Национальные интересы Российской Федерации в Мировом океане и инструменты государственной политики для их защиты
Капитан 1 ранга в отставке А.И. ИСМАИЛОВ, доктор военных наук
Капитан 1 ранга в отставке А.Н. ПОПОВ, доктор военных наук
Капитан 1 ранга в отставке В.В. ПУЧНИН, доктор военных наук
АННОТАЦИЯ
ABSTRACT
На основании анализа Морской доктрины Российской Федерации, новых рисков, вызовов и угроз уточнены ее национальные интересы в Мировом океане, изложен порядок использования инструментов государственной политики для их защиты.
On the basis of analyzing the Naval Doctrine of the Russian Federation, new risks, challenges and threats, the paper specifies the country's national interests in the Global Ocean, and goes over the procedure of using state policy instruments for their defense.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
KEYWORDS
Морская доктрина, национальная морская политика, вызовы и угрозы национальным интересам России, районы (зоны) защиты национальных интересов в Мировом океане, инструменты государственной политики, защита национальных интересов России в Мировом океане.
Naval Doctrine, national naval policies, challenges and threats to Russia's national interests, areas (zones) of national interests protection in the Global Ocean, state policy instruments, protection of Russia's national interests in the Global Ocean.
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИМ документом, определяющим национальные интересы России в Мировом океане и национальную морскую политику, является Морская доктрина Российской Федерации (далее — Морская доктрина).
Национальная морская политика — это определение государством и обществом целей, принципов, направлений, задач и способов достижения национальных интересов Российской Федерации на морском побережье, во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации и в открытом море, а также практическая деятельность по их реализации1. Поэтому в Морской доктрине должны быть четко обозначены национальные интересы России в Мировом океане, а также порядок использования инструментов государственной политики по их реализации и защите.
На наш взгляд, действующая Морская доктрина 2015 года не в полной мере отражает эти важные вопросы, а также место России как великой морской державы в современном мире. В настоящее время в Министерстве обороны Российской Федерации с привлечением АО «Государственный научно-исследовательский навигационно-гидро-графический институт» развернута
В Морской доктрине должны быть четко обозначены национальные
интересы России в Мировом океане, а также порядок использования инструментов государственной политики по их реализации и защите.
работа по корректировке указанной Морской доктрины и приведению ее в соответствие с нормативными правовыми актами стратегического планирования Российской Федерации, определяющими ее национальную безопасность, военную политику и морскую деятельность. Новая редакция Морской доктрины должна также отвечать изменившимся геополитическим и военно-стратегическим условиям в мире и роли нашей страны в освоении и использовании ресурсов Мирового океана.
Развитие России происходит на фоне новых вызовов и угроз национальной безопасности, что в первую очередь связано с ее геополитическим положением и ролью в мировой политике, возвратом к статусу великой державы и намерением не останавливаться на этом пути. Проведение Российской Федерацией самостоятельной внешней и внутренней политики вызывает противодействие со стороны США и их союзников, стремящихся сохранить свое доминирование в мировых делах, в том числе связанных с деятельностью в Мировом океане. Реализуемый курс на сдерживание нашей страны предусматривает многовекторное политическое, экономическое, военное и информационное давление на нее. При этом военно-политическое руководство США стремится любой ценой удержать мир в однополярном формате, не дать возможности России утвердиться как великой державе.
В международных отношениях не снижается роль фактора военной силы. Ведущие мировые державы, обладающие значительным военно-морским потенциалом и развитой системой базирования, продолжают наращивать
свое военно-морское присутствие в стратегически важных районах Мирового океана, в том числе непосредственно у берегов России.
Анализ нормативных правовых актов Российской Федерации (табл.), современной геополитической, военно-стратегической обстановки и дру-
• стратегический курс США на превращение НАТО в глобальный инструмент своей политики, способный влиять не только на Европу, но и на другие регионы мира, в перспективе использовать возможности блока в борьбе за энергетические ресурсы
гих факторов, прогноз их развития показывает, что в настоящее время сохраняются прежние и появляются новые риски, вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации и ее устойчивому развитию, связанные с Мировым океаном, основными из которых являются:
и транспортные коммуникации в Мировом океане, прежде всего в Арктике;
• стремление США и их союзников к доминированию в Мировом океане, ограничению доступа Российской Федерации к его ресурсам и ее полноценному выходу на жизненно
Таблица
Перечень нормативных правовых актов в сфере национальных интересов России в Мировом океане
№ п/п Наименование акта Дата и номер акта
1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 6832
2 Военная доктрина Российской Федерации Утвержден Президентом Российской Федерации 25 декабря 2014 года № Пр-29763
3 Морская доктрина Российской Федерации Утвержден Президентом Российской Федерации 26 июля 2015 года4
4 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 2045
5 Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года Указ Президента Российской Федерации от 20 июля 2017 года № 3276
6 Об утверждении Основ государственной пограничной политики Российской Федерации Указ Президента Российской Федерации от 25 апреля 2018 года № 1747
7 Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 207-р8
8 О Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 августа 2019 года № 1930-р9
9 Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года Указ Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 года № 16410
важные морские транспортные коммуникации, а также к достижению подавляющего превосходства своих военно-морских сил (ВМС);
• территориальные претензии иностранных государств к Российской Федерации в отношении ряда ее приморских и островных территорий;
• официальное закрепление в док-тринальных документах НАТО за Россией статуса противника, следствием чего военная инфраструктура блока продвигается к границам Российской Федерации, возрастает количество проводимых учений альянса в странах Балтии, Польше и Норвегии, Черном, Балтийском и Норвежском морях;
• незавершенность международного правового разграничения морских пространств в Арктике и попытки пересмотра базовых положений международного права, регулирующих деятельность в данном регионе, Черном море (Конвенция Монтре) и других районах Мирового океана;
• стремление к ослаблению контроля Российской Федерации над Северным морским путем, наращивание военного присутствия зарубежных государств и возрастание конфликтного потенциала в Арктике;
• наличие и эскалация очагов военных конфликтов на геополитически значимых территориях для Российской Федерации и ее союзников, а также на территориях государств, имеющих выход к Мировому океану;
• глобальное влияние Мирового океана на атмосферные процессы и изменение климата на планете, который характеризуется увеличением частоты интенсивности стихийных природных явлений, в том числе в прибрежных районах России, негативно влияющих на ее морскую деятельность;
• существенная зависимость внешнеторговой деятельности Российской Федерации от морских перевозок и функционирования морских трубопроводных систем;
• недостаточное участие российского торгового флота в глобальных международных перевозках, а также малая доля судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, в тоннаже мирового торгового флота;
• введение рядом западных государств ограничений в отношении морской деятельности российских нефтегазовых компаний (доступ к передовым технологиям, поставки современного оборудования, привлечение долгосрочного финансирования и др.).
Следует подчеркнуть, что в XXI веке значение Мирового океана для всего мира будет неуклонно расти в связи с истощением природных ресурсов суши, воздействием хозяйственной и иной деятельности человека на окружающую среду, изменением климата и миграцией населения. Неуклонно повышается интенсивность использования Мирового океана, расширяется морская деятельность на его дне и континентальном шельфе. Поэтому с полным основанием можно заключить, что усиление этой деятельности и морского потенциала являются одними из решающих условий устойчивого социально-экономического роста государств, имеющих выход к морю, включая и Россию.
С XVIII века, удачно сочетая достоинства морского и континентального цивилизационных направлений развития, Россия входит в число доминирующих морских держав мира. Строительство мощного флота создает особый потенциал, придавая ей новое качество в успешном соперничестве с ведущими странами на суше и на море. Только такой вектор развития позволил России встать в один ряд с теми, кто определяет большую геополитическую «игру» в мире, и без которого она навсегда могла бы остаться в границах Московского государства XVI—XVII веков.
По нашему убеждению, все выше-отмеченные обстоятельства и складывающая геополитическая обстановка в мире обусловливают необходимость расширения национальных интересов Российской Федерации на весь Мировой океан (рис. 1). Данное положение должно стать одной из фундаментальных основ ее развития и гео-
политических устремлений. Безусловно, формирование и реализация этих интересов должны осуществляться на основе общепризнанных принципов и норм международного морского права, положений международных договоров России, а также с учетом суверенитета и национальных интересов других государств.
Рис. 1. Национальная морская политика и национальные интересы Российской Федерации в Мировом океане
Национальные интересы Российской Федерации в Мировом океане — это совокупность потребностей государства и общества в сфере морской деятельности, реализуемых на основе морского потенциала Российской Фе-дерации11. С учетом вызовов и угроз национальной безопасности России в Мировом океане и положений основополагающих документов в области национальной безопасности (пункты 1, 2, 4, 5, 9 таблицы) целесообразно дополнить (изменить) ее национальные интересы в Мировом океане (приведены в действующей редакции Морской доктрины) следующими:
• закрепление за Российской Федерацией статуса великой морской державы, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности, усиления ее влияния и взаимовыгодных партнерских отношений с другими странами в Мировом океане в условиях полицентрического мира;
• увеличение морского потенциала и укрепление обороноспособности Российской Федерации с океанских и морских направлений;
• развитие и рациональное использование Арктической зоны Российской Федерации в качестве стра-
тегической ресурсной базы, в том числе Северного морского пути как конкурентоспособной на мировом рынке национальной транспортной коммуникации;
• обеспечение свободы открытого моря, включая свободу судоходства, полетов, рыболовства, научных исследований, прокладывания подводных кабелей и трубопроводов, изучения и освоения минеральных ресурсов международного района морского дна;
• безопасное функционирование морских трубопроводных систем углеводородного сырья, имеющих стратегическое значение для внутреннего потребления и внешнеэкономической деятельности Российской Федерации;
• обеспечение гарантированного доступа Российской Федерации к глобальным транспортным коммуникациям в Мировом океане;
• осуществление военно-морской деятельности в Мировом океане для защиты национальных интересов Российской Федерации и поддержания стратегической и региональной стабильности.
Складывающая геополитическая обстановка в мире обусловливают необходимость расширения национальных интересов Российской Федерации на весь Мировой океан. Национальные интересы Российской Федерации в Мировом океане — это совокупность потребностей государства и общества в сфере морской деятельности, реализуемых на основе морского потенциала Российской Федерации.
Национальные интересы в Мировом океане необходимо защищать с использованием всех возможных инструментов государственной политики. Но наборы таких инструментов не одинаковы для различных районов (зон) Мирового океана, которые в зависимости от значимости национальных интересов целесообразно разделить следующим образом.
К жизненно важным районам (зонам) защиты национальных интересов следует отнести морские пространства, которые непосредственно связаны с сохранением и развитием государства, целостности его суверенитета, территорий и системы обороны, утрата которых может поставить под угрозу национальную безопасность и само существование России. Это:
• внутренние морские воды и территориальное море, а также их дно, недра и воздушное пространство над ними;
• исключительная экономическая зона и континентальный шельф Российской Федерации;
• Арктический бассейн, прилегающий к побережью Российской Федерации, в том числе Северный морской путь;
• акватория Охотского моря, Курильские проливы, российские части Азовского и Каспийского морей.
Для защиты национальных интересов в жизненно важных районах (зонах) Российская Федерация наряду с политическими, дипломатическими, экономическими и информационными методами, в полном объеме и решительно может задействовать военно-силовые, включая военно-морское присутствие, демонстрацию флага и силы, силовой контроль, при необходимости — показ намерений применения военной силы и ее применение в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права (рис. 2).
Рис. 2. Военно-Морской Флот в обеспечении национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане
К важным районам (зонам) защиты национальных интересов в значительной степени влияющих на социально-экономическое развитие, материальное благосостояние населения и национальную безопасность страны, а также на поддержание стратегической и региональной стабильности, можно отнести:
• акватории морей и океанских зон, прилегающих к побережью Российской Федерации;
• Черноморские и Балтийские проливы;
• восточная часть Средиземного моря;
• мировые морские транспортные коммуникации, в том числе пролегающие вдоль азиатского и африканского побережья.
Для защиты национальных интересов в этих районах (зонах) целесообразны преимущественно политические, дипломатические, экономические, информационные и другие не силовые инструменты. Но после исчерпания их возможностей допустимо ограниченное применение военной силы, адекватной сложившейся обстановке.
Районами (зонами) защиты национальных интересов России в Мировом океане следует считать
все остальные, на которые не распространяются суверенные права и юрисдикция других государств и не относящиеся к жизненно важным и важным. В данных районах (зонах) используются прежде всего политические и правовые инструменты, дипломатические меры и информационные действия, а также прочие ненасильственные методы.
Во всех случаях, защищая свои национальные интересы в Мировом океане и влияя на геополитическую обстановку в мире, Российская Федерация должна проводить рациональную прагматичную национальную морскую политику, исключающую затратную конфронтацию и новую гонку вооружений.
Таким образом, Российская Федерация, заявляя в новой редакции Морской доктрины о своих национальных интересах в Мировом океане и руководствуясь указанным порядком использования инструментов государственной политики для их защиты, сможет успешно развиваться как суверенное и демократическое государство, решительно и последовательно укреплять свои позиции среди ведущих морских держав.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Морская доктрина Российской Федерации. URL: https://base.garant.ru/71487106/ (дата обращения: 17.09.2020).
2 URL: https://base.garant.ru/71296054/ (дата обращения: 17.09.2020).
3 URL: https://base.garant.ru/70830556/ (дата обращения: 17.09.2020).
4 URL: https://base.garant.ru/71487106/ (дата обращения: 17.09.2020).
5 URL: https://base.garant.ru/71937200/ (дата обращения: 17.09.2020).
6 URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71625734/ (дата обращения: 17.09.2020).
7 URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71831256/ (дата обращения: 17.09.2020).
8 URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/72074066/ (дата обращения: 17.09.2020).
9 URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/72573254/ (дата обращения: 17.09.2020).
10 URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/73606526/ (дата обращения: 17.09.2020).
11 Морская доктрина Российской Федерации. URL: https://base.garant.ru/71487106/ (дата обращения: 17.09.2020).