Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И ОБЫЧНОЕ ПРАВО'

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И ОБЫЧНОЕ ПРАВО Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗИТИВНОЕ ПРАВО / ОБЫЧНОЕ ПРАВО / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / НАЦИОНАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Доо Азията Маскыровна

Определяя взаимосвязь позитивного права и обычного права в правовой системе государства, автор рассматривает роль национальной интеллигенции в сохранении норм обычного права. Отмечается, что обычное право влияет на формирование идентичности национальной интеллигенции. Делается вывод о том, что для национальной интеллигенции приоритетными являются интересы, ценности, наследие своего народа, сохраняя которые, национальная интеллигенция может «скатиться» в национализм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL INTELLIGENTSIA AND CUSTOMARY LAW

Defining the relationship between positive law and customary law in the legal system of the state, the author examines the role of the national intelligentsia in preserving the norms of customary law. It is noted that customary law influences the formation of the identity of the national intelligentsia. It is concluded that for the national intelligentsia, the interests, values, and heritage of their people are priority, preserving which, the national intelligentsia can "slide" into nationalism.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И ОБЫЧНОЕ ПРАВО»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_1 _242 УДК 340.141

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И ОБЫЧНОЕ ПРАВО NATIONAL INTELLIGENTSIA AND CUSTOMARY LAW

ДОО Азията Маскыровна,

старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Института истории и права Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. г. Абакан, Республика Хакасия, Российская Федерация E-mail: dooaziyata@mail.ru;

Doo Aziyata Maskyrovna,

Senior Lecturer of the Department of State and Legal Disciplines Institute of History and Law Khakass State University them. N.F. Katanova, Abakan, Republic of Khakassia, Russian Federation. E-mail: dooaziyata@mail.ru

Краткая аннотация. Определяя взаимосвязь позитивного права и обычного права в правовой системе государства, автор рассматривает роль национальной интеллигенции в сохранении норм обычного права. Отмечается, что обычное право влияет на формирование идентичности национальной интеллигенции. Делается вывод о том, что для национальной интеллигенции приоритетными являются интересы, ценности, наследие своего народа, сохраняя которые, национальная интеллигенция может «скатиться» в национализм.

Abstract. Defining the relationship between positive law and customary law in the legal system of the state, the author examines the role of the national intelligentsia in preserving the norms of customary law. It is noted that customary law influences the formation of the identity of the national intelligentsia. It is concluded that for the national intelligentsia, the interests, values, and heritage of their people are priority, preserving which, the national intelligentsia can "slide" into nationalism.

Ключевые слова. Позитивное право, обычное право, правовая система, национальная интеллигенция, национализм.

Keywords. Positive right, common law, legal system, national intelligentsia, nationalism.

Дата направления статьи в редакцию: 02.11.2021

Дата публикации: 31.01.2022

Национальная интеллигенция как «люди одной национальности, связанные общностью национальных интересов, которые направлены на развитие национального самосознания, сохранение культурных ценностей и духовного наследия своего народа», [2, с. 6] могут принимать участие в определении вектора развития национальной политики государства, поскольку «наука, образование, культурно-просветительная деятельность» [1, с. 70] являются их основными сферами деятельности.

Достижение целей и задач, стоящих перед государством, возможно лишь при учете взаимосвязей позитивного и обычного права, причем для национальной интеллигенции важнейшим представляется именно последнее.

Дуализм правовой системы государства предполагает сосуществование в ней позитивного права и обычного права [11, с. 183; 9]. Поиск путей преодоления данного дуализма, выработка моделей их гармоничного сосуществования являются значимыми.

Функционирование и развитие позитивного и обычного права в рамках единого полиэтнического пространства приводит к неоднозначным последствиям. Речь может идти о конфликте норм прав, а также о том, что совокупность обычно-правовых норм может создавать условия, тормозящие модернизацию правовой системы государства и т.д.

Систематизация законодательства не приводит к искоренению обычно-правовых норм. В случае, когда не затрагивались государственные интересы, законодатель разрешал обычному праву регулировать некоторые сферы общественных отношений [13, с. 25]. Вместе с тем Российское государство проводило политику постепенного вытеснения обычаев [13, с. 28]. «Законодательство всегда неблагосклонно относилось к обычаю, - писал Г.Ф. Шершеневич, - вследствие близкой связи последнего идеей местной автономии, и постоянно стремилось выставлять на первый план указы, уставы и т.п. законодательные источники» [17, с. 79].

Однако даже в период Советской власти, когда обычаи были под запретом (гл. 11 УК РСФСР предусматривала преступления, составляющие пережитки местных обычаев [15]), не удалось уничтожить обычное право.

С одной стороны, народ как носитель национального культурного кода не забывал о неписаных правилах поведения, передавал их из поколения в поколение. В отличие от норм позитивного права, обычно-правовые нормы формируются «снизу», в целях удовлетворения потребностей конкретного общества [12, с. 52]. С другой стороны, и интеллигенция не переставала изучать сущность, содержание, специфику обычного права [7, с. 102-103]. Справедливо ученые пишут о том, что «уничтожить обычное право практически невозможно: оно либо само изживает себя, либо бороться с ним бессмысленно - нужны коренные изменения условий жизнедеятельности» [7, с. 102].

Результатом интеграции и унификации общественных сфер жизнедеятельности является регионализация, которая активизирует деятельность национальной интеллигенции по сохранению обычного права, культуры народа в целом.

Следует подчеркнуть, что национальная интеллигенция принимает непосредственное участие в сохранении норм обычного права, потому что обеспечение гарантий, благодаря которому народ будет успешно жить, сохраняя уникальность своей культуры, - это долг национальной интеллигенции. Конечно, «трансляция культурного наследия возможна лишь при условии, что субъект имеет представление о культуре своего народа и она лично значима для него» [4, с. 72].

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

Обычное право оказывает влияние на формирование идентичности национальной интеллигенции. Поскольку «нормы обычного права, перейдя на уровень психики, в конечном счете становились ментальной характеристикой этноса» [10, с. 13], постольку ценности обычного права становятся генетически взаимосвязанными с идеями национализма. Общественное происхождение обычно-правовых норм, фиксация в коллективном и индивидуальном сознании социальной группы, применение вследствие убежденности в обязательности их соблюдения, обеспечение применения мерами общественного принуждения [10, с. 10] создают условия, при которых национализм национальной интеллигенции приобретает устойчивые черты и особенности, отражающие исключительность именно коллектива (народа). Т.е. миссия национальной интеллигенции предопределена приоритетом общественных, а не индивидуальных интересов.

Необходимо сказать о том, что категория «национализм» многогранна, неоднородна и сложна. В зависимости от контекста в данное понятие могут вкладываться разные смысловые значения. В частности, «как психологический феномен, он восходит к чувствам фрустрации и относительной депривации, которые порождают агрессию и ведут к поиску «козлов отпущения». Как идеология национализм не представляет собой цельной концепции и может сочетаться с более крупными и развитыми идеологическими семьями, будучи идеологией «с разреженным центром». В наиболее общем ключе его можно рассматривать как идеологическую мобилизацию этнической/национальной идентификации в политических либо культурных целях» [14, с. 114].

Г. Кон писал о том, что «национализм - это состояние ума, убежденного, что высшей ценностью личности должно быть национальное государство» [8, с. 242].

На основании лояльности к тому или иному объекту и негативизму по отношению к другому объекту П.В. Осколков выделяет следующие типы национализма:

1) этнонационализм (предельная лояльность к своему этносу, негативизм по отношению к другой этнической группе);

2) гражданский национализм (национальное государство - нарушители гомогенности и другие национальные государства);

3) расизм (своя раса - чужая раса);

4) цивилизационный национализм (своя цивилизация - чужая цивилизация);

5) нативизм («свои» - «чужие») [14, с. 114].

Соответственно, рост национализма, чрезмерная активность национальной интеллигенции наблюдается тогда, когда наступает угроза изменения основ национальной идентичности человека. Чаще всего «проблемы, связанные с национальным самоопределением, национализмом и межнациональными противоречиями, возникают в периоды социальных трансформаций, революций» [5, с. 19]. Для многих людей сохранение национальной идентичности является экзистенциально значимой потребностью [6, с. 81].

По мнению Ю.Д. Гранина, характерная для интеллигенции социальная мобильность, критический потенциал, свободомыслие позволяют ей «служить либо своему государству, либо своему народу» [3, с. 149]. В случае, когда интеллигенция служит своему государству, речь идет о строительстве национального государства путем формирования нации «как лингвистически и культурно однородной гражданской общности посредством ассимиляции (в том числе и насильственной) лингвистически и культурно разных этносов в некое новое социокультурное целое» [3, с. 149]. Если интеллигенция служит своему народу, то необходимо говорить о строительстве нации, где сначала вырабатывается и распространяется идея нации, идеология культурной эмансипации своего народа, потом программы политической борьбы за национальную независимость от данного государства в целях обретения своего собственного государства [3, с. 149]. Интеллигенция является источником и распространителем этнонационализма [3, с. 153].

Центробежные тенденции деятельности национальной интеллигенции, связанные с «парадом» исключительности народов в многонациональном государстве, латентно приводят к мобилизации национальной идентификации национальной интеллигенции. Ведь переход национализма от «лояльности» к «негативизму», приводящий к столкновению принципов, ценностей культур народов, может создавать реальную угрозу единства и стабильности государства. К тому же «всякие резкие движения в области межнациональных отношений способны спровоцировать острую полемику, за которой нередко следуют действия деструктивного характера» [16, с. 104].

Без сомнения, доминирование позитивного права по отношению к обычному праву в правовой системе государства, санкционирование тех норм обычного права, которые не противоречат законодательству, и запрет тех, которые не соответствуют позитивному праву, - не решают данную проблему.

В государстве, где существует дуализм позитивного и обычного права, целесообразно выработать такую модель сосуществования, которая будет однозначно определять ценность человека, а не какого-либо народа. Причем у государства должна быть однозначная позиция. Очевидно, что, например, в правовом государстве не должно быть никаких оснований, дискриминирующих народы, в том числе по национальному критерию и т.д., но вопрос не в этом, а в том, что стратегия политики государства, в случае если провозглашаются в качестве высшей ценности человек, его права и свободы, должна быть направлена на создание реальных условий (во всех направлениях), при которых не будет никаких «скрытых побудителей» идей национализма.

Библиогра фия:

1. Артамонова Н.Я. Национальная интеллигенция Тувы и Хакасии в конце XIX - первой четверти XX века: теоретико-методологические аспекты проблемы // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2019. № 3 (37). С. 65-71.

2. Артамонова Н.Я., Троякова Ю.К. Культурная миссия национальной интеллигенции республик Тыва и Хакасия в современном полиэтническом пространстве. Абакан: ООО «Книжное издательство «Бригантина», 2018. 140 с.

3. Гранин Ю.Д. Национализм и интеллигенция // Вестник Российской академии наук. 2010. Т. 80. № 2. С. 147-154.

4. Гридина В.В., Петинова Т.М. Национальная идентичность молодежи как фактор сохранения культурных традиций в условиях многонационально-

го общества // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2019. № 1 (234). С. 68-78.

5. Дадашев А.А., Ордокова Ф.М., Лоов А.А. Нация и основные принципы исследования // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2018. № 3 (32). С. 19-23.

6. Данилов С.И. Национальная идентичность как одна из важнейших основ духовного здоровья личности // Информационные войны. 2013. № 3 (27). С. 80-86.

7. Дорская А.А. Историко-правовой анализ обычного права России // Обычное право России: теоретико-правовой и историко-правовой аспекты: монография / под ред. докт. юрид. наук, проф. Р.Л. Хачатурова. М.: Юрлитинформ, 2019. 472 с.

8. Кон Г. Азбука национализма // Проблемы Восточной Европы. 1994. №41-42. С. 242-287.

9. Леснова Н.И. Правовой дуализм в России XVIII - начала XX века: автореферат дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. Нижний Новгород, 2007. 21 с.

10. Медведева Т.Н., Никиташина Н.А., Доо А.М. Обычно-правовое регулирование семейных отношений у народов Южной Сибири. Абакан: Издательство ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», 2018. 96 с.

11. Медушевский А. Правовой дуализм в России и попытка его преодоления // Сравнительное конституционное обозрение. М.: Институт права и публичной политики. 2005. № 1 (50). С. 183-193.

12. Наумкина В.В. Обычай и обычное право в праве субъектов РФ (теоретико-правовой аспект) // Аграрное и земельное право. 2019. № 11(179). С.

52-53.

13. Наумкина В.В. Обычное право кочевых народов Восточной Сибири: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021. 223 с.

14. Осколков П.В. Феномен национализма: концептуализация и типологии // Современная Европа. 2020. № 3(96). С. 108-116.

15. Уголовный кодекс РСФСР: утв. ВС РСФСР 27.10.1960 // Консорциум кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: https://docs.cntd.ru/document/9037819 (дата обращения: 30.10.2021).

16. Филимонов А.Г. Национальный вопрос в современной России // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2017. № 2 (71). С. 99-105.

17. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права: Введение. Торговые деятели. Т. 1. 4-е изд. СПб.: Бр. Башмаковы, 1908. 520 с. // Викитека. URL: https://ru.wikisource.org/w/index.php?title=Файл%3AШершеневич._Курс_торгового_права._Т._I_(1908).pdf&page=84 (дата обращения: 28.10.2021).

References (transliterated):

1. Artamonova N.YA. Nacional'naya intelligenciya Tuvy i Hakasii v konce XIX - pervoj chetverti XX veka: teoretiko-metodologicheskie aspekty pro-blemy // Problemy social'no-ekonomicheskogo razvitiya Sibiri. 2019. № 3 (37). S. 65-71.

2. Artamonova N.YA., Troyakova YU.K. Kul'turnaya missiya nacional'noj intelligencii respublik Tyva i Hakasiya v sovremennom polietnicheskom pro-stranstve. Abakan: OOO «Knizhnoe izdatel'stvo «Brigantina», 2018. 140 s.

3. Granin YU.D. Nacionalizm i intelligenciya // Vestnik Rossijskoj akademii nauk. 2010. T. 80. № 2. S. 147-154.

4. Gridina V.V., Petinova T.M. Nacional'naya identichnost' molodezhi kak faktor sohraneniya kul'turnyh tradicij v usloviyah mnogonacional'nogo obshchestva // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1: Regionovedenie: filosofiya, istoriya, sociologiya, yurisprudenciya, politologiya, kul'turologiya. 2019. № 1 (234). S. 6878.

5. Dadashev A.A., Ordokova F.M., Loov A.A. Naciya i osnovnye principy issledovaniya // Kazanskij social'no-gumanitarnyj vestnik. 2018. № 3 (32). S. 19-23.

6. Danilov S.I. Nacional'naya identichnost' kak odna iz vazhnejshih osnov duhovnogo zdorov'ya lichnosti // Informacionnye vojny. 2013. № 3 (27). S. 80-86.

7. Dorskaya A.A. Istoriko-pravovoj analiz obychnogo prava Rossii // Obychnoe pravo Rossii: teoretiko-pravovoj i istoriko-pravovoj aspekty: mono-grafiya / pod red. dokt. yurid. nauk, prof. R.L. Hachaturova. M.: YUrlitinform, 2019. 472 s.

8. Kon G. Azbuka nacionalizma // Problemy Vostochnoj Evropy. 1994. №41-42. S. 242-287.

9. Lesnova N.I. Pravovoj dualizm v Rossii XVIII - nachala XX veka: avtoreferat diss. ... kand. yurid. nauk: 12.00.01. Nizhnij Novgorod, 2007. 21 s.

10. Medvedeva T.N., Nikitashina N.A., Doo A.M. Obychno-pravovoe regulirovanie semejnyh otnoshenij u narodov YUzhnoj Sibiri. Abakan: Izdatel'stvo FGBOU VO «Hakasskij gosudarstvennyj universitet im. N.F. Katanova», 2018. 96 s.

11. Medushevskij A. Pravovoj dualizm v Rossii i popytka ego preodoleniya // Sravnitel'noe konstitucionnoe obozrenie. M.: Institut prava i pub-lichnoj politiki. 2005. № 1 (50). S. 183-193.

12. Naumkina V.V. Obychaj i obychnoe pravo v prave sub"ektov RF (teoretiko-pravovoj aspekt) // Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2019. № 11 (179). S. 52-53.

13. Naumkina V.V. Obychnoe pravo kochevyh narodov Vostochnoj Sibiri: monografiya. M.: YUNITI-DANA, 2021. 223 s.

14. Oskolkov P.V. Fenomen nacionalizma: konceptualizaciya i tipologii // Sovremennaya Evropa. 2020. № 3(96). S. 108-116.

15. Ugolovnyj kodeks RSFSR: utv. VS RSFSR 27.10.1960 // Konsorcium kodeks: elektronnyj fond pravovoj i normativno-tekhnicheskoj dokumentacii. URL: https://docs.cntd.ru/document/9037819 (data obrashcheniya: 30.10.2021).

16. Filimonov A.G. Nacional'nyj vopros v sovremennoj Rossii // Nauchnyj vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'-yanova. 2017. № 2 (71). S. 99-105.

17. SHershenevich G.F. Kurs torgovogo prava: Vvedenie. Torgovye deyateli. T. 1. 4-e izd. SPb.: Br. Bashmakovy, 1908. 520 s. // Vikiteka. URL: https://ru.wikisource.org/w/index.php?title=Fajl%3ASHershenevich._Kurs_torgovogo_prava._T._I_(1908).pdf&page=84 (data obrashcheniya: 28.10.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.