ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
DOI: 10.19181/demis.2022.2.2.17 EDN: MKISSV
НАУЧНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ СОТРУДНИКОВ ИДИ ФНИСЦ РАН ПО ИЗУЧЕНИЮ МИГРАЦИИ НА СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ УЧАСТКЕ ГРАНИЦЫ РОССИИ
Алхасов С. С.
Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия E-mail: stam'[email protected]
Рязанцев Н. С.
МГИМО МИД России, Москва, Россия E-mail: [email protected]
Для цитирования: Алхасов С. С., Рязанцев Н. С Научная экспедиция сотрудников ИДИ ФНИСЦ РАН по изучению миграции на северо-западном участке границы России // ДЕМИС. Демографические исследования. 2022. Т. 2. № 2. С. 234-250. DOI: https://doi.Org/l0.1918l/demis.2022.2.2.17. EDN: MKISSV.
Северо-Запад Российской Федерации граничит с рядом европейских государств, в частности, с Польшей, Финляндией и странами Балтии. Экономико-географическое положение макрорегиона обуславливает обширный потенциал развития, однако на практике в целом ряде мест российского Северо-Запада наблюдаются довольно неблагоприятные социально-экономические и демографические тенденции.
Данное исследование фокусировалось на трех регионах Северо-Западного федерального округа (СЗФО) - Калининградской, Новгородской и Псковской областях. Калининградская и Псковская области при этом являются непосредственно приграничными регионами, а первая из упомянутых - и вовсе регионом-эксклавом России.
Регионы СЗФО по ряду социально-экономических показателей весьма разнородны. Так, например, имеется существенная разница в отношении миграционного прироста применительно к Калининградской и Новгородской областям. Среди трех рассматривавшихся регионов только Калининградской области удается скомпенсировать естественную убыль населения за счет миграции. В случае двух других областей можно говорить о депопуляции.
Важно, что диспропорции проявляются и на более низких уровнях административно-территориального деления, что хорошо заметно на примере Калининградской области. Для внутрирегиональной миграции в этой области свойственно западное направление. Как результат Калининградская агломерация растет как за счет внешней для региона миграции, так и за счет внутриобластной миграции. Города-курорты Зеленоградск и Солнечногорск получают с каждым годом все более и бо-
лее возрастающее количество новых жителей. В то же время города востока области (к примеру, некогда высокоразвитый Советск, население которого в прошлом росло) сталкиваются с депопуляцией, лишаются экономически активного населения и в целом пребывают в депрессивном социально-экономическом положении.
С целью получения эмпирического опыта, подкрепляющего, развивающего и обобщающего теоретические представления, ученые Института демографических исследований (ИДИ) ФНИСЦ РАН в 2021 г. посетили Калининградскую область. Социально-демографическое положение регионов Северо-Запада России Наиболее населенным регионом на северо-западном участке границы является Калининградская область. По данным Росстата, население эксклава Калининградской области составляло в 2020 г. 1 018,6 тыс. человек, в Псковской области проживали 620 тыс., а в Новгородской области - более 590 тыс. человек. В регионах преобладало городское население (табл. 1).
Таблица 1.
Численность населения приграничных регионов Российской Федерации на северозападном участке государственной границы в 2020 г., человек
Table 1.
Population of the Russian Federation border regions on the northwestern section of the
state border in 2020, people
Регион На 1 января 2021 г. В среднем за 2020 г.
Все население в том числе: Все население в том числе:
городское сельское городское сельское
Калининградская область 1 018 624 792 070 226 554 1 015 568 789 191 226 377
Новгородская область 592 415 424 638 167 777 594 461 425 610 168 851
Псковская область 620 249 440 010 180 239 623 182 441 880 181 302
Источник: составлено авторами на основе данных Росстата1
Таблица 2.
Изменение численности населения приграничных регионов Российской Федерации на северо-западном участке государственной границы в 2020 г., человек
Table 2.
Changes in the population of the border regions of the Russian Federation on the northwestern section of the state border in 2020, people
Регион Прирост численности населения, человек Прирост численности населения,% Темпы роста числен-ности населения, %
все на-се-ление в том числе: все насе-ле-ние го-род-ское сельское все насе-ле-ние го-род-ское сельское
город-ское сельское
Калининградская область 6 112 5 757 355 0,6 0,7 0,2 100,6 100,7 100,2
Новгородская область -4 093 -1 944 -2 149 -0,7 -0,5 -1,3 99,3 99,5 98,7
Псковская область -5 866 -3 741 -2 125 -0,9 -0,9 -1,2 99,1 99,2 98,8
Источник: составлено авторами на основе данных Росстата2
1 Демография // Федеральная служба государственной статистики (Росстат) [сайт]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 30.01.2022).
2 Там же.
Общий прирост населения отмечался в Калининградской области, причем за счет миграционного прироста (в 2020 г. составил более 10 тыс. человек). Население в Новгородской и Псковской областях сокращалось за счет естественной убыли, как в городах, так и в сельской местности. Миграционный прирост только частично компенсировал депопуляцию в данных регионах, но полностью миграция перекрыть убыль населения не смогла (табл. 2, 3).
Таблица 3.
Изменение численности постоянного населения приграничных регионов Российской Федерации на северо-западном участке государственной границы в 2020 г. за счет различных компонент, человек
Table 3.
Changes in the permanent population of the border regions of the Russian Federation on the northwestern section of the state border in 2020 due to various components, people
Регион Численность населения на 1 января 2020 г. Изменения за 2020 г. Численность населения на 1 января 2021 г. Замещение естественной убыли миграционным приростом
общий прирост в том числе:
естественный прирост миграционный прирост
Калининградская область 1 012 512 6 112 -4 158 10 270 1 018 624 247,0
Нов-го-родская область 596 508 -4 093 -5 992 1 899 592 415 31,7
Псковская область 626 115 -5 866 -6 908 1 042 620 249 15,1
Источник: составлено авторами на основе данных Росстата3
Интересен кейс Калининградской области, где миграция традиционно играла важную роль в формировании населения. Калининградская область (первоначально Кенигсбергская) была образована в составе РСФСР в 1946 г. на части территории германской Восточной Пруссии, отошедшей к СССР согласно Потсдамскому соглашению 1945 г. Сразу же началось заселение региона русскими переселенцами, столкнувшимися на своей новой родине с колоссальными трудностями: послевоенная разруха, холодная зима, голод 1946-1947 гг., хаос советской сельскохозяйственной политики. Еще более тяжелым было положение оставшейся части немецкого населения, которое вскоре было полностью депортировано. С середины 1950-х гг. роль миграции в росте числа жителей области снизилась, и основным источником увеличения численности населения стал естественный прирост. С середины 1960-х гг. и вплоть до середины 1980-х гг. сальдо миграции в Калининградской области было близким к нулю. В первой половине 1970-х гг. наблюдался даже миграционный отток населения. Начиная с 1992 г., естественный прирост сократился, превратившись в естественную убыль населения. Рост населения области вновь обеспечил миграционный прирост, составивший в 1990-1995 гг. 84 тыс. человек. В 1992 г. положительное
3 Демография // Федеральная служба государственной статистики (Росстат) [сайт]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 30.01.2022).
сальдо миграции со странами Балтии было больше, чем со всеми регионами Российской Федерации. Большой приток населения наблюдался из Казахстана, Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана. В основном это были этнические русские, а также этнические немцы из Казахстана и Средней Азии, армяне из Азербайджана. Среди 8,8 тыс. беженцев и вынужденных переселенцев, переехавших в область в 1992-1995 гг., русские составили более 60%, армяне - 23%, а еще были украинцы, белорусы, немцы, татары, азербайджанцы.
В Калининградской области реализуется Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников. Калининградская область приняла около 38 тыс. переселенцев в рамках данной программы, став одним из регионов-лидеров в масштабах России (табл. 4). В основном это русскоязычное население трудоспособного возраста или молодежь. Некоторые переселенцы покупают жилье, вносят вклад в развитие экономики региона. Большинство переселенцев по Программе прибыли из Казахстана, Украины, Узбекистана, Кыргызстана, Беларуси, стран Балтии.
Таблица 4.
Численность участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на северо-западном участке государственной границы
в 2010-2020 гг., человек
Table 4.
Number of participants in the State program to assist voluntary resettlement to the Russian Federation of compatriots living abroad on the northwestern section of the state
border in 2010-2020, people
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Калининградская область 2 684 3 622 5 513 3 222 5 360 5 162 4 368 4 224 2 752 2 904 2 575
Новгородская область 22 309 664 381 1 339 1 884 940 1 246 487 657 626
Псковская область 0 34 421 568 1 467 1 823 1 120 1 161 1 157 970 423
Источник: составлено авторами на основе данных Росстата4
Роль миграции в сокращении численности населения приграничных регионов северо-западного участка границы позитивна. В трех субъектах в 2020 г. отмечался положительный миграционный прирост за счет внутрироссийской и внешней миграции. Калининградская область «забрала» у других регионов России 8,1 тыс. человек, а также 2,5 тыс. человек миграционного прироста из зарубежных стран (табл. 5). Аналогичная ситуация в Новгородской и Псковской областях, которые получают миграционный прирост как за счет внутрироссийской, так и международной миграции.
4 Численность и миграция населения Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики (Росстат) [сайт]. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13283 (дата обращения: 30.01.2022).
Таблица 5.
Миграционный обмен приграничных регионов Российской Федерации на северозападном участке государственной границы в 2020 г., человек
Table 5.
Migration exchange ofborder regions of the Russian Federation on the northwestern section of the state border in 2020, people
Регион Миграционный прирост, всего Из него за счет передвижений Внешняя (для региона) миграция
в пределах России международных в том числе
со странами СНГ с другими зарубежными странами
Калининградская область 10 681 8 147 2 534 2 767 -233 10 681
Новгородская область 1 929 335 1 594 1 428 166 1 929
Псковская область 1 088 860 228 187 41 1 088
Источник: составлено авторами на основе данных Росстата5
Особенностью Калининградской области является то, что она теряет население в обмене со странами дальнего зарубежья. Эмиграция из Калининградской области отмечается в страны Евросоюза, главным образом, в Германию, Финляндию, Польшу, страны Балтии. Например, в 2020 г. из области эмигрировали в страны дальнего зарубежья 889 человек, из них 344 - в Германию, 129 - в Литву, 65 - в Латвию. За счет стран СНГ и Украины Калининградская область имеет миграционный прирост: наибольший вклад вносят Казахстан, Кыргызстан, Азербайджан и Армения. Псковская область миграционный прирост получает за счет Беларуси, Украины и Таджикистана. Новгородская область - за счет Таджикистана, Узбекистана, Украины и Азербайджана. Следует отметить, что процесс замещения местного населения мигрантами в приграничных районах северо-западного сегмента происходит неравномерно, мигранты из Центральной Азии более активно замещают население в Калининградской и Новгородской областях, а мигранты из Беларуси и Украины - в Псковской области.
Российская государственная граница на северо-западном участке
Регионы СЗФО имеют общую границу со странами ЕС, Норвегией и Беларусью. Калининградская область граничит с Польшей (236,3 км) и Литвой (288,4 км). Псковская область - с Эстонией (270 км), Латвией (214 км) и Беларусью (305 км).
На границе с Эстонией три пограничных перехода со стороны Псковской и Ленинградской областей: Ивангород - Нарва, Куничина Гора - Койдула, Шумилкино
- Лухамаа (рис. 1). На границе Российской Федерации и Латвийской Республики четыре пограничных перехода: Бруничево - Педедзе, Лудонка - Виентули, Убылинка
- Гребнева, Бурачки - Терехово со стороны Новгородской и Псковской областей (рис. 2). На границе Российской Федерации и Республики Польша четыре пограничных перехода со стороны Калининградской области: Мамоново I - Гроново, Мамоново II -Гжехотки, Багратионовск - Безледы, Гусев - Голдап (рис. 3).
5 Численность и миграция населения Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики (Росстат) [сайт]. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13283 (дата обращения: 30.01.2022).
Рис. i. Пограничные переходы на границе России и Эстонии Fig. i. Checkpoints on the border of Russia and Estonia
Источник: Haarmann6
Рис. 2. Пограничные переходы на границе России и Латвии Fig. 2. Checkpoints on the border of Russia and Latvia
Источник: Haarmann7
6 Карта автомобильных пунктов пропуска Россия - Эстония // Haarmann. Группа компаний по международным грузовым перевозкам [сайт]. URL: http://haarmannsi.com/infoczentr/spravochnaya/ duplicate-of-karta-avtomobilnyix-punktov-propuska-rossiya-estoniya.html (дата обращения: 30.01.2022).
7 Карта автомобильных пунктов пропуска Россия - Латвия // Haarmann. Группа компаний по международным грузовым перевозкам [сайт]. URL: http://haarmannsi.com/infoczentr/spravochnaya/ karta-avtomobilnyix-punktov-propuska-rossiya-latviya.html (дата обращения: 30.01.2022).
Рис. 3. Пограничные переходы на границе России с Литвой и Польшей Fig. 3. Checkpoints on the border of Russia with Lithuania and Poland
Источник: Haarmann8
Также ранее функционировал железнодорожный переход Багратионовск - Бар-тошице, а в настоящее время функционируют железнодорожные переходы Железнодорожный - Скандава и Мамоново - Бранево. Наиболее крупный пограничный переход - Мамоново II - Гжехотки. Он был открыт 7 декабря 2010 г. Здесь могут пересекать границу автомобили и другие виды транспорта в течение 24 часов. За сутки пограничный пункт способен пропускать 4 000 транспортных средств, в том числе, 1 250 грузовых, 2 600 легковых, 150 автобусов. С каждой стороны границы оборудовано восемь полос (четыре на въезд и четыре на выезд), две полосы для автобусов (по одной на каждое направление) и четырнадцать полос для грузового автотранспорта (семь на въезд и семь на выезд) (рис. 4).
Рис. 4. Пограничный переход Мамоново II - Гжехотки между Россией и Польшей Fig. 4. Border checkpoint Mamonovo II -Grzechotki between Russia and Poland
Источник: VisaSam.ru9
8 Карта автомобильных пунктов пропуска Россия - Латвия // Haarmann. Группа компаний по международным грузовым перевозкам [сайт]. URL: http://haarmannsi.com/infoczentr/spravochnaya/ karta-avtomobilnyix-punktov-propuska-rossiya-latviya.html (дата обращения: 30.01.2022).
9 Пересечение границы Калининграда с Польшей и Литвой // VisaSam.ru. Блог о путешествиях. URL: https://visasam.ru/russia/vezd/granicy-kaliningrada.html (дата обращения: 30.01.2022).
На границе с Литовской Республикой со стороны Калининградской области четыре пограничных перехода: Морское - Нида, Советск - Панемуне, Пограничный -Рамонишкяй, Чернышевское - Кибартай (рис. 5).
Рис. 5. Пограничный пункт Советск - Панемуне («Мост королевы Луизы») между
Россией и Литвой
Fig. 5. Border checkpoint Sovetsk - Panemune ("Queen Louise Bridge") between Russia
and Lithuania
Источник: VisaSam.ru10
Кроме них действуют два железнодорожных перехода: Нестеров - Кибартай и Советск - Пагегяй. На втором переходе пассажирского движения нет, здесь границу пересекают только члены локомотивных бригад. И еще действуют два речных пограничных пункта Советск - Юрбаркас и Советск - Русне для граждан Российской Федерации и Литовской Республики. Также в Калининградской области действуют водные и воздушные пограничные переходы: Калининград Морской порт (водный), Калининград Речной порт (водный), Калининград Пассажирский порт (водный), Порт Светлый (водный), Порт Балтийск (водный), международный аэропорт «Хра-брово» (воздушный) (рис. 6). Через них осуществляется ввоз/вывоз товаров и различные формы международной приграничной миграции.
10 Пересечение границы Калининграда с Польшей и Литвой // VisaSam.ru. Блог о путешествиях. URL: https://visasam.ru/russia/vezd/granicy-kaliningrada.html (дата обращения: 30.01.2022).
Рис. 6. Воздушный пограничный переход в Калининградской области -международный аэропорт «Храброво» Fig. 6. Aviation border checkpoint in the Kaliningrad region - International airport
Khrabrovo
Источник: VisaSam.ru11
Уникальное политико-географическое положение Калининградской области способствует формированию особых форм приграничных миграций в регионе. Общая протяженность границы Калининградской области составляет около 540 км. Из них приблизительно 400 км приходится на сухопутную границу (примерно поровну на границу с Польшей и Литвой) и 140 км - на морское побережье. Миграции между российскими регионами, с одной стороны, Республикой Польша и странами Балтии, с другой стороны, развиваются по особому сценарию. Некоторое время здесь существовал специальный безвизовый режим для краткосрочных поездок граждан, проживающих в регионе. Затем безвизовый режим был отменен, но перемещения через границу российских граждан очень активны с туристическими, коммерческими и торговыми целями.
Сложилась система особых преференций для жителей Калининградской области со стороны властей, как Российской Федерации, так и сопредельных государств. Например, российские власти предоставляют возможность бесплатного оформления заграничного паспорта для постоянных жителей эксклава Калининградской области. Власти Литовской Республики дают возможность постоянным жителям Калининградской области оформить так называемый упрощенный транзитный документ на срок до трех лет, позволяющий въехать в страну и двигаться по ней транзитом любым видом транспорта, покидать собственный автомобиль, задерживаться в дороге, но не более чем суммарно 24 часа за одну поездку (рис. 7). Данный документ выдается только постоянно зарегистрированным в Калининградской области и лицам, которые могут доказать частые поездки в Калининградскую область (для этого надо иметь на ее территории родственников, недвижимость, бизнес). Документ выдается всем
11 Пересечение границы Калининграда с Польшей и Литвой // VisaSam.ru. Блог о путешествиях. URL: https://visasam.ru/russia/vezd/granicy-kaliningrada.html (дата обращения: 30.01.2022).
сотрудникам, обслуживающим поезда. За выдачу документа взимается символический консульский сбор в размере пяти евро.
Рис. 7. Упрощенный транзитный документ для постоянных жителей Калининградской области, выдаваемый властями Литовской Республики Fig. 7. Simplified transit document for permanent residents of the Kaliningrad region, issued by the authorities ofthe Republic of Lithuania
Рис. 8. Упрощенный транзитный железнодорожный документ для пассажиров поездов в Калининградской области, выдаваемый властями Литовской Республики Fig. 8. Simplified railway transit document for train passengers in the Kaliningrad region, issued by the authorities ofthe Republic of Lithuania
Второй тип разрешений, выдаваемый властями Литовской Республики, это так называемый упрощенный транзитный железнодорожный документ, который заказывается в железнодорожной кассе и выдается пассажиру консулом (после заполнения анкеты, которая находится у проводника вагона), причем процедура его оформления проходит также в Консульстве Литовской Республики (без участия пассажира) и занимает определенное время, то есть купить железнодорожный билет необходимо только в кассе не позднее чем за 28 часов до отправления (рис. 8). Документ выдается бесплатно, действителен на шестичасовой транзит и на обратную поездку (но не более трех месяцев) и не дает право покидать вагон транзита.
Особый приграничный режим для постоянных жителей Калининградской области действует и с Республикой Польша12. Зона с облегченным визовым режимом распространяется на Калининградскую область и сопредельные регионы Республики Польша с городами Гданьск и Ольштын. Для пересечения российско-польской границы жителям этих территорий достаточно предъявить загранпаспорт и специальное разрешение, выдаваемое консульствами обеих стран. Сначала разрешение выдается сроком на два года, затем на пять лет. Разрешение позволило жителям Калининградской области России совершать поездки сроком до тридцати дней непрерывно, но не более, чем девяносто дней в течение полугода. Граждане Российской Федерации, как правило, покупают польские товары и продукты, а граждане Республики Польша заправляют автомобили более дешевым российским бензином. Благодаря данным преференциям в регионе получили широкое распространение коммерческие миграции и туризм. Пандемия COVID-l9 внесла изменения: были закрыты границы и ограничен въезд в страны Шенгенского соглашения со стороны Российской Федерации. Практически сошел на нет туристический поток в регионе.
Экспедиция в Калининградскую область
В 2021 г. сотрудники ИДИ ФНИСЦ РАН совершили экспедицию в города Калининградской области, в ходе которой собрали эмпирический материал, подтверждающий представления об особом социально-экономическом и историко-культурном положении этого эксклава, о территориальных диспропорциях в уровнях развития региона, о менее благоприятном социально-экономическом положении востока области.
Город Калининград, административный центр Калининградской области, связан авиационным, железнодорожным и автобусным сообщением со многими российскими и зарубежными городами. В окрестностях Калининграда располагается международный аэропорт «Храброво». В самом Калининграде имеются автовокзал и два железнодорожных вокзала. Из Калининграда осуществляются международные авиа-, железнодорожные и автобусные рейсы в города стран Балтии, в Польшу и Германию, хотя масштабы трансграничной миграции существенно сократились в период пандемии COVID-l9.
В регионе развит общественный транспорт, в т. ч. междугородний, обеспечивающий перемещение потоков маятниковой миграции между Калининградом, его пригородами и более отдаленными населенными пунктами. Так, например, еже-
12 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о порядке местного приграничного передвижения. Ратифицировано Федеральным законом от 14.06.2012 N 68-ФЗ // Техэксперт. Справочная система. URL: https://docs.cntd.ru/document/902331496 (дата обращения: 30.01.2022).
дневно курсируют автобусы малой и большой вместительности по маршруту Калининград - Советск: время в пути - около двух часов, расстояние по автодорогам - 117 км, цена билета - 310 руб. и, следовательно, удельная стоимость - около 2,7 руб. / км.
Междугородний транспорт представлен также железнодорожными поездами. По состоянию на 2021 г. в области курсируют современные комфортабельные поезда «Ласточка», которые связывают Калининград с курортными приморскими городами Зеленоградск и Светлогорск. Стоимость проезда в электропоездах несколько ниже по сравнению со стоимостью проезда в междугородних автобусах.
Зеленоградск (до 1946 г. Кранц), расположенный у основания Куршской косы, берет свое начало в 1252 г. С конца XIX в. он становится одним из самых популярных морских курортов Германии. Городу удалось избежать значительных разрушений в годы Второй мировой войны, что позволило сохранить его историческую застройку. Современный Зеленоградск сохраняет свою роль города-курорта (рис. 9). Санатории специализируются на бальнеотерапии. Отмечается благоприятное экологическое положение. Климат умеренный морской с теплым, часто дождливым летом и прохладной зимой. В городе наблюдается небольшое число постоянных рабочих мест, что обусловлено отсутствием крупных промышленных предприятий и сезонностью туристического потока. Зеленоградск удобен для переезда на постоянное место жительства лиц, работающих удаленно. Повсеместно отмечаются высокие цены на рынке недвижимости. Цены на квартиры, по данным портала «Росриэлт»: декабрь 2020 г. - 95 146 руб. м2 (29-е место в рейтинге), июнь 2021 г. - 122 307 руб. м2 (21-е место), декабрь 2021 г. - 165 406 руб. м2 (15-е место), март 2022 г. - 203 395 руб. м2 (10-е место)13. За год цены в сравнении с мартом 2021 г. выросли на 74,3%. Довольно типичен следующий отзыв о Зеленоградске: «Пока еще есть места в детских садах, и там довольно неплохая материально-техническая база. Две достаточно сильные школы, есть кружки, как частные, так и муниципальные. Больница, поликлиника, достаточно магазинов. Близко до Калининграда. Более-менее развит сервис услуг»14.
Светлогорск (до 1947 г. Раушен) основан в 1258 г. Он, как и Зеленоградск, является приморским городом-курортом с хорошо сохранившейся довоенной застройкой (рис. 10). Расположен Светлогорск на Калининградском полуострове на берегу Балтийского моря. Его прибрежная часть с многочисленными объектами курортной инфраструктуры возведена на поросшей лесом песчаной дюне. В Светлогорске множество санаториев разной специализации. О качестве муниципальных образовательных и медицинских услуг преобладают негативные отзывы. В 2015 г. в Зеленоградске был открыт многофункциональный концертный комплекс «Янтарь-холл». В его здании помимо развлекательных мероприятий проводятся форумы и конференции. Это обстоятельство позволяет несколько сгладить сезонность, столь характерную для курортных городов. Что же касается цен на рынке недвижимости, то и в Светлогорске они тоже заметно выросли: в два-три раза за время пандемии COVID-19. Приведем данные портала «Росриэлт»: декабрь 2020 г. - 81 761 руб. м2 (42-е место в рейтинге), март 2022 г. - 140 648 руб. м2 (28-е место). За год цены в сравнении с мартом 2021 г. выросли на 92,7%15.
13 Цены на квартиры в городах России в марте 2022 г. // Росриэлт. Сайт о недвижимости. URL: https://rosrealt.ru/cena/kvartira/276 (дата обращения: 30.01.2022).
14 Сибиряки и Уральцы в Калининграде. Переезд, ПМЖ // ВКонтакте. Социальная сеть. 27.07.2021. URL: https://vk.com/wall-173729739_55908 (дата обращения: 30.01.2022).
15 Цены на квартиры в городах России в марте 2022 г. // Росриэлт. Сайт о недвижимости. URL: https://rosrealt.ru/cena/kvartira/276 (дата обращения: 30.01.2022).
Рис. 9. Город Зеленоградск, проспект Курортный, 29 ноября 2021 г. Fig. 9. City of Zelenogradsk (former Cranz), Kurortny Avenue, November 29, 2021
Источник: из личного архива авторов
Рис. 10. Город Светлогорск, многофункциональный концертный комплекс «Янтарь-
холл», 1 декабря 2021 г. Fig. 10. City of Svetlogorsk (former Raushen), Yantar Hall multifunctional concert complex, December 1, 2021
Источник: из личного архива авторов
Советск имеет богатую многовековую историю. До 1946 г. он именовался как Тильзит. После распада СССР стал приграничным городом: река Неман разделяет его с литовской территорией. Со второй половины XIX в. в городе наблюдался быстрый рост промышленного производства. Численность населения значительно возрастала и в 1939 г. составляла более 55 тыс. человек. Развивалась транспортная инфраструктура: появлялись дороги, мощенные брусчаткой, функционировало трамвайное движение, междугороднее сообщение осуществлялось по железной дороге, речным транспортом и гражданской авиацией. В период Второй мировой войны город был сильно разрушен, хотя отдельные улицы Советска все же сохранили довоенную застройку (рис. 11). В послевоенные годы шло восстановление городской промышленности. С распадом СССР город стал постепенно приходить в запустение: закрывались промышленные предприятия, ветшали и приходили в аварийное состояние многие здания (в т. ч. и исторически значимые), росла безработица, молодежь стала все чаще переезжать в более крупные города - Калининград, Санкт-Петербург и т. д. Несмотря на свое депрессивное положение, Советск, частично сохранивший богатое историческое наследие, по-прежнему остается притягательным для туристов. Тем не менее можно отметить, что и туристический, и приграничный потенциал Советска оказываются недоиспользованными. В социальных сетях преобладают высказанные жителями Советска негативные оценки среднесрочных перспектив развития города. Например, «Перспектив в этом городе для нашей семьи нет и не предвидится. В городе за последние несколько лет совершенно нет развития, нет работы, нет образовательных учреждений, нет будущего для детей. Город заброшен в прямом и переносном смысле этого слова, здания разваливаются, дороги в ямах»16 или «По уровню заработной платы похвастать нечем. Большинство работодателей платит минимал-ку. Иногда чуть выше. Найти подработку на неполный день тоже очень сложно. Многие мужчины уходят работать в море, торговый флот»17.
С целью исследовать тенденции последних лет был рассмотрен отображаемый в государственной статистике миграционный прирост применительно к вышеописанным городам Калининградской области18. Города исследовались совместно с прилегающими территориями в пределах соответствующих муниципальных районов или городских округов. На основании сведений о миграционном приросте (убыли) и численности населения на 1 января текущего года (табл. 6) рассчитывался коэффициент миграционного прироста (рис. 12) согласно методике Росстата19.
16 Подслушано в Советске / ПВС // ВКонтакте. Социальная сеть. 12.09.2019. URL: https:// vk.com/wall-73591957_794640 (дата обращения: 30.01.2022).
17 Думаете о переезде в Калининград? А я расскажу о Советске - этот город совсем рядом // Яндекс Дзен. Платформа для блогеров и медиа. 25.11.2021. URL: https://zen.yandex.ru/media/ nesiditsa/dumaete-o-pereezde-v-kaHningrad-a-ia-rasskaju-o-sovetske--etot-gorod-sovsem-riadom-619fb38335903e74cdb6eddf (дата обращения: 30.01.2022).
18 Паспорт муниципального образования // Федеральная служба государственной статистики (Росстат). URL: https://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/munr.aspx?base=munst27 (дата обращения: 30.01.2022).
19 Методика расчета показателя «Коэффициент миграции (человек на 10 тыс. человек населения)». Утверждена Приказом Росстата от 05.07.2013 № 261 // Федеральная служба государственной статистики (Росстат). URL: http://www.gks.ru/metod/metod_261.rar (дата обращения: 30.01.2022).
Рис. 11. Город Советск, улица Луначарского, 30 ноября 2021 г. Fig. 11. City of Sovetsk (former Tilsit), Lunacharsky Street, November 30, 2021
Источник: из личного архива авторов
Таблица 6.
Численность населения и миграционный прирост за 2012-2021 гг. применительно к Зеленоградску, Светлогорску, Советску и прилегающим территориям, человек
Table 6.
Population and migration growth of Zelenogradsk, Svetlogorsk, Sovetsk and adjacent
territories in 2012-2021, people
Год Муниципальный район / городской округ
Зеленогра дский Светлогорский Советский
Числ. Мигр. ОКТМО Числ. Мигр. ОКТМО Числ. Мигр. ОКТМО
2012 32 361 148 27615000 15 080 138 27720000 41 941 63 27730000
2013 32 530 676 27615000 15 208 448 27720000 41 802 12 27730000
2014 33 195 961 27615000 15 629 489 277200 00 / 27634000 41 630 -226 27730000
2015 34 145 587 27615000 16 093 457 27634000 41 212 -13 27730000
2016 34 725 1 030 27615000 / 27710000 16 500 714 27634000 40 984 -262 27730000
2017 35 754 726 27710000 17 158 720 27634000 40 486 -425 27730000
2018 36 412 742 27710000 17 840 858 27634000 39 752 -325 27730000
2019 37 054 1 277 27710000 18 633 1 141 27634000 / 27734000 39 150 79 27730000
2020 38 217 1 474 27710000 19 710 1 135 27734000 38 963 -101 27730000
2021 39 561 н/д 27710000 20 784 н/д 27734000 38 514 н/д 27730000
Источник: составлено авторами на основе данных Росстата2,
20 Паспорт муниципального образования // Федеральная служба государственной статистики (Росстат). URL: https://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/munr.aspx?base=munst27 (дата обращения: 30.01.2022).
Можно отметить разнонаправленные тенденции изменения численности населения и миграционного прироста в приморской части Калининградской области и на востоке области. Так, численность населения Светлогорска за десять лет возросла более чем на треть. В то же время население Советска неуклонно снижалось с 41,9 тыс. чел. до 38,5 тыс. чел. Коэффициент миграционного прироста применительно к Советску в 2012-2020 гг., как правило, принимал отрицательные значения, тем не менее заметного роста темпов миграционной убыли не наблюдалось. Что же касается Зеленоградска и в особенности Светлогорска, то в их случае заметен устойчивый рост темпов миграционного притока. Иными словами, миграционный приток в курортные города Калининградской агломерации не просто высокий, но и все более и более возрастающий.
Рис. 12. Изменения значений коэффициента миграционного прироста в 20122020 гг. применительно к Зеленоградску, Светлогорску, Советску и прилегающим
территориям
Fig. 12. Changes in the values of the coefficient of migration growth in 2012-2020 for Zelenogradsk, Svetlogorsk, Sovetsk and adjacent territories
Сведения об авторах:
Алхасов Станислав Сергеевич, кандидат технических наук, старший научный сотрудник Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Москва, Россия.
Контактная информация: e-mail: [email protected]; ORCID ID: 0000-0002-8051-6423; РИНЦ Author ID: 665388; Web of Science Researcher ID: ABH-1319-2020; Scopus Author ID: 57127173400.
Рязанцев Никита Сергеевич, студент факультета международных отношений МГИМО МИД России, Москва, Россия.
Контактная информация: e-mail: [email protected]; ORCID ID: 0000-0001-6835-310X; РИНЦ Author ID: 1032293.
Благодарности и финансирование
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00526.
Статья поступила в редакцию 14.12.2021; принята в печать 18.02.2022.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
SCIENTIFIC EXPEDITION OF RESEARCHERS FROM THE IDR FCTAS RAS TO STUDY MIGRATION IN THE NORTHWESTERN SECTION OF THE RUSSIAN BORDER
Stanislav S. Alkhasov
Institute for Demographic Research FCTAS RAS, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
Nikita S. Ryazantsev
MGIMO University, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
For citation: Stanislav S. Alkhasov, Nikita S. Ryazantsev. Scientific Expedition of Researchers from the IDR FCTAS RAS to Study Migration in the Northwestern Section of the Russian Border. DEMIS. Demographic Research. 2022. Vol. 2. No 2. Pp. 234-250. DOI: https://doi.org/l0.1918l/demis.2022.2.2.17. EDN: MKISSV.
Bio note:
Stanislav S. Alkhasov, Candidate of Technical Sciences, Senior Researcher, Institute for Demographic Research, Federal Center of Theoretical and Applied Sociology, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia.
Contact information: e-mail: [email protected]; ORCID ID: 0000-0002-8051-6423; RSCI Author ID: 665388; Web of Science Researcher ID: ABH-1319-2020; Scopus Author ID: 57127173400.
Nikita S. Ryazantsev, Student, Faculty of International Relations, MGIMO University, Moscow, Russia. Contact Information: e-mail: [email protected]; ORCID ID: 0000-0001-6835-310X; RSCI Author ID: 1032293.
Acknowledgements and financing:
The reported study was funded by Russian Foundation for Basic Research (RFBR), project number 20-011-00526.
Received on 14.12.2021; accepted for publication on 18.02.2022. The authors have read and approved the final manuscript.