Научная статья на тему 'Натурфилософия античности в зеркалах науки и культуры: учения о первоначалах'

Натурфилософия античности в зеркалах науки и культуры: учения о первоначалах Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1027
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Epistemology & Philosophy of Science
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Натурфилософия античности в зеркалах науки и культуры: учения о первоначалах»



ЭПИСТЕМОЛОГИЯ & ФИЛОСОФИЯ НАУКИ, Т. XII, № 2

Ж. апгурфилософия античности в зеркалах науки и культуры: учения о первоначалах

И. А. ГЕРАСИМОВА

УЗ с

ш и

(V аг «В

0

с

ф

с.

с

и и «3 с X

1

о.

о ь-и го

Как сделать курс по истории и философии науки жизненным? О жизненности можно говорить в разных смыслах. Преподавание любого образовательного курса предполагает комплексное решение сразу нескольких задач. Во-первых, учебный курс должен ясно и обобщенно отражать современное понимание и методологии исследования означенной тематики. Одно из проявлений жизненности - связь образования с уровнем научных знаний. Если речь идет о курсе по философии науки, то, учитывая установку на системность, можно предложить один из вариантов формулировки предмета курса: «основные концепции, модели, факсы и закономерности развития науки и техники как форм культурной эволюции человечества от древности до современности». Эта формулировка включает в себя цели:

- сформировать (или дать) целостное представление о развитии науки и техники как историко-культурного феномена;

- обобщить и структурно представить информацию о достижениях человеческой мысли в разные периоды истории;

- дать общее представление об основных методологических концепциях современной науки;

- дать представление о современной научной картине мира в сопоставлении с философскими и вненаучными картинами мира;

— показать взаимообусловленность, а также взаимосвязь проблем и задач, решаемых специалистами по различным дисциплинам, с целями развития человека, общества, культуры, цивилизации.

В зависимости от выбора конкретных тем цели можно уточнить, расширить или сузить, однако общая установка на включение науки в контекст культуры должна сохраниться. Именно она отражает основную направленность современных философских рефлексий науки.

Содержание курса не будет жизненным, если его не донести в интересной и увлекательной форме. Второй аспект жизненности связан с мастерством преподавателя, на помощь которому приходят современные технологии так называемого саморегулируемого обучения: диалоговые методы обучения, семинары-дискуссии, проблемное обучение, тренинги рефлексии, методы проектов и направляющих текстов, контекстное обучение, организаци-онно-деятельностные игры, имитационно-игровое моделирование и др.

Третий аспект жизненности самый значимый - личность обучаемого - студента, магистранта и аспиранта. И содержание обучения, и новейшие технологии обучающего общения будут отброшены как информационный мусор, если не затронут самого человека, не ассимилируются в навыки, умения, способности ориентации в природной и культурной среде, творчества в позитивных целях. Содержательные цели курса по философии науки должны быть дополнены практическими задачами по формированию навыков и умений. В своей авторской программе для магистрантов я сформулировала то, что должен уметь магистрант, следующим образом:

- аналитически представлять важнейшие события в истории нау-

ки и техники, роль и значение ученых и инженеров;

- грамотно обсуждать социально-гуманитарные проблемы науки как составной части культуры;

- давать квалифицированную оценку соотношения научно-рационального и альтернативного знания в различных культурно-исторических условиях;

- грамотно комментировать содержание основополагающих концепций науки и техники;

- самостоятельно ставить проблемные вопросы по курсу, вести аналитическое исследование методологических и социально-гуманитарных проблем науки и техники, аргументированно представлять и защищать свою точку зрения.

Рассуждения о жизненности останутся мертвыми, если благие цели и задачи не реализовать в конкретных действиях. Как это сделать, во многом зависит от индивидуального стиля преподавания. Я предпочитаю сочетать академическое изложение материала на лекциях с практическими занятиями, где больше времени можно уделить интерактивному общению и развитию личностных качеств будущих специалистов. По моему мнению, философское образование станет жизненным, если, образно говоря, делать философские прививки на стволе жизненного опыта и профессиональных познаний и интересов слушателей. Этого не произойдет, если сам человек не осознает и не почувствует твердую почву под ногами и не будет иметь определенной доли уверенности в своих познаниях и способностях воспринимать философские рассуждения. Уверенность магистрантов в себе стоит всячески пробуждать, например, рассказывая о неизвестном на языке известного, непознанное вводя в оборот понятого или пережитого. Так, наряду с философским видением полезно

! .

II

11

ч ф

ге № т с£

0

с

ф

О. с

и и ю е

1

а

ф

н

и

13 Зак. 1223

193

к ф

я а

«5

0

с

ф

а

с

и и п с X

1

с.

ф

н и

«5

рассматривать обсуждаемые проблемы с точки зрения профессиональных дисциплин, а порой экзистенциальных вопросов, которые порождают фон сегодняшней культурной жизни. Хочу предложить некоторые особые плоскости видения в изучении тем по науке античности. Разумеется, речь идет не о систематичности изложения материала, а об отдельных импульсах античной мысли, которые оживают в современной научной и культурной жизни.

К натурфилософии античности можно относиться по-разному. Широко распространен подход, сопряженный с чувством превосходства и снисходительного отношения к людям колыбельных и древних цивилизаций, занимавшихся магией, веривших в общение с духами и одушевлявших даже камни, что в глазах современного человека выглядит наивным. (Впрочем, не без основания делаются выводы о влиянии магических представлений на формирование научного понятийного мышления, «пропозициональной» парадигмы'.) Поэтом античной философии можно назвать А.Ф. Лосева, который силой художественных образов добился возвышенной эстетизации натурфилософской мысли. Однако реконструкции историко-культурного контекста античной философии свидетельствуют о примитивно-грубоватой простоте нравов. Для контраста интересно почитать книгу Д. Лауэнштайна, который на основании материала археологических раскопок последних десятилетий создал объемлющую реконструкцию элевсинских мистерий, символы которых транс-

формировались в образы литературы и понятия философии". Для философии истории науки важно обнаружить и описать связь времен. В учебных пособиях проводится мысль о том, что возникновение античной науки - революционный перелом в мировой культуре («греческое чудо»), который проложил дорогу западноевропейской цивилизации и ее науке. Но не только. Натурфилософское мировоззрение оказывается во многом созвучным холистическим установкам актуального научного поиска, идеалам целостности и гармонии. Некоторые исследователи, например доктор фи-зико-математических наук Г.М. Ид-лис, соединяют воедино античную и современную фазы науки, делая выводы о циклическом резонансе идей3.

Есть еще один аспект - образовательный, который способен ввести дополнительные измерения в видение натурфилософии. Зачем нужно изучать историю? Разумеется, чтобы яснее и глубже понять себя и особенности своего времени, научиться понимать Другого (иные культуры). Можно сделать более смелый шаг, заявив, что история нужна для развития творческого мышления. Творчество предполагает и развивает самостоятельность и свободу, однако свобода воображения в диалоге с древними мыслителями не всегда корректна по отношению к историческим временам, но этот недостаток можно исправить. Творчество как особое состояние сознания отличается тонкой восприимчивостью к идеям и активизацией механизмов памяти. Такое

1 См.: Меркулов И.П. Эпистемология (когнитивно-эволюционный подход). Т. 1. Спб., 2003.

" См.: Лауэнштайн Д. Элевсинские мистерии. М., 1996. 3 См.: Идлис Г.М. Революции в астрономии, физике и космологии.

М„ 1985.

состояние можно вызвать, побудив задуматься над вопросами необычного, нестандартного характера.

Путь к философской систематике и далее к рациональной науке был тернист и долог. Философское мышление, пытающееся осмыслить мир природы и природу человека через слово-понятие и разумное рассуждение, зарождалось в недрах мифологических представлений и символических практик - мистерий и ритуалов. То, что первые натурфилософы пытались познать, опираясь на сознание и рассуждение, в мистериальных практиках постигалось путем созерцания, преимущественно в экстатических состояниях сознания. Эту двойственность можно обнаружить в зеркалах современной культуры: с одной стороны, научный метод видит в натурфилософии первую рациональную картину мира и ряд эвристических идей, а с другой стороны, те же идеи оказываются не менее эвристичными для вненаучных практик, таких как искусство, литература, психотерапия, альтернативная медицина и модные, особо популярные в фитнес-клубах, медитативные практики. Изучение натурфилософии может побудить к размышлению над проблемами и ситуациями, которые ставит нынешняя бурная жизнь. Рассмотрим некоторые натурфилософские сюжеты, освещая их разноплановые выходы в культуру. В аспекте научного познания и философии согласимся с А.О. Маковельским: «Истина едина, но бесконечны исторические формы ее обнаружения, всегда

неизбежно несовершенные. Следуя Лейбницу станем отыскивать у до-сократиков лучи "вечной философии" и в то же время, по совету Кондильяка, будем на них изучать заблуждения человеческого ума. Будем помнить, что старые идеи в философии и науке всегда живы и что за пренебрежение к себе они мстят тем, что входят в современную жизнь не своей ценной вечной стороной, но стороной отрицательной, - в форме повторения старых ошибок»4.

Учения о первоначалах. Стихии. Философы не были первыми, кто задумался над тем, откуда все появилось и каковы скрытые причины, порождающие этот многокрасочный мир жизни. Но если для обывателя невидимый, но не недоступный мир был полон богов, которые ваятели и художники изображали в телах людей, то для мыслителей он был полон первоначал (хотя первый из известных натурфилософов -Фалес все-таки утверждал, что все созерцаемое полно богов). Среди первоначал особую роль играли стихии - земля, вода, воздух, огонь и эфир. Каждый из натурфилософов, говоря современным языком, предлагал свою интерпретацию Целого - Вселенной (Природы), возникающей из первоначал. Студентов и молодых ученых можно озадачить рядом вопросов:

Как вы понимаете, что такое первоначала?

Можно ли найти разумные основания для принятия стихий в качестве первоначал?

Досократики. Первые греческие мыслители в их творениях, в свидетельствах древности и в свете новейших исследований: историко-критический обзор и перевод фрагментов, доксографического и биографического материала Александра Маковельского. Казань, 1914. Ч. I, 1915. Ч. II, 1919. Ч. III. Цит. по: Ч. I. С. XIV-XV. В виду библиографической редкости этого издания с переводами источников и научными комментариями можно ознакомиться по: Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I. М., 1989; Философия природы в античности и в средние века. М., 2000.

:

Ж

ф

н к £Й (в

Ч

0 с

1

с

и и

1 ?

а о

к и Iс

а.' ••••

II ;;;

С ф

К»

ГО

CS

го «5 О

с

ф

О. с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и и

го Ц

X

а

ф

н u го

Первоначала можно пояснить через конкретные примеры, указав, что земля нас кормит, воздухом мы дышим, огонь суть необходимое топливо или энергия, без которой вообще немыслим ни один процесс, а сам человек в разные периоды своей жизни состоит из от 70% до 98% воды и пр. Строго говоря, эти представления - лишь свидетельства проявлений свойств первоначал-стихий, но не сами стихии. На теоретическом языке первоначала можно пояснить через понятия необходимых универсальных перво-принципов, сущностей, всеобщей первоосновы (философия), канонических структур, схем, системообразующих принципов (наука). На языках духовных практик и их философских рационализации первоначала-стихии мыслятся как элементы и космофизические энергии. Например, можно говорить об элементе земля на уровне физически-чувственного мира, но также об энергии элемента земля на уровне глубинного созерцательного переживания. Современная наука в рамках своей практики не находит особых энергий-стихий, лежащих в основании физической Вселенной. Космологическая теория Большого взрыва с гипотезой об изначально едином, однородном состоянии ма-терии-энергии стремится объединить все силовые взаимодействия -сильное (силы сцепления внутри частиц и атомов), электромагнитное, слабое (силы отталкивания, приводящие к некоторым формам радиоактивного распада) и гравитационное. В прямом физическом эксперименте, ограниченном максимально возможными энергиями ускорителей, подтверждается объединение электромагнитного и слабого взаимодействий, а теоретиче-

ски удалось объединить первые три типа взаимодействий. В теории Великого объединения сильное, электромагнитное и слабое взаимодействия рассматриваются как три различных проявления единой силы, что подтверждается астрофизическими наблюдениями. Осталась проблематичной природа гравитационного взаимодействия.

С физической точки зрения уместно интерпретировать стихии как агрегатные состояния вещества -твердое тело (земля), газообразное (воздух), жидкость (вода), плазма (огонь) и беспредельное простран-ство-время (эфир). Более конкретные интерпретации стихий в рамках критериев научности возможны по методу творческой аналогии, который не столь строг, но продуктивен в отношении воображения. Можно предложить студентам воспользоваться творческой аналогией, например, так, как это делали ученые.

Интересные творческие аналогии и размышления о натурфилософии античности с точки зрения современного естествознания можно найти в уже упомянутой монографии Идлиса. Приведу только несколько примеров.

Мнение ученого-физика Б.И. Спасского: «Решение Фалеса остановиться в поисках всеобщего материального первоначала именно на воде было для своего времени отнюдь не более наивным заключением, чем, например, предложенная в 1815 г. английским химиком У. Праутом (1785-1850) гипотеза, что атомы всех веществ состоят из атомов водорода, рассматриваемых в качестве своеобразных элементарных частиц первоматерии»5. У Анаксимена в качестве первоначала выступает материя как таковая, «определяющая все ее частные формы и их ка-

5 Цит. по: Идлис Г.М. Революции в астрономии, физике и космологии. С. 79 (см.: Спасский Б.И. История физики. Ч. II. М„ 1977).

чества, но сама неопределенная, бесформенная, бескачественная, представляющая собой единство противоположностей, уравновешивающих друг друга до взаимного уничтожения, т.е. по сути дела абсолютное ничто, равнозначное всему неисчерпаемому потенциальному многообразию Вселенной, или, по современной терминологии, сама Вселенная как целое, эквивалентная максимально однородному универсальному космологическому форну (физическому вакууму, пустому пространству-времени). По Анакси-мандру, это - "апейрон" (сшдрои) -Беспредельное»6.

Описания стихии огня у Гераклита вызывает особые симпатии у основателей энергетического мировоззрения в физике. Приведу мнение В. Гейзенберга, усматривавшего истоки квантовой теории в учениях натурфилософов об элементах:

«В наших представлениях мир раскрывается как бесконечное многообразие вещей и событий, цветов и звуков. Но чтобы его понять, необходимо установить определенный порядок. Порядок означает выяснение того, что тождественно. Он означает единство. На основании этого возникает убеждение, что должен существовать единый принцип; но в то же время возникает трудность, каким путем вывести из него бесконечное многообразие вещей. Естественный исходный пункт: существует материальная первопричина вещей, так как мир состоит из материи. Однако при доведении до логического конца идеи о принципиальном единстве приходят к бесконечному неизменному, бессубстанциональному "бытию", которое само по себе не может объяснить все

бесконечное многообразие вещей безотносительно к тому, считаем ли мы это бытие материальным или нет. Отсюда полярность бытия и становления и, в конце концов, идея Гераклита, что основной принцип -это изменение, вечное превращение, которое, по словам поэта, обновляет мир. Но само превращение не является материальной причиной. Этим объясняется, что в философии Гераклита материальная причина представлена в виде огня. Огонь как первоэлемент является одновременно и материей и движущей силой.

Мы теперь можем сказать, что современная физика в некотором смысле близко следует учению Гераклита. Если заменить слово "огонь" словом "энергия", то почти в точности высказывания Гераклита можно считать высказываниями современной науки. Фактически энергия это то, из чего созданы все элементарные частицы, все атомы, а потому и вообще все вещи. Одновременно энергия является движущим началом. Энергия есть субстанция, ее общее количество не меняется, и, как можно видеть во многих атомных экспериментах, элементарные частицы создаются из этой субстанции. Энергия может превращаться в движение, в теплоту, в свет и электрическое напряжение. Энергия есть субстанция, ее общее количество не меняется, и, как можно видеть во многих атомных экспериментах, элементарные частицы создаются из этой субстанции» .

Перейдем теперь к культурным зеркалам и отражениям стихий в психокосмах. Продолжим тему огня. Древнейшие представления об огне как первоначале укоренились в языке, как в прямом, так и мета-

С. 99.

' Идлис Г.М. Цит. соч. С. 85. Гейзенберг В. У истоков квантовой теории. Сборник. М., 2004.

К ф

н то т ш е? О

с

ф

а с

и и то е; х

О. ф н и то

форически-символическом смысле; в русском языке огонь - космическая сила (огонь небесный, неопалимая купина). Огонь - символ вечности, всеначальная энергия (пространственный огонь), символ творческого начала и разума: «душа есть огонь», «огненная природа мысли», «огненный взгляд», «прометеев огонь», «огонь живой лесной, лекарственный, купальский», символ домашнего очага и уюта, символ света, тепла, символ жизни и смерти: «около царя, как около огня, опалишися», «огнем и мечом», огненные стрелы, а также символ чистоты: очищающий огонь, «геенна огненная», символ вечной переменчивости: «смерть старого и одновременно рождение нового». Огонь это начало и одновременно конец. Это некая пограничная сущность между состояниями (мнение одного из студентов), символ страсти: «работать с огоньком», «искриться от счастья», «пылкая, как огонь». Знак пылающего огня - знак удачи и со-благоволения судьбы человеку (олимпийский огонь), а также символ вечной памяти. Можно привести немало контекстуальных примеров и о других стихиях, а еще лучше поручить это студентам. Все примеры подобраны студентами-социологами первого курса, которым было дано задание расшифровать смысл притчи: «Один начинающий ученик спросил Риши, который го-

ворил ему об Агни: "Если буду несчетно повторять слово "Агни", произойдет ли мне польза?" Риши отвечал: "Конечно, произойдет. Ты стоял так далеко от этого понятия, что природа твоя хотя бы в звуке приобщится к великой основе Сущего"».

О восприятии стихий в поэзии, литературе и философии заинтересованным студентам можно рекомендовать прочесть замечательные книги французского философа и литературоведа, химика по основной специальности Гастона Башля-ра. На примере литературных произведений он анализирует действенность того, что называет динамическим и материальным воображением. Пять книг (пенталогия) о поэтике стихий Башляра - одно из интереснейших исследований по психологии творчества и действенной силе воображения, создающего миры культуры и миры индивидуальных психокосмов8.

Представления об организующих мир стихиях осваивались натурфилософами разумом, но эти же представления можно обнаружить и в дологических формах мышления. По свидетельству Плутарха, египетские жрецы, танцуя, изображали во время мистерий движения различных небесных светил4. В Элевсине -месте совершения сокровенных таинств в Древней Элладе - сезонные праздники проходили, следуя строгому астрологическому порядку Музыка, танцы, пение органи-

Башляр Г. Психоанализ огня. М., 1993; Он же. Вода и грезы. Опыт о воображении материи. М., 1998; Он же. Грезы о воздухе. Опыт о воображении движения. М., 1999; Он же. Поэтика пространства. М., 2004. Рекомендую также прочесть историко-философскую монографию Визгина В.П. «Эпистемология Гастона Башляра и история науки». М., 1996. Он же. Земля и грезы о покое. М., 2001.

9 См.: Бороздина Т.Н. Древне-египетский танец. М., 1919.

10 См.: Лауэнштайн Д. Элевсинские мистерии. М. 1996. Об эволюции танца и пластического интеллекта см.: Герасимова И.А. Философское понимания танца // Вопросы философии. 1998. № 4.

чески включались в общее действо, в котором переживались мифологические сюжеты. Интересно, что индийская традиция до наших дней сохранила космологические танцы. В одном из клубов Москвы в исполнении отечественного ансамбля индийского танца мне удалось посмотреть танец-повествование о сотворении мира стихиями.

Стихии с их особыми качествами входят в древнейшие медицинские классификации болезней. Основатель античной научной медицины Гиппократ вполне в духе традиций древних цивилизаций представлял человека структурно соотнесенным со средой - как природной (космической), так и социальной (сочинение «О водах, ветрах и местностях»). Любые нарушения в среде откладывают отпечаток на конституцию человека, его характер и болезни. Так, избыток или недостаток первоэлементов в природной среде ведет к нарушению баланса, физиологическим и психическим расстройствам. Классификация Гиппократа, синтезирующая предрасположенности к болезням, времена года, типы жидкостей и элементы, в приписываемой ему работе «О природе человека» основана на четырех состояниях. Из этой классификации вырастало учение о четырех темпераментах". К сожалению, до наших времен не дошли конкретные древнегреческие практики, задействую-щие элементы. Но я думаю, полезно провести некоторые сравнения, опираясь на живые традиции других народов. Сходные, говоря современным языком, экологические позиции занимают традиционная китайская и тибетская медицина. Кро-

ме того, сохранились оригинальные практики работы с пятью элементами в традициях тибетского шаманизма, Тантры и Дзогчен (высшая ступень и учение о природе ума в практиках Бон - добуддийской традиции Тибета). Учения о пяти элементах в этих практиках интересны тем, что действие элементов распространяется на мышление и психику человека, и, соответственно, отрабатываются упражнения, приводящие к восстановлению равновесия путем психической саморегуляции. Знакомство с этими учениями проливает дополнительный свет на истоки натурфилософских воззрений.

В книге современного наставника традиции Бон Тендзина Вангь-яла Ринпоче «Исцеление формой, энергией и светом. Пять элементов в тибетском шаманизме, Тантре и Дзогчене» объясняется смысл учений об элементах и даются телесно-ориентированные и медитативные практики12. Интересно описание связи элементов с типами личности и познавательными способностями. Элемент земля мыслится как основание обычной жизни. Если земля уравновешена, то человек чувствует в себе устойчивость, основательность и уверенность. Его нелегко вывести из равновесия, он не отвлекается от того, что для него важно, умеет настоять на своем. Избыток земли ведет к излишне инертному состоянию, которому недостает движения. Мышление при этом замедленное, лишенное образованности и творческих способностей.

Обычно отрицательным аспектом земли считают неведение. Не-

Я 1!

И

11 См.: Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. М., 1994. С. 84-91.

12 Тендзин Вангьял. Исцеление формой, энергией и светом. Пять элементов в тибетском шаманизме, Тантре и Дзогчене. СПб., 2003.

Ф н

«5

ез «з

0

Ф

а

с

и и т с

X

1

а ф н и ю

Ш

Й

г; Ф

it

as ш

et О

с

ф

а

с

и и ш с;

х

а ф н и

«5 Й

достаток земли проявляется в легкомыслии, возбужденности, лишенности опоры. «Достигая в духовной практике полного развития, элемент земля становится мудростью беспристрастности» 11.

Практики, развивающие равновесие элемента воды эмоциональны. Высшее измерение воды в личном переживании - это радость бытия, удовлетворенность тем, что ты есть. Жизнь «течет, как по маслу», человек хорошо ориентируется в жизненных ситуациях и взаимоотношениях с другими людьми. Избыток воды ведет к поглощению человека эмоциями, а недостаток вызывает безрадостное состояние и напряженные отношения между людьми («черствость души»). Позитивный аспект огня связан со способностью созидать, «давать толчок процессам на любом уровне и завершать то, что творческая сила приводит в движение. Поскольку огонь воодушевляет и возбуждает, с ним связана интуиция»14. Избыток огня ведет к перевозбудимости, многословию, неустойчивости, а недостаток проявляется в отсутствии вдохновения. Воздух - это элемент, который несет перемену. «Воздух связан с любознательностью, жаждой знания и гибкостью ума. В своем высшем аспекте - это мудрость свершения». Воздух все соединяет. Практики, которые развивают воздух, включают дыхательные упражнения. Наконец, эфир мыслится как пространство, в котором все возникает, существует и растворяется. Для человека вместилище-пространство связано с сознанием. Избыток элемента пространства - недостаток присутствия, человек «теряет контакт» с окружающим миром, а при его недос-

татке все окружающее начинает властвовать над человеком. У человека с уравновешенным пространством есть время для всего, он открыт другим людям, толерантен и способен вмещать другие точки зрения -иные сознания-пространства. С пространством в высших медитативных практиках связана мудрость пустоты, пребывание в «природе ума», состоянии универсального сознания. В более тонких медитативных состояниях переживаются энергии элементов как чистые света, которые при дальнейшей дифференциации в восприятии порождают все другие энергии. Если перенести эти характеристики на мышление, то окажется, что кропотливая аналитика связана с элементом земля, творческий аспект - с огнем, воображение и вдохновение - с воздухом, вчувствование (эмпатия) - с водой, а синтез - с пространством.

Атомистика. Вернер Гейзен-берг отмечал, что для теоретической физики особенный интерес представляют две идеи натурфилософии: «убеждение, что материя состоит из мельчайших неделимых единиц -атомов, и вера в творческую сил^ математических построений» . Учение Демокрита и Левкиппа об атомах широко пропагандируется во всех учебниках философии. Согласно атомистам, элементарные кирпичики Вселенной различаются только по геометрическим свойствам — форме, положению и движению, которые мыслились достаточными для порождения всего чувственного многообразия. Современная физика, восприняв идею атомистов о том, что качественное разнообразие мира можно объяснить с помощью аналитически обозримых форм, по мне-

Там же. С. 47. 1 Там же. С. 49.

1 Гейзенберг В. У истоков квантовой теории. С. 220.

мнению Гейзенберга, идет дальше наивного материализма натурфилософов: «Данные современной физики показывают, что атомы не существуют как простые телесные предметы, но что введение понятия атома делает возможной простую формулировку взаимосвязей, определяющих все физические и химические процессы»16. Внимательное знакомство с текстами Демокрита показывает, что в понятие атома он вкладывал и другие смыслы, которые не были восприняты естествознанием в начале XX в., но актуальны сегодня. Предложим для размышления следующие отрывки из солидного исследования С .Я. Лурье текстов Демокрита1'.

«Первоначалами вселенной являются атомы и пустота, а относительно всего прочего только считается, что оно существует» (с. 228) <...> «пустота - это несуществующее, однако ничуть не менее реальное, чем существующее» (с. 246).

«Может существовать атом, величиной равной всему нашему миру» (с. 255).

«Все предметы обладают кое-какой душой, даже мертвые тела <...> элементы имеют души и те являются причиной возникновения камней» (с. 316).

Размышляя над этими фрагментами, магистранты, химики-технологи, использовали творческую аналогию: «Рассматривая теорию катализа (а как известно, практически все катализаторы - неорганические соединения), ученые из Новосибирска во главе с академиком Юшкиным выдвинули гипотезу о неорганическом происхождении жизни. Согласно ей, минеральная

матрица (у Демокрита - камни) способна аккумулировать некую субстанцию - органику и превращать ее в более сложные структуры. Именно так можно объяснить появление белковой структуры из низкомолекулярных аминокислот на "активных" ("живых минералах"). В новосибирских исследованиях эта матрица - глина и околоподобные минералы - катализаторы - алюмосиликаты, цеолиты. Вспоминается миф о глиняном человеке, которого вылепил Бог и вдохнул в него "душу", а потом отобрал ее и глиняный человек обратился в прах».

«Душа - огнеобразное соединение умопостигаемых частиц». «Атомы души малы и очень быстро движутся. Отсюда душу нельзя увидеть, хотя она телесна» (с. 546).

Эти рассуждения обычно комментировали, указывая на энергию как основу психических процессов.

Индивидуальный когнитивный стиль Демокрита, если говорить языком современной психологии, отличается от общепринятого научного, но весьма близок художественному (и медитативному): «Более (пяти) чувств имеется у бессловесных животных, у мудрецов и богов» (с. 227). «Когда незаконнорожденная мысль уже не может больше (ввиду перехода) к очень мелкому ни видеть, ни слышать, ни обонять, ни чувствовать вкус, ни познавать осязанием, а (приходится прибегать) ко все более тонкому, тогда приходит на помощь законнорожденная мысль»(с. 86).

Космос Демокрита материалистичен, но это далеко не грубый и не механистичный материализм. Для натурфилософа-мыслителя физический космос неотделим от пси-

ii

Там же. С. 223.

17 См.: Лурье С.Я. Демокрит. Тексты. Перевод. Исследования. Л., 1970. Ссылки на фрагменты с указанием страниц даются в тексте в скобках. - Прим. ред.

£¿3 С Ф

н ф

ш <г

О с ф О. с

и и ю к X

о.

ф

н и

«3

хокосма, и материя в своей основе - живая субстанция. Идеи одушевленного космоса, эволюции материи, предрасположенной к появлению разума в многообразных формах, вновь зазвучали у мыслителей эколого-ноосферно-го направления, среди которых русские космисты - H.A. Умов, В. И. Вернадский, К.Э. Циолковский, B.JI. Чижевский, Н.К. Рерих.

В текстах натурфилософов можно найти немало наивного, недосказанного, непоследовательного, надуманного. Их фантастические вымыслы о земле, то плывущей в океане вод (Фалес), то окруженной воздушными кольцами - звездными, |I лунными, солнечными с соответствующими огнедышащими отдушинами, наблюдаемыми нами в виде звезд, Луны и Солнца (Анакси-мандр), то окруженной сферами в виде хрустальной небесной тверди с воткнутыми в нее наподобие гвоздей звездами чисто огненной при-

V -у

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с' ф

(Г а да

с?

0

с ф а с

и и ге в; х

1

а

ф

н U

роды (Анаксимен) и пр., у современного читателя могут вызвать ироническую улыбку. Возможно, такова природа азартного научного ума - находить или скорее вносить что-то ценное в обескураживающий порой ворох нелепиц и даже более того преображать материал, создавая логически выстроенные концепции. Что-то подобное случается, когда работаешь с молодыми исследователями, когда они приносят «сырые» тексты, в которых глупость соседствует с вызревающей оригинальной идеей. И радостно наблюдать первые профессиональные успехи. Умение узреть истину в видимости хаоса, откликнуться на любые повороты мысли, придать верный импульс любым идеям выделяет мастера. Творческие аналогии уче-ных-теоретиков и историков философии, вызванные прочтением античной философии, могут служить тому примером.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.