Научная статья на тему 'Национальная культура народов Кабардино-Балкарии через призму творчества Х. Бештокова, А. Оразаева, Б. Утижева, Р. Ацканова'

Национальная культура народов Кабардино-Балкарии через призму творчества Х. Бештокова, А. Оразаева, Б. Утижева, Р. Ацканова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
135
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ / ПОЭТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гедгафова Эмма Мухадиновна, Гулиева Зухра Хасановна

В статье рассматриваются особенности образов мира в современной кабардинской лирике. Каждый художественный образ является индивидуальным носителем национального самосознания, национальной психологии, быта и этнокультуры. Выявлена необходимость сохранения наследия духовных «богатств», накопленных русской классической и кабардинской поэзией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальная культура народов Кабардино-Балкарии через призму творчества Х. Бештокова, А. Оразаева, Б. Утижева, Р. Ацканова»

"Культурная жизнь Юга России" 136 ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

№ 4 (63), 2016

3. Шовгенов М. Первые шаги // Годы, спектакли, судьбы. Майкоп, 1986.

4. Схаляхо А. Идейно-художественное становление адыгейской литературы. Майкоп,

1988.

5. Кедрина З. Введение в кн.: История советской многонациональной литературы, в 6 т. М., 1972. T. 4.

References

1. Shazzo K.G. Khudozhestvennyi konflikt i evolyutsiya zhanrov v adygskikh literaturakh [The art conflict and the evolution of genre in the circassian literatures]. Tbilisi, 1978.

2. Istoriya adygeiskoi literatury [The history of the Adyghe literature]. Maykop, 2002. Vol. 2.

3. Shovgenov M. Pervye shagi // Gody, spektakli, sud'by. Maikop [First steps // Years, performances, destiny]. Maykop, 1986.

4. Skhalyakho A. Ideino-khudozhestvennoe stanovlenie adygeiskoi literatury [Ideological and artistic formation of the Adyghean literature]. Maikop, 1988.

5. Kedrina Z. Introduction to the book: History of multinational Soviet literature, in 6 V. Moskow, 1972. Vol. 4.

УДК 008(470.64)

Э.М. ГЕДГАФОВА, З.Х. ГУЛИЕВА

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ТВОРЧЕСТВА Х. БЕШТОКОВА, А. ОРАЗАЕВА, Б. УТИЖЕВА, Р. АЦКАНОВА

Гедгафова Эмма Мухадиновна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры педагогики профессионального обучения и русского языка Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета (Нальчик, ул. Ленина, 1в), gedgafova17@mail.ru

Гулиева Зухра Хасановна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры педагогики профессионального обучения и русского языка Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета (Нальчик, ул. Ленина, 1в), zukhra.gulieva@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются особенности образов мира в современной кабардинской лирике. Каждый художественный образ является индивидуальным носителем национального самосознания, национальной психологии, быта и этнокультуры. Выявлена необходимость сохранения наследия духовных «богатств», накопленных русской классической и кабардинской поэзией. Ключевые слова: национальная культура, эстетический потенциал, морально-этические нормы, поэтический стиль, национальные традиции.

UDC 008(470.64)

E.M. GEDGAFOVA, Z.KH. GULIYEVA

NATIONAL CULTURE OF KABARDINO-BALKAR PEOPLE THROUGH THE WORKS OF KH. BESHTOKOV, A. ORAZAEV, B. UTIZHEV, R. ATSKANOV

Gedgafova Emma Mukhadinovna, PhD (philological sciences), chief lecturer of the department of pedagogics of professional education and the russian language of Kabardino-Balkarian state agrarian university (Nalchik, Lenina str., 1v), gedgafova17@mail.ru

Guliyeva Zukhra Khasanovna, PhD (philological sciences), chief lecturer of the department of pedagogics of professional education and the russian language of Kabardino-Balkarian state agrarian university (Nalchik, Lenina str., 1v), zukhra.gulieva@yandex.ru

Abstract. In the article the peculiarities of the world images in the modern Kabardian literature are considered. The very image is the individual bearer of the national self-consciousness, national psychology, mode

№ 4 (63), 2016 "Культурная жизнь региона"

and ethno-culture. The necessity of saving the heritage of cultural wealth, accumulated by Russian classical and Kabardian poetry, is revealed.

Keywords: national culture, esthetic potential, moral and ethic norms, poetry style, national traditions.

Последние десятилетия двадцатого века - это время значимых качественных изменений, которые происходили во всей отечественной литературе, в том числе и кабардинской. Каждая национальная картина мира строится не только изнутри себя, но и подвергается воздействию извне. В основе каждого художественного образа лежит особая, сходная с другими или отличная от них «модель мира», а любой национальный склад мышления закреплен в его словесности [1, с. 423].

Процессы восполнения культурной сферы этноса с конца 1940-х и вплоть до конца 1960-х годов шли не только путем естественного роста кадрового потенциала творческой интеллигенции, но и форсированно пополнялась молодыми именами. Тот уровень требований, который нужен был для «закрепления» автора в обойме активно публиковавшихся писателей, еще не гарантировал достаточного уровня их природной одаренности [6, с. 157]. Но здесь наблюдается уже приближение к подлинной зрелости. Таким образом, последующее развитие кабардинской литературы вообще и поэзии в частности показало, что массированное «вливание» новых имен в общий поток национальной культуры сыграло свою немаловажную роль: это один из случаев, когда количество диалектически обеспечило новое качество. С началом творческого пути ряда кабардинских поэтов связана вся дальнейшая прогрессивная эволюция национальной литературы - Х. Бештокова, А. Бицу-ева, А. Оразаева, Р. Ацканова.

Вхождение в кабардинскую поэзию вышеперечисленных авторов и их современников является переломным этапом ее эволюции. «Ученический», «донорский» этап развития кабардинской поэзии в целом и лирики в частности завершается выходом в свет стихотворных сборников авторов, пришедших в кабардинскую литературу в 1960-е годы. Эти книги реализовали накопленный к 1950-1960-м годам эстетический потенциал национальной мысли, явились окончательным шагом к национальной самобытности и самостоятельности, вернее, самозначимости эволюционного развития кабардинской поэзии. С середины 1970-х годов кабардинская поэзия вступила в совершенно новый этап своего развития. Национальная составляющая художественного мышления в целом становится несомненной доминантой в творчестве большинства адыгских авторов, исключая разве что наиболее одиозных из них [4, с. 102].

Заинтересованность миром реального человека со всеми его сложностями и атрибутами бытия всегда была характерна для Х. Бештокова («Земля отцов», «Нартские напевы», «Ракетодромы», «Пора роз»). Его сборники отличает композиционное единство. Впечатляющая сила и своеобразие созданных им поэтических образов, смелое обращение к ориентирам народной поэзии и современной мировой культуры поставили Х. Бешто-кова в совершенно особое положение в ряду кабардинских поэтов. Он показывал полную интегрированность своего мышления, связь эстетического мира не только с адыгским миром, но и с общечеловеческим. В его лирике реалии мировой цивилизации соседствуют с привычными для кабардинской поэзии объектами [3, с. 50].

Неоценимый вклад в современную национальную литературу внес драматург и писатель Б. Утижев («Весна воспоминаний», «Приговор сердца», «Эдип», «Древо желаний»). Его интересовали глубинные пласты, неисчерпаемое богатство человеческой души. Динамичность сюжета, выразительность и образность, острота и напряженность конфликта в сочетании с тонким лиризмом - отличительные черты стихов Б. Утижева. У него оригинальное сочетание прошлого, настоящего, будущего.

Основные вопросы, которые рассматривает в своем творчестве А. Оразаев, - это доброта, любовь, мужество, отношение к родному краю («Связь времен», «Мой край», «Сроки счастья»). Во всех его произведениях отражается небрежное, но оригинальное мироощущение поэта. Каждый художественный образ в лирике А. Оразаева является индивидуальным носителем национального самосознания, национальной психологии, быта

"Культурная жизнь Юга России"

№ 4 (63), 2016

и этнокультуры. Наследуя духовные богатства, накопленные русской классической и кабардинской поэзией, А. Оразаев находил свои решения проблем, которые волновали человека его времени. С большой поэтической силой он изображает союз человека и природы. Северный Кавказ является многонациональным регионом, где живут представители разных конфессий, различных культур, сложились разнонаправленные традиции художественного осмысления окружающего, но в одном мы едины - надо любить родную землю, уважительно относиться к старшим, всегда чтить свои традиции, обычаи.

Новый виток в развитии кабардинской поэзии можно связать с творчеством Р. Ац-канова («Пристанище», «После дождя», «Стихотворения»). Он является одним из тех, кто привел национальное стихотворение к гармонии - в идеологическом и философском планах. Р. Ацканова прежде всего волнуют морально-этические нормы и находящиеся в тесной связи с ними эмоциональные переживания [3, с. 120]. Для кабардинского поэта национальное видение мира - органичная для него система самовыражения. Начало творческого расцвета таланта Р. Ацканова можно отнести к концу 1980-годов, с пришедшим к нему ясным осознанием всеобщей связанности реалий и явлений объективного мира. С четким ощущением течения времени, всепроникающим лиризмом, когда все явления общественного, социального масштабного звучания раскрываются им сквозь призму собственного «я», что, в сущности, было главной ценностью его поэзии [5, с. 56].

Проблемы мира и человека, его связи с Вселенной всегда были в центре внимания философии и художественной литературы [2, с. 276]. Кабардинские поэты наиболее органично сумели выразить и индивидуальное, и национальное, и общечеловеческое в огромном многообразии их проявлений. Одним из важнейших достоинств представленного поколения следует отметить, что национальный мир в поэзии каждого из названных авторов предстает как феномен, открытый пространству общечеловеческого мира.

Совокупность обстоятельств, сложившихся к настоящему времени в кабардинской поэзии, позволяет нам говорить, что проблемы формирования и развития национальной культуры во всей широте ее спектра, можно отнести к сфере главных соотношений в современном обществе. Проблемный ряд вопросов, связанных с ним, тесно переплетается с общей проблематикой развития культуры и литературы всего российского сообщества, как одной из колоритных частей современной человеческой цивилизации.

Вышеперечисленные авторы тонко чувствуют время, не только его бег и необратимость, но и его веяния, заботы и тревоги. При всех индивидуальных различиях авторов объединяет общая идеология, единство взглядов на многие творческие проблемы и общность процесса их становления. Все они имеют не только достаточно высокое общее образование, но и сочетают профессиональное знание мировой художественной культуры с верностью своим национальным традициям. Это позволяет им свободно ориентироваться в идейно-тематической проблематике, обращаться к темам общемирового звучания и в то же время сохранять национальный колорит и собственный неповторимый поэтический стиль [3, с. 150]. Используя разнообразные литературные приемы, авторы передают сущность бытия, свое неповторимое видение мира во всем многообразии проблем, надежд и разочарований, а лирика, как самая яркая форма художественного откровения, стала в кабардинской литературе наиболее продуктивным средством выражения национального субстрата личности.

Литература

1.Арнаудов М. Психология литературного творчества. М., 1970.

2.Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М.,1975.

3. Гедгафова Э. Художественно-стилевые тенденции кабардинской поэзии 1970-1990-х годов. Нальчик, 2007.

4. Кашежева Л. Совершеннолетие пера // Очерки о творчестве писателей Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1968.

5.Мусукаева А. Ответственность перед временем. Нальчик, 1987.

6. Толгуров З. В контексте духовной общности. Нальчик, 1991.

№ 4 (63), 2016

"Культурная жизнь региона'

References

1. Arnaudov M. Psihologiya literaturnogo tvorchestva [Psychology of literary creation]. Moscow, 1970.

2. Bakhtin M. Voprosy literatury i estetiki [The questions of literature and esthetics]. Moscow, 1975.

3. Gedgafova E. Hudozhestvenno-stilevye tendentsii kabardinskoi poezii 1970-1990-kh godov [Artistically-style tendencies of Kabardian poetry of 1970-1990 years]. Nal'chik, 2007.

4. Kashezheva L. The majority of the pen // Essays about the creation of Kabardino-Balkarian writers. Nalchik, 1968.

5.Musukaeva A. Otvetstvennost' pered vremenem [The responsibility to time]. Nal'chik,

1987.

6. Tolgurov Z. V kontekste duhovnoi obsh'nosti [In context of spiritual community]. Nal'chik, 1991.

УДК 782: 94(479.24) Х.А. САДЫХЗАДЕ

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ОПЕРНОГО ЖАНРА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ (1908-2007)

Садыхзаде Хиджран Азизага кызы, кандидат искусствоведения, доцент, заведующая отделом театра Гимназии искусств (Азербайджан, Баку, пр-т Гусейна Джавида, квартал 506), mamedovtariyel@gmail.com

Аннотация. Рассмотрены вопросы развития музыкальных жанров и их места в общей музыкальной культуре Азербайджана с точки зрения дальнейшего развития духовной культуры общества. Ключевые слова: оперная музыка Азербайджана, западноевропейские традиции, музыкальная культура, общечеловеческая культура.

UDC 782: 94(479.24) KH.A. SADYKHZADE

PECULIARITIES OF FORMATION OF OPERA GENRE IN AZERBAIJAN (1908-2007)

Sadykhzade Khijran Azizaga, head of opera department at the gimnasium of arts (Azerbaijan, Baku, the prospect of Huseyn Javid, block 506), mamedovtariyel@gmail.com

Abstract. Issue of development of musical genres and their place in the general musical culture of Azerbaijan is important in terms of further development of spiritual culture of the society.

Keywords: Azerbaijan'soperamusic, Western European traditions, connection with the folk music, musical culture, common culture.

Развитие музыкальной культуры Азербайджана в XIX-XX веках характеризовалось усиленной интеграцией в мировую музыкальную культуру. В частности, было много попыток привнести в национальную музыку жанровое и интонационное своеобразие музыки Европы. Важное место в этом процессе занимает формирование оперного жанра, ставшего сегодня одним из показателей зрелости музыкального искусства, вносящего важный вклад в общемировое развитие культуры в целом.

Имя и деятельность корифея азербайджанского музыкального искусства Узеира Гаджибекова известно далеко за пределами страны. Уже в 1912 году он написал и в 1913 году поставил в Баку оперетту «Аршин мал алан». Она нашла сценическое вплощение во многих странах мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.