Научная статья на тему 'Национальная система аккредитации: изменения законодательства в сфере оеи'

Национальная система аккредитации: изменения законодательства в сфере оеи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
216
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Компетентность
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА АККРЕДИТАЦИИ / ТРЕБОВАНИЯ / КРИТЕРИИ АККРЕДИТАЦИИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ / ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АККРЕДИТАЦИИ / ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ / ДОСТОВЕРНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТЫ (ИСПЫТАНИЙ) ИЗМЕРЕНИЙ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ / NATIONAL ACCREDITATION SYSTEM / REQUIREMENTS / ACCREDITATION CRITERIA / LEGISLATION / CHANGESIN LEGISLATION ON ACCREDITATION / CONFORMITY ASSESSMENT / ACCURACY / MEASUREMENT RESULTS (TESTS) / ENSURING THE UNIFORMITY OF MEASUREMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ковлякова В. Е.

Рассматриваются вопросы законодательных аспектов в области аккредитации, в том числе в сфере обеспечения единства измерений (ОЕИ), анализируются отдельные позиции с учетом изменения положений основополагающего закона об аккредитации, конкретизированы основные подходы при применении законодательства об аккредитации в практической деятельности аккредитованных лиц

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ковлякова В. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National Accreditation System: Changesin Legislation in the Field of the UniformityMeasurements Ensuring

In this article I reviewed the legislative aspects in the field of accreditation, including in the field of ensuring the uniformity of measurements. I have also analyzed individual positions taking into account changes in the provisions of the fundamental law on accreditation and specified the main approaches in the application of the legislation on accreditation in the practice of accredited persons. The latest innovation in the National Accreditation System was the entry into force of the Federal Law of29.07.2018 N 262-FZ On Amendments to the Federal Law On Accreditation in the National Accreditation System and certain legislative acts of the Russian Federation in terms of improving the accreditation procedure. I believe that the law was another important step towards the formation of a national accreditation system that meets international standards and practices in the field of accreditation.

Текст научной работы на тему «Национальная система аккредитации: изменения законодательства в сфере оеи»

Национальная система аккредитации: изменения законодательства в сфере ОЕИ

Рассматриваются вопросы законодательных аспектов в области аккредитации, в том числе в сфере обеспечения единства измерений (ОЕИ), анализируются отдельные позиции с учетом изменения положений основополагающего закона об аккредитации, конкретизированы основные подходы при применении законодательства об аккредитации в практической деятельности аккредитованных лиц

В.Е. Ковлякова1

ФГАОУ ДПО «Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)», канд. пед. наук

1 доцент кафедры «Оценка соответствия», Москва, Россия

Для цитирования: Ковлякова В.Е. Национальная система аккредитации: изменения законодательства в сфере ОЕИ // Компетентность / Competency (Russia). — 2019. — № 5

ключевые слова

национальная система аккредитации, требования, критерии аккредитации, законодательные нормы, изменения законодательства об аккредитации, оценка соответствия, достоверность, результаты (испытаний) измерений, обеспечение единства измерений

ак известно, основополагающим законом в области аккредитации на современном этапе в нашей стране является Федеральный закон от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее — Закон 412-ФЗ) [1].

Последнее нововведение в национальной системе аккредитации — это вступление в силу Федерального закона от 29.07.2018 № 262-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка аккредитации» (далее — Закон 262-ФЗ), которым усовершенствован порядок аккредитации и подтверждения компетентности [2]. Этот закон вступил в силу в конце июля прошлого года, за исключением положений, для которых были предусмотрены иные сроки введения в действие, а именно 29.10.2018 и 27.01.2019. Соответственно с 28 января этого года основополагающий закон в области аккредитации в его новой интерпретации действует в полном объеме.

Данный закон разработан Минэкономразвития России как уполномоченным органом исполнительной власти, определяющим государственную политику в области аккредитации, при непосредственном участии Рос-аккредитации — национального органа по аккредитации.

Указанным документом внесены поправки не только в закон «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», но и в закон «О рекламе», а также в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Сказать, что эти изменения

в полном объеме кардинально поменяли национальное законодательство об аккредитации, будет не совсем правильно, но отметить, что некоторые позиции принципиально претерпели изменения, необходимо.

В статье рассмотрим нововведения, новую интерпретацию, а также вопросы практической реализации установленных требований в деятельности аккредитованных лиц, в том числе выполняющих работы и оказывающих услуги в сфере обеспечения единства измерений.

Обращаем внимание на то, что изменения, которые введены Законом 262-ФЗ в основной закон об аккредитации, затронули следующие основные направления:

► во-первых, оптимизацию функционирования национальной системы аккредитации в целом;

► во-вторых, ужесточение требований к деятельности аккредитованных лиц и экспертов по аккредитации, в том числе применение гибкого подхода к добросовестным аккредитованным лицам при устранении ими несоответствий и более жесткого подхода к недобросовестным при невыполнении ими требований законодательства об аккредитации;

► в-третьих, трансформацию информационных технологий, обеспечивающих в перспективе полный переход на электронный документооборот и нововведения при предоставлении государственных услуг Федеральной службы по аккредитации (ФСА).

Как представлено на рис. 1, изменяющим законом упрощены отдельные административные процедуры для добросовестных аккредитованных лиц в целях сокращения издержек и эффективности их деятельности. Так, на-

28 ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Компетентность / Competency (Russia) 5/2019

Рис. 1. Основные направления изменения законодательства об аккредитации [The main directions of changes in legislation on accreditation]

пример, отменен бумажный аттестат аккредитации; ряд процессов взаимодействия Росаккредитации и аккредитованных лиц переводится в электронный формат, предусмотрена процедура актуализации области аккредитации.

Новое регулирование расширяет и конкретизирует полномочия национального органа по аккредитации, так, в частности, определена возможность формирования технических комиссий и групп в целях принятия решений об аккредитации заявителя или об отказе в аккредитации, утверждения правил деловой и профессиональной этики экспертов по аккредитации, принятия руководств по аккредитации, обязательных для соблюдения заявителями и аккредитованными лицами в целях обеспечения ими соответствия критериям аккредитации.

Кроме того, вводятся положения, устанавливающие особенности осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации в отдельных сферах деятельности, а также уточняются действующие позиции в части применения риск-ориентированного подхода в рамках федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц. В этой связи предусмотрены новые инструменты борьбы с недобросовестными аккредитованными лицами.

Закон стал очередным важным шагом на пути формирования национальной системы аккредитации, соответ-

ствующей международным практикам в области аккредитации. Целью введения некоторых новых положений и требований является содействие добросовестным аккредитованным лицам, которые реально работают и выполняют установленные правила и которым дается возможность исправлений своих недочетов без прекращения действия аккредитации в случае установления несоответствий, а для их устранения требуется более длительный промежуток времени.

Изменение, вносимое в Федеральный закон «О рекламе», предусматривает, что не допускается реклама работ и услуг по оценке соответствия, осуществляемых лицами, не имеющими аккредитации в национальной системе аккредитации, а также аккредитованными лицами, но без указания уникального номера записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц.

Ряд положений федерального закона направлен на поддержку экспорта отечественной продукции путем сокращения издержек на получение сертификатов и проведение испытаний за рубежом, в перспективе предусматривается возможность реализации программ двухсторонней аккредитации.

Самой актуальной является информация о том, что 2 апреля текущего года вступили в силу изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам аккредитации в целях реализации положений закона № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации (в редакции Федерального закона от 29.07.2018 № 262-ФЗ), а именно 25.03.2019 на официальном интернет-портале правовой информации опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.2019 № 300 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — постановление № 300), которым внесены изменения в следующие нормативные правовые акты:

► Положение о Министерстве экономического развития Российской Фе-

дерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 437;

► Положение о Федеральной службе по аккредитации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 № 845;

► Положение об утверждении общих сроков осуществления аккредитации и процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, в том числе общих сроков проведения документарной оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации и общих сроков проведения выездной оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, а также сроков отдельных административных процедур при осуществлении аккредитации и процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2014 № 519 (в отдельных случаях предусмотрено увеличение общих сроков осуществления аккредитации и подтверждения компетентности на 20 рабочих дней);

► Правила формирования и ведения реестра аккредитованных лиц, реестра экспертов по аккредитации, реестра технических экспертов, реестра экспертных организаций и предоставления сведений из указанных реестров, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2014 № 604;

► Положение о федеральном государственном контроле за деятельностью аккредитованных лиц, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2017 № 360. На основании изменений, внесенных в это положение, внеплановые проверки в рамках госконтроля аккредитованных лиц теперь могут проводиться по мотивированному представлению должностного лица Росаккредитации по результатам рассмотрения, в том числе предварительной проверки, информации о фактах:

► нарушений, допущенных экспертной группой;

► нарушения правил выполнения работ по сертификации или предоставления недостоверных результатов испытаний;

► возможности несоответствий, влекущих приостановление действия аккредитации;

► неисполнения аккредитованным лицом предостережения Росаккредита-ции.

При этом возможно проведение предварительной проверки информации. Теперь срок проведения проверки аккредитованного лица Росаккреди-тацией не может превышать 20 рабочих дней, но может быть увеличен на 10 дней для каждого следующего места осуществления деятельности; и может быть продлен на 20 рабочих дней, если документы предоставлены позднее, чем за 5 рабочих дней до окончания.

По результатам проверки Росак-кредитацией аккредитованного лица предусмотрено:

► приостановление действия аккредитации, если нарушения относятся к перечню несоответствий, влекущих приостановление аккредитации;

► прекращение аккредитации или сокращение области аккредитации в случае неисполнения предписания;

► прекращение действия аккредитации, если при проверке был выявлен подлог при прохождении процедур аккредитации или подтверждения компетентности.

В этой связи стоит отметить, что законом развиваются действующие положения в части применения Росак-кредитацией риск-ориентированного подхода в рамках федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц.

Постановление Правительства РФ № 300 вступило в силу 2 апреля этого года, за исключением подпункта «б» пункта 4 изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 300, вступающего в силу по истечении 90 дней со дня официального опубликования указанного постановления, то есть 24 июня этого года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.