Научная статья на тему 'Национально-культурная идентичность как ресурс преодоления кризисных явлений современного общества'

Национально-культурная идентичность как ресурс преодоления кризисных явлений современного общества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
233
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национально-культурная идентичность как ресурс преодоления кризисных явлений современного общества»

Ю.А. Шубин

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК РЕСУРС ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Категория «идентичность» употребляется в значении «тождественность», «одинаковость». Это центральное качество личности, в котором проявляется неразрывная связь человека с окружающим его социальным и культурным миром. Основными симптомами кризиса идентичности являются: отчуждение личности от собственной истории, неспособность отождествить себя с базовыми жизненными ценностями, инверсия духовных идеалов и утрата смысла бытия у значительной части населения; экспансия неспецифических для русской культуры ценностей - культа насилия, жестокости, наживы, гедонизма и индивидуализма; отсутствие национальной идеологии, фиксирующей в норме индивидуальную и общественную перспективу бытия.

Каждый человек отождествляет себя с определенным полом, профессией, национальностью, культурой, многообразными социальными ролями. Это происходит, как правило, на трех уровнях: культурном (отождествление себя с определенными ценностями - ценностная, духовная идентичность). Ценности эти носят персонифицированный характер - у них есть носитель (кумир, референт, образец подражания и т.д.); социальная идентичность предполагает включенность в определенные социально-культурные институты (или ролевая, статусная идентичность); личностная, психологическая идентичность - это способность удерживать целостный образ своего «я» на разных жизненных этапах.

Невозможность отождествить себя в социальном плане (маргинальность) рождает внутриличностные конфликты, разрушает образ «Я», стимулирует процессыне-гативной социальной идентичности - в форме наркомании, проституции, алкоголизма и т.д.. Неудовлетворенность реальной идентичностью (социальным статусом, внешностью) стимулирует различные формы виртуальной идентичности (в сети Интернет), которая часто становится средством выражения ненормативных импульсов, подавленных в реальности тех или иных сторон своей личности. Кризис идентичности может быть обусловлен конфликтом ролевых установок, кризисом смыслообразующих жизненных ценностей.

В субъективном, личностном плане сегодняшний кризис национально-культурной идентичности переживается как духовный вакуум, разрыв связей человека с социальным и культурным миром. Он сопровождается чувством тревоги, страха, ощущением исторической обреченности, «бездомности» и потерянности человека в мире. Утрата мировоззренческих оснований национальной идентичности стимулирует процесс социальной и государственной маргинализации - целые поколения, для которых вера в коммунистическую перспективу определяла их образ мыслей и бытия, лишены смысла жизни, оказались в положении «государственных маргиналов».

Наиболее тревожным симптомом кризиса идентичности является неспособность человека отождествить себя в национально-государственном плане (официально санкционированная макроидентичность «россиянин» не востребуется национальным самосознанием). Тревожной тенденцией также становится резкое увеличение количества сограждан, избирающих в качестве основания идентичности этническую принадлежность, что чревато усилением межэтнической напряженности, а в перспективе - распадом российской государственности. Падает престиж службы в Вооруженных Силах страны: снижается привлекательность армии и растет нежелание молодых людей нести службу в Вооруженных Силах России.

Эти проблемы усугубляются отсутствием единой системы и согласованности действий по координации работы государственных и негосударственных организаций; уменьшением общего числа детских и молодежных объединений, занимающихся патриотическим воспитанием; недостатком новых форм и методов героико-патриоти-ческого воспитания детей, подростков и молодежи; недостаточным развитием инфраструктуры оборонно-спортивных, оборонно-технических сооружений, их слабой материально-технической базой. Отрицательно сказывается на решении данной проблемы отсутствие реальной помощи со стороны предприятий, предпринимательских структур, широкой общественности,

представителей литературы и искусства, а также слабое материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности по историко-патриотическому воспитанию детей и молодежи. Поиск внебюджетных источников финансирования пока не дает положительных результатов. В обществе до сих пор не созданы условия для привлечения и эффективного использования сил и средств, с помощью которых можно было бы поднять уровень патриотического воспитания. Слабо реализуются и возможности культурно-досуговой сферы как средства патриотического воспитания, не востребован педагогический потенциал народной культуры.

Кризис идентичности в разном возрасте переживается по-разному. Для подростка, молодого человека кризис идентичности субъективно может и не восприниматься в таком качестве. И это вполне объяснимо -духовный кризис до определенной стадии протекает в неявной форме, он носит как бы отсроченный характер и не ощущается как кризис. Однако его последствия вполне ощутимы - он провоцирует весьма актуальные проблемы личностного самоопределения молодежи. Меняется отношение к профессии, труду, браку, семье. Снижается уровень физической и психической культуры детей и молодежи, падают общие показатели здоровья общества, растет число девиантных форм поведения, деформирующих образ жизни в целом. Отмечается криминализация досуга, который превращается в зону формирования молодежных субкультур с асоциальной и противоправной ориентацией. Молодежь сегодня сталкивается с трудностями профессионального самоопределения в связи с коммерциализацией образования (недоступность платного высшего образования широким слоям населения). Снижается образовательный уровень вследствие деформации мотивов получения образования (престиж, статус, диплом и т.п.), неадекватной профессиональной ориентации (в частности, смещения интереса в сферу обслуживания, посреднической деятельности и т.д.), поляризации доходов родителей.

Национально-культурная идентичность обретается посредством постепенного приобщения человека к миру культуры, причем каждому витку этого процесса соответству-

ют свои формы и содержание культурной деятельности, которые актуализируется учетом особенностей личностного развития и требований общества. Следовательно, процесс инкультурации осуществляется в поле напряжения этих полюсов, его можно представить как противоречивое встречное движение внеличностных культурных смыслов и встречной активности личности. Важнейшим условием эффективности инкультура-ции является включение в коммуникативные пространства человека образцов для подражания, которые задают планку совершенства, помогают обрести личностную гармонию и понять свое предназначение, пробуждают в человеке энергию самосозидания и становятся точкой отсчета в определении смысла его жизни. Значимый образ «другого» становится условием саморазвития личности и реализации ее возможностей, определения жизненного призвания и выбора пути, на котором личность себя создает, объективируясь в поступках, отношениях, творческой деятельности. В связи с этим одной из важных культурно-политических задач (особенно в ситуации полиэтничности территории и наличия значительного числа мигрантов) является создание условий для обеспечения социально-культурной идентичности личности, в том числе и путем реализации потенциала народной культуры.

Национально-культурная идентичность проявляется как общность «картины мира», чувство принадлежности к единому историко-культурному базису. Потребность в принадлежности является одной из базовых в структуре личности. Зрелостьюобладаетта личность, которая характеризуется социокультурной тождественностью, т.е. имеющая «твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя»1. В широкомсмысле понятие «идентификация» трактуется именно как «самоопределение», «самоотождествление» личности с опре-деленнымсоциумом. С детства человеквстраи-вается в систему отношений сдругими людьми, и по мере того, как он занимает в этих отношениях определенную позицию, он становится личностью, обретает свою социальную и пер-сональнуюопределенность в отношениях сдругими. Процессысоциально-культурной и этнической идентификации сопровождаются индивидуализацией социального в человеке, его ав-тономизацией, стремлениемсохранитьуникаль-ноев личности2.

1 Анцыферова Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Э.Г. Эриксона // Принцип развития в психологии. М., 1978. С.213.

2 См.: З. Рябикина. Перспективы национального равноправия на постсоветском пространстве (тенденции личностного самоопределения в этнически сложном регионе) //Круглый стол. - Сайт: www.kennan.yar.ru.

Национально-культурная идентичность проявляется в форме осознаваемой принадлежности человека к некой общности «мы». Эта общность формируется как результат взаимодополняющих и взаимозависимых процессов: с одной стороны, подражания, адаптации, сотрудничества, консолидации, с другой - противопоставления, разобщения, конфликта. Один и тот же элемент -язык, традиция, идея, ценность - служит одновременно и как способ солидарности, сплочения, и как фактор обособления данного сообщества от других, противопоставления им. Противопоставление и оппозиция являются источником энергии для консолидации общности, ее самосознания.

Важнейшей предпосылкой личностной самоидентичности выступает самоопреде-ление3, которое осуществляется в процессе самопознания, выступающего в качестве необходимого условия и предпосылки свободы и сознательного «выбора себя». Самоопределение не сводится к самопознанию или самопониманию, оно подразумевает и управление собой, мотивирование собственной деятельности, саморегуляцию, самоорганизацию. Не случайно познание себя, своего «Я», своих притязаний и возможностей для самоопределения и лучшей реализации своих сил, - важнейшая задача образования и воспитания. На основе прошлого опыта индивид начинает соотносить представления о себе с идеальным «Я», глазами других определяет нормативную стратегию, формирует совесть, которая обеспечивает нравственную стратегию самосовершенствования. Самопонимание помогает обнаружить творческий потенциал личности, выработать личностные смыслы, обеспечить защиту от скрытой манипуляции в ситуации социокультурного кризиса.

Самопонимание рефлексивно предполагает приобретенную сознанием способность сосредоточиться на самом себе и ов-

ладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением, как «способность уже не просто познавать, а познавать самого себя, не просто знать, а знать, что знаешь»4. Психологи, исследующие феномен рефлексии, от-мечают ее большое значение для развития как отдельной личности, так и социальной общности: рефлексия приводит к целостному представлению, зна-нию о содержании, способах и средствах своей деятельности; позволяет критично отнестись к себе и своей деятельности в прошлом, на-стоящем и будущем; делает человека (социальную систему) субъ-ектом своей активности. Рефлексия - это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяс-не-ние того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления5. В понимании рефлексии можно выделить три процесса: обращения назад, самопознания субъектом своего внутреннего мира и осмысления индивидом социальной действительности. Рефлексия является ис-точ-ником новаций и развития. Рефлексия - это не просто осознание того, что есть в человеке, но и переделка самого человека, его индивидуаль-ного сознания, личности, способностей к познанию и деятельности. Рефлексирующий человек обращен к культуре, он способен на преобразующую деятельность, на саморазвитие. Рефлексия -это путь поиска в себе «духовного, сущностного», это путь к самому себе.

В идеологической, мировоззренческой плоскости кризис идентичности вызван, прежде всего, истощением культурных, духовных факторов национальной идентификации. Это связано, прежде всего, с тотальным нигилизмом по отношению к историческому прошлому России, с утратой референтной роли отечественной гуманитар-

3 Кострикова Е.А. Выбор как фактор ценностного самоопределения старшеклассника: Дис. ... канд. пед. наук: 13.0001. Оренбург, 1999. 192с.

4 Шарден П. Т. Феномен человека. М.: Наука, 1987. 240с.

5 Изначально рефлексия (от позднелат. геАехю - обращение назад), (1) размышление, самонаблюдение, самопознание; (2) в философии - форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов. В толковом словаре русского языка читаем также: «Рефлексия - (книжн.) размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ». В психологии рефлексия определяется как «процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний», как фундаментальная способность сознательного существа быть в отношении к собственному сознанию, мышлению, условиям и способам осуществления жизнедеятельности. Рефлексия в социальной психологии выступает в форме осознания действующим субъектом (лицом или общностью) того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями.

6 В этом смысле сегодняшний этап российской истории напоминает эпоху Реформации в странах Западной Европы.

ной культуры (современный молодой человек не хочет «делать себя» по образцу и подобию героев Гоголя, Достоевского, Толстого и т.д.). Сегодня «классические» образы отечественной гуманитарной культуры перестали выполнять свою референтную роль (а как известно, они представляют собой символически персонифицированное воплощение христианских ценностей нестяжательства, страдания и любви)6.

Смена традиционных устоев жизни, открытость современного общества вызвали ряд негативных тенденций и проблем, характерных для молодежи: деформацию ценностных ориентаций за счет вытеснения индивидуализмом коллективных к общественных интересов, размывание исторического сознания и чувства гордости за величие своей Родины7,

О кризисе традиционного для русской культуры типа духовности свидетельствует динамика ценностных ориентаций, в частности, существенно меняется отношение к профессии, труду, к браку, семье, растет разочарование в демократических идеалах и ценностях, усиливается настроение безнадежности, неверия в возможность решения социально-политических вопросов. Значительно девальвирована ценность творческого труда как способа самореализации

личности, формы социального призвания и важнейшего условия процветания общества. Исследование Российского Института искусствознания показали, что за последние годы произошли существенные изменения в системе ценностных ориентаций - на шкале ценностей заметна ориентация значительной части населения на материальное благополучие как главную цель жизни.

В отсутствие общепринятых идеалов, принципов и норм взрослеющий человек не в состоянии обрести собственную идентичность. Ценности индивидуализма, национализма, меркантилизма и гедонизма, которые активно пропагандировались в последние годы взамен коллективизма, интернационализма, атеизма, лишь усугубляют проблему духовно-нравственного, социального и профессионального самоопределения молодых людей. В результате, молодой человек сталкивается с крайней противоречивостью оценок, суждений, норм и требований. Задача самоопределения в таких условиях становится весьма проблематичной. В связи с этим становление идентичности становится важнейшей задачей воспитания, в том числе и путем реализации педагогического потенциала народной культуры.

Г.П. Меньчиков

ЖИЗНЬ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Целью данной статьи является попытка эксплицировать, что есть жизнь как таковая, как феномен бытия. В философии классического, неклассического и современного неоклассического периода категория «жизнь» отсутствует в структуре категорий. Доминируют частнонаучные понимания и определения жизни. Хотя без понимания сущности жизни в целом, как тоже проективной категории наук, невозможно корректно выходить на любую тему о сущности мироздания, жизни человека, общества, культуры. Сегодня это становится понятным. Жизнь становится исходным смысловым понятием в социально-гуманитарных науках.

Приращенияв пониманиисущностижиз-ни. Живутрастения, низшие животные, высшие животные и люди. Интуитивно мы понимаем, что такое живое и неживое. Однако при определении сущности жизни в целом возни-каюттрудности:доминированиекреацианис-тских и частнонаучных подходов, а также наличие данных о реальной жизни пока только на нашей планете. Если говорить о признаках жизни на Земле, то здесь она самозародилась («проснулась», развернулась в свои заметные формы) около 3,8 млрд. лет назад в результате универсальной эволюции природы-добио-логической, затем - биологической эволюции и коэволюции. В их длительном ветвистом процессе жизнь развилась до высшей формы своего существования, до жизни человека.

7 В частности, до 40% подростков с трудом называет основные события Великой Отечественной войны, союзников и противников СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.