Научная статья на тему 'Национальное культурное наследие как фактор устойчивого местного развития (на примерах Веймара, Стратфорда и Ясной Поляны)'

Национальное культурное наследие как фактор устойчивого местного развития (на примерах Веймара, Стратфорда и Ясной Поляны) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
116
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальное культурное наследие как фактор устойчивого местного развития (на примерах Веймара, Стратфорда и Ясной Поляны)»

НАУЧНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ

Т.В. Абанкина, В.М. Гнедовский

НАЦИОНАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО МЕСТНОГО РАЗВИТИЯ

(НА ПРИМЕРАХ ВЕЙМАРА, СТРАТФОРДА И ЯСНОЙ ПОЛЯНЫ)

Абанкина Татьяна Всеволодовна - кандидат экономических наук, директор Центра прикладных экономических исследований Высшей школы экономики.

Гнедовский Василий Михайлович - эксперт

Института культурной политики.

«...В одной только Европе насчитывается 102 000 территориальных единиц,1000 регионов и миллионы населенных мест, и у каждого из них должно быть свое уникальное лицо, свои конкурентные преимущества на определенных рынках»

(Ф. Котлер и др. Маркетинг мест, М., 2005).

В этом исследовании сравниваются три знаменитых европейских культурных центра, представляющих небольшие регионы (в узком смысле этот термин употребляется и далее), соревнующиеся на рынке культурного туризма, чей главный капитал - культурное наследие, оставленное выдающимися художниками и мыслителями прошлого .

Цель исследования - анализ возможностей использования местных ресурсов и культурного наследия в интересах регионального развития, а также

* Исследование выполнено Институтом культурной политики по заказу Международного фонда «Наследие Л.Н. Толстого» в рамках совместного проекта «Стратфорд-на-Эйвоне -Веймар - Ясная Поляна: Национальное культурное наследие как фактор устойчивого регионального развития». Проект поддержан Европейской комиссией в рамках программы TACIS-IBPP. 222

обмена опытом и сотрудничества между национальными культурными центрами в Стратфорде-на-Эйвоне, Веймаре и Ясной Поляне.

Все три центра получили известность благодаря тому, что в них жили великие писатели - Шекспир, Гёте и Толстой. На основе сохранившихся мемориальных объектов возникли культурные институты. До недавнего времени их усилия были направлены на сохранение и изучение наследия. Однако в последние 15-20 лет в Великобритании, Германии и России были осуществлены серьезные реформы, связанные с изменениями в политике и экономике. Эти изменения сказались и в том, что культурные институты стали более самостоятельными и одновременно более открытыми к сотрудничеству. Круг задач культурных институтов существенно расширился. В их деятельности появились новые ориентиры: решение острых социальных проблем в регионах, окружающих культурные центры, и создание позитивного социального климата, развитие социальной коммуникации и стимулирование креативности, привлечение инвестиций и повышение конкурентоспособности регионов.

Местные условия и структура взаимоотношений ключевых субъектов изучались по методике «Environmental Profile», разработанной подразделением Организации Объединенных Наций «ООН-Хабитат» и адаптированной экспертами Института культурной политики для целей данного исследования. Сравнительный анализ ситуации в трех регионах был проведен в традициях российской школы общественной географии, предполагающих параллельный анализ пространственных и отраслевых аспектов развития территории.

География культурных центров

Исследуемые регионы расположены в трех крупных и влиятельных государствах, обладающих развитой экономикой. Все они входят в «Большую восьмерку» (G8) и имеют валовой внутренний продукт более 1,5 трлн. долл. каждая, в них проживают от 60 до 142 млн. человек. Таким образом, все три региона вполне могут рассчитывать на внутренний национальный рынок как основу своего развития. Главные отличия заключаются в том, что граждане Германии и Великобритании живут компактнее и почти втрое богаче россиян.

В большинстве европейских стран около половины доходов туристических центров обычно приходятся на однодневные поездки, которые совершают жители окрестных территорий и крупных городов. Таким образом, существенное значение приобретает объем местных и региональных рынков, а также близость столиц и других крупных городов. В случае Веймара, Страт-форда и Ясной Поляны расстояние до столиц примерно равное, его можно

преодолеть за 2-2,5 часа, однако Лондон и Москва примерно в 3 раза превосходят Берлин по численности населения, не уступая ему при этом по уровню благосостояния жителей. С другой стороны, местный туристический рынок Ясной Поляны (даже потенциальный рынок, представленный всем населением Тульской области) в полтора раза меньше, чем у Веймара, и в два с половиной меньше, чем у Стратфорда, который расположен в очень густонаселенной местности. Стратфорд выделяется и по объемам регионального туристического рынка, в первую очередь за счет наличия на прилегающих территориях крупных городов - миллионного Бирмингема и Ковентри, население которых в сумме существенно больше Тулы, Новосибирска и Серпухова в России, Эрфурта, Йены и Горы в Германии (см. табл. 1 в приложении).

Культурное наследие

По плотности культурного наследия в количественном выражении (число культурных брендов, музеев и достопримечательностей, операторов культурного наследия и высших учебных заведений) Веймар превосходит Страт-форд в 3-5 раз, а Ясную Поляну примерно в 6 раз. Из трех регионов лишь в немецком культурном центре находятся штаб-квартиры высших учебных заведений (Университета Баухаус и Консерватории), в Стратфоре есть лишь филиал Бирмингемского университета (Институт Шекспира), а в Ясной Поляне вузов пока нет. Кроме того, в 1999 г. в ходе реализации программы «Веймар - культурная столица Европы» в городе появились новые Конгресс-центр и современный учебный центр, которые располагают большими инфраструктурными возможностями для развития образования, проведения конференций, концертов и других культурных мероприятий.

Существенно, что в истории Веймара не было единственной исторической личности, которая бы абсолютно доминировала в культурном ландшафте города: десятки великих творческих людей, насколько знаменательных событий и крупных социально-художественных явлений определяют образ города и делают его разнообразным. В то же время в Ясной Поляне все вращается вокруг имени Льва Толстого, а в Стратфорде - вокруг Уильяма Шекспира. Это выделяет Веймар на фоне двух других регионов.

Развитие туризма

Туристическая индустрия стала главным инструментом капитализации культурного наследия во всех трех регионах. Туризм и связанные с ними отрасли определяют экономическую специализацию, экономический базис трех национальных культурных центров: именно в этой сфере создается больше всего рабочих мест и именно в этих отраслях создается наибольшая добавленная стоимость.

Три региона находятся на разных стадиях развития туризма. В Стратфор-де отрасли туристского сектора развиваются уже около 350 лет и достигли своего пика в 1970-е годы; сейчас этот город переживает период стабильности и даже небольшого снижения своей туристической привлекательности. В Веймаре история «туристического освоения территории» несколько короче и насчитывает около 150 лет, а после объединения Германии туристическая индустрия, да и сам город переживают новое рождение - большую волну нарастающего интереса. В Ясной Поляне туризм получил существенное развитие только после Второй мировой войны, и здесь также произошли существенные изменения после 1991 г. Немецкий и российский регионы сейчас переживают период бурного роста туристического потока, отраслей туристического сектора и соответствующей инфраструктуры.

Ясная Поляна, принимающая 130 тыс. посетителей в год, безусловно, выглядит «карликом» на фоне крупных туристских регионов Веймара и Стратфорда, на долю которых приходится соответственно 3,5 и 5,5 млн. туристов в год. Из них примерно 15-15% ночуют в городских гостиницах и гостевых домах, приезжают в среднем на два дня, 1-1,5% туристов приезжают в гости к друзьям и родственникам, а остальные 82-84% проводят в Веймаре и Стратфорде лишь несколько часов.

Все три региона в основном работают на национальных туристических рынках, поскольку они очень велики. Среди посетителей Ясной Поляны лишь 1% иностранцев, а в других регионах 13-14% постояльцев местных гостиниц - гости из заграницы. По имеющимся данным, около половины посетителей музеев Стратфорда - иностранцы; о Веймаре, к сожалению, таких данных нет, однако по оценкам местных экспертов, доля зарубежных посетителей не столь высока.

Возможно самый важный социально-экономический эффект развития туризма - это создание дополнительных рабочих мест в отраслях, связанных с обслуживанием туристов. Этот - мультипликативный - эффект развития туризма наиболее ценен для жителей туристического центра и для местных властей. Безусловно, для Стратфорда туризм играет более существенную роль, чем для Веймара: 6884 занятых на рабочих местах, созданных в результате развития туризма - это больше половины всех работающих людей в городе. В Веймаре же из 21 тыс. занятых в экономике жителей города, на рабочих местах, созданных в результате развития туризма, работают лишь 4300 (20,6%). Таким образом, эффект развития туризма для населения германского культурного центра имеет в 2,5 раза меньшее значение, чем для британского.

Если экстраполировать результаты количественной оценки социальных эффектов развития туризма на Ясную Поляну, по которой, к сожалению, нет данных, то получается, что уровень заинтересованности местных жителей в развитии туризма при существующем туристическом потоке не может иметь

определяющего значения для развития социума. На данный момент туризм может обеспечить работой не более 1/5 работающего населения.

Цифры свидетельствуют, что Стратфорд буквально «живет» туризмом, в нем все пропитано духом туристского обслуживания. Для других регионов туризм пока не играет такой важной роли, хотя его возрастающее значение уже заметно. Очевидно, что и Веймару, и Ясной Поляне необходимо увеличить туристический поток примерно в 2-2,5 раза, чтобы достичь уровня Стратфорда в туристической специализации местной экономики. Причем Ясной Поляне одновременно нужно повышать эффективность использования существующего потока посетителей. Вместе с тем понятно, что зависимость от одной отрасли экономики, пусть и не такой динамично развивающейся, как туризм, не может гарантировать устойчивость социально-экономического развития региона.

Можно сделать вывод, что Стратфорд-на-Эйвоне представляет пример эволюционного развития культурного центра с опорой на территориальные ресурсы (месторасположение, культурное наследие, торговлю). В истории Веймара наблюдается смена типа территориального развития с промышленного на постиндустриальное: сворачивание промышленного производства и становление культурных, образовательных и творческих институтов, способствующих развитию новой экономики. Что касается Ясной Поляны, то она являет собой опыт того, как на территории малых городов и сельских районов создается федеральное учреждение культуры - музей-заповедник, финансируемый за счет средств федерального бюджета. Здесь характерен резкий разрыв взаимосвязей между отсталой локальной территориальной инфраструктурой, лишенной финансовых источников, и федеральным учреждением, вследствие чего Ясную Поляну следует считать неким анклавом в окружающей социокультурной среде. Оптимальный вариант развития этого значимого отечественного музея-заповедника - преодоление «модели анклава», превращение ее в модель партнерства.

Подводя итоги, можно кратко сформулировать предложения для России по перспективам развития партнерства в сфере культуры, обеспечивающим устойчивое развитие территорий. Необходимо:

• обеспечить институциональное сотрудничество коммерческих и некоммерческих региональных и локальных субъектов, заинтересованных в развитии территориальной культурной инфраструктуры;

• стимулировать предпринимательскую активность местного сообщества, в том числе за счет формирования корпоративных (паевых) экономических субъектов, способность преодолеть несомасштабность индивидуальной предпринимательской активности развитию крупных инфраструктурных объектов культуры и туризма;

• разработать и освоить специальные финансовые схемы долевого участия, обеспечивающие «стягивание» финансовых ресурсов для оживления территориального развития, и удовлетворяющие потребность креативного класса в «недорогих длинных деньгах».

Одна из ключевых управленческих задач среднесрочного периода для России после выхода из финансового кризиса - приостановить отток и вымывание экономически активного населения в столичные города и обеспечить за счет развития социальной инфраструктуры приток и закрепление креативного класса на территориях, ориентированных на постиндустриальное развитие. Соответственно, необходимо создать институциональные и легальные условия для кооперации и интеграции проектной активности в сфере культуры, укрупнение масштабов специальных проектов, обеспечивающих самостоятельное выживание и развитие экономических субъектов, усадебных хозяйств и предпринимательской деятельности в сфере культуры и туризма.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Веймар - Ясная Поляна - Стратфорд: сравнительная характеристика трех культурно-туристских регионов

Таблица 1

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТРЕХ РЕГИОНАХ

Стратфорд Веймар Ясная Поляна

Страна локализации

Название Соединенное Федеративная Рес- Российская

Королевство публика Германия Федерация

Площадь 244 820 км2 357 050 км2 17 075 400 км2

Население 142 400 000

ВВП 1576 млрд. долл.

ВВП на душу населения 11 041 долл.

Туристический центр

Тип населенного Город Город Сельская мест-

пункта ность

Население 23,676 (2001) 64,361 (2005) 2,461 (2002)

Возрастная до 15 лет 18,3% 11,1% 16,9%

структура 16-65 65,2% 69,6% 46,1%

населения от 65 16,5% 19,3% 37,0%

Туристско-рекреационный район

Название (центры) Страна Шекспира** Земля Веймара*** Щекинский

(Стратфорд и Уорик) (Веймар и Апольда) район (Щекино)

Площадь 1262 км2 885 км2 1379 км2

Население (тыс. чел.) 259,3 154,7 110,3

Уровень безработицы (МОТ) 2,3% 20,6% 8,8%

Регион локализации

Название Вест Мидлэндс Тюрингия Тульская область

Центр Бирмингем Эрфурт Тула

Площадь 13 004 км2 16 171 км2 25 700 км2

Население (тыс. чел.) 5267 (2001) 2411 (2005) 1622 (2005)

Ближайшие крупные города

Название - население Бирмингем - 1001,2 Эрфурт - 202,6 Тула - 465,9

(тыс. чел.) Ковентри - 304,2 Гера - 104,7 Йена - 102,2 Новомосковск -129,8 Серпухов - 126,7

* - Данные по сельской местности Щекинского района в целом.

- Включает округа Стратфорд-на-Эйвоне и Уорик графства Уоркшир.

- Включает территорию города Веймар и района Земля Веймара.

Таблица 2

КУЛЬТУРНЫЕ АССОЦИАЦИИ ТРЕХ РЕГИОНОВ

Стратфорд Веймар Ясная Поляна

Важнейшие бренды

Число 2 6 1

Названия • У. Шекспир • «Королевский шекспировский театр» • «Немецкий "Золотой век"» (литература) • «Немецкий "Серебряный век"» (музыка) • «Баухаус» • «Немецкий национальный театр» • И.С. Бах Л.Н. Толстой

Важнейшие операторы культурного наследия

Число 2 6 1

Названия • Фонд «Родина Шекспи- • Фонд Веймарской классики Музей-

ра» • Немецкий национальный заповедник

• Королевская шекспиров- театр «Ясная Поля-

ская театральная компа- • Фонд Бухенвальда на»

ния • Мэрия Веймара • Университет Баухаус • Консерватория

Музеи и музеефицированные объекты

Число 7 30 5

Высшие учебные заведения

Число 1 2 0

Названия • Институт Шекспира Бирмингемского ун-та • Университет Баухаус • Консерватория (Высшая школа музыки им. Ф. Листа)

Таблица 3

РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В ТРЕХ РЕГИОНАХ

Стратфорд Веймар Ясная Поляна

Инфраструктура размещения

Количество мест 7,622 (4,506***) 3,469 550

Наполняемость 42,9% н/д

Туристы (посетители)

Общее число, в том числе: ~5,465 тыс. ~3,500 тыс. ~130 тыс.

Однодневные 4,517 тыс. (82,6%) ~3,500 тыс. (84,2%) н/д (~95%)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С ночевкой 862 тыс. (15,8%) 543 тыс. (14,2%) н/д (~5%)

В гости 86 тыс. (1,6%) 35 тыс. (1%) н/д

Доля иностранных туристов среди ночующих 109 тыс. (12,7%) 74 тыс. (14%) 1,2 тыс. (1%)****

Доходы от туризма

Все туристы, в том числе: £238,1 млн. 125,85 млн. евро н/д

Однодневные £108,9 млн. (45,7%) 66,3 млн. (46,0%) н/д

С ночевкой £121,4 млн. (51%) 57,95 млн. (52,7%) н/д

В гости £7,7 млн. (3,2%) 1,5 млн. (1,3%) н/д

Рабочие места

Создано всего, в том числе: 6,884 4,300 н/д

Напрямую 5,702 н/д н/д

Косвенно 1,183 н/д н/д

Данные: Стратфорд - 2001 г.; Веймар и Ясная Поляна - 2005 г. - Данные за 2001 г.

- Данные за 2005 г.

- Количество мест исключительно в гостиницах. - Доля среди туристов.

Таблица 4

СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ТРЕХ РЕГИОНАХ

Стратфорд Веймар Ясная Поляна

Количество туристов (тыс. чел. за год) 5465 3500 130

Работающее население (чел.) 12 658 20 918 879

Количество туристов на одного работающего жителя 432 167 148

Созданные в результате развития туризма рабочие места, всего: 6884 4300 106**

в том числе напрямую 5702 3562* 132

и косвенно 1883 738* 28**

Социальный эффект развития туризма (доля связанной с туризмом занятости в общем числе работающих граждан в %) 54,4 20,6 18,2

Созданные в результате туризма рабочие места рассчитаны по так называемой Кембриджской модели.

* - Значения экстраполированы.

** - Такие значения могут быть достигнуты при существующем потоке, при условии развития сферы услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.