УДК 323/1; 227/39 ЕРОПУТОВА H.K.
аспирант кафедры Отечественной и региональной истории, Донецкий Национальный университет E-mail: [email protected]
UDC 323/1;227/39 EROPUTOVA N.K.
Postgraduate Student, Department of the Patriotic War and regional history, Donetsk National University E-mail: [email protected]
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СССР И ПОЛИТИКА «КОРЕНИЗАЦИИ» В ЖИЗНИ ГРЕЧЕСКОГО ЭТНОСА: ЦЕЛИ И МЕТОДЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
NATIONAL POLICY IN THE USSR AND POLICY OF "INDIGENIZATION" IN THE LIFE OF GREEK ETHNOS: GOALS AND METHODS OF ITS REALIZATION
В статье, которая является частью большой научной работы, автор анализирует сущность национальной политики в СССР в 20-30-е годы XX века. На основе источников периода советской модернизации в СССР (правовых документов, архивных материалов, протоколов, резолюций, распоряжений, отчеты партийных, государственных органов, воспоминаний современников), научных исследований коллег автор прослеживает развитие этнической политики советского тоталитаризма. Эта политика прошла путь от революционного интернационализма и утопической мечты о мировой победе справедливых идей к прагматичной задаче сохранения большевистской власти в отдельно взятой многонациональной стране, с уникальной союзной формой устройства. Автор исследует преемственность политики 20-х и 30-х годов, выявляет жестокую политическую логику в действиях сталинского руководства, которое, формируя границы республик, их государственную структуру, язык, культуру, жонглировало судьбой народов, особенно таких небольших и очень одиноких перед лицом истории как греки Донецкого края.
Ключевые слова: федерализация, автономизация, коренизация, национализм, интернационализм, коллективизация, репрессии, «греческая операция».
In the article, which is part of a large scientific work, the author analyzes the essence of national policy in the USSR in the 20-30s of the XX century. On the basis of the sources of the period of Soviet modernization in the USSR (legal documents, archival materials, protocols, resolutions, orders, reports of party, state organs, memoirs of contemporaries), the author traces the development of the ethnic policy of Soviet totalitarianism. This policy evolved from revolutionary internationalism and a Utopian dream of a world victory for just ideas to a pragmatic task ofpreserving Bolshevik power in a single multinational country, with a unique allied form of organization. The author examines the continuity of the policies of the 1920s and 1930s, reveals brutal political logic in the actions of the Stalinist leadership, which, forming the borders of the republics, their state structure, language, culture, juggled the destiny ofpeoples, especially such small and very isolated in the face of history as Greeks of the Donetsk region.
Keywords: federalization, autonomy, indigenization, nationalism, internationalism, collectivization, repression, "Greek operation ".
Жизнеспособная модель межнациональных отношений в любом государстве является залогом стабильности его правовой и политической системы. Исторический опыт свидетельствует о том, что гибель огромных этнически неоднородных империй, была неизбежной в силу развития центробежных сил в ее национальных сегментах. Изменчивая, прагматичная, конъюнктурная национальная политика большевиков всегда вызывала большой интерес исследователей. Исследованию этой проблемы посвящены десятки научных работ, в том числе работы ученых Донбасса и Приазовья как С. Яли, A.B. Гедьо, К.В. Балабанов, З.Г. Лихолобовой, В.Н. Никольского, П.В. Доброва, С.А. Калаерова, и других. Первое и основное, на что обращают внимание исследователи, это противоречивость процессов в национальной сфере. В ее изучении логично обратиться к документам этой эпохи, к первоисточникам: к наследию
В.И. Ленина. И.В. Сталина, Н.И Бухарина, к содержанию Деклараций и Конституций РСФСР, СССР, УССР, к материалам Съездов Советов и съездов партии большевиков, к резолюциям Конгрессов Коминтерна, материалам и документации местных органов власти, к статистическим материалам и свидетельствам современников.
Многонациональная Российская империя укреплялась единством дворянских элит. Независимо от национальной принадлежности феодальная и племенная элита империи пользовалась равными привилегиями перед императором. Опираясь на военно-административную власть имперских генерал-губернаторов, национальная элита до поры до времени могла контролировать ситуацию. Этому способствовало то, что многие народности Российской империи в силу неразвитости национальной жизни (культуры, языка) не смогли политически выразить себя.
© Еропутова Н.К. © Eroputova N.K.
В начале XX века развитие буржуазных отношений, кризис феодально-племенной системы оживили политическую жизнь империи, ее национальных окраин. События трех русских революций, трагедия первой мировой войны глубины национальной народной жизни затронули слабо, но пришедшие к власти большевики понимали - судьба их власти зависит от того, за кем пойдут национальные окраины. Малые народы пытались найти свое место в водовороте революции и гражданской войны. Их действия в значительной степени были продиктованы не четким политическим планом, а инстинктом, жаждой справедливости. Найти общий язык с национальными меньшинствами большевикам было очень сложно, тем более, что в самой партии по этому вопросу не было единства.
С одной стороны, большевистский лидер Ленин был в плену мечты о победе мировой революции, о единении рабочего класса независимо от национальностей. С другой, Ленин был прагматик, понимающий, что власть захватить легче, чем ее удержать. Он осознавал. что страна многоукладна. многонациональна, многоконфессиональна, неравномерно развита, что она может стать тем, что удержать невозможно, но жалко потерять. Можно было через популистскую политику, тотальную пропаганду и же сто кие репрессии насадить единую идеологию, но преодолеть национальный менталитет, традиционное, часто бытовое мироощущение, почти невозможно. Правовая норма о «праве наций на самоопределение», закрепленная в документах эпохи (в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» [1], в советских Конституциях 1924 г. и 1936 г.), была направлена на то. чтобы выбить почву из-под ног национал-сепаратистов. Поскольку реальная власть принадлежала партии, а не Советам, можно было сколько угодно развлекаться с территориальным устройством - суть политики оставалась неизменной -сохранить единство страны под властью большевиков. В.И. Ленин ожидал революцию на Западе и создавал свою «унитарную модель» СССР в надежде на подобное развитие событий. В Резолюции «О тактике Российской коммунистической партии (большевиков)», принятой на III Конгрессе Коминтерна в 1921 г., прописано: «... по окончании открытой гражданской войны. Российская Коммунистическая партия своей политикой... концентрирует под своим руководством все силы пролетариата, чтобы удержать его диктатуру в России до того момента, пока западноевропейский пролетариат не придет на помощь своим братьям» [2]. Как показали дальнейшие события, Ленин и его единомышленники ошибались на счет возможностей мирового коммунистического движения.
Детальный анализ планов государственного строительства выявляет страшную неразбериху в головах, действиях политиков и в официальных документах. В период гражданской войны не исчезла в сознании национальной элиты идея федерализации. В тексте «Конституции РСФСР» 1918 г. в Главе первой (п.2) закреплялась следующая норма:«Российская Советская
Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик» [3]. В I Универсале ЦР Украины речь идет об автономии в составе обновленной федеративной России: «Неоддшяючись вщвс1Й Росп, не розри-ваючи з державою Росшською, хай народ украшсысий на свош земл1мае право сам порядкувати сво1м жит-тям» [4]. В период гражданской войны формируется так называемый военно-политический союз советских республик. Этот союз лег в основу будущего СССР и советской национальной политики. Ленинский план государственного устройства предусматривал многоуровневую структуру: от центра к местному советскому самоуправлению. Для В.И. Ленина было принципиально важно победить «великодержавный шовинизм», который для него выражался в лозунге «белого» движения «Да здравствует великая и неделимая Россия!» В этом контексте весьма интересно обратить внимание на борьбу Ленинского плана унитарного государства и Сталинского плана «автономизации». В этой борьбе в значительной степени решалась судьба в том числе малых народов.
И.В. Сталин в партии большевиков считался «экспертом» в национальном вопросе: в марте-мае 1913 г. он стал автором теоретического эссе «Марксизм и национальный вопрос» [5]. В этой работе он отстаивает интернационализм в решении национального вопроса, заявляя, что интересы сохранения единства пролетариата и его авангарда социал-демократической партии являют приоритетом по отношению к культурно-национальной автономии, т.е. национальный вопрос должен решаться в плоскости политической целесообразности. И.В. Сталин отмечает: «Культурно-национальная автономия не разрешает национального вопроса. Мало того: она обостряет и запутывает его, создавая благоприятную почву для разрушения единства рабочего движения, для обособления рабочих по национальностям, для усиления трений между ними». Практическим воплощением этих взглядов стала политика сталинского руководства в 20-30-е годы XX в.. в период советской модернизации.
В январе 1918 г. на III Всероссийском съезде Советов И.В. Сталин заявил уже совершенно определенно, как следует толковать право на самоопределение. Он отмечал, что «корень всех конфликтов, возникших между окраинами и центральной советской властью, лежит в вопросе о власти... Все это указывает на необходимость толкования принципа самоопределения как права на самоопределение не буржуазии, а трудовых масс данной нации» [6]. Национальное чувство, если оно не подкреплено правильной идеологией большевизма, объявлено контрреволюцией, с которой нужно бороться. И.В. Сталин подчеркивал, что «этот оборонительный национализм превращается нередко в национализм наступательный... Все... виды шовинизма... являются величайшим злом, грозящим превратить некоторые национальные республики в арену грызни и склоки». Взгляды И. В. Сталина особенно важно знать, т.к.
именно он будет их реализовыватъ в 20-30-х гг. XX в. И. В. Сталин считал, что советское государство - это, конечно, коммунистическая, но империя, где новшество - это реализация федеративного устройства страны, с ограниченным суверенитетом национальных автономий. Это, прежде всего, национальные культура, образование, религия, быт, традиции. И.В. Сталин выдвинул идею «автономизации», а В. И. Ленин предложил создать СССР. И.В. Сталин, уступая авторитету, отказался от своего проекта. Ленинский «проект унитарного государства - СССР» стал последней победой В.И. Ленина. Исследователи спорят, было ли это победой, было ли созданное по плану В.И. Ленина союзное государство действительно союзным, а не замаскированной «жесткой» федерацией с имперским замесом. Споры длятся до сих пор.
20-е гг. XX в. стали в политической жизни СССР периодом внутрипартийной борьбы, в процессе которой сформировалась система сталинского руководства. В дальше началась характерная для политики большевиков в 20-е гг. балансировка: разворачивается наступление на так называемых «национал-уклонистов» (местный национализм); одновременно центральная власть ищет поддержку у местной партийной и советской бюрократии, т.е. проводила политику коренизации. В апреле 1923 г. XII съезд РКП(б) провозгласил эту политику, предусматривавшую вовлечение представителей коренных национальностей в партийный аппарат и государственные органы, применение национальных языков в партийной, хозяйственной работе, образовании, прессе, издательской сфере. Формирование аппарата управления в национальных республиках по преимуществу из людей местных, знающих язык, быт. нравы и обычаи соответствующих народов стала обычной практикой. Коренизация «сверху донизу» означала слияние всех наций на основе русского языка и культуры. При этом проводится огромная работа по формированию языков делопроизводства союзных республик (в том числе по созданию письменности, грамматики, литературы). Интересно отметить, что в отношении многих малых народов, к которым можно с полным правом отнесли понтийских греков, в начале проводиться осторожная политика. Велась разведка (исследования, опросы, переписи, подходы, возможности) с целью выяснения возможностей национально-территориальных образований. Однако в дальнейшем политика начинает меняться под воздействием внешних факторов. Грекам Донецкого края предстояло жить под двойным прессом официальной идеологии и давлением слабо спланированной политики союзных и республиканских властей. Их права, как и права других малых народов, были закреплены в тексте Конституции УССР в статье №19: «Для наибольшего обеспечения интересов национальных меньшинств, составляющих в той или иной местности компактное большинство, согласно постановлениям высших органов Республики могут образовываться отдельные национальные административно-территориального единицы, с обеспе-
чением права национальностям, составляющим национальные меньшинства в этих местностях» [7].
Крайности местной коренизации («украинизации»), в значительной степени были смягчены в результате объективных сложностей в работе с национальными меньшинствами, к которым относится греческий этнос Донецкого края. Греки, лишенные условий для преподавания родного языка в школах еще при царизме, в 60-е гг. XIX века, утратившие наиболее образованные слои населения в период революции и гражданской войны, решали судьбоносные проблемы - на каком языке распрощаться с неграмотностью и политической неразвитостью - на русском, украинском или родном языке (с выбором языка были большие проблемы), где взять материальные и человеческие ресурсы для этого процесса.
В начале 20-х годов не все в руководстве Украины понимали необходимость работы с малыми народами: 23 апреля 1921 г. Политбюро ЦК КП(б)У приняло решение о создании отдела национальных меньшинств при НКВД [8], Полномочий Наркомата просвещения УССР не хватало, т.к. кроме решения задач культурного строительства нужно было решать задачи административного устройства УССР, вести пропагандистскую работу. Через 3 года, в апреле 1924 г., к работе подключилась влиятельная Центральная комиссия по вопросам национальностей при ВУЦИК, просуществовавшая до 1941 г. Прежде, чем продвигаться вперед, советское руководство должно было обеспечить надежность местных административных тылов. Работа предстояла огромная. Ее масштаб и трудности к размеру этноса не имели никакого значения, с малыми народами работы, и проблем было не меньше, чем с государство образующими этносами.
В 1925 г. в УССР насчитывалось 58 греческих населенных пунктов, которые были расположены в составе 4 округов (Луганского, Старобельского, Мариупольского и Сталинского) [9]. Все лето 1925 г. специальная комиссия ВУЦИК и местные окружные бюро проводили детальное обследование греческого населения Мариупольского округа и Сталинского округа (три села Стыла. Болыпе-Каракуба, Ново-Бешево) УССР [5]. Безусловно, работа не носила всеобъемлющий характер, но общие тенденции прослеживались, неоднократно были подтверждены в дальнейшей работе. Итогом исследования стали следующие документы: 1. Отчет Комиссии ВУЦИК от 29 августа 1925 г. по Мариупольскому округу [10]; 2. Отчет Комиссии ВУЦИК от 19 сентября 1925 г. по Сталинскому округу. Был собран интереснейший материал, содержание которого серьезно встревожило местную партийную и советскую власть. Были сделаны определенные выводы, которые легли в основу «Резолюции ЦК нацменьшинств при ВУЦИК по Докладу комиссии по обследованию состояния греческого населения Мариупольского и Сталинского округов» от 19 января 1926 г. [11]. Некоторые выводы, которые в ней сформулированы, в чем-то предвосхищали репрессивную политику 30-40-х г. XX в отношении национальных меньшинств. Пытливое научное исследование, живой интерес к жиз-
ни тысяч людей, характерные для Доклада, сменяются жесткими скоропалительными политическими выводами, навешиванием ярлыков, административной риторикой: здесь и затаившийся враждебный шовинизм, и попытки к национальному обособлению, и скрытая русификация. Тем не менее, задачи в этом документе сформированы верные: 1) создать национальные греческие сельсоветы; 2) незамедлительно развернуть работу в сфере языка и народного образования в греческих селах; 3) ввести привилегированное землеустройство с целью экономической поддержки греков; 4) бороться с «так называемыми национальными болезнями»; 5) развернуть работу в сфере исторических краеведческих исследований. В этом документе пытались ответить на важнейшие вопросы в жизни греческого этноса: какова демография народа, в каких условиях развивается хозяйственная жизнь, на сколько велик уровень симпатий к новой власти, на кого можно опереться, на каком языке вести просветительскую работу, как должно выглядеть административное деление, полномочия местной власти. Получились черновые наметки, смутные перспективы, не имеющие прочной материальной базы и надежного финансирования, ведь в этот период (с 1925 г.) уже взят курс на индустриализацию. Все, что не было напрямую связано с потребностями индустриализации финансировалось по остаточному принципу(почти во всех документах идет речь о нехватке средств).
Партийная и советская работа с греческим меньшинством в СССР, в том числе среди греков Донецкого края, имела в конце 20-х гг. XX в. значительную идеологическую, пропагандистскую окраску, так как в данный период на греческую метрополию возлагал большие надежды Коминтерн: греки в метрополии должны были увидеть реальные успехи Советской власти в национальном вопросе. Участники собрания села Саргана Мариупольского округа от 19 июля 1928 г. заявляли: «Обращаясь к своим собратьям, рабочим и крестьянам Греции, мы протестуем против ложных сведений греческих фашистов о том, что система советского управления привела к разорению и обнищанию некогда цветущих греческих колоний...Вся политика советской власти в отношении нацменьшинств направлена к строительству экономической и культурной жизни на родном языке»языке» [12]. На протяжении четырех лет, до начала коллективизации, власть действительно предпринимала значительные усилия в данном направлении: в 30 мая 1928 г. ВУЦВК принял решение о создании 3 греческих районов в Мариупольском округе - Мангушского, Сартанского и в Сталинском округе - Великоянисольский. [13]. Общее население 91 250 тыс. чел. [14]. Развернулась титаническая работа, в процессе которой приходилось не только перевоспитывать интернационалистов-большевиков, которым поручалось руководство этим процессом. Приходилось преодолевать инерцию мышления греческого населения, которое с трудом разбиралось в хитросплетениях национальной, в значительной степени аппаратной, национальной политики. Например, многие представители
национальной интеллигенции не принимали эллинизации и татаризации в тех формах и теми методами, которые предлагались властью. Природный ум крестьянина, интуиция древнего греческого народа, подсказывали, что политика в отношении национальных меньшинств носит временный характер, не имеет под собой прочных юридических гарантий, может не оправдать возложенных на нее надежд. Косвенные подтверждения этому можно найти в документах эпохи.«Великий перелом» конца 20-х - начала 30-х гг. XX требовал «великих» героев, но взять их было негде. В 1929 г. по греческим округам была проведена чистка партийных ячеек. Именно местным партийцам предстояло в дальнейшем вершить судьбы тысяч людей. В архивных протоколах по результатам чисток в Старо-Каранском районе Мариупольского округа из 37 чел. исключили из партии 11, оставили 26, из них 8 - греки [5]. Все оставленные в партии были людьми «социально близкими», но с ничтожным стажем партийной работы (от нескольких месяцев до 3 лет): они оказались в партии во время компаний по привлечению местных национальных кадров. Все (исключенные и нет) получали в протоколах общие характеристики: «разложение, пьянство, взятки, растраты, полное бездействие, политический уровень низкий».Большая тройка отмечает в протоколах от 28 июня 1929 г. (за несколько месяцев до начала сплошной коллективизации) следующее: «Болезненные» явления: 1) наличие склоки в ячейке; 2) слабая дисциплина; 3) наличие неустойчивых и халатно относящихся к работе коммунистов; 4) культурная интеллигенция (врачи, учителя) в практической работе ячейки не использовались». Тем. кого оставили в рядах ленинской партии, ставили условия: «Дали 6 месяцев для поднятия политического уровня» [15]. Насколько хватило им этого времени свидетельствует печальный результат их работы - «перегибы в колхозном движении», осужденные в статье И. В. Сталина «Головокружение от успехов» от 5 марта 1930 г. Коллективизация вызвали сильное сопротивление греческого этноса Приазовья. Уничтожение крепких хозяйств приобрело формы национальной трагедии. Официальная пропаганда этого не замечала. На 5 апреля 1931 г. в греческих национальных районах было коллективизировано 70,5% хозяйств и 66,7% пахотных земель [16]. Это был очень высокий результат, достигнутый путем применения всех видов насилия. А впереди был голод. Уже весной 1931 г. он заявляет о себе среди крестьян Велико-Янисольского и Сартанского районов [17]. Именно в период коллективизации и голода начинается сворачивание национального строительства. Реорганизация в 1932 г. Мангушского, Сартанского и Стыльского районов стала первым «звоночком», оповещавшем о будущей ликвидации национальных греческих районов. В деятельности оставшихся были признаки деградации и упадка.
На первом межокружном совещании по работе с греческим населением, которая проходила 1 декабря 1929 г., т.е. за месяц до перехода к сплошной коллективизации, меньше всего затрагивались проблемы на-
ционалъной работы. Было заявлено, что греки как наиболее грамотная часть населения края (80% грамотных) должна показать пример в темпах коллективизации и борьбе с кулачеством [18]. При этом ни слова о культурно-просветительской работе, деятельности школ, нет интереса к вопросам подготовки учительских кадров. С началом политики коллективизации и массового раскулачивания было не до национальных вопросов. Наступало время беззакония и самоуправства, запустения голодных сел. Спустя 5 лет после начала образования греческих национальных районов большими успехами хвалиться не приходилось. Разорение многих хозяйств, раскулачивание, голод 1932-1933 гг. ударили по лучшим. Местные сельсоветы и партийные ячейки деморализованы.
В Мариупольском педагогическом техникуме в разгар голода, в июне 1933 г., работа почти развалена - из 24 преподавателей только 6 чел. преподавали на языках греческих меньшинств. В последующие, относительно благополучные в социальном отношении годы, национальная политика стала профанацией, засыпана бумагами, отчетами, иногда самим грекам была в тягость: не на родном, а на русском языке нужно было минимум выживать, максимум преуспевать в многонациональном СССР. Тем более, что в конце 30-х г. XX в. в стране начинают «дуть новые политические ветра».
В конце 30-х гг. в процессе диску ссий в партийной идеологии побеждают новые сталинские установки, например, о возможности построения социализма в условиях враждебного окружения в одной отдельно взятой стране; о росте сопротивления врагов по мере продвижения ее к социализму. Страна должна быть консолидирована. сплочена, в том числе по национальному принципу. Под влиянием этого фактора взоры руководителей СССР обратились в сторону патриотизма в новой советской его трактовке. Это символизировало начало нового этапа во взаимоотношениях советской власти и советского общества, проведения национальной политики в сталинскую эпоху. Власть давала знать, что перестает считать Союз ССР отечеством исключительно мирового пролетариата и признает его. прежде всего, отечеством живущих здесь людей различных национальностей. Это стало предзнаменованием, означавшем если не отказ, а некоторое отступление от «левого» радикализма и программы коренизации. Правящий режим давал понять, что во внутренней и внешней политике будет руководствоваться национальными интересами русского народа и объединенных с ним других народов страны. В обстановке своеобразной эйфории побед в 1935 - 1936 гг. из уст влиятельных политиков впервые прозвучало, что "национальный вопрос в нашей Советской стране может считаться окончательно решенным" [19], что достигнута окончательная и бесповоротная победа социализма в СССР. Изменения национальной политике были юридически закреплены в Конституции СССР 1936 г. В ст. 123 закреплено следующее: «Равноправие граждан СССР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяй-
ственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни является непреложным законом. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или, наоборот, установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой и национальной принадлежности, равно как всякая проповедь расовой или национальной исключительности, или ненависти и пренебрежения - караются законом». Текст Конституции выглядит как внушительная демократическая декларация. В тексте впервые исчезло ограничение в избирательных правах, провозглашается общенародных характер государства, диктатура пролетариата, казалось бы. в прошлом. Основной Закон УССР 1937 года был почти точно копией союзной, как ее назвали, сталинской Конституции. В ст. 122 читаем: «Ржноправшстъ громадян УРСР, незалежно вщ 1х нацюнальносп I раси, в ус!х галузях господарсько-го, державного, культурного 1 громадсько-полггичного життя е непорушним законом. Яке б то не було прямечи посередне обмеження прав або, навпаки, встановлення прямих чи посередшх переваг громадян залежно в!д 1х расово! I нащонально! приналежносп, так само як уся-ка проповщь расово! або нащонально! винятковост! або нснависп \ зневаги-караються законом». В ст. 128 Конституции УССР закреплены полномочия республиканских, областных, окружных, районных, поселковых, сельских и станичных советов народных депутатов. Окончательно и надолго закрепляются сферы полномочий: пищевая, легкая, лесная промышленность, землеустройство, управление зерновыми и животноводческими совхозами, финансы, внутренняя торговля, внутренние дела, юстиция, просвещение, здравоохранение. Полномочия спускались вниз от республики к местным советам, в том числе в национальные районы. Законодательство местных органов власти, в условиях правовой и идеологической вертикали в жизни всех сфер общества, охватывало просто мизерное правовое поле. Частично от коренизации отказались в 1932 г., когда 14 декабря было принято известное Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О хлебозаготовках на Украине, Северном Кавказе и в Западной области». В пункте 7г данного Постановления заявлено следующее: «Предложить ЦК КП(б)У и СНК Украины...изгнать петлюровские и другие буржуазно-националистические элементы..., тщательно подбирать и воспитывать украинские большевистские кадры, обеспечить систематическое партийное ру ководство и контроль за проведением украинизации». Сворачивание коренизации в данном документе связывают с невыполнением плана хлебозаготовок и «опасностью со стороны украинских буржуазных националистов» на Кубани и Северном Кавказе (на самом деле это было недовольством населения ходом коллективизации и голодом 1932-1933 гг.).
Официально сворачивать коренизацию не было смысла: все было сделано в 1937 г., когда были физически уничтожены носители национального самосознания, объявленные скрытыми «врагами народа». Было заявлено, что эти враги скрывались от справедливого
возмездия Советской власти при преступном попустительстве властей национальных районов. В общей Сложности за 1937- 1938 гг. только в Сталинской области, по мнению Никольского В.Н., было незаконно репрессировано 25 381 чел. из них 15,22% составляли греки. По данным автора, количество репрессированных может отражать следующая таблица:
Количество греков, арестованных в «греческих районах» в 1937 - 1938 гг. (подсчитано автором по картотеке Донецкой областной редколлегии серии книг «Реабилитированные историей».)
№ Район Всего арестованных греков Всего греков %от общего кол-ва
11 Мариупольский (Мангушский) 1397 32672 4,3%
22 Болыпе-Янисольский 500 11523 4,3%
33 Волновахский 324 7152 4,5%
44 Сталинский 286 8580 3,3%
55 Старо-Бешевский 249 9994 2,5%
66 Тельмановский 209 3810 5,4%
77 Старо-Керменчикский 204 5586 3,6%
88 Володарский 95 5765 1,6%
Таким образом, в общей сложности за 1937-1938 гг. в данных районах были репрессированы 3 264 представителя греческого этноса, что составляло приблизительно 4% от общего греческого населения, которое составляло в этих 8 районах - 85082 чел.
Свертывание коренизации на местах обусловлено потребностями усиливающейся централизации, в ходе которых росло значение русского языка как языка межэтнической коммуникации, особенно по мере роста военной опасности (приказ на войне нужно услышать, понять и точно выполнить). Роль русского языка в шко-
лах возросла, и этим обстоятельством никто не был обеспокоен (как это было в 1933 г.), наоборот, это считалось положительной тенденцией. Увеличилось число периодических изданий на русском языке.
16 февраля 1938 г. впервые ставится вопрос о ликвидации греческих, и не только, национальных районов в УССР и преобразования их в обычные. Ликвидацию аргументировали тем, что «их существование не оправдывается составом населения этих районов». Деятельность, направленная на разрушение греческих национальных районов была завершена к апрелю 1939 г.. продолжена в последующие годы существования СССР. Однако, утверждать, что проблемы греческого этноса Донецкого края не решались в последующие годы, это значит грешить против исторической правды, но они были выведены из политической практики, больше решались в социокультурном, бытовой пространстве. Сворачивание национальной политики объясняется отсутствием ее единения на практике с социальной политикой руководства страны. На первом месте интересы построения социализма: решение того или иного вопроса административными методами осуществлялось без учета национального аспекта.
Таким образом, первоисточники свидетельствуют о том, что ликвидация в 30-е гг. XX в. греческих национальных районов стало логическим завершением государственной национальной политики. Существование греческих национальных административно-территориальных единиц было прогрессивным явлением в истории Советской Украины. Краткий период их существования способствовал развитию национального самосознания греческого народа в Донецком крае, сохранению самобытной культуры, однако, дальнейшая экономическая, социальная, правовая, социокультурная деятельность советского сталинского руководства подорвала основу существования греческого этноса. История создания, существования и ликвидации греческих национальных районов в СССР представляет собой сложный противоречивый процесс, который требует дальнейшего детального изучения и анализа.
Библиографический список.
1. История Советской Конституции. В документах, 1917-1956 гг. / Сост.: Липатов A.A., Савенков Н.Т.; Предисл.: Студеникин С.С. (Общ.ред.) М.: Госюриздат, 1957. 1046 с.
2. Материалы III Конгресса KoMHHTepHa.http://leninism.su/
3. История Советской Конституции. В документах, 1917-1956 гг. / Сост.: Липатов A.A., Савенков ИХ; Предисл.: Студеникин С.С. М.: Госюриздат, 1957. 1046 с. С.142.
4. Первый Универсал ЦР. - http://yurist-online.org.
5. Сталин II.В. Марксизм и национальный вопрос.-http://grachev62.narod.ni/stalin/index.htm.
6. Сталин IIB. Выступление на Третьем Всероссийском Съезде Советов Январь 1918 года. - http://www.magister.msk.ra/ library/stalin/4-2.htm.
7. Конституция УССР 1929 г., ст.19,- http:/^cp,p4/te^tituS4ya-ussr/4-konsti1j|feiya-ukraiiiskoj-ssr-1929.
8. Греки на украшських теренах: Нарисиетшчно! icropil. Документ, мaтepiaли, карти/ М. Дмитрюнко, В.Литвин, В.Томазов, Л. Яковлева, О. Ясь. Вступнастаття В.Смол1я. К.: Либвдь, 2000. с.175.
9. История административно-территориального деления Донецкой области в 1919-2000 гг. Сборник документов и материалов. Донбасс, 2001. С.272. С. 24.
10. Добров П.В. дiяльнicть мгсцев их оргашв влади Донбасу у другш половит 20-х - 30-х рр. XX CTopi44Hx: [монограмм] Донецьк: Дон НУ, 2013. С.218,С.39.
11. Государственный архив ДНЕ Ф. 15. Оп. 1, дело №370, 83 с.
12. Колектишзащя i голод на Укра1ш (1929-1933):Зб1рникдокуменпв та матер1алш. К., 1993. с.314
13. Государственный архив ДНР. Ф. 15. Оп.1, дело №370, 83 стр.
14. Государственный архив ДНР, Ф. Р-279, оп.1, д.470, л.10,12.
15. Бухарин Н. Героический советский народ // Известия. 1935. 6 июля.
16. Конституция СССР, ст. 123http://www.hist.msu.rii/ER/Etext/cnstl936.htm
17. сср.рф/коп811й1181уа-1188г/5-коп81йи181уа-1Лхат8ко]-88Г-1937-goda.html.
18. Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О хлебозаготовках на Украине, Северном Кавказе и в Западной области» -http: //istmat. info/node/3 82 97.
19. НжольскийВ.М. Полпичшрепресси 1937 -1938 pp. на Донетчиш: причини, перебйнаандки. 2011, 199 с. С.100.
References
1. History of the Soviet Constitution. In the documents, 1917 - 1956./ Comp: Fipatov A.A., Savenkov NT.; Foreword: Studenikin S.S. (General Ed.) Moscow: Gosyurizdat, 1957. - 1046 p.
2. Proceedings of the Third Congress of the Comintern. Http://leninism.su/
3. History of the Soviet Constitution. In the documents, 1917- 1956/ Comp: Fipatov A.A., Savenkov N. Т.; Foreword: Studenikin S.S. Moscow: Gosyurizdat, 1957. 1046 p. P.142.
4. First Universal of the Central Council of Ukraine. - http://yurist-online.org.
5. Stalin I. V. Marxism and the national question.-http: //grachev62.narod.ru/stalin/index.htm.
6. Stalin I.V. Speech at the Third All-Russian Congress of Soviets January 1918. - http://www.magister.msk.ru/library/stalin/4-2.htm.
7. Constitution of the Ukrainian SSR in 1929, art. 19,- http: //uessr.rt7konstitiitsiya-ussr/4-konsti1iitsiya-ukramskoj-ssr-1929.
8. The Greeks on the Ukrainian open spaces: Documents, materials, maps / M.Dmitryenko, V.Fytvyn, V.Tomazov, F.Yakovleva, O.Yas.Statta V. Smolya enters. К .: Fibid, 2000. - p. 175.
9. History Of the administrative-territorial division of the Donetsk region in 1919-2000. Collection of documents and materials. Donbass, 2001. p.272. P. 24.
10. Dobmv P. V. The activities of the local authorities of Donbassai in the second half of the 1920s-1930s: [monograph] Donetsk: Don NU, 2013. p.218 P.39.
11. The State Archive of the People's Republic of Germany. F. 15. Op.l, case number 370, 83 with.
12. Collection and hunger in Ukraine (1929-1933): Зб1рникдокуметтвтаматер1ал1в. К., 1993. p.314
13. The State Archive of the People's Republic of Germany. F. 15. Op.l, case number 370, 83 pp.
14. The State Archive of the People's Republic of China. F. R-279, op.l, д.470, .1.10.12.
15. Bukharin N. Heroic Soviet people / / Izvestia. 1935. 6 July.
16. Constitution©f the USSR, art. 123 http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnstl936.htm
17. ssr.rf / konstitutsiya-ussr / 5-konstitutsiya-ukrainskoj-ssr-1937-goda.html.
18. Decree of the Central Committee of the CPSU (B) and SNK of the USSR «On grain procurements in Ukraine, the North Caucasus and the Western region» -http: //istmat.info/node/38297.
19. Nykolsky V.M. Political repression of 1937-1938 in Donetsk region: cause, the progress consequences 2011, 199 p. P. 100.