Научная статья на тему 'Национальное самосознание и самоидентификация'

Национальное самосознание и самоидентификация Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1043
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / ЭТНИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ / ИДЕАЛЬНЫЙ ОБРАЗ / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / IDENTITY / ETHNICITY / IDEAL IMAGE / SELF-IDENTIFICATION / NATIONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Волчков Эдуард Григорьевич

В статье рассматривается становление национального самосознания у молодежи татар, студентов I-II курсов КФУ. На основании анкетирования 180 респондентов было выявлено, что национальное самосознание студентов-татар имеет тенденцию к противоречивости. Она выражается в неоднозначном толковании молодежью представлений о воспитываемых в татарских семьях личностных качествах. Так, было выявлено, что у них не сформирован образ идеального человека татарской национальности. У респондентов национальная идея сводится к национальной независимости, а национальная культура это эстрадная музыка и развлекательные программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National self-conscience and SELF-identity

The author studies the development of national self-conscience in young people Tatar junior students at KFU. Basing on the survey (180 people), it was established that national self-conscience of Tatar students tends to be inconsistent, which results in an ambiguous interpretation of concepts of personal qualities developed in Tatar families. Thus, it was found that Tatar students do not have the ideal image of Tatar nationality. The respondents’ national idea is understood just as national independence and national culture as popular music and live entertainment.

Текст научной работы на тему «Национальное самосознание и самоидентификация»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2014. №3(37)

УДК 159.9

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ И САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ

© Э.Г.Волчков

В статье рассматривается становление национального самосознания у молодежи - татар, студентов 1-11 курсов КФУ. На основании анкетирования 180 респондентов было выявлено, что национальное самосознание студентов-татар имеет тенденцию к противоречивости. Она выражается в неоднозначном толковании молодежью представлений о воспитываемых в татарских семьях личностных качествах. Так, было выявлено, что у них не сформирован образ идеального человека татарской национальности. У респондентов национальная идея сводится к национальной независимости, а национальная культура - это эстрадная музыка и развлекательные программы.

Ключевые слова: самосознание, этническая принадлежность, идеальный образ, самоидентификация, национальное самосознание.

В психологической литературе самосознание и национальное самосознание были предметом серьезных исследований (Кон И.С.[1-3], Левко-вич В.П. [4], Стефаненко Т.Г. [5], Спиркин А.Г. [6], Эриксон Э. [7] и др.). В них авторами рассматривались разные стороны развития сознания, этапы самосознания и идентичности, самоидентификации. Так, анализировались вопросы сознания как целостной структуры, самосознания и проблемы «Я» [6], становление идентичности [7] и т.д. В то же время проблемы национального самосознания, самоидентификации и этноидентификации, на наш взгляд, не стали предметом крупных и фундаментальных исследований. Активное изучение становления национального самосознания началось с «парада суверенитетов». Именно в это время произошла коренная ломка в осознании индивида своей этнической принадлежности и национальных достоинств, произошел процесс идентификации своего субъективного «Я» с идеальным представлением о своем народе, с образом человека своей национальности. Этот образ, или идентичность, имеет определенные этапы в своем развитии. Так, И.С.Кон, ссылаясь на исследования Д.Марше, говорит о четырех этапах идентичности:

1. Неопределенная, размытая идентичность» характеризуется тем, что индивид еще не выработал сколько-нибудь четких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом идентичности.

2. «Досрочная, преждевременная идентификация» имеет место, если индивид включился в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, в результате пережитого кризиса и испытания, а на основе чужих мнений, следуя чужому примеру или авторитету.

3. Для этапа «моратория» характерно то, что индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения, выбирая из многочис-

ленных вариантов развития тот единственный, который может считать своим.

4. На этапе достигнутой, «зрелой идентичности» кризис завершен, индивид перешел от поиска себя к практической самореализации [8].

Для нас представляет определенный интерес этап «зрелой идентичности». Именно этот этап соответствует возрасту от 18 лет до 21 года, когда происходят наибольшие сдвиги в осознании коллективного, национального образа и коллективного «Я». Согласно нашим исследованиям этот возраст является наиболее «сензитивным для формирования и становления национального самосознания» [9].

Для проверки предположения о том, что национальное самосознание у студентов-татар 1-11 курсов носит еще неоформленный и противоречивый характер и не достиг «зрелой идентичности», а образ идеального татарина еще не сформирован, нами было проведено анкетирование. Рассмотрим результаты опросов студентов, проведенных на отделении татарской филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета. Студентам 1-11 курсов общей численностью около 180 человек было предложено в письменной форме ответить на три вопроса:

1. Какие качества воспитывает татарская семья?

2. Какие качества воспитывали у Вас родители?

3. Какие качества личности должны быть сформированы у татарина- интеллигента?

Анализ ответов на первый вопрос показал, что студенты, в большинстве своем выросшие и воспитанные в сельских татарских семьях, не видят существенного различия между тем, какие качества должны воспитываться у детей в татарской семье и какие качества воспитывали родители у них. Однако при ранжировании этих ка-

честв в зависимости от степени значимости различия все же проявились.

Так, при ответе на первый вопрос качества, воспитываемые в татарской семье, были указаны в следующем порядке:

1. знание родного языка;

2. знание истории, обычаев и традиций своего народа, следование этим обычаям и традициям;

3. уважение и почитание старших;

4. любовь к своему народу и родному краю;

5. желание быть культурным и воспитанным человеком;

6. стремление к знаниям, к получению образования;

7. быть терпеливым и выдержанным;

8. быть верующим;

9. быть честным;

10. быть трудолюбивым.

При ответе на вопрос «Какие качества воспитывали у Вас родители?» последовательность ответов была иной:

1. трудолюбие;

2. уважение и почитание родителей и старших;

3. желание быть культурным и воспитанным;

4. стремление к знаниям, к получению образования;

5. любовь к своему народу и родному краю;

6. хорошее знание родного языка;

7. знание национальных обычаев, традиций и обрядов, соблюдение их;

8. вера в бога;

9. честность;

10. терпение и выдержка.

Как видим, студенты отделения татарской филологии, отвечая на поставленные вопросы, отметили одни и те же качества. Однако, отвечая на второй вопрос, студенты указали в первую очередь те качества, которые являются наиболее почитаемыми в татарских семьях. Отвечая на первый вопрос, студенты вообще упустили некоторые личностные качества, которые должны воспитывать родители у детей в татарской семье. Так, почти никто не указал на такие весьма важные личностные качества, как:

а) осознание своей принадлежности к определенной национальности, идентификация себя со своим народом;

б) наличие национального человеческого идеала;

в) чувство близости к своему народу, сопереживание с ним его судеб и проблем;

г) стремление к осуществлению национальных идей;

д) чувство долга и ответственности перед народом;

е) развитие с ранних лет национальной эстетической культуры;

ж) вера в будущее своего народа.

В своих ответах на третий вопрос «Какие качества личности должны быть сформированы у татарина-интеллигента?» студенты в большинстве своем указали на качества, перечисленные при ответе на первый вопрос анкеты. При этом в первую очередь выделили следующие личностные качества, необходимые для татарина- интеллигента:

а) быть образованным;

б) быть культурным и воспитанным;

в) хорошо знать родной язык;

г) знать историю, обычаи и традиции своего народа;

д) уважать и почитать родителей и старших;

е) иметь и развивать духовные потребности;

ж) знать и любить национальную литературу и искусство;

з) уважать религию;

и) быть выдержанным, тактичным;

к) быть честным и правдивым.

Ответы, данные на этот вопрос, говорят о некой «размытости» понятия «мы - татары», что свидетельствует о незавершенности и противоречивости становления национального самосознания студентов в этом возрасте.

Это же подтверждает и дальнейший анализ ответов студентов. Так, сравнивая ответы студентов на первый и третий вопросы, можно легко убедиться в том, что студенты почти отождествляют личностные качества, которые должны воспитываться у детей в татарской семье, и личностные качества, которые должны быть сформированы у татарского интеллигента. Преемственность между воспитанием детей в семье и формированием интеллигента, безусловно, должна быть, однако понятие интеллигентность включает личностные качества, которые формируются не столько в семье, сколько в процессе духовного саморазвития, нравственного самоусовершенствования и самовоспитания. К этим качествам, которыми должен обладать интеллигент любой национальности, следует в первую очередь отнести:

1. широкую эрудированность и образованность;

2. наличие разносторонних духовных потребностей;

3. высокий уровень культуры поведения (вежливость, тактичность, скромность и т. д.).

4. нравственную чистоплотность и порядочность;

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. ПСИХОЛОГИЯ

5. уважение к личности другого человека, эмпатийная интенция;

6. наличие идеалов (общественно-политических, национальных, нравственных, эстетических) и стремление их осуществить;

7. знание родного языка, национальной культуры и любовь к своему народу.

8. соблюдение национальных обычаев, традиций и обрядов.

Таким образом, проведенные нами наблюдения и эмпирические исследования позволили установить, что большинство студентов идентифицируют себя со своим народом, выражают чувство принадлежности к татарскому народу, мыслят и говорят по-татарски, увлекаются современным татарским искусством. Однако некоторые существенные компоненты национального самосознания у студентов при обследовании не проявились. Во-первых, у большинства студентов оказался несформированным образ идеального человека татарской национальности - идеальное «Я». Не было у них представления и о том, какими идеальными качествами наделяет татарский народ личность настоящего интеллигентного татарина, то есть не было представления о коллективном идеальном «Мы». Во-вторых, национальные идеи татарского народа студенты сводили лишь к идее национальной независимости. В-третьих, отношение к национальной культуре в большинстве случаев ограничивалось интересом к современной эстрадной музыке и массовым развлекательным программам.

В заключение, говоря о «размытости» понятия «мы - татары» и об отсутствии «зрелой идентичности», можно отметить, что важнейшим компонентом национального самосознания является национальная культура, в то время как осознание себя как носителя культуры своей нации, осознание своей ответственности за сохранение и развитие культуры своего народа есть важней-

ший компонент национального самосознания. Этот аспект культуры изучался нами ранее и отражён в предыдущей работе [10]. И последнее, осознание себя как носителя культуры своей нации является сложным процессом духовного саморазвития индивида, самореализации себя путем приобщения к языку, творческому наследию, литературе и искусству народа. Это длительный и сложный процесс, и это осознание может происходить на более поздних этапах онтогенеза.

1. Кон И. С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры. / Социальная психология личности. / Под ред. М.И.Бобневой, Е.В.Шороховой. - М.: Наука, 1979. - 215с.

2. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984. - 150 с.

3. Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 1978. - 200 с.

4. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Социально-психологические аспекты проблемы этнического сознания / Социальная психология и общественная практика/под ред. Е.В.Шороховой. - М.: Наука, 1985. - 290 с.

5. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - Москва: Изд-во МГУ, 2009. - 200 с.

6. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М.: Политиздат, 1972. - 300 с.

7. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., Прогресс, 1996. - 115 с.

8. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение», 1989. - 254 с.

9. Волчков Э.Г., Гредюшко О.П. Самосознание и национальное сознание в период ранней юности // Казанская наука. - 2013. - №11.- С. 319 - 322.

10. Волчков Э.Г., Гредюшко О.П. Многоязычие как условие развития и саморазвития личности (на примере студентов Казанского федерального университета) // Филология и культура. Philology and СиИиге. - 2013. - 1(13). - С. 280 - 286.

NATIONAL SELF-CONSCIENCE AND SELF-IDENTITY

E.G.Volchkov

The author studies the development of national self-conscience in young people - Tatar junior students at KFU. Basing on the survey (180 people), it was established that national self-conscience of Tatar students tends to be inconsistent, which results in an ambiguous interpretation of concepts of personal qualities developed in Tatar families. Thus, it was found that Tatar students do not have the ideal image of Tatar nationality. The respondents' national idea is understood just as national independence and national culture - as popular music and live entertainment.

Key words: identity, ethnicity, ideal image, self-identification, national identity.

1. Kon I.S. Moral'noe soznanie lichnosti i reguljativnye nosti. / Pod red. M.I.Bobnevoj, E.V.Shorohovoj. -

mehanizmy kul'tury. / Social'naja psihologija lich- M.: Nauka, 1979. - 215s. (In Russian)

2. Kon I.S. V poiskah sebja. Lichnost' i ee samosozna-nie. - M.: Politizdat, 1984. - 150 s. (In Russian)

3. Kon I.S. Otkrytie «Ja». - M.: Politizdat, 1978. - 200 s. (In Russian)

4. Levkovich V.P., Pankova N.G. Social'no-psihologicheskie aspekty problemy jetnicheskogo soznanija / Social'naja psihologija i obshhestvennaja praktika/pod red. E.V.Shorohovoj. - M.: Nauka, 1985. - 290 s. (In Russian)

5. Stefanenko T.G. Jetnopsihologija. - Moskva: Izd-vo MGU, 2009. - 200 s. (In Russian)

6. Spirkin A.G. Soznanie i samosoznanie. - M.: Politizdat, 1972. - 300 s. (In Russian)

7. Jerikson Je. Identichnost': junost' i krizis. - M., Progress, 1996. - 115 s. (In Russian)

8. Kon I.S. Psihologija rannej junosti. - M.: Prosvesh-henie», 1989. - 254 s. (In Russian)

9. Volchkov Je.G., Gredjushko O.P. Samosoznanie i na-cional'noe soznanie v period rannej junosti. // Ka-zanskaja nauka - 2013. - № 11. - S. 319 - 322. (In Russian)

10. Volchkov Je.G., Gredjushko O.P. Mnogojazychie kak uslovie razvitija i samorazvitija lichnosti (na primere studentov Kazanskogo federal'nogo universiteta). // Filologija i kul'tura. Philology and Sulture. - 2013 -1(13). - S. 280 - 286. (In Russian)

Волчков Эдуард Григорьевич - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Института психологии и образования Казанского федерального университета.

420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: edvolchkov@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Volchkov Eduard Grigoryevich - PhD in Psychology, Associate Professor, Institute of Psychology and Education, Kazan (Volga Region) Federal University.

18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russia E-mail: edvolchkov@mail.ru

Поступила в редакцию 01.06.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.