ФИЛОСОФИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 3. С. 85-86.
УДК 141.3; 304
У.С. Струговщикова
НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЗНАНИЯ В XVI ВЕКЕ:
ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Рассматривается научная литература XVI века, имевшая важное значение для передачи научных идей ученым разных областей, а также образованным людям, что было возможно благодаря особым формам литературных жанров - научной поэзии и научно-популярной прозы. Также выделяется рост внимания к национальным языкам как лучшему способу выражения научной мысли и их важность в популяризации научных идей.
Ключевые слова: Возрождение, научная литература, гуманизм, медицина, новый жанр.
Эпоха Возрождения характеризуется мировыми изменениями, когда культура стала насыщаться различиями: появлением новых текстов и предметов, изучением языков, расширением кругозора. Все нововведения культура отлично ассимилировала, накапливая различия, не отбрасывая старое знание, а переосмысливая его. Освобождение университетов от прямого религиозного управления и контроля, реформа системы образования приводят к перегруппировке интеллектуальных кругов и всплеску творческого производства идей. Возникнув в Италии, гуманизм приобретает новые черты на севере Европы, явно и неявно изменяя мировоззрение социума и научные идеи; ученые переносят гуманистические методы исследования в свои области. Одними из феноменов, позволяющих судить о влиянии гуманистического знания на развитие научных идей, являются коммуникативные практики, о чем свидетельствуют дошедшие до нас письма, научные тексты, новые учебные программы и учебники, научно-популярная литература, включая научную поэзию.
Обновление научной литературы было спровоцировано «открытием» старых текстов, появившихся в Европе: новые фрагменты из Гиппократа, переводившиеся с греческого на латынь; астрономические и космологические поэмы Лукреция и Манилия, обнаруженные около 1417 г. О великих открытиях времени пишут поэмы и стихи - в период до 1500 г. были опубликованы 53 алхимические поэмы, 32 о диете, медицине, травни-честве и 8 по астрологии (поэмы, которые до нас дошли) [1].
В Англии (впрочем, как и в континентальной Европе) в XVI и XVII вв. литература и наука идут параллельно друг другу, и мы можем проследить их влияние друг на друга и на интеллектуальную среду в целом. Англию называют «купеческим островом», где растет средний класс, количество читающих, а также число рвущихся к приключениям и жаждущих изменений людей. Англия готова щедро платить за изобретения и любые инновации, способствующие престижу и процветанию. Стимул к научным открытиям связан с возможностью применить новейшие разработки в военном деле, морских предприятиях, улучшить средства коммуникаций.
Несмотря на то что книгопечатание появилось в Англии в 1475 г., печатные научные труды привозились с континента, за счет чего наблюдается рост интереса к чтению и к научным исследованиям.
В письмах, хрониках и трактатах находим подтверждение того, что англичане с большим интересом следили за континентальными исследованиями. К началу XVII в. это привело к взаимодействию с иностранными учеными, где Галилей называет Гильберта й дтапАтззгшо рШоворНо и
© У. С. Струговщикова, 2014
86
У. С. Струговщикова
заявляет, что «его чудесная концепция (о том, что Земля является большим магнитом) для него - предмет восхваления, восхищения и зависти» [2, р. 96].
Литература как профессия признавалась таким занятием, которому человек мог посвятить себя полностью, но, за исключением математиков, для большинства ученых она была увлечением. Медицина в XVI в. признавалась одной из наиболее важных областей знания, поскольку концентрировалась на разных аспектах природы, что отвечало интересам ученых, занимающихся ею. Многие практикующие врачи, а также люди, имеющие медицинское образование, пишут различные труды. В некоторых случаях медицинская квалификация способствовала карьерному росту в области, не связанной с преподаванием медицины или ее практикой: Габриэль Нодэ (1600-1653), библиотекарь, редактор и член кружка французских интеллектуалов, изучал медицину в университете Парижа, получил медицинскую степень в Падуе и занял почетную должность королевского врача, не практикуя, но собирая библиотеку по заказу Мазарини. Хотя зачастую трактаты по естественнонаучным предметам были связаны с профессией врача: профессор медицины
Андреа Баччи написал трактат о реке Тибр (1558), где описал его предрасположенность к наводнениям, историю о том, как древние пытались контролировать разливы, а также пригодность для питья этой воды, что, как считал автор, было тесно связано с общим состоянием здоровья в Риме.
Медицина была вторым (после алхимии) культивируемым предметом среди поэтов, пишущих на национальных языках. Более того, некоторые врачи и большинство алхимиков предпочитали стих прозе, так как его достоинства соответствовали важности изучаемого предмета. Для алхимии было важно, что стихотворная форма позволяла использовать акростих, анаграммы и другие линг-
вистические приемы, позволявшие скрыть тайный смысл от непосвященного читателя.
Интересно, что самой популярной поэмой этого периода была «Сто пунктов в пользу земледелия» (1557), вышедшая из-под пера Томаса Туссера. За несколько лет после первой публикации этот мануал в стихах был расширен до «500 пунктов» и выдержал 16 изданий к 1600 г. [3]. Сам автор подчеркивал, что его труд не является практическим руководством к действию, однако в это время активно развиваются химия и минералогия, где, помимо прочего, обсуждается применение минеральных веществ в земледелии с целью повышения урожайности.
Итак, новые открытия требовали новых форм литературного изложения. В XVI в. становится популярной научная проза и поэзия, знакомившая ученых одной области с исследованиями в других областях, что имело значение для переноса методов из одной сферы деятельности в другую. Нужно подчеркнуть важность филологической эволюции гуманизма, привлекшей внимание к национальным языкам как лучшим способам выражения научной мысли, так как именно на национальных языках пишутся не только научно-популярные труды, но и серьезные научные трактаты.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Hamilton D. The Instructional Turn (constructing
an argument) // Working Papers from the Textbook Colloquium. Umea: Pedagogiska
institutionen, 2000. № 3. URL: http://faculty. education.illinois.edu/westbury/textcol/HAMILTO2. html.
[2] Maynard K. Science in Early English Literature 1550 to 1650 // Isis. 1932. Vol. 17. № 1. P. 94126.
[3] Schuler R. M. Three Renaissance Scientific Poems // Studies in Philology. 1978. Vol. 75. № 5. P. 3.