Научная статья на тему 'Национальный характер в прозе И. А. Бунина'

Национальный характер в прозе И. А. Бунина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4504
439
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И. А. БУНИН / I. A. BUNIN / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / NATIONAL CHARACTER / КОНЦЕПЦИЯ ЛЮБВИ / CONCEPT OF LOVE / ИДЕАЛ ЛИЧНОСТИ / IDEAL OF THE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кузнецова Мария Александровна

Рассматривается художественное осознание национального характера, концепция любви и своеобразие изображения личности в прозе И. А. Бунина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National character in I. A. Bunin''s prose

Art awareness of national character, the concept of love and originality of the image of the personality in I. A. Bunin's prose is considered

Текст научной работы на тему «Национальный характер в прозе И. А. Бунина»

УДК 821.161.1.09

М. А. КУЗНЕЦОВА

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР В ПРОЗЕ И. А. БУНИНА

Рассматривается художественное осознание национального характера, концепция любви и своеобразие изображения личности в прозе И. А. Бунина.

Ключевые слова: И. А. Бунин; национальный характер; концепция любви; идеал личности. Статья подготовлена при поддержке фонда РГНФ №15-34-11045.

Как художник, Иван Алексеевич Бунин формировался в конце 80-х-90-е годы, когда главными ориентирами в литературе были Л. Н. Толстой и А. П. Чехов. С Толстым Бунина сближает интерес к вопросу взаимоотношений природы и человека, к изображению героя перед лицом смерти, к прошлому России и человечества, к древнему Востоку и его философии, пластичность словесного жизнеописания. С Чеховым Бунина связывает лаконичность художественного письма, максимальная смысловая насыщенность образной детали, умение художника уловить драматическую подоплеку будничного течения жизни.

Каким было у Бунина художественное осознание национального характера? Иван Бунин пытается представить русский характер в его нескончаемой многоликости. Бунин видит противоречие в национальном характере: в нём далеки друг от друга нравственность и деятельно-стное начало, доброта и практичность. Практичный человек - узок и ограничен, добрый, бескорыстный, непрактичен, бездеятелен. Иван Бунин с сомнением вглядывается в идеал Льва Толстого - Платона Каратаева или в гоголевскую мечту о Руси - птицу-тройку, знает правду образов Карамазовых. Но Бунин видит Русь, которая скоморошествовала, юродствовала, терпела и ожесточалась от несчастий, шла на помощь другим народам, верила в высокое, могла презреть богатство, почести и легко встретить смерть.

«Диапазон бунинских эстетических оценок национального характера очень широк - от образов, запечатлевающих в психологии персонажа игру жестоких, злобных сил («Ночной разговор», «Ермил», сторож Аким из «Деревни» и др.), до характеров редкостной душевной красоты («Кастрюк», «Хороших кровей», «Лирник Родион», «Худая трава», «Захар Воробьёв»)»

© Кузнецова М. А., 2015

[7:14]. Мужик-лекарь из рассказа «Хороших кровей» искусно врачует лошадей. Бунин восхищается не только его искусством, но и душевной мощью, смелостью, умом и талантом, владением знания живой природы. Само название рассказа имеет двойной смысл. С одной стороны, говорит о занятии героя, который лечит породистых лошадей. С другой стороны, название «Хороших кровей» указывает на благородство самого лекаря.

В образе слепого певца Родиона («Лирник Родион», 1913) Бунин видит особое понимание жизни - жизнь как служение. Этот тип личности встречается у Ивана Бунина не раз и оценивается по-разному. Служение героя может быть невольным или высоким и счастливым призванием. В рассказе «Лирник Родион» звучит хвала красоте, гуманности и гармоничности человека, что редко можно встретить у Бунина. Характер в данном случае предстаёт перед читателем как чудесный феномен. В этом просматривается мысль Бунина о том, что заложенная в русском народном характере тяга к высоким помыслам соединена в нём с трезвостью духа, верностью «земле».

В повести «Деревня» автор изобразил русский народ без идеализации. Тихон Ильич главным на свете считает дело. Тихон - умный и сильный кулак, который ненавидит мужиков и сам ненавидим ими. Кузьма - самоучка-стихотворец, укоритель всех порядков, человек без дома, без семьи, без цели. Этот бродяжнический тип встречается у Бунина часто. Кроме Кузьмы читатели узнают его и в образе крестьянина Серого, шатающегося от одного двора к другому.

Иван Бунин отыскивает в национальной психологии следы древних, архаических пластов, на истоки которых указывал Д. С. Лихачев, говоря о сложном формировании национальных идеалов в Древней Руси. «Предваряя выводы будущих исследований, отмечу только, что огромная

роль в создании этих идеалов принадлежит литературе исихастов, идеям ухода от мира, самоотречения, удаления от житейских забот, помогавшим русскому народу переносить его лишения, смотреть на мир и действовать с любовью и добротой к людям, отвращаясь от всякого насилия» [9:58]. Почти неразрешимыми представляются в «Деревне» противоречия национального характера, русской души - добра и деятельностного начала, слова и дела. Эти узлы, с точки зрения Бунина, не сможет развязать и революция, поскольку их корни уходят глубоко в древность.

В прозе Ивана Бунина звучит интонация удивления, недоумения перед загадкой русской души. Неясны его ответы на причины происхождения её мрачных сторон. Мотивация характера у Бунина сдержанная, уходящая в подтекст повествования. Загадочность русского характера в изображении Бунина связана с тем, что он углубляется в поисках целостности личности в область подсознательного в человеческой психике.

Жизнью героев Бунина управляют часто какие-то безотчётные порывы, смутные, непонятные им самим чувства. Егор Минаев, не ведая почему, бросается под поезд («Веселый двор», 1911), герои рассказа «Чаша жизни» превращают, не замечая этого, драгоценную «чашу» радости во взаимную ненависть и презрение.

В психологии героев произведений Бунина бессознательное чаще всего выступает как зловещая, опустошающая человека сила. Это и страх перед жизнью, перед другими людьми, и слепое недовольство всем на свете и так далее. Если Чехов изображает тот вид бессознательного, который может и должен быть поднят к человеческому сознанию, то в творчестве Бунина отношения бессознательного и сознательного в человеческой психике и поведении почти всегда антагонистичны. Согласно современной психологии, конфликтность и вражда данных начал -это действительная форма их отношений, но не единственная. Другая, более значимая форма -«синэргизм», сотрудничество. В начале XX века в психологической науке господствовало воззрение, в котором бессознательное - это вечный антипод разума. Подобные психологические теории имели известное влияние на литературу.

Бунина поражала способность русского крестьянина встретить свою смерть совершенно спокойно. Чем такое спокойствие можно объяснить? Что это? Равнодушие к жизни или сила? Подобные вопросы возникают в произведениях Бунина постоянно, и писатель не предлагает какого-то однозначного ответа. В одном случае это именно равнодушие к жизни и проистекающая

отсюда жестокость в отношении к другому, умирающему человеку (рассказ «Федосеевна», 1891, «Деревня», 1900-1910). В другом случае отношение русского мужика к смерти - духовный подвиг, который должен совершить каждый («На край света», 1894, «Сверчок», 1911, «Худая трава», 1913 и другие).

Рассказ «Худая трава» целиком посвящён тому, как умирает русский человек, батрак Авер-кий. В его образе, размышлениях, снах и воспоминаниях, с глубоким проникновением в национальный характер запечатлено происходящее в герое духовное просветление. Аверкий обдумывает самое важное и нужное в своём прошлом, чутко откликается на лучшее в жизни - на красоту утра и неба, на прелесть сарафана и рук дочери, на доброту и искренность жены. Последние помыслы героя: не затруднять своей болью и смертью близких, отслужить свою последнюю службу. Через отношение к смерти в рассказе открывается великая человечность, благородная сила души героя.

В чём видит Иван Бунин истоки подобной духовной силы? Прежде всего в своеобразии народного характера. Так благородно умирают в произведениях Бунина только крестьяне, воспитанные в вековой приобщённости к земле, к природе с её законом необходимого увядания старого для цветения свежего, нового. Готовностью с благородством принять смерть Бунин оценивает человеческую личность. Так же зрелость человеческой личности автор измеряет её способностью радоваться жизни, умением воспринимать красоту и полноту бытия.

Для Бунина характерна трагедийная концепция любви. Любовь для автора — роковая сила, которая, возвысив и на мгновение одарив человека счастьем, потом наносит ему смертельный удар и ломает жизнь («Лёгкое дыханье», «Сны Чанга», «Сын», «Грамматика любви», «Дело корнета Елагина» и другие). Мгновение любви показано в творчестве Бунина вершиной существования героев, когда они впервые чувствуют в себе полноту и целостность бытия, гармонию тела и духа. Спутником любви, в трактовке Бунина, является высота духовной требовательности, под которой понимаются высокие требования к окружающим, самой реальности, неспособной на них ответить, что и рождает трагедию личности. Но тем не менее совсем не бесплодность любви утверждает Бунин. По мнению автора, сама жажда, ожидание любви, возвышает человека, пробуждает его духовное «Я».

В рассказе «Заря всю ночь» (1902) показана одна ночь, проведённая героиней наедине с собой, накануне ответственного решения. Вечером

героиня готова была сказать жениху «да», а утром отказала. Что хотел показать нам автор? Не причуды юности. Бунин показывает перелом героини к осмысленной жизни, её самостоятельный выбор, сделанный под влиянием пережитого чувства гармонии с природой. Бродя по мокрому от дождя саду, героиня переживает ощущение духовной полноты, ожидание любви, которые дают ей иное, более глубокое измерение ценностей, меняют её саму.

В рассказе «Сны Чанга» (1916) Бунин использует мотив памяти, который осложнён условностью: воспоминания - это «сны» собаки, Чанга. Фокус рассказа - в разнонаправленности сюжетного действия и «снов» Чанга. Сюжет представлен крахом героя, рассказом о прошлом шестилетней давности, о любви и измене любимой женщины, о собственном надломе и опустошении, о презрении капитаном женщин, об отсутствии веры людям. «Сны» Чанга упрямо опровергают безысходность трагедии героя и делают акцент на моментах радости и печали в сердце, полном любви, - в образе счастливого Чанга и счастливого капитана, когда «весь мир был в его душе». Гармония в душе - идеал личности, по мнению Бунина. Писатель утверждал, что необходимо не презирать свою жизнь, а радоваться ей, верить в лучшее.

В чём своеобразие Бунина в изображении личности? Писатель стремится измерить ценность личности такими категориями, как желание жить, предельная, творческая полнота жизни, созвучное миру чувство целостности бытия, обостряющееся в критических состояниях человека, когда он находится под властью любви, смерти, природы и памяти. Данные критические состояния в произведениях писателя становятся испытанием для человеческого духа. Необходимым качеством личности, по мнению Бунина, является умение принять жизнь как драгоценнейший дар, понять и прочувствовать её неповторимость. Это умение составляет первооснову нравственности и может заглушать, подавлять в человеке злое начало. Внутренний источник жестокости автор видит в незнании радости и цены жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афанасьев В. И. А. Бунин. Очерк творчества. - М. : Просвещение, 1966. - 384 с.

2. Бунин И. А. Собрание сочинений. Повести и рассказы 1890-1909. Т. 2. - М. : Художественная литература, 1965.- 528 с.

3. Волков А. Проза Ивана Бунина. - М. : Московский рабочий, 1969. -346 с.

4. Ершова Л. В. Усадебная проза И. А. Бунина // Филологические науки. - 2001. - №4. - С. 1322.

5. Есин А. Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. - М. : Флинта: Наука, 2008. - 248 с.

6. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. - Л. : Наука, 1977. - 408 с.

7. Колобова Л. А. Проза И. А. Бунина. - М. : МГУ; Самара : Учебная литература. 2004. - 88 с.

8. Крутикова Л. «Суходол», повесть-поэма И. Бунина // Русская литература. - 1966.- №2. -С. 44-59.

9. Лихачев Д. С. Заметки о русском. - М. : Советская Россия, 1981. - 414 с.

10. Михайлов О. Н. Строгий талант. Иван Бунин. Жизнь. Судьба. Творчество. - М. : Современник, 1976. - 279 с.

11. Ничипоров И. Б. И. А. Бунин. Очерк творчества [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/philology/37240.php. Загл. с экрана (дата обращения: 20.04.2015).

12. Петров Владимир. Под небом Суходола // Подъём. - 1986. - №12. - С. 110-118.

13. Попова О. А. Родовая память в судьбе дворянской усадьбы в русской прозе конца XIX - начала ХХ веков // Вестник Пермского университета. - 2009. - Вып. 2. - С. 24-38.

14. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. - М. : Просвещение, 1971. - 464 с.

15. Федотов О. И. Основы теории литературы. Литературное творчество и литературное произведение. Ч. 1. - М. : Владос, 2003.- 272 с.

16. Хализев В. Е. Теория литературы. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 432 с.

Кузнецова Мария Александровна, аспирант кафедры «Филология, издательское дело и редактирование» УлГТУ.

Поступила 11.09.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.