Научная статья на тему 'НАУЧНАЯ ДИСКУССИЯ О СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

НАУЧНАЯ ДИСКУССИЯ О СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
773
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА / ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МАКРОПРУДЕНЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / БЮДЖЕТ / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дорофеев М. Л.

В эпоху регулируемых рыночных отношений не вызывает никаких сомнений то, что роль государства и его регулирующего вмешательства в работу экономики очень высока, поскольку позволяет преодолевать беспрецедентные вызовы, такие как пандемия COVID-19 в 2020 г. В статье выполнен анализ понятия государственного финансового регулирования в современных условиях на основании различных российских и зарубежных источников. Обзор научной литературы показал, что это понятие трактуется по-разному, и в целом мнения можно объединить в две группы: научная школа, считающая, что финансовое регулирование - прерогатива фискальных властей и проявляется в бюджетном процессе; научная школа, рассматривающая указанный процесс как действия пруденциального регулятора, отвечающего за устойчивость финансовой системы и банковского сектора экономики. Результатом работы стали анализ причин расхождений во мнениях и предложения по устранению существующих противоречий в виде текстового, графического и классификационного определений исследуемого понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC DISCUSSION ON THE ESSENCE OF STATE FINANCIAL REGULATION IN MODERN CONDITIONS

There is no doubt that the role of the state and its regulatory intervention in the economy in the era of regulated market economy is very high, since it allows us to overcome unprecedented challenges such as the COVID-19 pandemic in 2020. The article analyses the concept of state financial regulation in modern conditions on the basis of various Russian and foreign sources. A review of scientific literature showed that this concept is interpreted differently and, in general, opinions can be combined into two groups: a scientific school that believes that financial regulation is the prerogative of fiscal authorities and manifests itself in the budgetary process; a scientific school that considers this process as the actions of a prudential regulator responsible for the stability of the financial system and the banking sector of the economy. The result of the research paper are the analysis of the causes of differences in opinions and the suggests to eliminate existing contradictions in the form of text, graphical and classificational definitions of the concept under study - government financial regulation.

Текст научной работы на тему «НАУЧНАЯ ДИСКУССИЯ О СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

ФИНАНСЫ И БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

УДК 330.1; 336.01

JEL G00; G28; H00; H3

DOI 10.26425/1816-4277-2021-3-140-148

Дорофеев Михаил Львович

канд. экон. наук, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финуниверситет), г Москва, Российская Федерация e-mail: dorofeevml@yandex.ru ORCID: 0000-0002-2829-9900

НАУЧНАЯ ДИСКУССИЯ О СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. В эпоху регулируемых рыночных отношений не вызывает никаких сомнений то, что роль государства и его регулирующего вмешательства в работу экономики очень высока, поскольку позволяет преодолевать беспрецедентные вызовы, такие как пандемия COVID-19 в 2020 г. В статье выполнен анализ понятия государственного финансового регулирования в современных условиях на основании различных российских и зарубежных источников. Обзор научной литературы показал, что это понятие трактуется по-разному, и в целом мнения можно объединить в две группы: научная школа, считающая, что финансовое регулирование - прерогатива фискальных властей и проявляется в бюджетном процессе; научная школа, рассматривающая указанный процесс как действия пруденциального регулятора, отвечающего за устойчивость финансовой системы и банковского сектора экономики. Результатом работы стали анализ причин расхождений во мнениях и предложения по устранению существующих противоречий в виде текстового, графического и классификационного определений исследуемого понятия.

Ключевые слова: финансовое регулирование, монетарная политика, фискальная политика, макропруденциальная политика, бюджет, центральный банк, банковская система, бюджетная система, налоговая система

Для цитирования: Дорофеев М.Л. Научная дискуссия о сущности государственного финансового регулирования в современных условиях//Вестник университета. 2021. № 3. С. 140-148.

Mikhail L. Dorofeev

Cand. Sci. (Econ.), Financial University, Moscow, Russia e-mail: dorofeevml@yandex.ru ORCID: 0000-0002-2829-9900

SCIENTIFIC DISCUSSION ON THE ESSENCE OF STATE FINANCIAL REGULATION IN MODERN CONDITIONS

Abstract. There is no doubt that the role of the state and its regulatory intervention in the economy in the era of regulated market economy is very high, since it allows us to overcome unprecedented challenges such as the COVID-19 pandemic in 2020. The article analyses the concept of state financial regulation in modern conditions on the basis of various Russian and foreign sources. A review of scientific literature showed that this concept is interpreted differently and, in general, opinions can be combined into two groups: a scientific school that believes that financial regulation is the prerogative of fiscal authorities and manifests itself in the budgetary process; a scientific school that considers this process as the actions of a prudential regulator responsible for the stability of the financial system and the banking sector of the economy. The result of the research paper are the analysis of the causes of differences in opinions and the suggests to eliminate existing contradictions in the form of text, graphical and classificational definitions of the concept under study - government financial regulation.

Keywords: financial regulation, monetary policy, fiscal policy, macroprudential policy, budget, Central Bank, banking system, budget system, tax system

For citation: Dorofeev M.L. (2021) Scientific discussion on the essence of state financial regulation in modern conditions. Vestnik universiteta, no. 3, pp. 140-148. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-3-140-148

© Дорофеев М.Л., 2021.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/). © Dorofeev M.L., 2021.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Введение

Научные дискуссии о необходимости государственного вмешательства в экономику идут уже несколько сотен лет с момента зарождения экономической теории в трудах А. Смита и еще больше после перехода мировой экономики в эпоху регулируемых рыночных отношений в начале XX в., начавшейся с теорий неоклассиков и американских институционалистов. Сегодня в научной среде есть определенный консенсус на тему связи между степенью государственного вмешательства в экономику и потенциалом экономического роста. История экономики показывает, чем меньше доля государственного регулирования и чем ниже уровень налоговой нагрузки, необходимый для финансирования нормальной работы сферы государственных и муниципальных финансов и государственного аппарата, тем выше потенциальный темп роста экономики.

Два глобальных финансовых кризиса текущего столетия в очередной раз усилили роль государственного регулирования экономики для стабилизации финансовой системы, восстановления рынка труда, спасения системообразующих компаний и поддержки населения. Обзор современных научных трудов российских и зарубежных авторов показал, что под термином «государственное финансовое регулирование экономики» подразумевают разные понятия и процессы. Безусловно, это свидетельствует об определенных теоретических противоречиях, разрешение которых является задачей настоящего исследования.

Обзор дискуссий на тему определения сущности государственного финансового регулирования

Для корректного определения понятия государственного финансового регулирования следует начать с регулирования как такового. Смысл понятия «регулирование» заключается в приведении определенного процесса, механизма или явления в порядок [17]. Очевидно, что в контексте экономической деятельности государственное регулирование приобретает значение управляющего воздействия со стороны государственных регуляторов на функционирование всей экономики, отдельных ее элементов и процессов социально-экономического развития [11].

Под государственным регулированием в теории управления понимают устранение и сглаживание провалов рынка в результате воздействия на институциональную среду через систему рычагов, инструментов и методов управления [10]. Финансовое регулирование экономики - более узкое и специфическое понятие, смысл которого будет зависеть от того, как трактуется термин финансы. В теории финансов определение данной экономической категории имеет много вариантов трактовки: от совокупности экономических отношений, имеющих денежный и распределительный характер (российская научная школа), до процессов, происходящих в пространстве финансовых рынков между их участниками, связанных с движением денежных потоков (зарубежная научная школа) [13].

Центральным элементом понятия «финансы» в российской научной школе считается совокупность экономических отношений денежного и распределительного характера, а в зарубежной научной школе под финансами понимают науку об управлении денежными потоками или капиталом. Таким образом, не вызывает никаких разногласий тот факт, что современное понятие «финансы» неразрывно связано с деньгами как основой экономического явления. Без денег, как наиболее ликвидной формы обмена и универсального эквивалента, финансы как экономическая категория не существуют.

В российской и зарубежной литературе имеются расхождения в понимании термина «финансовое регулирование экономики» (рис. 1).

В монографии под редакцией М. А. Абрамовой с соавторами проблема такого расхождения объясняется двумя разными причинами: во-первых, существуют различия в трактовке понятия финансов, во-вторых, слово «финансовый» можно переводить на английский и как fiscal, и как financial [13]. В переводе fiscal речь идет о сфере государственных и муниципальных финансов и бюджетном процессе. Под словом financial подразумевается более широкий смысл финансов, имеющий отношение ко всем звеньям финансовой системы страны, а также связанный с финансами, денежным обращением и кредитом [16].

Первая группа в основном объединяет российских авторов, которые связывают финансовое регулирование со сферой государственных финансов, бюджетной системой, как центральным звеном этой сферы, а также совокупностью налоговых и неналоговых методов, способов и инструментов финансового регулирования

экономического роста и финансирования общественных благ [2; 5; 12; 13]. Под финансовым регулированием экономики понимают действия регуляторов по сглаживанию провалов рынка в результате воздействия на институциональную среду экономики через инструменты и методы бюджетно-налоговой (фискальной) политики. В концепции первой группы авторов в роли главных регуляторов выступают Министерство финансов, налоговая служба и казначейские органы государственного управления финансами. Целями финансового регулирования являются не только финансирование общественных благ, но и регулирование социальных-экономических пропорций для обеспечения оптимального экономического роста.

Определение Орган финансового

регулирования

Составлено автором по материалам исследования

Рис. 1. Подходы к определению понятия «финансовое регулирование экономики» в различных источниках.

Денежно-кредитная политика выделена как предмет для развития дальнейшей дискуссии

Вторая группа авторов рассматривает финансовое регулирование как действия пруденциального регулятора в области обеспечения стабильности финансовой системы и финансовых рынков посредством централизованного надзора за финансовым сектором экономики и управления финансовыми рисками [3; 14; 18-20].

Финансовое регулирование в первую очередь связывают с надзором за финансовыми рынками и финансовыми институтами. К объектам пруденциального регулирования относят систему посредничества на финансовом рынке, в особенности банковскую систему. В исследованиях Международного валютного фонда (МВФ) приведена статистика о том, что более чем в половине стран мира субъектом данного вида финансового регулирования является либо центральный банк, либо специальное подразделение в центральном банке. Вместе с тем в ряде стран созданы специальные регуляторные органы или комитеты, выполняющие соответствующие функции по надзору за финансовой системой и финансовым рынком [21].

И в первой, и во второй группах авторов понятие финансового регулирования, разграничивается с денежно-кредитным регулированием. Мы считаем, что с учетом сущности финансов, как экономической категории, денежно-кредитное регулирование было бы логично считать одним из важнейших и неотъемлемых элементов финансового регулирования. Однако данная точка зрения не является общепринятой.

Ответим на вопрос, можно ли считать денежно-кредитное регулирование частью системы финансового регулирования. Денежные средства, монопольное право на эмиссию которых имеют центральные банки, являются жизненно важной основой экономических отношений, финансовых транзакций и товарно-обменных сделок в экономике [15]. В свою очередь центральные банки проводят косвенное вмешательство в экономику через систему финансового посредничества, делают это на постоянной основе и являются неотъемлемой частью ее финансовой системы. Согласно федеральному закону о Банке России, этот орган финансового регулирования отвечает за проведение единой государственной денежно-кредитной политики в тесном взаимодействии

с правительством Российской Федерации, то есть, фактически, Банк России вовлечен во все процессы государственного финансового регулирования. Таким образом, ответ на поставленный вопрос с нашей точки зрения является положительным.

В современном мире сложно представить финансовое регулирование экономики без непосредственного участия в этом процессе центрального банка. Надо признать, что с расцветом технологии блокчейн после финансового кризиса 2008 г. и формирования рынков криптовалют, появилась технологическая альтернатива всей централизованной системе финансового посредничества, в том числе и традиционной двухуровневой банковской системе. Тем не менее, кроме ряда достоинств, у нее также есть и немало серьезных недостатков, которые до настоящего времени мешали криптовалютам (деньги с децентрализованной эмиссией) вытеснить или полностью заменить традиционные фиатные деньги (деньги с централизованной эмиссией) [7-8].

В подавляющем большинстве стран на законодательном уровне закреплен принцип обособленности монетарных регуляторов от органов государственного регулирования экономики для обеспечения независимой денежно-кредитной политики. Согласно федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России не является органом государственной власти, следовательно, формально его нельзя отнести к органам государственного финансового регулирования [1]. Возможно, именно в этом и заключается проблема обособленности Банка России от государственного финансового регулирования. Вместе с тем в том же самом федеральном законе о Центральном Банке написано, что его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения, что также проявляется в формулировках его функций. Для устранения выявленных противоречий под государственным финансовым регулированием мы предлагаем рассматривать собирательное понятие, объединяющее все виды финансового регулирования: бюджетно-налоговое (фискальное), денежно-кредитное (монетарное) и макропруденциальное регулирование (рис. 2). К органам, фактически выполняющим функции государственного финансового регулирования и приравненных к ним, мы также относим и Банк России.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ^

ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Органы бюджетно-налогового и таможенно-тарифного регулирования (фискальное регулирование)

Перераспределение национального дохода и богатства и финансирование общественных благ, воздействие на экономику и финансовую систему через каналы бюджетной системы

Органы макропруденциального

регулирования и контроля. (пруденциальное регулирование)

Обеспечение стабильности финансовой системы и ее отдельных участников через систему финансовых посредников

Органы денежно-кредитного

регулирования (монетарное регулирование)

Обеспечение экономики ликвидностью, управление денежной базой с целью оптимизации безработицы и инфляции. Самый широкий канал воздействия на финансовую систему

ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ФИНАНСЫ

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА СТРАНЫ

Налоги и сборы и прочие поступления от корпораций -Государственные расходы и трансферты для бизнеса-------Фин. ресурсы; доходы от фин. активов - п

- Бюджетные инвестиции------, 1

ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ФИНАНСЫ ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК

------------Инвестиции-----------

Фин. ресурсы; доходы от фин. активов

- Трудовые ресурсы----->

---Оплата труда-----

ДОМОХОЗЯЙСТВА

г л г А Г Л

Богатые Средний Бедные

класс

V У V У V У

----Спрос-----

- - Предложение -

КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ

ФИНАНСОВЫЕ КОРПОРАЦИИ И ФИНАНСОВЫЕ ПОСРЕДНИКИ

( ^ ( ^ ^ Крупные

корп.

Ч___/ ч_

Средние Мелкие

-) I-).

Фин. ресурсы; доходы Инвестиции от фин. активов

НЕФИНАНСОВЫЕ КОРПОРАЦИИ

л г

Крупные

Средние

I----------------------------Оплата труда ----------------------

-----------------------Трудовые ресурсы (госслужба)----------------

--------------Государственные расходы и социальные трансферты---------

Налоги и сборы и прочие поступления в бюджетную систему от домохозяйств НЕФИНАНСОВЫЙ РЫНОК

Составлено автором по материалам исследования

Рис. 2. Система государственного финансового регулирования экономики

Классификация видов государственного финансового регулирования

Сущность любого явления проявляется в его функциях, а также в классификации инструментов и методов его функционирования. В таблице 1, в дополнение к рисунку 2, представлена авторская классификация видов, инструментов и методов государственного финансового регулирования.

Таблица 1

Классификация видов, инструментов и методов государственного финансового регулирования

Вид финансового регулирования Краткая характеристика

1. Бюджетно-налоговое регулирование 1.1. Регулирование системы налогов и сборов (изъятие излишков финансовых ресурсов, фискальное регулирование социально-экономических диспропорций и неравенства). 1.1.1. Налоговая нагрузка на различных участников экономики: изменение налоговых ставок на различные виды налогов, в т. ч. баланса между прямыми и косвенными налогами, прогрессивная система налогообложения прямых налогов на доходы, введение специальных налоговых режимов (налог на самозанятых, патенты и пр.). 1.1.2. Неналоговая нагрузка на экономику со стороны фискальной системы: сборы, пошлины, штрафы, пени, нормативы амортизационных отчислений и пр. 1.1.3. Использование государственного и муниципального имущества: дивидендная политика корпораций с государственным участием, условия аренды государственной и муниципальной собственности и пр. 1.1.4. Система налоговых и неналоговых льгот, вычетов, отсрочек и прочих дискретных режимов фискального регулирования. 1.1.5. Бюджетный федерализм: доли поступления налогов в различные уровни бюджетной системы, межбюджетные трансферты и пр. 1.1.6. Инвестиционный налоговый кредит для инновационных компаний (изменение срока уплаты налога, при котором организациям при наличии оснований, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов)

1.2. Регулирование расходов бюджетной системы (перераспределение финансовых ресурсов через бюджетную систему для ликвидации провалов рынка и бедности). 1.2.1. Государственные программы и национальные проекты, запланированные выплаты из бюджета в рамках функциональной классификации государственных и муниципальных расходов. 1.2.2. Государственные и муниципальные закупки. 1.2.3. Бюджетные инвестиции и государственно-частного партнерства. 1.2.4. Субсидирование расходов сектора корпоративных финансов. 1.2.5. Социальная поддержка незащищенных слоев населения из системы внебюджетных фондов (пенсии, пособия, материнский капитал, дотации и пр.). 1.2.6. Размещение временно свободных остатков на казначейских счетах на банковские депозиты для увеличения ликвидности в банковском секторе. 1.2.7. Государственные кредиты и гарантии. 1.2.8. Специальные дискретные антикризисные программы поддержки экономики (например, дополнительные адресные выплаты семьям с детьми в периоды кризиса при определенных условиях)

1.3. Долговая политика. 1.3.1. Управление государственным долгом, финансирование планового дефицита бюджета, развитие и обеспечение ликвидности долгового рынка для обеспечения инвесторов соответствующими безрисковыми инвестиционными возможностями. 1.3.2. Предоставление государственных гарантий для юридических лиц, в т. ч. и во внешнеторговых операциях. 1.3.3. Бюджетные кредиты

Окончание табл. 1

Вид финансового регулирования Краткая характеристика

1. Бюджетно-налоговое регулирование 1.4. Управление суверенными фондами в рамках антициклической финансовой политики, софинансирование пенсий и развития национальных проектов (правила накопления и расходования суверенных валютных резервов для сглаживания экономических циклов). 1.4.1. Бюджетные правила по абсорбированию излишков валютной ликвидности от экспортно-импортных операций для обеспечения финансовой стабильности индикаторов валютного рынка. 1.4.2. Стратегия инвестирования ликвидной части накопленных резервов сверх определенной базы накопления (доли в % к валовому внутреннему продукту) в различные реальные и финансовые активы, инфраструктурные проекты, докапитализацию государственных финансовых и нефинансовых корпораций в периоды кризисов

2. Таможенно-тарифное регулирование 2.1. Таможенных пошлины, тарифы и сборы по экспортно-импортным операциям. 2.2. Таможенные льготы, в т. ч. специальное таможенное регулирование в рамках стимулирующей или протекционистской политики для отдельных рынков. 2.3. Таможенно-тарифное регулирование в рамках наднациональных торговых объединений

3. Денежно-кредитное регулирование 3.1. Монетарная политика регулирования инфляции и занятости. 3.1.1. Эмиссия и обслуживание обращения денежной базы в экономике (сеньораж). 3.1.2. Изменение процентной (ключевой) ставки. 3.1.3. Валютные интервенции и таргетирование валютного курса. 3.2. Специальные программы по выкупу активов с рынка, в т.ч. выкуп государственных облигаций в рамках согласованных действий с органами бюджетно-налогового регулирования

4. Регулирование устойчивости финансовой системы (пруденциальный контроль) 4.1. Обеспечение стабильности финансовой системы (макропруденциальное финансовое регулирование) и контроль финансовой устойчивости ее отдельных элементов и участников (микропруденциальное финансовое регулирование). 4.1.1. Коэффициенты валового левериджа и нормативов соотношения активов и обязательств для различных участников рынка. 4.1.2. Коэффициенты взвешивания риска в нормативе достаточности капитала по торговому портфелю ценных бумаг. 4.1.3. Резервные требования к капиталу кредитных организаций. 4.1.4. Лимитирование предельных ставок по кредитам и депозитам. 4.1.5. Контрциклический буфер капитала. 4.1.6. Стресс-тестирование финансовых организаций. 4.1.7. Прочие надзорные мероприятия

Составлено автором по материалам источников [4; 7; 9; 19]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

В научной литературе имеется несколько различных точек зрения по поводу того, как следует определять понятие государственного финансового регулирования. Это может быть связано с особенностями перевода части термина «финансовое» на иностранные языки, а также со спецификой законодательства, определяющего статус монетарного регулятора как независимого от государства субъекта финансового регулирования экономики.

Несмотря на то, что центральный банк фигурирует как субъект финансового регулирования в научных работах ряда авторов, монетарная политика, являющаяся его основной функцией, рассматривается ими как самостоятельная сфера регулирования экономики, отдельная от системы финансового регулирования. С нашей точки зрения, это не совсем справедливо, и в настоящей статье представлены аргументы для ее обоснования.

Библиографический список

1. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 24.02.2021 № 20-ФЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102077052 (дата обращения: 25.02.2021).

2. Буздалина, О. Б. Тенденции развития финансового регулирования экономики // Аудит и финансовый анализ. - 2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.auditfin.eom/fin/2015/3/fin_2015_31_rus_05_04.pdf (дата обращения: 24.02.2021).

3. Буклемишев, О. В., Данилов, Ю. А., Кокорев, Р. А. Мегарегулятор как результат эволюции финансового регулирования // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. - 2015. - № 4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eyberleninka.ru/artiele/n7megaregulyator-kak-rezultat-evolyutsii-finansovogo-regulirovaniya (дата обращения: 24.02.2021).

4. Воробьев, Ю. Н. Теоретико-методологические основы финансовых методов регулирования и стимулирования экономики страны и ее регионов // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. - 2016. - № 3 (36) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://eyberleninka.ru/artiele/n/teoretiko-metodologieheskie-osnovy-finansovyh-metodov-regulirovaniya-i-stimulirovaniya-ekonomiki-strany-i-ee-regionov (дата обращения: 24.02.2021).

5. Воробьева, Е. И. Государственное финансовое регулирование социальных процессов // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. - 2014. - № 4 (29) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eyberleninka.ru/artiele/n/gosudarstvennoe-finansovoe-regulirovanie-sotsialnyh-protsessov (дата обращения: 24.02.2021).

6. Головин, А. О., Толкаченко, Г. Л. Финансовое регулирование развития экономики в глобальных цепочках стоимости // Финансы и кредит. - 2016. - № 6 (678) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eyberleninka.ru/artiele/n/finansovoe-regulirovanie-razvitiya-ekonomiki-v-globalnyh-tsepoehkah-stoimosti (дата обращения: 24.02.2021).

7. Дорофеев, М. Л. (2020) Современные особенности государственной политики стабилизации экономики в условиях кризиса // Банковское дело. - № 8 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/ elibrary_43803418_26763436.pdf (дата обращения: 28.02.2021).

8. Дорофеев, М. Л. Перспективы блокчейна в развитии финансов зеленой экономики // Вестник университета. - 2020. -№ 5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eyberleninka.ru/artieleMperspektivy-blokeheyna-v-razvitii-finansov-zelenoy-ekonomiki (дата обращения: 25.02.2021).

9. Ильина, Т. Г. Виды и методы финансового и монетарного регулирования экономики в условиях современности // ПУФ. -2015. - № 1 (17) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eyberleninka.ru/artiele/n/vidy-i-metody-finansovogo-i-monetarnogo-regulirovaniya-ekonomiki-v-usloviyah-sovremennosti (дата обращения: 21.02.2021).

10. Клименко, А. В., Минченко, О. С. Государственное регулирование экономики: вопросы теории и лучшая практика // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2016. - № 3. - С. 7-30.

11. Мокина, Л. С., Никитина, Э. Г. Необходимость государственного регулирования экономики // Вестник СамГУ - 2015. -№ 2 (124) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eyberleninka.ru/artiele/n/neobhodimost-gosudarstvennogo-regulirovaniya-ekonomiki (дата обращения: 24.02.2021).

12. Финансы: учебник / коллектив авторов; под ред. Е. В. Маркиной. - 3-е изд. cтер. - Москва: КНОРУС, 2021. - 424 с. -(Бакалавриат).

13. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики: учебник. Серия: Магистр / под ред. проф. М. А. Абрамовой, проф. Л. И. Гончаренко, проф. Е. В. Маркиной. - М.: Юрайт, 2014. - 550 с. -

14. Худякова, Л. Посткризисное финансовое регулирование на межгосударственном уровне // Мировая Экономика и международные отношения. - 2013. - № 1. - С. 3-14.

15. Правовой статус и функции ЦБ РФ // Официальный сайт ЦБ РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ebr.ru/ about_br/bankstatus/ (дата обращения: 25.02.2021).

16. Словарь иностранных слов в переводчике ABBYY Lingvo. Перевод слова "finanee" [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: https://www.lingvolive.eom/ru-ru/translate/en-ru/finanee (дата обращения: 25.02.2021).

17. Avgouleas, E. The global finaneial erisis, behavioral finanee and finaneial regulation: In seareh of a new orthodoxy // Journal of Corporate Law Studies. - 2009. - No. 9 (1). - Pp. 23-59. http://dx.doi.org/10.1080/14735970.2009.11421534

18. Brunnermeier, M., Croekett, A., Goodhart, C., Persaud, A., Shin, H. The fundamental prineiples of finaneial regulation. Geneva Reports on the World Eeonomy 11 // International Center for Monetary and Banking Studies (ICMB). - 2009. - 134 p. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eepr.org/sites/default/files/geneva_reports/GenevaP197.pdf (дата обращения: 10.02.2021).

19. Panieo, С., Pinto, A., Puehet, M., Marta, A., Suarez, V The evolution of finaneial regulation before and after the erisis // Revista Eeonomiea. - 2014. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.researehgate.net/publieation/326015964_The_evolution_ of_finaneial_regulation_before_and_after_the_erisis (дата обращения: 10.01.2021). http://doi.org/10.22409/eeonomiea.15i1.p54

20. Schnabl, G., Sonnenberg, N. Monetary policy, financial regulation and financial stability: A comparison between the Fed and the ECB (April 6, 2020) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ssrn.com/abstract=3571200 or http://dx.doi.org/10.2139/ ssrn.3571200 (дата обращения: 20.01.2021).

21. The IMF's Annual Macroprudential Policy Survey - Objectives, Design, and Country Responses // IMF [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.imf.org/en/Publications/Policy-Papers/Issues/2018/04/30/ pp043018-imf-annual-macroprudential-policy-survey. (дата обращения: 22.01.2021).

References

1. Federal Law "On the Central Bank of the Russian Federation (The Bank of Russia)" (No. 20-FZ, as amended dated on February 24, 2021). Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102077052 (accessed 25.02.2021). (In Russian).

2. Buzdalina O. B. Trends in the development of financial regulation of the economy, Audit and Financial Analysis, 2015. Available at: https://www.auditfin.com/fin/2015/3/fin_2015_31_rus_05_04.pdf (accessed 24.02.2021). (In Russian).

3. Buklemishev O. V, Danilov Yu. A., Kokorev R. A. Megaregulator as a result of the evolution of financial regulation, Moscow University Economics Bulletin, 2015, no. 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/megaregulyator-kak-rezultat-evoly-utsii-finansovogo-regulirovaniya (accessed 24.02.2021). (In Russian).

4. Vorob'ev Yu. N. Theoretical and methodological foundations of financial methods of regulation and stimulation of the economy of the country and its regions, Scientific Bulletin: finance, banking, investment, 2016, № 3 (36). Available at: https://cyberlen-inka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-osnovy-finansovyh-metodov-regulirovaniya-i-stimulirovaniya-ekonomiki-stra-ny-i-ee-regionov (accessed 24.02.2021). (In Russian).

5. Vorob'eva E. I. State financial regulation of social processes, Scientific Bulletin: finance, banking, investment, 2014, no. 4 (29). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-finansovoe-regulirovanie-sotsialnyh-protsessov (accessed 24.02.2021). (In Russian).

6. Golovin A. O., Tolkachenko G. L. Financial regulation of global value chains, Finance and Credit, 2016, no. 6 (678). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovoe-regulirovanie-razvitiya-ekonomiki-v-globalnyh-tsepochkah-stoimosti (accessed 24.02.2021). (In Russian).

7. Dorofeev M. L. Current features of state policy on economic stabilization in crisis, Bankovskoe delo, 2020, no. 8. Available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_43803418_26763436.pdf (accessed 28.02.2021). (In Russian).

8. Dorofeev M. L. Blockchain prospects for green economy finance, Vestnik universiteta, 2020, no. 5. Available at: https://cyber-leninka.ru/article/n/perspektivy-blokcheyna-v-razvitii-finansov-zelenoy-ekonomiki (accessed 25.02.2021). (In Russian).

9. Il'ina T. G. Types and methods of financial and monetary regulation of the economy in modern conditions, Problems of Accounting and Finance, 2015, no. 1 (17). Available at: https://cyberleninka.rn/articleMvidy-i-metody-finansovogo-i-monetarnogo-reg-ulirovaniya-ekonomiki-v-usloviyah-sovremennosti (accessed 21.02.2021). (In Russian).

10. Klimenko A. V., Minchenko O. S. State regulation of the economy: issues of theory and best practice, Public Administration Issues, 2016, no. 3, pp. 7-30. (In Russian).

11. Mokina L. S., Nikitina E. G. The need for state regulation of the economy, Vestnik of Samara State University, 2015, no. 2 (124). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/neobhodimost-gosudarstvennogo-regulirovaniya-ekonomiki (accessed 24.02.2021). (In Russian).

12. Finance: textbook, authors team, ed. E. V Markina, 3nd edition, Ster. - Moscow, Knorus, 2021, 424 p. (Bachelor course) (In Russian).

13. Financial and monetary methods of economic regulation, eds prof. M. A. Abramova, prof. L. I. Goncharenko, prof. E. V Markina, Moscow, Yurait, 2014, 550 p. (In Russian).

14. Khudyakova L. Post-crisis financial regulation at the interstate level, World Economy and International Relations, 2013, no. 1, pp. 3-14. (In Russian).

15. Legal status and functions of the Central Bank of the Russian Federation, Official website of the Central Bank of the Russian Federation. Available at: https://cbr.ru/about_br/bankstatus/ (accessed 25.02.2021). (In Russian).

16. Dictionary offoreign words in ABBYY Lingvo translator. Translation of the word "finance". Available at: https://www.lingvolive. com/ru-ru/translate/en-ru/finance (accessed 25.02.2021). (In Russian).

17. Avgouleas E. The global financial crisis, behavioral finance and financial regulation: In search of a new orthodoxy, Journal of Corporate Law Studies, 2009, no. 9(1), pp. 23-59 http://dx.doi.org/10.1080/14735970.2009.11421534

18. Brunnermeier M., Crockett A., Goodhart C., Persaud A., Shin H. The fundamental principles of financial regulation. Geneva Reports on the World Economy 11. International Center for Monetary and Banking Studies (ICMB), 2009, 134 p. Available at: https://cepr.org/sites/default/files/geneva_reports/GenevaP197.pdf (accessed 10.02.2021).

19. Panico С., Pinto A., Puchet M., Marta A., Suarez V. The evolution of financial regulation before and after the crisis, Revista Economica, 2014, p. 54. Available at: https://www.researchgate.net/publication/326015964_The_evolution_of_financial_regu-lation_before_and_after_the_crisis (accessed 10.01.2021). http://doi.org/10.22409/economica.15i1

20. Schnabl G., Sonnenberg N. Monetary policy, financial regulation andfinancial stability: A comparison between the Fed and the ECB (April 6, 2020). Available at: https://ssrn.com/abstract=3571200 or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3571200 (accessed 20.01.2021).

21. The IMF's annual macroprudential policy survey - objectives, design, and country responses, IMF. Available at: https://www.imf. org/en/Publications/Policy-Papers/Issues/2018/04/30/ pp043018-imf-annual-macroprudential-policy-survey (accessed 22.01.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.