Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР И ЕГО МИССИЯ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР И ЕГО МИССИЯ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
246
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальный театр / значение театра как общественного института / national theater / the significance of theater as a public institution

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Глебова Ирина Станиславовна, Вавилова Татьяна Юрьевна

В данной статье приводятся результаты социологического исследования, проведенного летом 2021 года, целью которого было выявить мнение горожан о важности и значении театра им. Г. Камала в их жизни, а также их ожидания о миссии, значении и функциях национального театра. Данные выводы базируются на результатах, полученных в ходе четырех фокус-групп, проведенных среди студентов Казанского Федерального университета, а также онлайн-опроса, в котором приняли участие 1056 человек. Данные опроса показывают, что в г. Казани есть культура посещения театров, для жителей важно сохранять этнические традиции, они хотят иметь свой национальный современный театр, при этом старшее поколение привязано к существующему зданию театра им. Г. Камала. В статье предлагаются варианты использования старого здания театра и даются рекомендации по возвращению его былой популярности среди населения РТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATIONAL THEATER AND ITS MISSION: RESULTS OF AN EMPIRICAL STUDY

This article presents the results of a sociological study conducted in the summer of 2021, the purpose of which was to identify the opinion of citizens about the importance and significance of the Kamal Theater in their lives, as well as their expectations about the mission, meaning and functions of the national theater. These conclusions are based on the results obtained during four focus groups conducted among students of Kazan Federal University, as well as an online survey in which 1,056 people took part. Survey data show the existence of a theatrical culture in Kazan. It is important for residents to preserve ethnic traditions. They want to have their own national modern theater, while the older generation is tied to the existing building of the Kamal Theater. The authors of the article offer options for using the old theater building and gives recommendations for increasing popularity of theater among the population of the Republic of Tatarstan.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР И ЕГО МИССИЯ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

Глебова И.С., Вавилова Т.Ю.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР И ЕГО МИССИЯ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

РО!: 10.26907/2079-5912.2022.6.40-46

Аннотация. В данной статье приводятся результаты социологического исследования, проведенного летом 2021 года, целью которого было выявить мнение горожан о важности и значении театра им. Г. Камала в их жизни, а также их ожидания о миссии, значении и функциях национального театра. Данные выводы базируются на результатах, полученных в ходе четырех фокус-групп, проведенных среди студентов Казанского Федерального университета, а также онлайн-опроса, в котором приняли участие 1056 человек. Данные опроса показывают, что в г. Казани есть культура посещения театров, для жителей важно сохранять этнические традиции, они хотят иметь свой национальный современный театр, при этом старшее поколение привязано к существующему зданию театра им. Г. Камала. В статье предлагаются варианты использования старого здания театра и даются рекомендации по возвращению его былой популярности среди населения РТ. Ключевые слова: национальный театр, значение театра как общественного института

Двадцатый век показал силу театра. Его значение как общественного института весомо, так как он реагирует на все социальные и глобальные вызовы нашего современного неустойчивого мира. Произошли существенные трансформации от «театра созерцания» к «театру действия», когда театр стал реальным инструментом действия, призывающего зрителя к соучастию. Тем не менее, к сожалению, молодое поколение в наименьшей степени интересуется театральным искусством. Оно предпочитает кино, концерты, интернет-игры, при этом наблюдается со стороны молодежи постоянный рост требований к различным спецэффектам, к организации самого театрального пространства и его инновационной технической оснащенности. Это подтверждают результаты фокус-групп среди студентов в г. Казани, которые были проведены в 2021 году.

Что такое современный театр? Каково его значение? Данной тематике посвящён широкий ряд научных статей и диссертационных исследований. Среди них можно выделить исследование О.Э. Лиске «Изменение отношения к театральному искусству в обществе: от его профессионального становления до наших дней» [1], работу В.О. Бернацкого и Д.В. Литвиной «Творчество и искусство современного театра» [2], статью И.И. Слуцкой «Театральное искусство в жизни современного человека» [3], где рассматривается роль театра в постижении нашим со-

временником общечеловеческих ценностей: любви, добра, красоты. Анализируются те возможности, которые театральное искусство предоставляет человеку для познания окружающего мира и определения своего места в нем. Театральное искусство представлено в работе как инструмент культуротворчества, заряжающий человека энергией творческого созидания. Изучают исследователи и театральные предпочтения молодежи [4]. Многие авторы рассматривают театральное искусство через призму изменения архетипических образов, при этом наблюдается сближение различных подходов и соединение разных методов познания в рамках культурологии, философии и социологии [5-9].

Как же сохранить театральную культуру? Каким должен быть национальный театр? Каковы ожидания зрителей? Такие вопросы были заданы жителям г. Казани в рамках социологического опроса, который был организован в 2021 году в момент проведения конкурса на разработку архитектурной концепции театра им. Г. Камала в Республике Татарстане.

Театр им. Г Камала - это национальный театр со столетней историей, в котором произошла смена нескольких поколений и где переплелись сотни писательских и актерских судеб. Он играет огромную роль в сохранении и развитии татарской культуры. Поэтому при разработке

концепции развития театра было важно опираться на мнение ценителей татарского искусства. В онлайн-опросе приняли участие 1056 респондентов, жители г. Казани, из них 58,8% татар, 34,7% русских, 1,5% евреев и других национальностей. При этом почти 32% проживают в Казани от 10 до 25 лет и 33,9% - более 25 лет. Большую часть ответивших составили женщины - 72,7%.

В понимании опрошенных «национальный театр - это театральная постановка, отражающая традиции, культуру и быт татарского народа», именно так ответили 53,5% респондентов. 16,8% считают его храмом сохранения и воссоздания культуры и традиций татарского народа, 12% видят в нем неотъемлемую часть культурного досуга современного человека, 9,8% определяют его как место встречи любителей театральных представлений, и только 7,6% подчеркивают, что театр выполняет еще образовательные, просветительские и воспитательные функции (см. рис. 1).

На вопрос о частоте посещения театра им. Г. Камала ответы распределись следующим образом: 32,8% очень редко ходили, 27,6% никогда не ходили, почти 13% ходили раз в год, 12,3% - раз в полгода и только 6,3% респондентов ходят 1 раз в месяц и 8% раз в три месяца (см. рис. 2). К сожалению, данный опрос показал, что респонденты и до пандемии достаточно редко ходили в национальный театр им. Г. Камала, в основном это люди старшего поколения после 45 лет.

В то же время стоит отметить, что для населения данный театр является символом татарской культуры (46,3%), местом культурного отдыха (42,1 %), местом встречи и общения с друзьями, с людьми, близкими по духу и интересам (9,7%) (см. рис. 3).

Для того, чтобы возродить и поднять престиж национального театра, были заданы вопросы об ожиданиях зрителей и об их современных требованиях к театру (см. рис. 4).

Что такое в Вашем понимании национальный театр?

12,0% 0,3% 9,8%

1 Пространство, место встречи любителей театральных представлений 1 Театральная постановка, отражающая традиции, культуру и быт татарского народа

Образовательно-просветительское и воспитательное учреждение 1 Храм сохранения и воссоздания культуры и традиций татарского народа 1 Неотъемлемая часть культуры и досуга современного человека Другое:

Рисунок 1. Распределение ответов респондентов о функциях и значении национального театра

Как часто Вы ходили в театр имени Г. Камала до пандемии?

6,3%

8,0%

2',«% ,2.3%

13,0%

32,8%

■ 1 раз в месяц ■ 1 раз в три месяца ■ 1 раз в полгода

■ 1 раз в год ■ Очень редко ■ Никогда

Рисунок 2. Распределение респондентов по частоте посещения театра им. Г. Камала

Рисунок 3. Распределение ответов респондентов на вопрос о значении для них театра имени Г. Камала

Каким, на Ваш взгляд, должен быть современный Национальный театр?

0,2%

6,1% Л 25,0%

6,3%

1 Место встречи людей разных поколений

1 Место для диалога разных культур

Амбициозный проект для привлечения на сцену театра выдающихся артистов международного масштаба 1 Камерный

1 Технически оснащенный Помпезный

■ Место, где кроме театральных постановок, реализуются образовательные проекты (лекции,

дискуссии, кружки, лаборатории) 1 Место для всесезонного просвещения, отдыха и проведения досуга

1 Помещение, позволяющее приглашать на гастроли современные театры с известными постановками мирового уровня

1 Место для проведения крупномасштабных, амбициозных и интересных проектов, привлекающее

внимание мировой общественности 1 Другое:

Рисунок 4. Распределение ответов респондентов, касающихся требований к современному Национальному театру

Так, 51,9% респондентов считают, что национальный театр должен стать местом встречи людей разных поколений, 40,7% определяют его как место для диалога разных культур, 32,5% хотят реализацию амбициозного проекта для привлечения на сцену театра выдающихся артистов меж-

дународного масштаба, 34,1% респондентов предлагают кроме театральных постановок в театре реализовывать образовательные проекты в виде открытых лекций, дискуссий, 36,2% хотят на сцене театра видеть известные постановки мирового уровня, 25% респондентов подчеркивают

необходимость инновационной и технической оснащенности здания театра, и только 6,3% отмечают важность камерности театра.

В анкете были заложены вопросы о судьбе старого здания театра им. Г. Камала (см. рис. 5).

Большинство респондентов (44,2%) предпочитают оставить театр таким, какой он сейчас, как символ национального татарского театра и место сохранения его традиций. 22,1% предлагают преобразовать его в культурно-досуго-вую зону для старшего поколения, 35,1% рассматривают его как образовательный и воспитательный центр для подрастающего поколения с новыми форматами общения, 24,5% думают преобразовать его в открытое пространство с выходом на набережную с рестораном, 28,7% респондентов предлагают предоставить здание в пользование театральному училищу, 23,3% - для крупномасштабных форумов с целью объединения тюрк язычных народов стран СНГ или мира, а 12,8% видят вариант превращения его в музей.

Основной проблемой существующего театра им. Г. Камала респонденты считают однотипность его репертуара. Для поднятия престижа театра и повышения качества предоставления его услуг жители высказали некоторые пожелания: изменить и расширить репертуар (48,5%), улучшить систему перевода (28,8%), сделать удобную парковку (36,6%), изменить систему работы гардероба (14%), улучшить работу сайта (22,1%), изменить внутренний дизайн пространства, сделать его более современным (36,9%) (см. рис. 6).

Что касается стоимости билетов, комфортной для горожан, то для категории граждан, которые «имеют денежные накопления, но для дорогих покупок приходится откладывать», считают, что приемлемой ценой для посещения театра является диапазон стоимости от 500 до 1000 рублей, таких респондентов оказалось 36 %, а 6,6% готовы выложить до 3000 рублей. Для категории лиц, которые считают, что «денег хватает на еду и предметы первой необходимости», приемлемой ценой для похода в театр является диапазон от 300-500 рублей (23%). Те, респонденты, которые «могут себе ни в чем не отказывать», оказалось всего 10,2%, они готовы покупать билеты за 3000-5000 рублей, или для них цена не имеет значения.

На вопрос о том, как наши респонденты предпочитают проводить досуг, ответы распределились следующим образом: прогулка по городу, по его красивым улицам или набережной (28,9%), встреча с друзьями (24,4%), выезд на дачу, на природу (18,1%), поход в театр (18,3%), поход в кино (6,3%). 72,1% респондента ответили, что любят ходить в театр, при этом 46,1% имеют высшее образование, а 24% -незаконченное высшее.

Таким образом, можно сделать вывод, что в Казани есть культура посещения театров, для жителей важно сохранять этнические традиции, они хотят иметь свой национальный современный театр, при этом старшее поколение привязано к существующему зданию театра им. Г. Камала. Но важно двигаться вперед, думать о воспитании и приобщении к культуре молодого подрастающего поколения,

Как, на Ваш взгляд, лучше использовать настоящее здание театра имени Г. Камала, если построится новое современное здание Национального театра?

9,3%

24,5%

■ Оставить его таким, какой он сейчас

■ Преобразовать его в культурно-досуговую зону для старшего поколения Преобразовать его в музей

■ Преобразовать его в открытое пространство с выходом на набережную с рестораном

■ Использовать его как образовательный и воспитательный центр для подрастающего поколения с новыми форматами общения

Предоставить здание в пользование театральному училищу для начинающих артистов

■ Место, где проводятся крупномасштабные форумы для объединения тюркоязычных народов стран СНГ или мира

■ Другое:

Рисунок 5. Распределение ответов респондентов о возможности использования существующего здания театра имени Г. Камала

Рисунок 6. Распределение ответов респондентов о возможностях улучшения и развития театра им. Г. Камала

Что бы Вы предложили изменить в существующем театре Г. Камала?

1,2%

■ Изменить и расширить репертуар

■ Улучшить систему перевода Сделать удобную парковку

■ Изменить систему работы гардероба

■ Улучшить работу сайта

Изменить внутренний дизайн пространства, сделать его более современным

■ Другое:

которое амбициозно, креативно. Поэтому важно задействовать театральные группы в организации творческих встреч и проектов, проводить поэтические, культурные вечера, конечно, необходимо приглашать на гастроли современные театры с известными постановками мирового уровня. Всё вышеизложенное, несомненно, позволит трансформировать национальный театр имени Г. Камала

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

в то место, где будут встречаться люди разных поколений, разных культур, где на сцене будут присутствовать выдающиеся артисты международного масштаба. Необходимо, чтобы театр привлекал, завлекал в свой творческий калейдоскоп событий, где людям будет интересно, комфортно и душевно, тогда повысится и спрос на театральные услуги, театр вернет свою былую славу и популярность.

1. Лиске О.Э. Изменение отношения к театральному искусству в обществе: от его профессионального становления до наших дней. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izmenenie-otnosheniya-k-teatralnomu-iskusstvu-v-obschestve-ot-ego-professionalnogo-stanovleniya-do-nashih-dney (дата обращения 10.11.22).

2. Бернацкий В.О., Литвина Д.В. Творчество и искусство современного театра. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ teatralnoe-iskusstvo-v-zhizni-sovremennogo-cheloveka (дата обращения 25.11.22).

Слуцкая И.И. Театральное искусство в жизни современного человека. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teatralnoe-iskusstvo-v-zhizni-sovremennogo-cheloveka (дата обращения 02.11.22).

3. Фаттахова Р.Р., Максимова О.А. Театральные предпочтения современной студенческой молодёжи: установки и практики // Евразия и глобальные социально-экономические изменения. VII Международный конгресс социологов тюркского мира: сборник научных трудов. Казань, 2020. С. 492-497.

4. Арсланов М.Г. Произведения А.Гилязова в театре им. Г.Камала: постановки первого десятилетия сотрудничества. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proizvedeniya-a-gilyazova-v-teatre-im-g-kamala-postanovki-pervogo-desyatiletiya-sotrudnichestva (дата обращения 25.11.22).

5. Большаков Н.В., Максимова А.С. Театральная социология: зритель настоящего и его ожидания от будущего. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/teatralnaya-sotsiologiya-zritel-nastoyaschego-i-ego-ozhidaniya-ot-buduschego (дата обращения 24.11.22).

6. Мамарасулов А.Р., Шаркова Л.Д. Причины непопулярности театра у молодёжи как отражение кризиса современной духовной культуры. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/prichiny-nepopulyarnosti-teatra-u-molodyozhi-kak-otrazhenie-krizisa-sovremennoy-duhovnoy-kultury (дата обращения 20.11.22).

7. Отургашева Н.В. Театр и театральность: современные трансформации. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teatr-i-teatralnost-sovremennye-transformatsii (дата обращения 16.11.22).

8. Купцова И.А. Государственная культурная политика в целях поддержки и доступности искусства. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-kulturnaya-politika-v-tselyah-podderzhki-i-dostupnosti-iskusstva (дата обращения 01.12.22).

Информация об авторах

Глебова Ирина Станиславовна, канд. экономических наук, доцент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт управления, экономики и финансов, кафедра государственного и муниципального управления.

E-mail: gle-irina@yandex.ru

Вавилова Татьяна Юрьевна, студентка бакалавриата, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт управления, экономики и финансов, кафедра государственного и муниципального управления.

E-mail: vavilova-tatyana-vavilova@yandex.ru

Glebova I.S., Vavilova T.Y.

THE NATIONAL THEATER AND ITS MISSION: RESULTS OF AN EMPIRICAL STUDY

Abstract. This article presents the results of a sociological study conducted in the summer of 2021, the purpose of which was to identify the opinion of citizens about the importance and significance of the Kamal Theater in their lives, as well as their expectations about the mission, meaning and functions of the national theater. These conclusions are based on the results obtained during four focus groups conducted among students of Kazan Federal University, as well as an online survey in which 1,056 people took part. Survey data show the existence of a theatrical culture in Kazan. It is important for residents to preserve ethnic traditions. They want to have their own national modern theater, while the older generation is tied to the existing building of the Kamal Theater. The authors of the article offer options for using the old theater building and gives recommendations for increasing popularity of theater among the population of the Republic of Tatarstan.

Keywords: national theater, the significance of theater as a public institution

Literature

1. Liske O.E. Changing attitudes to theatrical art in society: from its professional formation to the present-day. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/izmenenie-otnosheniya-k-teatralnomu-iskusstvu-v-obschestve-ot-ego-professionalnogo-stanovleniya-do-nashih-dney (accessed 10/11/22).

2. Bernatsky V.O., Litvina D.V. Creativity and the art of modern theater. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teatralnoe-iskusstvo-v-zhizni-sovremennogo-cheloveka (accessed 25/11/22).

Slutskaya I.I. Theatrical art in the life of a modern person. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teatralnoe-iskusstvo-v-zhizni-sovremennogo-cheloveka (accessed 02/11/22).

3. Fattakhova R.R., Maksimova O.A. Theatrical preferences of modern student youth: attitudes and practices // Eurasia and global socio-economic changes. VII International Congress of Sociologists of the Turkic World: collection of scientific papers. Kazan, 2020. pp. 492-497.

4. Arslanov M.G. The works of A.Gilyazov at the Kamal Theater: productions of the first decade of cooperation. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/proizvedeniya-a-gilyazova-v-teatre-im-g-kamala-postanovki-pervogo-desyatiletiya-sotrudnichestva (accessed 25/11/22).

5. Bolshakov N.V., Maksimova A.S. Theatrical sociology: the viewer of the present and his expectations from the future. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teatralnaya-sotsiologiya-zritel-nastoyaschego-i-ego-ozhidaniya-ot-buduschego (accessed 24/11/22).

6. Mamarasulov A.R., Sharkova L.D. The reasons for the unpopularity of the theater among young people as a reflection of the crisis of modern spiritual culture. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-nepopulyarnosti-teatra-u-molodyozhi-kak-otrazhenie-krizisa-sovremennoy-duhovnoy-kultury (accessed 20/11/22).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Oturgasheva N.V. Theater and theatricality: modern transformations. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teatr-i-teatralnost-sovremennye-transformatsii (accessed 16/11/22).

8. Kuptsova I.A. State cultural policy in order to support and make art accessible. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ gosudarstvennaya-kulturnaya-politika-v-tselyah-podderzhki-i-dostupnosti-iskusstva (accessed 01/12/22).

Authors

Glebova Irina Stanislavovna, cand. of Economic Sciences, Associate Professor, Kazan (Volga Region) Federal University, Institute of Management, Economics and Finance, Department of State and Municipal Administration. E-mail: gle-irina@yandex.ru

Vavilova Tatyana Yurievna, undergraduate student, Kazan (Volga Region) Federal University, Institute of Management, Economics and Finance, Department of Public and Municipal Administration. E-mail: vavilova-tatyana-vavilova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.