Научная статья на тему 'Национальная политика Германии в отношении народов СССР в годы Великой отечественной войны'

Национальная политика Германии в отношении народов СССР в годы Великой отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
495
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ / ОККУПАЦИЯ / НАЦИЗМ / КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМ / УТИЛИТАРИЗМ / КАЗАЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Семенова Елена Викторовна

В статье анализируется национальная политика Германии на оккупированной советской территории, ее цели и последствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальная политика Германии в отношении народов СССР в годы Великой отечественной войны»

УДК94(470)

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГЕРМАНИИ В ОТНОШЕНИИ НАРОДОВ СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Семенова Елена Викторовна, старший преподаватель Россия, Воронежская государственная лесотехническая академия

В статье анализируется национальная политика Германии на оккупированной советской территории, ее цели и последствия.

Ключевые слова: национальный, оккупация, нацизм, коллаборационизм, утилитаризм, казачество.

GERMANNATIONALPOLICY FOR THE PEOPLES OF THE USSR IN THE GREAT PATRIOTIC WAR Semenova Elena Viktorovna, Senior Lecturer Russia, Voronezh State Academy of Forestry and Technologis

The article examines the national policy of Germany in occupied Soviet terri-tory,its purpose and effect.

Keywords: national, occupation, Nazism, perfidy, utilitarianism, the Cossacks.

В начале войны Гитлер крайне отрицательно относился к идее создания вооруженных формирований из советских граждан, он также отвергал предложение Розенберга относиться к населению Украины, Прибалтики и Кавказа мягче, чем к русским, действуя по принципу «разделяй и властвуй». Гитлер был убежден, что германская армия сможет выполнить свою колонизаторскую миссию самостоятельно. «Никогда не должно быть позволено, чтобы оружие носил кто-либо иной, кроме немцев! - говорил Гитлер в первые месяцы восточной кампании. - Это особенно важно. Даже если в ближайшее время нам казалось бы более легким привлечь какие-либо чужие, покоренные народы к вооруженной помощи, это было бы неправильным. Это в один прекрасный день непременно и неизбежно обернулось бы против нас самих. Только немец вправе носить оружие, а не славянин , не чех, не казак, и не украинец»(1).

Точка зрения Гитлера была доминирующей, но существовали и другие. Некоторые чиновники и офицеры военной оккупационной зоны полагали, что советские граждане станут лояльнее, если относиться к ним «по-джентльменски». Как правило, это были далекие от политики люди, чьи убеждения базировались на опыте Первой мировой войны. Следующая точка зрения - так называемый «утилитаризм», главной целью которого была максимальная польза, которую Германия могла извлечь из сотрудничества с местным населением. Ее сторонники были гораздо более многочисленны и влиятельны, считается , что негласным лидером их был Й.Геббельс, уделявший большое внимание пропагандистской обработке

«восточных» народов. На практике «утилитаризм» проявлялся в том, что многие командиры немецких частей с первых месяцев войны использовали военнопленных и местных жителей в качестве проводников, шоферов, подсобных рабочих. Их называли «наши русские» или «наши Иваны», позже за ними закрепилось обозначение «БЖв,ш1^е» - «добровольная помощь» (сокращенно «хиви»). Эту политику поддерживали и многие высшие офицеры вермахта, особенно генерал-квартирмейстер Генштаба сухопутных войск генерал-майор Э.Вагнер. Офицеры среднего звена и многие политики и дипломаты «старой школы» считали, что «восточные» народы надо самым активным образом привлекать к борьбе против большевизма. Одним из проектов этой группы стало власовское движение и Русская освободительная армия. Особое внимание они уделяли национальному вопросу. Так, один из ее лидеров граф К. фон Штауффенберг считал, что прежде всего надо завоевать симпатии русского народа. А вот рейхсляйтер А.Розенберг, напротив, был убежден, что «по-джентельменски» следует обращаться только с нерусскими народами (особенно с украинцами), делая ставку на национальные движения. После краха надежд на молниеносную войну лидеры всех группировок пришли к выводу о необходимости выработать общую концепцию. В январе 1942 года секретарь германского внешнеполитического ведомства Э.фон Вай-цзеккер сформулировал их общую позицию цитатой из шиллеровского «Дмитрия»: «Россию можно одолеть лишь с помощью самой России».

В результате началось создание специальных вооруженных формирований из советских военнопленных и жителей захваченных областей. 15 апреля 1942 года Гитлер лично разрешил использовать казаков в борьбе против партизан и на фронте. В директиве Верховного командования вермахта № 46 от 18 августа 1942 года («Руководящие указания по усилению борьбы с бандитизмом на Востоке») такой их статус был закреплен официально и вскоре в войска было разослано «Положение об использовании местных вспомогательных формирований на Востоке», согласно которому казаки и представители тюркских народностей выделялись в отдельную категорию «равноправных союзников, сражающихся плечом к плечу с германскими солдатами против большевизма в составе особых боевых час-тей»(2). В качестве идеологического обоснования использования казаков как военной силы была разработана специальная теория, согласно которой казаки являлись потомками ост-готов, владевших причерноморскими степями во П-1У вв. нашей эры, и следовательно, были не славянами, а народом германского корня, «сохраняющим кровные прочные связи со своей германской прародиной»(3). Командующим всеми казачьими частями, действовавшими в составе вермахта, был назначен полковник Г. фон Пан-нвиц. Впоследствии он возглавил 15-й казачий кавалерийский корпус. По данным на январь 1943 года было сформировано 30 отрядов из казаков общей численностью около20000 человек(4). Казаки в составе вермахта служили либо в боевых частях, либо в полицейских и охранных формиро-

ваниях, они почти никогда не работали в качестве обслуживающего персонала или работников вспомогательных служб. Связано это было с тем, что казачьи сотни были довольно хорошо обучены в военном плане и отличались высоким моральным духом. Их уделом была охрана коммуникаций, несение гарнизонной службы, охрана порядка в населенных пунктах, борьба с партизанами и участие в боевых операциях.

Для тех, кто пережил два десятилетия большевистского террора, вопрос решался просто: они считали, что хуже сталинского режима ничего быть не может. У попавших в плен красных командиров еще свеж был в памяти недавний разгром Сталиным командного состава. Некоторые из них сами подверглись репрессиям, пыткам и были освобождены лишь в связи с началом войны. Неудивительно, что в их среде возникла мысль о вооруженной борьбе за освобождение России от сталинского режима, и многие тоже были убеждены, что их поддержит народ.

Один из руководителей нынешнего немецкого Научного центра военной истории И. Хофман на основании документов показывает, что уже в 1941 г. такое мнение высказывали попавшие в плен командующие советскими дивизиями, корпусами, армиями - генералы Ф.А. Ершаков, С. Огурцов, Снегов, П. Абранидзе, Бессонов, Кирпичников, Д.Е. Закутный, Ф.И. Тру-хин, И.А. Благовещенский, Егоров, Куликов, Ткаченко, Зыбин, Х.Н. Алавердов, М.И. Потапов, М.Ф. Лукин. В 1942-1943 гг., помимо А. А. Власова, Г.Н. Жиленкова, В.Ф. Малышкина, такую же готовность выражали генералы М.М. Шаповалов. И.П. Крупенников, Ю.А. Музыченко, П.Г. Понеде-лин, полковники В.И. Боярский, К. Л. Сорокин и др. Все они понимали возможную борьбу как революционно-освободительную и ставили условием создание независимого русского правительства со статусом союзника Германии. Но Гитлер отвергал предложения о союзе. Его цель была превратить «унтерменшей»-славян в рабов, а Россию в колонию. Гитлер вел войну с двойной моралью: с более цивилизованным лицом на Западе, где не было особых жестокостей по отношению к мирному населению, и с откровенно колонизаторскими целями на Востоке. Нацистами были разработаны планы уничтожения значительной части славянского населения России, в опоре на антирусские сепаратизмы. Правда, как предусматривалось одной из секретных инструкций 1940 г., «и внутри каждой народности мы не заинтересованы в сохранении единства или во внедрении в них национального сознания и в развитии их национальной культуры; наоборот, нам надо расчленять» их тоже на более мелкие племена, превращая в неграмотных рабов.

Произвол над населением оккупированных территорий и бесчеловечное обращение с военнопленными невозможно было скрыть. Тем самым Гитлер придал войне - в глазах советской стороны - характер Отечественной и на стороне защищавших сталинский режим тоже оказалась своя правда: они защищали родную землю.

Список литературы

1. Преступные цели - преступные средства. Документы об оккупационной политике фашистской Германии на территории СССР(1941-1945гг.).- М.-1985.-С.48-49.

2. Newland S. Cossacks in German army 1941-1945. London, 1991. P.58

3. Dallin A. German rule in Russia 1941-1945. A study of occupation policies. London, New York.- 1957.-P.308.

4. Маркедонов Сергей. Государевы слуги или бунтари-разрушители? (к вопросу о политических отношениях донского казачества и Российского государства)//Консерватизм и традиционализм на Юге России. Р-н/Д.- 2002.- С.155.

КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Семченко Ирина Владимировна, доцент, к.с.н.

Башманова Марина Игоревна, студентка Белгородский государственный национальный исследовательский университет

В данной статье рассмотрены основные понятия и задачи

коммуникационного менеджмента, а также эффективность коммуникаций в организации.

Ключевые слова: коммуникации, цели и функции коммуникации.

COMMUNICATIONPROCESSPERFORMANCE MANAGEMENT Semchenko Irina Vladimirovna, associate Professor, candidate of sociological Sciences Bashmanova Marina Igorevna, student Belgorod National Research University

Annotation: this article describes the basic concepts and tasks of communication

management, and the effectiveness of communication in the organization.

Keywords: communication, objectives and functions of communication.

В ходе совместной деятельности люди обмениваются различными представлениями, идеями, взглядами, предложениями, знаниями, установками. Все это можно рассматривать как информацию, а сам процесс коммуникации представить как процесс обмена информацией. Именно потому, что обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности, мы называем коммуникации связующим процессом. А одним из важнейших инструментов управления в руках менеджера является находящаяся в его распоряжении информация. Используя и передавая эту информацию, а также получая обратные сигналы, он организует, руководит и мотивирует подчиненных. Поэтому многое зависит от его способности передавать информацию таким образом, чтобы достигалось наиболее адекватное восприятие данной информации теми, кому она предназначена.

Каждый сотрудник участвует ежедневно в процессе обмена информации в организации, и эффективность коммуникационного процесса влияет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.