Научная статья на тему 'Национальная нновационная система Великобритании'

Национальная нновационная система Великобритании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7776
1126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА ВЕЛИКОБРИТАНИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ / INNOVATIONS / NATIONAL INNOVATIVE SYSTEM OF GREAT BRITAIN / STATE INNOVATIVE POLICY OF GREAT BRITAIN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Махортова В.К.

В статье анализируются теоретические аспекты категории «национальная инновационная система» и современный уровень развития Великобритании. В практической части статьи исследуется национальная инновационная система, а также государственная инновационная политика Великобритании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF ECONOMIC SCIENCE

In the article are considered theoretical aspects of the category “national innovative system” and modern level of development of Great Britain. In the practical part of the article the national innovative system and the state innovative policy of Great Britain are analyzed.

Текст научной работы на тему «Национальная нновационная система Великобритании»

УДК 338, 338.23

НАЦИОНАЛЬНАЯ ННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

В. К. Махортова

В статье анализируются теоретические аспекты категории «национальная инновационная система» и современный уровень развития Великобритании. В практической части статьи исследуется национальная инновационная система, а также государственная инновационная политика Великобритании.

Ключевые слова: инновации, инновационное развитие Великобритании, национальная инновационная система Великобритании, государственная инновационная политика Великобритании.

Введение

В современном мире инновации играют решающую роль в конкурентной борьбе на мировом рынке. С целью развития инноваций любая развитая страна стремится создать эффективную национальную инновационную систему (далее - НИС). НИС - это широкое понятие, заключающее в себе целую систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Впервые, термин «национальных инновационных систем» был использован К. Фрименом в 1987 году, когда он хотел описать элементы и процессы японской инновационной системы. К настоящему времени ученые-исследователи сформулировали целый ряд определений, характеризующих категорию «НИС». Сопоставление и анализ имеющихся определений позволил вывести следующее определение. НИС - это социально-экономический институт, создающий условия для взаимодействия органов власти (государства) с научно-исследовательскими организациями и представителями бизнеса с целью воплощения знаний в инновациях и их дальнейшей коммерциализацией. Основными подсистемами НИС, выполняющими вышеуказанные функции, являются: система образования, производство продукции и услуг и инновационная инфраструктура [1, с.740].

Объект исследования - современные инновационные процессы в Великобритании.

Предметом исследования выступает инновационная деятельность Великобритании (специфика, характерные особенности).

Цель статьи заключается в обосновании значимости государственно-частного партнерства в инновационном развитии страны.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач: обобщение основных тенденций инновационного развития Великобритании, ее научно - технического потенциала и анализ характерных особенностей НИС Великобритании, а также проводимой государственной инновационной политики.

Методология работы основана на использовании общенаучных методов познания, а именно: обобщение, логический метод, анализ, а также метод экспертных оценок.

Актуальность исследования обусловлена высокой ролью инноваций в конкурентной борьбе на мировом рынке. Также, опыт инновационного развития Великобритании может быть частично применен при формировании и развитии НИС России.

Современный уровень научно - технического развития Великобритании

Великобритания входит в семерку мировых экономически развитых стран. В Европе, Великобритания обладает самым высоким научно - техническим потенциалом, занимая 2 место в мире после США по количеству Нобелевских премий [2]. Одними из самых значительных открытий Великобритании являются: структура ДНК, клонирование, суперпроводимость, радиоастрофизика, озоновая дыра, компьютерная томография.

Ведущими отраслями экономики на мировом уровне являются: электроника и

телекоммуникации (одна только British Telecom осуществляет около тысячи научно-исследовательских открытий в год), химия (фармацевтика, новые материалы, биотехнологии), аэрокосмическая промышленность (самолеты Coneord, самолеты вертикального взлета и посадки, радары, системы слежения за воздушным движением). Другими немаловажными развитыми отраслями экономики являются: транспортное машиностроение, пищевая промышленность, общее машиностроение, производство металлов и целлюлозно-бумажная промышленность. Промышленность Великобритании характеризуется высокой ролью добывающей отрасли. В последнее время происходит наращивание добычи нефти и газа на континентальном шельфе Северного моря. При этом нефтедобыча ведется с использованием самых современных технологий бурения.

В секторе услуг выделяются туризм и финансы, представленные: банковским сектором, страхованием, рынком производных финансовых инструментов (фьючерсы, опционы, глобальные депозитарные расписки), рынком облигаций (еврооблигации), валютным рынком (операции с евровалютами), финансовым лизингом, трастовыми операциями с зарубежными акциями, операциями с драгоценными металлами.

Обратимся к некоторым показателям экономического и инновационного развития Великобритании.

Расходы на научно-исследовательские открытия составляют свыше 2% ВВП в год, в том числе свыше 35% всех научно-исследовательских открытий финансируется государством [2].

В соответствии с ежегодным отчетом Международного Экономического Форума за 2012- 2013 гг., Великобритания [3, p.358-359]:

• занимает 8 место в мире (из 144 возможных) по Индексу Глобальной Конкурентоспособности (для сравнения: в 2010 - 2011 гг. по данному показателю Великобритания занимала 12 место из 139 возможных, а в 2011- 2012 гг. - 10 место из 142 возможных);

• занимает 10 место в мире (из 144 возможных) по уровню инновационного развития;

• занимает 3 место в мире (из 144 возможных) по качеству работы научно -исследовательских институтов;

• занимает 2 место в мире (из 144 возможных) по сотрудничеству университетов в области исследований и разработок, опережая тем самым США;

• занимает 6 место в мире (из 144 возможных) по доступности исследовательских и обучающих услуг.

Научно-технический потенциал Великобритании формировался на основе проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (далее - НИОКР) по трем направлениям: государственный сектор (проведение фундаментальных и прикладных исследований), сектор высшего образования (проведение фундаментальных исследований) и частный сектор (проведение прикладных исследований и разработок, коммерциализация новых технологий). В 1986 г. распределение по секторам исполнения НИОКР выглядело следующим образом (в %): правительственные лаборатории - 15,3, высшая школа - 13,7, частные фирмы, исследовательские публичные корпорации и лаборатории, исследовательские ассоциации - 84,3, прочие организации - 3,7 [4].

Одной из характерных черт инновационного развития Великобритании является милитаризация научных исследований. По доле военных исследований в общем объеме НИОКР Великобритания лидирует в Западной Европе и стоит на втором месте после США. По официальным данным в 70-80-х гг. прямые ассигнования на них составляли около 1/4 общих или около 1/2 государственных расходов на НИОКР [4].

Относительно интеллектуальных ресурсов, в 60-80 гг. в Великобритании темпы роста численности научных кадров опережали общий прирост трудовых ресурсов. Например, в период с 1971 г. по1981 г., доля инженерно-технических кадров в экономически активном населении возросла в 2,2 раза и составила 4,4% [4].

Также, в Великобритании уделяется большое внимание материально - технической

базе и информационному обеспечению исследований и разработок. Так, в 1987 г. в Великобритании затраты на строительство и приобретение оборудования и материалов составили более 1/2 общих расходов на НИОКР. Таким образом, доля материально-технической базы НИОКР в стоимости основных промышленных фондов возросла с 2,6% в 1968 г. до 6,7 в 1986г. [4].

Более того, Великобритания участвует во множестве международных проектов в сфере НИОКР Так, в 1970-1987 гг. на НИОКР, проведенные за границей, ассигновалось более 5%, а в отдельные годы и более 8% расходов государства на исследования и разработки [4]. Можно отметить, что в Великобритании наиболее высокая степень милитаризации заграничных НИОКР среди стран Западной Европы, которые сотрудничают в основном в гражданских областях науки и техники.

В конце 1983 г. Великобритания совместно с Францией, ФРГ, Италией и Бельгией подписали соглашение о научно-техническом сотрудничестве в создании реакторов -бридеров, что должно было сократить расходы по аналогичной программе в Великобритании на 1/3 за 1983-1986 гг. [4].

Великобритания является одним из основателей Европейской организации ядерных исследований (далее - ЦЕРН) и финансирует около 1/4 ее текущего исследовательского бюджета [4]. ЦЕРН является не только заказчиком оборудования, международной исследовательской лабораторией, но и является исследовательской школой для ученых и инженеров. Великобритания является третьим по величине вкладчиком в Европейскую организацию космических исследований (ЕСА) после Франции и ФРГ.

Особое значение для Великобритании имеют научно - исследовательские связи с США в военно-политической сфере. Соглашение от 1958 г. о сотрудничестве двух стран в использовании атомной энергии в целях "взаимной обороны" заложили основу милитаристской направленности научно-технического сотрудничества Великобритании и США. Также, ведется активное сотрудничество в разработке, изготовлении и эксплуатации ядерных реактивов на быстрых нейтронах с жидким металлом в качестве теплоносителя [4]. Другим немаловажным направлением англо-американского сотрудничества является аэрокосмос. Великобритания принимала участие практически во всех совместных с США западноевропейских проектах создания космической техники. Сюда входит разработка космических транспортных систем, программа создания спутника связи "Ариель", спутника для астрономических исследований в инфракрасных лучах, зонда для исследований ультрафиолетового спектра излучения [4]. Более того, английские специалисты играли ведущую роль в большинстве международных проектов США, осуществленных в 1958- 1983 гг.

Другим немаловажным партнером Великобритании в сфере НИОКР является Япония. В начале 80-х гг. Министерство торговли и промышленности Великобритании заключило ряд соглашений о сотрудничестве в разработке новейшей технологии с японской стороной в области робототехники, микроэлектроники и телекоммуникаций. Следует отметить, что соглашение о сотрудничестве между двумя странами в сфере телекоммуникаций создает базу не только для совместных научно-технических работ, организации производства в стране-партнере, но и для кооперации в поставке оборудования в развивающиеся страны, а также проведения единой политики в вопросах международных систем информации [4].

Также, Великобритания развивает научно - технические связи с бывшими доминионами, особенно с Австралией и Новой Зеландией. Так, в конце 70-х гг. австралийские фирмы получили доступ к результатам НИОКР, проводимых в ряде государственных научно-исследовательских учреждений Великобритании, на тех же условиях, что и английские фирмы [4].

Национальная инновационная система и инновационная политика Великобритании

Современная инновационная система Великобритании основывается на принципе,

когда наука является основой промышленного производства и главной производственной силой.

Основными целями создания национальной инновационной системы в Великобритании являются: обеспечение устойчивого экономического роста за счет производства наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью, увеличение доходов населения, создание дополнительных рабочих мест в производственной и научной сферах, повышение уровня жизни населения и увеличение бюджетных поступлений.

Целью инновационной деятельности является извлечение максимальной выгоды от использования имеющихся интеллектуальных ресурсов. Также, стоит отметить, что инновационный процесс представляет собой замкнутый цикл, состоящий из следующих элементов: продуктовые, ресурсные и финансовые ресурсы.

В общем, для НИС Великобритании характерны следующие три основные концепции, лежащие в основе понятия НИС [5, с.49-50]:

1. НИС рассматривается как совокупность институтов, деятельность которых направлена на производство и распространение инноваций. Данное определение означает то, что инновационные процессы реализуются в хозяйственной практике. Главным образом данная концепция акцентирует свое внимание на коммерческой природе инноваций, практической отдаче от научной деятельности. Появление нового продукта сопряжено с кооперацией и сотрудничеством множества хозяйствующих субъектов и экономических институтов между собой.

2. НИС рассматривается как комплекс сопряженных экономических механизмов и видов деятельности, которые обеспечивают инновационные процессы. Данное определение является более функциональным, однако не учитывает движущие силы инновационных процессов.

3. НИС рассматривается как составная часть национальной экономической системы, которая обеспечивает органическое встраивание инновационных процессов в поступательное развитие экономики и общества. Данное определение связано с институциональной концепцией и предполагает более глубокую сущность экономических отношений. Предполагается, что создание одних лишь инновационных структур не гарантирует успеха нововведений, для которых необходимо формирование адекватной экономической среды и социального климата, которые бы способствовали инновациям.

В настоящее время НИС Великобритании формируется и функционирует исходя из целей государственной макроэкономической политики, на основе существующей нормативно-правовой базы, которая обеспечивает реализацию вышеуказанной политики. Британская НИС состоит из следующих подсистем: подсистема образования и профессиональной подготовки, инновационная инфраструктура, подсистема генерации и распространения знания, производства товаров и услуг.

Подсистема генерации и распространения знаний является основой НИС Великобритании, системообразующим элементом. В рамках данной подсистемы выполняются фундаментальные исследования и прикладные разработки. Важной чертой инновационной системы Великобритании является высокая роль университетов и институтов в данной подсистеме. Институты и университеты выполняют значительный объем таких исследований.

В сфере интеллектуальной собственности, права на интеллектуальную собственность принадлежат университету, поэтому обязанностями вуза является отслеживание разработок, ученых и защита их прав. В случае коммерческого успеха в каждом вузе установлены права участников процесса по получению прибыли. Например, в университете Лафборо доход распределяется следующим образом: сначала погашаются вес затраты, которые были произведены при продвижении результата научной работы на рынок, затраты на патентование, маркетинговые мероприятия, подготовку бизнес-плана и затраты на командировки. Далее, доходы распределяются следующим образом: 50% получает изобретатель, 25% - факультет, 25% - офис коммерциализации [5, с.51].

Помимо продажи права пользования патентом в Великобритании распространены еще два вида коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности: оказание научно-исследовательских консультационных услуг промышленным предприятиям и создание «spin-out» компаний. Все процессы сопровождаются сотрудниками инфраструктуры поддержки инноваций. Данная структура обеспечивает консультационными услугами по вопросам договорных отношений, возможных источников финансирования, защиты интеллектуальной собственности, помощи в открытии бизнеса.

Институты поддержки инновационной деятельности могут выступать как в качестве структурных подразделений университета, так и быть самостоятельными организациями, созданными и финансируемыми университетом. Например, в университете Оксфорд существует компания «Айсис инновэйшэн», которая осуществляет деятельность по трансферту технологий и коммерциализацией результатов научных исследований. Данную компанию учредил и финансирует университет. «Айсис инновэйшэн» содействует ученым и исследователям в идентификации, оценке, защите и продвижении на рынок результатов исследований, которые обладают коммерческим потенциалом. Примечательно, что на самоокупаемость компания вышла только более чем через 10 лет после открытия (1997 г.) [5, с.51].

Также, в Великобритании существует множество объединений или сетей малых предприятий и агентств, деятельность которых направлена на информирование представителей бизнеса о состоянии различных отраслей экономики в данный момент времени, возможностях по привлечению дополнительных финансовых ресурсов и знакомство бизнес - сообщества с последними разработками и достижениями ученых и исследователей. О подобных мероприятиях университетское сообщество информирует различные структуры поддержки инновационной деятельности. Членство в таки сетях бывает как платным, так и бесплатным.

Несмотря на то, что средств от деятельности инфраструктуры поддержки инновационной деятельности университета недостаточно для обеспечения затрат на ее содержание, руководство университета все равно поддерживает данное направление из собственных средств, в том числе из средств, которые студенты платят за обучение. Таким образом, университет привлекает к себе ученых разного уровня, а также студентов. Последних, в свою очередь, привлекает возможность воплотить свои разработки в жизнь и убедиться в том, что результаты их научных исследований востребованы обществом.

Далее, перейдем к подсистеме инновационной инфраструктуры Великобритании. Данная подсистема представлена следующими основными элементами: бизнес -инкубаторы, инновационно - технологические центры, финансовые структуры, торговые и телекоммуникационные сети, система стимулов для осуществления инновационной деятельности. Можно отметить тенденцию к созданию глобальных систем инновационной деятельности. Финансовые структуры представлены венчурными фондами, которые финансируют не только завершающие стадии разработок, но и малые инновационные фирмы на начальных стадиях инновационной деятельности. Также, в Великобритании развита система грантов.

Относительно проводимой государством инновационной политики, можно отметить, что государство, главным образом, сфокусировалось на создании прозрачной и эффективной правовой базы для развития инновационной экономики и формировании соответствующей предпринимательской среды. Государство стало разрабатывать политику стимулирования инноваций.

Правительством Великобритании были опубликованы две Белые книги - «Превосходство и возможности - научная и инновационная политики Британии на 21 столетие» (2000 г) и «Государство инноваций» (2008 г). Эти книги направлены на ускорение и стимулирование инновационного развития страны, что необходимо для повышения производительности труда и повышения конкурентоспособности бизнеса. Согласно оценкам британских экспертов, одно

лишь эффективное использование информационных технологий может способствовать росту производительности труда на 40% [5, с.55].

Государством определены также приоритетные направления инновационного развития, а именно: медицинские технологии, перспективные сферы энергетики, наноэлектроника, новые материалы, защита коммуникационной инфраструктуры, биотехнологии, рациональное природопользование, интеллектуальные системы управления. Особое внимание уделяется инновационной деятельности в сферах, связанных с нефтедобывающей отраслью, а именно: геофизике, геохимии, сейсмологической разведке нефтяных месторождений, бурения, формирования сети эксплуатационных скважин сложной конфигурации, снижения вязкости тяжелой нефти. Другим важным направлением инновационной деятельности в Великобритании является создание технологий эффективной эксплуатации месторождений с трудноизвлекаемыми запасами нефти повышенной вязкости. Проводятся исследования по следующим направлениям: деятельность мозга и искусственный интеллект, прогнозы изменения глобального климата и климата в Европе, когнитивные исследования, комплексные проблемы старения населения, состояния здоровья, транспорта и финансов, информационно - коммуникационные технологии, креативные отрасли, услуги высокой стоимости, искусственная среда, система интеллектуального транспорта и услуг, автомобили с ультранизкой эмиссией углекислого газа.

Правительство Великобритании использует следующие рычаги воздействия: государственный заказ, снижение регулирующих надзорных и контролирующих функций, расширение налоговых льгот на научные исследования, разработки и внедрение. С 2000 по 2009 г. на эти цели британское правительство выделило 3 млрд. ф.ст. [5, с.56].

В Великобритании идет широкая государственная поддержка многочисленных научных центров и тех компаний, которые занимаются инновациями, престижными исследованиями и обеспечивают конкурентоспособность страны в мировом хозяйстве. Удельный вес в финансировании и выполнении общенациональных инновационных разработок в Великобритании снизился с 31,1% в 1999 г. до 29,5% в 2008 г. [5 с.56]. Но государство сокращает прямые бюджетные ассигнования на фундаментальные исследования. Зарубежные инвестиции в науку обеспечивают 25% расходов на научные исследования британских компаний [5 с.56]. Национальные власти выделяют в качестве приоритетов стимулирование повышения эффективности инновационной деятельности исследовательских центров, стремятся укрепить государственно-частное партнерство. В этой области применяется концепция создания технологических платформ, ориентированных на создание коммерческих инновационных продуктов и диверсификацию источников финансирования. В Великобритании было принято решение о направлении 1 млрд. ф.ст. на развитие пяти инновационных технологических платформ [5 с.56].

В Великобритании также развита практика создания научно - технологических центров - «партнеров» для совместных исследований в области инноваций. В настоящее время в Великобритании существуют 60 таких парков, включающих 1,7 тысяч компаний, осуществляющих инновационную деятельность преимущественно в области высоких технологий.

Также, летом 2009 г. в Великобритании была создана организация «Инфраструктура Великобритании», целью деятельности которой является повышение эффективности инноваций в сфере инфраструктурных проектов, в первую очередь в энергетике и транспорте.

Более того, в 2008-2009 гг. были опубликованы новые правительственные документы, содержащие антикризисные и посткризисные меры по регулированию и развитию экономики, а именно: «Государство инноваций» и «Структура инвестиций в науку и инновации». В данных документах содержатся рекомендации по активизации инновационной деятельности. В июне 2009 г. был сформирован инновационный фонд с

капиталом 150 млрд. ф.ст.[5, с.57].

Можно выделить и такое важное направление инновационной политики, как развитие «зеленой экономики», которая включает в себя программу сокращения выбросов парниковых зон, внедрение новых чистых технологий, переход к устойчиво низкому потреблению углеводородов, создание качественной надежной и доступной системы связи, широкополосной технологии передачи данных для всех потребителей.

В последнее время изменилась также роль энергетического фактора в экономике Великобритании. Ранее быстрому подъему британской экономики способствовал рост добычи нефти и газа на шельфе Северного моря. За счет этого покрывалось до 70% потребностей в энергетике страны. На природном газе производится 40% электроэнергии [5, с.58]. Несмотря на высокие расходы по добыче нефти и газа, Великобритания оказалась в более выгодном положении среди других развитых стран. Однако пик добычи нефти и газа уже пройден. По мере истощения месторождений и снижения добычи положительное влияние энергетического фактора на экономику Великобритании ослабевает. Поэтому особое внимание обращается на инновации в энергетической сфере, что может опять стать конкурентным преимуществом британской экономики.

Далее перейдем к системе финансирования науки и инновационной деятельности.

- Бюджетное финансирование

Согласно последним статистическим данным Управления национальной статистики Великобритании за 2008 год, общий объем бюджетных затрат правительства Великобритании в области науки, инженерной деятельности и технологий (Science, Engineering and Technology - SET) в 2005 - 2006 финансовом году составил 9,649 млрд. ф.ст. В эту сумму входит 365 млн.ф.ст. бюджетных ассигнований, предоставляемых ЕС правительством Великобритании на реализацию исследований и разработок (далее - ИР) в рамочных программах. Из всех затрат, определяемых показателем SET, 50% приходится на научно - исследовательские советы и ИР институтов высшего образования, 20% - на гражданские правительственные департаменты, 26% - на ИР Министерства обороны и 4% -вклад Великобритании в ИР ЕС [6]. В 2005 - 2006 гг. общий объем затрат по показателю SET по сравнению с предыдущим финансовым годом увеличился на 7%, а расходы по гражданским SET - на 11%. По оценкам на 2008-2009 гг., в результате глобального финансового кризиса общий объем затрат SET уменьшился и соответствовал уровню финансирования 2002 - 2003 гг.

- Инвестиционная программа в области науки и инноваций (2004 - 2014 гг.)

Департамент инноваций, университетов и профессиональной подготовки (далее -

DIUS) отвечает в правительстве за предоставление и распределение госбюджетных ресурсов, выделяемых на науку. Следует подчеркнуть, что правительство Великобритании за 10 лет (с 1997 по 2007 г.) увеличило бюджетные ассигнование на ИР более чем в 2 раза [6]. В 2008 г. DIUS совместно с Министерством финансов подготовили Инвестиционную программу по науке и инновациям на период 2004 - 2014 гг., которая делает акцент на необходимости долгосрочных инвестиций в научно - технологическую и инновационную сферу экономики страны. Основными целями Инвестиционной программы являются: создание более эффективной НИС, занятие лидирующего положения страны в области науки и инноваций, а также повышение эффективности бюджетных ассигнований.

- Финансирование научно - исследовательских советов

Научно - исследовательские советы ежегодно инвестируют в ИР около 2,8 млрд.ф.ст., покрывая практически все академические дисциплины - от медицинских и биологических наук до астрономии, физики, химии, инженерных и социальных наук, экономики, экологии, искусства, языка и культуры. Из этих средств, примерно 1,3 млрд.ф.ст. идет на финансирование исследований в университетах Великобритании [6]. Научно - исследовательские советы финансируют фундаментальные исследования, долгосрочные стратегические исследования мирового уровня, подготовку научных обзоров и прикладные исследования для бизнеса. Финансовые ресурсы предоставляются,

как правило, в виде грантов. Граты обычно предоставляются на период от трех до пяти лет. Институты данных советов могут находиться полностью в собственности того или иного совета, а также в собственности компаний, образованных в рамках университетов.

- Капитальный фонд финансирования крупных научных установок и оборудования (далее - LFCF)

Деятельность фонда контролируется и регулируется DIUS. В качестве поддержки фонд предоставляет научно - исследовательским советам инвестиционный капитал, учитывая, что советы не имеют права осуществлять капитальные затраты за счет бюджетных ресурсов, предоставляемых DIUS. Объем этих инвестиций составляет примерно 100 млн. евро в год [6]. Средства, предоставляемые LFCF, в основном идут на: строительство новых научных установок и оборудования (как на территории Великобритании, так и за рубежом), развитие или расширение существующих научных площадей и оборудования; модернизацию или замену существующих установок и оборудования. Финансовые средства предоставляются при условии включения научного оборудования и установок в специальный реестр «Дорожная карта крупных установок 2008».

- Инновационные инвестиции промышленных фирм

Расходы английского бизнеса на ИР составляют лишь одну треть их общих инвестиций на инновационную деятельность (по оценкам, бизнес Великобритании затрачивает ежегодно примерно 40 млрд. ф.ст. на различные операции, оборудование, инфраструктуру и маркетинг, которые являются необходимым условием инновационной деятельности.) [6]. Тем не менее, именно эти расходы являются важнейшим показателем инновационной деятельности в стране. Анализ инновационных инвестиций промышленных фирм показывает, что объем расходов зависит от размеров самих фирм: расходы растут пропорционально росту размера фирмы.

Далее перейдем к механизмам поддержки и финансирования малого и среднего и инновационного бизнеса.

В настоящее время механизмом стимулирования инновационной деятельности, проводимой малыми и средними предприятиями, является так называемая Инициатива научных исследований, проводимых малым бизнесом (Small Business Research Initiative -SBRI).

Основополагающими целями SBRI являются:

1. предоставление финансовой помощи (по оценкам, за 2007- 2008 гг. представители малого бизнеса получили около 47,7 млн. ф.ст.) [6];

2. содействие увеличению объемов расходов на ИР и создание новых рыночных условий;

3. создание потенциала для роста наукоемких стартапов.

Основной механизм финансирования - контракты, заключаемые на конкурсных условиях (стоимость контракта на срок не более шести месяцев не должна превышать 100 тыс. ф.ст.). Согласно правилам, для получения контракта фирма-заявитель должна продемонстрировать разработанную технологию и прототип инновационного продукта.

В условиях проводимой реформы к руководству программой SBRI подключаются, также, Министерство обороны и департамент здравоохранения.

Научно-исследовательские советы также принимают участие в формировании наукоемких фирм малого и среднего бизнеса, занимающихся инновационной деятельностью. Из предоставляемых госбюджетных средств научно - исследовательские советы выделяют 2,5% на финансирование проектов ИР, выполняемых университетами совместно с фирмами малого и среднего бизнеса на основе партнерства [6].

- Содействие росту акционерного капитала инновационных фирм

Одной из самых актуальных проблем малых и средних фирм, занимающихся наукоемким бизнесом, является дефицит акционерного капитала, вызванный, в частности, рисковым характером инновационной деятельности. По оценкам английских экономистов,

указанный дефицит акционерного капитала в среднем на одно предприятие находится в пределах от 250 тыс. до 2 млн. ф.ст. [6]. Так как частный капитал не может покрыть такой разрыв из собственных средств, правительство Великобритании использует так называемый «комбинированный капитал», складывающийся из государственных и частных средств. Лимитом финансирования со стороны государства является сумма в 2 млн. ф.ст. Имеется также и другое условие: частные фирмы должны предоставлять не менее 33% рискового капитала для покрытия дефицита акционерного капитала инновационной фирмы, а остальные 67% приходится на государственный сектор.

- Кредитные гарантии малому и среднему инновационному бизнесу

В связи с тем, что инновационным фирмам зачастую трудно получить кредит в виду высоких рисков, правительство Великобритании разработало программу «Кредитные гарантии малым фирмам» (Small Firms Loan Guarantee - SFLG). По данной программе правительство предоставляет гарантии в случае невыполнения фирмой условий кредитного договора. Правительство гарантирует полную или частичную выплату кредита, покрывает часть кредитной тарифной ставки и т.д. Фактически SFLG представляет собой совместное предприятие (далее - СП) между департаментом бизнеса, предприятий и реформы управления (Department for Business, Enterprise and Regulatory Reform - BERR) и рядом участвующих в этом СП кредиторов, которые управляют этим СП и осуществляют все коммерческие заемные операции. Премия по предоставленной гарантии составляет 2% от суммы займа и ежеквартально выплачивается заемщиком департаменту BERR. Таким образом, правительственная гарантия покрывает 75% стоимости займа. В 2007-2008 гг. SFLG было предоставлено 2619 займов (в 2006-2007 гг. - 3019) на общую сумму выплаты гарантий 207 млн. ф.ст. (в 2006-2007 гг. - 236 млн.ф.ст.). Средний размер займа составлял примерно 78 950 ф.ст. [6].

- Фонды раннего роста для инновационного бизнеса

Фонды роста на ранней стадии развития предприятий, или фонды «раннего роста» (Early Growth Funds - EGF), были созданы на основе правительственной программы по стимулированию рискового финансирования фирм, находящихся на начальном этапе развития (стартапы и развивающиеся фирмы). Основная цель программы - увеличить предоставление рискового капитала в небольших размерах (в среднем до 50 тыс.ф.ст., но не более 100 тыс. ф.ст.) для инновационного бизнеса [6]. Фонды управляются на коммерческой основе и включают финансовые средства частного сектора. Предоставляется финансовая поддержка не только стартапам, но и наукоемким фирмам, созданным при университетах, фирмам инновационно - активного бизнеса и другим наукоемким инновационным фирмам малого бизнеса.

- Региональные и национальные фонды венчурного капитала

По оценкам, в Великобритании самые высокие показатели по инвестициям венчурного капитала среди стран ЕС. Так, в 2006 г. объем инвестиций этого типа в ЕС составил 5,553 млрд. евро, а на долю Великобритании пришлось 1,784 млрд. евро, или 32%. Также, инвестиции бизнес-ангелов (частные инвесторы, вкладывающие деньги в инновационные стартапы на этапе создания на условиях возврата вложений и доли в капитале) в Великобритании - практически удвоились с 2003 по 2005 гг. с 14,1 до 28,9 млн. ф.ст. В настоящее время количество бизнес-ангелов в Великобритании варьируется от 20 тыс. до 40 тыс. В год бизнес-ангелы инвестируют около 4-6 тысяч проектов с объемом инвестиций от 0,5 млрд. до 1 млрд. ф.ст. Однако стоит отметить, что бизнес-ангелы финансируют проекты менее охотно, чем институциональные венчурные фонды (24 и 44% общего объема финансирования приходится соответственно на бизнес-ангелов и венчурных капиталистов). Региональные фонды венчурного капитала (Regional Venture Capital Funds - RVCF) осуществляют реализацию широкомасштабной программы Великобритании по финансированию рискового капитала (в среднем до 500 тыс. ф.ст. малому и среднему бизнесу) [6]. В настоящее время функционирует девять коммерческих RVCF. Целью данных фондов является извлечение прибыли.

- Капитальные фонды предприятий

Капитальные фонды предприятий (Enterprise Capital Funds - ECF) были созданы с целью покрытия дефицита предложений акционерного финансирования на рынке капитала Великобритании. Правительством Великобритании была оказана финансовая поддержка по созданию ECF совместно с частным сектором. Первые пять таких фондов были созданы в период 2006-2007 гг., а в 2007-2008 гг. - еще три фонда ECF. Все средства, полученные из государственного и частного сектора, были сосредоточены в специально созданной фирме с ограниченной ответственностью - «Капитал для предприятий» (Capital for Enterprise Ltd - CfEL), которая непосредственно и занимается финансированием акционерного капитала предприятий малого инновационного бизнеса. Порядок финансирования был утвержден в рамках ЕС. Правительство Великобритании предоставляет каждому из восьми указанных фондов более 25 млн. ф.ст., а частный сектор - более 50 млн. ф.ст. [6]. Согласно установленным правилам, общий объем инвестиций не должен превышать 2 млн. ф.ст. и должен идти только на финансирование акционерного капитала фирм.

- Налоговый кредит

Начиная с 2005 года, правительство Великобритании публикует ряд предложений по упрощению налогового кредитования для фирм, занимающихся ИР. Так, с конца 2008 г. начала действовать упрощенная схема налоговых льгот и денежного возмещения для малого и среднего бизнеса. Согласно данной схеме, были повышены ставки этого типа налогового кредита, которые еще больше возместят расходы фирм на ИР, снизив размеры налогового бремени на фирмы. Для крупных фирм эти ставки составляют 130%, а для малого бизнеса -175% от суммы расходов на ИР [6]. Данные меры повышают заинтересованность фирм в инновационной деятельности даже в условиях финансового кризиса. С 2000 по 2007 г. количество фирм, сделавших заявки на получение налогового кредита, возросло с 1790 до 6410. По оценкам департамента BERR, в 2005-2006 гг. было предоставлено более 6 тыс. таких кредитов, как крупным, так и малым фирмам. Для фирм малого бизнеса объем этих налоговых кредитов достиг 0,18 млрд. ф.ст., что составило в целом 18% от расходов фирм. Фирмы, которые осуществляют ИР с целью разработки и производства инновационных товаров и услуг, имеют право сделать заявку на получение 100%-й налоговой скидки на приобретаемые средства производства, используемые в процессе проведения ИР [6].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

В результате проведенного исследования была определена категория НИС, а также проанализированы современный уровень инновационного развития Великобритании, характерные особенности НИС Великобритании и национальной государственной инновационной политики.

В общем, НИС является сложной системой взаимосвязанных и взаимозависимых институтов (главным образом, это государство, частный сектор и система высшего образования), обеспечивающих эффективное инновационное развитие страны и коммерческую реализацию научных проектов и идей.

Развитие инноваций происходит по отраслевому, кластерному и территориальному типу. Важными элементами НИС Великобритании выступают государство и частный сектор. Именно эффективность государственно-частного партнерства определяет эффективность самой НИС. Огромное внимание уделяется системе высшего образования и высококвалифицированным кадрам, информатизации бизнеса и защите интеллектуальной собственности. Также, большое влияние оказывает степень открытости НИС, так как НИС страны в настоящее время формируется в условиях глобализации экономики, стремительного развития международного технического сотрудничества и внешнеэкономической деятельности в области торговли наукоемкой продукцией.

В настоящее время можно говорить о нескольких моделях научного и инновационного развития промышленно развитых стран. Одна из таких моделей

относится к Великобритании, США и Франции и предполагает занятие лидирующих позиций в научной сфере, реализацию крупномасштабных проектов, охватывающих все стадии научно - производственного цикла, отличается значительной долей научно -инновационного потенциала в военной промышленности.

Особенностью НИС Великобритании является возможность выделить следующие пять основных блоков: креативный блок (научные центры, университеты), блок трансферта технологий, систему финансирования, производственную инфраструктуру и систему подготовки кадров.

Говоря о государственной инновационной политике, можно отметить, что, в целом научно - технологическая и инновационная политика Великобритании реализуется через соответствующие департаменты, в первую очередь, через департамент инноваций, университетов и профессионального образования. Государство предпринимает ряд конкретных шагов для улучшения условий развития инноваций в стране, а именно: обозначение приоритетных направлений инновационного развития, государственный заказ, снижение регулирующих надзорных и контролирующих функций, расширение налоговых льгот, создание инновационных фондов и программ, содействие росту акционерного капитала инновационных фирм, предоставление кредитных гарантий малому и среднему инновационному бизнесу, предоставление «смешанного» финансирования.

Таким образом, Великобритания является успешным примером создания и развития эффективной НИС, а также проведения государственной инновационной политики. Более того, отмечается активная деятельность всех сторон инновационного процесса, направленная на поддержание лидирующих позиций и на дальнейшее развитие научно -технического потенциала, а также инновационного развития в стране.

In the article are considered theoretical aspects of the category "national innovative system" and modern level of development of Great Britain. In the practical part of the article the national innovative system and the state innovative policy of Great Britain are analyzed. Key words: innovations, national innovative system of Great Britain, state innovative policy of Great Britain

Список литературы

1. Махортова В.К. Опыт инновационного развития Швеции, Финляндии и России// Научное обозрение. 2013. №9. С.740-745.

2. Великобритания. Экономическое развитие. URL: http://www.bibliotekar.ru/rGeo/12.htm

3. The Global Competitiveness Report 2012-2013, Insight Report. - Geneva, 2012. - P.545.

4. Великобритания: научно - технический потенциал и перспективы развития. URL: http://www.km.ru/referats/59C2DBA0C4FA46938B4E9950B35DB05B#

5. Колесова В.П., Осьмова М.Н. Национальные инновационные системы: монография. М.: МАКС Пресс, 2011. С. 296

6. Киселев В.Н., Рубвальтер Д.А., Руденский О.В. Инновационная политика и национальные инновационные системы Канады, Великобритании, Италии, Германии и Японии. URL: http://np.tu-bryansk.ru/doc/any/10.pdf

Об авторе

Махортова В.К. - бухгалтер МБУ Централизованная бухгалтерия Комитета по образованию, vika.mahortova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.