Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ТАТАР ОМСКА: ПЕРВЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ'

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ТАТАР ОМСКА: ПЕРВЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
209
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Татары / национально-культурные объединения / национальное движение / культурное наследие / Омск / Омская область / Tatars / national cultural associations / national movement / cultural heritage / Omsk / Omsk region

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ильина Анна Александровна

Статья посвящена исследованию первых национально-культурных объединений татар Омска в начальный период национального движения татар Омской области. Татары являются одним из наиболее многочисленных этносов Омской области, при этом значительная часть татар проживает в областном центре. Хронологические рамки статьи охватывают период с 1989 по 1998 гг. – с момента создания первого национально-культурного объединения татар и самодеятельного ансамбля при нем и до момента образования национально-культурной автономии татар Омской области регионального уровня. На основе архивных материалов рассматривается история создания и деятельность следующих татарских национально-культурных объединений: татаро-башкирского клуба «Умырзая» («Подснежник») и фольклорного ансамбля с тем же названием (1989 г.), Татаро-башкирского культурного центра (1991 г.), общественного объединения татар и башкир Омской области «Ватан» («Отечество») (1992 г.), Городской национально-культурной автономии татар (1997 г.) и Региональной национально-культурной автономии татар Омской области (1998 г.). В заключение приводится вывод о том, что первые татарские национально-культурные объединения г. Омска заложили основу для активизации национального движения татар региона, которое произошло после создания Региональной национально-культурной автономии татар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL-CULTURAL ASSOCIATIONS OF THE TATARS OF OMSK: THE FIRST PAGES OF HISTORY

The article is devoted to the study of the first national-cultural associations of the Tatars of Omsk in the initial period of the national movement of the Tatars of the Omsk region. Tatars are one of the most numerous ethnic groups in the Omsk region, while a significant part of the Tatars live in the regional center. The chronological framework of the article covers the period from 1989 to 1998. from the moment of the creation of the first national-cultural association of Tatars and amateur ensemble under it until the formation of the national-cultural autonomy of the Tatars of the Omsk region at the regional level. On the basis of archival materials, the history of the creation and activities of the following Tatar national-cultural associations is considered: the Tatar-Bashkir club "Umyrzaya" ("Snowdrop") and the folklore ensemble with the same name (1989), the Tatar-Bashkir cultural center (1991 ), the public association of Tatars and Bashkirs of the Omsk region "Vatan" ("Fatherland") (1992), the City National Cultural Autonomy of the Tatars (1997) and the Regional National Cultural Autonomy of the Tatars of the Omsk Region (1998). In conclusion, it is concluded that the first Tatar national-cultural associations of the city of Omsk laid the foundation for the activation of the national movement of the Tatars in the region, which took place after the creation of the Regional National-Cultural Autonomy of the Tatars.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ТАТАР ОМСКА: ПЕРВЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ»

Анна Александровна ИЛЬИНА - кандидат исторических наук, научный сотрудник Омской лаборатории археологии, этнографии и музееведения Института археологии и этнографии СО РАН (Омск) Российская Федерация, Омск, e-mail: like_a_sun@mail.ru УрОРАН, Российская Федерация, Тобольск, e-mail: monitoring_vkt@mail.ru

Для цитирования: А.А. Ильина. Национально-культурные объединения татар Омска: первые страницы истории // Общество и государство. 2023. №2(42). С. 20-23 DOI: 10.24412/2224-9125-2023-2-20-23

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ТАТАР ОМСКА:

ПЕРВЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ1

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена исследованию первых национально-культурных объединений татар Омска в начальный период национального движения татар Омской области. Татары являются одним из наиболее многочисленных этносов Омской области, при этом значительная часть татар проживает в областном центре. Хронологические рамки статьи охватывают период с 1989по 1998 гг. — с момента создания первого национально-культурного объединения татар и самодеятельного ансамбля при нем и до момента образования национально-культурной автономии татар Омской области регионального уровня.

На основе архивных материалов рассматривается история создания и деятельность следующих татарских национально-культурных объединений: татаро-башкирского клуба «Умырзая» («Подснежник») и фольклорного ансамбля с тем же названием (1989г.), Татаро-башкирского культурного центра (1991 г.), общественного объединения татар и башкир Омской области «Ватан» («Отечество») (1992г.), Городской национально-культурной автономии татар (1997г.) и Региональной национально-культурной автономии татар Омской области (1998г.).

В заключение приводится вывод о том, что первые татарские национально-культурные объединения г. Омска заложили основу для активизации национального движения татар региона, которое произошло после создания Региональной национально-культурной автономии татар.

Ключевые слова: татары, национально-культурные объединения, национальное движение, культурное наследие, Омск, Омская область.

Anna Aleksandrovna ILINA - PhD in History, Researcher of the Omsk laboratory of Archeology,

Ethnography and Museology of the Institute of Archeology and Ethnography of the Siberian Branch of

the Russian Academy of Science

Russian Federation, Omsk, e-mail: like_a_sun@mail.ru

UrORAN, Russian Federation, Tobolsk, e-mail: monitoring_vkt@mail.ru

NATIONAL-CULTURAL ASSOCIATIONS OF THE TATARS OF OMSK:

THE FIRST PAGES OF HISTORY

ANNOTATION

The article is devoted to the study of the first national-cultural associations of the Tatars of Omsk in the initial period of the national movement of the Tatars of the Omsk region. Tatars are one of the most numerous ethnic groups in the Omsk region, while a significant part of the Tatars live in the regional center. The chronologicalframework of the article covers the period from 1989 to 1998. — from the moment of the creation of the first national-cultural association of Tatars and amateur ensemble under it until the formation of the national-cultural autonomy of the Tatars of the Omsk region at the regional level.

On the basis of archival materials, the history of the creation and activities of the following Tatar national-cultural associations is considered: the Tatar-Bashkir club «Umyrzaya» («Snowdrop») and the folklore ensemble with the same name (1989), the Tatar-Bashkir cultural center (1991), the public association of Tatars and Bashkirs of the Omsk region «Vatan» («Fatherland») (1992), the City National Cultural Autonomy of the Tatars (1997) and the Regional National Cultural Autonomy of the Tatars of the Omsk Region (1998).

In conclusion, it is concluded that the first Tatar national-cultural associations of the city of Omsk laid thefoundation for the activation of the national movement of the Tatars in the region, which took place after the creation of the Regional National-Cultural Autonomy of the Tatars.

Keywords: Tatars, national cultural associations, national movement, cultural heritage, Omsk, Omsk region.

'Работа выполнена по госзаданию № FWZG-2022-0002. 20

Омская область — многонациональный регион Сибири, на территории которого проживают представители более 130 этносов. В числе наиболее многочисленных этносов находятся татары, чья численность, по данным Всероссийской переписи населения 2020 г., составляет 27470 чел. [2] На территории Омской области расселены как представители коренного населения Сибири — сибирские татары, так и татары, которые переселились в эти места в разное время. Значительная часть татарского населения региона проживает в областном центре — г. Омск. На рубеже 1980-х — 1990-х гг. татары Омска были в числе первых этносов, которые, желая возрождать родной язык и культуру и транслировать свое культурное наследие, начали создавать с этой целью национально-культурные объединения (НКО).

Цель данной статьи — исследование страниц истории первых татарских НКО г. Омска в начальный период национального движения татар, под которым понимается временной отрезок 1989—1998 гг. — период с момента образования первого татарского НКО и до создания Региональной национально-культурной автономии татар.

Основу татарского национального движения Омской области заложило создание в 1989 г. в Омске татаро-башкирского клуба «Умырзая» («Подснежник») и фольклорного ансамбля с тем же названием, которые проделали огромную работу в деле возрождения татарской культуры и стали основой для создания татарских НКО. Само название «Подснежник» символизировало хрупкие попытки по возрождению языка и культуры татар. Инициатором создания ансамбля и его первым руководителем стала Л.И. Алимова. Первое собрание клуба состоялось в феврале 1989 г., а 5 марта того же года прошел первый концерт ансамбля «Умырзая».

Ансамбль «Умырзая», лауреат многочисленных конкурсов и фестивалей, регулярно проводит концерты, гастролирует по Омской области, принимает участие в областных праздниках и фестивалях, а также в различных конкурсах и мероприятиях в Новосибирске, Томске, Казани, Республике Казахстан, способствуя своим творчеством сохранению татарского языка, развитию традиций татарской культуры. Постепенно ансамбль «Умырзая» вышел на весьма высокий уровень — в 1998 г. ему было присвоено звание народного. С 1997 по 2011 годы ансамблем руководила заслуженный деятель культуры Республики Татарстан Г.А. Алеева, а в настоящее время коллективом руководит Г.А. Касимова.

Ансамбль «Умырзая» объединил людей разных поколений: детей, молодежь и взрослых, в общей сложности здесь постоянно занимаются около 70 человек. В 1997 г. при нем по инициативе Г.А. Алеевой была создана детская фольклорная студия «Омет» («Надежда») для детей в возрасте от 4 до 16 лет, в которой дети изучают национальные танцы и песни, а также азы татарской письменности. В репертуаре «Умырзая» фольклорные песни татар районов Омской области. Участники ансамбля по крупицам собирают фольклорный материал, поэтому самобытный коллектив имеет такой успех у

зрителей разных национальностей.

В 1990-е гг. в рассматриваемом регионе происходит институциональное оформление татарского национального движения, т.е. создание татарских НКО различного характера, а также осуществляется более продуманная работа по возрождению татарской культуры и языка. 21 мая 1991 г. в Омске был зарегистрирован Татаро-башкирский культурный центр (ТБКЦ). Его создание было заслугой и инициативой актива клуба и ансамбля «Умырзая». Директором ТБКЦ стал Л.М. Шугуров, заведующий кафедрой философии Омского государственного аграрного университета, один из идеологов национального движения татар Омской области. Целью деятельности ТБКЦ являлось сохранение и развитие культуры, языка, обычаев, традиций семейного воспитания, образования, науки и просвещения татар и башкир, проживающих в Омской области [12].

С созданием ТБКЦ увеличился диапазон возможностей татарского национального движения. Если клуб и ансамбль «Умырзая» проводили в основном концерты художественной самодеятельности, вечера отдыха и встречи, то ТБКЦ акцентировал внимание на масштабной культурной работе. С его подачи татары и башкиры вновь стали отмечать праздники Навруз, Нардуган, Сабантуй. ТБКЦ активно участвовал в формировании фонда для Омского государственного историко-краеведческого музея, проводил концерты коллективов художественной самодеятельности и фестивали народного творчества в Большереченском, Тарском, Тевризском, Усть-Ишимском районах, творческие вечера и встречи с научной и художественной интеллигенцией, а также вел работу в районах компактного проживания татар с целью выявления их национально-культурных потребностей. Члены ТБКЦ участвовали в работе Координационного совета национальных объединений Омской области, в семинарах и совещаниях, проводимых органами местной власти для представителей НКО. К 1994 г. ТБКЦ имел широкую структуру, включавшую филиалы в Тарском и Ново-варшавском районах области. В ТБКЦ работали клубы: культурно-исторический клуб «Мирас» («Наследие»), основным направлением деятельности которого являлось изучение истории, клуб «Учрашу» («Встреча»), ветеранский клуб «Туган тел» («Родной язык») [10].

Большое внимание ТБКЦ уделял работе с молодежью. В 1991 г. активистами ТБКЦ был образован молодежный клуб «Лейла», работавший над реализацией комплексной культурно-просветительской программы, призванной вызвать у молодежи интерес к возрождению культуры, языка, обрядов и обычаев татар и башкир. Два раза в месяц для молодежи проводились вечера отдыха, на которых звучали рассказы о национальных обрядах и обычаях, о творчестве писателей, поэтов и певцов из числа татар и башкир. Ребята посещали воскресные занятия по изучению татарского языка, проводимые в рамках работы клуба «Туган тел», принимали участие в мероприятиях, проводимых в районах Омской области, ездили в Новосибирск по обмену опытом

работы молодежных организаций, приняли участие в Международном фестивале молодежи в г. Казани [3, с. 46-47].

В ноябре 1992 г. инициативной группой татарской интеллигенции было учреждено общественное объединение татар и башкир Омской области «Ватан» («Отечество») (ОО «Ватан»). Руководителем объединения стал Х.К. Садыков, известный и авторитетный лидер татарского населения Омской области, выходец из сибирских бухарцев. Инициаторы создания нового НКО главной целью его деятельности определили «реализацию и защиту культурных, национальных, социальных прав и свобод татаро-башкирского населения» [1]. В отличие от ТБКЦ, ОО «Ватан» ставило перед собой еще более широкие цели (новое НКО должно было заняться «возрождением древней, доселе игнорируемой и замалчиваемой культуры татарского и башкирского народов» [7]), а особенностью данного НКО стала его высокая политическая активность. За несколько лет существования ОО «Ватан» стало одним из крупнейших НКО Омской области, с активом, доходящим до 700 человек. Среди задач общественного объединения особое место уделялось повышению роли татарского языка в хозяйственной деятельности, образовании и просвещении. В связи с этим важнейшим направлением деятельности ОО «Ватан» стала организация факультативного обучения детей родному языку в школах Омска, расширение преподавания татарского языка и литературы в школах области, решение вопросов подготовки учителей татарского языка и литературы. Другими направлениями работы данного НКО стали установление взаимоотношений с общественно-политическими, национальными и религиозными организациями Омской области и других регионов РФ, оказание юридических консультаций татарскому населению Омской области, подготовка заявок на участие в конкурсах на получение муниципальных и региональных грантов.

ОО «Ватан» организовывало различные по формам и жанрам мероприятия: открытые уроки, круглые столы, литературно-молодежные вечера, участие в научно-практических конференциях, организация концертов татарских ансамблей и самодеятельных коллективов, гастролей татарских артистов, проведение различных праздников (День пожилых людей, День города, День Победы, Нав-руз, праздник урожая «Уныш байраме», Сабантуй и др.), участие в выездных заседаниях Исполкома Всемирного конгресса татар и Совета Федеральной национально-культурной автономии татар России, изучение культурного, образовательного и социально-экономического положения татар Омской области, разработка программ возрождения татарской культуры в Омском Прииртышье, сотрудничество со СМИ, оказание разного рода помощи (финансовой, юридической) татарским обществам и организациям [8]. При ОО «Ватан» был создан женский клуб «Зенгер шаль» («Голубая шаль») и молодежный клуб «Яшьлек» («Молодость»), который в 1997 г. был реорганизован в общественное объединение тюркской

молодежи «Аль Вахдат» («Единство») [9].

Таким образом, в период создания первых трех татарских НКО г. Омска происходило возрождение интереса татар к культурному наследию и языку своего народа, результатом чего стало стихийное объединение татар и создание первых НКО, основу которого заложило создание самодеятельного национального коллектива.

В дальнейшем в Омске создается татарская национально-культурная автономия (НКА) сначала местного уровня, а затем регионального, при этом повышенное внимание уделялось решению национально-культурных и национально-языковых проблем. В июне 1997 г. на областной конференции делегатов из районов компактного проживания татар Омской области и представителей татарских НКО г. Омска была создана Городская НКА татар [6] (статус местной НКА), зарегистрированная 20 августа того же года. НКА татар стала одной из первых НКА, зарегистрированных на территории Омской области. Руководителем Городской НКА татар являлась Г.А. Алеева.

Для создания Региональной НКА татар была проведена огромная подготовительная работа. С августа 1996 г., практически сразу после принятия Закона «О национально-культурной автономии», лидеры татарского национального движения начали переписку с населенными пунктами, в которых проживают татары, в результате чего в Омской области было создано 36 местных НКА: 19 в Омске и 17 в районах компактного проживания татар [5]. Таким образом, Региональная НКА татар была создана посредством 36 местных НКА татар.

Региональная НКА татар Омской области (РНКАТ) была зарегистрирована 19 марта 1998 г. Ее возглавил Х.К. Садыков (бессменно занимал этот пост до апреля 2008 г.). РНКАТ стала одной из первых татарских НКА регионального уровня, зарегистрированных на территории России. Основной ячейкой татарской НКА стал актив ОО «Ватан», а протокольно в состав Региональной НКА татар вошли также 36 местных татарских НКА.

Согласно Уставу РНКАТ, ее целью является «обеспечение взаимодействия местной НКА г. Омска и НКА районов Омской области в возрождении и развитии национальной культуры и родного языка, а также с другими общественными движениями, органами государственной власти и управления Омской области, Российской Федерации, Татарстана, странами Ближнего и дальнего Зарубежья» [13].

РНКАТ объединила многие татарские НКО: ОО «Ватан», которое, став базисом татарской НКА в момент ее создания, впоследствии прекратило существование, женский культурно-досуговый клуб «Зенгер шаль», общественное объединение тюркской молодежи «Аль Вахдат» [11, с. 281]. РНКАТ по сути стала координатором работы татарских НКО и даже отчасти национальных самодеятельных коллективов и ансамблей.

Следует отметить, что татарские НКО, а также самодеятельные коллективы и ансамбли в начальный период национального движения татар Омской

области создавались не только в областном центре: в начале 1989 г. в с. Уленкуль Большереченского района был образован фольклорно-этнографический ансамбль «Наза», в 1993 г. в с. Усть-Ишим начал работу вокальный ансамбль «Чишмэ», в 1998 г. — ансамбль «Махаббат» в с. Колосовка [4, с. 402]. Однако именно первые татарские НКО г. Омска заложили основу для активизации национального движения татар региона, которое произошло после создания РНКАТ. Национальное движение татар Омской области развивается до настоящего времени. Татарские НКО накопили потенциал для дальнейшей трансляции татарского культурного наследия на территории Омской области и взаимодействия с НКО других регионов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. «Ватан» займется не только культурой //Ореол.

— 1993. — № 6.

2. Всероссийская перепись населения 2020года. Том 5. Национальный состав и владение языками. Таблица 1. Национальный состав населения [Электронный ресурс]// Федеральная служба государственной статистики: сайт. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ vpn_popul (дата обращения: 01.05.2023).

3. Детские и молодежные общественные объединения: Информ. сборник. — Омск, 1998. — 150 с.

4. Ильина А.А. Сохранение татарской культуры и языка в малых городах и селах Омской области (по материалам экспедиций 2016-2018годов) //Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. — 2018. — Т. 24. — С. 401-403.

— Б0110.17746/2658-6193.2018.24.401-403.

5. Интервью с председателем РНКАТ Омской области Х.К. Садыковым (август 2008г.) //Архив МАЭ ОмГУ. Ф. I. П. 196-1. К. 44. Л. 208.

6. Садыков Х. Национально-культурное движение татар Омской области // Татарский мир. — 2003. — № 1. — Декабрь.

7. Садыков Х. Язык — это стержень нации, без него народ обречен на исчезновение // Вестник НКО. — 1998. — № 10.

8. Справка о координации и организации деятельности подразделений ОО «Ватан» за I полугодие 1998года //Архив МАЭ ОмГУ. Ф. I. П. 196-1. К. 46. Л. 217-219.

9. Справка о работе общества «Ватан» и «Аль-Вах-дат» при РНКАТ Омской области за период с 1.01. по 31.03. 2000 года //Архив МАЭ ОмГУ Ф. I. П. 196-1. К. 54. Л. 244-245.

10. Татаро-башкирский культурный центр //Архив МАЭ ОмГУ. Ф. I. П. 196-1. К. 40. Л. 194.

11. Туризм региона: Учебное пособие. / Под общей редакцией Н.А. Гулиева. — Омск: Омский гос. ин-т сервиса, 2002. — 316с.

12. Устав общественной организации «Татаро-башкирский культурный центр Омской области» (ТБКЦ) // Архив МАЭ ОмГУ. Ф. I. П. 196-1. К. 39. Л. 188.

13. Устав региональной татарской национальной

культурной автономии Омской области //Архив МАЭ ОмГУ. Ф. I. П. 196-1. К. 43. Л. 200.

SPISOK LITERATURY:

1. Detskie i molodezhnye obshchestvennye ob"edineniia: Inform. Sbornik[Children's andyouthpublic associations]. Omsk, 1998. 150p. (In Russ.).

2. Il'ina, A. A. Sokhranenie tatarskoi kul'tury i iazyka v malykh gorodakh i selakh Omskoi oblasti (po materialam ekspeditsii 2016-2018 godov) [Preservation of the Tatar culture and language in small towns and villages of the Omsk region (based on the materials of the expeditions of 20162018)] // Problemy arkheologii, etnografii, antropologii Sibiri i sopredel'nykh territorii [Problems of archeology, ethnography, anthropology of Siberia and adjacent territories]. Novosibirsk: IAET SB RAS Publ, 2018. Pp. 401-403/ DOI 10.17746/2658-6193.2018.24.401-403. (In Russ.).

3. Interv'iu spredsedatelem RNKAT Omskoi oblasti Kh.K. Sadykovym (avgust2008g.)//ArkhivMAE OmGU. F. I. P. 196-1. K. 44. P. 208. (In Russ.)

4. SadykovKh. Natsional'no-kul'turnoe dvizhenie tatar Omskoi oblasti [National-cultural movement of the Tatars of the Omsk region] // Tatarskii mir [Tatar world]. 2003. No 1. December. (In Russ.).

5. Sadykov Kh. Iazyk — eto sterzhen' natsii, bez nego narod obrechen na ischeznovenie [Language is the core of the nation, without it the people are doomed to disappear.] // Vestnik NKO [Vestnik NKO]. 1998. No 10. (In Russ.).

6. Spravka o koordinatsii i organizatsii deiatel'nosti podrazdelenii OO «Vatan» za Ipolugodie 1998 goda // Arkhiv MAE OmGU. F I. P. 196-1. K. 46. Pp. 217-219. (In Russ.).

7. Spravka o rabote obshchestva «Vatan» i«Al'-Vakhdat» pri RNKA T Omskoi oblasti za period s 1.01. po 31.03. 2000 goda // Arkhiv MAE OmGU. F I. P. 196-1. K. 54. Pp. 244-245. (In Russ.).

8. Tataro-bashkirskii kul'turnyi tsentr // Arkhiv MAE OmGU. F. I. P. 196-1. K. 40. P. 194. (In Russ.)

9. Turizm regiona: Uchebnoe posobie [Tourism of the region: Study guide]. — Omsk: Omsk state service institute Publ., 2002. 316p. (In Russ.).

10. Ustav obshchestvennoi organizatsii «Tataro-bashkirskii kul'turnyi tsentr Omskoi oblasti» (TBKTs) // Arkhiv MAE OmGU. F. I. P. 196-1. K. 39. P. 188. (In Russ.).

11. Ustav regional'noi tatarskoi natsional'noi kul'turnoi avtonomii Omskoi oblasti//Arkhiv MAE OmGU. F. I. P. 196-1. K. 43. P. 200. (In Russ.)

12. «Vatan» zaimetsia ne tol>ko kul>turoi [«Vatan» will deal not only with culture]// Oreol [Aureole]. 1993. No 6. (In Russ.).

13. Vserossiiskaia perepis' naseleniia 2020 goda. Tom 5. Natsional'nyi sostav i vladenie iazykami. Tablitsa 1. Natsional'nyi sostav naseleniia [Elektronnyi resurs] // Federal'naia sluzhba gosudarstvennoi statistiki. Rezhim dostupa: https://rosstat.gov.ru/vpn_popul (data obrashcheniia: 01.05.2023). (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.