Экология
НАЦИОНАЛЬНЫМ ПРОЕКТ «ЭКОЛОГИЯ»: РОБКИЕ ШАГИ К РЕАЛИЗАЦИИ*
А. М. АВДОНИНА
Первые шаги по выполнению национального проекта «Экология» пока не носят целевого системного характера. Их реализация в конце 2018 — начале 2019 гг. позволяет сделать вывод о необходимости постоянного мониторинга и корректировки курса по ключевым федеральным проектам.
Ключевые слова: национальный проект, федеральный проект, реформа, экология, качество окружающей среды, твердые коммунальные отходы.
Национальный проект «Экология», паспорт которого был утвержден в конце 2018 г., разработан в рамках реализации майского указа Президента РФ. В настоящее время он включает в себя 11 федеральных проектов.
Наибольший общественный резонанс вызывают федеральные проекты (ФП), призванные решить проблемы в области обращения с отходами: «Чистая страна», «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами». В этой сфере в конце 2018 -начале 2019 гг. произошли наиболее существенные изменения. Положительными моментами можно считать:
• запуск реформы обращения с отходами в 70 регионах РФ;
• включение показателя «качество окружающей среды» в перечень показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов РФ1;
• продолжение ликвидации объектов накопленного экологического ущерба в рамках ФП «Чистая страна»;
• продолжение ликвидации несанкционированных свалок;
• организацию мониторинга показателей На-
ционального проекта (НП) «Экология» Счетной палатой РФ;
• организацию общественного мониторинга и комплексного аудита отрасли обращения с отходами (Общественная палата РФ, Общероссийский народный фронт);
• сохранение права самостоятельной реализации расширенной ответственности в сфере твердых коммунальных отходов (ТКО) производителей и импортеров, несмотря на инициативу Министерства финансов РФ о переносе экологического сбора в Налоговый кодекс.
Среди факторов, тормозящих полноценную реализацию реформы, следует отметить:
• перенесение сроков реформы обращения с ТКО в 15 регионах на 1.01.2020;
• непроработанность механизма сбора, хранения и транспортировки ценных вторичных ресурсов;
• отсутствие обязательного раздельного накопления и сбора ТКО в территориальных схемах большинства регионов РФ. Организацией сбора и вывоза коммунальных отходов, согласно социологическим опросам правительства, удовлетворен каждый
Авдонина Александра Михайловна, старший научный сотрудник Центра экономического моделирования энергетики и экологии РАНХиГС, канд. биол. наук (Москва), [email protected]
" — Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» №8 (91) (май 2019 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
1 http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/59450
ЭКОЛОГИЯ
второй житель РФ. Наибольшая доля таких граждан в Приволжском и Уральском ФО. В то же время старт реформы ТКО во многих областях (Архангельская, Тюменская и др.) сопровождается «мусорными» противостояниями и конфликтами.
Особое беспокойство вызывает ввоз ТКО и строительных отходов из Москвы и Подмосковья в регионы, где отсутствует инфраструктура для обращения с отходами либо близки к заполнению собственные полигоны захоронения ТКО (Владимирская, Ярославская и др.). Такие факты вызывают социальную напряженность, протесты, недоверие к власти и, по сути, к любым решениям, принимаемым в этой сфере. Итогом может стать блокирование действий власти в сфере обращения с отходами, процессов строительства объектов инфраструктуры и взаимодействия с инвесторами, что, в свою очередь, создаст препятствия для реализации НП «Экология».
В рамках ФП «Чистый воздух» утверждены комплексные планы мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в крупных промышленных центрах. Кроме того, продолжается формирование нормативной базы для создания системы автоматического контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ2.
Вызывает опасения законодательно закрепляемое снижение нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений по ряду опасных веществ, в частности, по метилмеркаптану. Такие действия повышают риски искусственного улучшения статистики при прежних объемах выбросов.
Что касается ФП «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма», «Сохранение лесов», то к благоприятным для сохранения лесов изменениям можно отнести утверждение механизма создания объектов Национального лесного наследия и выделение финансирования для увели-
чения частоты авиапатрулирования лесов (на 1,4 млрд. руб.). Увеличение численности лесных инспекторов на 1 тыс. человек является, безусловно, необходимым решением, однако для восстановления института лесничества этого недостаточно, требуется более значительная и регулярная кадровая подпитка.
К сожалению, в НП «Экология» для мониторинга биоразнообразия не включен ни один целевой показатель (показатели числа видов и их численности, индекс биоразнообразия, ранее рекомендованные экспертами, не вошли в итоговую версию паспорта). Таким образом, невозможно оценивать состояние экосистем и отдельных популяций, особенно в свете развития экологического туризма.
По реализации ФП «Внедрение наилучших доступных технологий» требуется выработка и закрепление мер стимулирования перехода на такие технологии. В противном случае большинство показателей по всем направлениям НП «Экология» с большой вероятностью не будут выполнены.
По ФП «Чистая вода», «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал», «Сохранение уникальных водных объектов» оценки затруднены в связи с отсутствием информации. Невозможность оценки реализации ФП «Инфраструктура для обращения с отходами 1-11 классов опасности» связана с удаленными во времени (2023 г.) планируемыми результатами. На 1 мая 2019 г. официальные данные для оценки достижения целевых показателей по НП «Экология» не опубликованы, почву для анализа дают лишь косвенные данные и оценки общественных организаций и коммерческого сектора.
Хотя формально показатели по ликвидации несанкционированных свалок могут быть достигнуты, проблемой является появление новых подобных объектов, поскольку профилактика их образования возможна только при эффективном функционировании системы управления отходами в целом.
2 1т1_: http://docs.cntd.ru/document/553884118
54 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ • ТОМ 26 • № 5 • МАЙ 2019
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛОГИЯ»: РОБКИЕ ШАГИ К РЕАЛИЗАЦИИ
Есть опасения, что показатель доли твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме ТКО, не будет достигнут, так как не реализована система обязательного раздельного накопления и сбора отходов.
По итогам 2019 г. возможно достижение значений показателей по ФП «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма», что не будет, однако, свидетельствовать о сохранении редких и исчезающих видов и экосистем в целом. ■
The Ecology National Project: Modest Steps to Implementation
Alexandra M. Avdonina — Senior Researcher, Center for Economic Modeling of Power Engineering and Ecology, RANEPA, PhD (Biology), Moscow, [email protected]
The first steps to implement the Ecology national project lack purpose-oriented and system-based parameters. As seen from the implementation steps made late in 2018 and early in 2019, permanent monitoring and adjustments by the key federal projects are crucially required.
Key words: National project, federal project, ecology, environmental quality, municipal solid waste.