Научная статья на тему 'Национальная история и ее воплощение во французской большой опере'

Национальная история и ее воплощение во французской большой опере Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3341
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальная история и ее воплощение во французской большой опере»

Напев этого духовного стиха композитор использовал еще дважды: в симфонической сюите «Музыка к драме Л. Мея „Псковитянка"» (1877) и кантате «Стих об Алексии Божьем человеке» для мужского хора и симфонического оркестра (1878). Для воссоздания соответствующей исторической обстановки Н. А. Римский-Корсаков ввел подлинные напевы в оперы «Садко» и «Сказание о невидимом граде Китеже». В 4-й картине «Садко» используется эпический по характеру «Стих о Голубиной книге», который звучит в хоре калик перехожих, а во II действии «Сказания о невидимом граде Китеже» композитор цитирует поминальный стих «Да помянет Господи» в хоре нищей братии «Кормильцы вы, милостливые»3.

Следует отметить, что в обращении Н. А. Римского-Кор-сакова к жанру духовного стиха прослеживается единый подход. Композитор всегда использует подлинный напев как завершенную музыкальную тему, а затем определенным образом развивает ее, сохраняя при этом первоначальный художественный образ. Во всех вышеприведенных примерах духовный стих вложен в уста калик перехожих (нищей братии) — той социальной группы, в которой он бытовал в предшествующую эпоху.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Теплова И.Б. Духовный стих «Алексей Божий человек» в творчестве Н.А. Римского-Корсакова. URL: http://russkiydom.spb.ru/index. php/2011-06-06-14-36-30/9-l-r (дата обращения: 17.03.2012).

2 Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. М., 1982. С. 133.

3 См.: Бачинская Н.М. Народные песни в творчестве русских композиторов / под ред. Е.В. Гиппиуса. М., 1962. С. 88—89.

О. В. Жесткова, доцент кафедры истории музыки Казанской государственной консерватории им. Н. Г. Жиганова,

кандидат искусствоведения

Национальная история и ее воплощение во французской большой опере

Многие из опер, которые предназначались для Королевской академии музыки в Париже в течение нескольких лет

272

Материалы семинара

до и после Июльской революции, создавались на сюжет, основанный на социально-переломных событиях средневековой истории эпохи Возрождения. Романтическое искусство Франции проявило увлеченность кризисными моментами, когда были актуальны вопросы статуса нации. Такую увлеченность следует контекстуализировать с точки зрения европейского национализма и романтического историзма.

Проблема государственности получила наиболее наглядное воплощение в текстах либретто больших французских опер. Первым образцом этого жанра стала опера «Немая из Портичи» (1828) на либретто Э. Скриба и музыку Ф. Обе-ра. В основе сюжета лежит восстание неаполитанцев под предводительством рыбака Мазаньелло против испанских угнетателей, произошедшее в 1647 г. С этой оперы тема национальной трагедии становится основополагающей для большой оперы.

Исторически переломный момент отражен в опере «Вильгельм Телль» (1829) Дж. Россини (либретто Э. Жуи и И. Би) по мотивам одноименной пьесы Шиллера, где повествуется о рождении Швейцарии как нации в XIII в. Как и в «Немой из Портичи», здесь изображен бунт угнетенного народа против диктата иностранных правителей. Любви австрийки Матильды и швейцарца Арнольда препятствует национальный конфликт. Личное и политическое — не только параллельные сюжеты, которые переплетаются в драматической дилемме любви и долга, но и стремление героев достичь национальной самоидентификации.

Сотрудничество Скриба и Обера продолжилось в опере «Густав III» (1833). В либретто абсолютно точно указаны место (Стокгольм) и время действия (15 и 16 марта 1792 г.). Авторы снова прибегают к сюжетному взаимообогащению любовной линии (между королем-композитором Густавом и Амелией, женой его лучшего друга Анкарстрема) политическим заговором против короля. Хотя король и отказывается от грешных помыслов, предсказание мадам Арвидсон исполняется, когда Анкарстрем стреляет в него.

Проблема национальных, а также религиозных различий усиливается в либретто, которое Скриб написал для «Жидовки» (1835) Ф. Галеви. Действие происходит в Швейцарии во время Констанцского собора в 1414 г. и сосредоточено на трагической любви христианина Леопольда, который

из-за ненависти еврея Элеазара к христианам выдает себя за иудея, для того чтобы видеться с его дочерью Рахиль. Жертвенная смерть невинной Рахиль является следствием религиозной и национальной нетерпимости.

Проблеме угрозы национальной безопасности французского государства посвящена одна из ярчайших больших опер — «Гугеноты» (1836) на либретто Э. Скриба и музыку Дж. Мейербера. Сюжет произведения выстраивается вокруг массового убийства католиками гугенотов в Париже в Варфоломеевскую ночь 24 августа в 1572 г. и возвращается к теме сосуществования врагов, которые различаются не только по этническим, но и по религиозным признакам.

Таким образом, в приведенных примерах большая опера опирается на национальную историю, вдыхая жизнь в прошлое нации на разных художественных уровнях. Символическая роль большой французской оперы заключается в защите наследия нации как «сокровищницы» исторических примеров, формирующих национальное самосознание людей XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.