Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ПРИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ'

НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ПРИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
90
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ МЕСТНЫЕ ТРАДИЦИИ / ФЕДЕРАЛИЗМ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЗАЩИТА ПРАВ КОРЕННЫХ НАРОДОВ / НАЦИОНАЛЬНОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ядреев Иван Васильевич

В статье анализируется выделяемые в науке муниципального права принципы территориальной организации местного самоуправления, в том числе в связи с новой редакцией Конституции Российской Федерации 2020 года. Отмечается, что национально-этнические традиции населения можно рассмотреть в качестве вида исторических и иных местных традиций, которые подлежат учету при территориальной организации местного самоуправления. Делается вывод, что национальный фактор на уровне местного самоуправления способствует принятию местным сообществом консолидированных решений и обеспечивает устойчивость существования муниципальных образований. Национальные муниципальные образования могут быть фундаментом обеспечения защиты культурной самобытности народов России, гарантией сохранения этнокультурного и языкового многообразия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL-ETHNIC TRADITIONS IN THE TERRITORIAL ORGANIZATION OF LOCAL SELF-GOVERNMENT

The article analyzes the principles of the territorial organization of local self-government highlighted in the science of municipal law, also in connection with the new edition of the Constitution of the Russian Federation of 2020. It is noted, that the national and ethnic traditions of the population can be considered as a type of historical and other local traditions in the territorial organization of local self-government. It is concluded that the national factor at the level of local self-government contributes to the adoption of consolidated decisions by the local community and ensures the sustainability of the existence of municipalities. National municipalities can be the foundation for ensuring the protection of the cultural identity of the ethnic groups of Russia, a guarantee of the preservation of ethno-cultural and linguistic diversity

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ПРИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

Национально- этнические традиции при территориальной организации местного самоуправления

Ядреев Иван Васильевич,

аспирант, кафедра государственного строительства и права Университета Генеральной прокуратуры Российской Федерации; прокурор Хангаласского района Республики Саха (Якутия), старший советник юстиции, E-mail: kutlug@mail.ru

В статье анализируется выделяемые в науке муниципального права принципы территориальной организации местного самоуправления, в том числе в связи с новой редакцией Конституции Российской Федерации 2020 года. Отмечается, что национально-этнические традиции населения можно рассмотреть в качестве вида исторических и иных местных традиций, которые подлежат учету при территориальной организации местного самоуправления. Делается вывод, что национальный фактор на уровне местного самоуправления способствует принятию местным сообществом консолидированных решений и обеспечивает устойчивость существования муниципальных образований. Национальные муниципальные образования могут быть фундаментом обеспечения защиты культурной самобытности народов России, гарантией сохранения этнокультурного и языкового многообразия

Ключевые слова: принципы территориальной организации местного самоуправления, исторические и иные местные традиции, федерализм, национальные отношения, защита прав коренных народов, национальное муниципальное образование

Вопрос определения и формулирования принципов территориальной организации местного самоуправления всегда занимал и занимает существенное место в муниципальном праве.

Так, на основании норм Конституции Российской Федерации А.Н. Максимов выделяет поселенческий, территориальный принципы и принцип учета исторических и иных местных традиций при территориальной организации местного самоуправления [9]. Причем первые два принципа связаны с осуществлением местного самоуправления в городских и сельских поселениях, а также на иных территориях, определенных законом.

К.Ф. Шеремет выделяет следующие принципы: поселенческо-территориальный; учета мнение населения при преобразовании и изменении границ муниципального образования; возможность одно-и двухуровневой организации муниципальных образований; равенство их условий инстутуциализа-ции [21].

В.В. Трубников дополнительно выделяет принцип оптимального определения территории поселений; принцип соотношения муниципально-территориального и административно-территориального устройства регионов России; принцип определения регионами границ и статуса муниципальных образований; принцип интересов учета населения, в том числе в сфере экономики, культуры и обеспечения социальных прав [17].

Также Н.В. Винник считает обязательным учет необходимости повышения обеспечения финансовой самостоятельности муниципальных образований [5]. Однако О.Л. Савранская считает, что рассмотрение только экономических факторов при формировании территории местного самоуправления может нарушить право жителей небольших поселений на местного самоуправление [15]. Г.Г. Ша-фиров перечисляет географические, демографические, этнические, экономические другие факторы, лежащие в основе формирования территорий муниципальных образований [20].

Таким образом, в науке выделяется множество различных принципов территориальной организации муниципальных образований, основной целью которых является обеспечения длительного устойчивого существования муниципальных образований в целях решения населением местных вопросов.

Вместе с тем, новая редакция статьи 131 Конституции Российской Федерации [22], исключила упоминание о поселениях, как о первичных территориях осуществления местное самоуправление, тем самым основным конституционным принци-

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

пом территориальной организации местного самоуправления в настоящее время является принцип учета исторических и иных местных традиций.

В юридической науке единого определения категории «исторические и иные местные традиции» не сформировалось.

Так, Р.М. Усманова связывают эту категорию с необходимостью приближения местной власти к населению, сохранения его культурных традиций и обеспечения стабильного существования местного самоуправления [18].

А.С. Милосердов считает местные традиции особенностями исторической традиции местного самоуправления на конкретной обособленной территории, которые отличается от других какой-то своей существенной характеристикой [10].

Исходя из этого можно определить, что историческими и иными местными являются такие традиции совместного проживания людей, которые сформировались за определенный период времени на конкретной территории и отражают общее желание населения по совместному решению местных вопросов.

Исторические и иные местные традиции могут быть национальными, так как они являются историческими, то есть сформированными в течение продолжительного времени и местными, характерными для этой конкретной местности проживания конкретной этнической общности.

Тот же А.С. Милосердов подчеркивает, что местные традиции, определяемые особенностями менталитета часто имеют национальную окраску [10]. Т.З. Мисроков же прямо указывает, что влияние национально-этнических факторов на изменение территориальной организации местного самоуправления осуществляется через категорию учета исторических традиций [11].

Он же подчеркивает, что желание превратить муниципальное образование в самоуправляемую национальную территорию очень характерно для этнических меньшинств [11]. Это объясняется неразрывной связью, существующей между этническими общностями и их определенной территорией проживания.

А.Н. Кокотов определяет этнос как «первичную социальную группу, представляющую собой основную социальную нишу индивидов и отличающуюся сравнительно высоким уровнем внутригруппо-вого доверия» [8]. Также под этносом понимается «исторически сложившаяся группа людей, обладающая общим самосознанием, самоназванием (антонимом), общностью происхождения и культуры (чаще всего языка)» [12], а также «совокупность людей, самоидентифицирующих себя с данной общностью, осознающих себя ее частью, принимающих народную культуру» [6]. Л.Н. Гумилев отмечает особую связь этносов с территорией, на ко-= торой они сформировались [7]. Роль территории е в вопросе существования этноса также отмечали Я Х.М. Росалес [14], А.С. Панарин [13] и другие. ° Исходя из определения этноса как общности, ав имеющей в первую очередь единый стереотип по-

ведения, необходимо признать, что местное сообщество, проще и лучше всего организуется населением, имеющим единое этническое происхождение, так как они имеют навыки совместного проживания, во много имеют общность интересов, общее мировоззрение и язык. Более того, это отвечает государственным интересам, в части большего вовлечения населения в решение вопросов местного значения.

А.Н. Чертков отмечает, что специфические запросы населения, связанные с развитием самобытной культуры и родного языка, сохранения традиционного образа жизни и промыслов возможно удовлетворять путем создания этническим сообществом на определенной территории органа местного самоуправления [18].

Л.В. Андриченко также высказывает мнение о возможности создании территориального самоуправления этнических меньшинств относительно коренных малочисленных народов. Она указывает, что такое территориальное самоуправление может рассматриваться как дополнительная гарантия защиты интересов коренных малочисленных народов [1].

При этом И.С. Астахова отмечает, что система национальных муниципальных образований не только предоставит этническим сообществам, возможность самостоятельно решать местные вопросы, но и через институты самоуправления вести диалог с властью [3].

А.А. Акмалова пишет, что муниципальный уровень, это оптимальный уровень, на котором интересы этносов приобретают не только коллективный, но и территориальный характер. Предоставление права народам на местное самоуправление - это механизм разрешения национальных конфликтов [2].

Аналогично А.В. Бредихин обоснованно отмечает, что национальные районы выступают институтом борьбы с проявлениями этносепаратизма, носят функцию смягчения межэтнического напряжения в многонациональных регионах России, дают возможность малым народам на самоуправление и сохранение традиций, гарантии самобытного социально-экономического и культурного проживания [4].

Также нельзя не согласиться с мнением В.В. Трубниковой о том, что стремление местных сообществ сохранить свою самобытность нельзя сравнивать с сепаратизмом [17]. Самоуправленческие притязания муниципальных образований не могут представлять угрозы государственности, напротив, они ее фундамент [16].

Таким образом, национально-этические традиции можно рассмотреть как вид исторических и иных местных традиций при территориальной организации местного самоуправления. Эти национально-этнические традиции могут быть учтены путем создания национальных муниципальных образований, то есть при обеспечении определенного совпадения этнических границ расселения

коренных народов России и границ муниципальных образований в субъектах Федерации.

Перенос национального вопроса на местный уровень позволит снять его остроту на уровне регионов и страны в целом. Общее стремление всех народов России выражается в сохранении этнической идентичности, языка и культуры, которые лучше всего охраняются на местном уровне, наиболее близком к населению уровню власти. Национальный фактор не мешает решению вопросов местного значения, а способствует принятию консолидированных решений на местном уровне.

Национальная самобытность российских народов нуждается в защите, в том числе в связи с принятием в 2020 году поправок в статьи 68 и 69 Конституции Российской Федерации. Местное самоуправление как вид публичной власти, наиболее приближенный к населению, может путем особой своей территориальной организации создать фундамент для сохранности ее народов и их языков. Национальные муниципальные образования могут стать вариантом такой территориальной организации.

Литература

1. Андриченко Л.В. Регулирование и защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации. - М.: ОАО Издательский дом Городец,

2005. - С. 287.

2. Акмалова А.А. Особенности правового регулирования и организации местного самоуправления в Российской Федерации: Теоретико-методологический аспект: Дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2003. - С. 340.

3. Астахова И.С. Самоуправление юкагиров Якутии: история становления и современность // Современные проблемы науки и образования.

2013. № 6 // Электронный ресурс: http://www. science-educaton.m/113-10937 (дата обращения 19.02.2023).

4. Бредихин А.В. Национальные районы в системе федеративных отношений // Государствен-нная власть и местное самоуправление. -

2006. - № 10. - С. 32-35.

5. Винник Н.В. Проблемы территориальной организации местного самоуправления в России // Административное и муниципальное право. -

2014. - № 11. - С. 1206-1210.

6. Городинец Ф.М., Самарин Н.Ю., Спицна-дель В.Б. и др. Народ и право. - Санкт-Петербург, 2001. - С. 165.

7. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. -Москва. 2007. - С. 219.

8. Кокотов А.Н. Русская нация и российская государственность. - Екатеринбург: изд. - во уР-ГЮА, 1994. - С. 11.

9. Максимов А.Н. Территориальная организация местного самоуправления в России: проблемы совершенствования правового регулирования: Дис. .канд. юрид. наук. - М., 2010. - С. 65.

10. Милосердов А.С. Учет исторических и иных местных традиций, как принцип в системе организации местного самоуправления: дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2016. - С. 14, С. 87.

11. Мисроков Т.З. Конституционно-правовые основы становления и развития местного самоуправления в субъектах Российской Федерации: на примере Кабардино-Балкарской Республики: дис. .канд. юрид. наук. - Москва, 2013. - С. 44.

12. Новый энциклопедический словарь. - Москва. 2002. - С. 1410.

13. Панарин А.С. Искушение глобализмом. - Москва, 2003. - С. 136-137.

14. Росалес Х.М. Воспитание гражданской идентичности: об отношениях между национализмом и патриотизмом // Политические исследования. - 1999. - № 6. - С. 100.

15. Савранская О.Л. Правовые основы местного самоуправления // Социс. - 1997. - № 1. -С. 35.

16. Тимофеев Н.С. Территориальный пределы местного самоуправления в Российской Федерации. - Москва, 2007. - С. 72.

17. Трубников В.В. Совершенствование территориальной организации местного самоуправления как способ повышения его эффективности: муниципально-правовое исследование: дис. .канд. юрид. наук. - Тюмень, 2012. -С. 34, С. 37.

18. Усманова Р.М. Значение учета исторических и иных местных традиций для муниципально-правового регулирования // Государственная власть и местное самоуправление. - 2014. -№ 3. - С. 46-50.

19. Чертков А.Н. Правовое регулирование территориального устройства России: концепция и прогноз: дис. ...докт. юрид. наук. - Москва, 2012.- С. 73.

20. Шафиров Г.Г. Территориальные основы местного самоуправления в РФ // Государственной и муниципальное управление. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. - 2004. - С. 139.

21.Шеремет К.Ф. Становление правовой базы местного самоуправления в Российской Федерации // Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования: учебное пособие / под ред. К.Ф. Шеремета, И.И. Овчинникова. - Москва, 1998. - С. 41.

22. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с поправками, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Электронный ресурс: http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020 (дата обращения: 19.02.2023).

NATIONAL-ETHNIC TRADITIONS IN THE TERRITORIAL

ORGANIZATION OF LOCAL SELF-GOVERNMENT

Yadreev I.V.

University of the General Prosecutor's Office of the Russian Federation

C3

о

CO £

m Р CT

CT1 А

IE

The article analyzes the principles of the territorial organization of local self-government highlighted in the science of municipal law, also in connection with the new edition of the Constitution of the Russian Federation of 2020. It is noted, that the national and ethnic traditions of the population can be considered as a type of historical and other local traditions in the territorial organization of local self-government. It is concluded that the national factor at the level of local self-government contributes to the adoption of consolidated decisions by the local community and ensures the sustainability of the existence of municipalities. National municipalities can be the foundation for ensuring the protection of the cultural identity of the ethnic groups of Russia, a guarantee of the preservation of ethno-cultural and linguistic diversity

Keywords: principles of the territorial organization of local self-government, historical and other local traditions, federalism, national relations, protection of the rights of indigenous peoples, national municipality

References

1. Andrichenko L.V. Regulation and protection of the rights of national minorities and indigenous minorities in the Russian Federation. - Moscow: Publishing House Gorodets, 2005. - p. 287.

2. Akmalova A.A. Features of legal regulation and organization of local self-government in the Russian Federation: Theoretical and methodological aspect: dissertation of Dr. of Law. - M., 2003. - p. 340.

3. Astakhova I.S. Self-government of the Yukaghirs of Yakutia: the history of formation and modernity // Modern problems of science and education. 2013. No. 6 // Electronic resource: http:// www.science-educatron.m/113-10937 (accessed 19.02.2023).

4. Bredikhin A.V. National districts in the system of federal relations // State power and local self-government. - 2006. -No. 10. - pp. 32-35.

5. Vinnik N.V. Problems of territorial organization of local self-government in Russia // Administrative and municipal law. - 2014. -No. 11. - pp. 1206-1210.

6. Gorodinets F.M., Samarin N. Yu., Spitsnadel V.B., etc. The people and the law. - St. Petersburg, 2001. - p. 165.

7. Gumilev L.N. Ethnogenesis and the biosphere of the earth. -Moscow. 2007. - p. 219.

8. Kokotov A.N. The Russian nation and Russian statehood. -Yekaterinburg: Publishing house of the USLA, 1994. - p. 11.

9. Maksimov A. N. Territorial organization of local self-government in Russia: problems of improving legal regulation: Dis. ...cand. jurid. Sciences. - M., 2010. - p. 65.

10. Miloserdov A.S. Taking into account historical and other local traditions as a principle in the system of organization of local self-government: dissertation of Dr. of Law. - Moscow, 2016. -p. 14, p. 87.

11. Misrokov T.Z. Constitutional and legal foundations of the formation and development of local self-government in the subjects of the Russian Federation: on the example of the Kabardino-Balkarian Republic: dissertation of Dr. of Law. - Moscow, 2013. - p. 44/

12. New encyclopedic dictionary. - Moscow. 2002. - p. 1410.

13. Panarin A.S. The temptation of globalism. - Moscow, 2003. -pp. 136-137.

14. Rosales H.M. Education of civic identity: on the relationship between nationalism and patriotism // Political studies. - 1999. -No. 6. - p. 100.

15. Savranskaya O.L. Legal foundations of local self-government // Socis. - 1997. - No. 1. - P. 35.

16. Timofeev N.S. Territorial limits of local self-government in the Russian Federation. - Moscow, 2007. - p. 72.

17. Trubnikov V.V. Improving the territorial organization of local self-government as a way to increase its effectiveness: municipal legal research: dissertation of Dr. of Law. - Tyumen, 2012. -p. 34, p. 37.

18. Usmanova R.M. The importance of taking into account historical and other local traditions for municipal legal regulation // State power and local self-government. - 2014. - No. 3. - pp. 46-50.

19. Chertkov A.N. Legal regulation of the territorial structure of Russia: concept and forecast: dissertation of Dr. of Law. - Moscow, 2012. - p. 73.

20. Shafirov G.G. Territorial foundations of local self-government in the Russian Federation // State and municipal administration. Actual problems of state and municipal management. - 2004. -p. 139.

21. Sheremet K.F. Formation of the legal base of local self-government in the Russian Federation // Local self-government: modern Russian experience of legislative regulation: textbook / edited by K.F. Sheremet, I.I. Ovchinnikov. - Moscow, 1998. - p. 41.

22. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the All-Russian vote on 01.07.2020) // Electronic resource: http://www. pravo.gov.ru, 04.07.2020 (accessed: 19.02.2023).

Q.

e

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.