Леонтьева Л. С., докт. экон. наук, профессор кафедры предпринимательства и логистики ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова», г. Москва, [email protected] Ильин А. Б., канд. экон. наук, доцент кафедры теории и практики конкуренции, Университет «Синергия», г. Москва, [email protected]
Сизова Ю. С., аспирант кафедры предпринимательства и логистики, старший преподаватель кафедры иностранных языков № 1 ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова», г. Москва, [email protected]
Национальная предпринимательская культура в России: институциональные механизмы формирования
Статья посвящена анализу причин низкой предпринимательской активности в России и ограниченных темпов ее роста. Авторы отмечают, что данная ситуация характерна также и для других стран с транзитивной экономикой, что связано с историческими предпосылками и особенностями менталитета при отсутствии адаптивной предпринимательской культуры. В статье отражена систематизация инфраструктурных инструментов поддержки предпринимательской деятельности по критерию степени воздействия на состояние предпринимательской культуры. К таким критериям авторы относят: отношение к собственности; управление ресурсами; отношение к собственному и наемному человеческому капиталу; отношение к доходу и принципам его распределения; отношение к социальной ответственности перед обществом; реализуемые принципы деловой этики.
Как следствие, выявлено соотношение принципов использования институциональных инструментов для формирования аддитивной предпринимательской культуры на разных этапах жизненного цикла.
Ключевые слова: предпринимательская культура, хозяйствующие субъекты, институциональные формы поддержки предпринимательских структур, межфирменная инфраструктура предпринимательства, этапы жизненного цикла.
Введение
Генезис становления предпринимательства в России свидетельствует о несформировавшемся институте национальной предпринимательской культуры. В свое время в СССР самостоятельную хозяйственную инициативу стремились либо искоренить, либо подчинить государственно-монополистическим интересам. Предприимчивость подавлялась бюрократическими структурами. Политический застой 70-80 гг. XX в. привел в конечном итоге к смене устоев и подходов к свободе предпринимательской деятельности. Обще-
мировые тенденции экономического роста, перемены в политических и социальных институтах, сам национальный менталитет способствовали становлению предпринимательства как незаменимой силы хозяйственной динамики, конкурентоспособности и общественного развития.
После распада СССР в 1991 г. глобализация и информационная революция серьезно изменили международные отношения и функционирование национальных экономических систем, в частности, поставив предпринимательство перед новыми возможностями и рисками. Однако происходившие в России в 1990-е годы преобразования, равно
как и дальнейшее развитие России в XXI в., наталкивались и продолжают наталкиваться на мощные барьеры, причины которых кроются, в том числе, в отсутствии предпринимательской культуры. По наблюдениям Ф. фон Хайека, «вызывающее столько сетований отсутствие духа предпринимательства во многих странах является не прирожденным свойством их жителей, а следствием ограничений, налагаемых существующими обычаями и институтами» [Hayek, 1988].
Для формирования позитивной предпринимательской культуры как устойчивой характеристики экономической деятельности значительной группы населения, очевидно, недостаточно только правовой, финансовой, институциональной и организационной поддержки со стороны государства. Существуют определенные тенденции в развитии ментальных характеристик современного российского предпринимательства, которые связаны с конкретными особенностями национальной предпринимательской среды и ее делового окружения. Инфраструктурные составляющие внешней среды предпринимательства формируют в определенной степени стандарты, нормы, правила, характеризующие состояние предпринимательской культуры. Влияние качества, объема и адекватности состояния инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса на предпринимательскую культуру становится все более ощутимым. Именно необходимость оценки этого влияния и формирование механизма использования инфраструктурных инструментов для развития предпринимательской культуры определили актуальность данного исследования.
Динамика количественных характеристик
предпринимательской активности
Сравнительный анализ объектов предпринимательской деятельности в странах с рыночной экономикой показывает различную степень участия субъектов малого
и среднего предпринимательства в формировании ВВП: в США — 50-52%; Великобритании — 53-56%; Германии — 55-57%; России — 11,4% [Обатуров, 2015]. В большинстве концептуальных документов, посвященных стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, начиная с 2000-х гг. («Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу 2000 г.»; «Социально-экономическая стратегия России на период до 2020 г.»; как следствие, Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года» и др.), малый и средний бизнес рассматривается в качестве важного сектора укрепления как национальной экономики в целом, так и на региональном и местном уровнях. Анализ динамики развития различных форм предпринимательской деятельности в России, проведенных на основе данных Росстата за последние 20 лет показывает, что, несмотря на значительные институциональные и правовые усилия государства, количество субъектов малого и среднего предпринимательства таково: в 1999 г. (после девальвации) — 2,6 млн, в 2016 г. — более 5,5 млн.
Однако современные экономические условия требуют формирования эффективного использования объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства как ресурсного инструмента развития предпринимательской активности, формирования системы оценки воздействия институтов поддержки на формирование позитивных свойств предпринимательской среды с целью совершенствования механизма улучшения качества предпринимательской культуры.
Для того, чтобы доказать необходимость использования инфраструктурных форм поддержки для решения вопросов адаптации предпринимательской культуры на каждом этапе развития жизненного цикла предпринимательских организаций, инфраструктурные инструменты поддержки предпринимательской деятельности систематизированы по критерию степени воздействия на состояние предпринимательской культуры.
Место и роль институциональных форм поддержки предпринимательства на стадиях жизненного цикла предпринимательской структуры
Любая организация в процессе хозяйственной деятельности проходит определенную последовательность стадий жизненного цикла — от ее создания до прекращения предпринимательской деятельности. В российской практике этот вопрос слабо исследован, и зачастую владельцы бизнеса (учредители) готовы сильно сопротивляться изменениям, связанным с внедрением моделей жизненного цикла организации.
Общепринятыми этапами жизненного цикла хозяйствующего субъекта принято счи-
тать следующие: стадия рождения (1), стадия роста (2), стадия развития (зрелости) (3), стадия спада (снижения) (4), стадия распада (5) (рис. 1). На каждом из этих этапов целесообразно подбирать соответствующие аспекты стратегического планирования компании, корпоративной и организационной культуры, организационной структуры.
Цель функционирования институциональных форм поддержки предпринимательских структур — организационно-консультационные методы воздействия на рост устойчивого развития хозяйствующих субъектов, которые адресно обращаются за помощью к венчурным фондам, бизнес-ангелам, бизнес-инкубаторам, консалтинговым фирмам, маркетинговым компаниям и др. Однако подобного рода взаимодействие не всегда можно назвать эффективным, имеющим конечный результат и получившим поддержку от институционального актора. Сама специфика стейкхолдеров во многом зависит от того, какое финансирование они используют (федеральный, региональный, местный бюджет, частные инвестиции, государственно-частное партнерство), какие «правила игры» применяют при институциональном взаимодействии.
В общественных и гуманитарных науках сложились две противоположные точки зре-
\
Рождение
Рис. 1. Типовая модель жизненного цикла хозяйствующего субъекта Fig. 1. Typical model of a business unit lifecycle
ния на подходы к институциональным структурам. Если в экономической теории рассматриваемые акторы — это система регулярных действий, то в экономике транзак-ционных издержек институты выступают как общие когнитивные категории. При этом порядок в них поддерживается самими членами общества или «некоей внешней властью» [Schotter, 1981]. В этой связи К. Мейер утверждает, что высокие транзакционные издержки, существующие в постсоциалистических странах, определяются отсутствием соответствующих навыков у бюрократии, которая не заинтересована в их снижении, а только стремится к сохранению квазиренты [Meyer, 2001]. Именно этим и объясняется главная причина торможения экономического развития в данных странах. Иными словами, в современных рыночных условиях у предпринимательских структур сложилось не совсем верное понимание адресной помощи со стороны государства. Государственные организации как институты инфраструктуры предпринимательства выполняют следующие функции:
• разработка, принятие и организация исполнения законодательных правил и норм, что способствует развитию законного предпринимательства и стабилизации отношений между фирмами на единой для всех правовой основе;
• формирование приоритетов деятельности различных фирм, функционирующих в отдельных секторах рыночной экономики. Такие приоритеты формируются исходя из интересов национальной безопасности, объективной необходимости интегрирования национальных экономик в международное экономическое пространство, поддержания социально значимой деятельности, поддержания и развития социальной структуры общества, в том числе сглаживания социальных конфликтов;
• стимулирование инновационной деятельности в области освоения новых рыночных ниш, содержания и технологий ведения бизнеса;
• обеспечение стабильности функционирования и развития деятельности с помощью антиинфляционной и антимонопольной политики, эмиссионных, налоговых, инвестиционных, денежных, кредитных, бюджетных способов регулирования, а также воздействия на занятость населения;
• контроль деятельности предпринимателей.
Институты поддержки предпринимательства не всегда являются государственными: это могут быть коммерческие банки, консалтинговые и маркетинговые компании — то есть схожие по набору формальных и неформальных правил бизнес-единицы, частные инвесторы. По мнению Ю. Б. Рубина, обобщенно их можно интегрировать в понятие межфирменной инфраструктуры предпринимательства, представляющей собой совокупность организаций, внешних по отношению к тем или иным предпринимательским фирмам [Рубин, 2016]. Коммуникации с инфраструктурой помогают владельцам бизнеса обеспечивать процесс деятельности и находить согласие с окружением более эффективно. Например, инфраструктура промышленного предпринимательства включает:
• коммерческие банки, оказывающие кредитные и другие финансовые услуги;
• коммерческие предприятия, занимающиеся оптовой и розничной продажей товаров;
• специализированные фирмы, оказывающие консультационные, юридические, бухгалтерские услуги;
• бизнес-инкубаторы, бизнес-акселераторы, технопарки, необходимые для успешного проведения стартапов;
• учебные заведения, обеспечивающие подготовку работников различной квалификации;
• рекрутинговые фирмы, занимающиеся подбором и трудоустройством персонала;
• маркетинговые компании, осуществляющие продвижение работ, товаров и услуг фирмы;
• транспортные фирмы, выполняющие заказы по доставке и перемещению грузов;
• страховые компании;
• фирмы, обеспечивающие связь;
• фирмы, обеспечивающие коммунальные услуги (водо-, тепло-, энергоснабжение, клининг).
Важное звено межфирменной инфраструктуры предпринимательства — это государственные организации и учреждения. Развитие современного предпринимательства невозможно без выработки и централизованного исполнения антимонопольной и таможенной политики, организации бюджетной, эмиссионно-денежной и налоговой деятельности, прогнозирования и централизованного содействия занятости и трудовой миграции, контроля за аудиторской, оценочной деятельностью, государственного содействия развитию предпринимательства. Так, стратегия развития субъектов малого и среднего предпринимательства России до 2030 года включила потребность бизнес-структур в создании следующих условий:
1. Повышение производительности труда на малых и средних предприятиях:
• развитие инфраструктуры поддержки субъектов, осуществляющих инновационную деятельность;
• стимулирование кооперации малых и средних предприятий и крупных предприятий в области обрабатывающих производств и высокотехнологичных услуг;
• совершенствование системы поддержки экспортной деятельности малых и средних предприятий;
• поддержка технологического развития и импортозамещения.
2. Обеспечение доступности финансовых ресурсов для малых и средних предприятий:
• стимулирование коммерческих банков к расширению кредитования малого и среднего предпринимательства;
• развитие микрофинансирования;
• развитие национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства;
• развитие долгосрочного финансирования;
• развитие рынка секьюритизации кредитов;
• развитие лизинга;
• развитие факторинга;
• реализация программ субсидирования затрат хозяйствующих субъектов;
• развитие инструментов прямого финансирования;
• развитие новых инструментов финансирования малых и средних предприятий.
3. Совершенствование политики в области налогообложения и неналоговых платежей.
4. Повышение качества государственного регулирования:
• сокращение административной нагрузки со стороны контрольно-надзорных органов;
• устранение административных барьеров в сфере подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
• упрощение процедур доступа к использованию объектов движимого и недвижимого имущества;
• упрощение отчетности.
5. Укрепление кадрового и предпринимательского потенциала.
В таблице 1 обобщенно представлены институциональные формы поддержки предпринимательских структур и ключевые типы их финансирования.
Предпринимательскую культуру можно считать адаптивной, если институциональные формы поддержки хозяйствующих субъектов могут комплексно обеспечивать функционирование субъектов малого и среднего предпринимательства («попытка добиться желаемого результата посредством изменения только одного института всегда является неполной, а в некоторых случаях и контрпродуктивной деятельностью» [North, 2005]) на разных стадиях жизненного цикла с учетом предложенных авторами модельных принципов: отношения к собственности, управления ресурсами, отношения к собственному и наемному человеческому капи-
Таблица 1. Институциональные формы поддержки предпринимательства в России Table 1. Institutional forms of business support in Russia
Институт поддержки Форма оказываемой поддержки Ключевой тип финансирования
Бизнес-инкубатор Поддержка стартапов, помощь в создании коммерческих жизнеспособных товаров и услуг, их коммерциализация, аренда помещения Федеральный бюджет
Технопарк Создание условий для благоприятного ведения предпринимательской деятельности, становления малых и средних наукоемких предприятий, предоставление в пользование помещений и оборудования, финансовой и кадровой помощи Федеральный бюджет, региональный бюджет
Венчурный фонд Финансирование высокорисковых предприятий с целью дальнейшего получения прибыли Частные инвестиции
Программы поддержки предпринимательства (федеральные, региональные, на муниципальном уровне) Консультирование, проведение обучающих семинаров, административная помощь с поиском арендных помещений/муниципального недвижимого имущества (информационно-консультационная помощь и имущественная поддержка предпринимательства) Федеральный бюджет, региональный бюджет, местный бюджет
Коммерческие банки Микрозаймы, гарантии по кредиту или кредит на льготных условиях, лизинг Частные инвестиции
Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» Оказание финансовой, инфраструктурной, имущественной, юридической, методологической поддержки; сопровождение инвестиционных проектов; привлечение денежных средств; единый центр финансово-кредитной поддержки Федеральный бюджет
Институты развития инновационной деятельности, гранты на науку (РВК, Сколково и др.) Поддержка проектов на посевной стадии с использованием грантовых механизмов; финансирование; масштабирование бизнеса Федеральный бюджет
Акционерное общество «Российский экспортный центр» Поддержка экспортно-ориентированных проектов хозяйствующего субъекта через сформированный специализированный механизм Федеральный бюджет
талу, отношения к доходу и принципам его распределения, отношения к социальной ответственности перед обществом, реализуемых принципов деловой этики.
Устойчивое развитие предпринимательских структур в таком случае будет сформировано на основе участия институтов поддержки с учетом ключевого типа финансирования в контексте создания деловой среды для всех российских бизнес-единиц. При этом произойдет изменение и внутрикорпоративной культуры (организационной, корпоративной и кросс-культурной), изменится отношение к ведению предпринимательской деятельности среди молодежи, ко-
торая сомневается в наличии профессиональных предпринимательских компетенций и применения их на практике (так, в России только 4,7% граждан трудоспособного возраста являются начинающими предпринимателями [Данные проекта «Глобальный мониторинг...»]). России свойственен низкий уровень выживаемости компаний: 33% — доля фирм, действующих на рынке более 3,5 лет (в странах Западной Европы — свыше 50% [Организация предпринимательской деятельности]).
Идеальная модель функционирования инфраструктурных стейкхолдеров будет предусматривать адаптацию под каж-
дый уровень жизненного цикла развития предпринимательской структуры (табл. 2). Это необходимо в первую очередь потому, что пока на практике наблюдается имитационная поддержка предпринимательства: например, программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне очень часто выражаются лишь в организации бесплатных курсов по составлению бизнес-плана, а защита стратегического документа для получения инвестиций очень часто подвергается коррупционным аспектам при выдаче гранта на развитие бизнеса.
По утверждению институционалиста М. Дерябиной, понимание проблем несогласованного функционирования формальных и неформальных институтов «следует искать в предыдущей институциональной среде»: именно во времена административно-командной экономики в странах бывшего социалистического блока существовали нелегальные полурыночные отношения, которые не определялись формальными институциональными нормами и соглашениями [Дерябина, 2001].
Как утверждал в 2005 г. Р. Ф. Пустовийт, «в постсоциалистических странах, наряду с другими причинами трансформационного кризиса, как то: разрушение инвестиционного процесса, устаревшая фондовооруженность, низкое качество работы, отсутствие стимулов к технологическому прогрессу, необходимость проведения рыночной структуризации производства, разрыв производственных связей, изменения в структуре внешней торговли, особого внимания заслуживают факторы институционального характера. В первую очередь это: отвлечение ресурсов из традиционных сфер финансирования в создание новых институтов и издержки, связанные с перераспределением переходной ренты» [Пустовийт, 2005]. В этой связи по итогам четверти века становления российского предпринимательства требуется окончательное формирование предпринимательской культуры.
Институциональные механизмы поддержки предпринимательских структур в соответствии со стадиями жизненного цикла
Соотношение принципов использования институциональных инструментов в соответствии со степенью их участия в повышении предпринимательской активности на различных стадиях жизненного цикла позволяет предпринимательским организациям рационально и адресно использовать институты инфраструктуры, а государству — оценивать эффективность их работы. Иными словами, институциональной составляющей являются все без исключения организации: каждая из них имеет жизненные циклы, стратегические, тактические и оперативные цели развития, факторы успеха и барьеры, которые во многом обусловлены уровнем развития институтов.
Как очевидно из табл. 2, потребность в институциональных формах поддержки в первую очередь имеется на жизненной стадии зарождения предприятия. Практика организации предпринимательской деятельности показывает, что начинающие предприниматели нуждаются в помощи при регистрации предприятия, собственности, консультациях по выбору адаптивной для предприятия налоговой системы, ведения бухгалтерского (включая налоговый, финансовый и управленческий) учета, разработке стратегического плана развития, мотивирования нового персонала. В настоящий момент к сопровождению данных бизнес-процессов подключаются бизнес-инкубаторы, консалтинговые компании в рамках программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на макро-, мезо- и микроуровне.
На стадии роста поддержка предпринимателей со стороны институциональных форм поддержки еще более необходима, поскольку, как отмечалось ранее, «выживаемость» малых и средних предприятий на начальной стадии развития бизнеса в российских условиях низкая. Это объясняется
Таблица 2. Соотношение принципов использования институциональных инструментов для аддитивной предпринимательской культуры на разных этапах жизненного цикла
Table 2. Correlation of Institutional tools application for additive business culture at different llfecycle milestones
\ Принципы Стадии \ жизненного \ цикла \ Отношение к собственности Управление ресурсами Отношение к собственному и наемному человеческому капиталу Отношение к доходу и принципам его распределения Отношение к социальной ответственности перед обществом Реализуемые принципы деловой этики
Рождение Помощь в регистрации собственности, лизинг, предоставление льготной аренды, выдача разрешений на строительство Подключение к энергоресурсам, выдача кредитов НЯ-службы для подбора грамотного персонала Льготная система налогообложен ия, консультирование по поводу грамотного ведения бухгалтерского учета Разъяснение принципов деловой этики предпринимателя с целью создания его идеального образа
Рост Предоставление льготной аренды Консультирование, коммерциализация жизнеспособных продуктов Гранты на развитие наукоемкого производства и инноваций Льготная система налогообложен ия
Зрелость Помощь с расширением бизнеса и, соответственно, выдачей разрешений на строительство Включение в международные организации, экспор-тноориентирован-ная деятельность Создание государ- ственно-частного партнерства
Спад По возможности не повышать арендную ставку Поиск новых видов бизнеса, консультирование, обучающие семинары Обеспечение государственными и муниципальными контрактами Сопровождение инвестиционных проектов
Распад Реализация недвижимости Финансовая и юридическая помощь НЯ-службы для перевода персонала в другие организации Разрешение неплатежеспособности
тем, что в наших условиях так и не сформировалась предпринимательская культура, во времена социалистического строя предпринимательство воспринималось негативно, а в настоящее время многие институциональные структуры пропагандируют и реализуют поддержку хозяйствующих субъектов только на стадии стартапа. На данной стадии жизненного цикла необходима поддержка с льготными условиями предоставления аренды и налогообложения, возможна поддержка наукоемкого и инновационного производства в виде грантов, венчуров, коммерциализации прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Стадия зрелости предпринимательских структур, несмотря на достигнутую состоятельность бизнеса, нуждается в инфраструктурных механизмах при расширении производства, при развитии экспортно ориентированной деятельности и импортозаме-щении как одной из ключевых государственных задач (здесь подразумевается поддержка со стороны АО «Российский экспортный центр»). Поскольку бизнес уже зарекомендовал себя на рынке в качестве надежного бизнес-партнера, возможно развитие деловых отношений посредством государственно-частного партнерства с целью многолетнего закрепления статуса «зрелости» компании.
Стадия спада жизненного цикла хозяйствующего субъекта в определенной степени (с точки зрения необходимости в поддержке институциональных форм) повторяет стадию роста. С одной стороны, предпринимательская структура постепенно входит в стадию управленческого кризиса, когда творческие идеи руководства компании не позволяют диверсифицировать оказываемые услуги и/или производимые товары. В этой связи поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства должна быть направлена на консультирование относительно поиска нового вида бизнеса, необходимы обучающие семинары по маркетингу с целью разработки стратегии про-
движения компании и продукции. С другой стороны, компания начинает переживать материальный кризис. Чтобы не допустить серьезных финансовых потерь, необходимо сохранение льготных условий предоставления аренды (в этой связи бизнес-инкубаторы должны поддерживать не только начинающих предпринимателей, но и социально ответственные бизнес-структуры), обеспечение государственными и муниципальными контрактами (в рамках программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях), сопровождение инвестиционных проектов как самой компании, так и посредством адресных проектов с целью поддержки того или иного бизнеса, в первую очередь, социального.
Стадия распада неминуема для любого хозяйствующего субъекта. Прекращение предпринимательской деятельности подразумевает добровольный и вынужденный выход предпринимателей из бизнеса; бегство из бизнеса; перевод бизнеса в новые руки; прямую продажу бизнеса; продажу посредством IPO; безвозмездную передачу бизнеса в новые руки; выход предпринимателей из бизнеса посредством ликвидации фирмы; ликвидацию фирмы посредством ее банкротства. В том или ином случае процесс ликвидации юридического лица осложнен бюрократическими барьерами. По мнению экспертов, данный процесс осуществить даже сложнее, чем зарегистрировать фирму. В этой связи поддержка со стороны институциональных форм должна заключаться в юридической помощи в реализации недвижимости, основных средств, решении вопросов неплатежеспособности; консалтинговые HR-агентства с целью сохранения хорошего психологического состояния должны найти работу для сотрудников, вынужденных покинуть данную компанию.
Относительно реализуемых принципов деловой этики следует отметить, что поддержка со стороны институциональных форм будет заключаться в разработке Ко-
декса социально ответственного предпринимателя, который необходимо заложить в основу развития компании на стадии рождения. Далее деловая этика в организации будет соблюдаться посредством формальных локальных актов и неформальных ценностей сотрудников. Отметим, что социальная ответственность бизнеса и деловая этика — базис формирования предпринимательской культуры и, как следствие, благоприятной деловой среды России.
В таблице 2 также отдельно выделены стадии роста и спада, поскольку именно на данных этапах жизненного цикла бизнес-единицы находятся на развилке своего дальнейшего существования и им необходима эффективная институциональная поддержка. Стадия рождения сопровождается практически всеми типами институтов поддержки, представленных в табл. 1. Стадия распада совсем не поддерживается институциональными формами.
Заключение
Таким образом, анализ теоретических аспектов использования элементов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства позволяет сделать следующие выводы:
• переход от административно-командной к рыночной экономике, четверть века становления российского предпринимательства и его развития в институциональной среде пока не позволили сформировать адаптивную предпринимательскую культуру;
• под предпринимательской культурой необходимо понимать комплекс элементов, направленных на формирование бизнес-среды с благоприятной культурой с целью формирования деловой активности на микро- (уровне хозяйствующего субъекта), мезо- (между партнерами/контрагентами) и макроуровне (на уровне государства):
■ на микроуровне (хозяйствующего субъекта) предпринимательская культура будет способствовать повышению эф-
фективности производства, улучшению качества продукции и услуг и, следовательно, увеличению предпринимательского дохода;
■ на мезоуровне (межфирменной инфраструктуры предпринимательства) — созданию благоприятных условий и выполнению обязательств с целью формирования активной деловой среды;
■ на макроуровне (национальном уровне) — поддержке субъектов предпринимательства, включая институциональные механизмы и инфраструктурные элементы;
• эффективная институциональная поддержка необходима субъектам малого и среднего предпринимательства на таких стадиях жизненного цикла организации, как рост и спад.
Список литературы
1. Дерябина М. Институциональные аспекты постсоциалистического переходного периода // Вопросы экономики. 2001. № 2. С. 108-124.
2. Организация предпринимательской деятельности: учебник / А. Б. Ильин, Л. С. Леонтьева. М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2016. — С. 14.
3. Пустовийт Р. Ф. Формирование предпринимательской институциональной среды в постсоциалистических странах // Постсоветский институционализм: монография / под ред. Р. М. Нуреева, В. В. Дементьева. Донецк: Каштан, 2005. — С. 288.
4. Рубин Ю. Б. Основы предпринимательства. М.: МФПУ «Синергия», 2016. С. 319-320.
5. Цит. по: Обатуров А. А. Совершенствование системы государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге: дисс. на соискание уч. степени канд. экон. наук... 08.00.05. СПб., 2015. — С. 26.
6. Hayek F. The Fatal Conceit. The Errors of Socialism. London: Routledge, 1988.
7. Meyer K. E. Institutions Transaction Costs, and Entry Mode Choice in Eastern Europe // Journal of International Business. 2001. 2-nd Quarter. Vol. 32. Issue 2. P. 357-368.
8. North D. C. Understanding the Process of Economic Change, Princeton, NJ: Princeton University Press. — P. 157.
9. Schotter A. The Economic Theory of Social Institutions, Cambridge, UK and New York: Cambridge University Press. — P. 11.
10. Данные проекта «Глобальный мониторинг предпри-нимательства-2014» [Электронный ресурс]. URL: http://mosgarantfund.ru/news/novosti-predprinimatelstva/ globalnyy-monitoring-predprinimatelstva-global-ent (дата обращения: 20.07.2016).
References
1. Deryabina M. Institucional'nye aspektypostsocialistichesk-ogo perekhodnogo perioda [Institutional aspects of post-socialist transition period]. Voprosy ehkonomiki, 2001, no. 2, pp. 108-2.
2. Il'in A. B., Leont'eva L. S. Organizaciya predprinimatel'skoj deyatel'nosti: uchebnik [Organizing entrepreneurial activity]. Moscow, FGBOU VO «REHU im. G. V. Plekhanova», 2016, p. 14.
3. Pustovijt R. F. Formirovanie predprinimatel'skoj institu-cional'noj sredy v postsocialisticheskih stranah [Laying entrepreneurial institutional environment in post-socialist countries]. Postsovetskij institucionalizm, pod red. R. M. Nureeva, V. V. Dement'eva. Doneck: Kashtan, 2005, p. 288.
4. Rubin Yu. B. Osnovy predprinimatel'stva [Fundamentals of Entrepreneurship]. Moscow, MFPU «Sinergiya», 2016, pp. 319-320.
5. Cit. po: Obaturov A. A. Sovershenstvovanie sistemy gosu-darstvennogo regulirovaniya i podderzhki malogo i sredne-
go predprinimatel'stva v Sankt-Peterburge. Diss. na sois-kanie uch. stepenikand. ehkon. nauk... 08.00.05. [System of development of state control and small and medium enterprises support in St. Peterspurg]. Sankt-Peterburg, 2015, p. 26.
6. Hayek F. The Fatal Conceit. The Errors of Socialism. London, Routledge, 1988.
7. Meyer K. E. Institutions Transaction Costs, and Entry Mode Choice in Eastern Europe. Journal of International Business, 2001, 2-nd Quarter, vol. 32, issue 2, pp. 357-368.
8. North D. C. Understanding the Process of Economic Change. Princeton, New York, Princeton University Press, 2005, p. 157.
9. Schotter A. The Economic Theory of Social Institutions. Cambridge, UK and New York, Cambridge University Press, 1981, p. 11.
10. Global'nyj monitoring predprinimatel'stva-2014 [Global Entrepreneurship Monitor — 2014]. Available at: http://mosgarantfund.ru/news/novosti-predprinimatelstva/ globalnyy-monitoring-predprinimatelstva-global-en (data obrashcheniya: 20.07.2016).
L. Leontieva, Department of Entrepreneurship and logistics, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, [email protected]
A. Ilin, Department of the Theory and Practice of Competition, «Synergy» University, Moscow, Russia, [email protected]
Yu. Sizova, Department of Foreign Languages, Department of Entrepreneurship and Logistics № 1, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, [email protected]
National business culture in Russia: institutional formation mechanisms
The article is devoted to the analysis of causes for low entrepreneurial activity in Russia and its limited growth rates. The authors note that this situation is also typical for other transition countries and it is connected with historical background and mental peculiarities the absence thereof adaptive entrepreneurial culture. There are certain tendencies in development of mental characteristics of modern Russian business connected with certain features of national business environment. In-frastructural constituents of external business environment mold those standards, norms, rules that characterize entrepreneurial culture shape. Modern economic environment demands maximum efficiency of infrastructure facilities use for business support as a an input tool for business activity development, creation of an assessment system for evaluating the impact of support institutions on shaping positive properties of business environment.
This paper highlights systematizing of infrastructural instruments of business activity support upon criterion of an impact extent on entrepreneurial culture condition. To such criteria the authors refer the following: attitude toward property; resource management; attitude toward own and hired human capital; attitude toward income and principles of its distribution; attitude toward social corporate responsibility; implemented business ethics principles.
As a result, the authors reveal correlation of institutional tools application principles for additive entrepreneurial culture formation at different lifecycle milestones.
Keywords: Business Culture, business units, institutional forms of business structures support, intercompany infrastructure of entrepreneurship, lifecycle milestones.
About authors: L. Leontieva, PhD in Economics, Professor; A. Ilin, PhD in Economics, Assistant professor; Yu. Sizova, Postgraduate student, Senior Lecturer
For citation: Leontieva L., Ilin A., Sizova Yu. National business culture in Russia: institutional formation mechanisms. Journal of Modern Competition, 2017, vol. 11, no. 4 (64), pp. 82-92 (in Russian, abstr. in English).