Научная статья на тему 'Ислам в Архангельской области'

Ислам в Архангельской области Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
136
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ислам в Архангельской области»

МЕСТО И РОЛЬ ИСЛАМА В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЗАКАВКАЗЬЯ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

А. Михалева,

кандидат политических наук

(Институт философии и права УрО РАН, г. Пермь)

ИСЛАМ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Северные регионы Европейской части России, которые часто маркируются как Русский Север - одна из наиболее удачных площадок для изучения проникновения инокультурной религиозной практики в систему устоявшихся социокультурных норм. Особую выразительность этот процесс приобретает в случае соприкосновения и наложения таких, казалось бы, разных культурных традиций, как христианская и мусульманская, что придает дополнительную актуальность проблеме самосохранения и обновления в историческом процессе.

Архангельскую область можно отнести к тому типу регионов, где доля мусульманского населения не превышает 4%, ислам не имеет многовековых исторических корней, а сам регион традиционно воспринимается как «русский» [6] и «православный» [7]. В таких регионах, как правило, сильным оказывается влияние институтов РПЦ, а общественные настроения во многом детерминируются русофильской и христианской идеями. Регионы этой группы представляют наибольший интерес с точки зрения возможности ретроспективного взгляда на процессы исламского возрождения, начавшиеся в Центральных регионах России 1015 лет назад. В данной статье предлагается рассмотреть и оценить состояние регионального ислама на современном этапе: институ-ционализацию мусульманских общин и развитие исламской инфраструктуры в области.

Данные о численности мусульман в Архангельской области сильно разнятся: официальная статистика располагает сведениями о 8 тыс. мусульман [ВПН 2010], региональные СМИ пишут о 10 [1] или 30 тыс. [14], а мусульманские лидеры убеждены, что в

области проживает около 20 тыс. мусульман [ИРК]. Сопоставление данных официальной статистики 2002 и 2010 гг. позволяет сделать вывод как о сокращении общей численности региональной уммы, так и о незначительном уменьшении удельного веса мусульман к населению области (с 0,69 до 0,66%).

Несмотря на относительное слабое представительство мусульман в области, их религиозную традицию сложно назвать культурной экзотикой для местного сообщества. Ислам на территории Архангельской области появился в первой половине XIX в., когда была построена первая мечеть для удовлетворения религиозных потребностей военнослужащих-мусульман. Следующая волна мусульманской миграции в край была вызвана голодом в Казанской губернии 1899-1901 гг. и развитием «колониальной» торговли, которую контролировали татарские купцы [13]. Вследствие их успешной деятельности в начале XX в. в Архангельске действовал новометодный мектеб, а 26 августа 1905 г. состоялось открытие новой мечети с минаретом, которая функционировала вплоть до своего закрытия в 1931 г.

Вопреки сложившейся исторической традиции, сегодня в этнической структуре мусульманской общины Архангельской области преобладают не татары (3283 человек в 2002 г. [ВПН 2002] и 2335 человек в 2010 г. [ВПН 2010]), а азербайджанцы (3034 человек в 2002 г. и 2605 человек в 2010 г.). Изменения этнического состава уммы произошли в период с 2002 по 2010 г., что и зафиксировали две всероссийские переписи. Башкиры с третьей позиции в 2002 г. (474 человек) сегодня оттеснены на пятое место (394 человек). Узбеки (435 человек) и таджики (401 человек) по численности вышли на третье и четвертое место соответственно. Если первые мусульмане на территории Архангельской области имели татарское происхождение, то современная региональная умма формируется в первую очередь за счет выходцев из сопредельных с Россией государств. По тем же данным официальной статистики численность дагестанской диаспоры на сегодняшний день составляет около 876 человек (примерно 11% региональной уммы).

В силу сложившихся исторических условий развития, географической удаленности от «мусульманских» центров и малого количественного ресурса институционализация мусульманских организаций в Архангельской области по сравнению с Центрально-Европейскими регионами России началась позже и инициировалась местными этническими элитами. До сих пор работа религиозных объединений тесно переплетается с деятельностью

национальных культурных автономий, о чем свидетельствуют одни и те же адреса регистрации религиозных организаций мусульман и соответствующих НКА.

Первая мусульманская организация на территории области -«Местная религиозная организация мусульман (МРОМ) г. Архангельска» - была зарегистрирована 7 апреля 2004 г. МРОМ г. Архангельска подчиняется ДУМЕР во главе с Р. Гайнутдином. Возглавляет ее Магомед-Мурза Султанов, аварец по происхождению. В своей статье о региональном исламе М.-М. Султанов подчеркивает, что община состоит не только из татар: «Этнический состав общины многообразен: аварцы, даргинцы, чеченцы, арабы, азербайджанцы, русские и др.» [12]. Первая религиозная организация мусульман, которая объединила верующих - выходцев с Северного Кавказа, появилась благодаря активной религиозной позиции лидеров вышеназванных этнических общин, которые и выступили в качестве инициаторов создания МРОМ. Общее число прихожан, по оценкам лидеров общины, варьируется от 2 тыс. [12] до 9,5 тыс. человек [3]. В распоряжении общины находится арендуемое молельное помещение, рассчитанное на 60 мест. Руководство общины тесно сотрудничает с мусульманскими организациями соседних регионов (ДУМ Республики Карелия, община Кондопоги) [12] и региональными структурами РПЦ. Так, 30 сентября 2008 г. на праздновании по случаю окончания поста в месяц Рамадан присутствовал епископ Архангельский и Холмогорский Тихон. С марта 2008 г. МРОМ выпускает бесплатную еженедельную газету «Путь истины». Помимо этого МРОМ осуществляет активную религиозную, образовательную (преподавание основ ислама и чтение Корана), благотворительную и общественную деятельность. В сентябре 2011 г. МРОМ г. Архангельска часть собранных от за-кята денег распределил между малообеспеченными жителями области независимо от вероисповедания [9]. Основные же проблемы, мешающие развитию регионального мусульманского сообщества, глава общины видит в отсутствии храма и мусульманского кладбища. (По данным историков-краеведов, для мусульманских захоронений в досоветский период была отведена часть Кузнечевского кладбища [13].) В августе 2007 г. мэрия г. Архангельска пошла навстречу мусульманской общине и выделила земельный участок под строительство мечети площадью 0,5033 га на ул. Касаткиной.

История с передачей земельного участка по ул. Касаткиной одной из мусульманских общин области, с одной стороны, вскрыла имеющиеся противоречия в региональной умме, с другой - по-

казала реальную возможность третьих сил использовать внутри-исламские противоречия для решения собственных проблем. В январе 2005 г. мэр г. Архангельска Олег Нилов по ходатайству СМР и Р. Гайнутдина выделил земельный участок на тот момент еще не зарегистрированной в органах юстиции мусульманской организации «Hyp Ислам» во главе с Римом Калимуллиным, которого порицали за дружеские отношения с мэром. Оппозицию ему составила МРОМ г. Архангельска во главе с М.-М. Султановым, которому и была в итоге передана земля под строительство мечети. Вспоминая о событиях этого периода, Р. Калимуллин, председатель Татарской Национально-культурной автономии Архангельской области (ТНКА АО), отзывается следующим образом: «Я только одного не понимаю, когда те же мусульмане начинают тебе палки в колеса совать для того, чтобы занять это место. Это же не рынок, это не бизнес... Ну сейчас наладилось всё... Чеченцев и дагестанцев здесь можно по пальцам пересчитать, их задачи понятны, но на данный момент они уже успокоились» [ИРК].

Вторая мусульманская организация, позиционирующая себя как местная религиозная организация мусульман «Hyp Ислам» г. Архангельска и Архангельской области, была создана 12 апреля 2005 г. по инициативе председателя ТНКА АО Рима Калимуллина. Регистрация второй мусульманской организации отчасти была обусловлена обострением внутриисламской конкуренции на региональном уровне, а также практической заинтересованностью -необходимостью юридического статуса общины для отстаивания религиозных интересов местного татаро-башкирского населения. В организационном плане община также подчиняется ДУМЕР. Потеряв право на земельный участок по ул. Касаткиной, «Hyp Ислам» начал кампанию по возвращению здания исторической мечети г. Архангельска. Подключение к этому процессу московского муфтия Р. Гайнутдина, бывшего министра экономического развития России Э.С. Набиуллиной и экс-президента Татарстана М.Ш. Шаймиева позволило добиться положительного результата, и 1 июня 2010 г. здание исторической мечети Архангельска по ул. Карла Маркса, 40 было передано мусульманской организации. По мнению Р. Калимуллина, архангельская мечеть может считаться «самой северной мечетью» в мире (64° 33' 00" с. ш.). Однако мечети Норильска (69° 20' 00" с. ш.) [10], Салехарда (66° 32' 00" с. ш.) [15] и Нового Уренгоя (65° 57' 37" с. ш.) [8] расположены севернее Архангельска. В феврале 2011 г. мэрия города утвердила проект реставрации здания мечети, который обошелся общине в

450 тыс. руб. В 2012 г. в старом здании начались реставрационные работы, однако вопрос об их окончании пока остается открытым. Все усилия руководства МРОМ в настоящее время направлены на восстановление культового здания и создание на этом месте Исламского центра, который бы объединил всех мусульман области независимо от этнического происхождения. Социальная и благотворительная деятельность «Нур Ислам» осуществляется в основном по линии и при поддержке Торгового дома Республики Татарстан «Татарстан-Архангельск» (ТДРТ ТА) [4].

Татарская часть региональной уммы берет за образец модель развития межконфессиональных и межэтнических отношений в Республике Татарстан. У региональных лидеров ТНКА хорошо выстроены каналы лоббирования своих интересов. С учетом вышесказанного можно поспорить с утверждением старшего научного сотрудника Архангельского областного краеведческого музея Татьяной Трошиной, что «в настоящее время, несмотря на большое количество представителей татарской национальности в городе, в том числе и потомков первых архангельских татар, никакой организации не существует... Татарская община в Архангельске ныне практически утратила свою самобытность» [13]. Это заявление было сделано в 2003 г., на четвертый год активной деятельности ТНКА, когда успешно продвигалась реализация бизнес-проектов, культурных и социальных программ ТДРТ на территории Архангельской области: организация летних лагерей для детей из Архангельской области в РТ, ежегодное празднование «Сабантуя» -одного из любимых и массовых праздников горожан.

Помимо «земельного» вопроса между религиозными организациями имеются и определенные теологические расхождения, о чем можно судить по письму «группы мусульман из Архангельска», отправленному на имя Исламского комитета с критикой в адрес Р. Гайнутдина. В 2009 г. московский муфтий от лица всех мусульман поздравил Патриарха Кирилла и православных с Пасхой [11], что вызвало возмущение части мусульман. «Дело о поздравлении» вскрыло не только имеющиеся теологические расхождения в региональной умме по поводу интерпретации отдельных высказываний из Корана, но и общественные амбиции группы региональных мусульман, которые пытаются продемонстрировать свою компетентность и одновременно заявить об исключительной правоспособности в региональном исламском и общественно-политическом поле.

Местным мусульманским организациям удалось избежать открытого конфликта. Обе они подчиняются ДУМЕР и открыто поддерживают идею объединения мусульманских духовных структур в одном органе: «Объединение - это хорошее дело. Наличие различных организаций сегодня несет вред мусульманам России. Должна быть единая централизованная структура. Можно для ее учреждения созвать съезд всех мусульман России, с делегатами от всех регионов» (М.-М. Султанов) [5]. В интервью председатель мусульманской организации «Hyp Ислам» Р. Калимуллин не раз подчеркивал, что противоречия и недопонимание остались в прошлом, и он не отрицает, что вторая мусульманская организация имеет право на открытие своего молельного помещения, и не видит в этом проявления конкуренции: «Чем больше мечетей, тем лучше. Я только "за", так же, как церкви, это же хорошо. Это есть понятие культуры других национальностей» [ИРК]. Узнать же позицию второй мусульманской организации по этому вопросу и ее председателя г-на М.-М. Султанова не представляется возможным, поскольку руководство общины категорически отказывается от любых комментариев и интервью, касающихся деятельности организации.

В последние годы заметно активизировались усилия местных исламских лидеров по созданию исламской инфраструктуры в области, однако ее состояние пока оставляет желать лучшего. В 2007 г. председатель МРО мусульман г. Архангельска М.-М. Султанов выступил с предложением открыть отдел халяль-ной продукции в одном из супермаркетов города («Петровский») [2]. Правда, до сих пор эта идея осталась нереализованной. Аналогичные планы есть у Р. Калимуллина. В строящемся комплексе исторической мечети запланированы помещения и для торговли халяльными продуктами. Образовательные предложения по изучению основ ислама в области также ограничены. По утверждению М.-М. Султанова, при МРОМ г. Архангельска действуют религиозные курсы по изучению Корана. Обучение арабскому языку и основным молитвам во второй общине осуществляются пока в частном порядке. Сектор ритуальных услуг при МРОМ развит слабо. Захоронения по мусульманскому обряду проводятся в мусульманской части Вологодского кладбища.

Из мусульманских СМИ до недавнего времени можно было приобрести «Мусульманскую газету» (МРОМ «Hyp Ислам») и «Путь истины» (МРОМ г. Архангельска, с марта 2008 г.). Однако МРОМ «Hyp Ислам» на сегодняшний день не имеет своего печат-

ного органа. Новости этнического содержания печатаются в газете «Единый мир» Совета национальностей Архангельской области, а религиозная информация публикуется в печатном органе ДУМЕР или в местных газетах: «На сегодняшний день нам легче дать объявление в "Правду Севера" Архангельской области, которая расходится по всей области, чем я выпущу здесь газету, и по квартирам буду ходить раздавать» [ИРК].

Несмотря на определенные сложности в становлении мусульманской общины Архангельской области, лидеры исламских организаций подчеркивают уникальные возможности региона: «Город очень спокойный, область очень спокойная, доброжелательная. Я думаю, здесь будет всё хорошо... Здесь понимают культуру всех национальностей... Здесь есть какое-то очень сильное единение» [ИРК].

Вместе с тем председатель МРОМ «Hyp Ислам» Рим Кали-муллин отмечает не только благоприятное отношение большинства, но и конструктивные дружественные отношения с политическим руководством региона: «У нас на сегодняшний день с Администрацией области, с Администрацией города просто очень хорошие отношения... Они нам идут по всем вопросам навстречу» [ИРК]. Позиция М.-М. Султанова в региональном политическом поле может быть проиллюстрирована цитатой из его статьи: «...местная религиозная организация мусульман г. Архангельска получила признание в нашей области и в целом по России» [12].

Ситуацию вокруг ислама в области можно назвать достаточно спокойной, бесконфликтной, благоприятной для дальнейшего развития региональной уммы. В силу объективных причин процесс институционализации мусульманских общин Архангельской области начался позднее, чем в других регионах России, что позволило избежать излишней политизированности 1990-х годов и воздержаться от радикальных методов в конкурентной борьбе за лидерство на региональном уровне. Лидеры регионального мусульманского сообщества уже зарекомендовали себя в политическом пространстве региона в качестве активных и надежных партнеров. Дальнейшее взаимодействие с представителями региональной власти, руководителями других этноконфессиональных сообществ во многом будет зависеть от их открытости и умения выстраивать двусторонний диалог на основе доверительных отношений. Институционализация ислама протекает по этническим каналам: к настоящему времени в области юридически оформились две мусульманские организации, которые условно можно на-

звать «татаро-башкирской» и «кавказской». После оформления основных игроков, способных взять на себя представительство интересов местных мусульман, на следующем этапе закономерно встает вопрос о развитии в регионе исламской инфраструктуры, которая находится в зачаточном состоянии. В ближайшей перспективе внутриисламская конкуренция в регионе, безусловно, сохранится, однако при наличии взвешенной позиции мусульманских лидеров есть шанс избежать ее острых форм. Постепенное выстраивание элементов исламской инфраструктуры, на наш взгляд, будет продолжаться, как и наращивание исламского присутствия в регионе, что косвенно подтверждается и высказываниями местных мусульманских лидеров: «Современное состояние ислама в духовной и этнической жизни Архангельска характеризуется бурной активизацией религиозной жизни мусульман» [12].

Источники

- ВПН 2002 - Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. - М., 2004. -

http://www.perepis2002.ru/index.html?id=17

- ВПН 2010 - Итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. - М., 2012. -

http ://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/results.html

- ИРК - Интервью с руководителем МРОМ г. Архангельска и Архангельской

области «Hyp Ислам» Р. Калимуллиным от 12.09.2012 г. // Личный архив автора.

1. Архангельск духовный: В городе будет возрождена мечеть. На очереди строительство синагоги. - URL: http://www.echosevera.ru/news/2010/06/04-/438.html

2. В Архангельске планируется открытие отдела халяльной продукции. - URL: http://www.islamnews.ru/news-5223.html

3. В Архангельске планируется строительство мечети. - URL: http://www.dvma-inform.ru/news/2007/08/23/59424.shtml

4. Ветераны труда получили подарки в честь Ураза-байрам. - URL: http:// dumrf.ru/common/regnews/4521

5. Единство российских мусульман. Итоги всероссийского опроса мусульманских лидеров. - URL: http://www.muslim.ru/1/cont-/8/2002.htm - 2008. -№ 4 (288). - С. 27-37.

6. Максимов Н. Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон встретился с руководителями национально-культурных объединений. - URL: http://www. rusnord.ru/2007/l/25513

7. Мечеть Нового Уренгоя. - URL: http://oneislam.ru/?cat=18

8. Мусульмане Архангельска распределили закят через Красный Крест. - URL: http ://www.islamrf.ru/news/rusnews/russia/17657/

9. Российская мечеть - в Книге рекордов Гиннесса. - URL: http://rus.ruvr.ru/ 2012 03 15/68524040/

10. Скандальное поздравление. Мусульмане Архангельска просят... - URL: www.islamnews.ru/news-18431.html

11. СултановМ.-М., Смирнова М.В., Аль-Мавас М. История и перспективы Архангельской общины мусульман. - URL: http://www.rasnord.ru/2008/2/27374

12. Трошина Т. Татарская община в Архангельске (вторая половина XIX - первая половина XX в.). - URL: http://tatarica.narod.ru/world/diaspor/arkhang_041203. htm

13. У архангельских мусульман будет своя мечеть. - URL: http://www.rusnord.ru/ 2005/1/12415

14. Ямало-Ненецкий автономный округ. - URL: http://g1obtourism.com/ru/?type= pub1&id=iama1o_nen

«Исламоведение», Махачкала, 2013 г., № 1, с. 45-53.

М. Алигаджиева, политолог (ДГПУ, Дагестан) НАЦИОНАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА ДАГЕСТАНА: СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Очевидно, что исследовать предмет настоящей работы, не обращаясь к таким фундаментальным понятиям, как «элитаризм» и «эгалитаризм», логически невозможно, ибо национальные отношения вообще реализуются на практике лишь через деятельность национальных элит, которые выражают (или думают, что выражают) интересы, цели, стремления, надежды, чаяния и т.п. соответствующих наций, народов, этносов. Для выявления специфики Дагестана при рассмотрении проблемы его элит и их конфликтов с учетом национального фактора в общественной жизни в 2013 г. автором было проведено исследование «Национально-политическая элита Дагестана».

Общая выборка респондентов исследования составила 820 человек. Выборка охватила различные социальные группы населения - интеллигенцию, политиков, студентов, рабочих и безработных. Одной из весьма острых и болезненных проблем в Дагестане, связанных с национальным вопросом, является проблема государственной власти. Ни для кого не секрет, что национальная клановость во властных структурах постоянно генерирует межнациональную напряженность в подведомственных и подчиненных им регионах. Автор позволит себе выдвинуть пока в качестве рабочей гипотезы следующую мысль: Дагестан сложился на терри-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.