Научная статья на тему 'Национальная политика Советского государства в 1920-1930 годы'

Национальная политика Советского государства в 1920-1930 годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
15551
905
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / NATIONAL POLICY / ЛИКВИДАЦИЯ НЕРАВЕНСТВА НАЦИЙ / ELIMINATION OF THE INEQUALITY OF THE NATIONS / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОТСТАВАНИЕ / ECONOMIC LAG / ПОЛИТИКА "КОРЕНИЗАЦИИ" / POLICY OF "INDIGENIZATION"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ласточкина Валентина Борисовна

В статье рассматриваются проблемы национальной политики Советского государства в 1920-1930-е годы. В эти годы советское государство столкнулось с рядом проблем, главной из которых стало экономическое отставание, в этой связи необходимо было принятие решений. В основу этих решений были заложены ленинские принципы национальной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальная политика Советского государства в 1920-1930 годы»

Тексты «Авесты», созданные в незапамятные времена, долгое время передавались из уст в уста хранителями священных знаний. Древнейшие части «Авесты» появляются уже на рубеже II -I тыс. до н. э. Все тексты проповедей Заратуштры были собраны в III в. до н. э. в 21 книге, которые составили основу «Авесты» (комментарии к ее текстам получили название «Зенд») [2].

«Авеста» является основным источником для изучения древности, социального строя, политической истории и культуры племен, проживающих в Средней Азии, Иране, Афганистане, а также в некоторых областях Закавказья и Передней Азии. В 2001 году мировая общественность вместе с народом Узбекистана отмечала 2700-летие «Авесты». Основные торжества проходили в Хорезме под эгидой ЮНЕСКО.

В работах последующих античных авторов Арриана, Курция Руфа, Страбона и других, в отличие от ранних античных авторов, сведения о среднеазиатском регионе даются более обширно. Также не менее важны и письменные источники китайских авторов - «Исторические записки» Сима-Цзяня (II-I вв. до н. э.) и «История ранней династии Хань», написанная Бань Гу. Эти источники также содержат материалы по древней истории Средней Азии, о социальном строе населения, об их быте и нравах.

Таким образом, большой период древней истории Узбекистана изучается не на основе письменных источников, а на археологических данных.

Литература

1. Базаров С. Д. История психологии. Москва, 1958.

2. Муртазаева Р. Х. Межэтническая толерантность - гарант стабильности общества // Вестник развития науки и образования. Москва, 2015. № 2.

National policy of the Soviet state in 1920-1930 Lastochkina V.

Национальная политика Советского государства в 1920-1930 годы

Ласточкина В. Б.

Ласточкина Валентина Борисовна / Lastochkina Valentina - аспирант, исторический факультет, Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова, г. Чебоксары

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы национальной политики Советского государства в 1920-1930-е годы. В эти годы советское государство столкнулось с рядом проблем, главной из которых стало экономическое отставание, в этой связи необходимо было принятие решений. В основу этих решений были заложены ленинские принципы национальной политики. Abstract: in this article the problems of national policy of the Soviet state in 1920-1930 are considered. Those years the Soviet state faced a number ofproblems, the main of which was economic lag, in this regard it was necessary to make a lot of decisions. Lenin principles of national policy were on the basis of those decisions.

Ключевые слова: национальная политика, ликвидация неравенства наций, экономическое отставание, политика «коренизации».

Keywords: national policy, elimination of the inequality of the nations, economic lag, policy of «indigenization».

В современной России происходит ряд преобразований, которые затрагивают систему отношений между нациями и народностями Российской Федерации. Для того чтобы выяснить причины межнациональных конфликтов в нашей стране, необходимо обратиться к периоду образования СССР, когда была предпринята попытка создания государства, не знающего национальных различий.

Деятельность союзного государства в области национальной политики в 1920-1930-е годы определялась решениями по национальному вопросу, принятыми X [11] и XII [12] съездами Коммунистической партии.

На Х съезде РКП(б) И. В. Сталин выступил с докладом по национальному вопросу: «Федерация советских республик является той искомой формой государственного союза, живым воплощением которой является РСФСР» [11]. Эти слова вызвали резкую отрицательную реакцию со стороны представителей республик. На Х съезде было решено ориентироваться на различные виды федераций, что не было поддержано И. В. Сталиным и его сторонниками.

Так, в 1922 году была создана Закавказская Федерация (ЗСФСР), которая стала прообразом национально-административного строительства. По замыслу Сталина на территории России были созданы автономные области (Карачаево-Черкесская, Чеченская и др.).

В решениях X и XII съездов партии впервые в качестве задачи партии в области национальной политики была сформулирована задача борьбы за ликвидацию фактического неравенства наций, началом решения которой стала победа Октябрьской революции. В разработанной под руководством В. И. Ленина резолюции X съезда партии впервые в партийных решениях была сформулирована задача ликвидации фактического неравенства наций. В письме «К вопросу о национальностях или об «автономизации» Ленин подчеркнул недостаточность постановки вопроса только о «формальном равенстве» и отметил, что необходима действенная помощь для преодоления отсталости ранее угнетенных народов [6, с. 359]. Основой его теории было следующее: «Признание равенства, равноправия и суверенитета этносов, запрета на национальные привилегии и ограничения, касавшиеся не только сравнительно крупных национальных общностей, но и малых в численном отношении этнических групп и национальных меньшинств» [7, с. 32].

В процессе борьбы за ликвидацию фактического неравенства Советское государство столкнулось с рядом проблем, главной из которых стало экономическое отставание Советского государства и различия в экономическом развитии районов.

Для укрепления советской национальной государственности национальных народов на X съезде РКП(б) в резолюции «Об очередных задачах партии в национальном вопросе» было отмечено, что федерация советских республик дает возможность: «а) обеспечить целость и хозяйственное развитие как отдельных республик, так и федерации в целом; б) охватить все разнообразие быта, культуры и экономического состояния различных наций и народностей, стоящих на разных ступенях развития, и сообразно с этим применять тот или иной вид федерации; в) наладить мирное сожительство и братское сотрудничество наций и народностей, связавших так или иначе свою судьбу с судьбою федерации» [4, с. 250]. Следует отметить, что согласно программе партии процесс ликвидации фактического неравенства должен был занять достаточно длительный срок, а для достижения успеха необходимо было полное признание равноправия этносов и национальных меньшинств.

Развитие национальной государственности в 1924—1928 гг. выразилось, прежде всего, в факте образования двух новых союзных республик — Узбекской и Туркменской, которые образовались в результате проведения в Средней Азии национально-государственного размежевания.

Размежевание было проведено на основе принципов ленинской национальной политики, т. е. на основе максимального учета комплекса благоприятных условий для развития всех советских наций и народностей Средней Азии и Казахстана. Проведение национально-государственного размежевания в Средней Азии имело важное международное значение, которое заключалось в том, что впервые государственная власть осуществила воссоединение ранее раздробленных народов по их собственной воле на основе достигнутого между ними добровольного соглашения.

Партийные и советские органы уделяли большое внимание развитию национальных меньшинств. Там, где эти меньшинства жили компактно, создавались национальные районы и национальные сельсоветы. Для получения статуса национального район должен соответствовать ряду критериев, одним из которых является численность населения. На территории РСФСР существовало большое количество национальных районов, среди которых Алеутский национальный район в Камчатском крае, Армянский в Краснодарском крае, Мясниковский в Ростовской области, Хоацайский в Забайкальском крае, Немецкий в Сибирском крае и другие. Всего на территории РСФСР насчитывалось 270 национальных районов.

Большое значение для укрепления национальной советской государственности имела коренизация, или «национализация» аппарата управления. Суть этой политики заключалась в том, чтобы дать ускоренное образование и привлечь к управлению нацкадры, сформировать интеллигенцию.

С начала реализации политики «коренизации» в 20-е годы ХХ в. доля национальных меньшинств в рядах коммунистической партии, партийных и государственных органах значительно увеличилась. С 1922 по 1927 гг. доля русских членов РКП(б) сократилась с 72 до 65 %. Так, на Украине к концу 1920 г. доля украинцев в общей численности населения составляла 80 %. В апреле 1922 г. численность украинцев в РКП(б) составила 23,3 %, русских и евреев 53,6 и 13,6 % соответственно [3, с. 56]. С 1922 по 1932 гг. в республиках Средней Азии доля коренного населения составляла половину; в различных органах власти Туркменистана численность коренного населения составила 10 %, Казахстана - 8,5 %. В 1925 г. партийные и государственные структуры Белоруссии включали 42,6 % белорусов, ЦИК Башкирии состоял из 50,5 % башкир, а ЦИК Якутии - из 16 % якутов [3, с. 117].

На начальном этапе Советская власть не только отменила ограничения предшествовавшей эпохи в области развития языков и культуры национальных меньшинств, но и повсеместно учреждала национальные школы, распространяла национальные языки, позволяла учащимся обучаться на родном

языке, таким образом удовлетворяла требования тех народов, которым в течение многих лет борьбы не удавалось достичь результата. В начальных школах РСФСР в 20-е годы ХХ в. преподавание велось на 68 языках. Правительство СССР провело большую работу по созданию письменности для не имеющих её народов, в 20-е-30-е годы 46 таких этносов получили свой алфавит. Например: «В Марийской и Чувашской областях открывались курсы по изучению родного языка и по подготовке квалифицированных государственных служащих» [7, c. 42]. Эти меры имели целью не только развитие национальных языков и культуры, но и стали важной основой распространения коммунистической идеологии.

Однако политика «коренизации» имела и негативные стороны. Партия большевиков после Октябрьской революции не урегулировала национальный вопрос. Реализация этого курса также привнесла некоторые новые проблемы. Во-первых, претворение политики «коренизации» привело к тому, что были проигнорированы интересы некоренных национальностей. В некоторых национальных районах русские стали новыми «национальными меньшинствами». Так, в Горской АССР представители русских жителей обратились с воззванием: «Жизнь русского населения стала... невыносимой и ведёт к поголовному разорению и выживанию из пределов Горской республики. Полное разорение экономике края несут постоянные и ежедневные грабежи и насилия над русскими.» [13, c. 126].

Кроме того, политика «коренизации» привела к росту националистических настроений. Например, в начале 1928 г. в Армении была раскрыта так называемая группа «специфистов», которую обвинили в придании слишком большого значения исключительности народов республики.

Политика «коренизации» преимущественно отменила проводимую вопреки желаниям нетитульных народов политику насильственной русификации, проводимую в царской России. Однако процесс её внедрения в некоторых регионах также продемонстрировал пренебрежение реальной обстановкой и даже шёл вразрез с чаяниями национальных меньшинств посредством административных предписаний принудительного характера. Так, на выборах в Белорусской ССР жители примыкающих к РСФСР деревень выступили «против белорусификации школы». Некоторые еврейские деревни Смоленской области в 1927 г. выступали за то, чтобы официальные документы переводились на еврейский язык, однако полагали, что сейчас это невозможно сделать.

Таким образом, Советская политика «коренизации», проводимая в 20-е годы ХХ в., была направлена на исправление царского курса на русификацию, однако она не обошлась без перегибов и имела негативные последствия, вплоть до того, что через 70 лет привела к распаду СССР.

1920-1930-е годы являлись важным историческим этапом в процессе создания, укрепления и развития советской национальной государственности народов Союза ССР. Это нашло выражение в фактах образования новых союзных и автономных республик.

Многообразие форм и методов, применяемых союзным государством в борьбе за ликвидацию остатков докапиталистических формаций, обусловило значительные успехи в этой области. Борьба за ликвидацию докапиталистических хозяйственных и общественных форм являлась органической частью борьбы за построение фундамента социалистической экономики.

Литература

1. Восьмой съезд РКП (б). Протоколы. М., 1959.

2. XII съезд РКП(б). Стенограмма заседания секции съезда по национальному вопросу, 25 апреля 1923 г. // Известия ЦК КПСС. № 4. 14. Известия ЦК КПСС, 1989. № 9.

3. Капеллер А. Россия - многонациональная империя: возникновение, история, распад. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 387.

4. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 9-е изд. М., 1985. Т. 6.

5. Корецкий В. А. Русский вопрос в национальной политике. XX в. М., 1993.

6. Ленин В. И. Законопроект о национальном равноправии. Полн. собр. соч. Т. 25.

7. Минеева Е. К. Наркомнац и становление Марийской, Мордовской, Чувашской автономных республик: исторический опыт и уроки. Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова. Чебоксары, 2007. С. 300.

8. Найденов М. Е. Национальные проблемы России и опыт регулирования национального вопроса в СССР // Русский народ: историческая судьба в XX веке. М., 1993.

9. Национальный вопрос на перекрестке мнений. 20-е годы: Документы и материалы. М., 1992.

10. Ненароков А. П. Семьдесят лет назад: национальный вопрос на XII съезде РКП (б) // Отечественная история. 1993. № 6.

11. Сталин И. В. Доклад об очередных задачах партии и национальном вопросе на X съезде РКП(б) [9] 10 марта 1921 г. // Сочинения Сталина. Т. 5. Marxists Internet Archive [Электронный ресурс]. URL: https://www.marxists.org/russkij/stalin/t5/tenth_congress_national_question.htm (дата обращения 25.04.2016).

12. Сталин И. В. Заключительное слово по организационному отчету ЦК на XII съезде РКП(б) 19 апреля 1923 г. // Сочинения Сталина. Т. 5. Marxists Internet Archive [Электронный ресурс]. URL: https://www.marxists.org/russkij/stalin/t5/report_national_moments.htm. (дата обращения: 25.04.2016).

13. Хмара Н. И. Из опыта национально-государственного строительства в СССР (1920-1930-е годы) // Отечественная история, 2006. № 3.

The development of higher education in the context of Russian scientific and technical policy (1985 - 2015) Nepova M.

Развитие высшего образования в контексте научно-технической политики Российского государства (1985 - 2015 гг.) Непова М. Ю.

Непова Марина Юрьевна / Nepova Marina — магистрант, кафедра социальных и гуманитарных наук, факультет технологического менеджмента и инноваций, Национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики,

г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье анализируется государственное регулирование развития высшего образования как аспекта научно-технической политики. Рассматриваются тенденции, образовавшиеся в период «перестройки», и их продолжение в современной России начала XXI в., обозначаются ключевые проблемы, перспективы и достижения высшего отечественного образования в обозначенный период в русле государственного регулирования.

Abstract: the article analyzes the state regulation of higher education development as an aspect of scientific and technical policy. The article examines the tendencies formed during the «perestroika» period and continued in modern Russia early XXI century. The key challenges, prospects and achievements of national higher education are identified in this period in line with government regulation.

Ключевые слова: высшее образование, научно-техническая политика, информационно-коммуникационные технологии, дистанционное образование, международное сотрудничество. Keywords: higher education, scientific and technical policy, information and communications technologies, remote education, international cooperation.

Рассмотрение развития отечественного высшего образования через призму формирования и реализации государственной научно-технической политики позволяет оценить степень соответствия образовательной среды и качества образования требованиям и вызовам современного российского общества, как внутри страны, так и в международном сообществе. Очевидно, что подготовка инновационно мыслящих специалистов - ключевая задача устойчивого развития отечественной науки и техники.

Тем не менее, при подробном рассмотрении этой области нельзя не отметить ряд проблем. Одной из них является неудовлетворенная потребность в подготовке кадров по всем направлениям, обеспечивающим инновационную деятельность. Особенно явно это выражается в том, что, несмотря на наличие у большинства предприятий специалистов, способных разрабатывать современные высокотехнологичные продукты, эти же предприятия практически не обладают специалистами, которые могут квалифицированно выработать стратегии продвижения высокотехнологичной продукции и интеллектуальных разработок на рынок. Десятки вузов страны ведут подготовку специалистов в области менеджмента и маркетинга инновационного производства, но эффективность этой работы подчас оставляет желать лучшего. Стоит отметить и значительный дефицит квалифицированных преподавателей для подготовки таких кадров. Весьма распространенной является ситуация, когда преподавание ведется специалистами, не имеющими практического (управленческого, предпринимательского и др.) опыта в преподаваемом предмете.

Сложность решения подобных проблем продиктована необходимостью вести целенаправленную работу с горизонтом планирования 5 - 10 лет, что не всегда представляется возможным в условиях нынешнего экономического кризиса в России, а также в свете быстрого развития и устаревания информационных и других технологий.

В последние годы отрасль высшего образования (как и образования в целом) находится в непрерывном процессе реформирования, таким образом, настоящее исследование представляется актуальным.

Нижняя граница хронологических рамок исследования обусловлена началом исторического периода «перестройки», как времени динамичных изменений всех сфер жизни общества, включая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.