УДК 327
DOI 10.34823/SGZ.2021.2.51582
ШИ ЮЙЧЭНЬ
аспирант кафедры политологии Востока ИСАА МГУ имени М. В. Ломоносова*
Национальные интересы КНР в отношениях с АСЕАН
В различных областях отношений КНР и АСЕАН существует много схожих и несовпадающих национальных интересов. Эти национальные интересы стали основой для разработки внешней политики КНР в отношении АСЕАН.
Ключевые слова: национальные интересы, Китай, АСЕАН, Юго-Восточная Азия.
SHI YUCHEN
Postgraduate Student of Political Department of IAAS MSU named after M. V. Lomonosov
National interests of the PRC in relations with ASEAN
There are many identical or conflicting national interests in the relationship between the PRC and ASEAN in various fields. These national interests became the basis for the development of the PRC's foreign policy towards ASEAN.
Keywords: national interest, China, ASEAN, South East Asia.
В последние годы Китай активно участвовал в процессе региональной интеграции в Юго-Восточной Азии, построил зону свободной торговли Китайская Народная Республика -Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Морского шелкового пути XXI века, предложил создание «Сообщества с общим будущим Китая и АСЕАН». Китай уделяет большое внимание отношениям с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии, потому что КНР имеет национальные интересы в Юго-Восточной Азии. Чтобы защитить
*Ши Юйчэнь, e-mail: [email protected]
свои интересы, Китай разработал и проводит в жизнь активную внешнюю политику в отношении АСЕАН.
Мы считаем, что точное понимание основных национальных интересов Китая во взаимодействии со странами АСЕАН по политическим, экономическим и торговым аспектам позволяет лучше понять внешнюю политику Китая в отношении АСЕАН.
Цель статьи - дать определение национальным интересам Китая в Юго-Восточной Азии, изучить важные для КНР с точки зрения национальных интересов сферы, такие как национальный суверенитет, территориальная целостность, поставки энергоресурсов и развитие экономики. Это нужно, чтобы в полной мере понять основные факторы и тенденции во внешней политике Китая в Юго-Восточной Азии.
Обозначим определение национальных интересов. Мы можем определить национальный интерес как материальные и духовные потребности государства, которые являются основой и источником формирования внешней политики страны. Национальные интересы становятся ключевым элементом в описании, прогнозировании, объяснении и регулировании поведения страны в отношениях с международным сообществом. Мы можем глубже понять концепцию национальных интересов, изучив определения, которые предлагают китайские и американские политологи.
По словам американского политолога Ганса Моргентау, национальный интерес всегда был основным понятием при изучении международной политики. В то же время он является наиболее серьезным и влиятельным фактором в международной политике и основной мотивацией внешнего поведения
1
страны .
Китайский политолог Янь Сюэтун считает, что национальные интересы удовлетворяют материальные и духовные потребности всех людей в национальном государстве. В материальном плане стране необходимы безопасность и развитие, а в духовном плане страна нуждается в уважении и признании международного сообщества2. Китайский политолог Ни Ши-
1 Morgenthau H.J. Politics Among Nations. N.Y.: McGraw-Hill Education, 2005, p.3-12.
2 Янь Сюэтун. Чжун го го цзя ли и фэнь си. (Анализ национальных интересов Китая). Тяньцзинь: Тяньцзинь Женьминь Издательство, 1996. с. 10-11.
сюн полагает, что национальные интересы играют ключевую
1
роль в принятии дипломатических решений в стране .
Ввиду наличия таких переменчивых факторов, как международная среда и национальная мощь, интересы стран можно разделить на несколько уровней, в зависимости от степени их важности. Ганс Моргентау считает, что национальные интересы должны включать три аспекта: территориальную целостность, национальный суверенитет и культурную целостность2.
Используя аналитические методы из отчета «Национальные интересы США», подготовленного Комитетом по национальным интересам США в 2000 г.3, национальные интересы Китая в отношении АСЕАН можно разделить на два уровня: первостепенные и второстепенные.
Первостепенные национальные интересы
1) Тайваньский вопрос.
Страны Юго-Восточной Азии находятся недалеко от Тайваня и давно поддерживают с Тайванем обширные экономические и торговые связи. В прошлом у некоторых стран Юго-Восточной Азии была идея использовать Тайвань для сдерживания Китая. Для КНР Тайваньский вопрос является вопросом о защите правительства и народа Китая, государственного суверенитета, территориальной целостности, национального достоинства, а также вопросом противодействия вмеша-
4
тельству извне .
2) Территориальные споры в Южно-Китайском море.
Территориальные споры затрагивают суверенитет и территориальную целостность страны, что относится к основным интересам Китая и неизбежно станет предметом конфликта с другими странами-участницами АСЕАН. С 1970-х гг. Вьетнам, Филиппины, Малайзия и Бруней последовательно заявили о своем полном или частичном суверенитете над островами и
1 Ни Шисюн. Дан дай си фан гуо цзи гуань си ли лун. (Современная западная теория международных отношений). Шанхай: Издательство Университет Фудань, 2018. с.247.
2 Morgenthau H.J. The National Interest of the United States / American Political Science Review, 1952, №4, p 961.
3 The Commission on America's National Interests. America's National Interests, 07. 2000. p 5-7. // Электронная версия: https://www.belfercenter.org/sites/de-fault/files/legacy/files/amernatinter.pdf [Дата доступа: 26.08.2020].
4 Посольство КНР в Республике Беларусь. Что это за тайваньский вопрос? 08.1993. [Электронный ресурс] // https://www.fmprc.gov.cn/ce/ce-by/rus/zt/zgtw/t265039. htm [Дата обращения 06 09 2020]
прилегающими водами, что вызвало проблему Южно-Китайского моря.
Второстепенные национальные интересы
1) Энергетические проблемы
Стремительное развитие экономики Китая вызывает большой спрос на такие виды энергетических ресурсов, как нефть. Поэтому Китай в большом объеме импортирует нефть из Африки и Ближнего Востока. В качестве главного канала импорта энергоресурсов выступает Малаккский пролив в Юго-Восточной Азии. В 2014 г. количество импортируемой Китаем нефти, поступающей в Малаккский пролив, составляло более 80% от общего объема импорта нефти Китаем1. Развитие экономики Китая и государственная стратегия на современном этапе в высокой степени зависят от импортного канала энергоресурсов, который расположен в регионе Юго-Восточной Азии.
2) Создание зон свободной торговли и расширение международного рынка.
Глобализация мировой экономики позволила Китаю и странам АСЕАН достичь быстрого развития в последние годы, но они также столкнулись с ситуацией дальнейшего усиления конкуренции. В результате экономические и торговые конфликты между двумя сторонами неизбежны, вследствие чего возникают серьезные конфликты интересов.
У Китая есть свои национальные интересы в ЮВА, следовательно, возможно возникновение споров по дипломатическим каналам с АСЕАН. Поэтому формирование и реализация внешней политики КНР в отношении АСЕАН должны соответствовать своим национальным интересам. По первостепенным интересам Китай не допустит никаких компромиссов и уступок, он будет использовать различные ресурсы и средства для реализации и поддержания этих интересов. По второстепенным интересам Китай гибко ведет переговоры с АСЕАН, допуская ограниченный компромисс.
Китай придерживается политики одного Китая в своих взаимодействиях с АСЕАН и ее государствами-членами. Члены АСЕАН признают, что правительство Китайской Народной Республики является единственным законным правительством Китая. Хотя Тайвань поддерживает обширные
1 Пан Минли. Мал ю цзя хай ся кунь цзюй (Дилемма Малаккского пролива). 22.05.2015. [Электронный ресурс] // https://www.china5e.com/m/news/news-908080-1.html [Дата обращения: 05.09.2020].
экономические связи с АСЕАН, развитие стратегического партнерства Китая и АСЕАН укрепило взаимное политическое доверие между двумя сторонами. Строительство зоны свободной торговли Китай-АСЕАН уменьшило экономическое влияние Тайваня в АСЕАН.
По вопросу территориальных споров в Южно-Китайском море в 2002 г. Китай и АСЕАН подписали «Декларацию о поведении сторон в Южно-Китайском море», и Китай предложил политику «замораживания споров и совместного раз-1
вития» , которая дает возможность мирного урегулирования конфликтов в Южно-Китайском море. Однако некоторые члены АСЕАН придерживаются теории «угрозы Китая», Филиппины передают в арбитражный суд территориальные споры в Южно-Китайском море; Вьетнам закупает современную военную технику для наращивания вооруженных сил в спорных территориях Южно-Китайского моря. В ответ на эти действия Китай принял соответствующие меры, построил несколько крупных искусственных островов в Южно-Китайском море для защиты своих основных интересов.
По второстепенным национальным интересам, Китай проводит гибкую и продуманную внешнюю политику при ограниченных компромиссах.
По вопросам энергетики Китай сотрудничал с Мьянмой в строительстве газопровода Мьянма - Китай и предложил строительство Тайского канала через перешеек Кра . В то же время Китай подчеркивает совместное использование богатых природных ресурсов бассейна реки Меконг. С этой целью Китай и члены АСЕАН совместно создали надежный механизм сотрудничества Субрегион Большого Меконга (The Greater Mekong Subregion, GMS) в бассейне реки Меконг.
В сфере второстепенных интересов торговли и экономики Китай настаивает на укреплении сотрудничества со странами АСЕАН в рамках сотрудничества «10+3». В 2013 г. Китай инициировал создание «Сообщества с общим будущим Китая и
1 Declaration on the conduct of parties in the south china sea. 04.11.2002. [Электронный ресурс] // https://www.fmprc.gov.cn/web/wjb_673085-/zzjg_673183/yzs_673193/dqzz_673197/nanhai_673325/t848051 .shtm l [Дата обращения: 05.09.2020].
Чжун мянь юй цзи гуан дао сян му цзянь ше ю ун син ши нянь цзи ши. (Десятая годовщина строительства и эксплуатации Газопровода Китай-Мьянма). 03.06.2020, [Электронный ресурс] // https://www.cnpc.com.cn/cnpc-/trqxgdt/202006/5fc938df69c24c82908da7d19abfc226.shtml [Дата обращения: 01.09.2020].
АСЕАН», выступил за совместное строительство «Морского шелкового пути XXI века». Кроме того, в 2012 г. начались переговоры по соглашению о Всестороннем региональном экономическом партнёрстве (Regional Comprehensive Economic Partnership, RCEP), возглавляемые десятью странами АСЕАН и Китаем. В 2019 г. 15 стран завершили переговоры по ВРЭП, и 15 ноября 2020 г. министры торговли 15 стран подписали
«Соглашение о всеобъемлющем региональном экономичес-
1
ком партнерстве» .
В результате анализа национальных интересов Китая и соответствующей внешней политики КНР по отношению к АСЕАН, мы обнаружили, что национальные интересы становятся ключевым элементом в описании, прогнозировании и объяснении различного рода поведения стран. Национальный статус Китая определяет его национальные интересы. Китай является одним из крупных государств Азии, которое стремится развивать экономику, защищать мир и стабильность в регионе. Это также показывает, что реализация национальных интересов Китая сосредоточена в АТР, главным образом в Юго-Восточном регионе.
Как регион сосредоточения интересов держав, имеющих с Китаем продолжительные культурные обмены и торгово-экономические связи, Юго-Восточная Азия является основой для будущего развития Китая, ключевым регионом для реализации таких национальных интересов, как защита суверенитета Южно-Китайского моря, обеспечение энергетической безопасности и расширение внешней торговли. АСЕАН также является важным партнером Китая в продвижении регионального сотрудничества и стратегии развития «Один пояс, один путь». Китай разработал соответствующую внешнюю политику в отношении АСЕАН. Китай продолжает развивать экономические и торговые обмены с АСЕАН, использует существующие механизмы многостороннего сотрудничества для укрепления стратегического доверия и диалога со странами АСЕАН. Это не только соответствует национальным интересам Китая, но и способствует развитию мира и стабильности в Юго-Восточной Азии.
1 15 Го вань чэн RCEP тань пан, чжэн цюй мин нянь цянь шу, цзуй да мао и се дин цзян дай лай шэнь мэ? (15 стран завершают переговоры по ВРЭП и стремятся подписать в следующем году, что принесет «крупнейшее торговое соглашение»?) 08.11.2019, [Электронный ресурс] // http://www.gov.cn/xin-wen/2019-11/08/content_5450291.htm [Дата обращения: 01.09.2020].