УДК 338.264
DOI 10.23672/t6908-4586-5548-t
Кузнецова Анастасия Алексеевна
аспирантка кафедры государственного и муниципального управления, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации nastia2197@mail.ru
Anastasia A. Kuznetsova
Postgraduate Student of the Department of State and Municipal Administration, Financial University under the Government of the Russian Federation nastia2197@mail.ru
Национальные проекты
как инструмент реализации стратегических целей страны
National projects as a tool
for implementing the country's strategic goals
Аннотация. Национальные проекты в разных странах мира, а также - в Российской Федерации, связаны с усовершенствованием технологий, улучшением качества жизни людей, созданием безопасной и экологически привлекательной среды. В статье обозначено понятие «национальный проект», а также, обозначены нормативно-правовые документы регулирующие данную тему. Помимо этого, автором статьи рассмотрены периоды развития национальных проектов с 2002 по 2016 годы, а также -проведен анализ исполнения национальных проектов, выявлены слабые стороны. Рассмотрены вопросы причин невыполнения национальных проектов в Российской Федерации.
Ключевые слова: национальные проекты, Федеральные целевые программы, «системы ручного управления», показатели программ.
Annotation. National projects in different countries of the world, as well as in the Russian Federation, are associated with improving technologies, improving the quality of life of people, creating a safe and environmentally attractive environment.The article denotes the concept of a national project, as well as identifies the regulatory documents regulating this topic. The periods of development of national projects from 2002 to 2016 are also considered. An analysis of the implementation of national projects has been carried out, weaknesses have been identified. The issues of reasons for non-implementation of national projects in the Russian Federation are considered.
Keywords: national projects, Federal target programs, «manual control systems», program indicators.
Национальные проекты в разных странах мира, а также - в Российской Федерации, связаны с усовершенствованием технологий, улучшением качества жизни людей, созданием безопасной и экологически привлекательной среды. Национальные проекты в Российской Федерации были разработаны и запущены в реализацию начиная с 2019 года. Срок исполнения национальных проектов был смещен с 2024 на 2030 год, а мероприятия пополнились мерами из общенационального плана восстановления экономики после пандемии . Национальные проекты в Российской Федерации разработаны по трём направлениям: «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост». Финансирование национальных проектов осуществляется за счет федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации, внебюджетных источников и государственных внебюджетных фондов [1].
В международной практике под национальными проектами понимаются комплексные программы, имеющие общенациональную значимость и требующие масштабных вливаний государственных средств: развитие космоса, атомной и гидроэнергетики, вывод целых отраслей как, например, здравоохранения на новый уровень, в последнее
время - развитие искусственного интеллекта и других стратегически важных направлений, в которых на начальной стадии невозможно обеспечить 100 % частное финансирование.
Постановлением Правительства РФ от 31.10.2018 № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» определено понятие «национальный проект». «Национальный проект» - это проект (программа), направленный на достижение национальных целей и их целевых показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», и обеспечивающий достижение общественно значимых результатов и их показателей, а также задач, не являющихся общественно значимыми результатами, и их показателей по поручению и (или) указанию Президента Российской Федерации, по поручению Правительства Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, по решению Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (далее - Совет), президиума Совета. Анализируя и обобщая определения сущности понятия «национальные проекты», сформулированные в
нормативных документах, представляется возможным дополнить его, определяя «национальный проект» как инструмент социально-экономического развития государства, призванный вывести приоритетные отрасли на новый уровень развития.
В период развития Российской Федерации после распада Советского Союза государство постоянно пыталось найти оптимальные формы осуществления инвестиций в масштабные проекты и привлечения к ним частных инвесторов:
• с 2002 года начали готовиться Федеральные целевые программы (далее - ФЦП);
• в 2005 году было объявлено о запуске четырех приоритетных национальных проектов «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса», «Здоровье» и «Образование»;
• в 2010 года ФЦП были преобразованы в государственные программы, в том числе по причине невыполнения многих из целевых показателей ФЦП;
• в 2012 года было подписано 11 «майских» указов Президента России, нацеленных на приоритетные сферы развития государства и определяющие целевые показатели, которые требовалось достигнуть к 2018 году или 2020 году;
• в 2016 году произошла реорганизация в области управления стратегическими проектами в виде создания Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, Департамента проектной деятельности Аппарата правительства Российской Федерации и упразднения двух других консультативных органов. Сформированный перечень из 11 основных направлений стратегического развития Российской Федерации на период до 2018 года и до 2025 года послужил основой для подготовки 29 приоритетных проектов. Ряд ранее принятых государственных программ также был переведен на проектное управление.
Анализ исполнения описанных выше национальных проектов свидетельствует о том, что независимо от формата, в котором они готовились, и от организационных структур, созданных для управления этими программами, целевые показатели, установленные в них, зачастую не достигались или достигались с большими задержками по срокам [2]:
• национальный проект «Развитие АПК» по всем трем направлениям оказался не выполнен и преобразован в Государственную программу развития сельского хозяйства;
• рост ежегодного объема жилищного строительства в Российской Федерации до 80 млн кв. м. в год был достигнут только в 2014 году, а не в 2010 году;
• продолжительность жизни по итогам 2018 года составила 72,84 года при целевом показателе 74 года;
• доля продукции высокотехнологических и наукоемких отраслей в ВВП должна была составить 30 % в 2018 году, а оказалась равна 21,7 % в 2017 году.
• численность высокопроизводительных рабочих мест в 2020 году должна была составить 25 млн, а в 2017 году составляла только 17,6 млн.
Учитывая предшествующий анализ, следует также отметить положительный вклад национальных проектов в социально-экономическое развитие страны и повышение ее обороноспособности:
- многократно выросла доля современных образцов вооружений и техники в российской армии;
- превышен целевой показатель доли российских научных публикаций в международных научных журналах;
- по итогам 2018 года Российская Федерация заняла 31 место в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса (в 2012 году она была на 120 месте), что можно назвать успешным, несмотря на то, что целевой показатель был -20 место [3];
- уровень оснащения образовательных учреждений и учреждений здравоохранения, социальной поддержки населения в этих сферах также наблюдается положительная динамика.
Исполнение национальных проектов и государственных программ является исключительно важным с точки зрения повышения эффективности государственного управления и показывает, что по многим направлениям по-прежнему существует большой потенциал, для примера, можно рассмотреть национальные проекты «Экология» и «Цифровая экономика Российской Федерации». По итогам 2019 года указанные национальные проекты значительно отставали по уровню исполнения, на сегодняшний день ситуация стабилизируется, но по-прежнему остается потенциал к развитию.
Анализируя национальные проекты как инструмент реализации национальных целей, целесообразно рассмотреть невыполнение национальных проектов Российской Федерации. Для начала необходимо выделить системноуправленческие проблемы. Переход системы государственного управления с планового механизма на рыночную модель носил спонтанный характер, изменения осуществлялись стихийным образом. Сложившаяся система управления требует периодического вмешательства высшего руководства страны, поэтому для успешной реализации национальных проектов требуется понимание того, как этот институт должен взаимодействовать с другими уже сложившимися институтами управления, как его «встроить» в имеющиеся управленческие связи.
Следующая причина, которую хотелось бы отметить - низкое качество планирования при формировании системы показателей программ и
проектов. Говоря о данной причине невыполнения национальных проектов, можно сказать, что она носит методологический характер и при наличии системного подхода легко исправима. К.Я. Сер-ковой было проведено исследование касательно данной темы [4], в котором достаточно полно описываются все составляющие проблемы и даются предложения по их решению.
Рассматривая данный вопрос, следует обратить внимание на причину мотивации. Под данной причиной понимается мотивация бизнеса. В связи с этим, важную роль в успехе осуществления национальных проектов играет мотивация бизнеса как неотъемлемого и одного из ключевых участников, которая, в свою очередь, зависит от инвестиционной привлекательности национальных проектов и государственных программ. Следует отметить, что низкая инвестиционная привлекательность, как страны, так и государственных инвестиционных проектов, носит глубокий и стратегический характер. Это - те вопросы, которые детально обсуждались на Петербургском международном экономическом форуме (далее - Форум), а также -во время других саммитов. Важно отметить, что Форум 2021 года стал самым масштабным в мире деловым событием очного формата после вынужденного перерыва из-за пандемии коронавируса. Форум состоялся в традиционном формате с использованием современных цифровых технологий. В Форуме приняли участие Президент Российской Федерации Владимир Путин, мировые лидеры, руководители крупных российских и иностранных компаний и банков, ведущие эксперты из числа представителей науки, средств массовой информации и бизнес-сообщества.
Проблемы, влияющие на развитие предпринимательства, включают в себя высокий уровень коррупции, низкий уровень предпринимательской активности, недостаточный уровень лидерства и командного подхода к реализации проектов. Для решения первой проблемы необходимо внедрение более жесткого законодательства по борьбе с коррупцией и его систематичное применение. А для развития предпринимательства нужно проводить системную работу, связанную с воспитанием нового поколения граждан, которые бы стремились стать предпринимателями и не боялись брать на себя ответственность за принимаемые решения.
В завершении хотелось бы сделать вывод о том, что проведенный анализ успешности национальных проектов в России показывает, что, несмотря на позитивный вклад в развитие экономики, существует огромный потенциал для повышения успешности осуществления стратегически важных для государства инициатив. Как показывает история России и зарубежных стран, немаловажную роль в этом должен играть бизнес. Для его привлечения должны быть созданы определенные условия, которые делают участие в таких проектах выгодным и безопасным. Чтобы повысить инвестиционную привлекательность национальных проектов и программ, государству необходимо решать следующие задачи: повысить качество принимаемых нормативно-правовых актов, кардинально улучшить судебную систему, повысить качество подготовки проектов, снизить негативное влияние государства и оптимизировать государственную поддержку, развить предпринимательство и повысить уровень финансового суверенитета страны.
Литература:
1. Национальные проекты России. URL : xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/ (дата обращения 13.05.2022).
2. История нацпроектов в России. URL : https:// tass.ru/info/6101471 (дата обращения 13.05.2022).
3. Всемирный банк Doing Business. URL : https:// russian.doingbusiness.org/ru/rankings (дата обращения 21.05.2022).
4. Серкова К.Я. Проблемы реализации государственных программ и пути их решения / К.Я. Серкова // Journal of Economy and entrepreneurship. 2016. № 12. Ч. 4.
Literature:
1. National projects of Russia URL : //xn--80aapam-pemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/ (date of the application 13.05.2022).
2. History of national projects in Russia. URL : https://tass.ru/info/6101471 (date of the application 13.05.2022).
3. World Bank Doing Business. URL : https://rus-sian.doingbusiness.org/ru/rankings (date of the application 21.05.2022).
4. Serkova K.Ya. Problems of implementation of state programs and ways to solve them / K.Ya. Serkova // Journal of Economy and entrepreneurship. 2016. № 12. Part 4.