УДК 94(470+571):329.14
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В ПУБЛИЦИСТИКЕ РОССИЙСКИХ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ (1903-1917 гг.)
Анаит Суреновна Акопьянц
Сибирский государственный университет путей сообщения, 630049, Россия, г. Новосибирск, ул. Д. Ковальчук, 191, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории и политологии, тел. (383)328-05-15, e-mail: [email protected]
Статья посвящена недостаточно изученному аспекту внутрипартийной борьбы в российской социал-демократической партии - дискуссии о содержании и значении программных требований по национальному вопросу, получившей отражение в публицистике. Анализ взглядов социал-демократов по этим вопросам свидетельствует, что, несмотря на различия, признание программного требования права наций на самоопределение не подвергалось сомнению.
Ключевые слова: социал-демократы, национальный вопрос, право наций на самоопределение, культурно-национальная автономия.
NATIONAL QUESTION IN THE JOURNALIST OF RUSSIAN SOCIAL-DEMOCRACY (1903-1917)
Anait S. Akopyants
Siberian State Transport University, 630049, Russia, Novosibirsk, 191 D. Kovalchuk St., D. Sc., Prof. of department of history and political science, tel. (383)328-05-15, e-mail: [email protected]
The article is devoted to the important aspect of party straggle in the Russian social-democratic party - discussion about the contents and the meaning of program requirements about the national question, which was expressed in the Party journalism. The analysis of social-democrats views makes it possible to conclude that in spite of various views the acknowledgement of right of nations on self-determination was not subjected to doubt.
Key words: social-democracy, national question, right of nations on self-determination, cultured-national autonomy.
Национальному вопросу российские социал-демократы уделяли особое внимание. В Программе партии, принятой на II съезде РСДРП в 1903 г., ближайшая политическая задача определялась как низвержение самодержавия и замена его демократической республикой, конституция которой обеспечивала бы, наряду с другими требованиями: равноправие всех граждан независимо от национальности (п. 7); право получать образование на родном языке, объясняться на родном языке; введение родного языка наравне с государственным во всех местных общественных и государственных учреждениях (п. 8); право на самоопределение за всеми нациями, входящими в состав государства (п. 9) [1, с. 421].
В мировом социалистическом движении право народов на самоопределение было впервые сформулировано на Лондонском конгрессе II Интернационала в 1896 г. Оно вошло в программы как западноевропейских, так и российских
104
социалистических партий (это требование было включено и в программу эсеров). Кадеты, а также национально-социалистические партии поддерживали требование культурно-национальной автономии. В 1912 г. на Августовской конференции в Вене требование культурно-национальной для национальных меньшинств, не имеющих компактной территории, признала «не идущим вразрез» [6, с. 38] с партийной Программой и часть социал-демократов (ликвидаторы). Это послужило началом дискуссии по национальному вопросу, которая нашла отражение в социал-демократической публицистике 1912 - 1914 гг. Поскольку Программа РСДРП лишь констатировала признание прав «родного языка» и «права на самоопределение», то в ходе дискуссии получили развитие некоторые важные, недостаточно изученные аспекты отношения социал-демократов к этим требованиям и к национальному вопросу в целом.
Большое место вопросы сущности требования права наций на самоопределение, тех форм его осуществления, которые партия считала нужным отстаивать в данной исторической обстановке с точки зрения интересов рабочего класса, заняли в работах В. И. Ленина: «Тезисы по национальному вопросу», «Критические заметки по национальному вопросу», «К истории национальной программы в Австрии и в России», «О национальной программе РСДРП», «О праве наций на самоопределение», «Социалистическая революция и право наций на самоопределение», «Итоги дискуссии о самоопределении» и др. Решение Августовской конференции В. И. Ленин считал попыткой «ревизии» программного требования права наций на самоопределение. Отказ от данного пункта, «какими бы мотивами его не обставляли, на деле означает «постыдную» уступку великорусскому национализму» [8, с. 308.]. Обосновывая содержание требования права наций на самоопределение, В.И. Ленин в то же время подчеркивал, что отношение к нему подчинено, прежде всего, тактическим соображениям. Он отмечал, что на II съезде партии, принявшим Программу РСДРП, «не было двух мнений по вопросу о том, что самоопределение значит «лишь» право на отделение» [8, с. 311.]. В нем он видел не поддержку отделения наций и образования небольших самостоятельных государств, а лишь последовательное выражение борьбы против всякого национального гнета. В. И. Ленин считал бесспорным «прогрессивное значение централизма, больших государств, единого языка». В 1903 г. он писал, что «безусловное признание борьбы за свободу самоопределения вовсе не обязывает нас поддерживать всякое требование национального самоопределения»; активная поддержка его возможна «лишь в отдельных, исключительных случаях» [7, с. 233]. В 1913 г. эта мысль была выражена еще более определенно: «Отделение вовсе не наш план. Отделения мы вовсе не проповедуем. В общем, мы против отделения. Но мы стоим за право на отделение ввиду черносотенного великорусского национализма...» [9, с. 235].
Дискуссия по национальному вопросу в социал-демократической партии, развернувшаяся в печати, приняла характер дилеммы: право наций на самоопределение либо культурно-национальная автономия. Социал-демократы-большевики высказались против культурно-национальной автономии. И.В. Сталин в статье «Национальный вопрос и социал-демократия» (1912-1913)
писал, что «непригодная вообще, культурно-национальная автономия является еще бессмысленной и вздорной с точки зрения кавказских условий» [14, с. 349]. Он считал, что предоставление культурно-национальной автономии целому ряду народностей Кавказа означало бы сохранение обособления и отсталости и задерживало их развитие. Социал-демократия обязана была, по его мнению, «повлиять на волю наций так, чтобы нации устроились в форме, наиболее соответствующей интересам пролетариата» [14, c. 356].
Обоснование требований РСДРП по национальному вопросу содержалось и в работах С. Г. Шаумяна: «Национальный вопрос и социал-демократия», «О национально-культурной автономии» и др. С. Г. Шаумян писал, что право наций на самоопределение «может применяться в редких случаях» [15, с. 153], и зависит от политической целесообразности [15, с. 156]. Он допускал целесообразность отделения ввиду экономических интересов какой-либо нации, а также тогда, когда создаются «такие психологические условия, что общая жизнь делается невозможной» [15, с. 155]. Конституция должна обеспечить право на самоопределение: «запретить центральной власти прибегать к помощи оружия, «завоевать» и насильственно подчинять себе ту или иную нацию» [15, с. 153]. Вопрос каждой отдельной нации следует рассматривать отдельно, в его специфическом и конкретном историческом выражении, а не «вообще», независимо от условий времени и места [16, с. 421-422]. В этой связи не исключалась возможность требования не только отделения или федерации, но и автономии [15, с. 155, 161; 16, с. 424].
Анализ работ по национальному вопросу В. И. Ленина, С. С. Шаумяна, И.В. Сталина и др. показывает, что решение национального вопроса связывалось ими с демократизацией политического строя в стране. В соответствии с марксистской теорией они придерживались тезиса о подчиненности национального вопроса, рассматривали его исходя из приоритета классового подхода. Большевики были сторонниками политической централизации России, считая ее необходимой с точки зрения интересов пролетариата. Лозунг самоопределения имел для них скорее тактическое значение. Признание его не было безусловным; они не поддержали идею культурно-национальной автономии, задачей которой было сохранение и развитие национальных особенностей народов. Отрицая понятие внеклассовой, национальной культуры, они не придавали должного значения вопросам сохранения и развития языка и культуры национальных меньшинств, расценивая любые попытки национального обособления как искусственную консервацию отживших или реакционных явлений.
В публицистике меньшевиков-ликвидаторов, посвященной национальному вопросу, толкование п. 9 Программы РСДРП в духе культурно-национальной автономии, напротив, нашло широкую поддержку. С. Ю. Семковский, например, в статьях «Национальный вопрос в России», «Национальный вопрос и социал-демократия», «Упрощенный марксизм в национальном вопросе» и др. выступил с обоснованием необходимости этого требования. Он писал, что требование культурно-национальной автономии только «упрощенные марксисты» могут объявлять «изменой» принципам социал-демократии, что оно не противоречит Программе [13]. Аналогичная точка зрения была высказана и К. Залев-
ским. В статье «Национальной вопрос в России» он заявил, что не согласен с большевиками в понимании ряда аспектов национальной программы. Признавая право наций на самоопределение в качестве общего принципа, К. Залев-ский считал, что именно требование культурно-национальной автономии являлось «радикальным средством разрешения национального вопроса» [5, с. 16]. Меньшевик Н. Жордания в работе «Национальный вопрос» подчеркивал, что национальный вопрос есть «вопрос развития национальной культуры», создания таких политических условий, при которых каждая нация имела бы возможность приобщиться к европейской культуре [4, с. 29]. С этой точки зрения, по утверждению меньшевистских авторов, именно большевики искажали истинный смысл национальной программы РСДРП, не придавая должного значения вопросам национальной культуры и языка. В то же время для меньшевиков-ликвидаторов была характерна недооценка программного требования права наций на самоопределение, что, как отмечалось выше, являлось предметом критики со стороны большевистских публицистов.
После Февральской революции, с мая 1917 г. меньшевики вместе с эсерами входили во Временное правительство Они резко разошлись с большевиками в оценке революции, ее дальнейших задач. Что касается национального вопроса, то Всероссийская конференция меньшевистских организаций РСДРП (май 1917 г.) пришла к заключению о неподготовленности к тому, чтобы дать ответ в области национальных отношений. Участники конференции ссылались на то, что ни на предыдущих съездах и конференциях партии, ни в партийной литературе и прессе национальный вопрос почти совершенно не разрабатывался. Пункт же о праве наций на самоопределение был «слишком формален» чтобы на его основе делать конкретные построения. Поэтому было поручено детально разработать национальную программу партии (что так и не было сделано).
В тактической резолюции конференции декларировалась широкая политическая автономия, необходимость гарантий культурного развития национальных меньшинств (2, с. 52-58) В проекте Избирательной платформы к выборам в Учредительное собрание (июль 1917 г.) подчеркивалась необходимость отстаивать «целость, неделимость и единство» России [11, с. 2] В резолюции по национальному вопросу, принятой на Объединительном съезде РСДРП (август 1917 г.) указывалось на важность сплочения пролетариата всех национальностей. Отстаивая принцип культурно-национальной автономии (при сохранении прочного общегосударственного единства), меньшевики не отказывались «от признания за всеми нациями права на полное самоопределение» [12, с. 4]. Однако в конкретном случае - вопросе об отделении Финляндии, который обсуждался в социал-демократической печати в апреле 1917 г., - меньшевики заняли более осторожную позицию. Они считали, что его решение следует отложить до созыва Учредительного собрания, мотивируя это тем, что «задача благоустройства отдельных частей России должна отойти на второй план перед общей задачей укрепления нового строя во всей стране» [10, с. 2].
Победившая 25-26 октября 1917 г. советская власть уже 2(15) ноября приняла Декларацию прав народов России, в которой провозглашались следующие принципы: 1) равенство и суверенность народов России; 2) право народов Рос-
сии на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; 3) отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений; 4) свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России [3, с. 40]. Право наций на самоопределение сформулировано здесь не как общий принцип, а конкретизировано применительно к народам России.
Анализ социал-демократической публицистики показывает, что признание обеими фракциями партии программного требования права наций на самоопределение как общего принципа не подвергалось сомнению. Он было воплощено в жизнь правительством большевиков и привело к созданию самостоятельных государств. Но уже через несколько лет возобладал прагматический подход к решению национального вопроса, что привело к созданию нового федеративного государства. Культурно-национальная автономия, которую поддержали социал-демократы-меньшевики, нашла широкое применение во многих странах. Как показывает сегодняшний опыт, она является неотъемлемым признаком демократического государства. В РФ право на культурно-национальную автономию закреплено законодательно.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Второй съезд РСДРП. Июль-август 1903 года. Протоколы. - М.: Госполитиздат, 1959. - 850 с.
2. Всероссийская конференция меньшевистских и объединенных организаций РСДРП. -Пг., 1917.
3. Декреты советской власти. В 2 т. Т. 1. - М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1957. - С. 39-41.
4. Жордания Н. Национальный вопрос // Борьба. - 1914. - № 3.
5. Залевский К. Национальный вопрос в России // Наша Заря. - 1914. - № 5.
6. Извещение о конференции организаций РСДРП. (Изд. Орг. Комитета). - Б.м., 1912.
7. Ленин В. И. Национальный вопрос в нашей программе // Полн. собр. соч. в 55 т. -Т. 7. - М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1959. - С. 233-242.
8. Ленин В. И. О праве наций на самоопределение // Полн. собр. соч. в 55 т. - Т. 25. -М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1961. - С.255-320.
9. Ленин В. И. С. Г. Шаумяну. 6 дек.1913 г. // Полн. собр. соч. в 55 т. - Т. 48. Письма ноябрь 1910 - июль1914. - М.: Изд-во полит. лит-ры, 1964. - С. 233-236.
10. Рабочая Газета. - 1917. - 28 апреля.
11. Рабочая Газета. - 1917. - 29 июля.
12. Рабочая Газета. - 1917. - 31 августа.
13. Семковский С. Национальный вопрос в России // Наша Заря. - 1914. - № 5.
14. Сталин И. В. Марксизм и национальный вопрос // Сочинения. В 13 т. - Т. 2. - М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1946. - С. 290-367.
15. Шаумян С. Г. Национальный вопрос и социал-демократия // Шаумян С. Г. Избранные произведения. В 2 т. - Т. 1. - М.: Изд-во полит. лит-ры, 1978. - С. 138-164.
16. Шаумян С. Г. О национально-культурной автономии // Там же. - С. 418-458.
© А. С. Акопьянц, 2017