Национальная система аккредитации: изменения законодательства в сфере ОЕИ
Рассматриваются вопросы законодательных аспектов в области аккредитации, в том числе в сфере обеспечения единства измерений (ОЕИ), анализируются отдельные позиции с учетом изменения положений основополагающего закона об аккредитации, конкретизированы основные подходы при применении законодательства об аккредитации в практической деятельности аккредитованных лиц
В.Е. Ковлякова1
ФГАОУ ДПО «Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)», канд. пед. наук
1 доцент кафедры «Оценка соответствия», Москва, Россия
Для цитирования: Ковлякова В.Е. Национальная система аккредитации: изменения законодательства в сфере ОЕИ // Компетентность / Competency (Russia). — 2019. — № 5
ключевые слова
национальная система аккредитации, требования, критерии аккредитации, законодательные нормы, изменения законодательства об аккредитации, оценка соответствия, достоверность, результаты (испытаний) измерений, обеспечение единства измерений
ак известно, основополагающим законом в области аккредитации на современном этапе в нашей стране является Федеральный закон от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее — Закон 412-ФЗ) [1].
Последнее нововведение в национальной системе аккредитации — это вступление в силу Федерального закона от 29.07.2018 № 262-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка аккредитации» (далее — Закон 262-ФЗ), которым усовершенствован порядок аккредитации и подтверждения компетентности [2]. Этот закон вступил в силу в конце июля прошлого года, за исключением положений, для которых были предусмотрены иные сроки введения в действие, а именно 29.10.2018 и 27.01.2019. Соответственно с 28 января этого года основополагающий закон в области аккредитации в его новой интерпретации действует в полном объеме.
Данный закон разработан Минэкономразвития России как уполномоченным органом исполнительной власти, определяющим государственную политику в области аккредитации, при непосредственном участии Рос-аккредитации — национального органа по аккредитации.
Указанным документом внесены поправки не только в закон «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», но и в закон «О рекламе», а также в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Сказать, что эти изменения
в полном объеме кардинально поменяли национальное законодательство об аккредитации, будет не совсем правильно, но отметить, что некоторые позиции принципиально претерпели изменения, необходимо.
В статье рассмотрим нововведения, новую интерпретацию, а также вопросы практической реализации установленных требований в деятельности аккредитованных лиц, в том числе выполняющих работы и оказывающих услуги в сфере обеспечения единства измерений.
Обращаем внимание на то, что изменения, которые введены Законом 262-ФЗ в основной закон об аккредитации, затронули следующие основные направления:
► во-первых, оптимизацию функционирования национальной системы аккредитации в целом;
► во-вторых, ужесточение требований к деятельности аккредитованных лиц и экспертов по аккредитации, в том числе применение гибкого подхода к добросовестным аккредитованным лицам при устранении ими несоответствий и более жесткого подхода к недобросовестным при невыполнении ими требований законодательства об аккредитации;
► в-третьих, трансформацию информационных технологий, обеспечивающих в перспективе полный переход на электронный документооборот и нововведения при предоставлении государственных услуг Федеральной службы по аккредитации (ФСА).
Как представлено на рис. 1, изменяющим законом упрощены отдельные административные процедуры для добросовестных аккредитованных лиц в целях сокращения издержек и эффективности их деятельности. Так, на-
28 ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Компетентность / Competency (Russia) 5/2019
Рис. 1. Основные направления изменения законодательства об аккредитации [The main directions of changes in legislation on accreditation]
пример, отменен бумажный аттестат аккредитации; ряд процессов взаимодействия Росаккредитации и аккредитованных лиц переводится в электронный формат, предусмотрена процедура актуализации области аккредитации.
Новое регулирование расширяет и конкретизирует полномочия национального органа по аккредитации, так, в частности, определена возможность формирования технических комиссий и групп в целях принятия решений об аккредитации заявителя или об отказе в аккредитации, утверждения правил деловой и профессиональной этики экспертов по аккредитации, принятия руководств по аккредитации, обязательных для соблюдения заявителями и аккредитованными лицами в целях обеспечения ими соответствия критериям аккредитации.
Кроме того, вводятся положения, устанавливающие особенности осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации в отдельных сферах деятельности, а также уточняются действующие позиции в части применения риск-ориентированного подхода в рамках федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц. В этой связи предусмотрены новые инструменты борьбы с недобросовестными аккредитованными лицами.
Закон стал очередным важным шагом на пути формирования национальной системы аккредитации, соответ-
ствующей международным практикам в области аккредитации. Целью введения некоторых новых положений и требований является содействие добросовестным аккредитованным лицам, которые реально работают и выполняют установленные правила и которым дается возможность исправлений своих недочетов без прекращения действия аккредитации в случае установления несоответствий, а для их устранения требуется более длительный промежуток времени.
Изменение, вносимое в Федеральный закон «О рекламе», предусматривает, что не допускается реклама работ и услуг по оценке соответствия, осуществляемых лицами, не имеющими аккредитации в национальной системе аккредитации, а также аккредитованными лицами, но без указания уникального номера записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц.
Ряд положений федерального закона направлен на поддержку экспорта отечественной продукции путем сокращения издержек на получение сертификатов и проведение испытаний за рубежом, в перспективе предусматривается возможность реализации программ двухсторонней аккредитации.
Самой актуальной является информация о том, что 2 апреля текущего года вступили в силу изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам аккредитации в целях реализации положений закона № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации (в редакции Федерального закона от 29.07.2018 № 262-ФЗ), а именно 25.03.2019 на официальном интернет-портале правовой информации опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2019 № 300 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — постановление № 300), которым внесены изменения в следующие нормативные правовые акты:
► Положение о Министерстве экономического развития Российской Фе-
дерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 437;
► Положение о Федеральной службе по аккредитации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 № 845;
► Положение об утверждении общих сроков осуществления аккредитации и процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, в том числе общих сроков проведения документарной оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации и общих сроков проведения выездной оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, а также сроков отдельных административных процедур при осуществлении аккредитации и процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2014 № 519 (в отдельных случаях предусмотрено увеличение общих сроков осуществления аккредитации и подтверждения компетентности на 20 рабочих дней);
► Правила формирования и ведения реестра аккредитованных лиц, реестра экспертов по аккредитации, реестра технических экспертов, реестра экспертных организаций и предоставления сведений из указанных реестров, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2014 № 604;
► Положение о федеральном государственном контроле за деятельностью аккредитованных лиц, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2017 № 360. На основании изменений, внесенных в это положение, внеплановые проверки в рамках госконтроля аккредитованных лиц теперь могут проводиться по мотивированному представлению должностного лица Росаккредитации по результатам рассмотрения, в том числе предварительной проверки, информации о фактах:
► нарушений, допущенных экспертной группой;
► нарушения правил выполнения работ по сертификации или предоставления недостоверных результатов испытаний;
► возможности несоответствий, влекущих приостановление действия аккредитации;
► неисполнения аккредитованным лицом предостережения Росаккредита-ции.
При этом возможно проведение предварительной проверки информации. Теперь срок проведения проверки аккредитованного лица Росаккреди-тацией не может превышать 20 рабочих дней, но может быть увеличен на 10 дней для каждого следующего места осуществления деятельности; и может быть продлен на 20 рабочих дней, если документы предоставлены позднее, чем за 5 рабочих дней до окончания.
По результатам проверки Росак-кредитацией аккредитованного лица предусмотрено:
► приостановление действия аккредитации, если нарушения относятся к перечню несоответствий, влекущих приостановление аккредитации;
► прекращение аккредитации или сокращение области аккредитации в случае неисполнения предписания;
► прекращение действия аккредитации, если при проверке был выявлен подлог при прохождении процедур аккредитации или подтверждения компетентности.
В этой связи стоит отметить, что законом развиваются действующие положения в части применения Росак-кредитацией риск-ориентированного подхода в рамках федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц.
Постановление Правительства РФ № 300 вступило в силу 2 апреля этого года, за исключением подпункта «б» пункта 4 изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 300, вступающего в силу по истечении 90 дней со дня официального опубликования указанного постановления, то есть 24 июня этого года.