Научная статья на тему 'Национальный вопрос в политической стратегии либеральных партий в Беларуси (февраль–октябрь 1917 г. )'

Национальный вопрос в политической стратегии либеральных партий в Беларуси (февраль–октябрь 1917 г. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2009
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сувалова Елена Николаевна

Данная статья посвящена проблемам формирования стратегических установок российских и белорусских либеральных партий и организаций по национальному вопросу в период революционных событий 1917 г., их корректировки в зависимости от изменения конкретных исторических условий. Анализируется содержание подходов российских и белорусских либералов к решению национальной проблемы, рассматривается их воздействие на национально-государственное самоопределение белорусов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problems of forming the national policy of Russian and Belarushian political parties at the period of the revolution 1917 in Russia. The author pays attention to the evolution of the party’s program thesis concerning national problems in Belarus at the time of the revolution.

Текст научной работы на тему «Национальный вопрос в политической стратегии либеральных партий в Беларуси (февраль–октябрь 1917 г. )»

Подводя итоги сказанному, можно сделать следующие выводы: 1) на выборах в Мозырском уезде в Учредительное собрание победили большевики, а их главные оппоненты (эсеры) заняли второе место, отстав почти на 20 тысяч голосов; 2) причинами такого перевеса большевиков явилось заключение ими официального блокового соглашения с такими партиями, как СДКПиЛ, ППС - левица и Латышская социал-демократия, а неофициального - с левыми эсерами, частью Бунда («Комбунд») и альтернативным губернским Советом крестьянских депутатов Минской и Виленской губерний (Минская и не оккупированная немцами часть Виленской губернии составляли один Минский избирательный округ); 3) в пользу большевиков сработали и первые декреты Советской власти (о мире и особенно о земле); 4) за большевиками пошла армия, что дало им перевес в борьбе со своими политическими оппонентами, о чем говорят отрывочные архивные сведения; 5) отсутствие данных о фальсификации выборов, о нарушениях процедуры голосования (к примеру, по Витебской и Могилевской губерниям таковые имеются) в Минской губернии отчасти обусловлено их сознательным уничтожением с целью сокрытия нарушений процедуры выборов.

Литература

1. Спирин, Л. М. Россия, 1917 год (Из истории борьбы политических партий) / Л. М. Спирин. -Москва : Мысль, 1987. - 335 с.

2. Материалы Минской окружной по выборам во Всероссийское учредительное собрание комиссии // Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). - Ф. 1810. - Оп. 1. - Д. 273.

3. Кандидатские списки по Минской губернии по выборам во Всероссийское учредительное собрание // Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). - Ф. 1810. - Оп. 1. - Д. 272.

4. Дело народа, 1917, 19 октября.

5. Буревестник, 1917, 16 октября.

6. Великая Октябрьская социалистическая революция в Белоруссии / Великая Октябрьская социалистическая революция в Белоруссии. - Минск : Государственное издательство БССР, редакция политической литературы, 1957. - Т. 2. - 1068 с.

7. Материалы Минской окружной по выборам во Всероссийское учредительное собрание комиссии // Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ). - Ф. 60п. - Оп. 2. - Д. 68.

8. Известия Мозырского Совета рабочих и солдатских депутатов, 1917, 30 ноября.

9. Известия Мозырского Совета рабочих и солдатских депутатов, 1917, 19 декабря.

10. Материалы по выборам во Всероссийское Учредительное собрание на территории Минской, Могилевской и Витебской губернии // Национальный архив Республики Беларусь. - Ф. 60п. - Оп. 3. - Д. 737.

Summary

The article deals with All-Russia Constituent elections on the territory of Mozyr district Minsk region. The author analyses the reasons for the victory of the Bolshevicks party in the above mentioned district. He draws conclusions according to archival materials and periodicals unknown before.

Поступила в редакцию 16.10.06.

УДК 947.6

Е. Н. Сувалова

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ЛИБЕРАЛЬНЫХ ПАРТИЙ В БЕЛАРУСИ (ФЕВРАЛЬ-ОКТЯБРЬ 1917 Г.)

Либерально-буржуазные партии России представляли собой неоднородный политический блок и придерживались различных позиций, проповедовали разнообразные принципы. Большинство либеральных организаций были промежуточными между кадетами и октябристами.

В связи с коренными изменениями, произошедшими в государственной системе в результате Февральской революции, перед либералами, которые определили основу первого состава Временного правительства, встал ряд проблем стратегического характера. В их программные документы были внесены соответствующие времени коррективы, в том числе и по национальному вопросу.

Правое крыло российского либерализма было представлено буржуазно-помещичьей партией «Союз 17 октября» (октябристы), первым пунктом программы которой было положение о «Сохранении единства и неразделенности Российского государства». Октябристы отрицали идею

федерализма и заявляли о своем противодействии попыткам, направленным на «расчленение империи и замену единого государства союзным или союзом государств» [1, 76-77].

В решении других национальных проблем октябристы допускали развитие местного самоуправления, преимущественно в области культуры, то есть признавали «за отдельными национальностями самого широкого права на удовлетворение и защиту своих культурных нужд» [1, 76-77]. Для расширения своей социальной базы в национальных регионах октябристы считали, что возможно «объединение отдельных местностей империи в областные союзы для разрешения задач, входящих в пределы местного самоуправления» [1, 76-77]. Белорусские губернии, по мнению лидеров партии, возможно было объединить в Северо-Западный областной союз, но в целом белорусы не рассматривались как отдельная нация, и потому октябристы игнорировали само наличие проблемы национально-политического самоопределения Беларуси.

Революционные события 1917 г. и активизация национальных движений в регионах вынудили октябристов обратить более пристальное внимание на решение национальных вопросов, предостерегая от признания автономии Беларуси, Украины и Молдовы и указывая на тот факт, что национальная идея вредна самим этим народам. Например, «зловредность» белорусской идеи состояла в том, что ею могли воспользоваться поляки и «привлечь белорусов в римский костел» [2].

Однако в 1917 г. «Союз 17 октября» находился в состоянии глубокого идеологического и организационного кризиса и весной того года фактически прекратил свое существование в качестве целостной организации.

Крупнейшая либеральная партия России - Конституционно-демократическая (кадеты) -в результате Февральской революции превратилась в правящую, что способствовало быстрому росту кадетских организаций на местах, в том числе и в Беларуси. В этой связи интересны теоретические и программные установки кадетов по национальному вопросу, ведь именно они при благоприятном стечении обстоятельств могли бы реализоваться на практике. Стоя на позициях «великорусского патриотизма», кадеты провозглашали принцип неделимости России, унитарную форму государственного устройства с местным самоуправлением, культурное самоопределение народов (национально-культурная автономия), господство русского языка в качестве государственного [3, 4]. Лидер кадетов П. Милюков предложил модель мирного сосуществования в России различных национальностей с их последующей «цивилизованной ассимиляцией» в единую нацию [4, 141].

Февральская революция потребовала от кадетов коррекции своих стратегических положений. Старая программа кадетов, разработанная в 1905-1907 гг., была пересмотрена в процессе практической работы Юридического Совещания Временного правительства над разрешением различных вопросов государственного и, в частности, национального строительства. Основу Юридического Совещания составляли кадеты (многие - члены ЦК), виднейшие специалисты в различных областях государственного права: М. С. Аджемов, Д. Д. Гримм, Н. И. Лазаревский, В. А. Маклаков, В. Д. Набоков, Б. Э. Нольде, А. Э. Нольде и др. Председателем Совещания был избран Ф. Ф. Кокошкин - автор кадетской программы по национальному вопросу.

Требование Украиной и Финляндией предоставления им национально-территориальной автономии и необходимость решения данной проблемы показали, что в кадетской программе не был в достаточной мере разработан механизм решения подобного рода конфликтов. В ходе работы Совещания на новом уровне были рассмотрены возможные пути разрешения национального вопроса.

Уже в марте 1917 г. на VII съезде партии депутаты-«националы» предложили провозгласить Россию федеративной республикой и придать статус автономии отдельным регионам.

На следующем съезде партии в мае 1917 г. данные положения были конкретизированы. Резолюция VIII съезда предусматривала при сохранении государственного единства России предоставление губернским (областным) земствам «провинциальной автономии» (издание местных законов) в определенных сферах «местной хозяйственной, культурной, культурно-национальной жизни под контролем за их деятельностью со стороны общегосударственной власти» [5, 9]. Однако даже такие ограниченные полномочия, предоставляемые национальным областям, явились причиной серьезной полемики среди делегатов съезда. В частности, Ф. Кокошкин отвергал данные предложения, мотивируя отказ размытостью этнических границ и опасностью территориальных споров (например, между белорусами и литовцами, либо белорусами и украинцами) [6, 17].

Однако не считаться с набирающими силу национальными движениями кадеты не могли и потому вынуждены были применять тактику «заигрывания» с национальными организациями, демонстрировать готовность к компромиссам. При этом, формально идя на уступки, кадеты

откладывали действительное решение любых проблем, в том числе и национальных, на послевоенный период.

Кадеты считали, что территориальная система (предоставление автономии) в условиях многонациональной России, где территории расселения разных национальностей не везде были четко разграничены, не является универсальным способом решения национальных проблем. «Права национальностей должны уважаться, но есть много средств для их охраны, кроме раздела России на национальные лоскутки, которые у нас к тому же нельзя накроить, не отдавая одну народность побольше под власть другой народности поменьше» [7, 25].

Однако полностью кадеты не исключали из практики «территориальный» способ решения национального вопроса. По их мнению, автономия должна была вводиться постепенно, по мере «выяснения потребности в ней местного населения и естественных границ автономной области», и утверждаться изданием особого указа со стороны государственной власти [8, 7]. К IX съезду (22-28 июля 1917 г.) партия кадетов уже признала принцип автономии Украины [9, 380].

В июле 1917 г. на IX съезде Конституционно-демократической партии был представлен доклад по национальному вопросу, который имел большое значение для последующих изменений в кадетской программе, принятых на данном съезде [10].

При определении конкретных шагов в решении национального вопроса было предложено «считаться с разнообразием форм, в которые могут выливаться национальные стремления». Соответственно были выделены:

1) необходимость обеспечения равномерной доли участия всех национальностей в делах общественного и местного государственного управления и самоуправления;

2) свобода употребления национального языка при сношениях с местными органами управления и самоуправления, в местных учебных заведениях и т. п.;

3) удовлетворение «положительных стремлений в области культурного национального строительства»: национальная школа и церковь представляли, по мысли докладчика, главные проявления этих стремлений [10, 3].

Таким образом, предлагалось решать национальные проблемы на «личном», а не на «местном» начале, то есть на определенных стремлениях каждого гражданина без прикрепления национальности к определенной территории. В программу партии было внесено дополнение о публично-правовых союзах - нетерриториальных объединениях, осуществляющих указанные законом задачи культурного управления: просветительские, религиозные, экономические и др. [11, 1]. В такой союз могли входить все члены какой-либо национальности, независимо от места их проживания.

Другим направлением решения национального вопроса с «личной» точки зрения должно было стать обеспечение равной доли всех национальностей в делах общего и местного государственного управления и самоуправления, что предполагало реформирование и расширение полномочий органов местного самоуправления.

Впоследствии предполагалось, что местное самоуправление в регионах компактного проживания национальных меньшинств трансформируется в национально-территориальную автономию. Предпосылкой к образованию автономий в этих регионах являлось «право употребления местных языков, соответственно национальному составу населения, с обеспечением... равных прав русского языка как языка не только общегосударственного, но и международного, и языков национальных меньшинств» в любом местном государственном или общественном учреждении [11, 5], [10].

Следует, однако, отметить, что, несмотря на изменение программных требований по национальному вопросу, кадеты тем не менее, продолжали углублять и развивать унитарный принцип государственного устройства [12, 67].

С приходом к власти большевиков Конституционно-демократическая партия выступила в качестве непримиримого противника нового режима, что повлекло за собой коррекцию их программных и тактических установок. В представлении кадетов большевики являлись узурпаторами, а, следовательно, это освобождало их от всяких обязательств вести политическую борьбу конституционными средствами. Национальный вопрос в этих условиях утрачивает для кадетов свою остроту, и первоочередными целями становятся свержение большевистского режима, возрождение единой России, сохранение верности союзникам.

Программы национальных либеральных организаций отличались от кадетской более радикальным решением национального вопроса. Либеральный лагерь в Беларуси в 1917 г. был представлен Белорусской партией народных социалистов, Белорусской христианской демократией, Белорусской партией автономистов. Процесс социальной дифференциации белорусского общества не был завершен, а потому либеральные партии не имели четкой классовой ориентации и выражали интересы самых различных социальных слоев. По существу они пытались выступать от имени всего белорусского народа. В таких условиях эффективнее всего можно привлечь сторонников, используя популярные лозунги и предлагая решения актуальных и насущных общественных проблем, одной из которых являлось национальное и государственное самоопределение Беларуси.

Белорусские партии и организации либеральной направленности в своей деятельности в значительной мере ориентировались на российскую Конституционно-демократическую партию, в том числе и при рассмотрении национального вопроса. В целом белорусские либералы не выходили в данном вопросе за рамки буржуазно-демократических требований и придерживались идеи провозглашения автономии Беларуси.

Белорусская партия народных социалистов (БПНС) была основана в мае 1917 г. По свидетельству Д. Жилуновича, «гэта партыя па 1меньш тольк1 сацыял1стычная; сапрауды-ж найбольш была заклапочаная удзелам буржуазп у нацыянальным руху» [13, 191].

В программных документах БПНС доминировали либерально-демократические установки. Особое внимание организация уделяла именно национальным проблемам. По мнению представителей партии, политическое самоопределение Беларуси должно выражаться в белорусской национально-территориальной автономии в рамках Российской федеративно-демократической республики. Предполагалось создание Белорусской краевой рады как законодательного органа управления. Кроме того, народные социалисты разработали и предложили программу возрождения белорусской культуры и обеспечения национально-культурной автономии для национальных меньшинств белорусского региона.

Предложения БПНС по национальному вопросу разделяла крупнейшая либеральная партия Беларуси - Белорусская христианская демократия (до середины 20-х гг. ХХ в. называлась «Хрысщянская дэмакратычная злучнасць»). БХД действовала на территории Беларуси, а потом западной ее части с 1917 г. до 1940 г., и ее программные установки существенно видоизменялись за этот период, что особенно очевидно при анализе требований партии по национальному вопросу. В национальной политике партия эволюционировала от идеи широкой автономии Беларуси в составе Российской республики (1918 г.) до создания независимой демократической республики белорусского народа на всех его землях (1927 г.).

В мае 1917 г. в Минске прошел съезд белорусских ксендзов. Решения данного съезда легли в основу национальной программы «Беларускай хрысщянскай дэмакратычнай злучнасщ». БХД требовала для «малых народау, як Лива, Латв1я, Беларусь 1 Украша, поунага 1х самавызначэння» [13, 189]. Примечательно, что при общей прозападной ориентации БХД в 1917 г. партия высказалась за автономию Беларуси в рамках Российского государства, за обучение в школах и проведение церковных служб на белорусском языке [14].

Лишь после прихода к власти большевиков, когда «Беларуская хрысщянская дэмакратычная злучнасць» заняла оппозиционное положение по отношению к Советской власти, руководители партии заявили, что «палггычны незалежны доал БХД лапчна выцякае з акта 25 сакавша 1918 года, яш абвясщу Беларусь незалежнай суверэннай дзяржавай» [15, 418].

Более последовательно национальный вопрос рассматривался в программных документах Белорусской партии автономистов (БПА). Отстаивая идею широкой краевой автономии, БПА подчеркивала, что данная автономия должна существовать в границах этнического расселения белорусского народа, а потому все территории, временно утерянные в военный период, должны быть возвращены Беларуси [16]. Таким образом, ставился вопрос об этнической и политической целостности региона.

Одной из немногих либеральных организаций, предложивших иной подход к решению национальных вопросов, была возникшая в 1917 г. в Вильне «Сувязь незалежнасщ i непадзельнасщ Беларуа». Свое видение проблемы организация изложила в листовках,

издаваемых на протяжении 1917-1918 гг. Белорусский народ, разделенный фронтом на две части, должен воссоединиться в рамках независимого белорусского государства. Представители организации резко выступали против территориальных претензий соседей, в частности, литовцев на белорусские земли: «Беларуси народ школ1 не згодзщца, каб хоць малы шматок палггай яго крывей i потам зямл быу адарваны пад чужую уладу» [17]. «Сувязь незалежнасщ i непадзельнасщ Беларуа» высказывалась за тесные отношения с ближайшими соседями: Россией, Польшей, Литвой и Украиной, но против государственного объединения с ними. Предлагалось установить в Беларуси республиканскую форму правления и провести белорусизацию образовательных, религиозных и государственных учреждений.

Программа, предложенная «Сувязью незалежнасщ i непадзельнасщ Беларуа», была нетипичной для либерального лагеря, а сама организация, являясь немногочисленной, не смогла должным образом распропагандировать свои идеи и стать серьезной политической силой в белорусском обществе.

В целом очевидно, что либеральные партии России и Беларуси недооценили важность решения национальных проблем в многонациональной стране, а вследствие этого не смогли в полной мере использовать силу и резервы национальных движений в борьбе за реализацию своих программных положений.

Литература

1. Политические партии. Сборник программ существующих в России политических партий. - М. : Изд. М. В. Клюкина, 1906. - 285 с.

2. Молдаванская и белорусская автономии // Новое время. - 1917. - 30 июля (12 августа).

3. Программа партии народной свободы (конституционно-демократической). - Пг. : Изд. партии Народной Свободы, 1917. - 15 с.

4. История политических партий : материалы для самостоятельной работы студентов / В. К. Коршук, В. Ф. Ладысев, И. Ф. Романовский [и др.] ; под общей ред. В. К. Коршука, И. Ф. Романовского. - Минск : БГУ, 2002. - 286 с.

5. Вестник партии народной свободы. - 1917. - 12 мая.

6. Кокошкин, Ф. Ф. Автономия и федерация / Ф. Ф. Кокошкин. - Пг. : Партия народной свободы, 1917. - 30 с.

7. Нольде, Б. Э. Учредительное собрание и его задачи / Б. Э. Нольде. - Пг., 1917.

8. Кокошкин, Ф. Ф. Областная автономия и единство России / Ф. Ф. Кокошкин. - М. : «Народное право», 1906. - 15 с.

9. Протоколы Центрального Комитета и заграничных групп Конституционно-демократической партии : в 6 т. / сост. Д. Б. Павлов. - М. : РОССПЭН, 1998. - Т. 3 : Протоколы Центрального Комитета конституционно-демократической партии. 1915-1920 гг. - 589 с.

10. Нольде, Б. Э. Национальный вопрос в России : доклад, прочитанный на IX съезде кадетов / Б. Э. Нольде. - Пг. : Партия народной свободы, 1917. - 8 с.

11. Дополнения к программе партии Народной свободы, принятые на IX съезде партии. - М., б. г.

12. Шелохаев, В. В. Либеральная модель переустройства России / В. В. Шелохаев. - М. : РОССПЭН, 1996. - 277 с.

13. Жылунов1ч, З. Люты - Кастрычшк у беларусюм нацыянальным руху // Беларусь : Нарысы псторьп, эканомт, культуры i рэвалюцыйнага руху / пад агульнай рэд. А. Сташэускага, З. Жылунов1ча i У. 1гнатоускага. - Мшск : Выданьне Цэнтральнага Выканаучага камлота БССР, 1924. - 322 с.

14. Янучонак [Станкевiч Я.] Беларусю рух сярод беларускага каталшкага духавенства / Янучонак [Станкевiч Я.] // Гоман. - 1917. - 19 кастрычшка.

15. Энцыклапедыя псторыи Беларуа : у 6 т. / Беларус. Энцыкл. ; рэдкал. : М. В. Бiч [i шш.]. - Мшск : БелЭН, 1993. - Т. 1 : А - Белща. - 494 с.

16. Вольная Беларусь. - 1917. - 19 кастрычшка.

17. Беларусю шлях : «Сувязь незалежнасщ i непадзельнасщ Беларуа» // Штаратура i мастацтва. -1990. - 30 лютапада.

Summary

The article is devoted to the problems of forming the national policy of Russian and Belarushian political parties at the period of the revolution 1917 in Russia. The author pays attention to the evolution of the party's program thesis concerning national problems in Belarus at the time of the revolution.

Поступила в редакцию 24.11.06.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.