Научная статья на тему 'Национальные движения ногайцев на Северном Кавказе'

Национальные движения ногайцев на Северном Кавказе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
962
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НОГАЙЦЫ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / NORTH CAUCASUS / NOGHAIS / ETHNIC ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Адиев Асланбек Залимханович

Статья посвящена анализу политической деятельности этнически ориентированных движений ногайцев в регионе, описанию т.н. “ногайского вопроса” на Северном Кавказе, динамики его развития с начала 90-х гг. и анализу современных этнополитических процессов в регионе, в которые вовлечены общественные организации ногайцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Ethnic Organizations of Noghais in the North Caucasus

Political life of Noghais of Russia and activity of the modern Noghai organizations of ethnic sense is described: “Birlik”, “National council of the Noghai people”, Federal national and cultural autonomy of Noghais of “Noghay El”. The social and political problems capable to aggravate, so-called “the Noghai question” in the North Caucasus are analysed. It is shown that creation of a territorial autonomy (statehood) of Noghais of Russia was a main objective of the ethnic organizations of Noghais in the early nineties of the 20th century. At the same time, today this question lost relevance of the sounding, and current activity of public men doesn’t threaten with new recutting of administrative borders in the North Caucasus and is directed only on preservation and development of cultural identity of the people, and also assistance in the solution of questions of rational use of natural resources of the Noghai steppes.

Текст научной работы на тему «Национальные движения ногайцев на Северном Кавказе»

УДК 323.1

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ НОГАЙЦЕВ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

А.З. Адиев

Ногайцы - тюркоязычный народ, автохтонно проживающий в России, преимущественно в регионах Северного Кавказа, мусульмане-сунниты, ханафитского толка (мазхаба). По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., в Российской Федерации проживают 103 660 ногайцев [1]. Преимущественно в регионах СКФО: Республике Дагестан - 40 407 чел.; Ставропольском крае - 22 006; Карачаево-Черкесской Республике - 15 654 чел.; Чеченской Республике - 3 400; в Астраханской области - 7 000 чел. Кроме того, на сегодняшний день сформировалась значительная диаспора ногайцев в регионах Западной Сибири: Тюмени, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах. По экспертным оценкам, там проживают до 30 % всех ногайцев России, хотя по переписи их численность там колеблется в пределах 7-9 тыс. человек.

Историческим ареалом расселения ногайцев была обширная территория левобережья Нижней Волги, Южного Урала, современного Западного и Центрального Казахстана, где в ходе распада Золотой Орды в XV в. возникла Ногайская Орда, в свою очередь распавшаяся в начале XVII в. в результате феодальных междоусобиц. Окончательная утрата исконных территорий ногайцами связана с экспансией калмыков с востока, вынудившая их откочевать на запад, в Прикаспийские степи, Кубань и т.д., что неизбежно приводило к более тесному соприкосновению ногайцев с народами Северного Кавказа. В связи с этим сегодня ногайцы воспринимаются как один из северокавказских народов России [2].

Особенности этногенеза, этапов переселения на Северный Кавказ и дисперсность расселения ногайцев в регионе предопределило их региональную обособленность друг от друга, что повлияло на проявление субэтнических отличий в их национальном

Адиев Асланбек Залимханович - кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник Южного федерального университета, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140, e-mail: khalid_84@mail.ru, т. 8(863)2645631.

самосознании. Так, ногайцы, проживающие в Карачаево-Черкесской Республике, именуются кубанскими ногайцами. В Ногайском, Тарумовском, Кизлярском районах Дагестана, а также в Шелковском районе Чеченской Республики проживают караногайцы. Есть кумские ногайцы - жители ногайских селений в районе Кавказских Минеральных Вод. В восточных районах Ставрополья - ачику-лакские ногайцы; в Бабаюртовском районе Дагестана - бабаюртовские; в п. Сулак городского округа г. Махачкала - сулакские; в Астраханской области - астраханские ногайцы. Их отличия проявляются в говоре и наречиях, но в большей степени - в векторах и темпах ассимиляции, субэтносов. Например, астраханские ногайцы по менталитету, культуре и народному творчеству близки к казахам. Они переняли в большей степени их культуру, образ жизни и уклад. Бабаюртов-ские ногайцы в языковом плане стали более близки к кумыкам, чем к соплеменникам -караногайцам. Тем самым там, где ногайцы оказались в среде более многочисленных тюркоязычных народов, они быстрее ассимилируются. Напротив, в существенно меньшей степени ассимиляционным процессам подвержены ногайцы, проживающие относительно изолированно (караногайцы) или же в иноязычной среде (кубанские ногайцы). Вместе с тем, несмотря на имеющиеся отличия, у представителей всех субэтнических групп ногайцев сложилось общее представление об их историческом прошлом и едином происхождении, подтверждающемся общностью языка и самоназвания. Эта общность стала отправной точкой в деятельности этнически ориентированных общественных организаций ногайцев, направленной на развитие национального самосознания и сохранение культурной самобытности народа.

Этнические организации у ногайцев, как и у других народов Северного Кавказа,

Aslanbek Adiyev - Southern Federal University, 140 Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344006, e-mail: khalid_84@mail.ru, tel. +7(863)2645631.

возродились в конце 80-х и начале 90-х гг. ХХ в. В это время представители национальной интеллигенции ногайцев, проживающих в регионах Северного Кавказа и в Астраханской области, начали создавать общественные движения "Единство" ("Бирлик"). Изначально эти движения формировались как самостоятельные организации в Дагестане, Астраханской области, Карачаево-Черкесии, Ставропольском крае и Чечено-Ингушетии. В последующем на определенный период им удалось объединиться вокруг идеи создания национально-территориальной автономии для ногайцев в составе Российской Федерации.

Объединенная организация "Бирлик" не имела фиксированного членства. Руководящим органом общества являлись съезды ногайского народа, проводимые один раз в 2-3 года. Между съездами работой руководил Исполнительный комитет, избираемый из представителей всех регионов, где компактно проживают ногайцы. Финансовой основой общества являлись взносы, поступавшие от региональных отделений, а также добровольные пожертвования граждан и различных организаций. Основные задачи, поставленные перед "Бирлик", определялись его Уставом и решениями съездов. В Уставе общества было сказано: «"Бирлик" ставит целью демократическими методами способствовать единению ногайского народа и созданию своего национального образования в составе Российской Федерации [3, с. 14]. Ставилась задача объединения разрозненных территорий проживания ногайцев в одном субъекте федерации. Рассматривались также варианты объединения Ногайской степи в составе Дагестана или Ставропольского края, так как разделен-ность народа границами административно-государственных образований воспринималась народными активистами как главная проблема и причина всех бед ногайцев.

Надо отметить, что эта цель не могла объединить всех ногайцев и территории их проживания, поскольку, например, кубанские и астраханские ногайцы географически живут отдаленно от тех же караногайцев, компактно проживающих в Ногайской степи. Эта обширная равнинная территория на стыке Дагестана, Ставрополья и Чечни имеет свою непростую историю. Начиная с 1922 г., Степь перекраивалась несколько раз и входила в состав то одной, то другой административно-территориальной единицы страны.

В 1922 г. Ногайская степь вошла в состав ДАССР. В 1937 г. Степь в статусе Кизляр-ского округа перешла в Ордженикидзевский край. В 1944 г., когда были репрессированы чеченцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы и другие народы, ногайский народ лишился статуса национального округа. Степь была передана под юрисдикцию вновь созданной Грозненской области. А в 1957 г. в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1957 г. № 721/4 "О восстановлении Чечено-Ингушской АССР и упразднении Грозненской области" в состав Чечено-Ингушетии были включены Шелковской и Наурский районы, населенные ногайцами. А районы упраздненной Грозненской области - Караногайский, Кизлярский, Крайновский, Тарумовский и город Кизляр -вошли в состав Дагестанской АССР. Ачику-лакский и Каясулинский районы - в состав Ставропольского края. Таким образом, Ногайская степь и этнос оказались разделенными между Ставропольским краем, Чечено-Ингушской АССР (ныне ЧР) и Дагестаном [4, с. 23].

Таким образом, вопрос объединения степных ногайцев путем создания национально-территориальной единицы (проще говоря, в составе РФ) на территории Ногайской степи стал ключевым фактором политической активности движения "Единство" и этнической мобилизации ногайцев в конце 80-х и начале 90-х гг. ХХ в.

Так, в 1989 г. "Бирлик" провел II Всено-гайский съезд, на котором обсуждался вопрос об объединении ареалов проживания ногайцев на Северном Кавказе. На этом съезде руководитель делегации дагестанских ногайцев Б.А. Кельдасов в докладе "О самоопределении коренных жителей Ногайской степи" назвал акт 1957 г. "... репрессией против ногайского народа и его исторической земли". Другой делегат из Ногайского района Дагестанской АССР З. Саитов подчеркивал: "... в СМИ Дагестана, в ходе официальных выступлений руководящих работников, ученых сознательно фальсифицируется история, договариваются до того, что ногайцы не являются коренными жителями Ногайской степи. За всем этим кроется только одно - закрепить за собой наши земли, плюс ко всему путем исторического обоснования" [4, с. 24]. Вопросы, вынесенные на повестку дня съезда, и в первую очередь проблема разделенности Ногайской степи, во многом касались только степных ногайцев,

но озвучивались как проблемы всего народа. Иллюзия возможного создания национально-территориальной автономии ногайцев жила и подпитывалась в годы ослабевшей "ельцинской" России. Вместе с тем ногайцы никогда не поднимали вопрос о выходе из состава государства. Как и многие другие народы Северного Кавказа, в эти годы они пытались обрести свою государственность в форме территориальной автономии в составе России.

Политические акции межрегионального движения ногайцев "Бирлик" обратили внимание руководства страны на проблемы этноса, однако федеральный центр никогда не рассматривал вариант решения "ногайского вопроса" предоставлением территориальной автономии, создание которой предполагало бы новую перекройку административных границ, абсолютно не учитывающую современную этнодемографическую ситуацию, сложившуюся в Ногайской степи. Например, в Нефтекумском районе Ставропольского края доля ногайского населения составляет теперь лишь 19 %; в Степновском районе - 7,4 %. Эти и другие социально объективные факторы предопределили однозначную позицию федерального центра о целесообразности сохранения статус-кво в отношении "ногайского вопроса". В то же время многие из неэтноста-тусных вопросов, которые остро ставились этническими активистами в 90-е годы, все еще не нашли своего решения и периодически вновь актуализируются по самым разным поводам. В целях недопущения дальнейшей политизации "ногайского вопроса" региональным властям, в первую очередь руководству Республики Дагестан и Карачаево-Черкесии, требовалось учитывать интересы этого народа и проявлять заботу о сохранении его национально-культурной самобытности.

В Карачаево-Черкесии в этом направлении проделана огромная работа, особенно в части сохранения и развития ногайского языка и литературы: здесь находятся ногайское отделение в Институте гуманитарных исследований при Правительстве КЧР и ногайские отделения в Карачаево-Черкесском государственном университете и Карачаево-Черкесском педагогическом училище [5].

Знаменательным событием в жизни кубанских ногайцев стало образование в 2007 г. Ногайского района в КЧР. Создания национального района долго добивались кубанские ногайцы, особенно региональное движение

ногайцев "Бирлик". Хотя основная заслуга в образовании этого района принадлежит региональным властям, "Бирлик" считает образование национального муниципалитета в республике своей победой. Общественная организация ногайцев в 2003 г. оказала активную поддержку карачаевскому политику М. Батдыеву в его избирательной кампании в борьбе за пост президента республики, и в благодарность оказанной поддержке он, будучи уже главой региона, инициировал создание Ногайского района. Для пятнадцатитысячного ногайского населения Карачаево-Черкесской Республики образование своего национального района - более чем завидный результат. К тому же его создание шло в условиях весьма благоприятных межэтнических отношений, сложившихся исторически. Не было и сейчас не наблюдается попыток в политических целях разыграть "национальную карту" в связи с формированием района. Однако даже здесь дали о себе знать опасности, которые присутствуют в самой идее формирования новых административно-территориальных единиц по национальному признаку. В процессе разделения районов, проведения границ, как пишет К.И. Казенин, практически неизбежно возникают технические трудности, которые способны ухудшить общественный климат на территории, где это разделение осуществляется [6]. Создание Ногайского района в КЧР путем выведения из Адыге-Хабльского района ногайских сел ослабило позицию черкесов, поскольку дезинтегрировала единую территорию, которая считалась черкесской в этой республике. Дело в том, что два района республики с черкесским населением, Хабезский и Адыге-Хабль-ский, до создания Ногайского района образовывали единый территориальный конгломерат, примерно соответствовавший территории существовавшей ранее Черкесской автономной области (1928-1957). Ногайский район в территориальном отношении образовался внутри этого конгломерата.

В Республике Дагестан к проблемам ногайцев руководство региона также относятся внимательно. Ногайцы входят в список из 14 титульных народов республики, на языках которых издаются республиканские газеты и журналы. Издается республиканская газета "Шоьл тавысы" ("Голос степи"), редакция которой расположена в ногайском районном центре - с. Терекли-Мектеб. Кроме того, в районе

функционируют Ногайский государственный фольклорно-этнографический ансамбль "Ай-ланай", Ногайский государственный драматический театр, Ногайский государственный оркестр народных инструментов, краеведческий музей, музей Заслуженного деятеля искусств Республики Дагестан С. Батырова и ряд других этнокультурных учреждений. Вместе с тем политические и культурные интересы народа не могут быть реализованы и удовлетворены лишь в фольклорно-этногра-фической плоскости. Требуют своего решения основные социально-экономические, экологические и политические проблемы дагестанских ногайцев, такие как:

- опустынивание исконной среды обитания - Ногайской степи, связанное с функционированием в Дагестане отгонного овцеводства;

- отсутствие представителей народа в Правительстве и на руководящих должностях в иных органах государственной власти Республики Дагестан;

- безработица в Ногайском районе и миграция трудоспособного населения, особенно молодежи;

- выведение из района государственных и бюджетных учреждений под предлогом их реструктуризации и административных реформ;

- упадок сельского хозяйства и социальной инфраструктуры в местах компактного проживания ногайцев.

Все эти проблемы взаимосвязаны и носят комплексный характер. Самой тяжелой из них, пожалуй, является опустынивание Ногайской степи. В центральной части Ногайского района большая территория покрыта солончаками. Значительные площади района занимают пески. 30 % земель Ногайского района РД классифицируются как земли умеренного опустынивания; около 40 - подвержены сильному опустыниванию и 8 % - очень сильному. Около 70 тыс. га земель превращены в открытые пески, до 60 % пастбищ района сбито в средней и сильной степени; 24 % засорено вредными и ядовитыми травами; почти вся территория района подвержена ветровой эрозии [7]. Все это - результат внедрения в Дагестане системы отгонного животноводства. Отгонная система выпаса мелкого рогатого скота, которая в советские годы приобрела в республике значительные масштабы за счет обеспечения ее функциони-

рования пастбищами равнинной зоны, нанесла и продолжает наносить непоправимый ущерб Ногайской степи. Для природных ресурсов земель, ставших ее базой, она во многом пагубна. Реалии последних лет - избыточная нагрузка на пастбища Ногайской степи, поскольку на них сейчас круглогодично выпасается скот, ранее перегонявшийся туда только в зимний период. В республиканском ведении под землями отгонного животноводства находится 558 077 тыс. га пастбищ из общего количества таковых в Ногайском районе 750 202 тыс. га, т.е. порядка 75 %. Нормы выпаса в ряде случаев превышаются в четыре раза. В то же время почти половина летних горных пастбищ остается неиспользованной в связи с тем, что фермеры (отгонники) не продлевают арендную плату за летние пастбища в горах, так как изначально не планируют туда возвращаться. В результате значительная часть степных пастбищ подвержена ветровой эрозии, что служит причиной их опустынивания. А это в свою очередь негативным образом сказывается на хозяйственной деятельности и в целом жизни ногайского народа.

Необходимо отметить, что проблема нерационального использования зимних пастбищ на территории Ногайской степи, которая приводит к экологической катастрофе - опустыниванию степи - способна вновь актуализировать проблему ногайского народа в политической плоскости. Так, в начале 2015 г. в Ногайском и в ряде других равнинных районах Дагестана обострился земельный вопрос в привязке с этническим. Поводом для новых митингов со стороны этнически ориентированных общественников стала инициатива республиканских властей сдвинуть с "мертвой точки" ситуацию с землями отгонного животноводства. Еще в августе 2012 г. власти Дагестана обратили внимание на существование на землях отгонного животноводства населенных пунктов, не имеющих правового статуса. Изначально на месте этих сел располагались фермерские хозяйства - кутаны овцеводов, которые в течение десятилетий разрастались в целые населенные пункты за счет миграции туда с гор родственников и земляков чабанов. Находясь де-факто на равнине, эти люди прописаны в горных районах республики, откуда они родом и, соответственно, финансирование социального обслуживания этого населения начисляется государством в администрации

горных районов, а вся нагрузка по предоставлению им социальных услуг, естественно ложится на бюджет и ресурсы равнинных районов. В 2014 г. руководство республики решило придать этим населенным пунктам законный статус с вовлечением их в систему органов местного самоуправления там, где они расположены по факту. В конце 2014 г. появилась информация, что Министерство по управлению государственным имуществом Дагестана выявило 199 сельских поселений, расположенных на территории земель отгонного животноводства республики и пользующихся угодьями площадью более 10 тыс. гектаров. По данным этого же ведомства в этих населенных пунктах проживают 78 600 человек [8].

В 2015 г. реакцией населения равнинных районов на инициативу дагестанских властей по вовлечению переселенческих сел - кутанов в систему органов местного самоуправления на равнине стали митинги в Бабаюртов-ском районе (9 марта) и Ногайском районе (20 марта). Один из организаторов митинга 9 марта в с. Бабаюрт Бабаюртовского района РД Н. Нурудинов заявил: "На земли отгонного животноводства, которыми владели ранее бабаюртовцы, в середине XX века были заселены жители горных районов, им были переданы наши земли, эту землю у нас отобрали. То есть они поселились на этих землях в ущерб нам. Теперь, если этим поселениям еще и статус села дадут, то приток населения из горных районов увеличится еще больше, он никак не регулируется. В этом мы видим угрозу для этнополитического будущего коренного населения Бабаюртовского района. Мы можем потерять свой политический статус в районе" [9]. Протестующие предложили руководству республики передать эти земли в ведение Бабаюртовского района, как это было 60 лет назад, после чего перераспределить пастбища на правах аренды с теми же субъектами, хозяйствами, которые находятся на землях отгонного животноводства. "Коренным жителям Бабаюртовского района не хватает земли для выпаса скота, потому что большая часть земель занята жителями поселений отгонного животноводства. Если земельный вопрос не будет решен в пользу коренного населения, то это может спровоцировать межнациональный конфликт" - звучало на митинге [Там же]. Коренными жителями Бабаюртовского района являются кумыки

и ногайцы, а переселенцы - это в большей части аварцы, а также есть жители даргинских поселений. В конце собрания было принято обращение на имя президента РФ Владимира Путина и полномочного представителя Президента РФ в СКФО С. Меликова с просьбой посодействовать в решении земельных вопросов, в частности, в отмене постановления правительства Дагестана о землях отгонного животноводства. В случае, если решение властей республики не будет отменено, организаторы собрания заявили, что оставляют за собой право провести в дальнейшем про-тестные акции.

Аналогичный митинг прошел 20 марта в с. Терекли-Мектеб Ногайского района РД. "На землях отгонного животноводства расположены старые ногайские кладбища. Когда эти земли заселят, эти кладбища исчезнут. Это тоже часть нашей культуры и истории. Есть угроза исчезновения нашего этноса. Все это накаляет обстановку и возможны межнациональные столкновения" [10], - заявил один из организаторов митинга А. Бекмурзаев. На митинге выступил также и глава Ногайского района К. Янбулатов, который выразил полное согласие с требованием народа об отмене постановления правительства республики о разрешении капитального строительства на землях отгонного животноводства.

Постановление Правительства Дагестана № 288 от 25 июня 2014 г. принято в соответствии с законом республики от 9 октября 1996 года № 18 "О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан". Этим постановлением утвержден порядок предоставления земельных участков из земель отгонного животноводства, рассмотрения ходатайств о строительстве жилья для работников организаций, осуществляющих деятельность в сфере отгонного животноводства и производственных построек капитального характера. Следует полагать, что этим нормативно-правовым актом региональные власти пытались придать законный статус уже существующим населенным пунктам, расположенным на землях отгонного животноводства, и тем самым облегчить жизнь жителям этих кутанов, прописанным в горах, но живущим на равнине. Однако старожильческое население равнинных районов видит в этом постановлении новую угрозу интенсивной миграции горцев на равнину. Кроме того, обретение этими 199 населенными пунктами

статуса муниципальных образований и вовлечение их жителей в общественно-политическую жизнь и местную борьбу за власть в равнинных районах может изменить этно-политическую ситуацию в Дагестане, где национальность все еще имеет значение.

Хотя организация "Бирлик" на сегодня утратила межрегиональный статус и не проявляет былой активности в решении общественно-политических и экономических проблем ногайского народа, актуализирующиеся в равнинной зоне Дагестана проблемы в сфере земельных отношений способствуют возрождению былой активности этнически ориентированных организаций в ногайской среде. Так, весной 2011 г. резко политизировалась ногайская проблематика в связи с планами руководства республики запустить в Ногайском районе весьма сомнительный инвестиционный проект по строительству сахарного завода. Население района неоднократно выступало с категорическими обращениями и жесткими акциями против строительства завода, но власти от своих намерений не отступались. На фоне сложившейся ситуации активисты про-тестного движения организовались в общественное движение этнического толка под названием "Национальный совет ногайского народа" (НСНН). Под их руководством 29 мая 2011 г. в районном центре прошел съезд ногайцев России, где делегаты и участники мероприятия высказались за объединение народа.

Руководство района пыталось сорвать мероприятие блокированием подходов к месту его проведения тяжелой техникой и силами сотрудников правоохранительных органов, но в последующем подходы были разблокированы, а съезд начался в намеченное время. Таким образом, на региональной политической арене появилась новая этнически ориентированная общественная организация ногайцев, объединявшая на тот момент некоторые оппозиционные силы внутри Ногайского района и представителей диаспор ногайцев, проживающих в Москве и регионах Западной Сибири.

Члены Национального совета ногайского народа активно работали с органами власти федерального и регионального уровней, указывая на недостатки в работе региональных ведомств и органов местного самоуправления. Своей активной деятельностью по отстаиванию земель муниципалитета организация

становилась все более популярной среди населения Ногайского района. Активисты движения попробовали использовать этот ресурс в выборной кампании осенью 2011 г. в районное собрание депутатов. Началась "листовочная" предвыборная информационная война между местной властью и оппозицией в лице активистов НСНН. Оппоненты подписывали свои листовки словами "Патриот" и "Истинный патриот". В них излагались не столько предвыборные программы, сколько взаимные упреки и обвинения в коррупции. Оппозиция сетовала на то, что выборы проходят по партийным спискам, что позволяет власти максимально эффективно использовать административный ресурс.

Невозможность решения "ногайского вопроса" в национально-территориальном ключе предопределило дальнейшую деятельность этнически ориентированных ногайских общественников и политиков в русле ФЗ "О национально-культурной автономии", в соответствии с которым учреждена Федеральная национально-культурная автономия ногайцев "Ногай эл", который возглавил глава Ногайского района РД Казмагомед Янбулатов. В 2013 г. в Махачкале состоялся учредительный съезд Федеральной национально-культурной автономии (ФНКА) ногайцев РФ. В нем приняли участие делегаты из Дагестана, Карачаево-Черкесии и Ставропольского края, избранные на паритетной основе. Съезд учредил ФНКА "Ногай эл" и утвердил её устав. Также был сформирован руководящий орган в виде Высшего совета ФНКА "Ногай эл", в который вошли по пять представителей от каждого регионального отделения национально-культурной автономии. В числе главных целей и задач в уставе новой общественной организации названы содействие развитию гражданского общества в России; создание условий для изучения, распространения и сохранения среди ногайцев России родного, русского и других языков; сохранение и развитие ногайской национальной культуры; сохранение и развитие трудовых и деловых традиций ногайцев как материальной основы развития культурно-образовательных аспектов национальной жизни и др. Деятельность ФНКА "Ногай эл" предполагает активное взаимодействие ногайцев с другими национальностями в общественно-политической и социально-культурной жизни регионов СКФО и всей страны. Важнейшей задачей на-

циональных движений на Северном Кавказе, включая ногайские, является корреляция обеспечения этнических интересов с формированием и укреплением российской гражданской идентичности [11]. Одним из значимых мероприятий, организованных ФНКА, стала Международная научно-практическая конференция посвященная ногайцам: "Ногайцы: XXI век. История, язык, культура. От истоков - к грядущему", которая прошла 14-16 мая 2014 г. в г. Черкесске. В работе конференции приняли участие ученые-гуманитарии из регионов Северного Кавказа, других регионов России, академических институтов Москвы, стран центрально-азиатского и восточно-европейского регионов. Их выступления посвящены проблемам изучения историко-культурного, социально-экономического и политического развития ногайского общества в историческом и современном аспектах, во взаимосвязи с историей и культурой множества народов, в тесных контактах с которыми вершилась полная триумфов и потерь многовековая историческая судьба ногайского этноса. Организаторами конференции принято решение проводить его каждые два года, что позволит сохранить актуальность звучания этнокультурных, социально-экономических и политических проблем народа [5].

Таким образом, на сегодняшний день ногайские общественные организации этнического толка стараются работать в рамках правового поля, не поднимая этностатусных вопросов о предоставлении национально-территориальной автономии. Вся деятельность общественников направлена на содействие в решении вопросов защиты окружающей среды, рационального использования природных ресурсов Ногайской степи и сохранение ее уникальной природы. Кроме того, стоит задача сохранения и развития народной культуры ногайцев, укрепления региональных связей в экономике, науке и образовании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Итоги Всероссийской переписи 2010 // Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612. htm.

2. Керейтов Р.Х. Ногайцы (Краткий историко-эт-нографический очерк) // Республиканский научно-популярный журнал "Возрождение". Махачкала, 2006. № 9. С. 13-21.

3. Устав Межрегиональной общественной организации "Бирлик" ("Единство") ногайцев // "Половецкая луна". 1993. № 3. С. 10-18.

4. Дзидзоев В.Д. Истоки проблемы ногайского народа // Там же. 1993. № 1-2. С. 18-28.

5. Идрисов Э.Ш. К характеристике этнического воспроизводства ногайцев России в современных условиях // Ногайцы: XXI век. История. Язык. Культура. От истоков - к грядущему. Черкесск: Карачаево-Черкесский гос. ун-т, 2014. С. 384-389. 480 с.

6. См.: Казенин К. Элементы Кавказа. Земля, власть и идеология в северокавказских республиках. М.: Издательский дом "РЕГНУМ", 2012. 176 с. С. 112.

7. Информация о Ногайском районе на официальном сайте Главы Республики Дагестан // Глава Республики Дагестан. [Электронный ресурс]. URL: http://president.e-dag.ru/ respublika/2013-03-24-22-55-10/content/63 -nogayskiy-rayon/ (дата обращения: 11.04.15).

8. Минимущество Дагестана выявило на землях отгонного животноводства 199 сел // Газ. "Черновик" [Электронный ресурс]. URL: http://chernovik. net/content/inye-smi/minimushchestvo-dagestana-vyyavilo-na-zemlyah-otgonnogo-zhivotnovodstva-199-sel (дата обращения: 13.04.15).

9. Жители Бабаюртовского района потребовали изменить законодательство о статусе земель отгонного животноводства // Кавказский узел. [Электронный ресурс]. URL: http://dagestan.kavkaz-uzel.ru/articles/258640/ (дата обращения: 13.04.15).

10. Жители Ногайского района Дагестана заявили об угрозе опустынивания земель отгонного животноводства // Кавказский узел. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/ articles/259238/ (дата обращения: 13.04.15).

11. Дегтярев А.К., Черноус В.В. Гражданская идентичность в пространстве национального дискурса // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2011. № 1. С. 16-20.

REFERENCES

1. Itogi Vserossiyskoy perepisi 2010 [Results of the All-Russian census 2010], available at: http://www. gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_ itogi1612.htm

2. Kereytov R.Kh. Respublikanskiy nauchno-pop-ulyarnyy zhurnal "Vozrozhdenie", 2006, no. 9, pp. 13-21.

3. Ustav Mezhregional'noy obshchestvennoy orga-nizatsii "Birlik" ("Edinstvo") nogaytsev [Charter of Interregional public organization "Birlik" ("Unity") of Nogais]. Polovetskaya luna, 1993, no. 3, pp. 10-18.

4. Dzidzoev V.D. Polovetskaya luna, 1993, no. 1-2, pp. 18-28.

5. Idrisov E.Sh. K kharakteristike etnicheskogo vosproizvodstva nogaytsev Rossii v sovremennykh usloviyakh [To the characteristic of ethnic reproduction of Nogais of Russia in modern conditions].

In: Nogaytsy: 21 vek. Istoriya. Yazyk. Kul'tura. Ot istokov - k gryadushchemu [Nogais: XXI century. History. Language. Culture. From sources - to the future]. Cherkessk, Karachay-Cherkessia State Univ. Press, 2014, 480 p., pp. 384-389.

6. Kazenin K. Elementy Kavkaza. Zemlya, vlast' i ideologiya v severokavkazskikh respublikakh [Elements of the Caucasus. The earth, the power and ideology in the North Caucasian republics]. Moscow, REGNUM Publ. House, 2012, 176 p., p. 112.

7. Informatsiya o Nogayskom rayone na ofitsial'nom sayte Glavy Respubliki Dagestan [Information on the Nogai area on the official site of the Head of the Republic of Dagestan], available at: http://president.e-dag.ru/respublika/2013-03-24-22-55-10/content/63-nogayskiy-rayon/ (accessed April 11, 2015).

8. Minimushchestvo Dagestana vyyavilo na zemlyakh otgonnogo zhivotnovodstva 199 sel [The Ministry of Property of Dagestan revealed on lands of distant-pasture animal husbandry of 199 villages],

available at: http://chemovik.net/content/inye-smi/ minimushchestvo-dagestana-vyyavilo-na-zemlyah-otgonnogo-zhivotnovodstva-199-sel (accessed April 13, 2015).

9. Zhiteli Babayurtovskogo rayona potrebovali iz-menit' zakonodatel'stvo o statuse zemel' otgonnogo zhivotnovodstva [Residents of the Babayurtovsky area demanded to change the legislation on the status of lands of distant-pasture animal husbandry], available at: http://dagestan.kavkaz-uzel.ru/articles/258640/ (accessed April 13, 2015).

10. Zhiteli Nogayskogo rayona Dagestana zayavili ob ugroze opustynivaniya zemel' otgonnogo zhivotnovodstva [Residents of the Nogai region of Dagestan declared threat of desertification of lands of distant-pasture animal husbandry], available at: http://www.kavkaz-uzel. ru/articles/259238/ (accessed April 13, 2015).

11. Degtyarev A.K., Chernous V.V. Izvestiya vuzov. Severo-Kavkazskiy regin. Obshchestvennye nauki, 2011, no. 1, pp. 16-20.

Статья подготовлена в рамках НИР по теме "Факторы и механизмы дестабилизации ситуации на Северном Кавказе: исламизм, национализм и регионализм" (проектная часть государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации в сфере научной деятельности № 30.1577.2014/К)

13 мая 2015 г.

УДК-94

ИЗ ИСТОРИИ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

НАРОДОВ КАВКАЗА (вторая половина I тыс. до н.э. - начало I тыс. н.э.)

М.Р. Гасанов

Одной из актуальных задач исторической науки является освещение ранних этапов экономических связей кавказских народов и стран. Кавказ не только физико-географическое понятие, но и историко-этнографический регион, имеющий под собой цивилизацион-ную основу, которая складывалась веками, тысячелетиями.

О Кавказе и его народах писали и высоко отзывались древние, средневековые авторы, видные ученые, общественные деятели разных времен и народов. В масштабах статьи нет возможности дать даже поверхностный ее обзор. Несмотря на это, тема связей на-

Гасанов Магомед Раджабович - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Дагестанского государственного педагогического университета, 367003, г Махачкала, ул. Ярагского, 57.

селения Кавказа не получила специального освещения в литературе в масштабе кавказского региона.

Отдельные вопросы темы затронуты в работах Я.А. Манандяна, Г.А. Меликиш-вили, З.Н. Ямпольского, К.Ф. Смирнова, С.Т. Еремяна, К. Алиева и др. Некоторые сюжеты темы освещены в обобщающих трудах: "Очерки истории СССР. Первобытнообщинный строй и древнейшие государства на территории СССР", "История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в.", "История Дагестана", "Очерки истории Грузии", "История Азербайджана", "История Армении", и др. По этой проблеме опубли-

Magomed Gasanov - Dagestan State Pedagogical University, 57, Yaragskogo Street, Mahachkala, 367003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.