Научная статья на тему 'Национальная политика республики Казахстан в период становления российско-казахстанских отношений 1990-1995 гг'

Национальная политика республики Казахстан в период становления российско-казахстанских отношений 1990-1995 гг Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1800
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЭТНОКРАТИЯ / "КАЗАХИЗАЦИЯ" / ЭВОЛЮЦИЯ / КОНСТИТУЦИЯ / "РУССКИЙ ВОПРОС" / СООТЕЧЕСТВЕННИКИ ЗА РУБЕЖОМ / МИГРАЦИЯ / СТАТИСТИКА / БЕЖЕНЦЫ / "KAZAHISATION" / "RUSSIAN PROBLEM" / NATIONAL POLICY / ETHNOCRACY / EVOLUTION / CONSTITUTION / COMPATRIOTS ABROAD / MIGRATIONS / STATISTICS / REFUGEES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Андреев Артем Алексеевич

В статье автор освещает национальную политику Республики Казахстан в первые годы независимости, главным образом выразившуюся в росте этнократии и т. н. «казахизации» страны, а также показывает негативные последствия данной политики для социально-экономического развития Казахстана и реакцию российского руководства на возникшие проблемы. Кроме того, автор рассматривает эволюцию казахстанской национальной политики от этнократии к полинациональности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National politics of Republic Kazakhstan in the early period of the Russian-Kazakhstan relations in 1990-1995

The article is devoted to the main directions of the national politics of the republic of Kazakhstan at the beginning of the 1990s. The author shows the evolution of this policy from ethnocracy to taking into account the interests of the Russian population of the republic. This policy is claimed to produce negative results, for example, constantly growing rate of Russian speaking specialists migration from Kazakhstan. The attempts of the Russian government to participate in solving this problem are reviewed.

Текст научной работы на тему «Национальная политика республики Казахстан в период становления российско-казахстанских отношений 1990-1995 гг»

А. А. Андреев

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКО-КАЗАХСТАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ 1990-1995 гг.

Республика Казахстан начала самостоятельно осуществлять национальную политику с момента обретения независимости.

Официальная партийно-государственная пропаганда, учитывая рост национального самосознания казахского народа, его интересы и требования, стала проповедовать определенные национальные идеи, прежде всего, единение и консолидацию основного этноса республики.

После распада СССР, уже вначале 1990-х гг., власти Казахстана стали проводить политику ускоренной «казахизации». Была создана государственная ономастическая комиссия при Совете министров, которая должна была содействовать «возрождению национальной топонимики как важного свидетельства истории и духовной культуры народа», а также «активно способствовать формированию у населения республики уважительного отношения к исконно народным и историческим названиям»1. Итогом ее работы стало разрушение памятников прошлого, переименование улиц и городов. В частности, 14 февраля 1992 г. был осуществлен демонтаж памятника Ермаку в городе Ермак2. Этнизация стремительно распространялась во все сферы общественно-культурной жизни, такие как образование, наука, СМИ и др.

Принятая в 1993 г. конституция Казахстана способствовала расколу населения республики по этническому признаку. Она «поделила» народ Казахстана на «самоопределившуюся казахскую нацию» и другие национальности и этнические группы, населяющие республику. Это позволило коренному населению воспринимать себя как обладателя особого статуса в системе взаимоотношений с властью и основного адресата мероприятий социальной и национальной политики государства3.

Тенденциозная национальная политика казахстанских властей особенно ярко проявилась в содержании работы республиканского радио и телевидения, ставших в новых условиях практически единственным источником информации о событиях общественнополитической жизни для широких слоев населения Казахстана. СМИ взяли курс на резкое ущемление интересов русского населения республики. Об этом наглядно говорит тот факт, что за 1991-1993 гг. интенсивно снижался объем вещания на русском языке. Речь идет о текущей информации, литературных, просветительских и художественных программ. Так, если в сентябре 1990 г. объем телепередачи на русском языке по республиканским каналам составлял около 36 % от всего времени вещания, то в декабре 1991 г. он снизился до 29 %. После обретения Казахстаном независимости телепередачи на русском уже к январю 1992 г. стали составлять только около 17 %, к тому же значительное число передач на русском языке, рассчитанных на русского зрителя, чередовалось с передачами на казахском языке. В столице республики на телеканале «Алма-Ата» передачи на русском были практически сведены к нулю4. Республиканское телевидение транслировало две

© А. А. Андреев, 2009

московские программы, которые, в основном, затрагивали российские проблемы. К тому же казахстанское телевидение «выхватило» из российских программ наиболее удачные вечерние часы, и даже популярная программа «Маяк» в Алма-Ате стала прерываться для радиопередач на казахском языке.

В сфере образования также прослеживалась тенденция к доминированию «титульной» нации. В 1994/95 учебном году в программе русскоязычных школ произошло сокращение часов русского языка и литературы: в 5-х классах с 11 часов в неделю до 6, в 6-х классах — с 9 до 6, в 7 классах — с 7 до 5. Освободившиеся таким образом часы передавались на дополнительное изучение казахского языка5.

Подобная национальная политика привела к обострению ситуации и в высших учебных заведениях. Если в вузах северных областей все еще сохранялась высокая доля представительства русских, то в южных областях вернулись к набору студентов по клановой или земляческой принадлежности. На первом курсе исторического факультета Чимкентского педагогического института осенью уже 1994 г. около половины студентов русскоязычной группы курса составляли казахи. В перечне специальностей, по которым проводилось обучение в чимкентском филиале Международного казахско-турецкого университета имени Ахмеда Яссави (таков новый статус Чимкентского пединститута) в 1995/96 учебном году сохранилась лишь специальность «Русский язык и мировая литература в казахской школе» на казахском языке обучения. На отделении филологии этого же университета осуществлялась подготовка по арабскому, турецкому, персидскому, английскому языкам и литературе при отсутствии в программе русского языка6. При этом в области нет других учебных заведений или факультетов лингвистического профиля. Трудности при поступлении в вузы приводили к отъезду из республики русской молодежи, самой дееспособной части русских.

Неказахское население стремилось реализовать любые возможности для переезда. «Этнизация» школ и вузов, потеря прописки в случае выезда в другие государства для получения высшего образования, специфические действия военкоматов Республики и многие другие факторы, крайне осложнявшие существование лиц некоренной национальности и в первую очередь молодежи, буквально «выталкивали» население из Казахстана7. Крайне серьезным фактором становился бытовой национализм, проявления которого наблюдались ежедневно в местах массового скопления населения, в магазинах, транспорте и т. д.

Тем не менее, несмотря на тяжелое положение русских в Казахстане, следует отметить, что многие из них давно и прочно оказались интегрированы в казахстанский истеблишмент, и хотя роль и значение русского фактора ослабевали, еще длительное время казахи были просто не в состоянии обойтись без опытных, профессионально подготовленных русскоязычных кадров. В частности, в первой половине 1990-х гг. в администрации президента Назарбаева их доля составляла примерно 25 %. Среди них можно назвать руководителей отделов администрации — В. Шепель, Н. Белоруков, М. Баранов и др. Русскоязычные кадры были представлены и в иных структурах власти. Так, вице-премьером правительства был А. Павлов, министром науки — В. Школьник, соцобеспечения и труда — Н. Коржева, здравоохранения В. Девятко, транспорта — Ю. Лавриненко, юстиции — К. Колпаков, генеральными прокурорами — С. Шуткин и Ю. Хитрин, председателем госкомиссии по ценным бумагам — Г. Марченко. Также русскими были и вице-спикеры обеих палат Парламента: С. Тихонов и В. Осипов8. Казахстанское правительство использовало эти факты в пропагандистских целях, делая заявления, что «проблемы русских в Казахстане не существует»9.

О неудовлетворительном положении русскоязычного населения говорит тот факт, что миграции из Казахстана приобрели массовый характер. В 1991 г. выехали в Россию из Казахстана 128 906 чел., в 1992 г. — 183 891, в 1993 — 195 67210. Своего пика миграция достигла в 1994 г., когда в Россию въехали 346 363 тыс. бывших казахстанцев11. В следующем году страну покинули более 309,6 тыс. чел., из них 52 % русских. Результаты их анкетного опроса показали, что причиной миграции 41 % стало снижения жизненного уровня, 40 % — низкая заработная плата12. Следует также отметить, что с 1991 г. число мигрантов из республики, официально просивших для себя статус беженцев, постоянно росло. Так, в 1993 г. официально признанных беженцев было 283 чел., в 1994 г. — 7 948 чел., в 1995 г. — уже 71 481 чел.13

По данным российской миграционной службы, число казахстанцев, переезжавших в Россию в то время, составляло более половины всех эмигрантов из стран СНГ. На обустройство переселенцев федеральный и местный бюджеты РФ вынуждены были выделять крупные ассигнования (около $150 млн в год, хотя эти деньги далеко не всегда ассигновались в полном объеме)14.

Москва выражала обеспокоенность мощным миграционным процессом. Он не отвечал геостратегическим устремлениям России: при сохранении тех темпов миграции через 15-20 лет русские стали бы составлять в республике незначительное меньшинство, что в значительной степени лишило бы Россию возможности влиять на южного соседа15. Были и иные мнения. Так, некоторые московские эксперты утверждали, что подобная миграция выгодна России, поскольку выезжало главным образом экономически активное население, которое, как правило, везло в Россию определенные валютные ресурсы16. Среди эмигрантов, покидающих Казахстан, очень велика была доля специалистов, профессионалов. В 1994 г. 24 % эмигрантов имели высшее и незаконченное высшее образование, 36 % — среднее специальное. Таким образом, 60 % выезжавших из Казахстана представляли собой высококвалифицированных специалистов17.

Впервые проблемы русского населения были подняты на дипломатическом уровне 2 апреля 1993 г., когда состоялся прием Президентом Назарбаевым посла России Б. Красильникова. Были затронуты «вопросы положения казачества в Казахстане, ситуации с русским языком, вопросы военного сотрудничества, проблема гражданства»18. Подобные вопросы обсуждались и во время визита министра иностранных дел России А. Козырева в Казахстан 17 ноября 1993 г. Президент Назарбаев тогда не пожелал принять российского министра, сославшись на плохое самочувствие19. Козыреву пришлось вести переговоры с премьер-министром Республики Казахстан С. Терещенко. В ходе переговоров были затронуты также проблемы межнациональных отношений, положение русскоязычного населения Казахстана и возможность введения двойного гражданства20. По итогам переговоров не было подписано документа, который бы положительно повлиял на решение вопроса статуса русских в Казахстане.

Российское правительство обращало внимание на проблемы русскоязычного населения в странах ближнего зарубежья. Основные направления государственной политики России в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, и перечень первоочередных мероприятий по их поддержке в государствах-участниках СНГ и странах Балтии были определены в двух документах: 11 августа 1994 г. был подписан Указ Президента РФ «Об основных направлениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом», а 31 августа 1994 г. было принято постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по поддержке соотечественников

за рубежом». Была образована правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом, с обязанностями координировать всю деятельность по реализации «Основных направлений государственной политики России в отношении соотечественников, проживающих за рубежом»21.

Помощь России соотечественникам должна была оказываться на основе соответствующих двусторонних соглашений, путем принятия мер, скоординированных с органами государственной власти соответствующей страны. При этом как содержание договоров, так и сами меры по поддержке соотечественников за рубежом должны были учитывать «специфику ситуации в каждой стране»22.

Сложно судить о степени влияния именно мер российского правительства на решение данного вопроса. Однако после 1994 г. в течение двух лет прослеживался спад миграции русского населения из Казахстана23. В новой Конституции Республики Казахстан, принятой в 1995 г., были устранены откровенно дискриминационные формулировки прежней Конституции. В преамбуле новой редакции Конституции декларировалось: «Мы, Народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконно казахской земле...»24. Явной уступкой русскоязычному населению было признание в статье 7 пункта 2 Конституции того, что в государственных организациях и органах местного самоуправления «наравне с казахским официально употребляется русский язык»25. Тем не менее русский язык государственным так и не был признан.

После устранения из Конституции 1995 г. этноцентристских формулировок предыдущего основного закона 1993 г. и заключения с Россией ряда соглашений, в частности об упрощенном принятии гражданства, в определенной степени снизился и конфликтный потенциал в отношениях между этносами26. Правительство Казахстана стало отходить от принципа построения этнократического государства или делало вид, что отходит. Оно перестало поощрять националистические партии. По мере угасания эйфории от обретения национального суверенитета и роста экономических трудностей среди казахов все больше росло понимание опасности дискриминации русских и национальных меньшинств для развития самой титульной нации. Стало появляться ослабление национального изоляционизма, характерное для начала 1990-х гг. Если в 1992 г. жить отдельно от других национальностей желало 40 % населения республики, то в 1994 г. только 18 %. Значительная часть русских желала остаться в Казахстане при устранении языковой и политической дискриминации, гарантии прав, введения двойного гражданства и стабилизации социально-экономической ситуации27.

Социально-экономические неурядицы и разочарование населения в итогах суверенизации заметно снизили симпатии и самих казахов к национально-ориентированным движениям. По данным опроса Института этнологии РАН в 1994 г., «79 % казахов не знали или не интересовались деятельностью казахских партий и движений»28.

В целях совершенствования национальной политики президентом Назарбаевым

1 марта 1995 г. был создан новый институт, специализирующийся на национальных вопросах — Ассамблея народов Казахстана. Деятельность Ассамблеи, согласно преамбуле, должна была быть направлена на решение следующих задач:

• содействие сохранению в республике межнационального и межконфессионального согласия, стабильности в обществе;

• выработка предложений по проведению государственной политики, способствующей развитию дружественных отношений между представителями национальностей, проживающими на территории Казахстана, содействие их духовно-культурному возрождению и развитию на основе соблюдения принципа равноправия;

• обеспечение учета многообразных национальных интересов в проводимой государством национальной политике.

Нурсултан Назарбаев стал пожизненным председателем Ассамблеи. У него были назначены два заместителя: один — русский; другой — казах. Состав Ассамблеи формировался из числа представителей государственных органов, национально-культурных и других общественных объединений, а также лиц, имеющих высокий общественный авторитет в республике. Рабочим органом Ассамблеи являлся Секретариат, входивший в состав Администрации Президента РК. Необходимо отметить, что Ассамблея в своей работе должна была взаимодействовать с малыми ассамблеями, которые были созданы во всех областных центрах и в городах Астане и Алма-Аты. Малая ассамблея выполняла функции представительства Ассамблеи народов Казахстана в регионе, одновременно являясь консультативно-совещательным органом при акиме (губернаторе) соответствующей области, города Астана или Алма-Аты. Кандидаты в члены Ассамблеи народов Казахстана должны были выдвигаться решениями сессий малых ассамблей по предложениям национально-культурных центров, а от региональных и республиканских общественных объединений рекомендовались решениями их высших органов. Национальный состав Ассамблеи народов Казахстана был представлен 35 национальностями. Общественное мнение о создании Ассамблеи и ее роли в разрешении межнациональных противоречий не было однозначным. Многими она воспринималась как «декоративный орган с неопределенными функциями»29.

В заключение необходимо отметить, что национальная политика в Казахстане эволюционировала в сторону большего учета интересов русскоязычного населения республики. Это произошло неслучайно. Казахстанское руководство лучше стало понимать, какими отрицательными последствиями для социально-экономического развития страны оборачивается отток русскоязычных высококвалифицированных специалистов. Немаловажную роль сыграл и тот факт, что Россия стала уделять внимание положению соотечественников в ближнем зарубежье, в т. ч. в Казахстане.

1 Савин И. С. Реализация и результаты культурно-языковой и образовательной политики в Казахстане в 1990-е. иЯЬ: http://www.chimkent.by.ru/Savin2.html

2 АВП РФ. Ф. 926 (Посольство России в Казахстане). Оп. 1. Д. 8. Папка 2. С. 17.

3 Конституция Республики Казахстан. Алма-Ата, 1993. С. 4.

4 АВП РФ. Ф. 926 (Посольство России в Казахстане). Оп. 1. Д. 5. Папка 1. С. 3.

5 Лад. 1994. № 9. С. 17.

6 Южный Казахстан. 1995. 21 июня.

7 Скопин А. Миграционные процессы в Казахстане: прошлое, настоящее, будущее // Миграционные процессы после распада СССР. М., 1994. С. 175.

8 Хлюпин В. Н. Казахские Жузы: «демократический» трайбализм XXI века. М., 1998. С. 36.

9 Малаева А. Т. Надэтническая идентичность, или казахи и русские в Казахстане. Алма-Ата, 2000. С. 257.

10 Демографический ежегодник Российской Федерации. М., 1994. С. 380-381.

11 Демографический ежегодник Российской Федерации. М., 1995. С. 401-402.

12 Суворов А. В. Политологический анализ динамики миграционных процессов населения Республики Казахстан. Алма-Ата, 2003. С. 19.

13 Демографический ежегодник Российской Федерации. М., 1995. С. 403.

14 Баранов А. Н. Межнациональные отношения в Казахстане: факторы устойчивости и риски дестабилизации // Национальные проблемы в государственной политике Казахстана. По материалам казахстанской и российской прессы. М., 1998. С. 126.

15 Миграции и новые диаспоры в постсоветских государствах / отв. ред. В. А. Тишков; Ин-т этнологии и антропологии РАН. М., 1996. С. 197.

16 Баранов А. Н. Межнациональные отношения в Казахстане: факторы устойчивости и риски дестабилизации // Национальные проблемы в государственной политике Казахстана. По материалам казахстанской и российской прессы. М., 1998. С. 128.

17 Миграции и новые диаспоры в постсоветских государствах / отв. ред. В. А. Тишков; Ин-т этнологии и антропологии РАН. М., 1996. С. 197.

18 АВП РФ. Ф. 926 (Посольство России в Казахстане). Оп. 1. Д. 5. Папка 2. С. 141.

19 Фомин. Н. Кажегильдин и Кремль. иЯЬ: http://www.eurasia.org.ru/archive/kremlin/index.html

20 АВП РФ. Ф. 926 (Посольство России в Казахстане). Оп. 1. Д. 5. Папка 2. С. 141.

21 Дипломатический вестник. 1994. N° 19-20. С. 39-42.

22 О мерах по поддержке соотечественников за рубежом. Постановление правительства РФ № 1064 от 31 авг. 1994 г. иКЬ: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_45080.html

23 Садовская Е. Ю. Миграционные процессы и миграционная политика в Казахстане // Миграционная ситуация в странах СНГ. М., 1999. С. 119.

24 Конституция Республики Казахстан. Алма-Ата, 1995. С. 9.

25 Конституция Республики Казахстан. Алма-Ата, 1995. С. 9.

26 Буканова Ж. К. Этнодемографическая характеристика современного Казахстана и межэтнические отношения // Россия, Сибирь и Центральная Азия: взаимодействие народов и культур. Материалы 3 международной конференции. Барнаул, 2001. С. 105.

27 Казиев С. Ш. Национально-политические процессы и межнациональные отношения в Казахстане (1920-1995): автореф. дис. ... канд. ист. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1999. С. 18.

28 Материалы и идеалы (чем 2000 год будет труднее 1991?) // Деловая неделя. 1998. 15 мая.

29 Митина Д. А. Миграционные процессы и тенденции этносоциального развития в Казахстане (1991-1995) // Этнический фактор в современном социально-политическом развитии Казахстана. М., 1996. С. 26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.