Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ ПО БОРЬБЕ С ОПУСТЫНИВАНИЕМ И ДОСТИЖЕНИЮ НЕЙТРАЛЬНОГО БАЛАНСА ДЕГРАДАЦИИ ЗЕМЕЛЬ: РЕКОМЕНДАЦИИ К РАЗРАБОТКЕ'

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ ПО БОРЬБЕ С ОПУСТЫНИВАНИЕМ И ДОСТИЖЕНИЮ НЕЙТРАЛЬНОГО БАЛАНСА ДЕГРАДАЦИИ ЗЕМЕЛЬ: РЕКОМЕНДАЦИИ К РАЗРАБОТКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
237
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
опустынивание / деградация земель / нейтральный баланс деградации земель / борьба с опустыниванием / национальная программа действий / desertification / land degradation / land degradation neutrality / combating desertification / national action plan

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В.А. Лобковский, Г.С. Куст, О.В. Андреева

Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием (КБО ООН) вступила в силу в 1996 году, Российская Федерация ратифицировала Конвенцию в 2004 году и активно участвует в переговорном процессе по практической реализации Стратегии КБО ООН. Борьба с опустыниванием и предупреждение деградации земель — одно из приоритетных направлений государственной политики, как в сфере охраны окружающей среды, так и в социально-экономической области. Актуальность и важность решения проблемы опустынивания и деградации земель в Российской Федерации ставят ее в число основных проблем, связанных с экологической, продовольственной и экономической безопасностью России. В России планируется до конца 2024 года разработать национальную программу действий по борьбе с опустыниванием (НПД). В статье представлен ряд предложений по разработке, содержанию и составу мероприятий и оценке эффективности НПД. Представлены ключевые аспекты реализации НПД, связанные, прежде всего, с необходимостью комплексного рассмотрения процессов опустынивания, деградации земель и засухи, включая достижение нейтрального баланса деградации земель в соответствии с Целями устойчивого развития ООН, задача 15.3. Отмечается, что в программе должны быть учтены международные обязательства России, а также требования к документам подобного уровня, предъявляемые КБО ООН. Предложены основные положения для включения в концепцию НПД и рассмотрены особенности возможной реализации НПД как самостоятельной программы или как части уже действующих национальных программ и проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — В.А. Лобковский, Г.С. Куст, О.В. Андреева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL ACTION PROGRAM TO COMBAT DESERTIFICATION AND ACHIEVING LAND DEGRADATION NEUTRALITY: RECOMMENDATIONS FOR DEVELOPMENT

The UN Convention to Combat Desertification (UNCCD) came into force in 1996, the Russian Federation joined the Convention in 2003 and actively participates in the negotiation process and practical implementation of the UNCCD Strategy and decisions of the UNCCD Conferences of Parties. Combating desertification and the prevention of land degradation is one of the priority areas of the Russian state policy, both in the field of environmental protection and upon the socio-economic issues. The urgency and importance of solving the problem of desertification and land degradation in the Russian Federation make it one of the main problems related to the environmental, food and economic security of Russia. In Russia, it is planned to develop a national action program to combat desertification (NAP) by the end of 2024. The article presents proposals for the development, content and composition of activities for, and evaluation of the effectiveness of the NAP. The key aspects of the implementation of the NAP are highlighted, primarily related to the need for a comprehensive consideration of the processes of desertification, land degradation and drought, including achieving land degradation neutrality according the task 15.3 of UN Sustainable Development Goals. It is noted that the program should take into account the international obligations of Russian government, as well as the UNCCD international requirements. The main provisions for the strategic concept of the NAP are proposed and the features of the possible implementation of the NAP as an independent program or as part of already existing national programs and projects are considered.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ ПО БОРЬБЕ С ОПУСТЫНИВАНИЕМ И ДОСТИЖЕНИЮ НЕЙТРАЛЬНОГО БАЛАНСА ДЕГРАДАЦИИ ЗЕМЕЛЬ: РЕКОМЕНДАЦИИ К РАЗРАБОТКЕ»

УДК 502.35;504.052 DOI: 10.24412/1816-1863-2023-2-34-44

| НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ ПО БОРЬБЕ § С ОПУСТЫНИВАНИЕМ И ДОСТИЖЕНИЮ

8 НЕЙТРАЛЬНОГО БАЛАНСА ДЕГРАДАЦИИ ЗЕМЕЛЬ:

РЕКОМЕНДАЦИИ К РАЗРАБОТКЕ

В. А. Лобковский, кандидат географических наук, заведующий отделом физической географии и проблем природопользования. Институт географии РАН, v.a.lobkovskiy@igras.ru, Москва, Россия

Г. С. Куст, доктор биологических наук, главный научный сотрудник. Институт географии РАН, gkust@yandex.ru, Москва, Россия О. В. Андреева, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник. Институт географии РАН, andreevala@yandex.ru, Москва, Россия

Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием (КБО ООН) вступила в силу в 1996 году, Российская Федерация ратифицировала Конвенцию в 2004 году и активно участвует в переговорном процессе по практической реализации Стратегии КБО ООН. Борьба с опустыниванием и предупреждение деградации земель — одно из приоритетных направлений государственной политики, как в сфере охраны окружающей среды, так и в социально-экономической области. Актуальность и важность решения проблемы опустынивания и деградации земель в Российской Федерации ставят ее в число основных проблем, связанных с экологической, продовольственной и экономической безопасностью России. В России планируется до конца 2024 года разработать национальную программу действий по борьбе с опустыниванием (НПД). В статье представлен ряд предложений по разработке, содержанию и составу мероприятий и оценке эффективности НПД. Представлены ключевые аспекты реализации НПД, связанные, прежде всего, с необходимостью комплексного рассмотрения процессов опустынивания, деградации земель и засухи, включая достижение нейтрального баланса деградации земель в соответствии с Целями устойчивого развития ООН, задача 15.3. Отмечается, что в программе должны быть учтены международные обязательства России, а также требования к документам подобного уровня, предъявляемые КБО ООН. Предложены основные положения для включения в концепцию НПД и рассмотрены особенности возможной реализации НПД как самостоятельной программы или как части уже действующих национальных программ и проектов.

The UN Convention to Combat Desertification (UNCCD) came into force in 1996, the Russian Federation joined the Convention in 2003 and actively participates in the negotiation process and practical implementation of the UNCCD Strategy and decisions of the UNCCD Conferences of Parties. Combating desertification and the prevention of land degradation is one of the priority areas of the Russian state policy, both in the field of environmental protection and upon the socio-economic issues. The urgency and importance of solving the problem of desertification and land degradation in the Russian Federation make it one of the main problems related to the environmental, food and economic security of Russia. In Russia, it is planned to develop a national action program to combat desertification (NAP) by the end of 2024. The article presents proposals for the development, content and composition of activities for, and evaluation of the effectiveness of the NAP. The key aspects of the implementation of the NAP are highlighted, primarily related to the need for a comprehensive consideration of the processes of desertification, land degradation and drought, including achieving land degradation neutrality according the task 15.3 of UN Sustainable Development Goals. It is noted that the program should take into account the international obligations of Russian government, as well as the UNCCD international requirements. The main provisions for the strategic concept of the NAP are proposed and the features of the possible implementation of the NAP as an independent program or as part of already existing national programs and projects are considered.

Ключевые слова: опустынивание, деградация земель, нейтральный баланс деградации земель, борьба с опустыниванием, национальная программа действий.

Keywords: desertification, land degradation, land degradation neutrality, combating desertification, national action plan.

34

Постановка проблемы

Для России проблема деградации земель представляется весьма актуальной. Обладая самой большой территорией в мире, Россия тем не менее имеет ограни-

ченные площади земель, пригодные для ведения хозяйственной деятельности. Помимо деградации земель сельскохозяйственного назначения (преимущественно пашни, пастбищ), происходит снижение

лесопокрыгои площади, ухудшение качественного состава лесов, включая фрагментацию малонарушенных лесов. В дополнение к процессам деградации сельскохозяйственных и лесных земель в последние десятилетия резко возросло количество загрязненных земель, особенно в регионах добычи полезных ископаемых [1].

Одним из основополагающих д окумен-тов федерального уровня, определяющих пути решения проблем опустынивания, деградации земель и засухи (ОДЗЗ) в России, является принятый в 2001 году Земельный кодекс РФ1. Вторым по значимости принципом в нем определен приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и л есном хозяйстве, пользование которым осуществляется свободно, если оно не наносит ущерб окружающей среде. Понятие «экологической безопасности» введено Федеральным законом «Об охране окружающей среды»2.

Национальные цели по предотвращению ОДЗЗ в Российской Федерации устанавливаются в рамках общей системы стратегического планирования в соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации»3. Долгосрочные цели по предотвращению ОДЗЗ определялись в «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года»4 и «Перечне инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года»5.

Национальные цели предотвращения ОДЗЗ с выражением их в количественных показателях представлялись в Государственных программах, Федеральных целевых программах, подпрограммах и

проектах. За последние полтора десятилетия были выполнены: Государственная программа «Охрана окружающей среды» на 2012—2020 годы6, ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв на 2006—2010 годы и на период до 2013 года»7 (ФЦП «Плодородие»), ФЦП «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014—2020 годы» (ФЦП «Мелиорация»)8 и ряд других.

В настоящее время отсутствуют профильные федеральные государственные программы или национальные проекты, связанные с борьбой с ОДДЗ, однако в правительстве заявлены планы по разработке до конца 2024 года Национальной программы действий по борьбе с опустыниванием (НПД) для 14 субъектов РФ [2]. В связи с этим, основываясь на анализе опыта подготовки и выполнения национальных и региональных программ в России и других странах, в данной статье мы стремимся обратить внимание на несколько ключевых аспектов, которые необходимо учесть при разработке НПД по борьбе с опустыниванием.

Ключевые аспекты для подготовки и реализации НПД

1. Глобальное значение проблемы опустынивания

Нарастание проблемы деградации земель в России создает ряд вызовов, имеющих глобальное значение. Поэтому первый рассматриваемый аспект связан с необходимостью учета международной деятельности по борьбе с опустыниванием. Для России она связана, прежде всего, с международным сотрудничеством и выполнением национальных обязательств в

1 «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЭ.

2 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

3 Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

4 «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (разработан Минэкономразвития России).

5 Распоряжение Правительства РФ от

06.10.2021 № 2816-р «Об утверждении перечня

инициатив социально-экономического разви-

тия Российской Федерации до 2030 года».

6 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 326 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012—2020 годы».

7 Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 99 «О федеральной целевой программе «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006—2010 годы и на период до 2013 года».

8 Постановление Правительства РФ от 12.10.2013 № 922 «О федеральной целевой программе «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014—2020 годы».

Ш О

ф ^

О

О -1

35

IK

О ^

m О ш

рамках Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием9 (КБО ООН) [3] — единственной конвенции ООН, направленной на решение проблем, связанных с деградацией земель (ратифицирована Россией в 2004 году). Несмотря на то, что мандат КБО ООН формально ограничен аридными, полуаридными и засушливыми субгу-мидными землями, для России участие в КБО ООН важно как с точки зрения использования международного опыта по противодействию процессам деградации земель и засухе на собственной территории, так и в плане оказания посильной помощи другим странам, особенно в Африке и Азии, испытывающим наиболее серьезные проблемы с деградацией земель. Именно поэтому Россия активно включилась в последние годы в разработку концепции нейтрального баланса деградации земель (НБДЗ, LDN — land degradation neutrality) [4, 5], являющейся официально утвержденным КБО ООН механизмом глобального мониторинга процессов ОДЗЗ и оценки результатов глобальных усилий по противодействию им. Также необходимо отметить, что одним из обязательств для стран-участниц Конвенции (в том числе и России) является разработка национальной программы действия (НПД) по борьбе с опустыниванием и деградацией земель.

2. Интегральный характер явлений опустынивания, деградации земель и засух

Из содержания КБО ООН, ее стратегических документов и форматов страновой отчетности [6—8] вытекает второй важный аспект: опустынивание должно рассматриваться как комплекс взаимосвязанных процессов без отрыва от интегрированных с ним понятий «деградация земель» и «засуха». Таким образом, НПД должна включать мероприятия, связанные с борьбой с деградацией земель и засухой. В России проблемы деградации земель и засух выходят далеко за рамки засушливых территорий [1, 9, 10], поэтому НПД должна предусматривать определенные действия за пределами обозначенных

14 субъектов РФ, получить, как минимум, оценку направлений этих действий на перспективу, особенно учитывая новые регионы страны, и проблемы, связанные с изменением климата.

3. Предмет национальной программы:

комплексный подход к управлению природно-хозяйственными комплексами

Этот аспект связан с определением предмета национальной программы. Несмотря на то, что в фундаментальных национальных докладах [1, 10, 11], посвященных проблеме опустынивания и засух, значительное внимание уделяется почвам, как важнейшему биосферному ресурсу, предметом НПД д олжны быть не только и не столько почвы, а комплекс взаимосвязанных компонентов наземных геосистем, включаемых в понятие «земля» как земной биопродуктивнуй системы, включающей в себя почву, воду, растительность, прочую биомассу, а также экологические и гидрологические процессы, происходящие внутри системы [12]. Это соответствует как российским (ГОСТ Р 59055—202010), так и международным (КБО ООН) нормативно-правовым актам, в которых понятие «деградация земель»11 рассматривается в контексте синергизма трех конвенций (КБО ООН, Конвенция о биологическом разнообразии, Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК)) и мульти-предметного подхода, рассматривающего взаимовлияние земель (как комплексного понятия), биоразнообразия и климатических факторов (включая изменения баланса тепла и влаги, частоту и продолжительность засух, песчаные и пыльные бури). Глобальная значимость земель и

36

9 Полное название КБО ООН — Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке.

10 ГОСТ Р 59055—2020. Земли. Термины и определения.

11 Деградация земель: снижение или потеря биологической и экономической продуктивности и сложной структуры богарных пахотных земель, орошаемых пахотных земель или пастбищ, лесов и лесистых участков в засушливых, полузасушливых и сухих субгумид-ных районах в результате землепользования или действия одного или нескольких процессов, в т. ч. связанных с деятельностью человека и структурами расселения, таких как ветровая и/или водная эрозия почв; ухудшение физических, химических и биологических или экономических свойств почв и долгосрочная потеря естественного растительного покрова (ст. 1 КБО ООН); (п. 2 ГОСТ Р 59055—2020).

синергизм задач трех «конвенций Рио» особо подчеркнуты в последние годы в специальных докладах МГЭИК [13] и МПБЭУ [14].

Помимо этого, в последние годы стратегическими документами КБО ООН предусмотрено особое внимание экономическим и социальным аспектам проблем ОДЗЗ, включая обеспечение продовольственной безопасности, участие женщин в решении задач КБО ООН и др. Такой подход определяет необходимость тесного межсекторального и межрегионального взаимодействия в реализации НПД.

4. Индикаторы эффективности выполнения НПД

Индикаторы выполнения НПД должны отражать ее интегральный и межведомственный характер. Этот аспект концепции НПД также направлен на необходимость выполнения не только национальных задач, но и позволяет следить за эффективностью выполнения глобальной стратегии КБО ООН на страновом уровне. Соответственно, индикаторы эффективности выполнения НПД должны учитывать как рекомендуемые КБО ООН глобальные механизмы отчетности по Конвенции, так и содержать показатели, характеризующие возрастающую активность России в области международного сотрудничества в пределах мандата КБО ООН, прежде всего со странами Центральной и Северо-Восточной Азии, странами Африканского союза и др.

В качестве основного интегрального показателя результативности НПД целесообразно рассматривать индикатор 15.3.1 Целей устойчивого развития ООН (ЦУР) «доля деградированных земель от общей площади суши», отражающий д остижение задачи ЦУР 15.3 и рассчитываемый с использованием трех субиндикаторов достижения нейтрального баланса деградации земель (НБДЗ12): изменения в наземном покрове (land cover), изменения в

12 Нейтральный баланс деградации земель — состояние, когда количество здоровых и продуктивных земельных ресурсов, необходимые для поддержания жизненно важных экосистемных услуг, остается стабильным и увеличиваются в определенных масштабах времени и пространства [3].

биологической продуктивности (land productivity), изменения запасов почвенного органического углерода (soil organic carbon) [4]. Расчеты значений индикаторов НБДЗ на глобальном и крупнорегиональном уровне могут проводиться по методологии, рекомендованной КБО ООН с использованием онлайн-платформы Trends.Earth — плагина на основе ГИС-приложения Qua-ntumGIS [15]. Концепция НБДЗ предполагает гибкое использование глобальных и национальных индикаторов [10, 16, 17], ее применение на страновом уровне направлено на сохранение или увеличение количества и качества земельных ресурсов, необходимых для поддержания эко-системных функций и услуг и усиления продовольственной безопасности.

5. Опыт научных разработок и методического обеспечения выполнения задачи ЦУР 15.3 в России

Координацией и научно-методическим обеспечением работ по оценке НБДЗ в России занимается Научно-координационный центр по борьбе с опустыниванием и смягчением последствий засухи имени Н. Ф. Глазовского, созданный на базе Института географии РАН в 2017 году при содействии КБО ООН и МПР РФ. В настоящее время уже разработан ряд методических подходов к адаптации методологии оценки НБДЗ для России [5, 9, 16, 17] и подготовлены некоторые документы и отчеты концептуального и стратегического характера (Отчет РФ по программе установления целевых ориентиров НБДЗ (LDN TSP), проект национального доклада Российской Федерации в рамках выполнения международных обязательств Российской Федерации по «Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке», Отчет по проекту РНФ «Развитие фундаментальной концепции нейтрального баланса деградации земель», пояснительные записки к использованию индикаторов НБДЗ для Росстата и Минприроды России и ряд других), проведены тематические конференции и совещания.

Стратегическая концепция НПД

В ходе подготовки Национального доклада «Глобальный климат и почвенный

CD О Ф

О

О -1

37

О ^

т О ш

покров России» [9—11] нами была проведена оценка требований к содержанию и структуре НПД по борьбе с опустыниванием, представленных в ст. 10 и 4 Приложения V КБО ООН, а также рассмотрены соответствующие тематические программы стран Восточной Европы и Центральной Азии (как существующие, так и их проекты). Анализируя полученные результаты, можно рекомендовать отразить в стратегической концепции НПД следующие основные положения, важные и оптимальные для Российской Федерации.

1. Координирующий орган и организация межсекторального взаимодействия

Для разработки и реализации НПД необходимо назначение органа исполнительной власти, отвечающего за разработку, координацию и осуществление программы; важность привлечения населения, местных органов власти и неправительственных организаций к разработке и реализации мероприятий программы. Достижению заявленных целей НПД будет способствовать выявление и анализ причин и последствий опустынивания для включаемых в программу территорий с определением приоритетных направлений программных мероприятий и разработкой механизмов мониторинга и оценки хода реализации программы. За решение вопросов,

связанных с землепользованием, в РФ отвечает целый спектр организаций федеральной исполнительной власти (рис. 1) в рамках своих мандатов, однако их координация фактически отсутствует, что, очевидно, будет создавать определенные сложности при подготовке НПД, как в определении значений индикаторов при реализации НПД, так и в реализации НПД в целом.

Для успешной реализации НПД ключевым фактором представляется разработка алгоритма организации межведомственного взаимодействия, поскольку предметные области НПД находятся в ведении различных министерств и ведомств. С этим также связан тот факт, что в системе государственной статистики мониторинг показателей, связанных с земельным учетом, оценкой биоразнообразия и климатических факторов, проводится разными министерствами и ведомствами. Так, например, мониторинг земель в России проводится Росреестром, ведомствами Минприроды России, Минсельхоза России и рядом других.

В связи с этим наиболее оптимальным могло бы стать назначение в качестве координатора министерства или ведомства, в компетенцию которого входит комплекс задач государственного управления (например, Минэкономразвития России),

ООПТ ;

и биоразнообразие (Минприроды)

Дистанционный

мониторинг (Роскосмос++)

тт

Росприроднадзор Росгидромет

■ Минсельхоз

Рослесхоз

Агрохимслужба (Минсельхоз)

Россельхознадзор

Роснедра

38

№2, 2023

Рис. 1. Разнообразие органов исполнительной власти федерального уровня, требующих организации межведомственного взаимодействия в рамках НПД по борьбе с опустыниванием

или передача соответствующих координирующих функций Минприроды России (как органа, отвечающего за состояние комплекса природных ресурсов по экстерриториальному и экссекторальному признаку) с учреждением в его составе департамента (или отдела) по земельным ресурсам (управление земельных ресурсов существовало в составе Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды России до 2003 года).

2. Обоснование планируемых мероприятий

Этот раздел концептуальной части программы должен содержать анализ ключевых природных и социально-экономических особенностей страны, в том числе в контексте достижения целей КБО ООН, оценку сложившейся ситуации и подходов к определению национальных приоритетов при возможных действиях (бездействии) при борьбе с деградацией земель и засухой.

В этом же разделе рекомендуется дать анализ имеющегося национального опыта разработки и реализации программ и планов (национальные проекты, ФЦП, ведомственных, региональных и пр.) в области ОДЗЗ, включая региональные НПДБО (подготовленные в конце 1990-х — начале 2000-х гг. для таких регионов, как юго-восток Европейской части России, Северный Кавказ, юг Западной Сибири, Средняя Сибирь и Восточная Сибирь) в национальные планы по борьбе с опустыниванием, ранее разработанные в отдельных субъектах РФ (республики Калмыкия, Хакасия, Бурятия); Комплекс мер по борьбе с опустыниванием (2010—2014 гг.); ФЦП «Плодородие» и ФЦП «Мелиорация»; Госпрограммы «Охрана окружающей среды» на 2012—2020 годы (Подпрограмма «Приоритетный проект «Чистая страна»»), и других. Анализ текущих и планируемых программ и планов также является крайне важным аспектом, поскольку привязка НПД к текущим и планируемым программам и планам в значительной мере облегчит его реализацию.

3. Типология мероприятий

по противодействию ОДЗЗ

НПД должна включать разные типы мероприятий не только в части ликвида-

ции последствий воздействия негативных процессов на сильно деградированных землях, но в части мер по снижению степени неблагоприятных воздействий и предупреждению/профилактике негативных процессов на территориях, подверженных ОДЗЗ или риску деградационных процессов. Таким образом, программа должна аккумулировать активные превентивные действия по рациональному природопользованию, сохранению и воспроизводству природного потенциала земель, взаимосвязанные с законодательными и нормативными правовыми актами и согласованные с природно-климатическими и социально-экономическими особенностями регионов страны.

4. Институциональные меры в области противодействия ОДЗЗ

В части направлений деятельности НПД в концептуальной части программы важно отразить необходимость разработки дополнительных институциональных мер: по государственному управлению и совершенствованию законодательства и нормативно-правовой базы в области борьбы с ОДЗЗ; по развитию государственной системы мониторинга опустынивания; по обеспечению экологически безопасного развития сельского хозяйства, промышленности и транспорта в регионах, подверженных опустыниванию и засухам; по созданию систем научного обеспечения государственной политики, экологического просвещения и информации в области борьбы с опустыниванием и засухами; по профилактике заболеваний людей и животных в регионах, подверженных опустыниванию; по оптимизации сети особо охраняемых природных территорий в регионах, подверженных опустыниванию.

5. Индикаторы НПД

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Программные индикаторы должны оценивать ее эффективность через социально-экономические и экологические последствия от реализации программы. При этом необходимо учесть группы показателей: в области охраны окружающей среды и основных сред жизнеобеспечения; сохранения ресурсного потенциала наземных систем и их основных компонентов (почв, поверхностных и грунтовых

а>

о ^

о

О -1

39

О ^

т О ш

С

НПД

Ведомственные программы

Региональные программы

Рис. 2. Базовый13 алгоритм разработки НПД по варианту 1

вод, биоты, рельефа), охраны здоровья и социальной защиты населения; научно-технических разработок, методического и материально-технического обеспечения мероприятий; образования и просвещения в области оценки, мониторинга и борьбы с ОДЗЗ; финансово-экономических показателей; эффективности реализации применительно к органам государственного и местного управления; международного сотрудничества, включая индикаторы НБДЗ.

Варианты реализации НПД

Учитывая существующую систему взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти в области борьбы с ОДЗЗ, представляется, что в современных условиях реализация НПД возможна по двум вариантам.

1. НПД как самостоятельный документ

В первом варианте НПД разрабатывается как самостоятельный документ (программа) и включает в себя мероприятия из реализуемых и существующих ФЦП и региональных программ и планов (рис. 2).

Как видно из рисунка 2, при реализации варианта 1 основой для составления

40

13 На рисунке 1 в качестве примера ис-

пользуется наименование реализованных к настоящему времени программ и проектов.

НПД будут мероприятия, связанные с борьбой с ОДЗЗ из реализуемых национальных проектов, ФЦП, планов, региональных и ведомственных программ. Реализация данного алгоритма также позволит провести:

— анализ возможности включения в действующие и планируемые к реализации программы, планы, приоритетные проекты вопросов, связанных с проблемами опустынивания и деградации земель;

— выявление белых пятен и узких мест в портфеле мероприятий, разработка дополнительного комплекса мероприятий для их включения в НПД.

Основные плюсы и минусы данного варианта проанализированы в таблице 1.

2. НПД как часть существующего программного документа

Во втором варианте (рис. 3) при разработке НПД по борьбе с опустыниванием предусматривается его интеграция через нормативно-правовые акты в приоритетные национальные проекты, программы и стратегии развития в области охраны окружающей среды.

Основные плюсы и минусы данного варианта проанализированы в таблице 2.

При реализации варианта 2 основой для составления НПД будут предложения по перечню мероприятий комплексной

Таблица 1

Анализ плюсов и минусов реализации разработки НПД как самостоятельного

документа (вариант 1)

Положительные аспекты Отрицательные аспекты

Опыт разработки планов и программ с использованием данного методического подхода Простота формирования перечня м ероприятий НПД (из ФЦП, нацпроектов, региональных программ и т. д.) Финансирование большинства м ероприятий за счет действующих программ и планов Оторванность НПД от реализуемых программных стратегий по охране окружающей среды, адаптации к изменениям климата и др. Отсутствие перспектив дальнейшего развития НПД после окончание срока привлеченных мероприятий Отсутствие системы м ониторинга показателей, репрезентативных для отчетности по КБО

а>

о ^

о

О -1

Таблица 2

Анализ плюсов и минусов реализации НПД как части существующего программного

документа (вариант 2)

Положительные аспекты Отрицательные аспекты

Системность реализации НПД как части программного документа Более сложный по сравнению с вариантом 1 механизм формирования перечня мероприятий НПД

Стратегическая выгода реализации — построение системы мониторинга показателей НБДЗ Практическая реализация концепции НБДЗ как основы для оценки эффективности НПД Интеграция и гармонизация индикаторов НБДЗ с национальной системой мониторинга земель НПД необходимо вписывать в существующую систему нормативных документов

программы. В настоящее время имеется, как минимум, два программных документа, в рамках которых НПД может быть реализован отдельный подпроект.

Прежде всего, НПД может быть реализован в структуре Плана по адаптации к 14

изменению климата в рамках реализации Экологической и Климатической доктрины России (рис. 3).

В этом случае реализация данного алгоритма также позволит провести:

— обоснование НПД по борьбе с опустыниванием как части системы Плана по адаптации к изменению климата в рамках реализации Экологической доктрины, Климатической доктрины России;

— обоснование базовой стратегической линии НПД — НБДЗ, достижение которого может быть хорошим критерием эффективности мероприятий по адаптации к

изменению климата и утверждение ее межведомственным советом при Администрации Президента;

— адаптацию подходов КБО ООН для оценки деградации земель за пределами засушливого пояса России;

— расширение НПД как плана по сохранению земель и адаптации к изменениям климата.

Второй программный документ, частью которого может стать НПД — «Важнейший инновационный проект государственного значения " Единая национальная система мониторинга климатически активных веществ"»15. Мероприятие 3 в рамках данного проекта («Расширение системы климатического и экологического мониторинга и прогнозирования на террито-

14 Распоряжение Правительства РФ от 03.11.2016 № 2344-р «Об утверждении плана реализации комплекса мер по совершенствованию государственного регулирования выбросов парниковых газов».

15 Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2022 № 3240-р «Об утверждении важнейшего инновационного проекта государственного значения «Единая национальная система мониторинга климатически активных веществ» и плана мероприятий («дорожной карты») по реализации его первого этапа (2022— 2024 годы)».

41

Рис. 3. Базовый16 алгоритм разработки НПД по варианту 2

рии Российской Федерации в целях обеспечения адаптационных решений в отраслевом и региональном разрезах, включая борьбу с опустыниванием») предусматривает расширение системы климатического и экологического мониторинга на территории Российской Федерации, в том числе в части адаптации систем наблюдений за процессами опустынивания с учетом рисков, связанных с изменением климата. В этом случае реализация данного алгоритма также позволит провести обоснование базовой стратегической линии НПД — НБДЗ как критерия эффективности адаптации к изменению климата, а также включить индикаторы выполнения НПД в систему государственной статистики как часть показателей климатического и экологического мониторинга.

Заключение

В связи с планируемой в РФ разработкой Национальной программы действий

42

16 В примере в качестве базового документа использован «План реализации комплекса мер по совершенствованию государственного регулирования выбросов парниковых газов».

по борьбе с опустыниванием, представлен ряд предложений по разработке, содержанию и составу мероприятий и оценке эффективности НПД. Особое внимание обращено на ключевые аспекты реализации НПД, связанные с:

— необходимостью учета международного аспекта деятельности по борьбе с опустыниванием;

— рассмотрением НПД как комплекс -ной программы в области противодействия опустыниванию, деградации земель и засухам;

— учетом мультипредметного подхода, связанного с пересечением в рамках НПД соответствующих тематических задач трех конвенций (КБО ООН, Конвенция о биологическом разнообразии, РКИК);

— необходимостью включения в НПД международных индикаторов (индикатор «доля деградированных земель», основанный на концепции НБДЗ, показатели активности РФ в реализации международных программных мероприятий).

Представлены основные положения стратегической концепции НПД с учетом международных подходов к ее составле-

нию в части разработки и реализации, обоснования планируемых мероприятий, возможных типов мероприятий, направлений деятельности программы, межведомственного взаимодействия и индикаторов ее реализации.

В заключительной части рассмотрены особенности возможной реализации НПД как самостоятельной программы и как

части уже действующих программ и проектов. е

о к

Работа выполнена по теме ГЗ ФГБУН о ИГ РАН № 0148-2019-0007 «Оценка физи- о ко-географических, гидрологических и био- я тических изменений окружающей среды и их последствий для создания основ устойчивого природопользования».

Библиографический список

2.

4.

5.

6.

7.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

Национальный доклад «Глобальный климат и почвенный покров России: опустынивание и деградация земель, институциональные, инфраструктурные, технологические меры адаптации (сельское и лесное хозяйство)» / Под ред. Р. С.-Х. Эдельгериева. — Том 2. — М.: ООО «Издательство МБА», 2019. — 476 с.

Официальный сайт сайта Правительства России. Электронный ресурс. — URL: http://govern-ment.ru/news/48579/, дата доступа 27.04.2023.

United Nations Convention to Combat Desertification in those Countries Experiencing Serious Drought and/or Desertification, Particularly In Africa. Article 1. — URL: https://catalogue.unccd.int/ 936_UNCCD_Convention_ENG.pdf, дата доступа 27.04.2023.

Orr B. J., Cowie A. L., Castillo V. M.S., Chasek P., Crossman N. D., Erlewein A., Welton S. Scientific Conceptual Framework for Land Degradation Neutrality. A Report of the Science-Policy Interface; United Nations Convention to Combat Desertification (UNCCD): Bonn, Germany, 2017. — URL: https:// www.unccd.int/resources/publications/scientific-conceptual-framework-land-degradation-neutrality-re-port-science, дата доступа 27.04.2023.

Kust G., Andreeva O., Lobkovskiy V., Annagylyjova J. Experience in application and adaptation of the land degradation neutrality concept in the Russian Federation // Land Degradation & Development. — 2022. — P. 1—18.

Decision 7. The future strategic framework of the Convention. Conference of the Parties on its thirteenth session. Ordos, China, 2017. — URL: https://www.unccd.int/sites/default/files/sessions/documents/ 2017-11/cop21add1_eng.pdf, дата доступа 27.04.2023.

Final report of the intergovernmental working group on effective policy implementation measures for addressing drought under the United Nations Convention to Combat Desertification. Conference of the Parties Fifteenth session Abidjan, Cote d' Ivoire, 9—20 May 2022. — URL: https://www.unccd.int/sites/ default/files/2022-03/ICCD_C0P(15)_20-2202073E.pdf, дата доступа 27.04.2023. UNCCD. PRAIS4 Reporting Manual. — URL: https://prais4-reporting-manual.readthedocs.io/en/ latest/, дата доступа 27.04.2023.

Деградация земель и опустынивание в России: Новейшие подходы к анализу проблемы и поиску путей решения. — М.: Перо, 2019. — 235 с.

Национальный доклад «Глобальный климат и почвенный покров России: оценка рисков и эко-лого-экономических последствий деградации земель. Адаптивные системы и технологии рационального природопользования (сельское и лесное хозяйство)» / Под ред. А. И. Бедрицкого. — М.: Почвенный ин-т им. В. В. Докучаева, ГЕОС. — 2018. 357 с.

Национальный д оклад «Глобальный климат и почвенный покров России: проявления засухи, меры предупреждения, борьбы, ликвидация последствий и адаптивные меры (сельское и л есное хозяйство)» / Под ред. Р. С.-Х. Эдельгериева. — Том 3. — М.: ООО «Издательство МБА», 2021. — 700 с.

United Nations Convention to Combat Desertification. The Global Land Outlook, first edition. — Bonn, Germany, 2017. — 340 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

IPCC, 2019: Climate Change and Land: an IPCC special report on climate change, desertification, land degradation, sustainable land management, food security, and greenhouse gas fluxes in terrestrial ecosystems. — Cambridge University Press, Cambridge, UK and New York, NY, USA, 2019. — 896 p. IPBES (2018): The IPBES assessment report on land degradation and restoration. Montanarella L., Scholes R., and Brainich A. (eds.). — Secretariat of the Intergovernmental Science-Policy Platform on Biodiversity and Ecosystem Services, Bonn, Germany, 2018. — 744 p.

Trends. Earth. Conservation International. — URL: http://trends.earth. 2018, дата доступа 27.04.2023. Kust G., Andreeva O., Lobkovskiy V., Telnova N. Uncertainties and policy challenges in implementing Land Degradation Neutrality in Russia // Environ. Sci. & Policy. — 2018. — Т. 89. — P. 348—356. Лобковский В. А., Андреева О. В., Куст Г. С. Интеграция м еждународной и национальной систем мониторинга и оценки деградации земель в России // Известия Российской академии наук. Серия географическая. — 2022. — № 86 (1). — С. 9—27.

43

IK

O ^

m O CD

44

NATIONAL ACTION PROGRAM TO COMBAT DESERTIFICATION AND ACHIEVING LAND DEGRADATION NEUTRALITY: RECOMMENDATIONS FOR DEVELOPMENT

V. A.Lobkovskiy, Ph. D. (Geography), Head of Department Physical Geography and Environmental Management Problems, Institute of Geography Russian Academy of Sciences, v.a.lobkovskiy@igras.ru, Moscow, Russia,

G. S. Kust, Dr. Habil. (Biology), Main Research Scientist, Institute of Geography Russian Academy of Sciences, gkust@yandex.ru, Moscow, Russia,

O. V. Andreeva, Ph. D. (Biology), senior research scientist, Institute of Geography Russian Academy of Sciences, andreevala@yandex.ru, Moscow, Russia

References

1. Natsional'nyi doklad "Global'nyi klimat i pochvennyi pokrov Rossii: opustynivanie i degradatsiya zemel', in-stitutsional'nye, infrastrukturnye, tekhnologicheskie mery adaptatsii (sel'skoe i lesnoe khozyaistvo)" [National Report "Global Climate and Land Cover in Russia: Desertification and Land Degradation, Institutional, Infrastructural, and Technological Adaptation Measures (Agriculture and Forestry)]. Moscow: MBA Publ., 2019, vol. 2. 476 p. ISBN 978-5-6043225-6-7 [In Russian].

Oficial'nyj sajt sajta Pravitel'stva Rossii. [Official website of the Russian Government website]. URL: ht-tps://www.unccd.int/sites/default/files/2022-03/ICCD_COP(15)_20-2202073E.pdf, access date 27.04.2023 [In Russian].

United Nations Convention to Combat Desertification in those Countries Experiencing Serious Drought and/or Desertification, Particularly In Africa. Article 1. URL: https://catalogue.unccd.int/ 936_UNCCD_Convention_ENG.pdf, access date 27.04.2023.

Orr B. J., Cowie A. L., Castillo V. M. S., Chasek P., Crossman N. D., Erlewein A., Welton S. Scientific Conceptual Framework for Land Degradation Neutrality. A Report of the Science-Policy Interface; United Nations Convention to Combat Desertification (UNCCD): Bonn, Germany, 2017. URL: https:// www.unccd.int/resources/publications/scientific-conceptual-framework-land-degradation-neutrality-re-port-science, access date 27.04.2023.

Kust G., Andreeva O., Lobkovskiy V., Annagylyjova J. Experience in application and adaptation of the land degradation neutrality concept in the Russian Federation. Land Degradation & Development. 2022. P. 1—18. Decision 7. The future strategic framework of the Convention. Conference of the Parties Report of the Conference of the Parties on its thirteenth session. Ordos, China. 2017. URL: https://www.unccd.int/ sites/default/files/sessions/documents/2017-11/cop21add1_eng.pdf, access date 27.04.2023. Final report of the intergovernmental working group on effective policy implementation measures for addressing drought under the United Nations Convention to Combat Desertification. Conference of the Parties Fifteenth session Abidjan, Cote d' Ivoire. 2022. URL: https://www.unccd.int/sites/default/files/ 2022-03/ICCD_COP(15)_20-2202073E.pdf, access date 27.04.2023

UNCCD. PRAIS4 Reporting Manual. URL: https://prais4-reporting-manual.readthedocs.io/en/latest/, access date 27.04.2023.

Degradacija zemel' i opustynivanie v Rossii: Novejshie podhody k analizu problemy i poisku putej reshenija [Land degradation and desertification in Russia: modern approaches to the problem analysis and ways of solution]. Moscow: Pero Publishing, 2019. 233 p. [In Russian].

Nacional'nyj doklad "Global'nyj klimat i pochvennyj pokrov Rossii: ocenka riskov i ekologo-ekonomicheskih posledstvij degradacii zemel'. Adaptivnye sistemy i tekhnologii racional'nogoprirodopol'zovaniya (sel'skoe i lesnoe hozyajstvo) [National report "Global climate and soil cover in Russia: assessment of risks and ecological and economic consequences of land degradation. Adaptive systems and technologies for rational use of natural resources (agriculture and forestry)"]. Moscow: Pochvennyi in-t im. V. V. Dokuchaeva, GEOS, 2018, 357 p. [In Russian].

Nacional'nyj doklad "Global'nyj klimat i pochvennyj pokrov Rossii: proyavleniya zasuhi, mery preduprezh-deniya, bor'by, likvidaciyaposledstvij i adaptivnye mery (sel'skoe i lesnoe hozyajstvo) [National report "Global climate and soil cover of Russia: manifestations of drought, preventive measures, control, elimination of consequences and adaptation measures (agriculture and forestry)"]. Vol. 3, Moscow: Izd-vo MBA, 2021, 820 p. [In Russian].

United Nations Convention to Combat Desertification. 2017. The Global Land Outlook, first edition. Bonn, Germany. 340 p.

IPCC, 2019: Climate Change and Land: an IPCC special report on climate change, desertification, land degradation, sustainable land management, food security, and greenhouse gas fluxes in terrestrial ecosystems. Cambridge University Press, Cambridge, UK and New York, NY, USA. 2019. 896 p. IPBES (2018): The IPBES assessment report on land degradation and restoration. Montanarella L., Scholes R., and Brainich A. (eds.). Secretariat of the Intergovernmental Science-Policy Platform on Biodiversity and Ecosystem Services, Bonn, Germany. 2018. 744 p.

Trends. Earth. Conservation International. URL: http://trends.earth. 2018, access date 27.04.2023 Kust G., Andreeva O., Lobkovskiy V., Telnova N. Uncertainties and policy challenges in implementing Land Degradation Neutrality in Russia. Environ. Sci. & Policy. 2018. Vol. 89. P. 348—356. Lobkovskiy V. A., Andreeva O. V., Kust G. S. Using National System of Land Monitoring for Assessment of Land Degradation Neutrality in Russia. Izvestiya Rossiiskoi Akademii Nauk. Seriya Geograficheskaya. 2022; 86 (1): 9—27 [In Russian].

2.

3.

4.

5.

6.

7.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.