Научная статья на тему 'НАТУРФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ИБН СИНЫ'

НАТУРФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ИБН СИНЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
115
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАТУРФИЛОСОФИЯ / ДВИЖЕНИЕ / ТЕОРИЯ ИМПУЛЬСА / ИБН-СИНА / АРИСТОТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Аббас Али Талат

В данной статье рассматривается разработка проблем естествознания в философии Ибн Сины, его вклад в исследование натурфилософских проблем, переход от аристотелевской системы к новой научной системе современной эпохи, а также его представления по поводу движениях природных тел. Ибн Сина обращал внимание на эту проблему в своих трудах, особенно в своей книге «Аш-Шифа», в части, относящейся к естественным вещам, где он представил отличную от аристотелевской концепцию взаимосвязи между естественным и принудительным движением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATURPHILOS' VIEWS OF IBN SINA

This article discusses the development of the problems of natural science in the philosophy of Ibn Sina, his contribution to the study of natural philosophical problems, the transition from the Aristotelian system to the new scientific system of the modern era and his ideas about the movements of natural bodies. Ibn Sina drew attention to this problem in his writings, especially in his book Ash-Shifa, in the part relating to natural things, where he presented a different concept from the Aristotelian of the relationship between natural and forced movement.

Текст научной работы на тему «НАТУРФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ИБН СИНЫ»

Натурфилософские взгляды Ибн Сины Naturphilos' views of Ibn Sina

Аббас Али Талат

Студент 1 курса,

Факультет автоматизации технологических процессов и производств ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет - КГЭУ»

Россия, г. Казань e-mail: Alikazan2006@yahoo. com

Abbas Ali Talat

1st year student,

Faculty of Automation of Technological Processes and Productions Kazan State Power Engineering University - KSPEU

Russia, Kazan e-mail: Alikazan2006@yahoo.com

Научный руководитель Авдошин Г.В.

Д. филос. н., профессор кафедры «Философия и медиакоммуникации» ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет» e-mail: avdoshing@gmail.com

Scientific supervisor, Avdoshin G. V.

Doctor of Philosophy, Kazan State Power Engineering University, professor of Department of Philosophy and Media Communications e-mail: avdoshing@gmail.com

Аннотация.

В данной статье рассматривается разработка проблем естествознания в философии Ибн Сины, его вклад в исследование натурфилософских проблем, переход от аристотелевской системы к новой научной системе современной эпохи, а также его представления по поводу движениях природных тел. Ибн Сина обращал внимание на эту проблему в своих трудах, особенно в своей книге «Аш-Шифа», в части, относящейся к естественным вещам, где он представил отличную от аристотелевской концепцию взаимосвязи между естественным и принудительным движением.

Annotation.

This article discusses the development of the problems of natural science in the philosophy of Ibn Sina, his contribution to the study of natural philosophical problems, the transition from the Aristotelian system to the new scientific system of the modern era and his ideas about the movements of natural bodies. Ibn Sina drew attention to this problem in his writings, especially in his book Ash-Shifa, in the part relating to natural things, where he presented a different concept from the Aristotelian of the relationship between natural and forced movement.

Ключевые слова: натурфилософия; движение; теория импульса; Ибн-Сина; Аристотель

Key words: natural philosophy; movement; momentum theory; Ibn Sina; Aristotle

Философы исламского мира в средние века способствовали развитию философских и научных идей. Особенно здесь стоит сказать об Ибн Сине. В настоящей статье мы собираемся рассмотреть некоторые вопросы, связанные с разработкой проблем естествознания в философии Ибн Сины и тем вкладом, который он сделал в этой области.

Философская мысль в исламском мире была связана прежде всего с исследованиями в области богословия. Но она не довольствовалась этим и сосредоточивалась также на проблемах, связанных с натурфилософией, таких как движение, неподвижность, время, пространство, материя и др. [1].

Ибн Сина считается одним из главных философов исламского Средневековья, внесшим вклад в исследование натурфилософских проблем, однако, эта область его творчества не получила должного академического внимания по сравнению с исследованиями философа в области логики и богословия.

Поэтому изучение натурфилософских воззрений Ибн Сины (прежде всего по его главной книге «Аш-Шифа») остается еще в значительной мере малоизученной областью. Наиболее важная причина подобного положения дел состоит в том, что многие исследователи обычно рассматривают исламскую философию только как учение о божественном. Отсюда больше внимания уделяется взаимосвязи между мудростью и законом, а областью, связанной с естественными науками отводится гораздо меньше внимания. Поэтому исследования в области натурфилософии Ибн Сины имеют большое научное и академическое значение.

Переход от аристотелевской системы к новой научной системе современной эпохи является результатом вкладов и дополнений, первые из которых были сделаны в VI веке грамматиком Иоанном Филопоном и другими философами, а позже продолжились Ибн Синой в области натурфилософии. Одной из важнейших проблем, поднятых в аристотелевской системе и составившей предмет изучения, объяснения и критики, является проблема движения в пространстве. По существу это научно-физическая проблема. Как известно, Аристотель представляет мир как конечную сферу следующим образом: вселенная является ограниченной (круговой), ее центр - земля. Луна является границей разделяющей мир под Луной и мир над Луной. Подлунный мир состоит из следующих природных элементов: вода, воздух, огонь, земля. Это мир изменения, разложения и уничтожения. Что касается мира над Луной, то он совершенен и постоянен, это мир планет и неподвижных звезд, которые состоит из элемента эфира. В этом контексте движение стало для Аристотеля проблемой, в свете которой велся процесс поиска принципов и причин природных тел - ведь наука, согласно этому философу, есть знание о причинах вещей.

Аристотелевская концепция натурфилософии заключала в себе ряд проблем и вопросов, которые стали предметом объяснений и критики в эпоху средневековья, в частности у Ибн Сины [3]. Ибн Сина говорит о тождестве движения с естественным телом: «Каждое тело имеет свою природу, субстанцию, форму и признаки. Его природа - это сила, из-за которой оно движется или изменяется, которая формируется им самим, а также его неподвижность и непоколебимость. И его образ такой, какой он есть» [1]. Данные представления в области натурфилософии формировались во многом из критики предшествующих философских взглядов и учений. На основе этого Ибн Сина внес важный научный вклад, например, в проблему различения между естественным и вынужденным движением или между естественной тенденцией и вынужденной тенденцией и его восприятием среды: это были первые черты теории импульса.

Таким образом, современная научная революция в астрономии, физике во многом представляет собой результат переосмысления и дополнения учения Аристотеля, которые совершались Иоанном Грамматиком [4], Ибн Синой, Ибн Аль-Хайтамом, Ибн Баджей, парижской и оксфордской школами, а в XVI- XVII столетиях Коперником, Галилеем и др. Это означает, что научная революция является результатом непрерывного развития научной мысли на протяжении всей истории. Это положение мы попытаемся проиллюстрировать здесь на примере теории дифракции, которая находит свои основания в средние века, особенно в натурфилософии Ибн Сины через его исследования движения. Проблема, которая была поднята Аристотелем и продолжена в средневековой натурфилософии, заключается в следующем: что заставляет тело продолжать двигаться после того, как оно покидает руку?

Ибн Сина говорит по поводу своего изложения некоторых представлений о движениях природных тел: «Что же касается парадокса движения, такого как цель и вращение, то в этом ученые расходятся в учениях. Некоторые из них считают, что причина в возврате проталкиваемого в ней воздуха к задней части цели и его заживлении там давлением того, что находится перед ней. А некоторые из них говорят, что импульс толкает воздух и цель все вместе, но воздух скорее толкается, поэтому он быстрее толкает и предмет в нем притягивается к нему. И некоторые из них видят, что причиной этого является сила, которую двигатель получает от двигателя, который остается в нем в течение определенного периода времени, пока он не будет нейтрализован ловушками, которые касаются его и отклоняются вместе с ним» [2].

Ибн Сина обращал внимание на эту проблему в своих трудах, особенно в своей книге «Аш-Шифа», в части, относящейся к естественным вещам, где он представил отличную от аристотелевской концепцию взаимосвязи между естественным и принудительным движением. В чем смысл принудительного движения у Ибн Сины? Какая причина заставляет тело продолжать движение?

Существует естественное движение, когда источник движения тела находится в нем самом, и вынужденное движение, когда источник находится вне движущегося тела. Например, перемещение камня вверх и нагревание воды.

Из определения вынужденного движения становится ясно, что эти добавления, представленные Ибн Синой, кажутся важными. Кроме того, они составят основу для построения впоследствии новой космологической концепции. Это была одна из первых попыток «очищения» материи от человеческих свойств, ведь можно сказать, что природное тело в аристотелевской и средневековой интеллектуальной системе «тоскует», как если бы природное тело разделяло и разделяет с человеком характеристику тоски, стремления, склонности и мышления. Из определения вынужденного движения, данного Ибн Синой, становится ясно, что то, что движет естественным телом, - это сила, которую мы вкладываем в тело, когда, например, бросаем его, а это означает, что сила, заставляющая тело продолжать двигаться, находится вне его.

Чтобы лучше это понять, необходимо обратиться к другим аспектам, таким, как отношение движения к среде, которая в той или иной степени является препятствием для продолжения движения тела, ослабляя его движение. Причина этого в сопротивлении, и чем меньше сопротивление, тем больше скорость, и чем больше сопротивление, тем больше медлительность, поэтому движущееся имеет свою скорость и медлительность в соответствии с разницей в сопротивлении, и чем меньше сопротивление, тем движение быстрее. Чем большее сопротивление, тем медленнее движение. Воздух здесь является элементом сопротивления движению тел, ибо он служит препятствием, ослабляющим импульсивную силу, присутствующую в брошенном теле. Предметы в зависимости от их веса, силы движения, скорости тела и импульсивной силы постепенно ослабевают из-за сопротивления среды, так что тело падает в определенное место и время, потому что движение есть процесс, происходящий в определенное время и в определенном месте. Поэтому ясно, что импульсивная сила, приложенная к телу во время его бросания, и есть то, что заставляет его продолжать свое движение после этого, «потому что может иметь место принудительное движение, отличное от двигательного.... Должна быть причина, препятствующая движению, и эта причина присутствует в движущемся, и это влияет на него», - определяет Ибн Сина вынужденное движение и отношение движения естественных тел к среде - воздуху - как элементу сопротивления [3]. Тем самым он описал теоретические условия возникновения импульса, теория которого позднее будет развиваться в позднем Средневековье, в частности в Парижской школа и Оксфордской школах (14 в.).

Это означает, что философские и научные идеи, когда складываются соответствующие теоретические и социальные условия, превращаются в научные теории, отвечающие на теоретические и практические запросы

определенной эпохи и в рамках конкретной научной традиции. История того, как формировалась теория импульса (импетуса), является одним из основных «ключей» для понимания того, как происходил переход от аристотелевской концепции вселенной к пониманию Вселенной как бесконечной.

Натурфилософия, особенно со времен Аристотеля, является архимедовой точкой опоры, которая связана и пересекается с другими областями и областями философского знания, поскольку научные изменения, затрагивающие натурфилософию, затрагивают даже философские представления, метафизику и этику.

Таким образом то, что представил Ибн Сина в Средние века в области естествознания, составляет существенное звено в развитии теоретической мысли. Некоторые аспекты его натурфилософии послужили теоретическими условиями возникновения теории импульса в эпоху зарождения естествознания в Европе. Это стало возможным благодаря переводу философского наследия греков и философско-научного наследия исламского мира на латынь, ведь развитие, «...которое натурфилософия знала в течение двенадцатого и тринадцатого веков, произошло как результате перевода сочинений Аристотеля с греческого и арабского на латынь» [4].

Таким образом, Ибн Сина исходил из проблем, существовавших в аристотелевской натурфилософии, и не довольствовался только объяснением их, а скорее критиковал некоторые из прежних философских концепций и учений, чтобы представить на их основе оригинальную концепцию в области натурфилософии. Рассмотрение этих вопросов позволило нам увидеть, что натурфилософия Ибн Сины явилась одним из источников возникновения теории импульса в физике раннего Нового времени.

Список используемой литературы:

1. Ибрагим Мадкур. Ибн Сина: Целительство, естественные науки, предисловие и обзор, доктор, расследование, Саид Заид, Публикации Великой библиотеки Аятоллы, Иран.

(https://web.archive.org/web/20020823012703fw_/http://www.marashilibrary.com/english/index.html)

2. Бенассер Аль-Баззати. Рассуждение и построение: исследование характеристик научного мышления, Дар аль-Аман, Арабский культурный центр - Рабат, 1999.

3. Edward Grant. A History of Natural of Natural philosophy, from ancient world to the Nineteenth century. Cambridge university Press, 2006.

4. Айдин Сайили. Ибн Сина и Буридан о движении снаряда. Культурный центр Ататюрка, Анкара, Турция, 2017.

5. Мустафа Назиф. Взгляды исламских философов на движение и их вклад во введение в некоторые смыслы современной динамики. Журнал понимания «Между философией и математикой от Ибн Сины до Камаль ад-Дин аль-Фарси», под руководством доктора Рушди Рашида, серия исторических исследований в области философии и науки в арабо-исламской цивилизации (3), Центр исследований арабского единства, первое издание, Бейрут, 2016, 422 с.

6. OljjJ t AJ| ^Ijjni'u tjjlj t^ia^j" tjj^J^i ^JAIJJI JJJ£J]| j jj"t*li^l jj

132.

(https://web.archive.org/web/20020823012703fw /http://www.marashilibrary.com/english/index.html)

7. 1999 JJVl tLbJI ^ilajll jSjJl tjL>VI AjJ^I ДЛЫ ^jl^i ^ ;*UJ| j JVi^VI ; y3I>jJl j^fu.

8. Edward Grant. A History of Natural of Natural philosophy, from ancient world to the Nineteenth century. Cambridge university Press, 2006.

9. AYDIN SAYILI . " Ibn Sina and buridan on the Motion of the projectile, Ataturk Culture Center, Ankara, Turkey2017.

10. " ^Ali^l t" ^¿JAJI ^Jj ^i -¿^¿i^j A£j^Jl ^i jii^^VI Ai^^iJl *ljl " t^i^j ^¿U SjI^aJI ^i ^jJ*Jlj Aa^Jatl ^i AlAJjlj" ^ll^IjJ tJ^Ij ^J^j jjJ^jJl i^lj^j t "^^jLiJl jjjJl ^Jj Ul^ jjl ^lll^ljjjlj ¿a^tatl jjj

422 . ^ 2016 ^jjjj t^JjVl tAjjj*jI Sj^jJl ^L^j t( 3)A^VI .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.