Научная статья на тему 'Национальные цвета и государственные флаги как отражение национально-культурной традиции'

Национальные цвета и государственные флаги как отражение национально-культурной традиции Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1347
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦВЕТ / РОССИЙСКИЙ ТРИКОЛОР / ФЛАГ / ЗНАЧИМОСТЬ ЦВЕТА / НАЦИОНАЛЬНОЕ МИРОСОЗЕРЦАНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Василевич Александр Петрович

В статье экспериментально доказывается, что белый, синий и красный цвета, составляющие российский триколор, являются наиболее значимыми в сознании современных россиян. С другой стороны, появление этих цветов на государственном флаге в XVII в. было обусловлено рядом славянских этнокультурных традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Василевич Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальные цвета и государственные флаги как отражение национально-культурной традиции»

А. П. Василевич

Национальные цвета и государственные флаги как отражение национально-культурной традиции

В статье экспериментально доказывается, что белый, синий и красный цвета, составляющие российский триколор, являются наиболее значимыми в сознании современных россиян. С другой стороны, появление этих цветов на государственном флаге в XVII в. было обусловлено рядом славянских этнокультурных традиций.

Ключевые слова: цвет, российский триколор, флаг, значимость цвета, национальное миросозерцание

Государственный флаг обычно определяется как кусок материи (в том числе специальной) определённого цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой, объявленный официальным символом государственной власти. Это один из древнейших и наиболее широко распространенных геральдических знаков.

В России до последней четверти XVII в. существовали знамена, а не флаги. Слово флаг, по данным этимологического словаря Фасмера, датируется 1699 г. и произошло от голл. vlag, причем изначально, возможно, существовало в форме флагтух — голландского названия ткани, которая из-за прочности как раз и шла на морские флаги. Знамя же изначально имело совсем другой смысл. В словаре Даля оно даже не удостоено отдельной словарной статьи: оно включено в статью знаменовать. Др.-русск. знамено-ватися означало «отличаться, выделяться чем-либо». С этой целью, в частности, поднимался на древке сакральный символ (знак) племени или группы людей. Знамя, по версии Даля, означало примерно то же, что знаменье, т. е. знак, признак и только много позже приобрело значение «полотнище на древке, вручаемое войскам для почета и как сборный знак во время боя».

При всем разнообразии государственных флагов следует признать, что их основным изобразительным средством является сочетание цветов: именно цвета флага олицетво-

Вижу ищущих свет.

Луч красный, луч синий, луч белый серебряный.

Рерих. Криптограммы Востока

ряют его государственную принадлежность.1 Обычно цвета представлены на флаге в виде абстрактных геометрических фигур — прежде всего, полос. Именно таковым является современный российский триколор.

В большинстве случаев выбор цвета для национального флага не является случайным. Он отражает определенную культурно-историческую традицию данной страны и определенные цветовые предпочтения, веками складывающиеся в данном этносе. Речь идет о национальных цветах. Они внесословны, внеклассовы, внепартийны и относительно постоянны: они не меняются даже при смене правящих режимов. Верность своим эмблемам и способность пронести их сквозь века составляют особую гордость и служат залогом преемственности исторической жизни народов.

Любому цвету, независимо от того, является ли он национальным, свойственна определенная символика, отчетливо и единообразно осознаваемая многими представителями этноса. Понятие «национальный цвет» с неизбежностью включает в себя множество культурно-исторических и даже национально-психологических параметров. Национальные особенности весьма отчетливо проявляются на уровне ассоциаций. Об этом говорят, например, данные Е. Пе-

1. Заметим, что англ. colours букв. 'цвета' выступает синонимом слова флаг; ср. также русск. защищать цвета страны.

тровой [2006; 2008], которая сравнивала цветовые ассоциации русских и французов. На желтый цвет ведущими ассоциациями в обеих аудиториях были слова цвет солнца, золото, песок, теплый, веселье. Но на этом сходство кончается. В русской группе существенную долю составили слова сумасшествие, разлука, осенний, которых у французов не было вовсе. В то же время у французов важными оказались понятия предательство, измена, начисто отсутствующие в ответах русских испытуемых.

Среди эмоциональных ответов на красный цвет у русских и французов выделяются ярость, гнев, агрессия, которые вызывают в воображении картину бушующего разрушительного огня и, как правило, связаны с повышенной эмоциональной возбудимостью, сопровождающейся покраснением кожи (приливом крови).

Однако эмоциональное возбуждение сопровождает не только отрицательные эмоции. Порозовевшее лицо девушки, сильно бьющееся сердце — симптомы влюбленности или просто радости и счастья. На Руси долгое время именно красный цвет был цветом торжества, праздника. До сих пор осталась традиция отмечать выходные и праздники в календарях красным цветом. В силу этого среди ассоциаций на красный цвет в русской аудитории немало положительно окрашенных слов; у французов они практически отсутствуют.

У каждого народа можно отметить свои цветовые симпатии. Почетным императорским цветом в Византии был багряно-красный, в Китае — желтый. В Германии к числу преимущественных цветов исторически относится черный (у немцев он символизировал силу, мужество, великое прошлое). Напротив, французам свойственно инстинктивное неприятие черного — как и русским, у которых этот цвет всегда считался знаком смерти, печали, монашества, мрака, ада кромешного.

Можно ли каким-то образом определить эту самую «психологическую значимость» цвета для русских? И окажутся ли в числе значимых цвета российского триколора?

Проявление значимости цвета может иметь две формы: опосредованную (доля

того или иного цвета в одежде; употребительность соответствующих цветонаиме-нований в фольклоре и художественной литературе и т. п.) и прямую (можно обратиться непосредственно к представителям русской культуры и выяснить их мнение).

В одном из наших ранних исследований приведены результаты анализа большого корпуса текстов русской художественной литературы Х1Х-ХХ вв. [Василевич 1981]. В задачу анализа входила оценка употребительности цветонаименований. Объем выборки составил более 2 млн. словоупотреблений; всего было зафиксировано ок. 11 тыс. случаев употребления названий цвета.

Важно подчеркнуть, что в нашем случае речь идет не о конкретных словах-цветонаименованиях. Если нас интересует степень важности красного цвета, то мы учитываем суммарную частоту слов красный, багровый, алый, малиновый, винно-красный, темно-красный, багрово-синий и т. д. - т. е. все случаи, когда так или иначе был упомянут какой-нибудь оттенок красного цвета.

Подсчеты показали, что самыми частыми были слова, обозначающие оттенки красного и белого цвета, а, например, на шесть цветовых категорий из одиннадцати (зеленый, фиолетовый, розовый, серый, оранжевый и коричневый) приходится только 18% всех случаев появления цветонаименований в тексте.

Теперь обратимся к прямым показателям. В упомянутом выше исследовании [Василевич 1981] группе из 200 носителей русского языка была дана инструкция вспомнить и написать как можно больше названий цвета (любых, которые придут в голову). В анкетах оказалось более 6 тыс. ответов. Очевидно, что степень значимости отдельных цветов для русской аудитории напрямую связана с числом появления в анкетах соответствующих слов: чем чаще появляется указание на данный цвет, тем важнее этот цвет для опрашиваемой аудитории. Основные результаты эксперимента представлены в табл. 1.

Отметим, что категория красного цвета резко выделяется по обоим параметрам -и по общей частоте появления и по числу

туемые уравнивались по своему «вкладу» в общее множество ответов. Во-вторых, мы строго фиксировали ранг появления каждого слова в индивидуальной анкете.

В новом эксперименте приняли участие 40 испытуемых — студентов языкового вуза. Особого внимания заслуживает предложенная нами процедура обработки результатов.

На первом этапе индивидуальные анкеты были сведены в единую матрицу результатов. Опишем подробно процедуру обобщения данных.

Как и ранее, мы выделили 11 основных цветовых категорий и отмечали, на каком месте появлялся в анкете «представитель» этого цвета: независимо от того, было ли это слово красный, бордовый или пурпурный, мы считали, что появился «красный цвет»; синий, голубой, бирюзовый, темно-синий и т. п. сигнализировали о появлении «синего цвета» и т. д. Следует сказать, что подавляющую долю слов, описывающих данный цвет, во всех случаях составляли основные цве-тонаименования. Например, зеленый встретилось в 39 анкетах, в то время, как хаки, изумрудный, оливковый и бледно-зеленый встретились в 1-3 анкетах, и лишь салатовый было несколько употребительнее (18 анкет).

Приведем пример анализа анкет двух испытуемых (табл. 2). Напомним, что список каждого испытуемого включал ровно 15 слов.

Представим обобщенные данные двух испытуемых в более удобном виде. Понятно, что в первую очередь следует следить, вклю-

Таблица 2. Пример предварительного этапа обработки данных

Ответы в исходной анкете Результаты

Ранг Испытуемый 1 Испытуемый 2 Основные цвета Исп. 1 Исп. 2

1 красный белый белый 7 1, 10

2 синии черный желтый - 6

3 голубой красный зеленый 15 5, 8, 12

4 фиолетовый синий коричневый 5, 13 11

5 бежевый зеленый красный 1, 8, 10 3

6 черный желтый оранжевый 9 -

7 белый голубой розовый 12 10

8 темно-красный салатовый серый 14 12

9 оранжевый фиолетовый синий 2, 3, 11 4, 7

10 пурпурный розовый фиолетовый 4 9, 11

11 темно-синий перламутровый черный 6 2

12 розовый лиловый

13 коричневый пурпурный

14 серый коричневый

15 зеленый серый

Таблица 1. Результаты ассоциативного эксперимента

Цветовая Общее число В т.ч. разных

категория ответов слов

красный 1091 83

синий/голубой 876 48

зеленый 692 49

желтый 623 54

коричневый 584 29

белый 452 58

серый 444 53

оранжевый 405 20

фиолетовый 402 21

черный 192 26

розовый 171 12

разных слов; категория синего цвета занимает «прочное» второе место и т. д.

Однако общее число ответов и число разных слов внутри одной категории еще не исчерпывают всех возможностей оценки значимости цветовых категорий. Хорошо известно, что наиболее важные слова приходят в голову первыми, и соответственно, в числе первых фиксируются в анкете испытуемого. Значит, при обработке результатов им надо придавать больший вес. С другой стороны, число ответов, зафиксированных в индивидуальных анкетах, колебалось в большом диапазоне: от 10-15 до 70 слов. Получается, что те, кто породил больше ответов, имели гораздо больший «вес» в общем множестве данных, т. е. испытуемые были, в каком-то смысле не равноправными.

Мы приняли решение повторить эксперимент, усовершенствовав процедуру его проведения. Во-первых, мы ограничили число ответов, приняв во внимание только первые 15 слов каждой анкеты. Тем самым, испы-

чает ли индивидуальный список всю группу 11 основных цветов. В нашем случае желтый и оранжевый цвета в одном из списков отсутствуют.

С другой стороны, как мы говорили выше, важно оценить, на каком месте в индивидуальном списке появляется тот или иной цвет. При этом, согласно общепринятым психологическим принципам, наиболее существенным показателем является первое появление соответствующего слова. Если у исп. 1 красный цвет представлен тремя словами, то важнейшим из них является то, которое появилось первым (в данном случае, слово красный, первое место в списке). Коричневый цвет представляют два слова, причем первым появилось совсем не основное цветонаименование (бежевый — 5-ое место, в то время, как коричневый — только 13-ое).

Чтобы облегчить дальнейшие расчеты, мы перешли от рангов к баллам, применив следующую схему: 1 —> 18 баллов; 2—>16 баллов;

Таблица 3. Пример обобщения данных

Понятно, что информация трех последних столбцов имеет самое непосредственное отношение к определению значимости цвета для русских информантов. С этой целью желательно было бы охарактеризовать каждый цвет некой величиной, в которой будут учтены и общее число, и ранги его появлений в индивидуальных анкетах. Однако, прежде чем предложить процедуру определения этой величины, представим фрагмент итоговой матрицы результатов, которая, собственно, и дает основу всех дальнейших расчетов (табл. 4).

Теперь опишем процедуру получения величины Р, которая будет характеризовать степень значимости цвета — исходя из величин N и 2. Итак,

где 2тах представляет собой максимально возможную величину суммарного балла для данного числа ответов. Напри-

Ранг 1-го появления в анкетах Ранги последующих появлений Число анкет, содержащих цвет Суммарный балл первого появления Суммарный балл последующих появлений

Исп. 1 Исп. 2 Исп. 1, 2 Исп. 1, 2 Исп. 1, 2

красный 1 3 8, 10 2 32 14

синий 2 4 3, 7, 11 2 28 28

белый 7 1 10 2 27 6

черный 6 2 - 2 26 -

фиолетовый 4 9 11 2 19 5

коричневый 5 11 13 2 16 3

зеленый 15 5 8, 12 2 12 12

розовый 12 10 - 2 10 -

желтый - 6 - 1 10 -

оранжевый 9 - - 1 7 -

серый 14 12 - 2 6 -

3—14 баллов; 4—12 баллов; 5—11 баллов; ... 14— 2 балла; 15— 1 балл.

Небольшой бонус трем первым местам списка, на наш взгляд, психологически оправдан.

Наконец, мы считали полезным не терять информацию и по тем словам, которые дополняли данный цвет (типа темно-красный и пурпурный, которые хотя и появились у исп. 1 позже слова красный, но все же усиливают роль красного цвета. Итак, объединим данные наших двух испытуемых (табл. 3).

мер, если серый цвет появился в 32 анкетах, то для него 2тах составит (32 х 18 = 576). Другими словами, если бы все 32 человека поставили серый цвет на первое место в своих анкетах, то «серый» набрал бы 576 баллов. Из табл. 3 видно, что реальный балл серого цвета равен 190. В таком случае значимость серого по нашей формуле составит 10,6. Эта величина и помещена в последнем столбце Р табл. 4.

Получившиеся результаты знаменательны в двух отношениях. Во-первых, последние пять мест занимают цветовые категории, для которых, согласно теории Берлина-Кея,

Таблица 4. Итоговая матрица результатов (фрагмент)

Испытуемые Число анкет, содержащих Суммарный балл первого Суммарный балл последую- Q

данный цвет (^ появления (X) щих появлений

1 2 3 ... 40

красный 1 3 4 1 40 559 139 31.1

синий 2 4 3 5 40 532 390 27.6

белый 7 1 2 8 39 466 29 25.9

черный 6 2 9 7 39 439 - 24.4

зеленый 15 5 7 3 39 434 46 24.1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

желтый - 6 5 2 35 406 60 22.6

фиолетовый 4 9 8 6 38 338 87 18.8

розовый 12 10 15 - 34 242 - 13.4

коричневый 5 11 1 10 38 217 123 12.1

оранжевый 9 - 6 4 37 210 32 11.7

серый 14 12 - 9 32 190 4 10.6

во всех языках соответствующие лексические выражения появились в самую последнюю очередь, т. е. в определенном смысле они являются наиболее «молодыми».

Во-вторых, первые три места в списке занимают красный, белый и синий — цвета современного российского триколора.

Предложенная нами процедура позволяет оценить не только значимость цвета, исходя из первого появления слова в анкете испытуемого (назовем его О1 — это, конечно основной показатель), но и сохранять информацию, связанную с последующими появлениями слов той же категории. Конечно, важно, что исп. 1 поставил на первое место слово красный (см. табл. 2), но существенно и то, что в дальнейшем он еще дважды употреблял слова из категории красного цвета. Применив аналогичную расчетную процедуру к таким дополнительным словам, мы получили показатель Р2, который позволяет дополнять оценку О1. Значения обоих показателей см. в табл. 5.

Таблица 5. Значимость первого и последующих ^2) появлений слов

Q1 Q2

красный 31.1 7.8

синий 27.6 6.8

белый 25.9 1.6

черный 24.4 -

зеленый 24.1 3.0

желтый 22.6 3.3

фиолетовый 18.8 4.8

розовый 13.4 -

коричневый 12.1 6.8

оранжевый 11.7 1.8

серый 10.6 0.2

Низкие значения О2 у категорий «белый» и «черный» связаны, как нам кажется, с тем,

что в русском языке вообще не много разных слов, относящихся к этим категориям. Связано это с тем, что появление нового слова обычно вызывается необходимостью обозначить оттенок цвета (ср. малиновый, алый, гранатовый, насыщенно-красный, светло-красный и т. д.). У ахроматических цветов оттенков практически нет; отпадает и нужда их называть. С другой стороны, неожиданно высок показатель у группы «коричневый» (главным образом, за счет одного слова - бежевый, которое встретилось в 25 анкетах из 40, хотя и далеко не в начале списков). Возможно, это связано с тем обстоятельством, что в данный конкретный момент психологическая значимость коричневого цвета повысилась благодаря моде (подавляющее большинство испытуемых составляли молодые девушки).

Итак, мы показали, что в сознании современных носителей русского языка цвета триколора, действительно, занимают важнейшее место. Но как обстояло дело раньше, во времена, предшествующие XVII в., когда этот самый триколор создавался? Начнем с двух цветов, которые единодушно признаются «исконно славянскими»: белого и красного. Об их значимости говорят многочисленные факты. Так, эти цвета играли исключительно большую роль в русском быту. Достаточно сказать, что белая рубаха с красной вышивкой была типичной народной одеждой русских. Кстати, по некоторым данным красному цвету придавалась обе-режная функция, т. е. люди верили, что зло боится красного цвета (не случайно вышивка шла по подолу, воротнику и концам

рукавов, т. е. в местах, наиболее уязвимых для проникновения нечистой силы). Понятно, что красный цвет не мог не превалировать в символике русского воинства. Судя по летописям и немногим сохранившимся древним флагам, до 90% древнерусских знамен и стягов были именно красного цвета.

Белый цвет имеет исключительное значение в православии. С самых древних времен он был символом всего самого высокого, одним из эмблемных цветов самого Бога. И наоборот, все черное, темное, мрачное всегда означало нечто низкое, не божественное, земное.

Отсюда белые одежды богов, ангелов, святых, праведников в раю, белая окраска православных храмов. Словосочетания типа белые ризы или св. Георгий на белом коне, часто встречающиеся в древних памятниках, выражают, конечно, не белый цвет как таковой, а причастность к святости. Белыми называл народ свою веру, царя и Отечество.

Отнюдь не случайно белый цвет в свое время был прочно связан с такими качествами, как благородство, знатность, величие, благосостояние. Да и сейчас белые костюмы, автомобили, рубашки, интерьеры служат знаком принадлежности к обеспеченному классу, а словосочетания белые воротнички, белая косточка относятся к категории лиц, которые в определенной мере составляют высшие слои общества.

Кстати, если мы обратимся к государственным флагам, то легко убедимся, что белый и красный цвета помещены на флагах ВСЕХ славянских стран.1

Что до синего цвета (точнее голубого — см. об этом [Василевич 2007]), то он был скорее «русским», чем общеславянским. Голубой считается цветом Богоматери; на крестные ходы русские патриархи шествовали под голубыми балдахинами. Синими на Руси были небо, вода, да и весь видимый мир. Ср.:

Гой Ты, Русь моя родная. И мне в глаза ударит синий, Хаты — в ризах образа, До боли синий, грустный свет. Не видать конца и края — И вдруг повеет той Россией, Только синь сосет глаза. Которой — мне казалось — нет!

С. Есенин В. Сидоров

1. Включая и балтославянские Латвию и Литву. Впрочем, есть и исключение - Украина; здесь имеются свои исторические причины, о которых мы здесь говорить не будем.

Итак, для выбора белого, красного и синего цвета у Петра I были все основания.2 А вот тот факт, что эти цвета остаются ведущими и для современных россиян, был в определенной мере неочевиден. Впрочем, этот результат можно рассматривать двояко. С одной стороны, можно предположить (и это было бы «красиво»), что русские сумели сохранить основные черты национального миросозерцания. С другой стороны, уместна и обратная версия: триколор стал привычным атрибутом современного быта (достаточно сказать, что человек видит его каждый раз, когда включает государственный канал телевидения). Соответственно психологическая значимость этих цветов неосознанно повышается. Не будем сейчас подробно аргументировать ту или иную позицию и разбираться, где тут яйцо и где курица, но не можем не отметить следующего факта. Когда мы проводили аналогичный эксперимент (это было на рубеже 1980-х гг.), триколор был практически не известен широкой аудитории. Наши испытуемые были воспитаны на красном советском флаге, и все же синий и белый цвета уже тогда неизменно входили в число наиболее важных.

Список литературы

1. Василевич А. П. Обозначение цвета в современном русском языке. Деп. в ИНИОН АН СССР 10.6. 1981, № 7699.

2. Василевич А. П. Этимология цветонаимено-ваний как зеркало национально-культурного сознания. / / Наименования цвета в индоевропейских языках. Системный и исторический анализ. - М.:КомКнига, 2007.

3. Василевич А. П. Три цвета в истории российского флага // Современные лингвистические парадигмы: фундаментальные и прикладные аспекты. - М., 2009.

4. Петрова Е. Ю. Кто раскрасил российский флаг? // Вестник МГЛУ, вып. 525. - М., 2006, с. 138-145.

5. Петрова Е. Ю. Цветообозначения в языковом сознании вторичной языковой личности. Автореф. канд. дисс.... - М., 2008

2. Точнее будет сказать, что сами цвета для флага выбрал еще Алексей Михайлович; Петр ввел собственно трехполосный флаг (см.

об этом подробнее в работе [Василевич 2009]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.