жем. Не будет же Евросоюз выплачивать надбавки к зарплате российских учителей или бесплатно оборудовать российские лаборатории современной техникой! Зато теперь нас будут побуждать отказываться от некоторых организационных форм, процедур и решений, которые позволяли компенсировать некоторые специфически российские трудности и дефициты, под тем предлогом, что последние не укладываются в «болонские стандарты». Примером может служить только что разработанная модель двухуровневой подготовки специалистов в области техники и технологий, в соответствии с которой предлагается оставить только две квалификационные ступени - бакалавра (4 года обучения) и магистра (6 лет), упразднив «промежуточную» квалификацию «инженер». Для стран Евросоюза такая двухуровневая модель действи-
тельно вполне разумна. Но в условиях значительно более бедной России она приведет к почти полному прекращению подготовки квалифицированных кадров. Ведь квалификация бакалавра рассчитана в основном на выполнение вспомогательных функций. Возможности же готовить специалистов на уровне магистра в наших условиях достаточно ограничены: по расчетам специалистов, они не превышают 10% от общей численности студенческого контингента технических вузов.
В этой ситуации российское образование, несомненно, потеряет свою привлекательность и для малообеспеченных студентов из развивающихся стран. Вслед за утратой влияния на процесс воспроизводства научно-технических кадров отпадет и сколько-нибудь широкий интерес к изучению русского языка и культуры.
Andreev A. L. RUSSIAN EDUCATION IN THE GLOBAL COORDINATE SYSTEM: THE DEVELOPMENT OF SPACE COLLAPSING
The author formulated the position of general and especially in the development of education. Keywords: Russian education, globalization, general and especially in the development of education.
УДК 378 Егорычев A. M.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ1
Высшее образование переживает судьбоносный момент. Реформирование системы высшего образования должно проводиться с учетом сохранения ее национальной составляющей и совершенствования воспитательной функции.
Ключевые слова: модернизация образования, воспитательно-образовательная система, национальная культура.
Спасение России заключается в поднятии и расширении образования и знания. Только этим путем возможно достижение правильного государственного управления, только поднятием культуры возможно сохранить сильно пошатнувшееся мировое значение нашей Родины.
В. И. Вернадский, 1908 г.
1 Хирш Н. Бойкот Болонскому процессу: беспорядки в защиту образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2009. № 4. С. 57-59.
Национальная система образования как гарант устойчивого развития социума
Система высшего образования в современной России испытывает на себе небывалый по мощи воздействия прессинг модернизаций, реформирований и инноваций, которые, по сути, не привели и не ведут к ее качественному развитию. Как и другие страны, Россия живет сегодня в условиях идеологического, политического, экономического, социального переустройства всех структур организации жизнедеятельности государства и общества.
Этот период реформации теснейшим образом связан с кризисными явлениями, поразившими всё мировое хозяйство, все явления и формы жизненной организации человечества, которые, в свою очередь, привели к кризису мировоззрения. Кризис мировоззрения выразился в переосмыслении всей философии жизни человека.
Среди явлений, которые оказывают колоссальное влияние на социальные процессы новой жизненной организации человечества, необходимо отметить следующие:
- рост научного знания и его влияние на развитие техники, технологий и общественные формы жизни;
- демократизация государственных и общественных институтов;
- подъем национального (этнического) самосознания народов мирового сообщества;
- расширение границ для коммуникативного взаимодействия культур.
Эти факторы влияют на все социальные институты и в большей мере на высшее образование.
Как и любая другая национальная система высшего образования, российская есть порождение ее социокультурной эволюции, основы которой и составляют ее национальный базис.
Высшее образование любой страны, лишенное национальной основы, определяющей развитие жизненных сил народа, его социокультурный код, всегда будет находиться в неустойчивом состоянии. Нормальными условиями, позволяющими высшему образованию своевременно и адекватно отвечать на вызовы времени, будут только такие, которые находятся в соответствии и согласии с этнокультурными смыслами,
ценностями и традициями российского народа, с его историей.
Сегодня высшая школа в России переживает тяжелый кризис, она трудно приспосабливается к тем внешним социальным реалиям, какие насаждаются в нашей стране. Современная высшая школа в бюрократическом и коррумпированном обществе, лишенном примата духовности, парадигмы гармоничной и всесторонне развитой личности, полностью подчиненного идеологии эко-номоцентризма, неизбежно будет стремиться к освобождению от всего чужого, не соответствующего ее истинной национальной природе. Вполне понятно, что нельзя бесконечно сдерживать жизненные силы целого народа в рамках, не соответствующих его историческому социокультурному коду, национальному самосознанию.
Либерализация политики жизнеустройства российского общества с ориентацией на американские и западные ценности, противоречащие природе российского (русского) народа, его культуре, не позволяет качественно и продуктивно развиваться отечественной высшей школе, формировать образовательную среду на основе национальных духовных традиций2.
Увеличение доли знаний в развитии современных производств и технологий, естественно, вызвало повышение требований, предъявляемых к высшему образованию, заставило полностью пересмотреть всю идеологию профессиональной подготовки. Идя навстречу новым потребностям времени, высшая школа резко стала менять методологию профессиональной подготовки, содержание, методы, средства, всю воспитательно-образовательную систему.
Сейчас наступил переломный момент для высшей школы. Идет наиболее важная политическая и организационная работа по выработке нового типа образования XXI в., определяющего будущее российского общества, его народа.
В свое время (1908 г.) В. И. Вернадский писал о судьбоносном значении высшей школы, говоря, что каждый удар по ней, каждое стеснение ее автономии, есть удар по национальной мощи, по русской культуре. Ибо высшая школа совершает национальную работу первостепенной важности: в ней сосредоточивается и куётся всё будущее великого народа [3, с. 12].
2 Необходимо отметить, что все внешне насаждаемое, противоречащее национальному развитию российского государства и общества, не отвечающее этническому самосознанию российского (русского) человека, не может долго существовать.
В этих условиях работа ученого и профессора высшей школы становится социальным, национальным по сути, служением будущему России, поскольку «национальная сила и национальное могущество» (по В.И. Вернадскому) неразрывно связаны с наукой и образованием в бесконечной борьбе за счастливое будущее России.
Смута 90-х годов с ее экономическим и социальным беспределом, сегодняшняя несогласованность государственного управления с политической ориентацией всей жизнедеятельности российского народа на принцип экономоцент-ризма привели к тому, что Россия потеряла и теряет свою социальную и национальную идентификацию, свою великую культуру и сильное образование.
И в то же время на фоне социально-экономических изменений в новой России пришло осознание того, что образование, по сути, есть гарант устойчивого развития общества. Судьба отечественного образования стала связываться с судьбой современного общества, особенностями его развития в новых экономических условиях.
Рынок и проблема гуманизации образования
Современная мировая социально-экономическая ситуация породила проблему качества образования. Был выброшен вполне привлекательный лозунг: любой социум будет иметь устойчивое развитие при непременном условии -качественной системе образования. Качество образования - вот тот главный критерий в жесткой конкурентной борьбе за место на мировом экономическом пространстве.
Вполне понятно - рынок есть рынок. Надо спешить захватить как можно больше ресурсов, власти, денег. Всё это делается для обеспечения качественной жизни людей. Разрабатываются методологии, проекты, программы, стандарты, соответствующие логике новой экономической идеологии. Пишутся кандидатские и докторские диссертации на инновационную проблематику с использованием следующих ключевых понятий: конкурентоспособность, компетентность, качество, мобильность, профессиональность, управление, технология, результат, карьера, модернизация, модель, социально-экономическая культура и пр.
Всё это, на первый взгляд, неплохо. Однако в данном случае мы видим хорошо организован-
ный процесс модернизации российского образования в контексте идей рыночной экономики. И это неплохо при условии соблюдения техно-гу-манитарного равновесия.
Рассуждая о проблемах современного образования, И. Бестужев-Лада грустно констатирует: «Мир стал механизмом, а человек - набором качеств, характеристик и свойств, необходимых со-циотехносу» [1, с. 4]. Можно привести десятки подобных высказываний. Множественность совпадающих мнений говорит, прежде всего, о присутствии проблемы, составляющей угрозу российской системе образования.
Все бесконечные малые и большие винтики сложной системы образования начинают подчиняться единому идеологическому вектору движения и развития, вектору, подчиненному целям и задачам великой идеи рыночной экономики. Знания, получаемые на всех звеньях образования (особенно профессионального), имеют направленность на выработку «личностно-профессиональной компетентности» по как можно более эффективному преобразованию окружающего мира, в конечной цепочке которой стоит понятие «прибыль». Результат - почти полная политехнизация науки, образования, человека и. конечно, сложнейшей системы социальных отношений. Формируется новый вид - «человек-функция». Уже сегодня можно наблюдать, что система гуманитарного мировосприятия и миропредставления видоизменяется. На первом этапе происходит незаметный процесс подмены понятий. В современное научно-образовательное пространство прочно вошло понятие «социокультура», являющееся заменой сложного конструкта «духовное воспитание». Идет явное нарушение равновесия гигантской системы духовного и материального в российском социуме, результат которого, как нам видится - полная утрата национальной духовной культуры.
Академик Н. Н. Моисеев отмечал: «Величайшее достижение эпохи Возрождения - гуманизм уступает место индивидуализму, этике протестантизма с ее культом личного успеха, точно так же, как и образ гуманитарного знания уступает место чистому технизму. И по мере роста технического могущества цивилизации этот процесс духовной деградации идет с нарастающей скоростью. Люди теряют ощущения перспективы» [4, с. 38]. Разумеется, можно сказать, что все суждения, приводимые в пользу гуманизации
образования, есть продукт наших соотечественников, получивших гуманизацию сознания в эпоху социализма. Однако и западные коллеги ученые высказывают подобные суждения. Так, например, Арии Антикайнен, профессор финляндского университета Иоенсуу, заключает: «Образование всё больше становится инструментальным без собственных ценностей» [2, с. 137].
Модернизация образования и в целом всего российского сообщества необходима, но на новой основе национальной культуры и антропоцентризма как выражения гуманитарной парадигмы жизни. Гуманитарная парадигма жизни современного человека, включенного в сложнейшую систему информационных, технологических, экономических, экологических, этических и иных отношений, есть та философско-методологическая база, которая позволит человечеству не уйти с траектории устойчивого развития.
О системности и универсальности университетского образования
Рассматриваемая нами проблема является многоплановой, сложной по содержанию, междисциплинарной и по социально-философской сути - системной. И решать эту проблему возможно только системно.
Мировой кризис, понимаемый как общецивилизационный, есть явление системное и, чтобы избежать его катастрофических последствий, необходимо также системно к нему подготовиться, т. е. не зацикливаться в составлении каких-либо частных проектов и программ по оздоровлению структур общества, а системно сформировать новую парадигму жизни с ценностями иного порядка. Ценности, определяющие новую парадигму жизни, всегда присутствовали в человеческой культуре и определяли лицо человека не только как представителя высшей ступени жизни на планете Земля, но и как сына Божьего, «Человека Духовного».
Конечно, всё гораздо сложнее, чем излагаемые здесь тезисы. Тем не менее мы полагаем, что тот социокультурный потенциал, который был накоплен человечеством за многие тысячелетия, в частности славянским сообществом, и обозначаемый нами как «родовой базис культуры», не только не исчерпал себя (как кажется многим сторонникам современного экономического глобализма), но и может быть использован как некий фундамент для новой траектории
движения, если, конечно, эта траектория будет определена.
Человечество подошло к поворотной точке своего развития, как было уже не раз. Определяется новая траектория эволюции человечества, и эта траектория будет носить глобальный характер, т.е. полностью определится новый качественный виток в развитии человеческой цивилизации.
Ну а что касается «Homo Sapiens», который сконструировал сложнейшую социально-экономическую систему для удовлетворения своих нескончаемых потребностей, то ему придется внести коррекцию в существующие элементы системы, ее структурные связи и отношения, которые и определяют качественный ее ход, либо просто уйти с эволюционной арены.
Важнейшим, определяющим элементом этой системы является образование. Речь идет прежде всего о системе образования как социальном институте по трансляции культуры, а не просто знаний, в какой угодно красивой обертке: профессиональной, компетентностной, коммуникативной, информационной, иной.
Система образования - это живая открытая многомерная социальная система, постоянно впитывающая и перерабатывающая смыслы и ценности научной и социокультурной деятельности человеческого сообщества. Как система такого порядка она подчинена законам развития, действующим в окружающем мире - космосе. И первым законом ее сохранения и развития выступает закон системности (можно понимать как принцип), выражающийся:
- в постоянном усложнении внутренних связей между элементами самой системы;
- в расширении и усложнении связей системы с окружающим миром, другими системами.
В контексте рассматриваемой проблемы элементами образовательной системы являются: учебные заведения, структуры учебных заведений, творческие научные коллективы, отдельные личности.
Возьмем отдельное учебное заведение - университет как научно-образовательное учреждение, как социальную организацию, призванную не просто готовить узких специалистов, а формировать личность с широким общегуманитарным профессионализмом, в чем и заключается универсальность университетского образования. Сегодня происходит постепенная утрата системности, утрата универсальности университетского
образования. Оценивая современное университетское образование, мы грустно констатируем факт его перехода на узкую специализацию, разрыв его научно-технической, гуманитарной и фундаментальной составляющих.
Об образовательной политике и ее гуманитарной составляющей
Вхождение в Болонский процесс - явление сложное и до конца неосмысленное. Современные цивилизационные вызовы закономерно подвели Европу к выработке новой образовательной политики, выраженной в Болонской декларации. Заметим, что европейское сообщество при разработке соответствующей стратегии учитывало ресурсы, состояние, национальные и социальные особенности, социокультурные стереотипы своего сообщества, но ни в какой мере не нащи, российские.
Никто не спорит о позитивных механизмах Болонского процесса, а также о том, что российская система образования должна быть приведена в соответствие к потребностям России XXI в. Однако тот избыточный «аказемизм», привнесенный Европой и выражающийся в излишней алгоритмизации и бюрократизации всех структур образовательного учреждения и, прежде всего, функций профессорско-преподавательского состава, заставляет расплачиваться (как показывает опыт) определенной потерей творческой составляющей, а также социальным здоровьем всех субъектов образовательного процесса.
Будущее в общих чертах предполагает, что образование будет играть решающую роль в устойчивом развитии любого социума. Трудно не согласиться с В. А. Сластениным, который на сей счет отмечает: «В намеченных контурах будущего общества образованность и интеллект все больше относятся к разряду национальных богатств, а духовное здоровье человека, разносторонность его развития, широта и гибкость профессиональной подготовки, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи превращаются в важнейший фактор прогресса страны. В этих условиях выработка самостоятельной образовательной политики - первоочередная цель и обретение самостоятельности России» (выделено -А. Е.) [6, с. 20].
По сути, основной целью образования является «выделывание» (по Ф.М. Достоевскому) личности человека. Можно сказать, что человек есть цель,
результат и творение культуры. Современные ученые (С. И. Григорьев, В. П. Казначеев, В. Г Волков, Г. П. Новикова, В. М. Межуев, В. А. Сластенин, А. Д. Лопуха и др.), анализируя состояние российского образования, показывают огромную роль культуры, гуманитарной составляющей в профессиональной подготовке человека.
Культурная составляющая выступает детерминирующим фактором образовательного процесса, всего образовательного пространства. Именно через развитие культурного и духовного мы открываем дверь к многомерному развитию интеллектуального, творческого, эмоционального, коммуникативного в человеке. Именно гуманитарная парадигма в образовании способна полностью изменить общество и траекторию его эволюционного развития. Ведь именно образование создает эффективную возможность для усвоения, обретения новых способов и форм жизнедеятельности и созидания во имя высших смыслов добра, красоты, счастья всех живущих.
Заметим, что за последнее столетие были достаточно неплохо развернуты исследования по многим проблемам образования, выработаны разнообразные концепции, модели и технологии. Однако недостаточно был вскрыт, исследован круг вопросов, касающихся «воспитывающего образования», и в этом мы видим часть современных проблем и перекосов в реформировании образования. Говоря о воспитывающем образовании, мы, прежде всего, видим проявление антропоцентризма в сложнейших механизмах присвоения обучающейся личности культурных и духовных образов и смыслов, мышления и жизнедеятельности, в реализации собственных возможностей в культуре, ее созидании.
Российская система образования, развивающаяся с учетом требований гуманитарной парадигмы, может и должна использовать свой потенциал не только в системе организации эффективного воспитательно-образовательного процесса в каждом конкретном образовательном учреждении, но и, что очень важно сегодня, в консолидации российского общества, в сохранении и возрождении единого национального социокультурного пространства. И это надо рассматривать как политическую, общегосударственную национальную задачу. Конечная цель образовательной политики в контексте выше-обозначенного - это переход к высокодуховному, образованному, динамично развивающемуся обществу.
Мы часто слышим и читаем о том, что человечество находится на переходе к информационному, постиндустриальному обществу и реже (или почти нет) к ноосферному, духовному. Почему? Ведь проблема гармоничного общества связана не только с экономической составляющей. Также достаточно часто упоминают о развитии у россиян «новой российской идентичности». Что значит новой? Есть идентичность этническая, есть социальная, другие. Может быть, имеет смысл рассмотреть более серьезно историческую ретроспективу культуры российского (русского) человека, его менталитет, четче определить границы идентичности в контексте образовательной политики?
Именно образование в решающей мере может и должно сохранять и развивать ценностную составляющую российского общества. Поэтому ни в коей мере при решении каких-либо временных и конъюнктурных задач нельзя разрушать национальную основу образования, обеспечивающую становление подлинного гражданина и патриота нашей Отчизны.
На наш взгляд, важнейшими основными принципами российской образовательной политики в контексте понимания и учета национальной культуры и антропоцентризма как выражения гуманитарной парадигмы в современном образовании выступают:
1. Сохранение и развитие этнокультурных основ российского образования, выступающих основным базисом порождения смыслов и ценностей жизни российского (русского) человека, его национального менталитета.
2. Сохранение и развитие фундаментальной основы образования, являющейся гарантом основательности, профессиональности и научности в подготовке современного специалиста.
3. Рассмотрение образования как естественного непрерывного социокультурного процесса развития личности на протяжении всей жизни, а не только как средства его профессионального роста.
4. Учет интересов, способностей, направленности личности в процессе его образования и социализации как неотъемлемого элемента динамично развивающейся социальной системы.
Заключение
Разработка национальной образовательной политики в России должна вестись с учетом особенностей ее социокультурной и духовной составляющих и быть сопряжена с проблемой обретения самоидентичности России, ее общества и человека. Отечественное образование, отражая прежде всего национальные тенденции российского общества, а также учитывая мировые тенденции развития цивилизации, должно стать важнейшим звеном (надстройкой над базисом культуры) гуманизации общества, государства, человека. А это возможно лишь при условии его развития в русле гуманитарной, ноосферной по сути, парадигмы XXI в.
Библиографический список
1. Бестужев-Лада И. Антидидактика // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2007. - № 6. - С. 3-13.
2. Антикайнен А. Современные тенденции социологии образования: интернациональные и европейские перспективы // Социологическое образование в России. - 2007. - № 1. - С. 131-139.
3. Вернадский В. И. Начало и вечность жизни. -М. : Советская Россия, 1989.
4. Моисеев Н. Н. Экологический образ гуманитарного знания: поиск пути // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2007. - № 6. - С. 37-42.
5. Сластенин В. А. Основные тенденции развития современной образовательной политики в Российской Федерации // Педагогическое образование и наука. -2005. - № 3. - С. 20-28.
Egorychev A. M.
NATIONAL SPIRITUAL TRADITIONS IN FORMATION OF THE RUSSIAN EDUCATION SYSTEM
Higher education endures the fatal moment. Reforming of system of higher education should be spent taking into account preservation of its national component and perfection of educational function. Keywords: education modernization, vospitatelno-educational system, national culture.