Научная статья на тему 'Национально-политическая элита Дагестана: специфика формирования и функционирования'

Национально-политическая элита Дагестана: специфика формирования и функционирования Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
31
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национально-политическая элита Дагестана: специфика формирования и функционирования»

10. Скандальное поздравление. Мусульмане Архангельска просят... - URL: www.islamnews.ru/news-18431.html

11. СултановМ.-М., Смирнова М.В., Аль-Мавас М. История и перспективы Архангельской общины мусульман. - URL: http://www.rasnord.ru/2008/2/27374

12. Трошина Т. Татарская община в Архангельске (вторая половина XIX - первая половина XX в.). - URL: http://tatarica.narod.ru/world/diaspor/arkhang_041203. htm

13. У архангельских мусульман будет своя мечеть. - URL: http://www.rusnord.ru/ 2005/1/12415

14. Ямало-Ненецкий автономный округ. - URL: http://g1obtourism.com/ru/?type= pub1&id=iama1o_nen

«Исламоведение», Махачкала, 2013 г., № 1, с. 45-53.

М. Алигаджиева, политолог (ДГПУ, Дагестан) НАЦИОНАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА ДАГЕСТАНА: СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Очевидно, что исследовать предмет настоящей работы, не обращаясь к таким фундаментальным понятиям, как «элитаризм» и «эгалитаризм», логически невозможно, ибо национальные отношения вообще реализуются на практике лишь через деятельность национальных элит, которые выражают (или думают, что выражают) интересы, цели, стремления, надежды, чаяния и т.п. соответствующих наций, народов, этносов. Для выявления специфики Дагестана при рассмотрении проблемы его элит и их конфликтов с учетом национального фактора в общественной жизни в 2013 г. автором было проведено исследование «Национально-политическая элита Дагестана».

Общая выборка респондентов исследования составила 820 человек. Выборка охватила различные социальные группы населения - интеллигенцию, политиков, студентов, рабочих и безработных. Одной из весьма острых и болезненных проблем в Дагестане, связанных с национальным вопросом, является проблема государственной власти. Ни для кого не секрет, что национальная клановость во властных структурах постоянно генерирует межнациональную напряженность в подведомственных и подчиненных им регионах. Автор позволит себе выдвинуть пока в качестве рабочей гипотезы следующую мысль: Дагестан сложился на терри-

ториальной, а не на национальной основе, в связи с чем в нем просто-напросто нет и никогда не было «титульной» нации (т.е. какой-то одной, доминирующей, коренной, основной, преобладающей по сравнению с другими, по имени которой была бы названа вся республика). В силу этого обстоятельства в мировоззрении дагестанцев стихийно сложился своего рода психолого-аксиологический (ценностный) стереотип, согласно которому общечеловеческие нравственные качества личности (честность, мужество, верность, доброта, отзывчивость, справедливость, гуманность и т. д.) являются более значимыми, существенными, ценными, нежели этническая принадлежность. В известном отношении для Дагестана это позитивный фактор: не создаются условия для безудержного идолопоклонства какому-либо одному определенному народу, противопоставления его всем остальным как «второстепенным» или «второсортным», открывается известный объективно обусловленный простор для демократизации национальной и межнациональной сфер общественной жизни. На вопрос, существует ли дискриминация руководящих этносов по отношению к другим народам и малым этносам, «да» ответили 41%, «нет» - 24% (в основном махачкалинцы), «не знаю» - 11%.

Что это дает нашей республике и ее гражданам? Прежде всего, это усиливает, закрепляет и углубляет, «консервирует» объективные различия между дагестанцами по национальной принадлежности. Почти официально закреплены «начальственные» чиновничьи кресла за определенными основными национальными элитами, так что подавляющее большинство иных народов оказываются фактически искусственно «отсеченными» от соответствующих должностей. Однако, к сожалению, многонациональность Дагестана, его этническая пестрота и динамизм имеют и свою оборотную, негативную сторону. На вопрос, имеет ли для Вас значение национальная принадлежность человека, были получены следующие ответы: «да» - 17%, нет - 77%. А на вопрос, имеет ли для Вас значение национальная принадлежность представителей власти, 20% опрошенных ответили «да», 64,5% - «нет». И здесь, и в предыдущем вопросе отчетливо просматривается уже упомянутый характерный для дагестанцев ценностный приоритет личност-но-нравственного начала по сравнению с национальным.

В ответах на вопрос: «Вы за отделение Дагестана от России?» - «нет» ответили 98%, «да» - 2%. На вопрос: «К кому Вы себя больше относите: 1) к россиянину, 2) к дагестанцу, 3) к представителю определенной нации» - 51% ответили «к россиянину,

к дагестанцу»; 43% - «проживающий в РФ; россиянин»; 7% - «такой нации, как "дагестанец", нет».

Итак, суммируя все сказанное выше, можно, видимо, акцентировать внимание на следующих трех моментах:

1. Множественность народов Дагестана не позволила выделить в нем титульной, коренной, основной нации.

2. Территориальный принцип образования федеративной субъектности Дагестана в рамках России способствует сохранению его межнационального мира.

3. Исторически сложившееся неформальное и стихийное признание массовым сознанием Дагестана ценностного приоритета личностно-нравственного начала в человеке по сравнению с его национальной идентификацией или самоидентификацией способствует тому же самому.

«Власть», М, 2013 г., № 10, с. 146-147.

В. Гадаев,

(АН ЧР, г. Грозный)

ИНСТИТУТ КАВКАЗСКОЙ СЕМЬИ:

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ

ЕГО ТРАНСФОРМАЦИИ

Проблема семьи и семейных отношений всегда была актуальной, однако в последнее время интерес к ней обострился у представителей самых различных социально-гуманитарных наук. Этот интерес обусловлен, по мнению многих специалистов, сложными, противоречивыми процессами и явлениями в самой современной семье и семейных отношениях. В этой связи надо отметить, что вызовы современной цивилизации, серьезные угрозы, нависшие над человечеством, глобальные проблемы современности, естественно, не могли не коснуться той или иной этнокультурной системы и ее наиболее чувствительного сегмента - семьи.

Общеизвестно, что семья, как и любое социальное образование в целом, ныне претерпевает историческую эволюцию, динамично изменяется как по своей форме, так и по содержанию в соответствии с новыми политико-экономическими, социокультурными реалиями. В нашей стране, в частности, начали распадаться сохранившиеся еще в некоторых регионах большие неразделенные семьи и еще больше распространяться, а порою и угасать нуклеар-ные семьи. Увеличивается количество неполных семей и так назы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.