Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРИРОДА ОБРАЗОВ БАЛЕТА «ЗОВ СТЕПИ»'

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРИРОДА ОБРАЗОВ БАЛЕТА «ЗОВ СТЕПИ» Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Arts Academy
Область наук
Ключевые слова
балет / театр / национальная культура / национальная образность / драматургия / эпос / фольклор. / ballet / theater / national culture / national imagery / drama / epic / folklore.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — А Б. Тани

В статье рассматривается балет «Зов степи» как актуальное явление национального балета. Автор вводит его в контекст других балетных постановок Государственного театра оперы и балета «Астана Опера», а также выявляет характерные тенденции в развитии балета Казахстана за последнее десятилетие XXI века, в частности, драматургию «лоскутного формата».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATIONAL NATURE OF THE IMAGES OF THE BALLET «THE CALL OF THE STEPPE»

The article considers the ballet "The Call of the Steppe" as an actual phenomenon of the national ballet. The author introduces it into the context of other ballet productions of the State Opera and Ballet Theater "Astana Opera", and also identifies characteristic trends in the development of ballet in Kazakhstan over the last decade of the XXI century, in particular, the drama of the "patchwork format".

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРИРОДА ОБРАЗОВ БАЛЕТА «ЗОВ СТЕПИ»»

МРН^ 18.49.01 УДК 793.31

DOI:10.56032/2523-4684.2022.4.4.15

А.Б. Тани1

1Казахская национальная академия хореографии (Астана, Казахстан)

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРИРОДА ОБРАЗОВ БАЛЕTА «ЗОВ СТЕПИ»

Аннотация

В статье рассматривается балет «Зов степи» как актуальное явление национального балета. Автор вводит его в контекст других балетных постановок Государственного театра оперы и балета «Астана Опера», а также выявляет характерные тенденции в развитии балета Казахстана за последнее десятилетие XXI века, в частности, драматургию «лоскутного формата».

Ключевые слова: балет, театр, национальная культура, национальная образность, драматургия, эпос, фольклор.

А.Б. Тани1

1 Казак улттык хореография академиясы (Астана, Казакстан)

«ДАЛА Ym» БАЛ ETI Н1Ц УЛ^ЫК TАБИfАTЫ Аннотация

Макалада «дала Yнi» балет улттык балетт'!н, езект кубылысы ретнде карастырылады. Автор оны «Астана опера» мемлеке^к опера жэне балет театрынын баска балет койылымдарынын контекстне енгiзiп, сондай-ак ХХ1 Fасырдын со^ы онжылдь^ында казакстанда балетт'!н дамуындаFы тэн Yрдiстердi, атап айтканда, «жинакталFан форматындаFы» драматургиясы деп аныктайды.

ТYЙ¡нд¡ сездер: балет, театр, улттык мэдениет, улттык бейнелеу, драматургия, эпос, фольклор.

A.B. Tani1

Kazakh National Academy of Choreography (Astana, Kazakhstan)

THE NATIONAL NATURE OF THE IMAGES OF THE BALLET «THE CALL OF THE STEPPE»

Annotation

The article considers the ballet "The Call of the Steppe" as an actual phenomenon of the national ballet. The author introduces it into the context of other ballet productions of the State Opera and Ballet Theater "Astana Opera", and also identifies characteristic trends in the development of ballet in Kazakhstan over the last decade of the XXI century, in particular, the drama of the "patchwork format".

Key words: ballet, theater, national culture, national imagery, drama, epic, folklore.

Введение. В современной культуре Казахстана одно из ведущих мест занимает балет. Немаловажную роль в его развитии сыграла деятельность театров «Астана Балет» и «Астана Опера». В рамках данной статьи рассмотрим одну из интересных работ Государственного театра оперы и балета «Астана Опера», осуществленных приглашенным

хореографом на национальную тему. За десятилетие своего существования театр осуществил постановки лучших образцов современной хореографии, в числе которых спектакли Кеннета Макмиллана, Ролана Пети, Бориса Эйфмана. Значительное место в этом ряду занимают балетные постановки на музыку казахстанских композиторов. Сегодня именно этот пласт работы востребованы в работах музыковедов и балетных критиков.

Методы исследования. В работе использованы исторический, культурно-ретроспективный и сравнительный методы анализа.

Обзор литературы по теме. Следует отметить, что исследуемый балет ранее не рассматривался в балетной критике. Однако ряд сведений о постановке имеется в интернет-статьях [1-4, 10]. Мифологическая основа образов в балете рассматривается на базе исследований [5-9]. Связь между образами в балете и религиозными верованиями освещается в статье Ф. Мусиной [4].

Основная часть. Исследование о национальном балете, следует начать с постановки балета Г. Жубановой «Каракоз», которая состоялась 8 января 2015 года (на третий год после открытия театра). Балет был представлен на суд зрителю в новой интерпретации профессора Европейской академии балета, лауреата международного конкурса балетмейстеров Вакиля Усманова (Австрия). В качестве дирижера-постановщика выступил заслуженный деятель Республики Казахстан Абзал Мухитдинов, художник-постановщик - Софья Тасмагамбетова. Профессор Айгуль Кульбекова отметила, что балетный спектакль поразил гармоничностью художественного оформления: «Костюмы, краски, свет, декорации - все, несомненно, усиливает зрительское восприятие. Художники-постановщики - Софья Тасмагамбетова и Павел Драгунов - полностью реализовали идеи хореографа», - пишет она [1].

Следующим национальным балетом на сцене «Астана Опера» был спектакль «Sounds of Time» на музыку Актоты Раимкуловой, поставленный в 2018 Ксенией Зверевой по мотивам либретто Адама Капанова «Воздушное кочевье» [1] Целью хореографа-постановщика было максимально осовременить известный сюжет, интерпретировать древнюю историю. Жизненность легенды показана сквозь века. Атмосфера древности передана посредством традиционного горлового пения, через мистический тембр кыл-кобыза и других древних инструментов в исполнении фольклорно-этнографического

ансамбля «Туран». Кроме того, итальянский сценограф Риккардо Массирони создал уникальную видеопроекцию на пролог балета, а яркая, жизнеутверждающая живопись Ерболата Толепбая украсила порталы и задники сцены.

Благодаря успеху вышеупомянутых балетных постановок творческие устремления коллектива театра «Астана Опера» нашли свое продолжение в 2020 году. Так, 15 и 16 декабря 2020 года на сцене

театра прошли премьерные представления нового национального балета «Зов степи» в постановке знаменитого хореографа Патрика де Бана. К слову, это не первая работа немецкого хореографа на тему национального балета. Постановщик уже имел опыт работы в области традиционной музыки со знаменитым иранским композитором Кайханом Калхором. Согласно энциклопедическим данным, «им создано множество хореографических композиций для разных артистов и компаний в разных странах мира, таких как «Introdans Company» (Нидерланды), Токио-балет, Государственный балет Стамбула, Национальный балет Китая. Среди его наиболее известных сочинений - «Создания», «Портрет...» (2008), «Encounter», мужской дуэт «Nefes», «Белые тени» (все 2009), «The Labirint of Solitude» специально для Ивана Васильева (2011), «White Shadows» для Токио-балета (2010), «Мария Антуанетта» (2010) для Венского государственного балета, «Клеопатра» (2012) и многие другие. Он также сотрудничал с компанией традиционного турецкого танца «Shaman Dance Group» (2010)» [2].

Автором либретто балета выступил заслуженный деятель Казахстана, член Союза писателей Казахстана, член Союза кинематографистов Казахстана, кинорежиссер, сценарист, режиссер-постановщик Бахыт Каирбеков. Каирбеков известен зрителю по либретто таких национальных балетов, как «Жусан», «Алем», «Легенда о Туранге», «Султан Бейбарс»1. Также «за его плечами съемки свыше сотни

7 К слову, на счету казахстанского балета либретто разных авторов, и если к первому балету В.Великанова «Калкаман и Мамыр» в 1938 году либретто написал Мухтар Ауэзов, то в 1967 году балеты «Неспетая песня» и «Песня о К,ыз-Жiбек» были представлены зрителю с либретто Булата Аюханова. Позже либретто представляли на суд зрителя хореографы Заур Райбаев и Даурен Абиров. Сложно сказать, сложилась ли в казахстанском балете тенденция, когда либретто пишет сам хореограф-постановщик. Однако, на наш взгляд, успех либретто заключается не только в правильной

документальных фильмов, и все они проникнуты знанием и поэзией, глубоко раскрывающими духовные истоки кочевой цивилизации, чувством любви к своей земле и ее обычаям» [3].

Говоря о постановке «Зов степи», следует отметить устойчивую тенденцию в развитии национального балета. Обращаясь к истории формирования жанра, можно назвать имена композиторов, чьи имена стоят у истоков - это, в первую очередь, Василий Великанов, Евгений Брусиловский, Газиза Жубанова. Ими созданы неповторимые образцы национального балета. В последние же годы все популярнее становится балет, собранный из фрагментов произведений разных авторов, то есть музыка казахского балета обретает так называемый «лоскутный формат». В качестве примера приведем балеты «Жусан» и «Элем» (2014), «Легенды Великой степи» (2015) и др. Так, «Жусан» поставлен на музыку композиторов Куата Шильдебаева, Сергея Рахманинова, Арво Пярта и Карла Дженкинса; музыку балета «Элем» написали Арманд Амар и Булат Гафаров; премьерный балет Государственного театра оперы и балета им.Абая «Легенды Великой степи» был поставлен на музыку Г. Жубановой, Т. Кажгалиева, М. Мангитаева, М. Сагатова, А. Серкебаева, Н. Тлендиева, А. Бестыбаева2.

структуре сюжета, но и в поэтическом мастерстве самого автора-либретиста. Вдохновившись текстом либретто хореограф-постановщик призван целиком и полностью переложить драматическую линию на язык танца. Насколько правдиво и гармонично - судить зрителю.

2 Часто у музыковедов и критиков возникает вопрос: успешен ли балет, поставленный на «сборную» музыку? Вопрос дискуссионный, он вполне может стать темой отдельного исследования, однако в данной статье рассматриваться не будет.

Подобно перечисленным постановкам, музыка балета «Зов степи» также взята из творческого наследия ряда композиторов. Это компилятивная композиция из фрагментов произведений Тлеса Кажгалиева, Куата Шильдебаева, Рената Гайсина, Толегена Момбекова, Карлоса Кино-Пинтана. Помимо этого, для музыкального оформления балета используются небольшие музыкальные композиции в исполнении фольклорно-этнографических ансамблей «Туран», «Хассак», «Step Songs». На первый взгляд, мозаичное музыкальное полотно, собранное из произведений разных культурных эпох и стилей, на практике оказалось весьма эффектным и органичным. Партитура балета «смонтирована» и аранжирована Карлосом Пино-Кантана.

Спектакль строится на сопоставлении двух образных сфер: бескрайней степи и современного растущего города. При данном сопоставлении сюжетная линия не ломается, а время будто переносит действие из одной эпохи в другую. В этой связи становится понятным и логичным использование разностилевого музыкального материала. На этом же эффекте временного переноса балетмейстер выстраивает и хореографическую лексику.

По структуре первое действие балета показано в традиционной форме с элементами народного танца. Второе действие стилизовано и обрисовывает жизнь современного мегаполиса (преимущественно, на основе музыки Тлеса Кажгалиева).

Отдельно стоит рассмотреть сюжетный план балета и его персонажей, тесно связанные с традиционной тюркской мифологией. С самых первых моментов в прологе появляются три тотемных персонажа: в небе кружит Орел, рыщет в поисках добычи Волк, недалеко проходит Конь.

В исследовании С.Кондыбая «Мифология предказахов» [5] птицы представляются автором как

индикаторы уровня в вертикальной модели мира. Приведем лишь несколько примеров:

1. Тотем, отец или мать людей.

2. Бог-демиург: бог в облике птицы участвует в создании мира.

3. Посланник (вестник богов), посредник, медиатор между богами и людьми.

4. Птица - олицетворение духа.

Продолжая развивать излагать мысль С.Кондыбая, следует отметить, что Орел в представлениях саха-якутов, тунгусо-маньчжуров и других народов - олицетворение шамана или помощник шамана. Существует поверье, что именно орел принес людям огонь. Выбор образа Орла в балете, на наш взгляд, абсолютно логичен, так как по сюжету он станет помощником Шамана, и проведет главного героя через всю его жизнь.

По мнению С.Кондыбая, «лошадь (конь) -существо, обладающее самым универсальным характером в жизни и духовном мире, в мировоззрении предказахов» [5]. Существует ряд классификаций обрядовых и магических действ, связанных с конем. Если апеллировать к труду А.У.Токтабаева [6], то автор делит магические обряды, связанные с лошадью по следующим категориям:

«1. Лошадь используется в действиях, связанных с женскими родами;

2. Лошадь используется в лечебных действиях;

3. Лошадь используется в ритуалах, связанных с исполнением новорожденному сорока дней (спеленутого младенца проносят под стременем; высокопородистых щенков тазы и тобетов также проносили под стременем);

4. След копыта тулпара понимается как «след ангела», глину со следом копыта используют в лечебной и оберегающей магии, существует культ следа копыта тулпара, отпечатавшегося на камне» [6].

Представим основные исследованные версии С.Кондыбая представлений о коне в казахской мифологии:

1. Лошадь-дракон-змея. В фольклорном материале тулпар представляется крылатым,

21

связанным с водной стихией. Таким образом, тулпар является крылатым драконом. С.Кондыбай выделяет единое происхождение образов дракона и лошади. «Фольклорные примеры, когда водный дракон оплодотворяет земных кобылиц, и потомство имеет лошадиный облик, позволяют правильно понять мифологическую природу лошади вообще» [5].

2. Появление из пещеры. С.Аджигалиев рассматривал связь между мифологическими образами горы и коня у древних китайцев и их западных соседей [7]. С.Кондыбай предполагает, что причиной тому может служить легенда о происхождениии ферганских, юэчжийских скакунов от небесных лошадей. Опираясь на данное предположение, исследователь сопоставляет понятия «гора и конь» и «пещера и конь».

3. Драконье озеро. Основа данного прообраза лежит в легендах о появившихся из воды или рожденных водой лошадях. Подобные легенды встречаются и в казахском фольклоре, и в фольклоре других тюркских народов.

4. Приручение дракона. По легендам, обитавшие в драконьем озере драконы могли изменять свой облик и перевоплощаться в жеребцов. Потомство драконов и кобылиц являлось породой диких лошадей «дракон-конь». Подобных коней очень сложно было приручить, сей мотив «приручение дракона» содержится в ряде казахских сказок.

5. Божество - покровитель лошадей. Понятие «жылкы эулие» (лошадь святыня) впервые упоминается Ч.Валихановым [8] С.Кондыбай считает, что во все времена для предказахов была актуальна тема священной природы лошади.

В разрезе балета «Зов степи» Конь, как и Орел, один из благороднейших помощников главного героя, они занимают одну из основных ключевых позиций в жизни Юноши.

Если говорить об образе Волка, в балете он находится на одном уровне с Орлом и Конем и несет благородную миссию - оберега Юноши от всего плохого и опасного.

В этой связи нам близка гипотеза С.Кондыбая. Исследователь считает, что и мифологический образ собаки, и мифологический образ волка произошли от единого первоначального образа - образа первохищника. «Собака - прирученный волк» считает автор [5]. На наш взгляд, выбор Волка как оберега и помощника главного героя Юноши - очень правильное режиссерское решение.

Первое действие начинается с печали молодой бездетной пары у мавзолея. Издревле и по сей день у казахов есть поверье: чтобы исцелиться от бесплодия, необходимо провести ночь в мавзолее, прося у аруахов (духов) ниспослать в семью младенца. Одна из ключевых фигур балета - Шаман, который, сжалившись, передает паре золотое яйцо. Позже Шаман раскроет Юноше тайну, что он есть птица Самрук. Самрук является в балете еще одним мифологическим героем. Самрук (в иранской мифологии - Симург) - вещая птица. По мнению исследователя Л.А. Лелекова, птица Симург обладала способностью исцелять [9]. Таким образом, Шаман-Самрук исцеляет бездетную пару, и у пары появляется сын - Юноша. В персидском фольклоре птица Симург - птица прорицания и орудие судьбы. Шаман не просто подарил жизнь Юноше, но и наделил его спутниками жизни: Орлом, Волком и Конем. «Шаман говорит Юноше: «Степь зовет тебя к великим свершениям. Судьба твоя превзойдет все твои самые смелые ожидания, если ты будешь верить в нее, но, главное - если будешь твердо верить в себя. Конь станет твоим спутником, Орел - твоими глазами, ветер - твоей силой, а Волк научит тебя вести за собой народ, подобно тому, как он ведет за собой свою стаю» [4].

Таким образом, несмотря на то, что балет «Зов степи» не имеет эпической основы, в нем так или иначе объединены 4 мифологических, в некоторой степени, тотемных персонажа. Главной идеей является преемственность традиций и связи с корнями. Это и служит связующей нитью между хореографией и сюжетной линией балета.

Генеральная мысль балета лежит в уважении к истории своего народа и почитании предков.

К слову, с древности культ предков был особенно почитаем как в бытовой жизни казахов, так и в духовно-религиозной. Именем прародителей освящаются святые места, поддерживается дух человека в его минуты испытаний. Поэтому в честь предков устраиваются жертвоприношения, наивысшим типом которого является жертвенная белая кобылица или белый жеребец [11]. Именно с отношением к предкам связан культ могил. Это святое место, где упокоится прах предков, часто становится местом для раскаяния в грехах, принесения клятв, и даже самым безопасным местом.

Сюжетная линия либретто продиктовала и особенности хореографии балета, которая построена на классическом танце в сочетании с яркими экспрессивными движениями современной хореографии. Наиболее интересной получилась хореографическая пластика Шамана, выстроенная на стилизации сочетания современной и национальной хореографии. Особенно проникновенными у балетмейстера получились дуэты влюбленных, изобилующие высоким поддержками и разнообразием сочетания интересной

хореографической лексики.

Заключение. На наш взгляд, образная сфера балета «Зов степи» целиком и полностью имеет национальную почву. Насколько балет задержится на сцене и будет ли его жизнь долговечной, покажет время. Тем не менее, в настоящее время проект творческого коллектива театра «Астана Опера» является еще одним значительны шагом к развитию национального балета в Казахстане. На наш взгляд, проблема отсутствия целостных национальных балетов на музыку одного композитора, за исключением последних работ Актоты Райымкуловой, является следствием таких явлений, как отсутствие творческих тандемов «композитор-хореограф» по типу плодотворного союза Чайковского и Петипа. Сегодня это общая

масштабная проблема композиторов и хореографов, о которой следует говорить и писать.

Вторым камнем преткновения на пути развития национального балета в наше время является невозможность ставить национальный балет силами отечественных хореографов. Казахстанские кадры остаются на периферии премьерных балетных спектаклей, и это тоже огромный минус для искусства страны. Независимый Казахстан празднует 31-ю годовщину, однако вышеупомянутые проблемы ускользают от решения и откладываются в долгий ящик. На наш взгляд, «Новый Казахстан» должен брать курс на развитие искусства страны, так как именно искусство формирует патриотизм и сохраняет национальную идею казахстанцев.

Список использованных источников:

1. Диалог со временем языком балета. // Интернет ресурс: https://kazpravda.kz/n/dialog-so-vremenem-yazykom-Ьа!ега/ (Дата обращения 10.09.2022).

2. Патрик де Бана. // Интернет ресурс: https://www.belcanto.ru/bana_patrick.html (Дата обращения 10.09.2022).

3. Лоскутное одеяло поэзии. // Интернет ресурс: Бахыта Каирбекова https://litinstitut.ru/content/loskutnoe-odeyalo-poezii-bahyta-kairbekova (Дата обращения 10.09.2022).

4. Флюра Мусина. Вечный зов древней степи. // Интернет ресурс: https://astanaopera.kz/news/301 (Дата обращения 10.09.2022).

5. Кондыбай С. Мифология предказахов/ Пер. С каз. Яз. З.Наурзбаевой. - Алматы: «СаГа», 2008. Кн. 4.

6. Токтабаев А.У. Казактын эдет-рурыптары мен салт дэстYрлерi: еткендепа жэне бYгiнгi. - Алматы, 2001. - С. 201-203.

7. Аджигалиев С.И. Генезис традиционной погребально-культовой архитектуры Западного Казахстана (на основе исследования малых форм). - Алматы: «Гылым», 1994. - 260 с.

8. Ауелхан М. Сез терюни Аррымак, // Интернет ресурс: https://massaget.kz/layfstayl/bilim/gumanitarly-ylymdar/19363/ (Дата обращения 10.09.2022).

9. Лелеков Л. А. Птица Симург, несущая Заля. Миниатюра. Коллекция Честера Битти. - Лондон. - 1590-1600.

10. Балет «Каракоз» получил высокие оценки искусствоведов и критиков. // Интернет ресурс: https://kazpravda.kz/n/dialog-so-vremenem-yazykom-baleta/ (Дата обращения 10.09.2022).

11. Домусульманские верования. // Интернет ресурс: http://old.unesco.kz/heritagenet/kz/content/duhov_culture/religia/d omusulman.htm (Дата обращения 10.09.2022).

References:

1. Dialog so vremenem jazykom baleta. // Internet resurs: https://kazpravda.kz/n/dialog-so-vremenem-yazykom-baleta/ (Data obrashhenija 10.09.2022). (In Russ).

2. Patrik de Bana. // Internet resurs: https://www.belcanto.ru/bana_patrick.html (Data obrashhenija 10.09.2022). (In Russ).

3. Loskutnoe odejalo pojezii. // Internet resurs: Bahyta Kairbekova https://litinstitut.ru/content/loskutnoe-odeyalo-poezii-bahyta-kairbekova (Data obrashhenija 10.09.2022). (In Russ).

4. Fljura Musina. Vechnyj zov drevnej stepi. // Internet resurs: https://astanaopera.kz/news/301 (Data obrashhenija 10.09.2022). (In Russ).KondybajS. Mifologija predkazahov/ Per. S kaz. Jaz. Z. Naurzbaevoj. - Almaty: «SaGa», 2008. Kn. 4. (In Russ).

5. Toqtabaev A.U. Qazaqtyn adet-guryptary men salt dasturleri: otkendegisizhane bugingi. - Almaty, 2001. - S. 201-203. (In Kazakh).

6. Adzhigaliev S.I. Genezis tradicionnoj pogrebal'no-kul'tovoj arhitektury Zapadnogo Kazahstana (na osnove issledovanija malyh form). — Almaty: «Gylym», 1994. - 260 s. (In Russ).

7. Auelhan M. Soz torkini: Argymaq. // Internet resurs: https://massaget.kz/layfstayl/bilim/gumanitarly-ylymdar/19363/ (Data obrashhenija 10.09.2022). (In Russ).

8. L. A. Lelekov. Ptica Simurg, nesushhaja Zalja. Miniatjura. Kollekcija Chestera Bitti. - London. - 1590-1600. (In Russ).

9. Balet «Karakoz» poluchil vysokie ocenki iskusstvovedov i kritikov. // Internet resurs: https://kazpravda.kz/n/dialog-so-vremenem-yazykom-baleta/ (Data obrashhenija 10.09.2022). (In Russ).

10. Domusul'manskie verovanija. // Internet resurs: http://old.unesco.kz/heritagenet/kz/content/duhov_culture/religia/d omusulman.htm (Data obrashhenija 10.09.2022). (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.