Научная статья на тему 'Национальный стиль в музыкальном искусстве'

Национальный стиль в музыкальном искусстве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
477
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стиль / национальный стиль / ментальность / формообразование / жанр / style / national style / mentality / shaping / genre

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Куртбединова Лейля Тахировна

В статье исследуется трактовка категории «национальный стиль» в теоретических трудах; сходство и различия в определении общего понятия «стиль» представителями гуманитарных наук в различные исторические эпохи. Автор показывает неразрывную связь профессионального искусства и народного творчества и этим доказывает, что исторические стили базируется на национальных стилях народов, которые он охватывает. Категория «стиль» – неоднозначна, поэтому присутствует в категориальном аппарате многих наук: искусствоведения, эстетики, литературоведения, культурологии, лингвистики и др. Начиная с античных времен, данная категория являлась многофункциональной. Она служила для определения стиля индивидуального, отличающего одного творца от другого, исторических (хронологических) стилей, сменяющих друг друга с течением исторического процесса, и включая национальные стили, имеющие более стойкие черты. Основой стилевого единства является первичность народного искусства, народные формы и жанры художественного творчества. Черты народной художественной культуры основаны на мифологическом мировоззрении каждого этноса. Ей присущ синкретизм форм и повторяемость мотивов, обусловленных своеобразием практического опыта. Этим и определяется неповторимость национальной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National style in musical art

The paper examines the interpretation of the category "national style" in theoretical works; similarities and differences in the definition of the general concept of "style" by representatives of the humanities in various historical epochs. The author shows the indissoluble connection between professional art and folk art and thus proves that historical styles are based on the national styles of the peoples that he covers. The category "style" is ambiguous, therefore it is present in the categorical apparatus of many sciences: art history, aesthetics, literary studies, cultural studies, linguistics, etc. Since ancient times, this category has been multifunctional. It served to define an individual style that distinguishes one creator from another, historical (chronological) styles that replace each other over the course of the historical process, and including national styles that have more persistent features. The basis of stylistic unity is the primacy of folk art, folk forms and genres of artistic creativity. The features of folk art culture are based on the mythological worldview of each ethnic group. It is characterized by syncretism of forms and repetition of motives due to the uniqueness of practical experience. This determines the uniqueness of the national culture.

Текст научной работы на тему «Национальный стиль в музыкальном искусстве»

Л. Т. Куртбединова.

E-Mail: lilya.kurtbedinova@mail.ru

Национальный стиль в музыкальном искусстве

УДК: 7.031.2:78

Куртбединова Лейля Тахировна.

Национальный стиль в музыкальном искусстве

В статье исследуется трактовка категории «национальный стиль» в теоретических трудах; сходство и различия в определении общего понятия «стиль» представителями гуманитарных наук в различные исторические эпохи. Автор показывает неразрывную связь профессионального искусства и народного творчества и этим доказывает, что исторические стили базируется на национальных стилях народов, которые он охватывает.

Категория «стиль» - неоднозначна, поэтому присутствует в категориальном аппарате многих наук: искусствоведения, эстетики, литературоведения, культурологии, лингвистики и др.

Начиная с античных времен, данная категория являлась многофункциональной. Она служила для определения стиля индивидуального, отличающего одного творца от другого, исторических (хронологических) стилей, сменяющих друг друга с течением исторического процесса, и включая национальные стили, имеющие более стойкие черты.

Основой стилевого единства является первичность народного искусства, народные формы и жанры художественного творчества. Черты народной художественной культуры основаны на мифологическом мировоззрении каждого этноса. Ей присущ синкретизм форм и повторяемость мотивов, обусловленных своеобразием практического опыта. Этим и определяется неповторимость национальной культуры.

Ключевые слова: стиль, национальный стиль, ментальность, формообразование, жанр.

Kurtbedinova Leylya Tahirovna.

National style in musical art

The paper examines the interpretation of the category "national style" in theoretical works; similarities and differences in the definition of the general concept of "style " by representatives of the humanities in various historical epochs. The author shows the indissoluble connection between professional art and folk art and thus proves that historical styles are based on the national styles of the peoples that he covers.

The category "style" is ambiguous, therefore it is present in the categorical apparatus of many sciences: art history, aesthetics, literary studies, cultural studies, linguistics, etc.

Since ancient times, this category has been multifunctional. It served to define an individual style that distinguishes one creator from another, historical (chronological) styles that replace each other over the course of the historical process, and including national styles that have more persistent features.

The basis of stylistic unity is the primacy offolk art, folk forms and genres of artistic creativity. The features offolk art culture are based on the mythological worldview of each ethnic group. It is characterized by syncretism offorms and repetition of motives due to the uniqueness ofpractical experience. This determines the uniqueness of the national culture.

Keywords: style, national style, mentality, shaping, genre.

В статье рассматривается необходимость изучения категории «национальный стиль» гуманитарными науками; делаются сравнения сходства и различия в определении общего понятия «стиль» представителями гуманитарных наук в различные исторические эпохи; определяются основные

аспекты рассмотрения категории «национальный стиль». Таким образом, проблемой стиля в музыке и других видах искусства занимались такие авторы, как: Б. Асафьев, В. Виноградов, К. Кузнецов, Т. Ливанова, М. Михайлов, Е. Назайкинский, В. Медушевский, О. Соколов и др.

Рассмотрим общее понятие «стиль», которое является обобщающей категорией в науке и искусстве: «Стиль - от лат. stilus, stylus - остроконечная палочка для письма, затем - манера письма, своеобразие слога, склад речи)». Другие значения: упражнение в письме, характер начертания. В языкознании нет единого определения понятия «стиль», что обусловлено разноплановостью употребления самого понятия [Энциклопедический словарь].

Приведем примеры определения понятия «стиль»: «Стиль есть некоторое единообразие в вещах, как проявление порождающей их сущности. В музыке стиль -это соответственно определенное единообразие в выражении содержания», - говорит Ю. Холопов [Холопов, 1998, с. 72]. И продолжает: «Это единство установок системы образного мышления - индивидуально-авторского либо внеличностного». Композитор И. Стравинский говорит о стиле как о способе, которым каждый человек по-своему высказывается об одной и той же вещи [Холопов, 1998, с. 72].

Как отмечалось выше, понятие стиля в современной науке неоднозначно. Оно может быть использовано в искусствоведении для определения:

- индивидуальных особенностей композиторского письма (в этом значении он приближается к понятию творческого почерка, манеры);

- особенностей произведений, входящих в жанровую группу (стиль жанра);

- общих особенностей письма группы композиторов, объединенных общими идеями, жанровым своеобразием и т.д. (стиль школы);

- особенностей творчества композиторов одной страны (национальный стиль);

- исторического периода в развитии музыкального искусства (стиль направления, стиль эпохи).

Все эти аспекты понятия «стиль» употребляемы в науке, но в каждом из них существуют специфические границы, которые возникают из-за многообразия стилевых черт и индивидуального характера творчества композиторов. Поэтому чаще искусствоведы говорят о стилистических

тенденциях в музыке какой-либо эпохи или в творчестве какого-либо композитора.

Часто категория «стиль» заменяет другие понятия, например,

- метод или направление (классический, романтический стиль),

- жанр (оперный стиль),

- музыкальный склад (гомофонный стиль),

- тип содержания.

Важнейшим фактором, который необходимо учитывать при определении стиля, является фактор национальный. В теоретических трудах национальный аспект стиля отмечается уже в XVII-XVIII вв. Национальная характерность стиля ярче всего проявляется в искусстве начиная с XIX в., особенно в музыке композиторов молодых национальных школ, формирование которых в Европе происходило в XIX-XX вв., распространяясь на другие континенты [Соколов, 1968, с. 185].

Изучением категории «стиль» занимались многие представители гуманитарных наук, начиная с древних философов. И.В. Гёте (1749-1832) в своей статье «Простое подражание природе, манера, стиль» (1788) определил категорию «стиль» как высшую ступень развития творческой индивидуальности [Гёте].

ХХ в. принес новые толкования исследуемой категории. В 1919 г. вышла работа О. Шпенглера (1880-1936) «Закат Европы» (том 1), где согласно этой теории, категория «стиль» дает возможность понимать индивидуальность каждого человека: «...Стиль есть постоянно новое переживание человека, полное выражение мгновенных свойств его становления, его «alter ego» и отражение в зеркале» [Шпен-глер,1998, с. 306].

В наиболее широком смысле категория «стиль» применяется для характеристики культурного наследия определенной исторической эпохи, как в целом, так и для оценки конкретных произведений или жанров. Однако, источники не всегда дают единую точку зрения в применении понятия «стиль» к содержанию произведений.

Советский и российский писатель Ю.Б. Борев считает, что «Стиль в искусстве -

это не форма, не содержание, не даже их единство в произведении. ... Стиль - императивный приказ целого, повелевающий каждым элементом произведения» [Борев, 2002, с. 136].

Искусствовед В.Г. Власов отстаивает в своих работах концепцию «исторических художественных стилей». Он пишет: «Понятие «стиль» применимо только к художественному творчеству». Термин «стиль эпохи» он предлагает заменить термином «исторический стиль», отмечая, что «таких "исторических стилей" в каждую эпоху, как правило, бывает несколько» [Власов, 1995, с. 546].

Если рассматривать конкретный исторический стиль или стиль эпохи, то мы увидим, что он базируется на национальных стилистических чертах культуры каждого народа или народов, которые он охватывает.

Национальный стиль - это преданность определенным культурным ценностям, традициям и обычаям; ориентация на специфические техники и приемы в художественной деятельности конкретного народа, а также соблюдения определенных, глубоко укорененных в национальной культуре правил поведения индивидуума.

В процессе изучения и анализа черт национального стиля следует обращать внимание на следующие параметры:

- влияние географического положения и языковые особенности;

- ценностные ориентации, религиозные обычаи, народные традиции;

- ментальные особенности, связанные со спецификой человеческого восприятия и мышления.

Необходимо уточнить, что понятие «национальный стиль» не равнозначно с понятием «народное искусство». В современном музыкознании понятие «народное искусство» используется для обозначения таких художественных форм, как фольклор, декоративно-прикладное творчество, в отличие от форм профессионального искусства.

Категория «национальный стиль» включает в себя все богатство ярких черт как народного, так и профессионального

искусства. По утверждению В. Медушев-ского национальные стили выросли из этнических музыкально-языковых диалектов. Он подчеркивает: «становление этнических и национальных стилей было стимулировано ростом национального самосознания. Предпосылкой их явились веками накопленные расхождения языков и диалектов народной музыки» [Медушевский, 1984, с.11, 13].

Ярким примером национального стиля в профессиональном музыкальном искусстве является музыкальное искусство Франции начала ХХ столетия. В целом, французская музыкальная культура на протяжении многих веков своего развития отличалась от музыкальной культуры других западноевропейских стран, т.к. в ней одновременно существовали несколько параллельно развивающихся тенденций, разнородных творческих направлений и школ, представленных многими композиторами. Такие же черты характерны французской литературе, театру, живописи. Центром французской культуры был неизменно Париж, будучи центром культуры и искусства не только Франции, но и Европы [Нейгауз, 1982, с. 266].

Доказательством этого служит целая плеяда выдающихся композиторов периода Обновления (последняя треть XIX века). Именно их творчество дало мощный толчок к развитию таких жанров во Франции, как симфония, камерная инструментальная и вокальная музыка, оратория, театральные жанры.

В эту плеяду композиторов входят: С. Франк и его ученики - А. Лопарк, Э. Шос-сон, В. д'Энди; К. Сен-Санс, Э. Мало, Ж. Массне, Г. Форе, воспитавший талантливых и очень разных по идейно-эстетическим взглядам и дарованиям учеников. К. Дебюсси, который в своем творчестве развил несколько разных направлений. «Воздействие его новаторского творчества и было велико как на современников, так и на последующие поколения не только Франции, но и далеко за её пределами. Но и в годы общепризнанного главенства К. Дебюсси и «дебюссизма» во французской музыке оставались значи-

тельными иные тенденции, сохранившие свою силу и после его смерти (1918). В это время происходят грандиозные события, изменившие лицо мира, - первая мировая война, Октябрьская революция, повлёкшая за собой цепную реакцию других революций, - именно они сыграли решающую роль в направлении дальнейшего развития мировой, следовательно, и французской культуры», - отмечает Г. Нейгауз [Ней-гауз, 1982, с. 270].

В непосредственной близости к К. Дебюсси, в стиле его эстетики, но вместе с тем и значительно отличаясь от неё, находится творчество М. Равеля. И. Мартынов пишет: «Да, характерность композитора проявилась и в чертах музыкального языка, и в эстетических принципах. Он был среди тех, кто утверждал силу национальных школ искусства, подчеркивал перспективность их развития. И вместе с Дебюсси встал в ряд величайших музыкантов Франции» [Мартынов, 1979, с. 305].

Французский национальный симфонизм развился, благодаря творчеству таких композиторов, как Э. Шоссон, П. Дюка, Г. Пьерне, А. Маньяр, которые являются последователями С. Франка. В начале ХХ века, в довоенные годы, французская музыка вернула себе ведущее положение в мировой музыкальной культуре и быстро восстановила его в послевоенные годы. Париж снова стал интернациональным центром музыкальной культуры, «законодателем» стилевых тенденций, которые расходились по всему миру.

Сюда традиционно съезжались и укрепляли свой международный престиж не только известные композиторы, но и молодые представители национальных школ Европы и Америки, такие как: Б. Барток, З. Кодаи, К. Шимановский, Вилла-Лобос, Дж. Энеску, М. де Фалья, Б. Мартину, Дж. Франческо Малипьеро, А. Казелла [Ней-гауз, 1982, с. 266]. Каждый из этих выдающихся композиторов поднял национальное искусство своей страны на новый уровень и этим внесли неоценимый вклад в достижения мирового музыкального искусства.

Большое значение имеет восстановле-

ние в 1922 г. Международного общества современной музыки, наиболее активными деятелями, которого являлись члены французской секции. В этот период Париж был перенасыщен композиторами разных поколений, школ и направлений. Творчество каждого из них было представлено высоким мастерством и культурой: это и выдающиеся исполнители, органисты, пианисты, дирижёры; исследователи музыки, публицисты.

К этому следует добавить, что такие известные учебные заведения, как Парижская консерватория и Schola СаПогит, выпустили множество молодых талантливых музыкантов и композиторов, обладавших яркой индивидуальностью творчества и стиля. Этим и определялся уровень независимости идейно-эстетических взглядов и убеждений представителей композиторских групп и школ, работающих во Франции одновременно.

К концу войны во французской музыке наблюдается заметный поворот в содержании, тематике жанрах, формах, средствах выразительности, музыкальном языке. Первые следы этого можно заметить уже в творчестве самого К. Дебюсси после 1910 г. (обращение к инструментальным формам), а также М. Равеля (создание им инструментальных произведений, воскрешающих формы ХУШ века). Такие же тенденции можно увидеть в творчестве П. Дюка («Вариации на тему Рамо», 1902), Роже-Дюкасса («Французская сюита», 1907), А. Русселя, Фл. Шмитта и др. [Чередниченко, 1988, с. 29].

Таким образом, мы увидели определяющую роль национального стиля в общем процессе формирования исторических стилей или стилей эпох в искусстве. Как эстетическая категория, национальный стиль отражает духовно-формирующие основы каждого этноса, заключенные в чувственных предметно-образных формах, которые преломляются и совершенствуются в творчестве профессиональных музыкантов, художников и т.д.

Мы убедились, что профессиональное искусство и народное творчество неразрывно связаны. В глубину народной худо-

жественности уходят духовные истоки творцов профессионального искусства, которые в своей творческой деятельности

раскрывают богатство форм этнической образности, доводя их до художественно-стилевого совершенства.

Литература

1. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник. М.: Высш. шк., 2002. 511 с.

2. Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь. СПб, 1995. 672 с.

3. Гёте И.В. Простое подражание природе, манера, стиль. URL: http://litresp.ru/kniga/ru/%D0%93/ gete-iogann-voljfgang/prostoe-podrazhanie-prirode-manera-stilj

4. Лосев А.Ф., Тахо-Годи М.А. Эстетика природы (природа и ее стилевые функции у Р. Роллана). К.: Collegium, 1998. 242 с.

5. Мартынов И. Морис Равель. Монография. М.: Музыка, 1979. 317 с.

6. Медушевский В.К проблеме сущности, эволюции и типологии музыкальных стилей // Музыкальный современник. Вып. 5. М.: Сов. композитор, 1984. С. 5 - 17.

7. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1982. 300 с.

8. Соколов А.Н. Теория стиля. М.: Искусство, 1968. 224 с.

9. ХолоповЮ.Н. Введение в музыкальную форму / ред. Т. С. Кюрегян, В.С. Ценова. М.: Московская консерватория им. П.И. Чайковского, 2006. 432 с.

10. Чередниченко Т.В. Современная эстетика музыкального искусства. М.: Сов. композитор, 1988. 320 с.

11. Шпенглер О. Закат Европы. Ростов н/Д, 1998. 637 с.

12. Энциклопедический словарь русского языка. URL: http://stylistics.academic.ru/207/%D0%A1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.