специалистов по социально-экономической стратификации, в нашей стране около 50 млн. человек находятся в крайне тяжелом положении, не имея возможности обеспечить себе даже полноценное питание. Бедность увеличивается как по удельному весу, так и по категориям населения, а доля среднего класса по-прежнему неоправданно низка 18-20%.
Располагая огромными финансовыми запасами, сосредоточенными в золотовалютных резервах и стабилизационном фонде, правительство преследовало одну цель - изъять как можно больше средств из экономического оборота в стране под предлогом борьбы с инфляцией. Однако ежегодно инфляция остается значительно выше запланированной, а из экономики изымаются огромные финансовые ресурсы, которые замораживаются за рубежом, финансируя экономики развитых стран. В результате кризиса российское государство «бросилось» спасать интересы олигархов и представителей влиятельных зарубежных кругов. Реализация же важнейших социально-экономических задач, и в первую очередь повышения уровня жизни всех слоев населения, обеспечения минимального потребительского стандарта, достойного человеческого существования, откладывается на очередную перспективу-2012 год. Это свидетельство игнорирования общепринятых показателей качества жизни, таких как продолжительность жизни, качество образования и здравоохранения, уровень доходов населения.
Таким образом, возможности страны в современных условиях определяются не столько факторами экономической состоятельности общества, сколько человеческим потенциалом, уровнем воспроизводства рабочей силы с учетом удовлетворения количественно, качественно и структурно различных потребностей людей на территории проживания, соответствующего достигнутому этапу развития производства. Поэтому для реализации стратегической цели - преодоления бедности, повышения реального уровня доходов населения и качества жизни - необходимо не на словах, а на деле обеспечивать приоритетное развитие России с точки зрения ее национальных интересов и выбранной модели социально ориентированной рыночной экономики.
Литература:
1.Жеребин В.М., Ермаков H.A. Межгрупповые сопоставления уровня жизни населения //Вопросы статистики. 2001. № 6.
2. Газета «Правда». 2008. Октябрь.
3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: www.gks.ru.
4. См.: Суринов А.Е. Доходы населения. Опыт количественных изменений. М., 2000.
5. Советская Кубань. 2007. Октябрь. Спец. вып.
110
УДК 32 А-16
Абрамова Ирина Евгеньевна
кандидат исторических наук, доцент,
Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия
Тел. (928) 171-59-77
Национальный проект и целевые программы как инструменты государственного регулирования продовольственного комплекса России
В статье освещаются проблемы формирования эффективного механизма государственного регулирования аграрного сектора России, успешное функционирование которого обеспечило бы увеличение экономической эффективности производства сельскохозяйственной продукции и рост ее потребления как условие повышения уровня и качества жизни населения. Одним из основных механизмов реализации государственных целей становятся целевые и региональные программы и национальные проекты, которые характеризуются масштабностью целей и задач, реализацией на всей территории страны.
Ключевые слова: национальные целевые программы, государственное регулирование, национальный проект «Развития АПК», регулирование агропромышленного комплекса, государственная аграрная политика, институциональные преобразования.
В силу объективных причин сельское хозяйство, в том числе и в развитых странах, не может конкурировать с другими отраслями народного хозяйства. Поэтому правительства всех стран оказывают государственную помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Реализованная в России модель либеральных экономических реформ привела к резкому падению сельскохозяйственного производства, разрушению его материально-технической базы, финансовому и инвестиционному кризису в АПК, угрожая продовольственной безопасности нации. Поэтому важнейшей государственной задачей является необходимость создания условий для развития аграрного сектора России. Инструментом
государственной аграрной политики становятся национальный проект «Развития АПК», федеральные и региональные целевые программы.
«Государство не будет экономить на нацпроектах даже в условиях кризиса, поскольку они остаются одним из ключевых направлений деятельности государства в социальной сфере и других отраслях», -заявил премьер-министр В.В. Путин в декабре 2008 года. Тот факт, что с 2009 года приоритетные национальные проекты будут именоваться госпрограммами, по сути, ничего не меняет. Сельское хозяйство России отличается консервативностью и неэластичностью реагирования на условия и требования рынка. В связи с этим эффективная работа аграрного сектора возможна только при активном участии и поддержки государства как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Важная роль в решении этих проблем отводится органам управления АПК регионов, поскольку на этом уровне осуществляется системное, комплексное регулирование агропромышленного комплекса в целях создания благоприятных финансовых и социальных условий для обеспечения населения продуктами питания, а сельскохозяйственных производителей - необходимым уровнем доходности.
Наиболее масштабным и действенным государственным вмешательством в развитие аграрного сектора страны является реализация в 2006-2007 годах приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Инструментарием реализации названного проекта является ряд Постановлений Правительства РФ, в том числе Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.
Отношение общества к нацпроекту неоднозначное и противоречивое. Социальный фон осуществления аграрных преобразований характеризуется тем, что практически 90% сельских жителей не понимают и не принимают смысла и целей государственной политики на селе. Усилия государства по реформированию АПК не имеют широкой общественной поддержки [1]. Компонентная полнота институционального проектирования должна учитывать многообразие социальной мотивации. Многие институциональные преобразования проваливались в том случае, если участники новых отношений не были заинтересованы в изменении, не видели для себя выгоды и даже сталкивались с прямыми убытками в результате нововведений. Поэтому важно: определить, кто из действующих экономических субъектов окажется вовлеченным в функционирование нового института; разработать систему стимулов, не соблазняясь идеей сведения мотивации
112
рыночных преобразований исключительно к модели «экономического человека». Для анализа функционирования и конструирования институтов в переходном обществе, каковым является Россия, необходимы нетрадиционные подходы и теории. И, прежде всего, потому, что в таких обществах политика, экономика и социальная сфера тесно переплетены, а чем меньше развит рынок, тем выше роль нерыночных форм координации [2, с. 95].
Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» включает в себя три направления: «Ускоренное развитие животноводства», «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе», «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе» [3].
Социальная политика - одно из направлений деятельности по регулированию социально-экономических условий жизни общества. Система сельского жилищного строительства включает в себя долевое строительство и продажу жилья в рассрочку, региональные программы кредитования жилья, «ведомственную» ипотеку, которая уже в силу своего некоммерческого характера не имеет ничего общего с классической банковской ипотекой, показавшей свои недостатки во времена мирового финансового кризиса. Решение жилищной проблемы - один из многих инструментов изменения негативной мотивации значительной части жителей села в отношении перспектив трудовой деятельности.
В условиях экономического кризиса остро встает вопрос о приоритетности сфер ресурсного обеспечения, который не только определяет очередность выделения средств из бюджета, но и является индикатором курса экономической политики. Крупное сельскохозяйственное предприятие, оснащенное современным технологическим оборудованием, способное наладить взаимовыгодные отношения с поставщиками и потребителями, способное к аккумулированию средств и привлекательное для потенциальных инвесторов, естественно, более эффективно, в то время как мелкие производители получаютдоходызасчетогромныхтрудозатрати прибывают в постоянном риске полного разорения и потери собственности. Поэтому проект ставит задачи поддержки этих форм хозяйствования через кооперацию мелких сельхозпроизводителей и выдачи льготных кредитов для ЛПХ, чтобы поддержать уровень жизни сельского населения. На наш взгляд, необходима поддержка всех форм аграрного производства, и более всего необходимо направить усилия на поддержку сельскохозяйственной кооперации, способной взять на себя решения проблем организации производства и быта отдаленных сельских регионов за счет эффекта аккумуляции усилий производителей.
Реализация основных направлений агропродовольственной политики государства требует системной разработки экономической стратегии
развития АПК и его продуктивных подкомплексов. Анализ рынка мяса и мясопродуктов показал существенное снижение как поголовья скота и птицы в РФ, так и производства мяса, что вызвало соответствующее снижение объемов производства животноводческой продукции -важнейшего сегмента продовольственного рынка. Страна стала терять продовольственную независимость. Такое положение в животноводстве требует быстрого и адекватного реагирования государства, гармоничное сочетание стратегического, тактического и оперативного управления. В сложившихся условиях оживление инвестиционной деятельности структур агробизнеса является ключевой проблемой, так как сельское хозяйство не может нормально функционировать и интенсивно развиваться при отсутствии необходимых для этого условий.
Подводя итоги, следует отметить, что одним из важнейших результатов реализации национальных проектов является изменение отношения к ним со стороны сельского населения, выражающееся в большем доверии к их результатам. В реализации национальных проектов принимают активное участие все регионы России. Успешность реализации нацпроекгов будет во многом зависеть от того, насколько качественно будут следить государственные органы, партии и все общество заходом их осуществления, сопоставляя достигаемые результаты с поставленными целями, внося коррективы в механизмы их реализации, ужесточая требования к рациональности использования выделяемых ресурсов.
Главным стратегическим направлением антикризисных мер государства является усиление его координирующей роли, при реализации уже существующих проектов, а также при формировании новых проектов, ориентированных на создание достойных условий труда, обеспечение высокого качества продукции, эффективного размещения воспроизводственных сил в национальном хозяйстве России. Эти меры должны послужить успешному продвижению российской продукции на мировых рынках, а значит и укреплению позиций РФ в мировом экономическом сообществе.
Литература:
1. Информационно-аналитические материалы «Приоритетный национальный проект «Развития АПК» - ориентир государственного влияния на развитие сельскохозяйственного производства». Ростов н/Д, 2007.
2. Тевено Л. Ценности, координация и рациональность: экономика соглашений или эпоха сближения экономических, социальных и политических наук. М., 2005.
3.Направления, основные мероприятия и параметры приоритетных национальных проектов. URL: http://rost.ru/hab tation doc 1.doc
114
УДК 930.85 А-38
Акаев Вахит Хумидович
доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории
социальной работы Чеченского государственного университета [email protected]
Национальные интересы России в контексте цивилизационных перемен
Автор проводит мысль о том, что национальные интересы России не должны заключаться в слепом копировании ценностей западной цивилизации. При этом имеет большой смысл в укреплении естественной национально-исторической почвы, пересмотре ориентиров, нацеленных на чужие социально-экономические достижения и ценности, переключении максимум ресурсов и национальной энергии на укрепление общенационального фундамента.
Ключевые слова: цивилизационные перемены, модернизация России, национальные интересы.
Современные цивилизационные перемены и модернизация России сопряжены со сложными и противоречивыми процессами зарождения и развития рыночной экономики, соответствующими политико-правовыми и демократическими преобразованиями, устройством постсоветского российского общества, трансформацией международных отношений, попытками интеграции России в мировое сообщество. И эти процессы базируются на сомнительной мотивации о необходимости превращения её в западный тип цивилизации. Сторонники такого подхода, искусственно навязывая России иной тип образа жизни, экономические и политико-правовые ценности, ставят её в прямую зависимость от цивилизационных перемен в западном мире.
За 17 лет, прошедших с момента уничтожения СССР, несмотря на переход России к рыночным отношениям, либерально-демократическую идеологию и соответствующую практику, достигнутые социально-экономические результаты, не только не превратили её в западную цивилизацию, но и не приблизили к ней. Но при этом реанимировались и обострились социальные проблемы, которые в годы советской власти были успешно решены. Такая ситуация