Вестник Института экономики Российской академии наук
2/2012
О. РОГОВА
доктор экономических наук главный научный сотрудник Института экономики РАН
НАЦИОНАЛЬНАЯ ВАЛЮТА РОССИИ:
ИСТОКИ ПОДАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВА
Исследуется экономическая природа потенциала национальной валюты. Рассматривается процесс формирования концепции функционирования российской валюты в период 1990-2000-х гг. Представлен системный подход к формированию широкого диапазона направлений и мер повышения потенциала отечественной национальной валюты в социально-экономическом развитии страны.
Ключевые слова: деньги, валюта, бюджетная политика, денежно-кредитная политика, институт национальной валюты.
История вопроса
В эволюции мировых денег одним из главных событий стал отказ от золотодевизного стандарта (США, 1971 г.), который породил качественно новый институт - национальную валюту. В отличие от денег с обеспечением золотом (общемировым эквивалентом) потенциал ее определяется корневой, социально-экономической институциональной средой. Применительно к национальной экономике деньги в качестве национальной валюты не меняют сущностную основу: они выполняют собственно функции с разной степенью полноты их реализации в зависимости от развитости финансовой, социально-экономической среды и денежных отношений.
Национальная валюта по своей функциональной природе - это особый институт сферы экономических и социальных отношений; содержит указание на непосредственную связь с институтом государства в лице Центрального банка страны (в рамках его ответственности, долговых обязательств, его эмиссионной функции). Именно с того момента, когда государство принимает на себя функцию эмиссии денег, законными актами закрепляет их функционирование, возникает институт национальной валюты. Во взаимосвязи с остальными институтами рынка и субъектами экономических отношений в сфере юрисдикции данного государства и, вне его, функционирование национальной валюты изменяется, наследуя
сущностные функции денег и приобретая новые черты (например, электронную форму денег).
Принципиальным является понимание того, что становление института национальной валюты в его эволюции - это адаптация к меняющейся макро- и микроэкономической среде. При этом неформальные изменения не всегда находят закрепление в формальных институтах до наступления соответствующих условий. Очевидна необходимость трансформации форм и инструментов функционирования национальной валюты в такие, которые бы более соответствовали сложившейся среде. В реальности действующие правила и нормы, т.е. принятый режим функционирования в данном случае национальной денежно-кредитной системы, создают определенность этой трансформации.
Несмотря на то, что национальный статус деньгам придается государством объявлением национальной валюты законным платежным средством, в реальности на первую позицию оценки надежности национальной валюты выходит доверие к экономике страны-эмитента валюты и соответственно готовность формировать спрос на эту валюту, чтобы осуществлять экономические операции с ее участием. Без такого доверия общества национальная валюта снижает функциональный потенциал, что определяет настоятельность ее поддержки - повышения эффективности регулятивных функций государства.
Повышение потенциала национальной валюты в поступательном социально-экономическом развитии страны однозначно упрочению ее (валюты) в мировом экономическом пространстве. Имеется в виду, что функциональный потенциал - развитость института национальной валюты (функций и форм денег) - доминанта экономики страны-эмитента, влияния ее на мировом рынке. Соответственно различия потенциала валют в развитии экономики: доллара - в США, евро - в ЕС и национальных валют - в других странах, взаимообусловлены с различиями уровней развитости стран в мировой экономике.
Рассматривая институт национальной валюты в его эволюционном развитии, в контексте поставленной проблемы, важно подчеркнуть свойства, характерные для денег как базовой категории1:
- неоднородность национальной валюты по ряду характерных для денег свойств и признаков (функциям, формам, срокам обращения, группам владельцев и др.);
- целостность процесса функционирования национальной валюты, проявляемая в единстве макро- и микроуровней: домашних хозяйствах и различных секторах рынка. При этом рассмотрение национальной валюты через призму единичного, «генетического», уровня - завершенной денежной операции - обозначает оценку
1 Харрис Л. Денежная теория. М.: Прогресс, 1990.
этого процесса с учетом многообразия условий и факторов развития воспроизводственной системы - структурно-отраслевых особенностей, характерных для каждой страны.
Системно значимый характер национальной валюты - ее состояние в рамках финансовой, денежно-кредитной системы страны, отражает приоритетное влияние ускорения финансовой глобализации, либерализации экономических отношений. Это требует признания того, что состояние национальной валюты, ее институционально-правовое обеспечение составляет опору воспроизводственного механизма национальной экономики, отражает степень ее развитости. При этом денежные интересы экономических агентов и их обеспечение в рамках действия формальных и неформальных институциональных отношений оказывают решающее влияние на степень либерального режима и функциональный потенциал национальной валюты в развитии экономики страны.
В мировой практике преобладает оценка института национальной валюты в рамках развития присущих деньгам функций: средства обращения, платежа, сбережений, учетной единицы и мировых денег, а относительно мягких валют - функции обмена на твердые, резервные валюты.
Доминирующая позиция денег в мировой экономике - власть денег в мировом перераспределении благ, ее трансформация в зависимости от степени развитости экономики страны-эмитента валюты и степени ее международного влияния. В контексте ускорения финансовой глобализации влияние доминирующей в мировом валютном пространстве национальной валюты (валют), и соответственно соподчиненность других валют, т.е. их выстраивание относительно так называемых твердых валют, являет собой момент эволюции денег и национальной валюты как реального их воплощения.
Действительно, преобладание валют одной или нескольких стран на мировом рынке исходно определяет усиление финансовой зависимости экономик других стран, в том числе и России. Сопряженность эволюции национальной валюты, институциональной ее опоры, с глобальными процессами отражается в кризисной ситуации мировой экономики, в состоянии валют: переменном успехе - главенстве валюты США или стран Евросоюза.
С учетом особого внимания к денежной проблематике в мировой и современной российской литературе рассмотрим функциональный потенциал российского рубля.
Потенциал национальной валюты
Реформаторский ажиотаж в денежной сфере в РФ начала 1990-х гг. был сведен к запуску механизма дискредитации института национальной
валюты, регулятивной способности денежной власти на долгосрочную перспективу2. Шоковое изъятие денежной массы и капитала из активного оборота национальной экономики предопределило перспективу недоверия к власти как гаранту национальной валюты в ее многофункциональном проявлении. Либерализация цен и денежная реформа ускорили реализацию режима произвольного присвоения собственности и национального капитала. Эти как бы трансформационные изменения в нарушение элементарных норм денежной реформы, по сути, означали подавление на долгие годы активных свойств национальных денег, денежно-кредитной системы в целом. Неготовность экономической среды и организации проведения реформы, ее шоковый характер - все это противоречило элементарным требованиям осуществления реорганизации в любой сфере. Тем более в денежной сфере, потенциал которой предопределяется доверием к национальным деньгам и государству как гаранту их устойчивости. На этом фоне предопределенность перспективы ослабления институциональной основы национальной валюты, функциональной ее способности к системному преобразованию социально-экономического строя, адаптации к глобализации мировой экономики стала очевидной.
В сложившейся с начала 1990-х гг. ситуации государство в лице денежной власти, облеченное Конституцией РФ правом эмиссии национальной валюты, потеряло способность использовать самое мощное средство активизации развития экономики. За пределами денежной политики остались истоки подавления активных функций российского рубля - предопределенность денежных потоков нефтегазовыми отраслями (с относительно минимальной занятостью населения), что однозначно потере способности регулирования процессов формирования и обеспечения спроса на деньги во всей их сложности. При этом неспособность предшествующего режима обеспечить сбалансированность спроса и предложения населения трансформировалась в способность сместить денежные излишки от массового к узкому слою граждан, обесценить доходы и накопления.
Обобщая влияние шоковых реформ 1990-х гг. на состояние национальной финансовой и денежной системы, надо признать, что введение инвалютных финансовых и денежных потоков в денежный оборот страны в сочетании с шоковой либерализацией цен - это не что иное, как отказ государства противодействовать распространению произвола в финансовой и денежной сферах. В результате подавление «энергетики» национальной финансовой и денежно-кредитной систем отразилось не только на социально-экономическом состоянии страны 1990-х гг., но и последующих десятилетий.
2 Рогова О.Л. События в денежной сфере начала 90-х годов - истоки подавления активных свойств денег и кредита на долгосрочную перспективу // Сб. Денежная реформа 1992-1993 гг. и проблемы регулирования инфляции в России. М.: ИЭ РАН, 2003.
В эволюции института национальной валюты Российской Федерации ряд моментов можно отнести к наиболее существенным:
1. Закрепление государственной монополии на эмиссию российской валюты в конституционном порядке: «Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются»3. Также: «Эмиссия национальной валюты находится в ведении Российской Федерации наряду с установлением правовых основ единого рынка, финансовым, валютным, кредитным, таможенным регулированием, основами ценовой политики и другими направлениями»4. При этом имеется в виду «совместное существование денег центральных банков и коммерческих банков: множество эмитентов, одна валюта»5.
2. Формирование концепции функционирования российской валюты - базовых начал национальной денежно-кредитной системы и политики - является определяющим моментом продуктивности реформационных начинаний. При этом важным является признание и понимание реальности преодоления сущностных различий между развитыми и развивающимися странами, в том числе Россией, относительно возможности использования эмиссионного потенциала страны в повышении платежеспособности населения и развития рынка.
Реформирование экономики в контексте стратегии выведения российской экономики на уровень развитых стран исходно зависит от уровня развитости национальной валюты, ее адаптации к возрастающим требованиям соответствия мировым стандартам и инновационного развития по всему комплексу институтов развитой экономики. Имеется в виду, что эволюционная природа денег, национальной валюты как их конкретного проявления, исходно отторгает «насильственную» трансформацию (либерализацию) денежных отношений, произвол государства в сфере денежно-кредитной политики.
Заметим, что укрепление рублевой валюты с институциональных позиций основывается на рассмотрении ее в качестве опорной составляющей национальной денежно-кредитной системы, в рамках определенных границ и организационной целостности процесса функционирования национальной валюты России - взаимообусловленности процесса укрепления национальной валюты с воспроизводственной структурой российской экономики в ее изменениях. Здесь нельзя не согласиться с оценкой О. Сухарева и А. Нешитого : «Финансовая политика строится так, что у нее имеется единственный приоритет - снижение инфляции, в то время как планирование развития целевых направлений в реальном
3 Ст. 75 Конституции Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2007.
4 Там же. Ст. 71. С. 29.
5 ПРС Международный опыт. Вып. 24. 2011. ЦБ РФ. С. 6.
секторе становится целью подчиненной... Именно поэтому монетарные антиинфляционные меры мало результативны, в то время как результативной оказывается лишь деградация промышленных секторов, что увеличивает инфляционный характер экономики в целом»6.
3. Присущее деньгам, в их функциональной сопряженности, свойство стабильности и доверия к их эмитенту является базовой составляющей воспроизводственной функции национальной денежно-кредитной системы. Нарушение этого принципа адекватно торможению развития и перспективе отставания развития российской экономики от развитых стран.
4. Ограничение функционирования российской валюты рамками внутреннего рынка в качестве мягкой валюты - в функции обмена на твердые, резервные валюты - исходно блокирует перспективу социально-экономического развития страны. Имеется в виду, что сила мировой валюты (доллара, евро) на фоне экспортно-сырьевой, внешней зависимости российской экономики и внутреннего рынка проявилась в ее воздействии на ограничение выбора стратегии социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу. В большей степени - это предопределенность, практически не возможность в действующей системе функционирования экономики противодействовать росту экспорта нефти и газа, ограничению внутреннего потребления нефтегазового продукта в сочетании с неуклонным повышением внутренних цен до мировых, неотвратимостью обесценения национальной валюты (инфляции).
Резкий перевод валютно-финансовых отношений в русло либерализации вне четких институциональных рамок оказывает решающее воздействие на потерю конкурентной способности национальной валюты относительно резервных валют не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Внутриэкономическая деятельность попала в труднопреодолимую зависимость от возможности привлечения конкурентоспособной на мировом рынке валюты - долгосрочного заимствования на внешнем рынке. По мере распространения мировой валюты на внутреннем рынке пространство функционирования российского рубля резко сужается. В этой ситуации экономическая активность предопределяет настоятельность спроса на мировую валюту, усиливая валютную зависимость внутреннего рынка, денежно-кредитной и бюджетной политики. В реальности же неуклонное усиление экспортной сырьевой зависимости экономических, финансовых, и в целом денежных отношений страны (депрессивное состояние платежного баланса) неизбежно парализует функцию национальной валюты в качестве мировых денег.
6 Сухарев О., Нешитой А.М. Экономист. 2011. №10. С. 9
Перспектива повышения потенциала
национальной валюты
Системный характер национальной валюты определяет широкий диапазон направлений и мер повышения ее потенциала в социальноэкономическом развитии страны.
1. Преодоление в реформировании финансовой, денежно-кредитной системы сложившегося режима:
а) вседозволенности государственной власти в осуществлении «рефор-мационных» изменений;
б) подчиненности установкам макроэкономической монетарной политики и независимости от нарастающей структурно-отраслевой раз-балансированности хозяйства;
в) интеграции в мировое сообщество при нарастании дефицита способов и средств выведения экономики на мировой уровень развития.
При этом курс либерализации валютных отношений зачастую обосновывается формированием потенциала роста экономики. За кадром остаются проблемы формирования соответствующих социально-экономических условий. Отсюда противопоставление : с одной стороны интересов, реализуемых в рамках государственной политики, с другой - развития субъектов реальной экономики. Отсюда периодические всплески инфляции, банковские и другие кризисы, порождающие новый виток нестабильности и реформирования финансовой и денежно-кредитной сферы.
В действительности падение потенциала российской валюты однозначно деформации экономики страны - доминированию нефтегазовых денежных потоков экспорта (до 80%), преобладанию отраслей с 10-15% занятостью, постоянному притоку иностранной валюты на внутренний рынок, росту импорта продовольственных и непродовольственных товаров, высоких технологий и относительно нового оборудования. Смещение структуры денежного оборота страны к потокам в иностранной валюте сопряжено с нарастанием диспропорций в системе распределения и перераспределения национального дохода, с блокированием роста занятости и развития обрабатывающей промышленности.
2. Усиление внимания к проблемам национальной валюты в повышении уровня социально-экономического развития страны, поскольку сегодня государственная финансовая, денежно-кредитная политика и долгосрочная стратегия довольствуются депрессивным состоянием института российской валюты - бюджетной, денежно-кредитной систем и экономики в целом, адаптируется к заданным стандартам экспортносырьевой экономикой и установкам макроэкономической политики.
В условиях мультивалютной кредитно-денежной и финансовой системы государство фактически утрачивает монополию на денежную эмиссию, что однозначно потере способности регулирования устойчивости
финансовой и денежно-кредитной системы, как фундаментального условия поступательного социально-экономического развития страны.
Очевидно, что с потерей функции управления денежными потоками на внутреннем рынке, финансовая и денежная власти, по существу, становятся регулятором обесценения российского рубля7. Очевидно, что политика сдерживания кредитной эмиссии денег ограничением деловой активности и рынка предложения отечественной продукции, ценовым произволом нефтегазовых компаний и другими обстоятельствами не противостоит росту инфляции в России.
Проблема здесь не столько в ограничении кредитной способности национальной валюты, сколько в возведении проводимой политики в статус антиинфляционной бюджетной политики, т.е политики сужения бюджетного финансирования социально-экономического развития страны относительно доходов - «профицита». В этой ситуации взаимозависимость спроса на национальную и иностранную валюту на внутреннем рынке практически дезориентирует денежные власти относительно регулирования состояния денежного рынка, уровня инфляции, принятого Банком России как ориентира проводимой им политики.
Так, в условиях ограничения эмиссии национальной валюты запредельно (7-10 и более) высокими ставками рефинансирования ЦБ РФ по снижению стоимости кредитных ресурсов для нефинансовых организаций и физических лиц фактически носит характер (в отличие от позиции ЦБ РФ) поддержки, а не снижения инфляции (роста цен). Например, снижение средневзвешенной процентной ставки по рублевым кредитам нефинансовым организациям на срок до одного года - до 7,9% годовых (на 2,5%), свыше одного года - на 1% - до 10,5% годовых, физическим лицам на срок до одного года - с 26,8 до 22,7% годовых, на срок свыше одного года - с 18,0 до 17,3% годовых. В такой ситуации политика управления процентными ставками становится ключевой в системе регулирования инфляции на заданном уровне, к примеру, не ниже 7-5%.
Несмотря на неуклонность прогнозов к устойчивому притоку иностранных инвестиций, тенденция оттока частного капитала за границу устойчиво превалирует. В то же время выбор целей и инструментов денежно-кредитной политики, по всему спектру направлений, однозначно соподчинен «заданным» сценариям макроэкономического развития, без оценки должного, активного их влияния на социально-экономическое развитие страны. В то же время курсовая политика Банка России, согласно основным ее направлениям на перспективу, ориентирована на ситуацию на внешнем рынке, на сокращение прямого вмешательства в процесс образования валютного курса, необходимость
7 Силуанов А.Г. Деньги и регулирование денежного обращения. М.: Финансы и статистика, 2002.
адаптации участников рынка к колебаниям валютного курса, вызываемым внешними шоками. Влияние валютного курса на состояние внутреннего рынка и отечественного производителя, например, инициирование укрепления рубля, роста импорта, а также цен (инфляции) на энергоресурсы на внутреннем рынке, остается за пределами денежной политики Банка России и ответственности государства.
Так, в I полугодии 2011 г. экспорт товаров вырос в 1,3 раза и достиг 249,5 млрд долл., импорт товаров составил 147,8 млрд долл., что на 42% больше, чем в январе-июне 2010 г., и на 9% - в I полугодии 2008 г.
3. Доверие к российской банковской системе - эта с начала 1990-х гг. архиважная проблема остается за пределами ответственности финансово-денежной и государственной власти в целом:
а) действующая система согласования спроса на деньги и предложения денег четко соотносится с необходимостью обеспечения сопряженности подходов к оценке денежной массы со стороны макро-пропорций - макроэкономического уровня и микроуровня. При этом принимается во внимание, что целостность процесса формирования рублевой массы и динамика совокупной ее величины проявляются на макроуровне и определяются единым источником ее образования, а именно кредитной эмиссией ЦБ РФ. В то же время структурная неоднородность денежной массы по ряду существенных социально-экономических признаков находит свое отражение непосредственно в формировании спроса экономики на деньги, и рублевую массу как составную его часть;
б) фактически банковская система России в сложившихся условиях неспособна противостоять внешним шокам, тем более активизировать собственный потенциал на социально-экономическое развитие страны. Повышенная зависимость банковской системы от внешнеэкономической конъюнктуры (роста положительного сальдо платежного баланса по счету текущих операций) отражается в динамике подавления рублевой валюты иностранной на внутреннем рынке. Так, в I полугодии 2011 г. чистые иностранные активы банковской системы8 в долларовом выражении увеличились на 12,6% при их росте в рублевом выражении на 3,8%9. При этом чистые иностранные активы на 01.01.2011 г. в национальной валюте составляли 194,5 млрд руб., в иностранной - 15 174,0 млрд долл.10;
в) представление активов в «Балансе Банка России» в качестве средств размещенных у нерезидентов (иностранной валюты), и средств в рублях
8 Сальдо активных и пассивных операций органов денежно-кредитного регулирования и кредитных организаций с нерезидентами в иностранной валюте, в валюте Российской Федерации и драгоценных металлов // Бюллетень банковской статистики. 2011, №1 (212). С. 235.
9 Вестник банка России. 2011, №51 (1294). С. 5.
10 Бюллетень банковской статистики. 2011, №2 (213). С. 54.
нарушает целостность системы денежного обращения страны, возможность ее регулирования. Внутренне противоречивая структура актива и пассива баланса ЦБ РФ, а именно наличие требований и обязательств с неравно конкурентными свойствами составляющих, ограничивает регулятивную способность денежной власти и формирует ее зависимость от состояния платежного баланса - притока и оттока иностранной валюты (капитала);
г) рублевый рынок в стране неуклонно сужается под воздействием:
- роста оборотов нерезидентов в банковском секторе: доля нерезидентов в совокупном зарегистрированном уставном капитале банковской системы составляла на 01.01.2007 г. 15,9%, в 2011 г. увеличилась до 28,1%11;
- заполнения рынка импортом, и соответственно валютным оборотом.
Очевидно, что ограничение государственной власти в выборе финансовой и денежно-кредитной стратегии (особенно на стадии ее реализации) социально экономического развития страны однозначно потере способности регулятора активизировать потенциал национальной валюты - финансовой и денежно кредитной систем в целом в развитии экономики страны. Не менее очевидно, что неспособность власти сформировать институциональную основу финансовой и денежно кредитной системы воспроизводственного механизма экономики страны с опорой на модернизацию, структурно отраслевую сбалансированность проявляется:
- в изъятии из реального сектора и оборота российских банков значимой части доходов в форме налоговых и других платежей в части формирования средств резервных фондов на счетах правительства в ЦБ РФ, размещаемых в ценных бумагах развитых стран;
- в снижении потенциала сбережений экономических агентов (длинных ресурсов банков);
- в непреодолимости доминирования в доходах бюджета налоговых поступлений от нефтегазового сектора (в отличие от развитых стран - поступлений от населения в зависимости от уровня доходов - контроля населения как налогоплательщиков);
- в нарастании профицита платежного баланса страны, предопределенности гипертрофии валютной составляющей в денежном обороте страны - в совокупности национальной и иностранной валюты. При этом выбор курса политики профицита федерального бюджета включает: смещение государственного заимствования к высоко-рискованному корпоративному; связанность эмиссионной политики Банка России преимущественно с потребностями
11 Вестник Банка России. 2011, №30.
и спросом валютного рынка; ограничение финансирования как социальных, так и экономических расходов.
Нельзя не признать абсурдной ситуацию, когда отсутствие необходимой институциональной, правовой основы, приводит к безответственности действующих структур в сфере бюджетного финансирования (от утверждения объемов финансирования по каждому бюджетополучателю до их реализации согласно заявленному проекту) становится преградой использованию кредитного потенциала эмиссии национальной валюты в обеспечении высокой настоятельности бюджетного финансирования социально-экономических расходов.
Перспектива повышения потенциала бюджетной и денежно-кредитной политики в качестве ключевой составляющей обусловлена необходимостью решения проблемы инфляционного эффекта эмиссии национальной валюты, в реальности порожденной неразвитостью институтов и диверсификации рыночной экономики России.
Здесь следует принимать во внимание:
во-первых, сужение диапазона спроса на национальную валюту. Прежде всего, со стороны государственного бюджета - отказ от эмиссии ЦБ РФ в покрытие расходов на приобретение облигаций государственного займа (ОГЗ). В сложившейся ситуации контрпродуктивного насыщения спроса на национальную валюту эмиссионная функция ЦБ РФ исходно не имела и не имеет в перспективе среды их «эффективного поглощения»;
во-вторых, «мутацию» национальной денежной системы, приобретение национальной валютой новых свойств - функционирования денег в режиме хронического их дефицита на фоне развивающегося системного денежного кризиса; возникновения феномена «цены денег», в том числе повышенной цены наличных денег относительно безналичных, в сфере платежно-расчетных отношений и др.;
в-третьих, неуклонное смещение сбережений граждан и денежных накоплений предприятий и организаций к формированию их в иностранной валюте. В действительности сбережения населения в наличной инвалюте отвлекают из сферы денежного обращения ежегодно в среднем не менее 15-20% денежных доходов, что хотя и не декларируется, но в реальности позволяет сдерживать темпы роста денежной массы в обороте и давление спроса на цены (в отсутствие инструментов и способов активизации национального производства). В этой связи валютизация сбережений граждан и накоплений различных субъектов экономики находится в русле проводимой государством монетарной экономической политики под знаком либерализации валютного рынка и ускорения интеграции в мировую экономику.
На фоне потери национальной валютой потенциала развития усилилось воздействие негативных тенденций на социальную сферу и обрат-
ное, отрицательное влияние последней на состояние денежно-кредитной сферы. Ограничение государственных заимствований, рост государственного долга и бюджетного финансирования социально-экономических расходов страны с привлечением эмиссии национальной валюты Банком России однозначно ведут к ограничению функционального потенциала национальной валюты, ее кредитной способности и одновременно потенциала бюджетной системы в реализации собственно распределительной и перераспределительной функций.
В заключение следует назвать ряд стратегических направлений повышения потенциала национальной валюты в социально-экономическом развитии страны.
1. В отличие от проводимой в произвольном режиме финансовой и денежно-кредитной политики повышение потенциала национальной валюты состоит в закреплении ее функций и форм проявления в законодательно-правовом режиме, формировании институциональной базы эволюции рублевой валюты и ее активных позиций в развитии национальной экономики.
2. Перспектива развития института национальной валюты - определяющего фактора продуктивности интеграционного процесса российской экономики с мировым финансовым и валютным рынками - исключает:
а) подавление функционального потенциала национальной валюты (разрушение функций денег в их единстве, сущностного их начала) однозначно потере регулятивных способностей государства в обеспечении финансовой стабильности, устойчивого социально экономического развития страны;
б) дискредитацию национальной валюты - опорной составляющей развитости отечественной экономики, которая достигла такого предела, когда необходим не новый виток реформ, а принятие мер по преодолению их разрушительного влияния, законодательному обеспечению действенности потенциала национальной валюты в развитии экономики страны.
И, наконец, то есть вывод российской валюты на уровень мировой (резервной) валюты из группы валют развивающихся стран как перспектива развития института национальной валюты, ограничен двумя основными факторами: во-первых, отсутствием спроса на российские рубли в расчетах и заимствованиях на мировом рынке (в том числе в странах СНГ); во-вторых, низким уровнем конкурентоспособности российской экономики, отсутствием реальной ее диверсификации на фоне потери преимуществ доходов сырьевой державы.