ЗИННАТУЛЛИН Данияр Альбертович — аспирант факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета (191060, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, 1/3; [email protected]); ORCID: 0009-0006-4112-4079
НАУЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ ИНДИИ В АРКТИКЕ
Аннотация. Неполярные государства постепенно вовлекаются в управление Арктикой посредством своего участия в международных инициативах по научному сотрудничеству. В статье делается акцент на научную дипломатию Индии в Арктике. Феномен данного вида дипломатии актуален тем, что она может помочь сохранить диалог между странами в Арктике, где пересекаются интересы многих стран, когда происходят необратимые сдвиги в геополитике.
Ключевые слова: Арктика, Индия, научная дипломатия, стратегия, Арктический совет
Взаимодействие Индии с Арктическим регионом можно проследить с 1920-х гг., когда она, будучи частью Британской империи, подписала Шпицбергенский договор с Норвегией, Данией, Францией, Италией, Японией, Нидерландами, США и Швецией о суверенитете Норвегии над архипелагом Шпицберген1. С тех пор Индия прошла долгий путь, предпринимая шаги по взаимодействию с Арктикой. Арктический совет, который был создан в 1996 г. на основе Оттавской декларации, - это прежде всего группа, которая рассматривает вопросы, стоящие перед арктическими странами и жителями Арктики. Россия, Канада, США, Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия и Исландия - страны, имеющие территорию в пределах Северного полярного круга, являются членами Совета. Совет предоставляет также другим (неполярным) странам статус наблюдателя. Индия получила статус наблюдателя в 2013 г. вместе с пятью другими странами - Китаем, Италией, Японией, Южной Кореей и Сингапуром2. Данный шаг помог не только расширить политическое взаимодействие Индии с арктическими странами, но и работать с различными негосударственными и государственными субъектами, играющими важную роль в управлении Арктикой, в т.ч. с научными структурами. Гималаи часто рассматриваются как «третий полюс», имеющий общие составляющие с Арктикой и Антарктикой. Поэтому для Индии было важно присутствовать во всех трех регионах.
Сегодня, особенно в моменты острых геополитических кризисов, необходима серьезная научная дискуссия по проблеме сохранения и развития научной дипломатии, в том числе на платформе Арктического совета, для исследования ее методологических и, что особенно важно, практических аспектов [Сергунин, Заика, Рябова 2023].
Арктическая политика Индии (редакция от 2022 г.)
В марте 2022 г. была опубликована первая арктическая политика Индии под названием «Арктическая политика Индии: Создание партнерства для устой-
1 The Svalbard Treaty. Доступ: https://snl.no/Svalbardtraktaten (проверено 14.09.2024).
2 Explained: India's re-election as observer to the Arctic Council. URL: https:// indianexpress.com/article/explained/india-re-election-observer-arctic-council-importance-5727126/#:~:text=India%20had%20been%20given%20the,Switzerland%20too%20became%20 an%200bserver (accessed 05.09.2024).
чивого развития»1. Этот проект определяет арктическую миссию Индии по таким параметрам, как гармонизация полярных исследований с «третьим полюсом», т.е. Гималаями; вклад в углубление понимания человечеством региона; укрепление международных усилий по борьбе с изменением климата; продвижение изучения и понимания Арктики в Индии, а также укрепление сотрудничества Индии с Арктическим регионом.
Арктическая политика Индии признает растущие возможности региона в связи с таянием льдов, такие как разведка энергоресурсов, добыча полезных ископаемых, обеспечение продовольственной безопасности и судоходство. Индии также необходимо обозначить тот факт, что разведка ресурсов в регионе должна вестись на устойчивой основе и в соответствии с передовым международным опытом, в т.ч. с опытом научного академического сообщества. Практики, которых часто называют «научными дипломатами», - это все те, кто вовлечен в действие на стыке вопросов науки и дипломатии независимо от того, наделены ли они официально дипломатическими функциями или нет [Ruííini 2020: 124]. Немаловажным аспектом индийской политики является признание взаимодействия между полярными исследованиями и Гималаями. Поскольку Индия имеет огромный опыт научных исследований в Антарктиде и на «третьем полюсе», соответствующий опыт может помочь индийскому научному сообществу лучше понять изменения в Арктике и расширить базу знаний для указанных трех полюсов.
Мотив индийского интереса к Арктике
В глобализированной Арктике научное взаимодействие и сотрудничество азиатских государств оказывают положительное влияние на управление ею. Это помогает поддерживать баланс сил, где смена власти, вероятно, будет сдерживать установленный порядок. Предоставление азиатским государствам голоса или «места за столом» улучшает баланс интересов и власти, а также легитимирует процессы принятия решений [Doran 2010]. Таким образом, участие азиатских государств в научной деятельности в рамках Арктического совета способствовало созданию международных партнерств для решения общих проблем [Hossain, Mihejeva 2017] и, в целом, интеграции и социализации азиатских государств в Арктике и ее институтах неконфликтным образом [Bertelsen, Xing, Gregersen 2017]. Триггером участия Индии в научной дипломатии в Арктике служит также активизация азиатских стран-конкурентов в лице Южной Кореи, Китая, Японии. На современном этапе научный интерес Индии к Арктике начинает постепенно увеличиваться, хотя и уступает по масштабу интересам Китая и Японии. Официальные арктические документы Южной Кореи, Японии и Китая были приняты в 2013, 2015 и 2018 гг. соответственно.
Научная дипломатия на страже Индии
Понятие научной дипломатии логично вытекает из документа «Арктическая политика Индии: Создание партнерства для устойчивого развития» (ред. 2022 г.). Функции научной дипломатии определяются в Индии на уровне ведомств, каждое из которых реализует собственные инициативы [Namdeo, Goveas 2020]. Индийская научная миссия в Арктике находится в веде-
1 India and the Arctic: Building a Partnership for Sustainable Development. 2022. URL: https://www.moes.gov.in/sites/default/files/2022-05/India_Arctic_Policy_2022.pdf (accessed 19.08.2024).
нии Министерства наук о Земле (MoES). Оно было создано в 2006 г., когда Министерство освоения океана было объединено с Индийским метеорологическим департаментом (IMD), Национальным центром прогнозирования погоды средней дальности (NCMRWF), Индийским институтом тропической метеорологии (11ТМ) и Центром оценки рисков Земли (EREC). Согласно веб-сайту Министерства наук о Земле, миссия министерства заключается в проведении научно-технической деятельности, связанной с наукой о земной системе, для улучшения прогнозирования погоды, климата, муссонов и других опасных явлений, исследования полярных регионов, морей вокруг Индии и разработки технологий для исследования и эксплуатации ресурсов океана (живых и неживых) и обеспечения их устойчивого использования1. Открытие и поддержание исследовательских станций является важным аспектом научной дипломатии в Арктике. Индия развивает сотрудничество с другими странами, в частности с Норвегией, которая обладает ведущими международными центрами в области нефтедобычи, управления морскими ресурсами, охраны окружающей среды, климатических и полярных исследований и изучения коренных народностей2. Норвегия ставит задачу по развитию научно-исследовательской инфраструктуры в Арктике, которая бы была доступной для зарубежных исследователей. Норвежское правительство предприняло энергичные усилия по созданию и развитию международного исследовательского кластера в Ню-Олесунне на Шпицбергене. С июля 2008 г. Индия имеет постоянную арктическую исследовательскую станцию на Шпицбергене (Норвегия). Она расположена на территории международной арктической исследовательской базы, почти в 1 200 км от Северного полюса. Исследования сосредоточены на мониторинге динамики фьордов, ледников, космической погоды, рециркуляции углерода и многом другом. Инвестиции Индии в полярные исследования необходимы и для ответа на фундаментальные вопросы, связанные с климатическим выживанием Индии.
В целом, индийские и норвежские институты продолжают сотрудничать в области полярных исследований, спонсируют исследовательские проекты и программы студенческого обмена. Индийские молодые ученые из различных областей полярных, горных и криосферных наук участвуют в работе международной Ассоциации молодых ученых полярников (APECS), которая находится в Норвегии3.
С 2011 г. Индия также имеет статус наблюдателя в Международном арктическом научном комитете (IASC)4. IASC занимается всеми областями арктических исследований, в нем пять рабочих групп: атмосферная, криосферная, морская, социально-гуманитарная и наземная. В 2014 г. Индия создала новый объект под названием indArC в Конгсфьордене, который стал ее первой многосенсорной заякоренной обсерваторией для проведения исследований и сбора данных в режиме реального времени об арктическом климате и его
1 The Ministry of Earth Sciences (MoES). URL: https://www.moes.gov.in/ (accessed 16.09.2024).
2 The Norwegian Government's High North Strategy. - Norwegian Ministry of Foreign Affairs. Oslo. 2006. P. 8. URL: https://www.regjeringen.no/globalassets/upload/ud/vedlegg/strategien.pdf (accessed 11.09.2024).
3 Association of Polar Early Career Scientists. URL: https://www.apecs.is/component/finder/ search.html?q=india&Itemid=363 (accessed 11.09.2024).
4 Ministry of Earth Sciences - Indian Scientific Endeavors in the Arctic. URL: https://moes. gov.in/programmes/polar-science-cryosphere/indian-scientific-endeavors-arctic?language_ content_entity=en (accessed 13.09.2024).
влиянии на муссоны [Venkatesan et al. 2016]. Создание этого объекта подчеркивает перспективу научно-технического сотрудничества между Индией и Норвегией в области изучения Арктики и изменения климата. Еще одна ключевая атмосферная лаборатория была создана в 2016 г. в Грувебадете1, которая ведет исследования облаков, осадков, загрязнителей дальнего действия и других фоновых параметров атмосферы.
Что касается взаимодействия между Индией и Россией, то можно отметить Меморандум о сотрудничестве в области научных исследований и логистики в полярных регионах, который был заключен между Арктическим и Антарктическим научно-исследовательским институтами России и Национальным центром полярных и океанских исследований Министерства наук о Земле Правительства Индии2. Ближайшим заметным проектом, где российские и индийские ученые проводят совместные научные работы, стала Российско-бразильская экспедиция (осень 2024 г.). Этот проект служит хорошим примером многовекторной научной дипломатии Индии в Арктике в связи с заморозкой полноценного участия России в Арктическом совете.
Благодаря более эффективному наращиванию потенциала индийские ученые будут участвовать в работе многочисленных научных обществ и рабочих групп, а также проводить совместные экспедиции. Индия остается самой быстрорастущей крупной экономикой мира, поэтому темпы роста инвестиций в арктические исследования будет только увеличиваться, и научная дипломатия сыграет здесь одну из важнейших ролей.
Список литературы
Сергунин А.А., Заика Ю.В., Рябова Л.А. 2023. Научная дипломатия в Арктике: платформы, практики, новые вызовы. Апатиты: Изд-во ФИЦ КНЦ РАН. 192 с.
Bertelsen R.G., Xing L., Gregersen M. 2017. Chinese Arctic Science Diplomacy: An Instrument for Achieving the Chinese Dream? - Global Challenges in the Arctic Region — Sovereignty, Environment and Geopolitical Balance (ed. by E. Conde, S.I. Sánchez). London: Routledge. P. 452-470.
Doran C. 2010. The Two Sides of Multilateral Cooperation. - International Cooperation — The Extents and Limits of Multilateralism (ed. by I.W. Zartman, S. Touval). N.Y: Cambridge University Press. P. 40-59.
Hossain K., Mihejeva M. 2017. Governing the Arctic: Is the Arctic Council Going Global? - Jindal Global Law Review. Vol. 8. No. 1. P. 7-22.
Namdeo S.K, Goveas J.J. 2020. Indian Innovation Diplomacy: Choices, Challenges and Way Ahead. - Science Diplomacy Review. Vol. 2. No. 3. P. 17-28.
Rufíini P.B. 2020. Conceptualizing Science Diplomacy in the Practitioner-driven Literature: a critical review. - Humanities and Social Sciences Communications. Vol. 7. No. 1. DOI: 10.1057/s41599-020-00609-5.
Venkatesan R., Krishnan K., Arul Muthiah M. et al. 2016. Indian Moored Observatory in the Arctic for Long-term in Situ Data Collection. - The International Journal of Ocean and Climate Systems. Vol. 7. No. 2. P. 55-61.
1 Union Minister Dr. Jitendra Singh releases India's Arctic Policy in New Delhi. URL: https:// pib.gov.in/PressReleaseIframePage.aspx?PRID=1806993 (accessed 20.09.2024).
2 ААНИИ развивает научное сотрудничество с Индией. Доступ: https://www.aari.ru/ press-center/news/novosti-aari/aanii-razvivaet-muchnoe-sotmdnichestvo-s-indiey (проверено 14.09.2024).
ZINNATULLIN Daniyar Albertovich, postgraduate student at the School of International Relations, Saint Petersburg State University (1/3 Smolnogo St, Saint Petersburg, Russia, 191060; [email protected]); ORCID: 0009-00064112-4079)
INDIA'S SCIENCE DIPLOMACY IN THE ARCTIC
Abstract. Non-polar states are gradually becoming involved in Arctic governance through their participation in international scientific co-operation initiatives. This article focuses on India's science diplomacy in the Arctic. The phenomenon of this type of diplomacy is relevant because it can help to sustain dialogue among countries in the Arctic, where the interests of many countries intersect and irreversible shifts in geopolitics are taking place. Keywords: Arctic, India, science diplomacy, strategy, Arctic Council
КИСЕЛЕВ Арсений Витальевич — магистрант Московского государственного института международных отношений (университет) МИД РФ (119454, Россия, г. Москва, пр-кт Вернадского, 76; [email protected])
ГУМАНИТАРНАЯ ДИПЛОМАТИЯ ЕГИПТА
Аннотация. В статье рассматривается роль Арабской Республики Египет в международном гуманитарном взаимодействии. В статье автор анализирует концептуальное основание, механизмы и особенности гуманитарной дипломатии Египта, а также гуманитарные проблемы этой страны и ее вклад в содействие региональному миростроительству. Автор приходит к заключению, что гуманитарная дипломатия является неотъемлемой частью внешней политики Египта, необходима властям этой страны как для разрешения внутренних проблем, так и для увеличения внешнеполитического влияния в регионе. Ключевые слова: гуманитарная помощь, посредничество, Коптская православная церковь, терроризм, незаконная миграция
Арабская Республика Египет - уникальный участник международного гуманитарного взаимодействия. Во многом благодаря своему географическому положению эта страна является одновременно донором, реципиентом и посредником в оказании гуманитарной помощи. Роль донора отчетливо проявилась во время пандемии COVID-19, когда Каир поставлял медицинское оборудование и вакцины не только странам Северной Африки - Ливии, Судану, Эфиопии, Сомали, но и государствам других регионов, например Китаю, США, странам Евросоюза.
В качестве реципиента Египет выступает потому, что является одной из самых густонаселенных стран Африканского континента в целом. Значительную часть населения страны, почти 9% общей численности, составляют мигранты и беженцы, десятки тысяч которых ежемесячно прибывают в Египет из более чем 100 государств мира, в основном из Судана, Сирии, Эфиопии и др.
Перманентный рост миграционных потоков сопровождается ухудшением общей экономической обстановки в Египте. Хотя власти этой страны принимают меры по увеличению доли мигрантов на рынке труда, правительственные программы не поспевают за притоком беженцев. По оценкам Всемирного