Научная статья на тему 'Национальная поясная борьба в подготовке будущего учителя физической культуры'

Национальная поясная борьба в подготовке будущего учителя физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаджиагаев С.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальная поясная борьба в подготовке будущего учителя физической культуры»

З.Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы 1999. подготовки спортсменов. - Киев: Олимпийская литература,

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЯСНАЯ БОРЬБА В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С.М. Гаджиагаев,

Дагестанский государственный педагогический университет

Национальная поясная борьба как вид спорта способствует профессиональной подготовке будущего учителя при условии соблюдения определенных требований к учебно-тренировочному процессу. При этом организационные и научно-методические основы осуществления учебного процесса с использованием национальной борьбы предполагают: подготовку места для занятий, оборудование его необходимым инвентарем; комплектование учебных групп; планирование учебного процесса, составление графика и поурочных тематических планов, определение расписания занятий; организацию и проведение занятий и различных соревнований.

В процессе обучения национальной поясной борьбе необходимо руководствоваться основными педагогическими принципами, предопределяющими успешность педагогического взаимодействия субъектов в рамках педагогической технологии. В качестве основных нами определены принципы сознательности, активности, систематичности, доступности, учета индивидуальных особенностей, прочности, обеспечивающие минимальный уровень научности и эффективности педагогического взаимодействия, реализацию требований к организации учебно-тренировочного процесса по подготовке будущего учителя физической культуры.

С учетом сказанного, основной целью обучения национальной поясной борьбе выступает овладение будущим учителем физической культуры тактико-техническими знаниями, умениями и навыками, совершенствование волевых качеств (смелость, решительность, инициативность, настойчивость, выдержка, стойкость в преодолении трудностей и т. д.).

Исходя из основной цели, задачами профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры в рамках национальной поясной борьбы выступают овладение технико-тактическими действиями по национальной борьбе, привитие инструкторско-методических навыков и т. д. При этом разносторонняя физическая подготовка является одним из основных условий достижения спортивного мастерства и готовности будущего учителя физической культуры к профессионально-педагогической деятельности.

Следовательно, подготовка будущего учителя должна быть направлена на развитие основных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости), формируемых непосредственно в процессе занятий национальной поясной борьбой, путем использования общеразвивающих упражнений из других видов спорта.

Сила борца проявляется в разнообразных ситуациях воздействия на противника, зависящих от волевых качеств, способности мобилизовать себя, правильного проведения технических действий с максимальной быстротой и т.д. Умелому использованию усилий, веса, плеча рычага, суммарной силы рук, туловища и ног способствуют общеразви-вающие и специальные упражнения с партнером, борцовским манекеном, штангой, гирями, гантелями, набивными мячами, эспандером и другими средствами.

Важное значение в национальной борьбе имеет развитие быстроты, без которой немыслимо достижение высоких ре-

зультатов, поскольку в определенных ситуациях доли секунды предопределяют результативность схватки. При этом быстрота носит скоростно-силовой характер и зависит от нервной системы, эластичности мышц, подвижности суставов, способности мышц антагонистов к расслаблению, совершенного владения техническими действиями, правильного выбора различных динамических ситуаций и т.д.

В национальной борьбе выносливость борца характеризует способность выполнять действия в высоком темпе на протяжении всей схватки. Выносливость зависит от работоспособности центральной нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, от совершенства техники, умения с оптимальным мышечным напряжением выполнять технические действия рационально и способности вовремя расслабить мышцы. При этом различают общую выносливость, понимаемую как выполнение большой работы в течение длительного времени и специальную, характеризующую способность борца выдержать высокий темп в течение всей схватки.

Анализ методов обучения, обеспечивающих решение задач подготовки к профессиональной педагогической деятельности будущего учителя физической культуры показывает, что в качестве оптимальных следует признать словесный метод, наглядный метод (демонстрация), метод упражнения.

Словесный метод предполагает сообщение занимающимся отдельных сведений о том, как и когда, в каком направлении, с какой скоростью и т. д. выполняются тактико-технические действия, основным требованием к которому выступает яркость, краткость, простота и образность изложения.

Наглядный метод включает демонстрацию движений в натуре или в виде изображения, для чего применяются рисунки, фотографии и т. д., отображающие различные тактико-технические действия и их закономерные связи.

С учетом того, что умение вырабатывается путем разучивания, а навыки формируются и совершенствуются на тренировках, основным методом в национальной поясной борьбе выступает упражнение как способ взаимодействия, обеспечивающий овладение технико-тактическими приемами, контрприемами, защитами. Использование только одного из рассмотренных методов не обеспечивает качество учебно-тренировочного процесса, уровень которого проверяется на соревнованиях. Физическая подготовка будущего учителя физической культуры в рамках национальной поясной борьбы осуществляется в течение всего времени обучения, при этом в разные периоды и этапы тренировки используются соответствующие методы, формы и средства.

Наибольшую значимость для национальной поясной борьбы, на наш взгляд, имеют практические формы различной направленности (совершенствование приемов, специальная подготовка и т. д.), характеризующие более свободной организацей деятельности, а тренировки проводятся под непосредственным руководством со стороны тренера, относительно постоянным и однородным составом занимающихся, строгой регламентацией деятельности, жестким контро-

лем посещаемости и успеваемости и т. д.

Все практические занятия по национальной поясной борьбе различаются по цели (учебные, учебно -тренировочные, тренировочные, контрольные и соревновательные), по количественному составу борцов (индивидуальные, групповые и индивидуально-групповые) и по степени разнообразия решаемых задач (однородные, разнородные).

Анализ теории и практики обучения национальной борьбе указывает на применение трех (вводноподготовительной, основной и заключительной) частей практического занятия.

Вводноподготовительная часть занятия включает общую и специальную разминки, направленные на повышение функциональной активности всех органов и систем за счет использования общеподготовительных упражнений, направленных на повышение эмоционального воздействия.

Основная часть занятия по структуре может быть простой, характеризоваться однотипной деятельностью занимающихся, разнородными упражнениями, требующими дополнительной специальной разминки. Трудность организа-

ции основной части занятия заключается в порядке расположения разнородных упражнений, зависящих от задач тренировочного периода.

Заключительная часть занятия направлена на успокоение основных систем организма с применением построений, медленной ходьбы, упражнений на расслабление. Также в заключительной части занятия подводятся итоги и дается оценка деятельности занимающихся.

Литература

1. Абдуллаев И. Национальные виды спорта. - Махачкала, 1962.

2. Агапов Ф.А. Физическая культура и спорт у горских народов Северного Кавказа. - Махачкала, 1971.

3. Байрамкулов Х.К. Тутуш. - Черкесск, 1971.

4. Гаджиагаев С.М., Гаджиагаев А.С., Магомедов Т.И. Национальная поясная борьба. - Махачкала, 2005.

5. Дибиров М.А. Дагестанская народная физическая культура. - Махачкала, 1975.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОИ И ИННОВАЦИОННОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРОВ В ВУЗЕ У.В. Аристова, кандидат педагогических наук, доцент, зав.кафедрой дизайна костюма факультета дизайна Московского открытого социального университета

Профессиональная подготовка дизайнеров в высшем учебном заведении предполагает создание определенных условий, в которых творческий и интеллектуальный рост будущих специалистов будет идти особенно интенсивно. Одним из таких условий становится включение студентов в активную научно-исследовательскую и инновационную деятельность с использованием педагогического потенциала ее разнообразных форм.

Научно-исследовательская работа студентов является одной из важнейших форм учебного процесса. Организация учебно-исследовательской работы в вузе позволяет решить ряд задач, связанных с профессиональным становлением будущего специалиста:

- более глубокое и прочное усвоение учебного материала, расширение общего кругозора обучаемых;

- развитие аналитического и прогностического мышления, способности сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал и научную литературу по проблеме исследования;

- знакомство с методами исследования, приобретения умения выбирать конкретные методы и методики, необходимые для такой работы;

- овладение техникой эксперимента и методами анализа его результатов;

- получение представлений о научном исследовании;

- приобретение навыков формулировать проблему, гипотезу и цель исследования;

- овладение разнообразными формами организации исследовательской работы, формами итогового оформления собственного исследования и формами оценивания его результатов.

Научно-исследовательская работа существует в рамках высшего учебного заведения в двух видах:

1-й вид - исследовательская работа, предусмотренная действующими учебными планами;

2-й вид - исследовательская работа сверх требований учебного плана.

В той или иной степени в научно-исследовательской работе первого вида участвуют все студенты. Написание курсовых и дипломных работ невозможно без проведения исследований различной степени сложности. Курсовые работы могут выполняться как по дисциплинам, имеющим практическую направ-

ленность в зависимости от специализации «Проектирование», «Конструирование», «Технология художественной обработки материалов» и т.д., так и теоретическую - «История культуры и искусств», «История дизайна, науки и техники», «История костюма и кроя», «История орнамента» и др.. Это первая работа, соединяющая в себе практическую и теоретическую деятельность студента. Выполнение курсовой работы формирует у студента навыки самостоятельного художественного и научного творчества, способствует повышению его теоретической и профессиональной подготовки и лучшему усвоению учебного материала. Выполнение курсового проекта становится частью будущего дипломного проекта, завершающего подготовку специалиста в вузе. Поэтому выбор темы традиционно связан с направлением дипломного проектирования. Помимо курсовых и дипломных работ важное значение в подготовке дизайнера к научной, научно-технической, проектной и инновационной деятельности имеет выполнение студентами научных, технических и проектных заданий в период производственных практик, участие в работе студенческих дизайнерских бюро, дизайнерских объединений и творческих союзов, выполнение заказов производств.

Тем не менее, более глубокая исследовательская работа, заниматься которой студента не обязывает учебный план, охватывает далеко не всех обучаемых. Поэтому такое важное значение приобретает включение будущих специалистов в работу различных объединений, организованную во внеучебное время.

Студенческие учебно-исследовательские группы, конференции, дни науки и творчества - все эти формы научно-исследовательской работы второго вида позволяют студенту начать полноценную научную и творческую работу, найти единомышленников в области профессиональных интересов, с которыми можно посоветоваться и поделиться своими мыслями, идеями и творческими планами. Участие студентов в такой работе, введение исследовательских элементов в различные формы учебных занятий помогают развить ряд полезных качеств, таких как самостоятельность и инициатива, индивидуальный профессиональный и творческий почерк, творческие способности. Именно от студента в этом случае зависит тема исследований, сроки выполнения работы, а также будет ли выполнена работа вообще. Важно сознательное участие студентов в проведении тех или иных исследований - он сознательно, за счет свободного времени готов заниматься вопросами той или

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.