вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2019. № 4
глобальное управление
М.В. Кудина, Л.Б. Логунова, Ю.Ю. Петрунин
национальное образование в эпоху глобальной цифровой революции
Предметом исследования в статье является образование как динамическая система, как институт социализации, функционирующий в исторически конкретном социокультурном контексте. Целью исследования является определение базовых характеристик системы образования, соответствующей потребностям современного общества. В исследовании применялась трансдисциплинарная методология, основанная на принципах системности, эволюционизма, историзма, диалектики и общенаучных методах. Базовой гипотезой исследования является понимание образования как технологии программирования общественного сознания, как процесса производства человека, востребованного исторически конкретным обществом.
В системе образования вырабатываются и апробируются техники формирования определенного образа мира и человека, значимого для общества в целом, артикулируются принципы идентификации индивидов. Реформы в образовании инициируются историческим вызовом, новациями в экономике и политике, ответ на который невозможен без перестройки общественного сознания. В этих условиях школа становится своеобразной лабораторией социальных экспериментов, тестирующих значимость влияния возникающих новаций на общество, возможность и риски ответа. На основе анализа образования в проекте Просвещения индустриального общества в статье выявлены основания для построения модели современного образования, обозначены факторы, определяющие необходимость реформирования высшей и средней школы, изменения педагогической практики.
Кудина Марианна Валерьевна — доктор экономических наук, профессор факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова; е-mail: [email protected]
Логунова Людмила Борисовна — кандидат философских наук, доцент факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова; е-mail: logunovalb@ spa.msu.ru
Петрунин Юрий Юрьевич — доктор философских наук, профессор факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова; е-mail: petrunin@ spa.msu.ru
Ключевые слова: образование, университет, образовательная среда, социальный отбор, научное сообщество, образовательная политика, национальная система образования, проект Просвещения, рациональность, креативность.
The subject of the study in this article is education as a dynamic system, an institution for promoting socialization, functioning in a specific socio-cultural context. The purpose of the study is to determine the key elements of an educational system adequate to the needs of the contemporary society. The authors employ a trans-disciplinary methodology based on the principles of consistency, evolutionism, historicism, dialectics and general scientific methodology. The study is based on the idea of education as a technology of public consciousness programming, a process of cultural production according to the demands of a specific society.
The educational system creates and appraises various techniques for shaping a certain image of the world and a person within it, a person within society, elaborates the principles of individual identity. Educational reforms are driven by historic challenges, political and economic transformations impossible without a shift in public consciousness. School becomes a sort of laboratory for social experimentation, testing the importance of innovations for society, the possibility of answering the new challenges and the potential risks. Based on the analysis of education in the Enlightenment project of industrial society the authors identify the foundations for a modern education model and the factors that determine the necessity of a transformation in higher and secondary school systems and in pedagogical practices.
Keywords: education, university, educational environment, social selection, scientific community, education policy, national education system, Enlightenment project, rationality, creativity.
Образование как динамическая система традиционно является центральной проблемой исследований в культурологии, философии, социологии, педагогике, которые в периоды социальных кризисов приобретают особую теоретическую актуальность и практическую значимость. Периодически возникающие дискуссии о реформах образования проявляют чрезвычайную значимость института образования как для отдельных индивидов, так и для общества в целом. Однако их непродуктивность во многом объясняется некорректностью постановки вопроса об образовании. Очевидно, что главная задача исследования системы образования в перспективе ее преобразования заключается в переосмыслении постановки проблемы, которая в значительной степени определяется контекстом исследования.
Базовой гипотезой данного исследования является понимание образования как технологии программирования общественного
сознания, как процесса производства человека, востребованного исторически конкретным обществом. Общество в данном случае понимается как сложная многоагентная самовоспроизводящаяся и самоорганизующаяся система с памятью. В памяти социальной системы символизируется устойчивый опыт адаптивного поведения ее агентов в динамической социокультурной среде. Системная функция образования заключается в аккумуляции, хранении и трансляции моделей адаптивного поведения индивидов, обеспечивающих целостность системы. Целью образования, в таком случае, становится сохранение целостности общества посредством внедрения в сознание индивидов моделей/образцов адаптивного поведения в данной социокультурной среде. Через систему образования действует механизм социального отбора, социальной селекции, социальной стратификации. В этом контексте формулировка проблемы «что такое образование?» трансформируется в аналитику смысла образования, в вопрос: «что значит образование для общества?».
Через аналитику смысла образования проясняется суть кризисных ситуаций, создаются сценарии будущего, отрабатываются технологии социальных преобразований. Таким образом школа становится своеобразной лабораторией социальных экспериментов, исследующих значимость влияния возникающих новаций на общество, опасность исторического вызова, возможность и риски ответа, а реформы системы образования становятся необходимым (и важнейшим!) компонентом проекта ответа. Школа в буквальном смысле превращается в «кузницу кадров», в которой создаются новые люди, способные создавать новое общество и жить в нем.
Исторический вызов, на который должно ответить общество, представлен технологическими новациями, новыми продуктами деятельности, значение и роль которых не ограничивается сферой их непосредственного применения. Инновации инициируют крупные технологические революции, которые приводят к радикальной смене социального устройства, системы образования, формированию новой социальной элиты, изменению состояния общественного сознания, трансформации принципов идентификации индивидов. Технологическая революция задает параметры производства человека новой общественной организации и поставляет способы его производства.
Система образования в любом обществе функционирует как социальный институт, производящий и реализующий образовательные программы, соответствующие потребностям данного общества. Компонентами ее наиболее развитой современной формы являются
ясли, детские сады, школы, вузы, университеты, академии, органы управления образованием. Характерные особенности системы образования и способ ее существования в обществе в значительной мере формируются определенной социокультурной средой. На ее изменения система образования реагирует преобразованием содержания знания, сменой методологии исследования, педагогическими реформами, и, в конечном счете, созданием новой парадигмы образования. Национальная система образования напрямую определяется государственным устройством и приоритетами данной страны, ее представлениями о своем настоящем и будущем. Ориентация на будущее задает стратегию реформ государственной образовательной политики, однако потребности настоящего ограничивают реформы образования тактическими (актуальными) задачами, целесообразностью их непосредственных решений. Эффективность образовательной политики определяется способностью общества разрешать сложившееся противоречие, обостряющееся в периоды исторических кризисов. В эти периоды институт образования становится важнейшим агентом социальных преобразований.
Техногенное общество и Проект Просвещения
Крупнейшей инновацией Нового времени в Европе стало изобретение печатного станка и паровой машины. Эти наукоемкие (для своего времени) технические артефакты инициировали научно-технологическую революцию, в процессе которой радикально изменилась социокультурная среда, увеличились масштаб и динамика социальных коммуникаций, была разрушена сакральная зависимость человека от природы, переосмыслены принципы самопонимания и самореференции человека. Человек, вооруженный новыми технологиями, осознает себя «земным богом», творцом и хозяином земной жизни. Образцом социального поведения, культурными героями становятся ученые, инженеры, промышленники, художники, литераторы, новая социальная элита — созидатели техногенного общества, агенты дизруптивного социального отбора, способные разрушить адаптивные практики, ориентированные на сохранение традиционного общества. Именно они создают новую социальную среду, научную картину мира, мир технологий, который управляется и контролируется научным разумом, интеллектом человека. Разум предстает высшей инстанцией в проекте Просвещения, а рационализм — доминирующим образом мысли и состоянием сознания. Неразумие, «сон разума, порождающий чудовищ», осознается как болезненное состояние культуры, которое
преодолевается рациональными управленческими технологиями. Знаменитая формула Декарта «Я мыслю, следовательно, существую» представляет универсальный способ самореференции и самопознания человека. Базовые принципы системы образования и воспитания нового человека, разработанные авторами и издателями знаменитой французской Энциклопедии, стали философским обоснованием европейского проекта Просвещения.
Рациональность как принцип организации
системы образования индустриального общества
Статус разума в сциентистской картине мира масштабируется в национальных программах системы образования. Создается новая светская школа, которая специализируется на производстве рациональности как наукоемкого способа мышления, новой ментальной парадигмы, нового аргументативного дискурса. Миссией нового светского университета становится производство и распространение знания, научной и научно-популярной информации, знание понимается как общественное благо1.
Формируется университетская среда, задающая и транслирующая стандарты нового научного мышления в систему образования всех уровней. В новой системе образования формируются новые люди, новый образ жизни. Научность, доказательность, аргументация понимаются как непременный атрибут социокультурных коммуникаций, как высшее достижение цивилизации, как критерий оценки эффективности функционирования социальных институтов. Знание воспринимается и функционирует как универсальный инструмент власти. Новая парадигма образования обеспечивает конкурентоспособность страны, поставляя на рынок труда работников требуемых квалификаций. Грамотность в Европе становится массовым явлением, чему способствовало изобретение печатного станка, книгопечатанья, доступность печатной продукции, и заинтересованность государства в развитии средств влияния на массовое сознание. Были созданы условия не только для распространения массового образования через учебные заведения, но и для самообразования.
Энциклопедия, научные и художественные произведения ее авторов существенным образом влияют на мировоззрение людей и самопонимание человека, а чтение Библии на национальном языке становится дополнительным мотивом массового стремления к об-
1 Фулер С. Социология интеллектуальной жизни: карьера ума внутри и вне академии. М., РАНХиГС. 2018.
разованию. Формируется своеобразное сакральное отношение к тексту. Чтение дисциплинирует, организует, выстраивает процесс индивидуального мышления, изменяет аргументативный дискурс не только в сфере науки, но и на уровне обыденной жизни. Печатная продукция создает особое информационное пространство, включающее содержание информации, способы ее организации и распространения, инструменты влияния на общественное и индивидуальное сознание, оптику видения (конструирования) человеком мира. Организация (структура) печатного текста определяет оптику и логику организации реальной жизни индивидов.
Галактика Гутенберга2 задает пространство формирования социальных институтов и методы их функционирования, специфику/ структуру социальных коммуникаций и технологию управления ими. Школа становится доминирующим институтом социализации, массовым производством нового человека, создателя и обитателя нового буржуазного общества. В новой системе образования сходятся интересы различных социальных групп, государства, бизнеса и общества. В ней создаются и апробируются новые адаптивные технологии, обеспечивающие стабильность и управляемость новой иерархически организованной общественной жизни.
Новая парадигма образования, сформированная в изменяющемся социокультурном пространстве, становится ответом на технологический вызов, и не может быть понята вне этого контекста. Социокультурные потребности эпохи определяют содержание и структуру системы образования, рационализм в педагогике становится методикой социального принуждения, и даже легитимацией социальных репрессий. Антисциентизм как реакция на универсалистские претензии науки рассматривается скорее как игры разума, локализованные во вненаучных формах культуры: в искусстве, морали, религии.
Диктатура разума (Вольтер) через систему образования проникает во все социальные институты. «Рационализм в данном случае понимается как образ мышления, определяющей характеристикой которого является обоснованность, аргументированность, доказательность. Разум, опирающийся на науку, становится судьей всех передвижений индивида в социальных коммуникациях. По лекалам научного знания формируются и другие институты, и их функции. Власть приобретает выраженные технологические характеристики: государственное устройство, образование и даже
2 Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. М.: Академический проект, 2007.
церковь действуют в поле рационального сознания, системного понятийного мышления»3.
В проекте Просвещения была создана парадигма (модель) общеевропейского образования как способа производства человека рационального, сознательно выстраивающего линию своей жизни с ориентацией на законы (право), вменяемого участника «общественного договора», способного к обучению и самообучению, с устойчивым социально санкционированным паттерном поведения. Без преувеличения можно утверждать, что аттрактором европейской перестройки стала новая система образования, а ее продуктом «Homo sapiens» — человек обучающийся (добавим, и обучаемый). Способом его производства становится рациональная педагогика, базирующаяся на учебном плане с доминированием технологических дисциплин, разделенных по предмету и методам, и коммуникация «учитель — ученик», основанная на отношении «власть — подчинение». В качестве инструментов рациональной педагогики используются учебники, справочники, научно-популярная литература, которые формируют целостную научную картину мира. В процессе обучения у учащихся закрепляется предметно-деятельностное (преобразующее) отношение к миру, и к себе как субъекту деятельности. Ее продуктивность напрямую зависит от степени освоения/присвоения рациональных технологий (технологий власти). Однако в рациональной педагогике ученик, в конечном счете, рассматривается как объект преобразующей педагогической практики, с результативностью которой связаны надежды на повышение эффективности (выживаемости) социальной системы в целом.
Социальный контроль состояния образования возлагается на систему государственных структур, выполнение учебного плана, процедуры экзаменов различного уровня, научные публикации и рейтинги учебных заведений. Стабильность системы образования осознается как своеобразный гарант стабильности, целостности общества, с его ориентацией на воспроизводство существующей общественной организации.
Универсальным носителем информации в рациональной педагогике является печатный текст, структура которого организует мышление человека. В работе с текстом важно не столько содержание информации, как ее организация и, соответственно, методоло-
3 Логунова Л.Б. Деятельностная парадигма личности в эпоху становления электронной культуры // Researcher. European Journal of Humanities & Social Sciences. 2018. 2 (1). С. 54.
гия создания текста, определяющая способы работы с ним. Логика мышления человека выстраивается по правилам печатного текста. И хотя тексты печатались на национальных языках, и реальная работа школы строилась с учетом национальной культуры, менталитета, традиций, работа с текстом осуществлялась по общим правилам, методам, власть структуры текста доминировала во всех национальных образовательных системах. Информационное пространство индустриального общества задано правилами ее организации: буквы, тексты, книги. Библиотека, принципы каталогизации книг, правила поиска информации определяют методологию работы с текстом и навигацию в нем.
Поэтому можно говорить об универсальности проекта Просвещения, общности методологии научных исследований и рациональной педагогики, рассматривать логику и рационализированную этику как универсальные цивилизационные инструменты (программы) адаптации человека в социуме, как технологию управления воспроизводством социальных структур. Задача системы образования — создание агентов репликации социума, вооруженных адаптивными инструментами существования в новой социальной реальности. Грамотность и способность к обучению обеспечивают динамику и скорость воспроизводства европейского общества. Рационализм, механицизм и индивидуализм функционируют как базовые принципы организации техногенной цивилизации. Таким образом, знание становится не только технологией власти, но и технологией создания управляемой, подвластной социальной среды обитания человека печатного. Наука в промышленном обществе присваивает статус и идеологические функции, вытесненной на периферию духовной культуры религии4.
Рациональность понимается как способность человека решать конкретные жизненные ситуации (задачи) типовым (санкционированным) способом, для этого необходимо понять тип задачи и применить соответствующий алгоритм, стереотип, теорему ее решения. Все акции индивидов, действующих таким образом, прогнозируемы и программируемы. Функция образования, таким образом, сводится к научению действовать рационально, т.е., как все, по соответствующим инструкциям. Для этого необходимо внедрить должные программы решения в массовое сознание и индивидуальное поведение. Через массовое образование осуществляется социальный отбор, продуктом которого является лояльный гражданин,
4 Фейерабенд П. Наука в свободном обществе. М., АСТ. 2010.
получающий факторный доход с достигаемого социального статуса. Контролируемое перемещение в иерархическом социальном пространстве обеспечивает стабильность общественной системы и воспроизводство индустриальной цивилизации. Ориентация на прогнозируемую модель поведения «Другого» становится значимым эволюционным преимуществом общества и инструментом тотального социального контроля.
электронная культура и проект Просвещения 2.0
Важнейшей характеристикой современного общества становится его динамика, устремленность к новизне, масштаб и скорость происходящих в нем изменений, которые могут стать как конкурентным преимуществом, так и фактором его гибели. Современность — эпоха смены технологической парадигмы, инициируемая технологической революцией, которая в «краткосрочной перспективе... приведет к существенному дисбалансу в мировой экономике в виде усиления неравенства и повышения рисков глобальной структурной безработицы. хотя в долгосрочной перспективе ведет к революционному прорыву в экономике»5. «Фундаментальный и глобальный характер данной революции означает, что она станет неотъемлемой частью всех стран, экономических систем, отраслей и людей»6. Новые средства коммуникации существенным образом преобразуют социокультурную среду, и соответственно изменяют отношение к институту образования. Современные средства массовой коммуникации являются не просто новой техникой передачи информации, а технологией построения нового типа коммуникаций, новым дискурсом, выстраивающим отношения человека с предметным миром, миром знаний и миром людей. Современная технологическая революция определяет параметры производства человека новой общественной организации и поставляет способы его производства.
В пространстве новой э-культуры создаются новые ролевые модели поведения, новая методология познания, новые принципы самоидентификации, новый образ жизни. Э-культура понимается как совокупность социальных институтов, организуемых средствами ИКТ: э-торговля (e-commerce), э-образование (e-learning), э-политика (e-polity), э-наука (e-science), электронное правитель-
5 Кудина М.В., Сухарева М.А. Современное состояние непрерывного образования в экономике знаний // Государственное управление. Электронный вестник. 2018. № 71. С. 286.
6 Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Эксмо. 2016. С. 9.
ство (е^оуегпшеЩ). В электронной культуре существенно перестраиваются связи между науками7, расширяется проблематика сознания. В философско-методологических исследованиях активно обсуждается интригующий вопрос — можно ли феномен сознания реализовать посредством электронных технологий?8, создаются проекты искусственной личности9 и искусственного общества10. Исследование проблемы сознания объявляется инженерной задачей и целью технологии искусственного интеллекта (ИИ)11, возможность создания которого связывается с новыми прорывными научными исследованиями12. В дискуссиях по проблеме ИИ обнаружилась ограниченность существующей концепции научной рационально-сти13, проявилась острая потребность в разработке новых когнитивных практик14. Становится очевидным, что препятствием развития научного знания является организация института науки, и, как следствие, несоответствие системы образования потребностям стремительно меняющегося общества. Вследствие этого критическая атака направляется на концепцию рациональности в научных исследованиях и в практике принятия решений15. В современной когнитивистике внимание привлекает именно феномен нерационального принятия успешных решений за границей требований формальной логики. Основная идея новой альтернативной когни-
7 Логунова Л.Б. Наука в эпоху глобальных технологий // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2013. № 4.
8 Дубровский Д.И. Сознание, мозг, искусственный интеллект. М., ИД Стратегия-Центр. 2007.
9 Алексеев А.Ю. Проблема другого в компьютерных коммуникациях // Философские науки. М., 2008. № 6.
10 Макаров В.Л. Искусственные общества и будущее общественных наук // Избранные лекции СПб. ун-та. Вып. 99. Изд-во СПбГУП, 2009.
11 Нариньяни А.С. Э-HOMO — два в одном (Homo Sapience в ближайшей перспективе) // Новое в искусственном интеллекте. Методологические и теоретические вопросы / Под ред. Д.И. Дубровского, В.А. Лекторского. М.: ИИнтеЛЛ, 2005.
12 Петрунин Ю.Ю. Искусственный интеллект: ключ к будущему? // Философские науки. 2018. № 4.
13 Петрунин Ю.Ю. Искусственный интеллект как проблема современной культуры // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1994. № 2. С. 28-34.
14 Петрунин Ю.Ю. Призрак Царьграда: неразрешимые задачи в русской и европейской культуре. М., КДУ 2006. 147 с.
15 Талер Р. От Homo economicus к Homo sapiens // Логос. 2014. № 1 (97); Та-леб Н. Рискуя собственной шкурой. Скрытая асимметрия повседневной жизни. М., Азбука-Аттикус. 2018; Талеб Н. Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости. М., Азбука, 2018; Талер Р. Новая поведенческая экономика. Почему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом заработать. М., Эксмо. 2017.
тивистики заключается в том, что сложившиеся эталоны успеха не только не гарантируют, но часто и препятствуют достижению результатов в нестабильной динамичной среде. Новая картина мира основывается на концепции дизруптивного социального отбора, в которой термин «дизруптивная инновация» понимается как форма конструктивных разрушений, позволяющих вырваться из плена прошлого опыта16. Успех в таком случае зависит от способности человека «рискнуть шкурой» на территории «черных лебедей», от его настроенности на творческое решение. Вариативность, поли-морфность становятся конкурентным адаптивным преимуществом. В новой социокультурной среде затруднительно алгоритмизировать успех, создать и воспроизвести в ситуации нестабильности формулу правильного решения. В силу этого в обществе сформировался запрос на творческую личность, на креативность как состояние современного сознания. Таким образом проявляется и осознается фундаментальная зависимость современной цивилизации от свойств личности, формирование которых в немалой степени возлагается на систему образования. Целью новой системы образования становится создание и тестирование технологий креативной педагогики как способа производства современного социального капитала, создание нового проекта Просвещения, способного ответить на вызов информационного общества.
Креативная педагогика в информационном обществе
Мировоззренческим и методологическим обоснованием проекта Просвещения 2.0 с полным основанием можно рассматривать концепцию нестабильности Ильи Пригожина17. Его работы задали новую методологию изменчивости, резко отличающуюся от существующей рациональной адаптивной методологии эффективности как стратегии развития в образовании, культуре и в экономике. Стратегия образования в нестабильной реальности основывается на феномене преадаптивности и его роли в непредсказуемых ситуациях. С этой точки зрения эволюционным преимуществом становится способность освобождаться от блокирующих развитие стереотипов принятия решений, создание образовательных организаций с дизруптивным отбором, в которых создаются дизруптивные лидеры с поведенческим паттерном на достижение максимального
16 Шваб К. Указ. соч.
17 Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991. № 6; Пригожин И. Конец определенности. Время, Хаос и Новые Законы Природы. М., НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика». 2001.
результата. Именно они начинают бизнес, создают новые направления, дочерние компании и революционные стартапы18. Конкурентным преимуществом такого образования становится качество и интенсивность обучения людей и организаций. В этих условиях новое понимание роли науки и интеллекта должно стать основой формирования инновационной образовательной парадигмы и стратегией реформы отечественного образования.
В инновационной парадигме повышаются требования к образовательной среде, существенно меняются критерии ее организации и функционирования. Приоритетом в образовании становится воспитание творческой личности, создание креативной педагогики, формирование соответствующей креативной среды. В этом контексте педагогика выходит за рамки школы и становится общественным способом производства нового человека, человека цифровой экономики, «homo digital», модель поведения которого формируется и презентуется в сетевых коммуникациях. Поскольку знание как интеллектуальный капитал функционирует в качестве фактора экономического прогресса, то в системе образования проявляются основные достоинства и недостатки конкурентной рыночной экономики. В результате трансформируется социальная роль образования. Из сферы, содействующей снижению социального неравенства через формирование социальных лифтов в обществе, образование превращается в инструмент его интенсификации.
Не соответствующие новым потребностям представления о системе образования становятся реальным препятствием для ее эффективной реорганизации. В перманентном реформировании традиционной системы заявленная инновационная система образования так и не была создана. В реформах не были учтены существенные составляющие электронной культуры, трансформации массового сознания, новые адаптивные поведенческие паттерны. IT-технологии в основном рассматриваются как инструмент, а не как структурообразующий артефакт нового общества. Не учитывается тот факт, что в школу пришло поколение, сформированное э-культурой, с новыми мировоззренческими ориентирами, принципами идентификации, с новыми когнитивными навыками и коммуникативными практиками. Реформы образования проходят в измененном информационном пространстве, существенным образом влияющем на состояние общественного сознания. Понятий-
18 Асмолов А. Г., Шехтер Е. Д., Черноризов А. М. Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции // Вопросы психологии. 2017. № 4.
ное системное мышление вытесняется дискурсом представлений, языком метафор, личностный нарратив заменяет рациональность в качестве способа ориентации в жизни. Знаменитая формула Декарта преобразуется в суждение «Существовать — значит быть представленным в Сети», подтверждением существования индивида становится количество подписчиков, посетителей сайта, «лайков». Для привлечения внимания к контенту используются средства, применяемые в СМИ: сенсация, скандал, провокация, эпатаж. Теперь уже сетевой дискурс (язык сети) формирует новую картину мира, сетевые (горизонтальные) коммуникации, вытесняющие иерархически выстроенные контролируемые коммуникации. Дискурс сети существенно ограничивает эффективность методов рациональной педагогики.
В обществе сложился значительный разрыв между фантастическими возможностями 1Т-инструментов для образования и незначительным использованием их в системе образования. Для его преодоления недостаточно провести тотальную компьютеризацию учебных заведений, в школу должны прийти новые учителя, новые педагогические технологии, новые учебники, инновационные методы обучения. Необходимо изменить само понимание образования, создать инновационную образовательную парадигму, в которой образование понимается как непрерывный процесс, образ жизни каждого человека независимо от его статуса и профессии.
Национальное образование в контексте
глобальной цифровой культуры
Очевидно, что инновационная перестройка школы должна основываться на стратегии преадаптации, ориентироваться на будущее. Однако существуют объективные факторы, сдерживающие инновации в образовании, хотя элементы инновационной педагогики уже присутствуют в современном образовательном пространстве. Но стихийно возникающие инновации альтернативной педагогики малодоступны, локально ограничены, сконцентрированы в крупных городах. Кроме того, в нашем обществе сформировались три группы интересов с разновекторными запросами и ожиданиями в отношении реформ отечественной системы образования. В силу этого в системе образования функционируют варианты образовательных учреждений и образовательных технологий, конкурирующие на рынке образования.
Запрос бизнеса (1) к образованию сформулирован в концептах «цифровая экономика», «креативная экономика», «поведенческая
экономика», «экономика знаний». В них отражены изменившиеся требования, предъявляемые бизнесом к науке. Поскольку наука становится непосредственной производительной силой общества, а знание превращается в интеллектуальный капитал, умение работать в новой информационной среде создает конкурентное преимущество на глобальном и локальных рынках. В силу этого для бизнеса необходимо образование, продуктом которого станут творческие личности, способные создавать востребованный рынком интеллектуальный капитал. Для этого следует применять развивающие мыслительные способности педагогические методики и сосредоточится на углубленном изучении естественных наук. Крупнейшие корпорации уже сейчас создают экспериментальные образовательные учреждения разного уровня, в которых разрабатываются и применяются технологии креативной педагогики. Практически эти педагогические новации становятся экспериментальным способом производства новой технологической элиты (э-элиты), обладающей мощным властным ресурсом. В этой образовательной среде создаются творцы новых технологических революций, агенты диструптивного социального отбора, с развитой потребностью в непрерывном образовании, которое для них является образом жизни.
Для функционирования параллельного элитарного образования организуется своеобразная охота на таланты, проводятся олимпиады различного уровня, в которых участвуют школьники из всех регионов России, создаются спецшколы для талантливых детей. В этой системе действует жесткий отбор от поступления до выпуска.
Однако такое образование затратно, требует значительных инвестиций и не гарантирует их скорой прибыльности, в силу чего, по сути, не может быть массовым. В массовом образовании преобладает рациональная педагогика, с ориентацией на традиционные способы организации и управления.
Общество (2) рассматривает образование как социальный лифт, поэтому важнейшей характеристикой системы образования должна стать доступность качественного массового образования, которое осознается как реализация социального равенства и социальной справедливости. В этой образовательной среде производится социальный капитал — основа воспроизводства социума, гарант безопасности совместной жизни его индивидов. Социальный капитал рассматривается в этом контексте как общественное благо, общественная собственность, как действенный способ снижения социального неравенства. Особые требования предъявляются к средней школе, которая должна сформировать у учащихся базовые
навыки социальной ориентации, способность и возможность самоопределения в высококонкурентной и стремительно меняющейся среде. Для этого необходимо углубленное преподавание дисциплин, способных обеспечить востребованность выпускников на рынке труда в будущем, что затруднительно осуществить в массовой школе. Кроме того, предложение дополнительных платных образовательных программ, развивающих методик, коммерциализация образования преобразует его в фактор усиления социального неравенства.
Со стороны государства (3) требования к образованию выражены в потребности производства политического капитала, лояльного гражданина с поведенческим паттерном на укрепление государственного суверенитета. Средством для достижения этой цели должно стать знание об истории государства, культуре страны, воспитание патриотизма, уважения и любви к традициям и ценностям собственной страны. Историческая наука становится буквально государственно образующим фактором. Тем самым на систему образования возлагается функция стабилизации политической системы и как результат — укрепление власти политической элиты. Владельцами политического капитала определяются учебные планы образовательных учреждений всех уровней, методология преподавания, подготовка соответствующего педагогического персонала, система отчетности, подтверждение статуса преподавателя и учебного заведения, лицензирование негосударственных учебных заведений и дополнительных обучающих программ. В силу этого государство является монополистом на рынке образования.
Однако для сохранения суверенитета в глобальном мире необходимы все виды капитала, поэтому именно государство должно проводить национальную государственную образовательную политику с учетом разнонаправленных интересов. Целью реформирования национальной системы образования должно стать создание инновационной образовательной парадигмы, учитывающей динамику социума и своевременно реагирующей на исторические вызовы. Для этого необходимо формировать соответствующую образовательную среду, субъектами которой должны стать образовательные государственные структуры, представители бизнеса, общественные организации. Заинтересованное обсуждение реформ на конференциях, конгрессах, методических и методологических семинарах, создание учебников нового поколения, использование возможностей интернет-технологий, воспитание потребности в непрерывном образовании и самообразовании и создание условий для
ее реализации становятся эффективными инструментами инновационных реформ образования. Практически институт образования преобразует общественную жизнь в непрерывающийся гибкий многоаспектный процесс производства и потребления знаний от рождения до глубокой старости. В силу этого непрерывное образование в течение жизни становится действенным инструментом программирования общественного сознания, технологией контроля и управления индивидуального поведения.
Эффективность образовательной политики государства напрямую зависит от учета реальных групповых и индивидуальных интересов, сложившихся в современном обществе. Содержание и направленность реформы образования сформулированы в Законе об образовании 2012 г. «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и суждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями». Однако переход к новой парадигме образования, как показывает исторический опыт, в перспективе приводит к существенным изменениям общества, к перераспределению социальных приоритетов. В силу этого перманентные реформы отечественного образования с неоднозначными результатами во многом объясняются борьбой групп интересов за интеллектуальный капитал как ресурс управления и контроля.
Вместо заключения
Создание инновационной школы является ответом на информационный вызов цифрового общества. В инновационной (цифровой) системе образования создаются не просто знания и профессиональные компетенции специалистов, а рабочая сила, востребованная данным обществом, работник, для которого умение учиться и потребность в непрерывном образовании являются профессиональным качеством. Поэтому главной задачей реформы должно стать воспитание у человека потребности в творчестве, в саморазвитии, ответственной за свои поступки личности. Решить эту сложнейшую задачу невозможно, оставаясь в рамках существующей образовательной парадигмы, акцентированной на преподавании отдельных дисциплин, которые (возможно?!) будут востребованы на
рынке труда. Их перечень активно обсуждается на различных уровнях, хотя любое решение этого вопроса — заведомо ошибочно. Необходима другая постановка вопроса. Учебные дисциплины в таком случае оказываются не внешними по отношению к образовательной ситуации конструктами, а коммуникативной ситуацией, созданной академическим сообществом, которая воссоздается и удерживается интеракциями участников. Следует перенести акцент на технологию преподавания, использующую скрытый потенциал неявного знания как метод креативной педагогики, способ воспитания творческой личности. Для этого необходимо создавать новые учебные планы, в которых проявлена целостность разделенного на дисциплины знания, и инновационные учебники. В новых учебниках следует показать связь и взаимозависимость знания о природе, обществе и человеке. Особая функция в инновационной школе принадлежит гуманитарным наукам. Через гуманитарное образование формируется технология самопознания и самоопределения человека, его интерес к себе как творцу собственной жизни, идентификация человека с социальным целым, преодолевается субкультурная идентичность, и как следствие укрепляются социальные связи между поколениями, этносами, растет доверие, ориентация на понимание «Другого», снижается социальная напряженность.
Результативность в создании инновационных учебников напрямую зависит от взаимодействия объединенных общей задачей государственных структур, бизнеса и общественных организаций. Именно в таком взаимодействии был реализован проект учебника для средней школы по обществознанию, в котором осуществлен трансдисциплинарный подход к организации учебного материала. Линейка учебников от 6 до 11 класса была создана авторским коллективом преподавателей факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова под руководством декана факультета, председателя комитета по науке и образованию Государственной Думы доктора исторических наук В.А. Никонова, который стал научным редактором и организатором проекта19. В этом инновационном издательском проекте учащиеся знакомятся с закономерностями духовной, экономической, политической и социальной сфер общественной жизни в их глубинной взаимосвязи и взаимоопределенности. Акцент при этом делается на формировании у школьников
19 О пилотном проекте «Учебники обществознания» см. Кудина М.В., Логунова Л.Б., Петрунин Ю.Ю. Образование в эпоху информационного вызова (о комплекте учебников по обществознанию) // Высшее образование в России. 2017. № 10 (216). С. 134-143.
целостного представления о мире и человеке, помогающего осознать свое место и роль в обществе. Учебники объединены общим замыслом, общей концепцией, логикой построения материала, общей методологией и методикой. Учебники прошли научную, педагогическую и общественную экспертизу и получили высокую оценку. Иллюстративный материал и прекрасное художественное оформление, стиль изложения не только способствуют более глубокому пониманию изложенного материала, но и воспитывают способность эстетического переживания. Учебник обращается к жизненному опыту учащихся, становится наставником, помощником в решении жизненных проблем. Сверхзадачей учебников является через усвоение учебного материала научить учиться, сформировать у школьников потребность в образовании, ориентацию на саморазвитие и самоопределение посредством знания.
Высокая оценка учебников общественными организациями, педагогами, учениками и их родителями в значительной степени обусловлена плодотворным творческим сотрудничеством авторского коллектива с издательством «Русское слово» под руководством В.А. Вахромеева. Учебник прошел апробацию в нескольких регионах страны в учебных организациях различного уровня, по результатам которой приказом Министерства просвещения был включен в перечень базовых школьных учебников и рекомендован для применения в процессе обучения с нового учебного года.
Линия школьных учебников по обществознанию является осуществленным проектом создания инновационной школы, своеобразным аргументом необходимости переосмыслить институт образования в перспективе цифровых вызовов не в ближайшей перспективе, а уже сейчас.
Будущее, по утверждению Ганди, зависит от того, что вы делаете сегодня. На заседании исторического общества В.А. Никонов, представляя линию учебников по обществознанию, сказал: «Мир стремительно меняется, и чтобы в новых условиях успешно выполнять свою профессиональную миссию, наша образовательная система должна овладеть стратегиями опережающего развития. Мы должны не только готовить всесторонне образованных специалистов, способных к эффективному созидательному труду в эпоху высоких технологий, но и помогать молодым людям в нравственном и гражданском становлении.
Убежден, что потенциал российского образования, новаторский дух и замечательные традиции отечественной педагогики позволят с честью решить эту непростую задачу.
От того, что будет написано в учебниках и от того, насколько убедительно и увлекательно это будет написано, зависит отношение целого поколения молодежи к истории своей страны».
Список литературы
Алексеев А.Ю. Проблема другого в компьютерных коммуникациях // Философские науки. М., 2008. № 6. С. 114-136.
Алексеев А.Ю. Трудности и проблемы проекта искусственной личности // Полигнозис. М., 2008. № 1. С. 20-44.
Асмолов А.Г., Шехтер Е.Д., Черноризов А.М. Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции // Вопросы психологии. 2017. № 4. С. 3-26.
Дубровский Д.И. Сознание, мозг, искусственный интеллект. 2007. М., ИД Стратегия-Центр. 272 с.
Канеман Д., Словик П., Тверски А. Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения. М., Гуманитарный центр. 2018. 536 с.
Кастельс М. Власть коммуникаций. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 2016. 565 с.
Кудина М.В., Логунова Л.Б., Петрунин Ю.Ю. Образование в эпоху информационного вызова (о комплекте учебников по обществознанию) // Высшее образование в России. 2017. № 10 (216). С. 134-143.
Кудина М.В., Сухарева М.А. Современное состояние непрерывного образования в экономике знаний // Государственное управление. Электронный вестник. 2018. № 71. С. 285-306.
Логунова Л.Б. Наука в эпоху глобальных технологий // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21.Управление (государство и общество). 2013. № 4. С. 58-81.
Логунова Л.Б. Деятельностная парадигма личности в эпоху становления электронной культуры // Researcher. European Journal of Humanities & Social Sciences. 2018. 2 (1). С. 47-60.
Макаров В.Л. Искусственные общества и будущее общественных наук // Избранные лекции СПб. ун-та. Вып. 99. Изд-во СПбГУП, 2009. 40 с.
Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. М.: Академический проект, 2005. 496 с.
Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: Кучково поле, 2007. 464 с.
Нариньяни А. С. Э-HOMO — два в одном (Homo Sapience в ближайшей перспективе) // Новое в искусственном интеллекте. Методологические и теоретические вопросы / Под ред. Д.И. Дубровского, В.А. Лекторского. М.: ИИнтеЛЛ. 2005. С. 259-273.
Петрунин Ю.Ю. Искусственный интеллект как проблема современной культуры // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7: Философия. 1994. № 2. С. 28-34.
Петрунин Ю.Ю. Призрак Царьграда: неразрешимые задачи в русской и европейской культуре. М.: КДУ, 2006. 224 с.
Петрунин Ю.Ю. Искусственный интеллект: ключ к будущему? // Философские науки. 2018. № 4. С. 96-113.
Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991. № 6. С. 46-52.
Пригожин И. Конец определенности. Время, Хаос и Новые Законы Природы. М., НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика». 2001.
Талер Р. От Homo economicus к Homo sapiens // Логос. 2014. № 1 (97). С. 141-154.
Талеб Н. Рискуя собственной шкурой. Скрытая асимметрия повседневной жизни. М., Азбука-Аттикус. 2018. 384 с.
Талеб Н. Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости. М., Азбука. 2018. 736 с.
Талер Р. Новая поведенческая экономика. Почему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом заработать. М., Эксмо. 2017. 368 с.
Фейерабенд П. Наука в свободном обществе. М., АСТ. 2010. 41 с. Фулер С. Социология интеллектуальной жизни: карьера ума внутри и вне академии. М., РАНХиГС. 2018. 384 с.
Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Эксмо. 2016. 140 с.