Научная статья на тему 'Национально-культурные особенности развития гражданского общества в России'

Национально-культурные особенности развития гражданского общества в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
254
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / CIVIL SOCIETY / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / PUBLIC ASSOCIATIONS / INSTITUTIONS OF CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Усманова Елена Фанильевна, Бахметова Елена Владимировна

В статье анализируются проблемы становления и развития гражданского общества, особое внимание уделяется национально-культурным особенностям формирования гражданского общества. Отмечается, что важнейшим национально-культурным фактором формирования гражданского общества является поликультурное образование. Созданные национально-культурные объединения позволяют различным этносам реализовать свои групповые и личностные этнокультурные интересы. Кроме того, национально-культурные организации позволяют населению сохранять и поддерживать свою этническую идентичность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL CULTURAL FEATURES DEVELOPMENT OF CIVIL SOCIETY IN RUSSIA

The article analyzes the problems of formation and development of civil society, special attention is paid to the national and cultural features of the formation of civil society. It is noted that the most important national and cultural factor in the formation of civil society is multicultural education. The created national-cultural associations allow different ethnic groups to realize their group and personal ethno-cultural interests. In addition, national cultural organizations allow the population to maintain and maintain their ethnic identity.

Текст научной работы на тему «Национально-культурные особенности развития гражданского общества в России»

УДК 340.01

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ

Усманова Елена Фанильевна

Канд. юрид. наук, доцент, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, г. Саранск

E-mail: [email protected]

Бахметова Елена Владимировна

Мордовский гуманитарный институт, Саранск

NATIONAL CULTURAL FEATURES DEVELOPMENT OF CIVIL SOCIETY IN RUSSIA

Elena Usmanova

PhD in Law, Assistant Professor National Research Mordovia State University, Saransk

Elena Bakhmetova

Mordovian Humanities Institute, Saransk

АННОТАЦИЯ

В статье анализируются проблемы становления и развития гражданского общества, особое внимание уделяется национально-культурным особенностям формирования гражданского общества. Отмечается, что важнейшим национально-культурным фактором формирования гражданского общества является поликультурное образование. Созданные национально-культурные объединения позволяют различным этносам реализовать свои групповые и личностные этнокультурные интересы. Кроме того, национально-культурные организации позволяют населению сохранять и поддерживать свою этническую идентичность.

АBSTRACT

The article analyzes the problems of formation and development of civil society, special attention is paid to the national and cultural features of the formation of civil society. It is noted that the most important national and cultural factor in the formation of civil society is multicultural education. The created national-cultural associations allow different ethnic groups to realize their group and personal ethno-cultural interests. In addition, national cultural organizations allow the population to maintain and maintain their ethnic identity.

Ключевые слова: гражданское общество; институты гражданского общества; общественные объединения.

Keywords: the civil society; institutions of civil society; public associations.

Понятие «гражданское общество» обозначает определенное состояние социума, когда соблюдаются права и свободы, развивается гражданская самодеятельность и политической активность, граждане активно участвуют в политической жизни страны.

Современное гражданское общество является результатом длительного исторического развития. Свободное общество возможно, только если в этом заинтересовано большинство населения. Гражданское общество - это общество равных возможностей, созданное на основе социальной справедливости и равноправия.

Общество постоянно изменяется под влиянием различных факторов. Усложняются социальные взаимосвязи между людьми, появляются новые потребности, и соответственно новые виды деятельности, удовлетворяющие их. Поэтому всегда актуален вопрос о том, как же общество приспосабливается к изменяющимся условиям? Способность общества вовремя адаптироваться к изменяющимся условиям становится возможной благодаря политической системе. Политическая система общества может рассматриваться как кибернетическая система, в которой политика понималась как процесс управления и координации усилий людей по достижению поставленных целей. Формулировка целей и их коррекция осуществляется политической системой на основе информации о положении общества и его отношения к данным целям: о расстоянии, которое осталось до цели; о результатах предыдущих действий. Функционирование политической системы зависит от информации, которая поступает из внешней среды, и информации о ее собственном движении .

На самой ранней стадии образования государства возникает идея развития гражданского общества. Согласно первому пути развития, в обществе создаются гражданские институты, через которые оказывается влияние на государственные органы, на их формирование и функционирование. Второй путь развития гражданского общества появляется на определенном этапе развития госу-

дарства. В этом случае государство само приходит к необходимости создания гражданского общества. В связи с этим оно начинает проводить соответствующую политику, инициируя и поощряя формирования институтов гражданского общества. Представители первого направления полагают, что в России «традиционный тип отношений между государством и обществом исчерпал себя» [2, с. 62]. Ими предлагается кардинально изменить «парадигму развития России и превратить каждого россиянина в самодостаточную фигуру, с тем, чтобы вывести его из недееспособного состояния, всю жизнь шествующего с протянутой рукой, обращенной к государству или к другому (состоятельному) человеку» [1, с. 101]. Гражданское общество не может сформироваться, если оно не «наполнено» демократическим содержанием. Кроме этого, государством не всегда принимались во внимание национально-культурные особенности страны.

В дальнейшем возникло понимание, что становление гражданского общества в России значительно отличается от традиционного европейского пути. Основной особенностью Российской Федерации является значительное участие государственных структур в формировании и развитии гражданского общества. В этом случае, возникает ситуация, когда в России становление гражданского общества совершается с одной стороны как бы естественно, но при этом направление его развитие неосознанное и нединамичное. С другой стороны, государство создает гражданское общество искусственно. Однако, государство, провозглашая свой интерес в развитии гражданского общества, изменять институциональные механизмы взаимосвязи с институтами гражданского общества не стремится. «Посредством нормативных документов на протяжении исторического процесса происходило легитимное закрепление определенных видов собственности, наличия у представителей различных социальных групп экономических ресурсов и государственно-политической власти, общественного статуса граждан». [4, с. 33]

Важнейшим национально-культурным фактором формирования гражданского общества является поликультурное образование. Поликультурное обра-

зование формирует культурное самосознание и содействует образованию этнической идентификации. С другой стороны, поликультурное образование, в какой-то степени, препятствует этнокультурной изоляции от других стран и народов. Поликультурное образование способствует становлению гражданского демократического общества, которое при этом характеризуется открытостью по отношению к другим странам, народам и культурам. Главной ценностью поликультурного образования является взаимопонимание.

Важнейшим признаком того, что в России происходит становление гражданского общества является формирование общественных объединений граждан. В ситуации, когда гражданское общество только создается, институциональный механизм взаимодействия государства и национально-культурных организаций приобретает стратегическое значение [3, а 440]. Под общественным объединением, согласно ФЗ «Об общественных объединениях», понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Данное право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.

Национально-культурные объединения отражают как личностные, так и групповые интересы. Создание этих групп было обусловлено этнической идентичностью. Кроме того, появление большого количества различных национально-культурных объединений является важным социальным маркером. Национально-культурная идентичность различных этнических групп является заметным фактором механизма формирования гражданского общества. Причем это фактор оказывает влияние на федеральном уровне, региональном и на местном уровнях. В процессе объединения населения важным является этнокультурное направление. Созданные национально-культурные объединения позволяют различным этносам реализовать свои групповые и личностные этнокультурные

интересы. Кроме того, национально-культурные организации позволяют населению сохранять и поддерживать свою этническую идентичность.

Национально-культурные объединения решают важную задачу, а именно, воспитание толерантного сознания, достижение этнокультурной безопасности, противодействие экстремистской деятельности, упрочении межэтнических отношений. При этом этнокультурная безопасность представляет собой одну из частей национальной безопасности, также как экономическая, экологическая и социальная безопасности.

Необходимым условием для успешного строительства гражданского общества является нормативно-правовое обеспечение общественных организаций, которое должно быть основано на положениях Конституции РФ. Необходимость формирования правового статуса и организационно-правовых форм общественных объединений вызвано как общероссийскими, так и региональными и местными социально-политическими тенденциями.

Правотворческая политика в сфере формирования гражданского общества осуществляется как системная и планомерная деятельность государственных органов и субъектов гражданского общества, которая направлена совершенствование нормативных правовых актов, регулирующих наиболее значимые сферы развития гражданского общества.

Национально-культурные объединения способствуют диалогу между различными этническими образования и руководящими органами. Кроме того, национально-культурные объединения показывают обществу самобытность своих этносов, объясняют значение своих культурных традиций. Все это способствует воспитанию в обществе толерантности и уважению к различным нациям.

Список литературы:

1. Бурганов А.Х. Гражданское общество в России как сособственничество граждан // Социс. 2000. № 1. С. 99-106.

2. Ворожейкина Т.Е. Государство и общество в России: исчерпание госу-дарство-центричной матрицы развития // Полис. 2002. № 4 (69). С. 60-65.

3. Рябов В.В. Гражданское общество современной России; проблемы и перспективы становления // Вестник МГТУ. 2010. №2. С. 439-445.

4. Усманова Е.Ф. Система правовых актов как важнейший параметр оценки правовой культуры // Таврический научный обозреватель. 2016. № 1-1 (6). С. 32-34.

5. Усманова Е.Ф. Совершенствование законодательной техники как способ повышения эффективности льготно-правовой политики государства // Актуальные проблемы юридической техники в правотворческой и правоприменительной деятельности. Саранск, 2014. С. 120-123.

References

1.Burganov A.KH. Grazhdanskoye obshchestvo v Rossii kak sosobstvennichestvo grazhdan [Civil Society in Russia as co-ownership of citizens]// Sotsis. 2000. № 1. S. 99-106.

2. Vorozheykina T.Ye. Gosudarstvo i obshchestvo v Rossii: ischerpaniye gosudarstvo-tsentrichnoy matritsy razvitiya [State and society in Russia: the exhaustion of the state-centered development matrix] // Polis. 2002. № 4 (69). S. 60-65.

3. Ryabov V.V. Grazhdanskoye obshchestvo sovremennoy Rossii; problemy i perspektivy stanovleniya [Civil society of modern Russia; problems and perspectives of becoming] // Vestnik MGTU. 2010. №2. S. 439-445.

4. Usmanova E/.F. Sistema pravovykh aktov kak vazhneyshiy parametr otsenki pravovoy kul'tury [The system of legal acts as the most important parameter for assessing legal culture] // Tavricheskiy nauchnyy obozrevatel'. 2016. № 1-1 (6). S. 3234.

5. Usmanova E.F. Sovershenstvovaniye zakonodatel'noy tekhniki kak sposob povysheniya effektivnosti l'gotno-pravovoy politiki gosudarstva [Perfection of legislative technique as a way to increase the efficiency of the state's privilege-legal poli-

cy] // Aktual'nyye problemy yuridicheskoy tekhniki v pravotvorcheskoy i pravoprimenitel'noy deyatel'nosti. Saransk, 2014. S. 120-123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.