Научная статья на тему 'Национальные экономические интересы России в современных геополитических условиях'

Национальные экономические интересы России в современных геополитических условиях Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
6034
513
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СФЕРЫ НАЦИОНАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / УВЯЗКА ПРИОРИТЕТОВ / NEW GEO-ECONOMIC CONDITIONS / NATIONAL SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT SPHERES / COORDINATION OF PRIORITIES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Андреева Елена Леонидовна, Глухих Павел Леонидович, Ратнер Артём Витальевич

Рассмотрены национальные экономические интересы, составляющие основу национальной безопасности или обеспеченности (продовольственной, сырьевой, финансовой, инфраструктурной, в т.ч. транспортной) и задающие приоритеты развития секторам и отраслям национальной экономики (промышленность, научно-техническое развитие, предпринимательство, социальная сфера и инновационное развитие). По каждому из видов национальных экономических интересов проведён краткий анализ на предмет его отражения в отечественных документах, касающихся социально-экономического развития, и международных документах, касающихся экономического сотрудничества с российским участием. В национальном поле данные интересы отражены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития, в стратегиях и государственных программах развития отраслей экономики. В международном экономическом поле рассмотрены договоры России с отдельными странами о торговле и/или кооперации, Договор о Евразийском экономическом союзе, Декларация и соглашения стран БРИКС, Программа торгово-экономического сотрудничества стран ШОС, а также международные нормы, касающиеся социально-экономических рейтингов и индексов. Анализ показал, что в стране требуется разработка единого концептуального проекта, увязывающего стратегические приоритеты социально-экономического развития РФ с изменяющимися геоэкономическими условиями. Данный суверенный проект должен представлять комплекс системных стратегических установок на различных уровнях, обеспечивающий повышение роли и значимости России в новой архитектуре геоэкономического миропорядка, участие страны в коллективных стратегиях, реализуемых РФ совместно с другими заинтересованными странами и новыми интеграционными группами, а также отстаивание концептуальных интересов национального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Андреева Елена Леонидовна, Глухих Павел Леонидович, Ратнер Артём Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National economic interests of Russia in modern geopolitical conditions

The article considers national economic interests that form the basis of national security (food, raw materials, finance, infrastructure including transport) and set the priorities for the development of economic sectors (industry, scientific and technological development, entrepreneurship, social sector and innovation development). The authors carry out brief analysis for each type of national economic interests and find out how they are reflected in the national documents on socio-economic development and in international documents on economic cooperation with Russia’s participation. These interests in the national aspect are reflected in the Concept for long-term socio-economic development, and in the strategies and state programs for development of economic sectors. As for the international economic aspect, the authors consider Russia’s contracts with individual countries on trade and/or cooperation, the Agreement on the Eurasian Economic Union, the Declaration and agreements of the BRICS countries, the Program for Trade and Economic cooperation between the SCO countries, and international standards relating to socio-economic ratings and indexes. The analysis shows that the country requires the development of a unified conceptual project that would link strategic priorities of socio-economic development of the Russian Federation with changing geo-economic conditions. This independent project should represent a set of system strategic guidelines on different levels, enhancing the role and increasing the importance of Russia in the new architecture of the geo-economic world order, the country’s participation in the joint strategies implemented by the Russian Federation together with other interested countries and new integration groups, and also defending conceptual interests of national development.

Текст научной работы на тему «Национальные экономические интересы России в современных геополитических условиях»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

DOI: 10.15838/esc/2014.6.36.2 УДК 339.972+339.92, ББК 65.2/4+65.5

© Андреева Е.Л., Глухих П.Л., Ратнер А.В.

Национальные экономические интересы России

в современных геополитических условиях

*

Елена Леонидовна АНДРЕЕВА

доктор экономических наук, профессор, руководитель центра, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук (620014, г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 29, к. 506, [email protected])

Павел Леонидович ГЛУХИХ

кандидат экономических наук, младший научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук (620014, г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 29, к. 506, [email protected])

Артём Витальевич РАТНЕР

кандидат экономических наук, младший научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук (620014, г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 29, к. 506, [email protected])

Аннотация. Рассмотрены национальные экономические интересы, составляющие основу национальной безопасности или обеспеченности (продовольственной, сырьевой, финансовой, инфраструктурной, в т.ч. транспортной) и задающие приоритеты развития секторам и отраслям национальной экономики (промышленность, научно-техническое развитие, предпринимательство, социальная сфера и инновационное развитие). По каждому из видов национальных

* Статья подготовлена в рамках реализации Программы Уральского отделения РАН 2014 г. № 14 «Фундаментальные проблемы региональной экономики», проект № 12-П-7-1001.

экономических интересов проведён краткий анализ на предмет его отражения в отечественных документах, касающихся социально-экономического развития, и международных документах, касающихся экономического сотрудничества с российским участием. В национальном поле данные интересы отражены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития, в стратегиях и государственных программах развития отраслей экономики. В международном экономическом поле рассмотрены договоры России с отдельными странами о торговле и/или кооперации, Договор о Евразийском экономическом союзе, Декларация и соглашения стран БРИКС, Программа торгово-экономического сотрудничества стран ШОС, а также международные нормы, касающиеся социально-экономических рейтингов и индексов.

Анализ показал, что в стране требуется разработка единого концептуального проекта, увязывающего стратегические приоритеты социально-экономического развития РФ с изменяющимися геоэкономическими условиями. Данный суверенный проект должен представлять комплекс системных стратегических установок на различных уровнях, обеспечивающий повышение роли и значимости России в новой архитектуре геоэкономического миропорядка, участие страны в коллективных стратегиях, реализуемых РФ совместно с другими заинтересованными странами и новыми интеграционными группами, а также отстаивание концептуальных интересов национального развития.

Ключевые слова: новые геоэкономические условия; сферы национального социально-экономического развития; увязка приоритетов.

В Указе Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» от 12.05.2009 г. № 537 национальные интересы Российской Федерации определяются как совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства. Однако интересы личности, общества и государства настолько разно-плановы и вместе с тем формулируются элитой на основе ценностных предпочтений с учетом различных обстоятельств, что говорить о сбалансированности интересов довольно сложно. Кроме того, принято выделять также национальные интересы в различных сферах: например, в международной сфере они заключаются помимо прочего в упрочении позиций России как великой державы — одного из влиятельных центров многополярного мира. Налицо некоторое разделение национального и геоэкономического векторов, затрудняющее формирование единой стройной системы национальных интересов и при-

оритетов страны. В этой связи заслуживает внимания геоэкономический подход Э.Г. Кочетова, который предлагает термин «геоэкономические национальные интересы» и определяет его как систему долговременных целевых устремлений, задач, приоритетов, направлений деятельности в геоэкономическом пространстве. Современная геополитическая ситуация наглядно продемонстрировала, во-первых, высокую степень влияния геоэкономических вызовов на экономическую политику страны и, во-вторых, возможность существенного расширения горизонтов реализации экономического курса с учетом геоэкономических подвижек.

Э.Г. Кочетов следующим образом характеризует недооценку геоэкономического фактора при определении страной своих национальных интересов и приоритетов до недавнего времени: «Россия, игнорируя мировые хозяйственные реалии, довольствуется вспомогательной ролью, продолжая выплескивать свои ресурсы через экспортно-импортные операции, струк-

турно надламывая российскую экономику. Мировое хозяйство такую роль России законсервировало (зацементировало), а Россия смирилась с этим и перед мировым сообществом не ставит жестко вопрос о своих геоэкономических интересах» [10, с. 97].

Корневым национальным интересам России должно соответствовать принятие новой геоэкономической доктрины, в которой национальные интересы России должны быть увязаны с глобальными тенденциями развития, о чем было заявлено в Послании по национальной безопасности Президента РФ Федеральному Собранию еще в 1996 г. Еще тогда говорилось, что Россия должна перейти к новому геоэкономическому равновесию, провозгласив свои национальные экономические интересы, спроецировать на геоэкономическом атласе мира стратегические цели, интеграционные альянсы, наметить геоэкономические плацдармы» [12].

Похоже, что по прошествии почти десятилетия поставленные задачи начинают воплощаться в жизнь. Геоэкономическое положение России в настоящее время характеризуется новым этапом, для которого характерны следующие геоэкономические подвижки:

— возрождение евразийской экономической интеграции (Евразийский экономический союз);

— развитие экономического сотрудничества в рамках групп ШОС и БРИКС, обусловленное общностью геоэкономических интересов их членов;

— повышение роли и значимости России в формировании глобального мирохозяйственного порядка.

Рассмотрим данные аспекты подробнее.

Евразийская экономическая интеграция характеризуется экономическими предпосылками, которые имеют исторические корни:

— во времена СССР его экономика представляла собой высокоинтегрирован-ный комплекс, и российская, казахстанская и белорусская экономики являлись его частями;

— СНГ унаследовало от экономики СССР единое для слагающих его национальных экономик разделение труда, а также технологическую взаимозависимость и единые технические стандарты [11, с. 325-327]; в рамках СНГ была учреждена зона свободной торговли;

— евразийская экономическая интеграция в её сегодняшнем составе развивается на протяжении ряда лет: она начала складываться в 1995 г., когда был поэтапно создан Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана в его первичном оформлении. В 1997—1999 гг. к этому союзу присоединились Киргизия и Таджикистан. В 2000 г. было учреждено Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), целью которого являлось эффективное продвижение процесса формирования таможенного союза и единого экономического пространства. На площадке ЕврАзЭС в 2010 г. вступил в действие сегодняшний Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. В 2011 г. было принято Решение Евразийского экономического совета «О вступлении в силу международных договоров, формирующих Единое экономическое пространство...». Наконец, 29.5.2014 г. был заключён договор об учреждении Евразийского экономического союза (ЕАЭС), вступающий в силу 1.1.2015 г.

Что касается групп крупнейших интенсивно растущих экономик мирового хозяйства, таких как ШОС и БРИКС, то они хотя и не являются международными экономическими интеграционными объединениями, обладают также большим потенциалом для экономического сотрудничества их членов [17]. Цель Программы многостороннего торгово-экономического

сотрудничества стран ШОС (утверждена Решением Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов ШОС от 23.9.2003 г. № 1) - постепенная (до 2020 г.) реализация системы мер по поддержке такого сотрудничества, развитие производственного и инвестиционного сотрудничества ведущих отраслей их национальных экономик и на этой основе - повышение уровня жизни населения. В задачи Программы входит поиск общих подходов и путей взаимовыгодного экономического и научно-технического сотрудничества стран-членов, разработка совместных целевых программ экономического сотрудничества и др.

В соответствии с Концепцией участия РФ в объединении БРИКС (утверждена Президентом РФ В.В. Путиным 09.02.2013 г.) [5], Россия ставит перед собой следующие цели в ряде областей экономического взаимодействия:

1. В сфере валютно-финансового сотрудничества: повышение во взаиморасчётах между странами БРИКС роли национальных валют. В этой сфере следует отметить также заключение на VI саммите стран БРИКС (15-16.7.2014 г.) Договора о создании Пула условных валютных резервов стран БРИКС и Соглашения о создании Нового банка развития БРИКС.

2. В сфере торгово-экономического сотрудничества: обеспечение условий для продвижения российского экспорта и для развития инвестиционного сотрудничества с партнёрами по БРИКС.

3. В сфере промышленного сотрудничества: повышение российских экспортных возможностей в таких отраслях, как авиационная, радиоэлектронная, промышленность, энергетическое машиностроение, металлургия, станкостроение, транспортное и специальное машиностроение; импорт современного оборудования и технологий из стран БРИКС; географическая

диверсификация российского экспорта минеральных ресурсов и привлечение инвестиций стран БРИКС в российскую горнодобывающую промышленность с целью её модернизации; и в других сферах сотрудничества (научно-техническая, сельскохозяйственная).

Здесь можно также отметить, что по итогам VI саммита БРИКС, в Форталез-ской декларации, члены Группы приветствовали предложение о разработке «Стратегии экономического сотрудничества стран БРИКС» и «Общих принципов углубления экономического партнёрства стран БРИКС», в которых обозначаются меры по развитию экономического, торгового и инвестиционного сотрудничества в рамках Группы. Также Группа высказала намерение о расширении диалога между БРИКС и Южной Америкой, в том числе в интересах экономического прогресса и устойчивого развития.

Что касается данного направления геоэкономических изменений, то оно напрямую определяет и следующий аспект: активизацию участия России в формировании новой модели глобального управления. Новаторский характер БРИКС состоит в зарождении прообраза новой модели международных отношений, при которой различия не являются препятствием для взаимовыгодного сотрудничества. В китайской статье, опубликованной после IV саммита в Нью-Дели, БРИКС была названа «ключевой силой по разрешению старого международного порядка».

Все это лишь подтверждает назревшую необходимость определения страной своего собственного исторического пути, что неоднократно отмечалось ведущими как российскими, так и зарубежными учеными.

Выдающийся отечественный ученый-экономист академик Д.С. Львов еще в 1999 г. в своей работе «Экономический манифест - будущее российской эконо-

мики» сделал ключевой вывод о том, что Россия должна продвигаться по своему собственному пути. В трудах одного из основоположников мир-системного подхода С. Амина отмечается: «Страны периферии, в том числе и Россия, не смогут развиваться, если им не удастся выработать свой суверенный проект» [1]. Причем делать это следует безотлагательно. По словам С. Губанова, «и экономические, и геополитические противоречия переплелись ныне в гордиев узел столь жгучего системного кризиса, который разрешается лишь крайними, поистине альтернативными исходами» [7]. Г. Вечканов характеризует современный этап развития России как ситуацию, «когда стране предстоит исторически ответственный выбор своей перспективы» [4].

Данные подходы во многом предопределяют характер отражения российских национальных экономических интересов в национальных и международных нормативных документах (таблица). Национальные экономические интересы составляют основу национальной безопасности или обеспеченности (продовольственной, сырьевой, финансовой, инфраструктурной, в т.ч. транспортной) и задают приоритеты развития секторам и отраслям национальной экономики (промышленность, научно-техническое развитие, предпринимательство, социальная сфера и инновационное развитие).

Остановимся на выделенных составляющих национальных экономических интересов подробнее с учетом формулировки их целей и задач как внутри страны, так и с учетом наметившихся новых геоэкономических плацдармов в современных геополитических условиях. В сфере продовольственной обеспеченности, согласно Доктрине продовольственной безопасности РФ (30.1.2010 г.), целью является обеспечение населения безопасной сель-

скохозяйственной продукцией, продукцией из водных биоресурсов и продовольствием. Доктриной учитываются (разд. I, п. 5) рекомендации Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН по предельно допустимой доле импорта. В сфере внешнеэкономической политики в Доктрине отмечаются:

— необходимость соблюдения баланса экспорта и импорта сельскохозяйственной и рыбной продукции;

— необходимость активного использования защитных мер в случае роста импорта данной продукции;

— необходимость постадийного снижения зависимости отечественного агропромышленного комплекса от импорта технологий и оборудования (разд. IV, п. 15).

Таким образом, данному документу соответствует то, что в геоэкономическом поле в августе 2014 г. были приняты санкции в отношении поставок продовольствия из ряда стран ЕС, что должно создать условия для развития отечественного сельского хозяйства, сельскохозяйственного машиностроения и пищевой промышленности. Определённый задел для этого существует: в экономике ряда российских регионов сельское и рыбное хозяйство играют важную роль [16, с. 92-94]. Безусловно, для импортозамещения потребуются время и определенные инвестиционные условия. Пока с целью достижения равновесия спроса и предложения в августе—сентябре 2014 г. были заключены договорённости с рядом стран об увеличении поставок на российский рынок данной продукции.

Китайская фирма «Баожун» (планирует также корпорация «Дили») открывает площадки прямых поставок на рынок Дальнего Востока России овощей и фруктов [9]. Россия и Белоруссия планируют выработать долгосрочную стратегию поставок сельскохозяйственной продукции белорусского производства, Белоруссия планирует увеличить

Отражение российских экономических интересов в национальных и международных документах

Национальные экономические интересы Отражение в документах

в национальных (касающихся социально-экономического развития) в международных (касающихся экономического сотрудничества с участием России)

Продовольственная обеспеченность Доктрина продовольственной безопасности РФ от 30.1.2010 г., разд. I, п. 2 Соглашения (август-сентябрь 2014 г.) об увеличении поставок на российский рынок продовольствия с Китаем (фирма «Бао-жун», «Дили»), странами Восточной Азии, Белоруссией, Сербией, Бразилией, Тунисом, Марокко, Ираном, Грузией, Аргентиной; запланированная отмена в ближайшее время ограничения на поставку животноводческой продукции из Монголии

Сырьевая обеспеченность Энергетическая стратегия России на период до 2030 г., разд. I Договор «Газпрома» и китайской компании «CNPC» на поставки газа на 30 лет (2014 г.) Соглашения между «Роснефтью» и кубинскими нефтяными компаниями о совместной работе над повышением нефтеотдачи на кубинских месторождениях и о совместной разработке участков кубинского шельфа

Финансовая обеспеченность Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., разд. IV, п. 3 «Долгосрочные приоритеты развития финансовых рынков и банковского сектора» Соглашение о создании Нового банка развития БРИКС (2014); Договор о создании Пула условных валютных резервов БРИКС (2014). Проведение взаиморасчётов между резидентами стран-членов ЕАЭС в их национальных валютах (Приложение № 1 к Договору о ЕАЭС от 29.5.2014 г., разд. 15, п. 3). Помощь Китая в создании российской платежной системы, составляющей конкуренцию американским Visa и MasterCard; Соглашение о расчётах в национальной валюте в торговле между РФ и Вьетнамом

Инфраструктурная обеспеченность Транспортная стратегия РФ на период до 2030 г., разд. IV; Стратегия развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014— 2020 гг. и на перспективу до 2025 г. Договор о ЕАЭС, ст. 86 «Скоординированная (согласованная) транспортная политика»; модернизация Улан-Баторской железной дороги; участие в строительстве Трансатлантического канала в Никарагуа; Проект создания на Кубе транспортного хаба с модернизацией морского порта Мариэль

Информационная безопасность Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ, ст. 9, п. 1. Государственная программа «Информационное общество», Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 53, 54 и 55 сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Резолюция A/RES/54/49 Генеральной Ассамблеи ООН Фор-талезская декларация (по итогам VI саммита БРИКС) от 15.7.2014 г., п. 49 «ИКТ»; Договор о ЕАЭС, разд. V «Информационное взаимодействие и статистика»

Промышленное развитие Гос. программа РФ «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности на период до 2020 г.»; Заседание Госсовета РФ 18.9.2014 г. (о плане содействия импор-тозамещению в промышленности и сельском хозяйстве на 2014-2015 гг.) Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) от 29.5.2014 г., ст. 92 «Промышленная политика и сотрудничество»; Концепция участия РФ в объединении БРИКС от 9.2.2013 г., п. 19 «Сотрудничество в сфере промышленности»; Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества стран ШОС от 23.9.2003 г., разд. I «Основные цели и задачи Программы»

Научно-техническое развитие Государственная программа РФ «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 гг., паспорт Программы Договор о ЕАЭС, ст. 92, аб. 4, п. 7 (возможность проведения совместных НИОКР в промышленности); ст. 95, аб. 7, п. 11 (и сельском хозяйстве); Концепция участия РФ в объединении БРИКС, п. 23 «Сотрудничество в сфере науки, техники и инноваций»; Форталезская декларация БРИКС, п. 23 (о содействии научным исследованиям), п. 49, п. 53 (о научных исследованиях в области новых технологий получения энергоресурсов); Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества стран ШОС, разд. I и II (о путях взаимовыгодного научно-технического сотрудничества)

Окончание таблицы

Предпринимательское развитие Указ Президента РФ от 10.09.2012 № 1276 «Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности» Форталезская декларация (по итогам VI саммита БРИКС) от 15.7.2014 г., п. 23 Рейтинг легкости ведения бизнеса (Doing Business) Глобальный мониторинг предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitor - GEM).

Социальное развитие Государственная программа РФ «Социальная поддержка граждан» на 2013-2020 гг. Санкт-Петербургская декларация лидеров «группы двадцати», сентябрь 2013 г. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), Индекс социального развития

Инновационное развитие Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». Финансирование инновационного развития, ЕЭК ООН European Innovation Scoreboard

поставки [3]. Подписаны и уже реализуется ряд соглашений по поставкам продовольствия со странами Латинской Америки.

В сфере сырьевой, в частности энергетической, обеспеченности целью является эффективное использование ресурсов природных энергоносителей для устойчивого роста экономики и укрепления её внешнеэкономических позиций. Среди международных документов здесь можно упомянуть Договор «Газпрома» и китайской компании «CNPC» на поставки газа на 30 лет. В рамках договора российская сторона планирует вложить 55 млрд. долл. на прокладку газопровода и создание необходимой инфраструктуры — заводов по производству гелия и газохимии. Китайская сторона инвестирует до 22 млрд. долл. [14].

В сфере финансовой обеспеченности целью выступает создание эффективной, конкурентоспособной на мировом рынке финансовой системы, способной обеспечить высокий уровень инвестиционной активности в экономике, финансовую поддержку инновационной деятельности. В международных документах последнего периода очень четко преследуется цель обеспечения финансовой независимости страны с участием стратегических партнеров в рамках ЕЭС, БРИКС, а также ряда стран, например Вьетнама. Данная целевая

установка нашла отражение, например, в Соглашении о создании Нового банка развития БРИКС, цель которого — мобилизация ресурсов для финансирования инфраструктурных проектов и проектов в области устойчивого развития; а также в Договоре о создании Пула условных валютных резервов БРИКС, который должен выполнять функцию страхового механизма в случае возникновения или угрозы возникновения краткосрочных проблем платёжеспособного баланса у стран данной группы.

В области инфраструктурной обеспеченности можно выделить транспортную компоненту и компоненту информационных технологий. В частности, целью развития транспорта, согласно Транспортной стратегии РФ, выступает удовлетворение потребностей инновационного социально-ориентированного развития экономики и общества в качественных транспортных услугах. Договором о ЕАЭС (как международным документом) одним из основных приоритетов скоординированной транспортной политики признаётся формирование единого транспортного пространства. Важным направлением как в его рамках, так и в рамках Форталезской декларации БРИКС признаётся также развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Информационная безопасность в современных условиях приобретает особую значимость, т.к. информация становится инструментом идеологической манипуляции. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ, ст. 9, п. 1).

Для реализации закона утверждена государственная программа «Информационное общество» (Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 313). Вместе с тем цель программы - повышение качества жизни граждан на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий - не отражает в полной мере всей значимости данного аспекта.

Еще в конце прошлого века информационная безопасность начала регулироваться международным правом. Так на 53, 54 и 55 сессиях Генеральной Ассамблеи ООН входит норма «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности». В 1999 г. Генеральная Ассамблея ООН утвердила резолюцию А/ЯЕБ/54/49, в которой подчеркнула нарастающую опасность распространения и использования информационных технологий в целях дестабилизации мирового сотрудничества и нарушения международной безопасности.

В области промышленного развития принята государственная программа РФ по развитию промышленности и повышению её конкурентоспособности. Однако пока особых изменений не наблюдалось. По словам Е.М. Примакова, «неолибералы,

по сути, игнорируют необходимость восстановить в России разрушенные в 90-е годы отрасли промышленности, в первую очередь машиностроение.

Постиндустриальное общество - это не только хайтек и сфера услуг. В тех же постиндустриальных Соединенных Штатах сегодня существует тенденция восстановления для покрытия внутреннего спроса производств, ранее вытесненных в развивающиеся страны» [13]. Текущий ход событий складывается так, что оттягивать поворот к неоиндустриализации больше нельзя, она относится «к самой неотложной проблеме наших дней» [2].

Данный национальный приоритет был рассмотрен на заседании Госсовета РФ 18.09.2014 г., посвящённом плану содействия импортозамещению в промышленности и сельском хозяйстве на 2014-2015 гг. Правительством поставлены конкретные и довольно амбициозные цели - увеличить долю российских товаров в общем объёме розничного товарооборота хотя бы на четверть, объём замещения должен быть не менее 100 млрд. дол., или 4 трлн. руб.; сроки реализации - два, максимум три года; количество новых рабочих мест - не менее 1 млн. чел.; дополнительные поступления во все уровни налогов - порядка 500 млрд. руб. Новые механизмы стимулирования, заложенные в законопроект по промышленной политике, — предоставление налоговых льгот, инструмент специальных инвестиционных контрактов, субсидирование НИОКР, возвратное финансирование через Фонд развития промышленности [8].

В международных документах, касающихся экономического сотрудничества с участием России, приоритеты развития промышленности отражены в Договоре о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) от 29.5.2014 г. и в других документах (см. таблицу). Целями согласованной промышленной политики, согласно Дого-

вору о ЕАЭС, выступают ускорение индустриального развития его стран-членов, повышение конкурентоспособности их промышленных комплексов.

В области научно-технического развития цель, согласно соответствующей государственной программе, - формирование конкурентоспособного и эффективного сектора исследований и разработок и обеспечение его ведущей роли в осуществлении технологической модернизации российской экономики. Что касается отражения в международных документах, то Договором о ЕАЭС для достижения целей согласованной промышленной политики предусматривается, среди прочих, возможность проведения совместных НИОКР (ст. 92, аб. 4, п. 7). В числе целей реализации согласованной агропромышленной политики предусмотрена также координация Евразийской экономической комиссией совместной научно-инновационной деятельности в агропромышленном комплексе (ст. 95, аб. 7, п. 11).

Взаимодействие РФ с государствами-участниками БРИКС в сфере науки, техники и инноваций предполагает такие цели, как сотрудничество в приоритетных областях (аэронавтика, нанотехнологии, продовольственная безопасность, биотехнологии, поиск и разведка полезных ископаемых и др.), составление программ научно-технического сотрудничества и его организационно-правовое обеспечение (Концепция участия РФ в объединении БРИКС, разд. IV, п. 23).

В Форталезской декларации стран-членов БРИКС:

- в качестве одной из целей развития диалога в рамках БРИКС признаётся необходимость содействия научным исследованиям, инновациям и разработкам (п. 23);

— признаётся, что особое внимание должно уделяться малым и средним предприятиям — с целью стимулирования науч-

ных исследований и разработок в сфере информационно-коммуникационных технологий (п. 49);

— признаётся важность научных исследований в области новых технологий получения энергоресурсов (п. 53).

В другом международном документе с участием России—Программе многостороннего торгово-экономического сотрудничества стран ШОС (от 23.9.2003 г.) — в число задач входит обозначение путей взаимовыгодного научно-технического сотрудничества. В рамках приоритетных направлений сотрудничества планируется, среди прочего, изучить возможность расширения взаимовыгодного сотрудничества в сфере геологоразведки, информационно-коммуникационных технологий, формирования механизмов развития инновационного сотрудничества, взаимодействия в целом в сфере науки и новых технологий (разд. I и II).

Предпринимательское развитие. С недавнего времени для оценки благоприятности ведения бизнеса в России используется критерий «Позиция России в рейтинге легкости ведения бизнеса (Doing Business)» (Указ Президента РФ от 10.09.2012 г. № 1276). Место страны в рейтинге рассчитывается на основании следующих 11 индикаторов, отражающих параметры организации предпринимательской деятельности [6]: создание предприятий; получение разрешений на строительство; подключение к системе электроснабжения; регистрация собственности; получение кредитов; защита инвесторов; налогообложение; международная торговля; обеспечение исполнения контрактов; разрешение неплатежеспособности (процедура банкротства). Место России в этом рейтинге в 2013 и 2014 гг. отстало на 24 позиции от утвержденного плана. К 2015 г. для выполнения плана нужно улучшить место в рейтинге на 42 позиции, что с учетом санкций (в частности, ограничивающих доступ к

более дешевому западному капиталу) практически недостижимо.

В многочисленных международных документах неоднократно подчеркивалась приоритетная роль малых и средних предприятий (в частности, Форталезская декларация, по итогам VI саммита БРИКС, от 15.7.2014 г., п. 23). В сфере предпринимательства сопоставимыми международными исследованиями выступают такие проекты, как Рейтинг легкости ведения бизнеса (Doing Business) и Глобальный мониторинг предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitor — GEM). Результаты первого проекта уже используются в России для оценки достижения национальных интересов. Второй проект оценивает готовность трудоспособного населения к осуществлению предпринимательской деятельности и в качестве критерия не применяется, но потенциалом таким обладает. Согласно его результатам, в России планируют открыть собственное дело в ближайшие три года 4,7% респондентов — вновь это самый низкий показатель из 70 стран-участниц проекта. В странах БРИКС аналогичный результат составил в среднем 22%, а в странах Восточной Европы — 21% [5].

Социальное развитие. Основными целями государственной программы «Социальная поддержка граждан» (Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 296) являются: создание условий для роста благосостояния граждан — получателей мер социальной поддержки; повышение доступности социального обслуживания населения. Целевые индикаторы и показатели программы: 1) численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в процентах к общей численности населения; 2) доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обра-

тившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения, в %. В международном плане следует отметить инициативу России в составе «Большой двадцатки»: в 2013 г. на Петербургском саммите G-20 в принятой Санкт-Петербургской декларации лидеров Группы двадцати в качестве приоритета было зафиксировано «укрепление роста и создание рабочих мест», в том числе «более высокопроизводительных» [15].

Для международного сопоставления существуют хорошо известные исследования, например Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), а также специализированные исследования, такие как Индекс социального развития (The Social Progress Index), разработанный в 2013 г. под руководством М. Портера. Индексом учитывается свыше 50 показателей, объединенных в три основные группы: основные потребности человека (питание, медицина, жильё и др.); основы благополучия человека (грамотность, информация, экология и др.); возможности развития человека (свободы, права, реализация потенциала и др.).

Инновационное развитие. Для оценки достижения целей экономической политики РФ Указом Президента РФ от 07.05.2012 г. № 596 утверждены 5 «областей» (направлений) экономической политики (ст. 2) и 5 показателей (ст. 1). В качестве одной из областей обозначена «модернизация и инновационное развитие экономики». Среди прочих утверждены к реализации следующие показатели: а) создание и модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 г.; б) увеличение объема инвестиций не менее чем до 25% ВВП к 2015 г. и до 27% — к 2018 г.; в) увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП к 2018 г. в 1,3 раза относительно уровня 2011 г.; г) увели-

чение производительности труда к 2018 г. в 1,5 раза относительно уровня 2011 г. (Указ Президента РФ «О долгосрочной государственной экономической политике» от 07.05.2012 г. № 596).

В международном плане широко признается, в частности Организацией Объединенных Наций, что «инновации являются одним из основных факторов, обеспечивающих экономический рост и направленных на решение вызовов экологического и социального плана, и что инновации способствует созданию условий для устойчивого развития» (Финансирование инновационного развития, ЕЭК ООН).

В качестве ориентира инновационного развития страны применяется рейтинг European Innovation Scoreboard, публикуемый Еврокомиссией, включающий 29 показателей (количество патентных заявок, наличие высококвалифицированного персонала и ученых, расходы на исследования и др.). Так, согласно последним данным данного исследования лидерами остаются США и Японии. ЕС по-прежнему заметно от них отстает. Китай, с ориентацией на технологическую модернизацию и применяющий немалые инвестиции, близок,

чтобы догнать Европу. Другие страны БРИКС, в том числе Россия, далеки даже от него.

Таким образом, проведенный анализ показал, что в стране требуется разработка единого концептуального проекта, увязывающего приоритеты социально-экономического развития и стратегических ориентиров национального экономического развития РФ с изменяющимися геоэкономическими условиями. При этом не следует пренебрегать позитивным опытом периода СССР и СЭВ, когда задачи обеспечения безопасности страны являлись мощнейшим стимулом концентрации различных ресурсов (финансовых, интеллектуальных, производственных). Данный суверенный проект должен представлять комплекс системных стратегических установок на различных уровнях, обеспечивающий повышение роли и значимости России в новой архитектуре геоэкономического миропорядка, участие страны в коллективных стратегиях, реализуемых РФ совместно с другими заинтересованными странами и новыми интеграционными группами, а также отстаивание концептуальных интересов национального развития.

Литература

1. Амин, С. Новая империя? В поисках альтернатив гегемонии глобального капитала / С. Амин // Мир перемен. - 2013. - № 4. - С. 8-12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Архангельский, Ю. Неоиндустриализация: некоторые полемические соображения / Ю. Архангельский // Экономист. - 2014. - № 5. - С. 3.

3. Васильева, Ю. Не яблоком единым... / Ю. Васильева // Российская газета. - 2014. - 21 авг.

4. Вечканов, Г. Демагогия против новой индустриализации, или попытка с негодными средствами / Г. Вечканов // Экономист. - 2014. - № 7. - С. 3.

5. Глобальный мониторинг предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitor, GEM): данные по России. 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mosgarantfund.ru/news/novosti-predprinimatelstva/globalnyy-monitoring-predprinimatelstva-global-ent/ [дата обращения: 12.09.2014].

6. Глухих, П.Л. Социально-экономическое содержание организации предпринимательской деятельности / П.Л. Глухих // Экономика и предпринимательство. - 2013. - Т. 7. - № 1 (30). - С. 248-252.

7. Губанов, С. Неоиндустриализация России и нищета ее саботажной политики / С. Губанов // Экономист.

- 2014. - № 4. - С. 3.

8. Заседание Госсовета 18.9.2014 [Электронный ресурс] // Веб-страница Администрации Президента РФ.

- Режим доступа: http://state.kremlin.ru/state_council/46636 [дата обращения: 25.9.2014]

9. Китай откроет зону прямого экспорта овощей и фруктов в РФ // Вечерние ведомости. - 2014. - 11 авг.

10. Кочетов, Э.Г. Геоэкономический (глобальный) толковый словарь (Основы высоких геоэкономических технологий современного бизнеса): Сборник стратегических понятий-новелл / Э.Г. Кочетов. — Екатеринбург: ОАО «ИПП «Уральский рабочий», 2006. — 504 с.

11. Мировая экономика [Текст]: учебник / под ред. проф. А.С. Булатова. — М: Экономистъ, 2004. — 734 с.

12. Послание по национальной безопасности Президента РФ Федеральному собранию от 13 июня 1996 г.

13. Примаков разоблачающий [Электронный ресурс] // Взгляд. — 2014. — 15 янв. — Режим доступа: http:// vz.ru/politics/2014/1/15/668058.html [дата обращения: 25.9.2014]

14. Путин: прокладка газопровода до Китая станет самой крупной стройкой мира // Деловой Петербург. — 2014. - 23 мая.

15. Санкт-петербургская декларация лидеров «группы двадцати». Сентябрь, 2013 [Электронный ресурс] // Веб-страница Администрации Президента РФ. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/media/events/ files/41d48a73994e28b71688.pdf [дата обращения: 18.03.2014].

16. Сравнительные оценки развития Камчатского края и северных территорий зарубежных стран / А.Г. Шеломенцев, О.А. Козлова, Т.В. Терентьева, Е.Б. Бедрина // Экономика региона. — 2014. — № 2. — С. 89-103.

17. Andreeva, E.L. Influence of international economic integration on socio-economic development of region / E.L. Andreeva, V.V. Zakharova, A.V. Ratner // Экономика региона. — 2014. — № 3. — С. 90-100.

Andreeva E.L., Glukhikh P.L., Ratner A.V.

National economic interests of Russia in modern geopolitical conditions*

Elena Leonidovna Andreeva — Doctor of Economics, Professor, Center Head, Federal State-Financed Scientific Institution the Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (29, Moskovskaya Street, office 506, Yekaterinburg, 620014, Russian Federation, [email protected])

Pavel Leonidovich Glukhikh — Ph.D. in Economics, Junior Research Associate, Federal State-Financed Scientific Institution the Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (29, Moskovskaya Street, office 506, Yekaterinburg, 620014, Russian Federation, [email protected])

Artem Vital'evich Ratner —— Ph.D. in Economics, Junior Research Associate, Federal State-Financed Scientific Institution the Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (29, Moskovskaya Street, office 506, Yekaterinburg, 620014, Russian Federation, [email protected])

Abstract. The article considers national economic interests that form the basis of national security (food, raw materials, finance, infrastructure including transport) and set the priorities for the development of economic sectors (industry, scientific and technological development, entrepreneurship, social sector and innovation development). The authors carry out brief analysis for each type of national economic interests and find out how they are reflected in the national documents on socio-economic development and in international documents on economic cooperation with Russia's participation. These interests in the national aspect are reflected in the Concept for long-term socio-economic development, and in the strategies and state programs for development of economic sectors. As for the international economic aspect, the authors consider Russia's contracts with individual countries on trade and/or cooperation, the Agreement on the Eurasian Economic Union, the Declaration and agreements of the BRICS countries, the Program for Trade and Economic cooperation between the SCO countries, and international standards relating to socio-economic ratings and indexes.

The analysis shows that the country requires the development of a unified conceptual project that would link strategic priorities of socio-economic development of the Russian Federation with changing geo-economic conditions. This independent project should represent a set of system strategic guidelines on

* The article was prepared within the framework ofthe 2014 Program ofthe Ural Branch of the Russian Academy of Sciences No. 14 "Fundamental issues of regional economy", project No. 12-P-7-1001.

different levels, enhancing the role and increasing the importance of Russia in the new architecture of the geo-economic world order, the country's participation in the joint strategies implemented by the Russian Federation together with other interested countries and new integration groups, and also defending conceptual interests of national development.

Key words: new geo-economic conditions; national socio-economic development spheres; coordination of priorities.

References

1. Amin S. Novaya imperiya? V poiskakh al'ternativ gegemonii global'nogo kapitala [A New Empire? In Search of Alternatives to the Hegemony of Global Capital]. Mir peremen [World of Transformations], 2013, no. 4, pp. 8-12.

2. Arkhangel'skii Yu. Neoindustrializatsiya: nekotorye polemicheskie soobrazheniya [Neo-Industrialization: Some Polemical Considerations]. Ekonomist [The Economist], 2014, no. 5, p. 3.

3. Vasil'eva Yu. Ne yablokom edinym... [Not by Apple Alone...]. Rossiiskaya gazeta [The Russian Newspaper], 2014, August 21.

4. Vechkanov G. Demagogiya protiv novoi industrializatsii, ili popytka s negodnymi sredstvami [Demagoguery against New Industrialization, or Trying with Bad Means]. Ekonomist [The Economist], 2014, no. 7, p. 3.

5. Global'nyi monitoringpredprinimatel'stva: dannyepo Rossii. 2013 [Global Entrepreneurship Monitor: the Data on Russia. 2013]. Available at: http://mosgarantfund.ru/news/novosti-predprinimatelstva/globalnyy-monitoring-predprinimatelstva-global-ent/ [accessed September 12, 2014].

6. Glukhikh P.L. Sotsial'no-ekonomicheskoe soderzhanie organizatsii predprinimatel'skoi deyatel'nosti [SocioEconomic Content of Entrepreneurial Activity]. Ekonomikai predprinimatel'stvo [Economy and Entrepreneurship],

2013, vol. 7, no. 1 (30), pp. 248-252.

7. Gubanov S. Neoindustrializatsiya Rossii i nishcheta ee sabotazhnoi politiki [Neo-Industrialization of Russia and the Poverty of Its Sabotage Policy]. Ekonomist [The Economist], 2014, no. 4, p. 3.

8. Zasedanie Gossoveta 18.9.2014 [Meeting ofthe State Council]. Veb-stranitsa Administratsii Prezidenta RF[Web-Page of the RF President's Administration]. Available at: http://state.kremlin.ru/state_council/46636 [accessed September 25, 2014]

9. Kitai otkroet zonu pryamogo eksporta ovoshchei i fruktov v RF [China Will Open the Zone for Direct Export of Fruit and Vegetables to the Russian Federation]. Vechernie vedomosti [The Evening News], 2014, August 11.

10. Kochetov E.G. Geoekonomicheskii (global'nyi) tolkovyi slovar' (Osnovy vysokikh geo-ekonomicheskikh tekhnologii sovremennogo biznesa): Sbornik strategicheskikh ponyatii-novell [Geo-Economic (Global) Explanatory Dictionary (Fundamentals of High Geo-Economic Technologies of Modern Business): Collection of Strategic Concepts-Innovations]. Yekaterinburg: OAO "IPP "Ural'skii rabochii", 2006. 504 p.

11. Mirovaya ekonomika: uchebnik [The World Economics: Textbook]. Ed. by Professor A.S. Bulatov. Moscow: Ekonomist", 2004. 734 p.

12. Poslanie po natsional'noi bezopasnosti Prezidenta RF Federal'nomu sobraniyu ot 13 iyunya 1996 g. [The RF President's Address to the Federal Assembly on the Subject of National Security, June 13, 1996].

13. Primakovrazoblachayushchii [Primakov Revealing]. Vzglyad [View], 2014, January 15. Available at: http://vz.ru/ politics/2014/1/15/668058.html [accessed September 25, 2014]

14. Putin: prokladka gazoprovoda do Kitaya stanet samoi krupnoi stroikoi mira [Putin: the Installation of a Gas Pipeline to China Will Be the Largest Construction Project in the World]. DelovoiPeterburg [Business Peterburg],

2014, May 23.

15. Sankt-peterburgskaya deklaratsiya liderov "gruppy dvadtsati". Sentyabr', 2013 [The Saint Petersburg Declaration of the Leaders of the "Group of Twenty"]. Veb-stranitsa Administratsii Prezidenta RF [Web-Page of the RF President's Administration]. Available at: http://www.kremlin.ru/media/events/files/ 41d48a73994e28b71688.pdf [accessed March 18, 2014].

16. Shelomentsev A.G., Kozlova O.A., Terent'eva T.V., Bedrina E.B. Sravnitel'nye otsenki razvitiya Kamchatskogo kraya i severnykh territorii zarubezhnykh stran [Comparative Estimates of Kamchatka Territory Development in the Context of Northern Territories of Foreign Countries]. Ekonomika regiona [Economy of the Region], 2014, no. 2, pp. 89-103.

17. Andreeva E.L., Zakharova V.V, Ratner A.V. Influence of International Economic Integration on Socio-Economic Development of Region Ekonomika regiona [Economy of the Region], 2014, no. 3, pp. 90-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.