Научная статья на тему 'Национальный форум историков: состояние, актуальные проблемы и перспективы исторического образования и науки в России'

Национальный форум историков: состояние, актуальные проблемы и перспективы исторического образования и науки в России Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
12
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Второй национальный форум преподавателей истории / историческая наука / историческое образование / актуальные проблемы / деятельность диссертационных советов / Second National Forum of History Teachers / historical science / historical education / topical issues / work of dissertation councils

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Владислав Иванович Голдин

Статья посвящена итогам Второго национального форума преподавателей истории, состоявшегося в Тобольске в октябре 2023 года. В ней раскрываются основные результаты этого форума, содержание работы его секций и пленарного заседания, называются и характеризуются основные доклады и выступления ученых и преподавателей вузов, руководителей Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Государственной Думы, Российской академии наук, Российской академии образования, Российского исторического общества и других организаций. Анализируются значение данного мероприятия для развития исторической науки и высшего образования в России и повестка его будущего заседания, планируемого на 2024 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National Forum of Russian Historians: Current State, Topical Issues and Prospects of Historical Education and Science in Russia

This article dwells on the Second National Forum of History Teachers which took place in Tobolsk in October 2023. The paper covers the forum’s main results as well as the work of its sections and plenary session and characterizes the key reports and speeches by scholars and university teachers, leaders of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, State Duma, Russian Academy of Sciences, Russian Academy of Education, Russian Historical Society and other organizations. In addition, the article analyses the forum’s significance for the development of historical science and higher education in Russia, as well as the agenda of the next forum scheduled to be held in 2024.

Текст научной работы на тему «Национальный форум историков: состояние, актуальные проблемы и перспективы исторического образования и науки в России»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ/ACADEMIC LIFE

УДК 94(100):06.053 DOI: 10.37482/2687-1505-V315

ГОЛДИН Владислав Иванович, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры ре-гионоведения, международных отношений и политологии Северного (Арктического) федерального университета имениМ.В. Ломоносова. Автор более 650 научных публикаций, в т. ч. 30 монографий (4 - в соавт.) и 6учебных пособий (трех - в соавт.)* ОЯСЮ: https://orcid.org/0000-0002-1439-6267

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОРУМ ИСТОРИКОВ: СОСТОЯНИЕ, АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В РОССИИ

Статья посвящена итогам Второго национального форума преподавателей истории, состоявшегося в Тобольске в октябре 2023 года. В ней раскрываются основные результаты этого форума, содержание работы его секций и пленарного заседания, называются и характеризуются основные доклады и выступления ученых и преподавателей вузов, руководителей Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Государственной Думы, Российской академии наук, Российской академии образования, Российского исторического общества и других организаций. Анализируются значение данного мероприятия для развития исторической науки и высшего образования в России и повестка его будущего заседания, планируемого на 2024 год.

Ключевые слова: Второй национальный форум преподавателей истории, историческая наука, историческое образование, актуальные проблемы, деятельность диссертационных советов.

20 октября 2023 года в г. Тобольске во второй раз состоялся Второй национальный форум преподавателей истории. Инициатива проведения данного мероприятия принадлежит Министерству науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки РФ). Выбор этого старинного и поистине истори-

ческого российского города далеко не случаен, ибо, попадая сюда, вы оказываетесь в исторической ауре, центром которой выступает фантастически красивый Тобольский кремль, где и проходил форум.

Его организаторами выступили Минобрнауки, Российское историческое общество (РИО),

*Адрес: 163002, г. Архангельск, просп. Ломоносова, д. 2; e-mail: v.i.goldin@yandex.ru

Для цитирования: Голдин В.И. Национальный форум историков: состояние, актуальные проблемы и перспективы исторического образования и науки в России // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2023. Т. 23, № 6. С. 125-129. DOI: 10.37482/2687-1505-V315

ВЕСТНИК САФУ Научная жизнь

2023. Т. 23, № 6

Голдин В.И.

Национальный форум историков...

Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Тюменский государственный университет и его филиал - Тобольский государственный педагогический институт. Форум посетили примерно 150 представителей исторической науки и вузов всех регионов страны. Участие в его работе приняли руководители Минобрнауки РФ, Российской академии наук (РАН), РИО, председатель Комитета по науке и высшему образованию Государственной Думы Федерального Собрания РФ, видные ученые. Их имена и темы выступлений будут названы далее в ходе характеристики ключевых идей их докладов.

Второй форум преподавателей истории начал свою работу с секций, которых было три. Название первой звучало так: «Методическое обеспечение преподавания истории в высшей школе». Ее модераторами являлись д-р ист. наук, председатель Правления РИО, исполнительный директор фонда «История Отечества» Р.Г. Гагкуев и д-р ист. наук, директор Института истории и международных отношений Южного федерального университета М.А. Пономарева. В центре обсуждения на секции находились проблемы преподавания истории для неисторических специальностей и направлений подготовки. Были заслушаны доклады М.А. Пономаревой, канд. социол. наук, доцента, руководителя Центра экспертизы и образования Российской академии образования (РАО) Д.А. Ме-телкина, канд. ист. наук, доцента Института экономики и права МИРЭА - Российского технологического университета Е.Б. Беспятовой, д-р ист. наук, профессора, декана исторического факультета Тверского государственного университета, Т.Г. Леонтьевой и канд. ист. наук, советника редактора акционерного общества «Издательство "Просвещение"» С.В. Тырина.

Вторая секция форума была посвящена теме «Национальная электронная библиотечная система по истории». Модераторами этой секции выступали д-р ист. наук, декан истфака Историко-архивного института РГГУ Е.В. Ба-рышева и д-р ист. наук, профессор кафедры истории Тюменского госуниверситета С.П. Шилов. На

секции были представлены доклады С.П. Шилова, канд. ист. наук, доцента, руководителя Школы исторических наук Национального исследовательского университета (НИУ) «Высшая школа экономики» Г.О. Бабковой, д-р ист. наук, проректора Самарского НИУ имени академика С.П. Королева М.М. Леонова, д-р ист. наук, профессора Волгоградского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ И.О. Тюменце-ва и директора издательства «Наука» Н.Н. Фе-досеенкова, посвященные различным проблемам формирования и использования электронной библиотечной системы по истории в образовательном процессе.

Третья секция называлась «О деятельности диссертационных советов по историческим специальностям и перспективах развития исторической науки». Формированию этой секции, обсуждению и решению актуальных вопросов аттестации научных и научно-педагогических работников Минобрнауки РФ уделяет особое внимание, понимая, что от состояния исторической науки и уровня подготовки кадров во многом или даже в решающей степени зависит качество преподавания истории в высшей школе. Модераторами секции являлись д-р ист. наук, профессор, проректор по учебной работе РГГУ, председатель экспертного совета Высшей аттестационной комиссии по истории П.П. Шкаренков и д-р ист. наук, профессор, директор Центра исторических и политических наук Севера и Арктики Северного (Арктического) федерального университета (САФУ), заслуженный деятель науки РФ В.И. Голдин.

Начальник отдела аналитической работы Департамента аттестации научных и научно-педагогических работников Минобрнауки РФ О.В. Ку-лямин сделал сообщение по теме «Показатели деятельности сети диссертационных советов по историческим наукам». П.П. Шкаренков выступил с докладом «Проблемы и задачи диссертационных советов по исторических наукам» и ответил на многочисленные вопросы участников секции. Наиболее развернутое высту-

VESTNIK NArFU. Academic Life

2023, vol. 23, no. 6

Goldin V.I.

National Forum of Russian Historians...

пление, посвященное истории формирования и функционирования системы аттестации научных и научно-педагогических работников в России и мире с истоков и на протяжении нескольких веков, ее опыту деятельности, современному состоянию и проблемам аттестации в России, представил автор этих строк.

Доклады на этой секции сделали также д-р ист. наук, профессор, член-корреспондент РАН, директор Санкт-Петербургского института истории РАН А.В. Сиренов, д-р ист. наук, профессор, заведующий кафедрой истории Оренбургского государственного педагогического университета С.В. Любичанковский и аспирант Института российской истории РАН, координатор молодежного клуба РИО И.А. Кулаков.

Во второй половине дня состоялось пленарное заседание и расширенное заседание Экспертного совета по развитию исторического образования при Минобрнауки. Открыл его вступительным словом ректор Тюменского госуниверситета И.С. Романчук. С приветствием к участникам форума по видеосвязи обратился председатель РИО С.Е. Нарышкин, поставивший целый ряд острых и актуальных вопросов исторического образования и науки в стране, указав на их значимость для и ее внутренней и внешней политики, общественно-политической жизни.

Прибывший в Тобольск и выступивший перед участниками форума министр науки и высшего образования РФ В.Н. Фальков назвал данный форум площадкой для развития высшего исторического образования. Он отметил, что в этом году стартовал новый курс истории с упором на контактную работу со студентами, живое общение с ними. Министр подчеркнул особую значимость развития кадрового потенциала исторических кафедр, ибо ранее профессиональное ядро составляли старые преподаватели, а сейчас необходимо формирование научной смены и нового поколения. Поэтому в рамках данного мероприятия и состоялась специальная секция, посвященная аттестации научных и научно-педагогических кадров и работе диссертационных советов, а на следующий год планируется специально обсудить пробле-

мы аспирантуры. Проведение очередного форума планируется связать и с 300-летием РАН. Министр подчеркнул важность введения учебника истории для неисторических специальностей. Назвав Тобольск историческим местом силы и центром исторического образования, где собираются современные преподаватели истории, В.Н. Фальков добавил, что это и своего рода интеллектуальное пиршество. Таким образом, Тобольск стал и продолжит оставаться в дальнейшем местом проведения национального форума преподавателей истории.

Заметим, что в ходе пленарного заседания форума В.Н. Фальков вручил благодарственные письма за своей подписью с формулировкой «За значительный личный вклад в развитие исторического образования» группе ученых и преподавателей вузов, среди которых были ректор САФУ, профессор Е.В. Кудряшова и автор этих строк.

Выступивший перед участниками форума председатель Комитета по науке и высшему образованию Государственной Думы С.В. Ка-бышев подчеркнул особое значение истории в формировании и закреплении традиционных духовно-нравственных ценностей, примирении настоящего с прошлым. Он указал на важность формулирования единой консолидированной позиции в обществе по вопросу исторического прошлого. С.В. Кабышев высказал также интересную и важную мысль о необходимости введения для повышения статуса отечественной истории государственного экзамена по данной дисциплине для выпускников вузов.

Губернатор Тюменской области А.В. Моор справедливо подчеркнул в своем выступлении, что помимо знания истории необходимо ее понимание и уважение, и назвал историю информационным оружием. Он отметил уже десятилетие деятельности исторического общества в Тюменской области, а также создание его молодежного объединения. А.В. Моор указал на важность подключения учительства к работе этого исторического форума.

С приветствием к участникам по видеосвязи обратилась президент РАО О.В. Васильева,

ВЕСТНИК САФУ Научная жизнь

2023. Т. 23, № 6

Голдин В.И.

Национальный форум историков...

подчеркнув тесное сотрудничество РАО с Ми-нобрнауки и РИО по проблемам повышения качества исторического образования в стране и отметив наиболее важные проекты, направления и результаты этого сотрудничества.

Участники форума заслушали интересное выступление заместителя министра науки и высшего образования РФ, сопредседателя РИО К.И. Могилевского «Развитие исторического образования в высшей школе: промежуточные итоги и перспективы». Он подчеркнул, что национальный форум преподавателей истории, впервые проведенный в 2022 году в Тобольске, стал уже доброй традицией. К.И. Могилевский справедливо назвал историков универсальными аналитиками, указав, что выпускники университетов по этой специальности востребованы в разных сферах жизни и профессиональной деятельности. Он подчеркнул, что в центре обсуждения на следующем форуме должны оказаться вопросы аспирантуры, что станет органичным продолжением темы аттестации научных и научно-педагогических работников, поднятой и обсужденной в одной из секций данного форума, ибо подготовка и аттестация научных кадров - это взаимосвязанные и неразрывные процессы.

В дальнейшем, уже в разговоре с автором этих строк, К.И. Могилевский согласился с высказанными идеями возможного привлечения к участию в форуме, посредством диалога с министром просвещения России С.С. Кравцовым, руководителей учительских объединений страны по истории, а также организации выступлений видных ученых-историков, участников форума перед учителями истории Тюменской области.

Академик РАН, научный руководитель Института всеобщей истории РАН, президент Государственного академического университета гуманитарных наук, сопредседатель РИО А.О. Чу-барьян выступил перед участниками форума по видеосвязи с докладом «Состояние и перспективы преподавания всеобщей истории. Итоги мониторинга». Он указал на целый ряд важных, острых и актуальных проблем всеобщей истории

в контексте современности Европы и мира. Академик отметил, в частности, что ученые постсоветских государств на территории Средней Азии вдруг заговорили сегодня о своем якобы колониальном прошлом в составе России, хотя этого на самом деле никогда не было. А.О. Чу-барьян призвал к специальному обсуждению темы империи, имперства и колониализма на специальном форуме и в диалоге с коллегами-историками из упомянутых государств, раскрыв сущность колониализма, чтобы снять имеющие место спекуляции на данную тему.

Академик и вице-президент РАН, директор Института археологии РАН Н.А. Макаров представил доклад «Археологические исследования в современной России: академические аспекты и общественное значение». Он назвал Тобольск духовной столицей России и напомнил, что этот город был в прошлом местом сбора академических экспедиций для изучения Сибири. Н.А. Макаров указал на большой интерес общественности к истории, создаваемым археологическим картам, отметив, что Институт археологии получает ежегодно до полумиллиона обращений граждан. Он подчеркнул важность цифровизации исторической науки, призвал не потерять из виду Средневековую Русь с ее культурными и историческими ценностями, в которой Тобольск являлся самой восточной точкой, чтобы выдержать конкуренцию с другими мировыми культурами. Н.А. Макаров рассказал о последних открытиях отечественных археологов, работающих не только в России, но и в Средней Азии, Казахстане, на территории Республики Чад и др.

Директор Института российской истории РАН, д-р ист. наук, профессор Ю.А. Петров рассказал о работе большого коллектива историков под эгидой этой организации над 20-томной академической «Историей России», а также над созданием учебника истории для неисторических специальностей вузов и школьных учебников. Готовится 6 модулей учебника истории для высшей школы. Он подчеркнул, что РАН и ее специалисты должны дать достоверную картину

VESTNIK NArFU. Academic Life

2023, vol. 23, no. 6

Goldin V.I.

National Forum of Russian Historians...

исторического прошлого для преподавания данной дисциплины не только в вузах, но и в школе. Ю.А. Петров отметил необходимость тщательной экспертизы учебников, в т. ч. их обсуждения совместно с Общественной палатой РФ. Он указал, что в учебник истории должна органично войти и всеобщая история, чтобы показать вклад России в мировой исторический процесс.

В заключительной части пленарного заседания выступили профессор, академик Российской академии художеств, ректор Российского социального университета А.Л. Хазин, директор Института международных отношений Казанского (Приволжского) федерального универ-

ситета Р.Р. Хайрутдинов, уже отмеченная выше М.А. Пономарева, а также канд. ист. наук, директор Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации, заведующая кафедрой всеобщей истории САФУ О.В. Зарецкая. По видеосвязи к участникам форума обратился первый заместитель генерального директора Российского общества «Знание» Д.В. Рыбальченко.

Подводя итоги, следует отметить, что Второй национальный форум преподавателей истории прошел на высоком уровне. Хочется поблагодарить его организаторов и выразить надежду на новую встречу в Тобольске в следующем году.

DOI: 10.37482/2687-1505-V315

Vladislav I. Goldin

Northern (Arctic) Federal University named after M.V Lomonosov; prosp. Lomonosova 2, Arkhangelsk, 163002, Russian Federation; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1439-6267 e-mail: v.i.goldin@yandex.ru

NATIONAL FORUM OF RUSSIAN HISTORIANS: CURRENT STATE, TOPICAL ISSUES AND PROSPECTS OF HISTORICAL EDUCATION AND SCIENCE IN RUSSIA

This article dwells on the Second National Forum of History Teachers which took place in Tobolsk in October 2023. The paper covers the forum's main results as well as the work of its sections and plenary session and characterizes the key reports and speeches by scholars and university teachers, leaders of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, State Duma, Russian Academy of Sciences, Russian Academy of Education, Russian Historical Society and other organizations. In addition, the article analyses the forum's significance for the development of historical science and higher education in Russia, as well as the agenda of the next forum scheduled to be held in 2024.

Keywords: Second National Forum of History issues, work of dissertation councils.

Поступила 22.10.2023 Принята 17.11.2023 Опубликована 25.12.2023

i, historical science, historical education, topical

Received 22 October 2023 Accepted 17 November 2023 Published 25 December 2023

For citation: Goldin VI. National Forum of Russian Historians: Current State, Topical Issues and Prospects of Historical Education and Science in Russia. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, 2023, vol. 23, no. 6, pp. 125-129. DOI: 10.37482/2687-1505-V315

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.