НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В МЕХАНИЗМЕ ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИИ Скарлупин С.А. Email: Skarlupin6112@scientifictext.ru
Скарлупин Сергей Александрович - студент магистратуры,
кафедра государственно-правовых дисциплин, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск
Аннотация: в статье рассматривается специфика взаимодействия разных национальных групп с точки зрения обеспечения механизма охраны и защиты прав человека и гражданина. Исследуются национальные особенности малых этнических народов с точки зрения сохранения национальной идентичности и возможные пути развития малых наций в составе большого государства, взаимодействие малых наций и народностей в составе Российской Федерации. Приведены основные международные нормативно-правовые акты по взаимодействию с малыми национальностями и народностями.
Ключевые слова: национальность, права человека, принципы международного права, самоуправление, национальные традиции, самоопределение.
NATIONAL CHARACTERISTICS IN THE MECHANISM OF PROTECTION AND PROTECTION OF HUMAN AND CIVIL
RIGHTS IN RUSSIA Skarlupin S.A.
Skarlupin Sergey Alexandrovich - Student of master's degrees, DEPARTMENT OF STATE AND LEGAL DISCIPLINES, PACIFIC STATE UNIVERSITY, KHABAROVSK
Abstract: the article examines the specifics of the interaction of different national groups from the point of view of ensuring the mechanism ofprotection and protection of human and civil rights. The national characteristics of small ethnic peoples are investigated from the point of view of the preservation of national identity and possible ways of development of small nations as part of a large state. Interaction of small nations and nationalities within the Russian Federation. The main international normative legal acts on interaction with small nationalities and peoples are given.
Keywords: nationality, human rights, principles of international law, self-government, national traditions, self-determination.
УДК 342.72/.73
Широкое обсуждение в СМИ в конце 90-х годов графы о национальности в паспорте вызвало неоднозначную реакцию у разных групп населения. Некоторые люди думают, что необязательно указывать свою национальность, не имея возможности идентифицировать себя с какой-либо нацией. Другие, наоборот, не мыслят себя вне своей этнической общности и бояться стать неким аморфным человеком, потерявшим связь со своей культурой, традициями, языком и обычным образом жизни. В спорах на эту тему возник очень важный вопрос: Что соответствующая графа дает народам России? Невозможно будет узнать отношения между каждой отдельной нацией в России, на каком уровне находится образование у каждой нации, социальная защищенность. Люди, лишенные возможности идентифицировать себя с определенной нацией, теряют чувство национальной взаимопомощи, перестают быть нацией. Они теряют способность отстаивать свои национальные интересы, развивать свою культуру, обычаи и традиции. Таким
образом, по нашему мнению, в паспорте следовало для идентификации оставить графу о национальности.
Равенство для всех граждан, независимо от национальности, недопустимость какой-либо дискриминации по этому признаку - один из основополагающих принципов международного и российского права, гарантирующих равные права и свободы человека и гражданина. При этом не имеет значения, где проживает гражданин - в месте компактного проживания нации или где-то еще.
На основе равенства всех наций, свободы самоопределения личности каждый имеет право определять и заявлять о своей национальной идентичности с акцентом на свои культурные традиции, языковой фактор и религию. В России запрещено создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на разжигание расовой и национальной розни. Кроме того, установлена уголовная ответственность за прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых, или косвенных льгот для граждан в зависимости от расы или национальности. Наличие таких норм в законодательстве, служит гарантом стабильных межнациональных отношений между людьми в такой многонациональной стране, как Россия.
Права народа, права нации и права человека не должны противопоставляться [1] никаким образом. Необходимо обеспечить их гармоничное сочетание.
Демократическое государство должно признать право людей на самоопределение. Но это право может быть реализовано только на основе полного равенства всех граждан и прав человека, без каких-либо привилегий для коренной нации и без дискриминации в отношении граждан не коренной национальности. Эта позиция отражена в Декларации о принципах международного права 1977 года [2], в которой говорится о правительствах, представляющих рас, религии или цвета кожи, всех людей, живущих на определенной территории. Осуществление принципа самоопределения не должно приводить к деградации и ограничению прав и свобод человека, как и принцип целостности государств или основополагающие принципы федерализма, включая отсутствие одностороннего права на отделение от федерации. Все попытки подменить право народа на самоопределение правом нации неизбежно сопровождаются нарушениями прав человека.
Для предотвращения негативных явлений, международное сообщество представило принцип нерушимости границ и территориальной целостности и закрепило его в Хельсинкском акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и заключительном документе Венской встречи. Уважая равенство между всеми национальностями, международное право не поощряет преследование добровольной сегрегации, которая влечет за собой нарушение территориальной целостности и создание национальной государственности [3].
Рассматриваемый принцип не означает ущемления права народа или нации на самоопределение. Осуществляя право на самоопределение, народы и этнические группы могут выбирать различные формы, включая национальную и культурную автономию [4]. В то же время следует учитывать пригодность той или иной формы для общего развития как самого народа, так и малых этнических групп и национальных меньшинств.
Особую актуальность приобретает совершенствование механизма охраны и защиты прав национальных меньшинств. Конвенция о гражданских и политических правах содержит гарантии прав этнических, религиозных и языковых меньшинств (статья 27). В отличие от нации, они не имеют права на самоопределение. Однако, «лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве вместе с членами той же группы использовать свою культуру, исповедовать религию и выполнять её ритуалы, а также использовать свой родной язык». Из содержания этой нормы следует, что речь идет не о правах национальных меньшинств, как этнического сообщества, не о коллективных правах, а об индивидуальных правах
членов этого сообщества, то есть о правах человека. Но устанавливая права личности, права этих меньшинств также защищены.
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации также является международным инструментом борьбы со всеми формами расовой дискриминации [5]. Статья 14 Конвенции предусматривает механизм разрешения конфликтов, который позволяет отдельным лицам обращаться с запросом в Комитет по ликвидации расовой дискриминации, если они стали жертвами нарушений их прав и были исчерпаны другие внутренние средства правовой защиты. Однако Комитет не компетентен принимать сообщения, если его компетенция не признана государством-участником.
В целях обеспечения всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех, независимо от расы, пола, языка или религии были приняты следующие акты международного права:
- Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него (30 декабря 1973 г.) [6];
- Конвенция МОТ № 111 о дискриминации в сфере труда и профессий (25 июня 1958 г.);
- Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования (14 декабря 1960 г.) [7].
Одна из основных проблем при формировании национальной политики является то, что выбор направления, должен осуществляться не только узким кругом политиков, но и обществом в целом. Для общества характерна очень низкая ориентация на актуальные этнические особенности. Это позволяет сделать вывод о том, что дальнейшее развитие российского общества и решение проблем построения государственности связано в первую очередь с уровнем политической культуры населения, в первую очередь политической элиты [8, 6, с. 7], как на центральном, так и на региональном уровне.
На протяжении всей своей истории Россия была и остается союзом народов, многонациональным государством. Единая политическая структура органично сочеталась с различными формами национальной и культурной идентичности, особыми порядками и режимами в национальных регионах [9].
В то же время, даже самое свободное гражданское общество не может иметь совершенных механизмов саморегулирования. Этим объясняется потребность в государстве как институте, обеспечивающем порядок и регулирование социальных процессов [10] и обладающем эффективными инструментами охраны и защиты прав человека.
Таким образом, подтверждается приверженность сохранению национальной политики построения государства на основе этнической территории соответствующих народов, обеспечению широкого представительства этих народов в государственных органах, обеспечению их родного языка в качестве государственного и организации функций государственных органов.
Согласно закону, русский язык является важнейшим средством межнационального общения между народами России. При этом россияне признают равные права на сохранение, развитие и государственную поддержку своего языка. Государство гарантирует всем людям и каждому человеку право сохранять и всесторонне развивать свой родной язык, свободу выбора и использования языка для общения, образования, воспитания и интеллектуального творчества. Также гарантируются равные возможности для сохранения, изучения и развития, равная социальная, экономическая и правовая защита для всех народов России, особая забота и внимание к языкам малых народов, не имеющих своего национального государства и национально-территориальных единиц, желание овладеть языком межнационального общения и другими языками народов Российской Федерации, проживающих на той же территории [11].
Но вместе с такой национальной политикой государства, обеспечивающей развитие как больших, так и малых наций, и народностей, требует времени. В целях укрепления межнационального согласия представляется предпочтительным последовательное формирование комплекса общегражданских ценностей как основы для цивилизованного сближения различных культурных ценностей и традиций в разных этнических обществах.
В рамках правовой системы Российской Федерации аппарат Уполномоченного Президента Российской Федерации по делам национальностей может стать органом, рассматривающим общегосударственные национальные вопросы [6, с. 349].
В случаях нарушения национальных прав человека и гражданина, Уполномоченный вправе обратиться с соответствующим запросом в прокуратуру любого уровня или подать иск в судебные органы, вплоть до Конституционного Суда РФ.
В заключение следует отметить, что Россия на протяжении длительного исторического периода смогла выработать социально-правовые механизмы мирного сосуществования народов её населяющих, но в динамично меняющимся мире национальный вопрос является наиболее сложным и острым, требующих своего тщательного изучения и социально-правового разрешения.
Список литературы /References
1. Козлов А.Е. Право на самоопределение как принцип международного права и конституционное право человека // Права человека и межнациональные отношения. М. 1994. С. 72-73.
2. Международное право в документах: Учебное пособие // Сост. Н.Т. Блатова. М.: Юрид. лит., 1982. С. 4-12.
3. Журек О.Н. Самоопределение народов в международном праве // Советское государство и право, 1990. № 10. С. 104.
4. О национально-культурной автономии. Закон РФ // СЗ РФ, 1996. № 25. Ст. 2965.
5. Международное право в документах. М.: Юрид. лит., 1982. С. 338.
6. Абдулатипов Р. Послание о федеративной и национальной политике Президенту РФ Б.Н. Ельцину // Диалог, 1995. № 5-6. С. 10.
7. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995. С. 39.
8. Здравомыслов А.Г., Матвеева С.Я. Межнациональные конфликты в России // Общественные науки и современность. 1996. № 2. С. 164.
9. Строев Е. Извлечь уроки из распада СССР // Санкт-Петербургские ведомости, 1996. 6 июля.
10. Лукашева Е.А. Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека. М., 1994. С. 19.
11. Декларация о языках народов России // Ведомости, 1991. № 50. Ст. 1742.