Научная статья на тему 'Национальный вклад России в климатическое регулирование'

Национальный вклад России в климатическое регулирование Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛИМАТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ КЛИМАТИЧЕСКИХ РИСКОВ / ПРИНЦИПЫ СМЯГЧЕНИЯ АНТРОПОГЕННОЙ НАГРУЗКИ / ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО СНИЖЕНИЮ ВЫБРОСОВ / МОНИТОРИНГ ВЫБРОСОВ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ / CLIMATIC CHANGES / UNCERTAINTY AND AMBIGUITY OF CLIMATE RISKS / PRINCIPLES OF MITIGATION OF ANTHROPOGENOUS LOADING / OBLIGATION FOR DECREASE IN EMISSIONS / MONITORING OF EMISSIONS OF GREENHOUSE GASES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коробова Ольга Сергеевна

Приведены характерные черты климатических рисков, основными из которых являются неопределенность и неоднозначность последствий. Обоснованы методологические принципы смягчения антропогенного воздействия на климатическую систему, к которым относятся принципы предосторожности, всеобщей ответственности, критических нагрузок. Представлены количественные обязательства РФ по сокращению выбросов парниковых газов. Отмечено, что первоочередной задачей при смягчении антропогенного воздействия на климатическую систему является создание системы учета выбросов парниковых газов, работа над которой в настоящее время ведется в нашей стране. Показано, что утвержденная концепция формирования системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов является основой для реализации потенциала сокращения выбросов парниковых газов в регионах России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL CONTRIBUTION OF RUSSIA TO CLIMATIC REGULATION

Characteristic features of climate risks are given, uncertainty and ambiguity of consequences are basic of which. The methodological principles of mitigation of anthropogenous impact on climatic system to which the principles of precaution, general responsibility, critical loadings belong are proved. Quantitative obligations of the Russian Federation for reduction of emissions of greenhouse gases are submitted. It is noted that a priority at mitigation of anthropogenous impact on climatic system is creation of system of the accounting of emissions of greenhouse gases work over which is conducted in our country now. It is shown that the approved concept of formation of system of monitoring, the reporting and check of volume of emissions of greenhouse gases is a basis for realization of potential of reduction of emissions of greenhouse gases in regions of Russia.

Текст научной работы на тему «Национальный вклад России в климатическое регулирование»

УДК 338:504

О.С. Коробова

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВКЛАД РОССИИ В КЛИМАТИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Приведены характерные черты климатических рисков, основными из которых являются неопределенность и неоднозначность последствий. Обоснованы методологические принципы смягчения антропогенного воздействия на климатическую систему, к которым относятся принципы предосторожности, всеобщей ответственности, критических нагрузок. Представлены количественные обязательства РФ по сокращению выбросов парниковых газов. Отмечено, что первоочередной задачей при смягчении антропогенного воздействия на климатическую систему является создание системы учета выбросов парниковых газов, работа над которой в настоящее время ведется в нашей стране. Показано, что утвержденная концепция формирования системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов является основой для реализации потенциала сокращения выбросов парниковых газов в регионах России.

Ключевые слова: климатические изменения, неопределенность и неоднозначность климатических рисков, принципы смягчения антропогенной нагрузки, обязательства по снижению выбросов, мониторинг выбросов парниковых газов.

Проблема изменения климата за более чем два десятилетия, прошедших с того момента, когда международное сообщество внесло в повестку дня вопрос о климатических изменениях, закрепилась в сознании большинства населения и ЛПР в качестве достаточно значимой. Общество осознало, что климат является глобальным общественным благом, а решение связанных с ним проблем требует длительных усилий большинства государств мира. Опасность климатических изменений, проявляющаяся как на глобальном, так и региональном уровнях, подтверждается все возрастающим числом природных катаклизмов, которые являются результатом частичного изменения климатической системы [1].

Следует отметить, что изменения климата нельзя рассматривать в отрыве от демографических, социальных, экономических проблем, поскольку последствия этих изменений противоречивы для разных экономик, видов деятельности и слоев населения

ISSN 0236-1493. Горный информационно-аналитический бюллетень. 2016. № 6. С. 188-192. © 2016. О.С. Коробова.

[2]. Это связано с неравномерностью климатических изменений как во времени (за последние десятилетия темпы этих изменений резко ускорились), так и в пространстве в территориальном разрезе. В частности, если за столетие с небольшим (1900—2010) глобальная температура повысилась почти на 0,8 °С, то в России этот показатель примерно в полтора раза выше [1]. Кроме того, климатические изменения носят неоднозначный и неопределенный характер. Неоднозначность последствий глобального потепления для экономики связана и с тем, что страны и регионы мира, а также различные отрасли, производства и группы населения по-разному уязвимы к воздействию опасных природных явлений. Неопределенность климатических рисков связана

Методологические принципы смягчения антропогенного воздействия на климат

Принцип Применение принципа

Принцип предосторожности Предполагает применение предусмотрительности в экономической деятельности для предостережения от ее возможных неблагоприятных последствий не зависимо от установления в полной мере причинно-следственной связи между антропогенной деятельностью и последствиями изменения Биосферы

Учет интересов природы при осуществлении хозяйственной деятельности Рассматривает интересы Природы и человека как равноправные, при этом экономическая оценка средообразующей функции Природы базируется на анализе устойчивости экосистем, проявляющихся в стабильности биосферных процессов

Принцип всеобщей ответственности Означает, что экосистемные услуги являются всеобщим благом и характеризуются свойствами не-исключаемости и неконкурентности

Принцип критических нагрузок Предполагает учет порогового значения уровня антропогенного воздействия на природную среду при планировании и осуществлении хозяйственной деятельности, при котором вызываемый ими ущерб не превышает приемлемого уровня. Применительно к климатической системе Земли выражается в не допущении повышения средней глобальной температуры приземного слоя воздуха более чем на 2 °С

Принцип сокращения и конвергенции Предполагает необходимость введения ограничений на объемы выбрасываемых загрязняющих веществ, в том числе парниковых газов

со стохастичностью самих природных явлений, их взаимодействия с производственными и социальными системами и противоречивостью последствий [2, 3].

Поэтому, деятельность мирового сообщества по снижению антропогенного воздействия на климат целесообразно строить на основе сочетания следующих принципов (см. таблицу).

Одним из факторов, влияющих на климатическую систему Земли, является антропогенная эмиссия парниковых газов. Официально опубликованное утверждение международных экспертов о том, что глобальное потепление с вероятностью не менее 90% связано с деятельностью человека, было признано и российскими учеными, которые также не сомневаются в способности антропогенного фактора оказывать воздействия на климатическую систему, приводя к неблагоприятным и опасным для человека и окружающей среды, последствиям [4, 5].

На Российскую Федерацию в настоящее время приходится 4% мировых выбросов парниковых газов. Исходя из этого наша страна приняла обязательства к 2020 г. по выбросам не превысить 75% от 1990 г., а к 2030 г. — 70% от уровня 1990 г. при условии максимально возможного учета поглощающей способности лесов [6]. Следует также отметить, что снижение эмиссии парниковых газов не только позволяет достичь долгосрочных целей смягчения антропогенной нагрузки на окружающую природную среду, воплощенных в Концепции перехода РФ к устойчивому развитию и Климатической доктрине, но и положительных эффектов в более коротком периоде, а именно — улучшения экологической обстановки и повышения безопасности труда в районе функционирования промышленных предприятий [7-9].

Первоочередной задачей при смягчении антропогенного воздействия на климатическую систему является создание системы учета выбросов парниковых газов. В настоящее время в РФ утверждена концепция формирования системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов [10], что означает появление одного из первых практических инструментов регулирования, направленного на снижение углеродо-емкости российской экономики, повышение эффективности использования энергетических ресурсов. Первый этап внедрения системы мониторинга предполагает проведение пилотных региональных проектов, позволяющих сформировать сбалансированную методическую и нормативно-правовую базу инвентаризации выбросов парниковых газов предприятий с объемом

выбросов более 150 тыс. т СО2-эквивалента в год. В дальнейшем углеродная отчетность станет обязательной для всех предприятий с объемом выбросов более 50 тыс. т СО2-эквивалента в год, а также для организаций авиационного, железнодорожного транспорта и предприятий, осуществляющих морские и речные перевозки.

Создаваемая система мониторинга является основой для реализации потенциала сокращения выбросов парниковых газов в регионах России, на территории которых расположены экологические ресурсы [11], ассимилирующие вредные выбросы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Стратегический прогноз изменений климата Российской Федерации на период до 2010—2015 гг и их влияний на отрасли экономики России. — М.: Росгидромет, 2005.

2. Порфирьев Б. Н. Атмосфера и экономика. Изменение климата: риски или факторы развития? // Россия в глобальной политике. -2010. - № 3.

3. Порфирьев Б. Н. Экономика климатических изменений. — М.: Анкил, 2008. — 168 с.

4. Оценочный доклад об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации. — М.: Росгидромет, 2008.

5. Climate Change 2007: The Physical Science Basis Summary for Policymakers Contribution of Working Group I to the Fourth Assessment Report of the Intergovernmental Panel on Climate Change, 2007, 18 р.

6. Выступление российского министра природных ресурсов и экологии на климатических переговорах СОР-21 // file:///Users/imac/ Desktop

7. Климатическая доктрина Российской Федерации.

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2014 г. № 504-р.

9. Указ Президента РФ №752 от 30 сентября 2013 г. «О сокращении выбросов парниковых газов».

10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2015 г. № 716-р.

11. Коробова О. С. Формирование экономического механизма реализации потенциала снижения эмиссии парниковых газов. — М.: МГГУ, 2011. — 98 с. EES

КОРОТКО ОБ АВТОРE

Коробова Ольга Сергеевна — доктор экономических наук, профессор,

Российский университет дружбы народов.

UDC 338:504

Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2016. No. 6, pp. 188-192. O.S. Korobova

NATIONAL CONTRIBUTION OF RUSSIA TO CLIMATIC REGULATION

Characteristic features of climate risks are given, uncertainty and ambiguity of consequences are basic of which. The methodological principles of mitigation of anthropogenous impact on climatic system to which the principles of precaution, general responsibility, critical loadings belong are proved. Quantitative obligations of the Russian Federation for reduction of emissions of greenhouse gases are submitted. It is noted that a priority at mitigation of anthropogenous impact on climatic system is creation of system of the accounting of emissions of greenhouse gases work over which is conducted in our country now. It is shown that the approved concept of formation of system of monitoring, the reporting and check of volume of emissions of greenhouse gases is a basis for realization of potential of reduction of emissions of greenhouse gases in regions of Russia.

Key words: climatic changes, uncertainty and ambiguity of climate risks, principles of mitigation of anthropogenous loading, obligation for decrease in emissions, monitoring of emissions of greenhouse gases.

AUTHOR

Korobova O.S., Doctor of Economical Sciences, Professor, Peoples' Friendship University of Russia, 113093, Moscow, Russia.

REFERENCES

1. Strategicheskiy prognoz izmeneniy klimata Rossiyskoy Federatsii na period do 2010— 2015gg. i ikh vliyaniy na otrasli ekonomiki Rossii (The strategic forecast of climate changes of the Russian Federation for the period till 2010—2015 and their influences on branches of economy of Russia), Moscow, Rosgidromet, 2005.

2. Porfir'ev B. N. Rossiya vglobal'noy politike. 2010, no 3.

3. Porfir'ev B. N. Ekonomika klimaticheskikh izmeneniy (Economy of climatic changes), Moscow, Ankil, 2008, 168 p.

4. Otsenochnyy doklad ob izmeneniyakh klimata i ikh posledstviyakh na territorii Rossiyskoy Federatsii (The estimated report on climate changes and their consequences in the territory of the Russian Federation), Moscow, Rosgidromet, 2008.

5. Climate Change 2007: The Physical Science Basis Summary for Policymakers Contribution of Working Group I to the Fourth Assessment Report of the Intergovernmental Panel on Climate Change, 2007, 18 p.

6. Vystuplenie rossiyskogo ministra prirodnykh resursov i ekologii na klimaticheskikh peregovorakh SOR-21 (Speech of the Russian Minister of Natural Resources and Environmental Protection at climatic negotiations of SOR-21), file:///Users/imac/Desktop

7. Klimaticheskaya doktrina Rossiyskoy Federatsii (Climatic doctrine of the Russian Federation).

8. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 2 aprelya 2014g. no 504-r (The order of the Government of the Russian Federation of April 2, 2014 No. 504-r).

9. UkazPrezidenta RF№752ot 30sentyabrya 2013g. «Osokrashchenii vybrosovparnik-ovykh gazov» (Decree of the Russian President No. 752 of September 30, 2013. «About reduction of emissions of greenhouse gases»).

10. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 22 aprelya 2015 g. no 716-r. (The order of the Government of the Russian Federation of April 22, 2015 No. 716-r)

11. Korobova O. S. Formirovanie ekonomicheskogo mekhanizma realizatsii potentsiala snizheniya emissiiparnikovykh gazov (Formation of the economic mechanism of realization of potential of decrease in emission of greenhouse gases), Moscow, MGGU, 2011, 98 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.