УДК 39 (571.1+574) А. С. САРСАМБЕКОВА
Кокшетауский университет, Республика Казахстан
НАЦИОНАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ КАЗАХОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ И СЕВЕРНОГО КАЗАХСТАНА
На основании проведенных исследований выявлены схожие тенденции и различия в национальных установках казахского населения приграничных территорий. Рассмотрены этнокультурные связи и заимствования казахов. Установлен уровень толерантности национальных установок казахского населения приграничных территорий.
В данной работе был проведен сравнительный анализ национальных установок казахского населения приграничных территорий. Основной используемый материал, послуживший базой для проведения данного рода исследования, является проведенный нами этносоциологический опрос на территории Западной Сибири и Северного Казахстана. Этносоциологический опрос проводился в течение 2003 — 2006 гг. в г. Омске, Алтайском крае, Новосибирской, Омской и Тюменской областях, в г. Кокшетау, Уалиханов-ском районе Северо-Казахстанской области. Всего было опрошено 2176 человек. Следует отметить, что материал, приводимый в данной работе, впервые вводится в научный оборот.
Рассматривая национальные установки казахов Западной Сибири, мы установили, что 82,8 % респондентов общаются с представителями казахской национальности. Например, 56,2 % респондентов отметили казахов в качестве соседей, 76,3 % — в качестве друзей, 30,0 % — в качестве коллег по работе и учебе. При сравнении данных, полученных на территории Западной Сибири, с данными, полученными на территории Северного Казахстана, мы не выявили различий в национальных установках казахов исследуемых регионов. Сохраняется тенденция предпочтения в общении с представителями своей национальности. Например, 77,2 % респондентов Северного Казахстана общаются с казахами. Всего 75,2 % респондентов отметили их в качестве соседей, 81,0 % — в качестве друзей и 63,3 % — в качестве коллег по работе и учебе. Выявлена следующая тенденция при сопоставлении процентных данных от возраста респондентов: с увеличением возраста респондентов растет число лиц, предпочитающих общение с лицами своей национальности. При сравнении полученных данных по полу разницы выявлено не было. На территории Северного Казахстана выше процент лиц, отметивших казахов в качестве соседей, друзей, коллег по работе и учебе. Мы объясняем это численным преобладанием казахов среди других этносов Северного Казахстана.
Другой национальностью, с которой больше всего общаются респонденты Западной Сибири, являются русские, их отметили 78,8 % респондентов. Они также преобладают среди других отмеченных респондентами национальностей при ответе на вопрос: «Какой национальности ваши соседи, друзья, коллеги по работе и учебе». 70,6 % опрошенных выделили их в качестве соседей, 51,6 % — в качестве друзей, 57,3 % — в качестве коллег по работе и учебе. Наряду с этим
русских считают национальностью, находящейся ближе всего к казахам. Например, так считают 24,9 % респондентов. На территории Северного Казахстана, так же как и на территории Западной Сибири, наблюдается высокий процент показателя общения с русскими. Например, 51,3 % респондентов отметили, что общаются с русскими; 45,3 % респондентов отметили русских в качестве соседей, 32,5 % — в качестве друзей, 45,1 % — в качестве коллег по работе и учебе и
32.3 % респондентов считают русских национальностью, ближе всего находящейся к казахам. Поскольку русские — это этнос, численно преобладающий на территории Западной Сибири, соответственно процентный показатель общения с русскими на территории Западной Сибири оказался выше, чем на территории Северного Казахстана.
На третьем месте после русских идут татары. Всего 22,0 % респондентов Западной Сибири и 17,3 % респондентов Северного Казахстана отметили, что общаются с татарами. На четвертом месте представлены украинцы. С ними общаются 11,8 % респондентов Западной Сибири и 9,3 % респондентов Северного Казахстана. Поскольку исследуемая нами территория является полиэтничной, мы отметили наиболее многочисленные этносы, с которыми общаются респонденты: казахи, русские, татары, украинцы. Остальные национальности мы обозначили как «другие». На территории Западной Сибири 1 % респондентов отметили общение с «другими» национальностями; на территории Северного Казахстана ответ на данный вопрос составил 14,4 %.
Русские и казахи — два этноса, имеющие многовековой опыт добрососедства. Как известно, в ходе общения происходит обмен опытом, заимствования одного народа у другого. Приведем примеры заимствований, для которых характерны высокие процентные показатели. На вопрос: «Как Вам кажется, проживая долгое время в тесном соседстве с русскими, казахи что-нибудь переняли у них?», мы получили следующие варианты ответов: кухня, земледелие, алкоголь, традиции. Приведем примеры заимствований, на которые было получено наибольшее количество ответов. Всего 23,6 % респондентов Западной Сибири и 8,2 % респондентов Северного Казахстана назвали земледелие; 17,0 % респондентов Западной Сибири и 18,8 % респондентов Северного Казахстана — традиции; 11,4 % респондентов Западной Сибири и
5.3 % респондентов Северного Казахстана — русский язык. Следует отметить, что при ответе на данный вопрос часть респондентов затруднилась назвать за-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (63) 2008
имствования. Затруднились ответить на данный вопрос 21,3 % респондентов Западной Сибири и 47,7 % респондентов Северного Казахстана.
Далее респондентам был предложен вопрос: «Как Вам кажется, проживая долгое время в тесном соседстве с казахами, русские что-нибудь переняли у них?», респонденты назвали следующее: кухня, скотоводство, традиции, гостеприимство. Приведем примеры, на которые было получено наибольшее количество ответов. Всего 35,1 % респондентов Западной Сибири и 5,1 % респондентов Северного Казахстана указали кухню. Гостеприимность назвали 3,9 % респондентов Западной Сибири и 6,6 % респондентов Северного Казахстана. Традиции в качестве заимствования указали 5,9 % респондентов Западной Сибири и 25,8 % респондентов Северного Казахстана. Затруднились с ответом 39,0 % респондентов Западной Сибири и 45,7 % респондентов Северного Казахстана.
При ответе на вопрос: «Люди какой национальности наиболее близки к казахам», 58,9 % респондентов Западной Сибири и 48,7 % респондентов Северного Казахстана назвали кыргызов, узбеков, туркмен, татар. Мы объединили указанные народы под термином «тюркоязычные». Согласно данным предыдущего этносоциологического опроса 1991 — 1993 гг., национальностями, близкими к казахам, респондентами также были названы татары, узбеки, киргизы, «мусульмане», «тюркские народы» [1]. Далее идут русские, выше мы приводили данные по этому этносу. На третьем месте респонденты указали немцев. Полученные нами данные по немцам составили 11,5 % на территории Западной Сибири и 9,4 % на территории Северного Казахстана. Следует отметить, что респонденты с большой теплотой отзывались о представителях немецкой национальности. Информаторы отмечали: «Многие немцы знают казахский язык, с уважением относятся к нашим обычаям и традициям, стараются быть ближе к нам».
При ответе на вопрос: «Люди какой национальности наиболее далеки от казахов», 46,0 % респондентов Западной Сибири назвали «другие национальности». Данные, полученные на территории Северного Казахстана, схожи с данными, полученными на территории Западной Сибири. Всего 74,3 % респондентов указали «другие национальности». В качестве «других национальностей» информаторы перечислили американцев, афроамериканцев, французов, грузин. Таким образом, нами были записаны те национальности, с которыми респонденты не сталкиваются в ходе своего общения. На втором месте указаны русские. Так считают 26,5 % респондентов Западной Сибири и 12,4% респондентов Северного Казахстана. Далее следуют немцы. Их назвали 18,1 % респондентов Западной Сибири и 8,1 % респондентов Северного Казахстана. Следует отметить, что в данном случае речь идет не о «наших немцах» (слова информаторов), а о немцах, проживающих в Германии. При ответе на вопросы: «Как Вы считаете, проживая долгое время в тесном соседстве, казахи и русские заимствовали что-нибудь друг у друга?»; «Люди какой национальности ближе всего к казахам; дальше всего от казахов» респонденты испытывали затруднения. В частных беседах информаторы отмечали, что в настоящее время все национальности схожи и различий между ними нет.
Характеризуя национальные особенности казахов, русских, татар, немцев, респонденты Западной Сибири назвали уже сложившиеся определенные стереотипы национальностей. Следует отметить, что в автостереотипах и гетеростереотипах преобладают
положительные характеристики. В качестве особенностей казахской национальности респонденты в основном считают гостеприимность 46,7 %, доброту
22.8 %, сплоченность 15,5 %. У русских были выделены следующие особенности: трудолюбие 6,7 %, доброта
11.8 %, гостеприимность 8,3 %. Особенностями татар назвали хитрость 19,7 %, жадность 3,1 %. Для немцев считают характерными аккуратность 25,6 %, пунктуальность 10,3 %. Респонденты Северного Казахстана в качестве особенностей казахов назвали гостеприимность 36,6 %, доброту 16,5 %. Русских охарактеризовали следующим образом: трудолюбивые 3,5 %, добрые 14,5, веселые 3,7 %. Татар считают хитрыми 19,1 %, жадными 7,2 %. Немцев считают аккуратными 13,6 %, пунктуальными 10,3 %. В ходе работы над данным вопросом мы столкнулись с негативным отношением со стороны респондентов. Часть информаторов не желала отвечать на данный вопрос, называя его «некорректным, провокационным, разжигающим национальную вражду». Существует разница в ответах мужчин и женщин. Например, мы не выявили колебания процентных данных при характеристике этносов мужчинами. В ответах женщин наблюдается следующая ситуация: процентный показатель, характеризующий казахов, значительно превышает процентные показатели, характеризующие остальные этносы.
Отвечая на вопрос: «Чью сторону вы займете при межнациональном конфликте, споре», 45,9 % респондентов Западной Сибири и 51,7 % респондентов Северного Казахстана отметили, что займут сторону своей национальности. Наряду с этим, высокий процент респондентов, отметивших «буду, объективен». Данный вариант ответа отметили 32,5 % респондентов Западной Сибири и 28,4 % респондентов Северного Казахстана. Сравнивая полученные данные по полу, мы выявили различия в ответах на вопрос у мужчин и женщин. Доля мужчин преобладает при ответе: займу сторону своей национальности, для женщин более характерны ответы: буду нейтрален, буду объективен. Мы попытались выяснить причину, которая побуждает респондентов отмечать ответ — «займу сторону своей национальности». В ответ услышали следующее: «Когда идет скандал или происходит драка, некогда разбираться, кто прав, а кто виноват. Сначала подеремся, потом будем разбираться». Таким образом, в данном случае действует принцип: «Наших людей бьют», но он не является интолерантным, поскольку этнически не выражен.
Отвечая на вопрос: «Чью сторону вы займете при межнациональном конфликте, споре», 45,7 % респондентов г. Омска и 43,9 % респондентов г. Кокшетау отметили, что займут сторону своей национальности. Наряду с этим, высокий процент респондентов, отметивших «буду объективен». Данный вариант ответа отметили 28,5 % респондентов г. Омска и 33,3 % респондентов г. Кокшетау. Сравнивая полученные данные по полу, мы выявили различия в ответах на вопрос у мужчин и женщин. Доля мужчин преобладает при ответе: займу сторону своей национальности, для женщин более характерны ответы: буду нейтрален, буду объективен.
Отвечая на вопрос: «Чью сторону вы займете при межнациональном конфликте, споре?», 46,4 % респондентов сельской местности Западной Сибири и 61,5 % респондентов сельской местности Северного Казахстана отметили, что займут сторону своей национальности. Наряду с этим высокий процент респондентов, отметивших «буду объективен». Данный вариант ответа отметили 36,5 % респондентов сель-
ской местности Западной Сибири и 22,2 % респондентов сельской местности Северного Казахстана. Наблюдается сохранение выявленной тенденции по полу. Доля мужчин превышает долю женщин при ответе: «займу сторону своей национальности», доля женщин превышает долю мужчин при ответе: «буду нейтрален», «буду объективен».
В заключение необходимо отметить, что общение респондентов как на территории Западной Сибири, так и на территории Северного Казахстана в основном происходит с лицами своей национальности. В Северном Казахстане выше процент лиц, отметивших казахов в качестве соседей, друзей, коллег по работе и учебе и ниже процентный показатель общения с русскими. Мы объясняем это численным преобладанием казахов среди других этносов Северного Казахстана. На втором месте следуют русские, затем татары и украинцы. Доля остальных этносов в процентном соотношении невелика. В сравнении с данными предыдущего этносоциологического опроса наблюдается низкий процент показателя по общению с немцами. Мы объясняем это эмиграцией немецкого населения на историческую родину и, соответственно, численным снижением данного этноса на исследуемой территории. Следует отметить, что русские указаны как этнос, наиболее близкий к казахам и наиболее далекий от казахов. Информаторы объясняли это следующим образом: «Мы живем по соседству с русскими, работаем с ними, дружим и справляем праздники. Поэтому русские находятся ближе всего к казахам. Но есть русские, которые высокомерно относятся к казахам, считают, что мы хуже их».
В ходе анализа выявлены схожие тенденции национальных установок в исследуемых регионах. С увеличением возраста респондентов наблюдается рост процентного показателя общения с представителями своей национальности. Исключение составили данные, полученные при опросе казахского населения г. Омска. Процентный показатель общения респондентов как с казахами, так и с русскими находится на одном уровне. В г. Омске получен наименьший процентный показатель близости русских к казахам. Наряду с этим показатель, характеризующий русских, как национальность, находящуюся дальше всего от казахов, выше в г. Омске. В других регионах данные, полученные при ответе на этот вопрос, оказались значительно выше. Для женщин больше характерно общение с представителями своей национальности. Существует разница в ответах мужчин и женщин. Например, мы не выявили колебания процентных данных при характеристике этносов мужчинами. В ответах женщин наблюдается следующая ситуация: процентный показатель, характеризующий казахов, значительно превышает процент-
ные показатели, характеризующие остальные этносы. При ответе на вопросы: «Как Вы считаете, проживая долгое время в тесном соседстве, казахи и русские заимствовали что-нибудь друг у друга?»; «Люди какой национальности ближе всего к казахам; дальше всего от казахов» респонденты испытывали затруднения. В частных беседах информаторы отмечали, что в настоящее время все национальности схожи и различий между ними нет. Например, огородничество, русскую баню многие информаторы уже не считают заимствованием казахов у русских, а считают это элементами своей культуры. При ответе на вопрос: «Люди какой национальности наиболее далеки от казахов» информаторы называли американцев, афроамериканцев, французов, грузин. Таким образом, были названы национальности, не знакомые респондентам. Следует отметить, что в ходе работы над данным вопросом мы столкнулись с негативным отношением со стороны респондентов. Часть информаторов не желала отвечать на данный вопрос, называя его «некорректным, провокационным, разжигающим национальную вражду». Также тяжело было получить ответ на вопрос: «Назовите особенности русских, казахов, татар, немцев». Одни респонденты воспринимали его негативно, считая, что от них требуют отрицательные отзывы, другие не могли охарактеризовать предложенные национальности, поскольку считают, что качества человека не зависят от его национальной принадлежности. В ходе работы респонденты отвечали следующим образом: «В каждой нации есть хорошие и плохие люди. Нет плохих и хороших наций, все зависит от самого человека. Мы дружим с теми людьми, с которыми вместе живем и работаем, с которыми нам интересно, а не потому, что они казахи, русские».
Таким образом, мы считаем, что национальные установки казахов исследуемой территории можно охарактеризовать как толерантные. Для казахов исследуемой территории характерна биидентичность, так как данный регион в этническом плане является полиэтничным, что способствует формированию положительных гетеростереотипов.
Библиографический список
1. Ахметова Ш.К. Казахи Западной Сибири и их этнокультурные связи в городской среде. / Ш. К. Ахметова. — Новосибирск: Издательство института археологии и этнографии СО РАН, 2002. - С. 51.
САРСАМБЕКОВА Арна Сапаркалиевна, старший преподаватель.
Статья поступила в редакцию 30.07.07 г.
© А. С. Сарсамбекова
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ