изложения. В XVI в. становится популярной научная проза и поэзия, знакомившая ученых одной области с исследованиями в других областях, что имело значение для переноса методов из одной сферы деятельности в другую. Нужно подчеркнуть важность филологической эволюции гуманизма, привлекшей внимание к национальным языкам как лучшим способам выражения научной мысли, так как именно на национальных языках пишутся не только научно-популярные труды, но и серьезные научные трактаты.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Hamilton D. The Instructional Turn (constructing

an argument) // Working Papers from the Textbook Colloquium. Umea: Pedagogiska

institutionen, 2000. № 3. URL: http://faculty. education.illinois.edu/westbury/textcol/HAMILTO2. html.

[2] Maynard K. Science in Early English Literature 1550 to 1650 // Isis. 1932. Vol. 17. № 1. P. 94126.

[3] Schuler R. M. Three Renaissance Scientific Poems // Studies in Philology. 1978. Vol. 75. № 5. P. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.